РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ СОЗДАНИЯ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ
МАКСИМЧЕНКО Т.В., ТИТКОВСКИЙ В.А., УВАРОВА Н.М.
Статья посвящена проблемам создания методического обеспечения аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов в условиях перехода образовательных учреждений СПО на реализацию новых ФГОС. Поиск подходов к решению данных проблем педагогические коллективы колледжей пока осуществляют эмпирически.
Article is devoted to problems of creation of methodical support independent work of students in auditorium and out of auditorium in the conditions of transition of educational institutions SPO to realization new FSES. The search of educational approaches to the decision of the given problems pedagogical collectives of colleges are carrying out empirically at this stage.
Переход образовательных учреждений СПО на реализацию новых, разработанных на компетентностной основе ФГОС, предполагает качественное изменение образовательного процесса и принципов его организации [1]. В основу создания примерных программ общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей (ПМ) кладется организация самостоятельной работы студентов (СРС). Речь идет не о формальном увеличении числа часов на самостоятельную работу, а переходе к ее продуктивной организации, что сделает обучение студентов в учреждениях СПО личностным, деятельностным и глубоко осмысленным.
На сегодняшний момент педагогической наукой накоплен большой пласт исследований, посвященных планированию и организации самостоятельной работы студентов (Л.Г. Вяткин, М.Г. Гарунов, Б.П. Есипов, В.А. Козаков, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, И.П. Пастухова, П.И. Пидкасистый и др.). В них рассмотрены общедидактические, психологические, организационно-деятельностные, методические и другие аспекты этой работы (особенности ее планирования, организационные формы и методы, средства контроля процесса и результатов и др.). Вместе с тем, организация СРС остается одним из наиболее проблемных мест в практике учреждений СПО [2].
Анализ практики обучения в техникумах и колледжах позволил нам выявить ряд противоречий, которые порождают ключевые проблемы построения обучения на основе самостоятельной учебной деятельности. Первая группа противоречий и проблем проявляется очень ярко при переходе школьников в статус студентов и связаны с необходимостью обретения ими самостоятельности (таб.1.).
Таблица 1. Противоречия и проблемы перехода школьников в статус студента.
Противоречие Проблема
Между низким уровнем ответственности школьника за результаты и процесс обучения и необходимостью самостоятельно отвечать за результаты и процесс добывания знаний в позиции студента Принятия студентом ответственности за процесс обучения и его результаты
Между размеренной, «спланированной» монодеятельностью, характеризующей обучение в школе и ростом интенсивности процессов профессионального и общеобразовательного обучения в учреждениях СПО Самоорганизации студентов
Между несформированностью навыков самостоятельной учебной деятельности у школьников (постановка учебных целей, ее планированием и др.) и необходимостью проявлять самостоятельность при решении всего спектра задач учебной деятельности (от целеполага-ния до рефлексии).
Включения студентов в продуктивную учебную деятельность
Данные противоречия усугубляются в связи с введением новых ФГОС, предполагающих изменение роли студента с позиции обучаемого на обучающегося. В условиях, когда большое число студентов не готовы взять на себя ответственность в обучении (не ставят учебные цели и др.), руководствуются внешними мотивами осуществления учебной деятельности (получения поощрения или избегания неприятностей) перед педагогами стоит нелегкая задача создания системы СРС для своей дисциплины, профессионального модуля (ПМ) или междисциплинарного курса (МДК). Однако решить данную задачу без преодоления противоречий, связанных с педагогическими стереотипами организации СРС, не представляется возможным. На сегодняшний момент большинство педагогов учреждений СПО не верят в способность студентов к самостоятельному обучению и либо акцентируют усилия на организации аудиторной самостоятельной работы (под своим непосредственным контролем), либо строят ее на основе домашних заданий репродуктивного характера. При этом методические разработки преподавателей изобилуют описанием подробных алгоритмов осуществления учебных действий, следуя которым студенты не испытывают затруднений при выполнении заданий. Тем самым, осуществляется подмена учебной деятельности рутинным заучиванием учебного материала или деятельностью по образцу.
