Научная статья на тему 'Самостоятельная работа студентов вуза: современное состояние и проблемы'

Самостоятельная работа студентов вуза: современное состояние и проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3421
417
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ФОРМЫ / КОНТРОЛЬ / КАЧЕСТВО / INDIVIDUAL STUDENTS’ WORK / INDEPENDENCE / ORGANIZATION / FORMS / CONTROL / QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бугай Антон Юрьевич

Обосновывается и отражается необходимость обновления организации, форм и контроля качества самостоятельной работы студентов образовательных организаций высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бугай Антон Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article provides the foundation and stresses the necessity of development of the forms and quality control of independent work of students of educational institutions of higher education.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа студентов вуза: современное состояние и проблемы»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 377.111.3

ББК 4420.44 ГСНТИ 14.35.19 Код ВАК 13.00.08

Бугай Антон Юрьевич,

директор фонда, Общероссийская общественно-государственная организация «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России»; Российский государственный профессионально-педагогический университет; г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, и; e-mail: antre.antbu@yandex.ru.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ВУЗА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: самостоятельная работа студентов; самостоятельность; организация; формы; контроль; качество.

АННОТАЦИЯ. Обосновывается и отражается необходимость обновления организации, форм и контроля качества самостоятельной работы студентов образовательных организаций высшего образования.

Bugai Anton Yurievich,

Director of the Fond of the Volunteer Society for Cooperation with the Army, Aviation, and Fleet; Russian State Vocational Pe d-agogical University, Ekaterinburg, Russia.

INDIVIDUAL STUDENTS' WORK: MODERN CONDITIONS AND PROBLEMS

KEY WORDS: individual students' work; independence; organization; forms; control; quality.

ABSTRACT. The article provides the foundation and stresses the necessity of development of the forms and quality control of independent work of students of educational institutions of higher education.

Современное реформирование образования предполагает усиление индивидуального подхода и развитие творческих способностей у будущих магистров и бакалавров с опорой на самостоятельную работу, включение в образовательный процесс активных форм и методов обучения (Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования). Сегодня приоритетным в образовании становится создание условий для творческого развития личности. Умения систематизировать знания, находить нужную информацию - становятся важнейшими качествами современного специалиста любого профиля, которые не появляются сами по себе и не всегда формируются в процессе обучения.

В современной системе высшего образования делается акцент на интенсификацию образовательных процессов и применение активных и интерактивных методов обучения, позволяющих по-новому взглянуть на содержание профессионального образования [ю]. Данные методы становятся основой для самообразования и непрерывного образования человека. Интенсификация процессов обучения, переход на указанные методы обучения, при которых обучаемые должны «научиться учить самостоятельно», все более учитывают в образовательном процессе компонент самостоятельной работы. Соответственно, вопросы организации самостоятельной работы на современном этапе развития образователь-

ных организаций высшего образования приобретают особое значение [1, с. 28].

Сегодня самообразование является существенным условием общего успеха образования. Психология образования и самообразования изучает проблемы оптимизации их содержания, средств и методов в интересах эффективного формирования личности, подготовки ее к профессиональному труду, а также психологические условия успешного обучения и воспитания [8, с. 297].

Реализация в учебном процессе самостоятельной работы, обладающей творческой составляющей, приводит к повышению у студентов мотивации к обучению, активизации усвоения и закрепления полученных знаний, приобретению умений и навыков их профессионального практического применения.

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что организация самостоятельной работы студентов направлена на более полную реализацию задач обучения, формирование профессионально-значимых качеств личности специалиста, комплексное инновационное развитие системы образования. Следовательно, необходимо совершенствовать организацию самостоятельной работы студентов, формировать навыки самостоятельной учебной деятельности, обеспечить методическую помощь и контроль со стороны преподавателя, найти методы анализа результатов процесса усвоения учебного материала, разнообразить формы самостоятельной работы студентов [1, с. 28].

© Бугай А. Ю., 2014

Современные подходы к подготовке магистров и бакалавров предполагают увеличение объема и усиление роли самостоятельной учебной работы студентов. В свою очередь, это требует разработки полноценного методического обеспечения самостоятельных учебных занятий, а в более широком смысле - создание в образовательных организациях адекватной образовательной среды [4, с. 59].

Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Основными информационными образовательными ресурсами при обучении установлены учебно-методические комплексы (УМК), обеспечивающие эффективную работу обучающихся по всем видам занятий в соответствии с рабочим учебным планом направления подготовки. УМК в соответствии с программой дисциплины (учебного курса) должен обеспечивать: 1) организацию самостоятельной работы обучающегося, включая обучение и контроль знаний (самоконтроль, текущий контроль знаний и промежуточную аттестацию); 2) методическое сопровождение и дополнительную информационную поддержку (дополнительные учебные и информационно справочные материалы).

Рассматривая общедидактические, психологические, организ ационно-деятель -ностные, методические, логические и другие аспекты в исследованиях, посвященных планированию и организации самостоятельной работы студентов (Л. Г. Вяткин, М. Г. Гарунов, Б. П. Есипов, В. А. Козаков, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, Н. А. Полов-никова, П. И. Пидкасистый и др.) нами были изучены разные стороны исследуемой проблемы, особенно в традиционном дидактическом плане. Особое внимание было акцентировано на вопросах мотивационно-го, процессуального, технологического обеспечения самостоятельной познавательной деятельности студентов через разработку целостной педагогической системы, учитывающей индивидуальные интересы, способности и склонности обучающихся.

Анализ научной литературы, посвященной высшему образованию, позволяет выделить следующие формы организации самостоятельной работы студентов на кафедрах, преподающих базовые теоретические дисциплины [1, 3, 4, 5 и др.]:

- создание методических пособий управляющего типа, которые переводят обучение на компетентностную основу и содержат алгоритмы деятельности сту-

дента при изучении определенной дисциплины;

- организация студенческих научных кружков и/или проведение студенческих научных конференций, где будущие магистры и бакалавры представляют результаты своих исследований в виде докладов;

- организация учебной и проектной деятельности студентов и другие.

В отечественной психологии процессы обучения и развития не отождествляются, но в их соотношении подчеркивается ведущая роль обучения, создающего учащемуся зону ближайшего развития и способствующего выработке средств и способов ориентации в реальности. Психологическая составляющая обучения может рассматриваться как со стороны механизмов усвоения нового материала, так и со стороны организации оптимального хода усвоения соответственно поставленным целям и задачам [8, с. 299].

Рассмотрим этимологию понятия «самостоятельная работа студентов». Его основу составляет такое свойство личности, как самостоятельность. Самостоятельность -обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценки и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Самостоятельность личности связанна с активной работой мысли, чувств и воли. Эта связь двусторонняя: 1) развитие мыслительных и эмоционально-волевых процессов - необходимая предпосылка самостоятельных суждений и действий; 2) складывающиеся в ходе самостоятельной деятельности суждения и действия укрепляют и формируют способность не только принимать сознательно мотивированные действия, но и добиваться успешного выполнения принятых решений вопреки возможным трудностям [8, с. 410].

Самостоятельность - это способность ориентироваться на свои личностные позиции, принимать собственные решения и реализовывать их, независимость от ситуативных внешних воздействий [6, с. 404].

Самостоятельная работа студентов (СРС) - планируемая познавательная, организационно и методически направляемая деятельность, осуществляемая без прямой помощи преподавателя для достижения конкретного результата.

СРС - это многообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя в специально отведенное для этого аудиторное или внеаудиторное время. Эта особая форма обучения по заданиям преподавателя, выполнение которых требует активной мыслительной деятельности студента.

Взаимоотношение обучения и психического развития в отечественной психологии подробно исследовано Л. С. Выготским. Согласно его концепции психическое развитие индивида происходит более успешно, если обучение, как ранее нами упоминалось, осуществляется в «зоне его ближайшего развития» - ребенок под руководством взрослого должен выполнять то, чего он не мог бы выполнить самостоятельно, он должен обучаться, несколько опережая свои актуальные возможности [6, с. 279].

Самообразование - систематическая учебная деятельность, построенная на самостоятельном изучении какого-либо вопроса или проблемы с периодическими консультациями у специалиста или без них. Эффективность самообразования зависит от интеллектуальной развитости, а также от установок на учебную деятельность, от отношения к знаниям, от волевых и других качеств [2, с. 290].

Усилия педагога должны быть направлены не столько на формирование теоретических знаний и практических умений у обучающегося, сколько на развитие у него навыков самостоятельной работы, инициативы и активности, творческого начала. Следовательно, преподаватель должен не передавать учебную информацию, а грамотно организовывать самостоятельную работу студентов и в дальнейшем управлять ею [9, ю].

