Научная статья на тему 'Самостоятельная работа студентов вуза как неотъемлемая составляющая в практике формирования и развития необходимых компетенций в условиях реализации новых образовательных стандартов'

Самостоятельная работа студентов вуза как неотъемлемая составляющая в практике формирования и развития необходимых компетенций в условиях реализации новых образовательных стандартов Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
Самостоятельная работа студентов / образовательные стандарты / компетентностный подход / компетенции / бакалавриат / магистратура / аспирантура / образовательные платформы / Independent work of students / educational standards / competency-based approach / competencies / bachelor’s / master’s / postgraduate studies / educational platforms

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Гаврилюк Н.П., Сорочан В.В.

В статье проанализированы практики и тенденции организации и развития самостоятельной работы студентов в условиях реализации новых образовательных стандартов с акцентом на компетентностный подход в образовании. Авторами представлены как теоретические обоснования роли этой работы, так и результаты персональных наблюдений за организацией и реализацией самостоятельной работы студентов, в КГУ им. К.Э. Циолковского, подтверждающие, что самостоятельная работа студентов может привести к хорошим результатам и высоким показателям при условии повышения качества ее организации, вовлеченности всех субъектов образовательного процесса, через личностный и профессиональный рост, посредством использования современных методик, ресурсов и средств, на базе образовательных и научно-исследовательских платформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Гаврилюк Н.П., Сорочан В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Independent work of higher educational students as an essential component in the practice of forming and developing necessary competences in the conditions of the implementation of new educational standards

The article analyzes the practices and trends in the organization and development of independent work of students in the context of the implementation of new educational standards with an emphasis on the competence-based approach in education. The authors present both theoretical substantiations of the role of this work, and the results of personal observations of the organization and implementation of independent work of students at the KSU. K.E. Tsiolkovsky, confirming that independent work of students can lead to good results and high performance, provided that the quality of its organization is improved, the involvement of all subjects of the educational process, through personal and professional growth, through the use of modern methods, resources and means, on the basis of educational and scientific research platforms.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа студентов вуза как неотъемлемая составляющая в практике формирования и развития необходимых компетенций в условиях реализации новых образовательных стандартов»

Гаврилюк Н.П.

Кандидат исторических наук.

Доцент кафедры истории Института истории и права Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского.

Сорочан В.В.

Кандидат физико-математических наук. Доцент кафедры информатики и информационных технологий Инженерно-технологического института Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского.

Самостоятельная работа студентов вуза как неотъемлемая составляющая в практике формирования и развития необходимых компетенций в условиях реализации новых образовательных стандартов

В условиях реформы высшего образования и перехода на новые образовательные стандарты особую значимость, сопровождающуюся разработкой новых и эффективных стратегий по организации образовательного процесса в вузе, приобретает практика формирования качественно нового набора компетенций, в том числе профессиональных.

Как отмечает кандидат педагогических наук В.И. Седакова: «Получение качественного высшего образования, формирование профессиональных компетенций - основная задача любого образовательного учреждения высшей школы. Для достижения этой цели необходимо использовать различные возможности: создание условий для формирования компетенций в сфере научно-исследовательской работы студентов, использование мотиваци-онного потенциала образовательной среды. Одним из важных направлений при переходе на деятельностную парадигму образования является организация самостоятельной работы субъектов образовательного процесса»1.

1 Седакова В.И. Самостоятельная работа студентов как индивидуальная траектория развития // Вестник ЮУрГГПУ. 2013. № 5. С. 108-116. С. 109. // URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/samostoyatelnaya-rabota-studentov-kak-individualnaya-traektoriya-razvitiya (Дата обращения: 01.12.2022)

На протяжении последних лет в российской образовательной системе высшего уровня широко закрепилась практика разработки учебных планов и образовательных программ, ориентированных на соотношение между аудиторными занятиями и самостоятельной работой как 2:3, а именно аудиторная нагрузка составляет 40%; самостоятельная работа студентов - 60%2. По мнению некоторых теоретиков педагогики и методики преподавания в вузе, а также преподавателей-практиков такое соотношение может считаться наиболее эффективным для улучшения качества образования и подготовки будущих выпускников, независимо о каком уровне образования идет речь.