В отдельных случаях, организацию самостоятельной учебной деятельности студента характеризуют черты хаотичного процесса самообразования индивида, осуществляемого им по «собственному произволу» методом «проб и ошибок». В этом случае педагоги предоставляют студентам полную свободу в выполнении заданий, не задавая необходимых ориентиров и не оценивая объективно исходный уровень готовности студентов к осуществлению СРС.
Для того чтобы СРС смогла стать целенаправленной, систематической, управляемой, а самое главное - продуктивной должны быть решены проблемы:
- нормативно-методического обеспечения СРС;
- подготовки педагогов к реализации СРС;
- создания комплексного методического обеспечения самостоятельной учебной деятельности.
Обеспечение педагогов средствами организации нового типа образовательного процесса позволит им более продуктивно освоить новую позицию - педагога организатора учебной деятельности (тьютора). Новое комплексное методическое обеспечение должно при этом наиболее полно обеспечивать организацию и сопровождение самостоятельной учебной деятельности студентов, давая им «инструменты» для планирования, осуществления и самодиагностики процесса и результатов собственной учебной деятельности.
Для разработки подобного методического обеспечения педагогу необходимо:
- определиться в понимании ключевых характеристик СРС применительно к организации компетентностно-ориентированного образовательного процесса в колледже;
- определить требования к качеству процесса и результатам СРС;
- определить оптимальное соотношение между аудиторными и внеаудиторными видами самостоятельной работы студентов, на основе учета особенностей в ее организации;
- разработать модель организации СРС по дисциплине или МДК, по разделу и теме;
- создать методические разработки, раскрывающие методики предполагаемой СРС;
- разработать средств диагностики эффективности СРС и оценки уровня сформированности
компетенций студентов в области самообразования и выстраивания траекторий самообучения (постановки учебных задач, планирования процесса самообучения, осуществления самоконтроля за результатами такого обучения и др.) и др.
На сегодняшний момент (в условиях отсутствия рекомендаций по организации самостоятельной работы студентов для колледжей Москвы) педагогические работники решают данные вопросы эмпирическим путем, опираясь на собственный опыт и общедидактические принципы организации СРС. Педагогический коллектив Кунцевского радиомеханического техникума не стал исключением.
В рамках экспериментальной работы по разработке вариативной части ОПОП для специальности 210413 Радиоаппаратостроение педагоги техникума столкнулись с необходимостью проектирования системы самостоятельной работы студентов в рамках создания примерных и рабочих программ профессиональных модулей и дисциплин. Так, осуществив анализ потребностей работодателей и определив перечень востребованных работодателей компетенций, не вошедших в ФГОС, педагогами колледжа был составлен перечень востребованных умений и отобрано учебное содержание, аккумулируемое в разделах и МДК профессиональных модулей и дисциплин. Одним из таких курсов стал МДК «Технология настройки и регулировки радиотехнических систем, устройств и блоков», разработанный в рамках профессионального модуля «Настройка и регулировка радиотехнических систем, устройств». Большинство из учебных элементов данного МДК должно быть освоено студентом на третьем уровне освоения, что требует организации СРС продуктивного типа.
Для ее организации был определен перечень практикоориентированных заданий, лабораторных и практических работ, видов профессиональной деятельности, осваиваемых в ходе производственной практики. В перечень лабораторных работ вошли:
- исследование свободных колебаний в контуре,
- исследование параметров и характеристик последовательного колебательного контура,
- исследование параметров характеристик параллельного колебательного контура,
- исследование характеристик связанных контуров,
- исследование параметров фильтров типа «К»,
- исследование фильтров сосредоточенной избирательности и др.
Перечень практических занятий составили следующие работы:
- расчет характеристик колебательных контуров, конструктивных расчет элементов,
- расчет параметров электрического фильтра, конструктивный расчет элементов схемы,
- расчет характеристики длинных линий,
- расчет эксплуатационных характеристик волноводов,
- аппроксимация характеристик нелинейных элементов.