Управление - функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима функционирования, реализацию программы деятельности. Управление продуктивно, если определены критерии и показатели развития его объекта, разработаны методы достижения планируемых результатов. По отношению к отдельной личности управление может выступать в форме приказа, задания, разъяснения, стимулирования, воспитания, изменения условий деятельности и социального статуса [8, с. 535]. Вопрос об управлении СРС является одним из актуальных.

Структурно СРС можно разделить на две части: организуемая преподавателем и самостоятельная работа, которую студент организует по своему усмотрению, без непосредственного контроля со стороны преподавателя. В этой связи нужно сказать, что управление СРС - это, прежде всего, оптимизация процесса сочетания этих двух частей. Организуемая преподавателем СРС должна составлять не менее 20% от общего времени, выделяемого по учебному плану на самостоятельную работу.

СРС, с одной стороны, способствует эффективному усвоению знаний и овладению способами деятельности, входящими в содержание обучения определенному пред-

мету, с другой стороны, удовлетворяет потребность студентов в самосовершенствовании по предмету за пределами обязательного программного материала, а также после окончания учебного заведения.

Аналогичным по актуальности является вопрос контроля СРС, который должен быть регулярным, объективным с достоверной оценкой качества и «количества» усвоенного материала. Формы контроля могут быть самыми разнообразными, в частности на практике успешно применяются следующие: проверка тетрадей для самостоятельной работы, собеседование со студентами, защита собственной точки зрения, письменный опрос, тестирование, самоконтроль. Эффективными следует считать такие формы контроля знаний как: оперативность, информативность и технологичность [3, с. 71]. Контроль в СРС не должен быть самоцелью для преподавателя, а прежде всего -стать мотивирующим фактором образовательной деятельности студента [7, с. 112].

Для оптимизации отдельных видов самостоятельной работы студентов в вузе, необходимо создать условия для проявления студентами высокой активности, самостоятельности и ответственности в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности.

Уменьшение числа аудиторных занятий в пользу самостоятельной работы не решает проблемы повышения или даже сохранения на прежнем уровне качества образования, ибо снижение объемов аудиторной работы совсем не обязательно сопровождается реальным увеличением самостоятельной работы, которая может быть реализована в пассивном варианте.

В стандартах высшего профессионального образования на внеаудиторную работу отводится не менее половины бюджета времени студента - 27 часов в неделю в среднем за весь период обучения. Это время полностью может быть использовано на самостоятельную работу. Кроме того, большая часть времени, отводимого на аудиторные занятия, так же включает самостоятельную работу. Таким образом, времени на самостоятельную работу в учебном процессе вполне достаточно, вопрос в том, как эффективно использовать это время.

На основе самостоятельной работы студентов возможны два основных направления построения учебного процесса. Первый - это увеличение роли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий. Реализация этого пути требует от преподавателей разработки методик и форм организации аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов и улучшение качества подготовки. Второй - повышение активности

студентов во внеаудиторное время. Повышение активности студентов при работе во внеаудиторное время связано с рядом трудностей. В первую очередь это неготовность к нему как большинства студентов, так и преподавателей, причем и в профессиональном, и в психологическом аспектах. Кроме того, существующее информационное обеспечение учебного процесса недостаточно для эффективной организации самостоятельной работы.

Главная задача организации СРС заключается в создании психолого-дидактических условий развития инициативы и мышления на занятиях любой формы. Основным принципом организации СРС должен стать перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли студента к такой организации учебного процесса, когда актуализируются процессы познавательной активности студента с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач.

Цель СРС - заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить студенту умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию. Для этого необходимо научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией.

Рассмотрим способы повышения эффективности различных форм СРС:

- изучение научной литературы. Данная форма работы наиболее часто выполняется студентами и может преследовать цель как самостоятельного ознакомления с определенной темой, так и углубленного изучения тем, рассмотренных на лекции. Эффективность этой работы непосредственно связана с возможностью контроля за ее выполнением;

- конспектирование, которое не просто заставляет студента знакомиться с научными работами, но требует развития способности выделять главное из прочитанного материала, четко формулировать основную идею, кратко излагать соответствующие научные положения;

- составление каталога журнальных статей;

- написание реферата. Эффективность этой формы СРС может колебаться от очень высокой до полной бесполезности в зависимости от качества её организации;

- составление схем и таблиц. Такая работа позволяет наилучшим образом систематизировать полученные знания;

- анализ учебной литературы, который предполагает не только получение ин-

формации, но и сопоставление данных, полученных из разных источников и др.