Исходя из вышеизложенного, с учетом заявленной темы, мы постараемся проследить, насколько организация самостоятельной работы студентов может активизировать обучающую деятельность студентов, а также есть ли существенные различия в результатах обучения и формирования всего необходимого перечня компетенций при реализации практики самостоятельной работы студентов на различных уровнях высшего образования - бакалавриата, магистратуры, аспирантуры.

В отечественной педагогике вопрос самостоятельного обучения достаточно изучен и на современном этапе мы можем извлечь пользу из различных точек зрения для рассмотрения заявленного вопроса. Среди основных заключений педагогов-практиков является то, что успех внедрения и реализации самостоятельной работы студентов заключается в правильно разработанной и внедренной стратегии развития вуза и реализации в нем образовательных программ. В этом случае самостоятельная работа связана не только с реализацией учебных дисциплин, но и с взаимодействием с рынком труда и работодателями, через прохождение практик, выполнение отдельных работ, связанных с направлением и профилем образовательной программы. В этом же контексте можно отметить, что вузы зачастую предлагают студентам специальные курсы, набор дисциплин по выбору и факультативов, позволяющие через увеличение количества часов на самостоятельную работу получить необходимый набор профессиональных компетенций по профилю образовательной

2 Седакова В.И. Самостоятельная работа студентов как индивидуальная траектория развития // Вестник ЮУрГГПУ. 2013. № 5. С. 108-116. С. 109. // URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/samostoyatelnaya-rabota-studentov-kak-individualnaya-traektoriya-razvitiya (Дата обращения: 01.12.2022)

программы. Особенно эта практика распространена для уровня специалитета и магистратуры.

Нельзя не согласиться с мнением ученых относительно того, что достижение высокого уровня знаний, формирование необходимых компетенций для профессионального роста требует определенной логики движения студента к освоению материала учебных дисциплин, саморегуляции этого движения, т.е. организации своего собственного учебного процесса. На каждом этапе обучения, соответствующем основной форме осуществляемой деятельности, у субъекта формируются и развиваются специфические механизмы регуляции, умения и навыки саморегуляции. Существенным остается то, что сложный по своей природе процесс саморегуляции учебной деятельности функционирует как единое целое - саморегуляция обучения признается своего рода компетенцией в контексте академического обучения.

В условиях, когда самостоятельное академическое обучение как способ обучения профессиональным навыкам ориентировано на сокращение часов непосредственного контакта с целью профессионального обучения через получение навыков за счет собственных усилий, важно выстроить конструктивный диалог между преподавателем и студентом, создать необходимые условия для самообразования. Исходя из этого, если преподаватель хочет, чтобы студент работал больше самостоятельно, то он должен больше работать со студентом. Именно данный тезис вызывает вопросы у практикующих преподавателей, которые отмечают, что вуз и профильные управления не предусматривают в нагрузке необходимые часы, ограничиваясь лишь несколькими часами индивидуальных консультаций.

Исходя из вышеизложенного отметим, что множество исследований, в том числе из области психологии и педагогических наук, направленных на изучение феномена самостоятельной работы студентов, открывают перспективы для оптимизации образовательного процесса с целью получения достойного, конкурентоспособного выпускника. В связи с этим каждый участник реализации образовательного процесса должен разработать индивидуальный маршрут: преподаватель, кафедра, институт и т.д. - разрабатывают соответствующие рабочие программы дисциплин, учебные планы, образовательные программы и т.д., а студенты, в свою очередь продумывают индивидуальную траекторию получения знаний, умений и навыков,

■ не противоречащую действующим законодательным и норматив-

но-правовым актам в сфере образования и науки. Наиболее эффективной является практика создания консорциумов и реализация междисциплинарного подхода в изучении дисциплин.