Определение тематики данных работ задало содержательную основу организации самостоятельной работы по МДК. Для решения вопросов организации СРС за основу была взята модель процесса подготовки студентов к осуществлению самостоятельной работу. Она включает мотивационный, диагностический, деятельностный и рефлексивные блоки (рис. 1.)
Рисунок 1. Процесс подготовки студентов к осуществлению самостоятельной учебной деятельности
Каждый из блоков нашел свое отражение в методическом обеспечении организации СРС. Так структурными элементами методического обеспечения стали: информационный, исполнительский и контролирующий.
1. Информационный блок содержит:
- определение целей выполнения учебной деятельности (что будет уметь и знать студент по окончании ее выполнения);
- этапы осуществления СР;
- разъяснения для студентов о системе оценивания его самостоятельной работы;
- теоретический материал, включающий обязательный для изучения блок и дополнительную информацию (форма представления теоретического материала в зависимости от особенностей изучаемой темы варьируется и может быть представлена учебным пособием или электронным конспектам лекций с приложением хрестоматийных материалов и др.);
- методические указания по его освоению.
2. Исполнительский блок содержит пакеты типовых и проблемных заданий (комплексных и ситуационных задач 2-3 уровней усвоения (в некоторых случаях, с описанием алгоритма их решения или разбором решения типовой задачи), методические указания к выполнению лабораторных и практических работ и др.) Особенностью элементов данного блока является реализация проблемно-рефлексивный подход к построению их содержания. Задания ориентированы на организацию продуктивной самостоятельной деятельности студентов, при которой знания не даются в готовом виде, а «открываются» обучающимися самостоятельно в процессе работы с учебно-профессиональными ситуациями. Ведущими типами задач являются:
4
Профессиональное образование. Столица | № 02 2011
задачи на рефлексию профессиональной деятельности; познавательные учебные задачи (репродуктивные и творческие) [3]; проектно-конструкторские; коммуникативные и исследовательские задачи.
3. Контролирующий блок, содержащий средства самодиагностики входные и выходные контрольные теоретические тесты и специальные задачи различной степени сложности, а также методические указания к проведению контроля, критерии оценки результатов выполнения работ. Например, критериями для оценки контрольной работы служат:
- точность ответа на поставленный вопрос;
- раскрытие (определение) рассматриваемого понятия (определения, проблемы, термина);
- четкость структуры работы;
- самостоятельность, логичность изложения;
- наличие выводов, сделанных самостоятельно.
При организации обучения по МДК «Технология настройки и регулировки радиотехнических систем, устройств и блоков» СРС обеспечена наряду с банком разноуровневых заданий, методическим комплексом, созданным на основе использования информационных технологий [4]. В его состав включено руководство по изучению МДК для студентов, график выполнения самостоятельной работы, глоссарий и список сокращений и аббревиатур, электронный конспект лекций, раздаточные материалы, методические разработки лабораторных и практических работ, несколько обучающих программ (например, программа «Исследование радиотракта приемника»), рабочая тетрадь, методические рекомендации по выполнению курсового проекта, перечень основной и дополнительной литературы. Данный методический комплекс наряду с формированием профессиональных компетенций, направлен на развитие общих компетенций (заявленных в качестве цели освоения профессионального модуля «Настройка и регулировка радиотехнических систем, устройств») и создает условия для формирования у студентов опыта:
- организации собственной деятельности, выбора типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценивания их эффективности и качества;
- принятия решения в стандартных и нестандартных ситуациях и несение за них ответственности;
- осуществления поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
- использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
Разнообразие предложенных форм и видов внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер позволят нам реализовать дифференцированный подход к организации СРС и учесть особенности студентов при изучении МДК.