Среди заданий, выполнение которых требует творческого подхода, можно выделить и другие: пояснить смысл высказывания известного философа или ученого; составить кроссворд из терминов, относящихся к изучаемой теме; составить задачу по изучаемой теме.

К числу распространенных видов внеаудиторной СРС относится подготовка и написание рефератов, докладов, очерков и других письменных работ на заданные темы.

Многообразие существующих форм СРС, а также необходимость повышения их эффективности ставит перед преподавателем задачу выбора оптимального соотношения этих форм [5, 9 и др.].

При этом, следует учитывать, что самостоятельная работа студентов эффективна лишь в том случае, если она направлена на достижение определенной цели и подвергается самоконтролю.

В целом, следует отметить, что решающая роль в организации СРС, на наш взгляд, принадлежит преподавателю, который должен работать не со студентом «вообще», а с конкретной личностью, с её сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. Следовательно, задача преподавателя -увидеть и развить лучшие качества студента как будущего специалиста высокой квалификации. В данной связи закономерен вопрос о качестве данного вида образовательной деятельности.

В соответствии с требованиями стандартов и директив Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ЕЫС^А), все виды деятельности образовательной организацией применительно к качеству заключаются в «гарантии качества в образовании». Декомпозицию данной деятельности в отношении СРС можно представить следующими направлениями [ю]:

- планирование качества, то есть деятельность, направленная на формирование стратегии, политики и связанных с ними целей и требований по качеству СРС;

- управление качеством, то есть применение определенных методов и видов деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству СРС;

- обеспечение качества, включение в работу образовательной организации, методов и видов деятельности, направленных на создание уверенности в том, что требования к качеству СРС будут выполнены;

- улучшение качества, то есть включение таких видов деятельности, которые обеспечивают выполнение требований по

улучшению качества деятельности образовательной организации, при этом требования могут относиться к любым аспектам данной деятельности: результативность, эффективность, прослеживаемость и др.;

- оценка качества, то есть включение диагностических процедур по оценке СРС, которые направлены на подтверждение того, что требования к качеству данного вида образовательной деятельности выполнены (или не выполнены).

Таким образом, СРС, как важнейший вид образовательной деятельности имеет

ЛИТЕРАТУРА

1. Бирюкова И. В. Организация и контроль качества самостоятельной работы студентов-бакалавров при изучении курса биохимия человека / И. В. Бирюкова // Наука и Мир. - 2014. - № 4. С. 28-30.

2. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. / С. М. Вишнякова. М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.

3. Губайдулина Р. X., Логвинова Н. А. Организация и контроль самостоятельной работы студентов. / Р. X. Губайдулина, Н. А. Логвинова // Современные наукоемкие технологии - 2006. № 7. С. 71.

4. Губарева А. Е. Современные формы организации самостоятельной работы и контроля знаний студентов ВУЗов. /А. Е. Губарева //Высшее образование сегодня. - 2009. № 10. С. 59-62.

5. Давыдова М. Л., Шанин А. А. Самостоятельная работа студентов: формы и методы контроля, средства повышения эффективности. / М. Л. Давыдова, А. А. Шанин // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2005. № 4. С. 10-12.

6. Еникеев М. И. Психологический энциклопедический словарь. / М. И. Еникеев. М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006. - 560 с.

7. Крепова С. Н. Тестирование как форма организации и контроля самостоятельной работы студентов. / С. Н. Крепова // Вестник Алтайской академии экономики и права -2010. № 3. С. 111-113.

8. Коропухина В. Н., Смирнова М. Н., Гордеева Н. О., Балабанова Л. М.; Под общей ред. Неймера Ю. Л. Психологический словарь/авт.-сост. / В. Н. Коропухина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева, Л. М. Балабанова; Под общей ред. Ю. Л. Неймера. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 640 с.

9. Третьякова Н. В. Оценка качества работы преподавателя на основе методики многомерного анализа его деятельности / Н. В. Третьякова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2011. - № 11 (81). - С. 151-155.

10. Федоров В. А. Качество профессионально-педагогического образования / В. А. Федоров // Образование и наука. - 1999. - № 2 (2). - С. 189-198.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Ю. Н. Галагузова.

разнообразные виды и формы. Для обеспечения эффективности и качества данного вида образовательной деятельности, необходимо обновить ее формы, а также реализовать требования, предъявляемые к качеству СРС, заключенные в планировании, управлении, обеспечении, улучшении и оценке СРС, предъявляемые как к образовательной организации в целом, так и к деятельности каждого ее преподавателя, в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.