При анализе учебных планов, рабочих программ дисциплин мы находим, что среди общих видов самостоятельной работы студентов, используемых в университетской среде наиболее распространённой является практика изучения студентами специализированной литературы, анализ различных понятий, конспектов курсов, завершающаяся подготовкой отчетов, рецензий, отзывов, эссе, рефератов и докладов, презентаций. Мнения и обзоры, построенные вокруг справочных источников по той или иной дисциплине, также занимают важное место в перечне результатов работы студентов как уровня бакалавриата, так и уровня магистратуры. К сожалению, в рамках одного модуля, реализуемого на разных уровнях образования, не меняется содержание рабочих программ дисциплин, остаются идентичными виды и формы самостоятельной работы, а также формы контроля. Как вариант, место традиционных докладов занимают эссе, презентации, сравнительные таблицы для синтеза и систематизации основных понятий.

Обращаясь к проблеме разработки образовательных программ, учебных планов и рабочих программ дисциплин, важно помнить, что неотъемлемой частью образовательного процесса являются коммуникации. В Федеральных государственных образовательных стандартах уделяется достаточно большое внимание компетенциям, направленным на умение коммуницировать, в том числе с акцентом на разные культуры, языки с использованием информационно-коммуникационных технологий. Большинство этих задач и, как следствие, продуктов учебного процесса, выполняются индивидуально. Очень немногие задания выполняются в парах или группах. Это связано не только с трудностями оценивания, но и с тем, что каждый студент, будущий специалист в определённой области, должен развивать свои навыки, изучая и действуя в приоритетном порядке самостоятельно, в различных контекстах, ориентируясь на мнение коллектива. Как уже было отмечено, на первой ступени высшего образования преобладает изучение литературы и передовых практик, а прикладные аспекты имеют меньший вес. На уровне магистратуры валоризация собственного профессионального опыта осуществляется экстенсивно, и задачи самосто-| _

ятельного академического обучения учитывают это и оценивают рассуждения каждого студента, в том числе путем содействия обмену опытом и мнениями, основанными на профессиональной деятельности и жизненном опыте. К примеру, для педагогического направления подготовки, наиболее распространены дидактические проекты учебных занятий, внеурочной и внеаудиторной деятельности с последующим моделированием и детальным методическим анализом аудиторных занятий.

В последнее время все более обширную и функциональную роль играют исследовательские и прикладные проекты, проекты стратегического развития и т. д. Проект как комплексная деятельность с множеством задач, от исследования до практического действия, имеет особое дидактическое и профессиональное значение для всех уровней высшего образования. Практикуясь с довузовского уровня, его преимущества неоспоримы с точки зрения ознакомления студентов с обычными алгоритмами, но и с точки зрения различных форм вовлечения испытуемых: индивидуально, в парах и группах, с четкими возможностями для распределения задач, мониторинга процесса, а также оценки полученных результатов.

Одним из важных аспектов для студентов всех уровней образования является умение разрабатывать соответствующие стратегии самостоятельного обучения. В среде, где никто не держит их за руку и не говорит им, что именно они должны делать и когда, искусство управления и соблюдения личных сроков, как социальных, так и академических, должно осваиваться как можно раньше и быстрее. Что касается широко обсуждаемого, в последнее время, управления временем и ресурсами, то утверждается, что некоторые люди предпочитают заранее планировать все в деталях, чтобы все было готово вовремя, другие положительно наслаждаются необходимостью уложиться в последнюю минуту. Независимо от типа человека, им приходится одновременно выполнять несколько разных задач, поэтому им необходимо сознательно управлять своим временем и тем или иным образом укладываться в сроки.

Таким образом, самостоятельная работа и, соответственно самостоятельное обучение, не обязательно означает, что студент должен учиться в одиночку. Он независим в той мере, в какой он использует время, которым он распоряжается, в своих интересах. Для некоторых студентов независимое обучение будет означать совместную работу по обмену идеями в рамках сети сверстников,

для других это будет означать активный подход к своей работе. Независимо от того, как они предпочитают работать, студенты научатся максимально эффективно использовать свое самостоятельное учебное время. Таким образом, среди основных навыков, которые прививаются с первого курса, можно выделить навыки планирования, начиная с целей SMART, т.к. постановка целей является важной частью учебного процесса и индивидуальной деятельности. Использование календаря Google может значительно помочь, поскольку это отличный способ управлять временем и напоминать о важных встречах и задачах.