Итак, организация СРС сегодня находится в центре внимания педагогов. Однако надеяться, что умение учиться появится у студентов колледжа само собой или через плакаты «Учись учиться», или через заучивание алгоритма осуществления самостоятельной работы, не приходится. Внедрение ФГОС нового поколения в образовательных учреждениях требует проектирования системы организации самостоятельной работы студентов, построенной на основе освоения компетенций в области самообразования. Условиями перехода от формального к продуктивному построению СРС является разработка методического обеспечения, отвечающего требованиям ФГОС. В нем должны быть учтены современные направления развития СРС. Индивидуализация самостоятельной работы, которая строится на дифференциации заданий, включении в них наряду с обязательной творческой части (более трудные и, главное, -нестандартные задания, дополнительные вопросами, учебно-проблемными ситуациями и т.д.); открытость процедур осуществления и оценки СРС (цели, график выполнения, критерии и осо-
бенности процедуры оценки работы сообщаются студенту до ее выполнения); оптимизация бюджета времени студента на основе учета суммарной нагрузки студентов и уменьшения рутинной работы студента; информатизация, осуществляемая на основе использования информационных технологий и Интернет ресурсов в планировании, организации, мониторинге и контроле процесса и результатов СРС и др.
Методика организация СРС должна строиться на основе постепенного роста уровня самостоятельности студента. Если на первом курсе преподавателю может принадлежать активная позиция, то по мере продвижения к старшим курсам его главной функцией становится побуждение студентов к самостоятельной работе и поддержание интереса к ней. Методическое обеспечение каждой дисциплины, профессионального модуля должно включать информационный, исполнительский и контролирующий блоки. Быстрый темп внедрения ФГОС не позволяет сегодня обеспечить студента необходимой учебной литературой, изданной централизованно и соответствующей новым примерным программам. Кроме того, в стандарте большое количество часов отведено на вариативную часть, разрабатываемую педагогами колледжей и техникумов самостоятельно. В этой связи, целесообразно осуществить разработку электронных ресурсов под рабочие программы дисциплин и профессиональных модулей (электронных пособий, конспектов лекций, методических рекомендаций и др.). Создание и использование электронных учебных материалов позволит постоянно обновлять исходную информацию, обновляя и дополняя примеры, статистические данные и др. Во многих учреждениях данный подход уже частично реализуется. Проблемным остается лишь вопрос регистрации авторских прав на такие продукты.
В планах организации работы по внедрению ФГОС методической службой Кунцевского радиомеханического техникума запланирована разработка нового Положения об организации самостоятельной работы студентов в контексте реализации компетентностно- ориентированного образовательного процесса; разработка рекомендаций по созданию методического обеспечения самостоятельной работы студентов для педагогов техникума, проведение обучения педагогического коллектива в области организации учебной деятельности студентов и разработки компетентностно- ориентированного методического обеспечения СРС, разработка методического обеспечения:
- самостоятельной работы студентов по всем дисциплинам и ПМ (создание кейсов, сценариев деловых игр, создание банков проблемных ситуаций и др.;
- программы воспитания, направленной на развитие студенческого самоуправления в техникуме;
- программы развития исследовательской и проектной деятельности студентов.
Данные меры, на наш взгляд, позволят решить многие проблемы организации продуктивной самостоятельной работы студентов в техникуме.
Библиографический список:
4. Формирование содержания вариативной части основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО. / Читаева О.Б., Володарская А.А., Гордеева О.Ю., Полумордви-нова А.А., Станулевич О.Е. - М.: Изд. центр АПО, 2010. - 36 с.
5. Педагогические технологии / под общей редакцией В.С. Кукушкина.- М.: ИКЦ “МарТ": -Ростов н/Д: изд. центр “МарТ", 2006. - 336 с.
6. Лабзина П.Г. Моделирование творческого мышления посредством системы познавательных задач// Профессиональное образование. Столица. - 2009.- №3.- С.11-12.
7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под редакцией Е.С. Полат, и др. - М.: “Академия", 2005. - 272 с.
8. Кондратьева О.Г. Перспективы ученического самоуправления в системе НПО // Профессиональное образование. Столица. -2009.- № 4.- С.25-27.
Ключевые слова: самостоятельная работа, развитие мотивации, методическое обеспечение, уровень самостоятельности студентов.
Keywords: independent work, motivation development, methodical support, level of independence of students.