Из персонального педагогического опыта можно отметить, что студенты, всех уровней образования, очень редко посещают консультации, предлагаемые преподавателями, особенно представителями научных школ, научно-исследовательских лабораторий, как в самих аудиториях и на кафедрах, так и посредством использования информационно-коммуникационных технологий, они мало переписываются по электронной почте или через социальные сети, что приводит к понижению качества результатов работы студентов, ориентированных на индивидуальную траекторию обучения. Если студент испытывает страх или стесняется заходить в кабинет преподавателя, то это приводит к тому, что студент упускает возможность ознакомиться с различными способами организации работы, использования ресурсов, необходимых для индивидуальной и самостоятельной работы, что влияет на эффективность и результативность. Система, которую каждый преподаватель разрабатывает со своими студентами, также влияет на их индивидуальную работу, от того, как они делают заметки, до того, как они управляют своим временем и ресурсами. Развитие уверенности в себе, постановка четких целей, подчеркивание важности обучения, разделение учебных задач на небольшие шаги, еще один аспект, над которым нужно больше работать в студенческие годы. Университеты на самом деле являются (и всегда должны быть) местом для вопросов, неуверенности, проб и ошибок и, прежде всего, для разговоров и долгих диалогов. Таким образом, приучить студентов задавать вопросы и совершать ошибки, которые им необходимо развивать, в основе своей имеют практику формирования уверенности в себе.

Переходя к следующему уровню образования в высшей школе, отметим, что среди результатов самостоятельной работы, проводимой

магистрантами, наиболее распространёнными являются: проекты различного типа (исследовательские, интервенционные, стратегические разработки, тренинги и др.), выполняемые индивидуально, в парах или в группах по 3 - 4 человека, учебные программы, а также сами выпускные квалификационные работы, реже научные статьи и участие в научных конференциях.

Проблемы, которые отмечают как магистранты, так и аспиранты, при организации самостоятельной и индивидуальной работы, в основном связаны с нехваткой времени (отмечают более 90% из опрошенных 78 магистрантов КГУ им. К.Э. Циолковского), недостаточностью доступных источников и литературы, других необходимых дидактических материалов. Кроме этого обучающимся, зачастую, задания объясняются нечетко, некоторые аспекты иногда недооцениваются в теоретических курсах, а практическую, самостоятельную работу студенты выполняют, ориентируясь на видение и понимание одногруппников. Для студентов последних уровней высшего образования серьезными проблемами являются переутомляемость на работе, отказ работодателей предоставлять учебный отпуск.

Но, так или иначе, независимо от уровня образования, студенты отмечают, что для повышения качества самостоятельной работы, задания и требования должны быть максимально актуальными и полезными в рамках направления и профиля подготовки, преподавателями должны быть предоставлены четкие инструкции и пояснения, источники информации, места и примеры/образцы конечного результата работы. Студенты хотят видеть более мобильных преподавателей, доступных не только в студенческой аудитории и на кафедре вуза, но и в социальных сетях, в сети Интернет. Можно согласиться со студентами и в том, что при получении качественного результата не обязательно выполнять десятки заданий, важно продумать несколько форм и видов самостоятельной работы, с выполнением одного - двух заданий, но при условии оценки различных аспектов результатов работы, по нескольким критериям. Ни в коем случае нельзя ориентировать обучающихся на то, что их главная задача - сдача государственного экзамена, подготовка и защита выпускной квалификационной работы.

В свою очередь, работа с профессорско-преподавательским составом Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского позволила заключить, что степень удовлетворенности

по качеству самостоятельной работы студентов большинством преподавателей оценено по средней шкале, что самостоятельная работа обеспечивает некую логическую преемственность между уровнями образования. Что касается результатов индивидуальной работы, то ответы преподавателей очень похожи на ответы магистрантов, с добавлением спецификаций, отчетов о проведенных исследованиях и протоколов наблюдения. Лучшими продуктами, выпускаемыми студентами бакалавриата и магистратуры, по оценкам преподавателей, являются различные проекты, рефераты и кейсы, презентации, а в аспирантуре - исследовательские проекты и научные статьи3.

При организации и реализации самостоятельной работы студентов, для преподавателей важны такие аспекты как: объективная оценка по заранее заданным критериям, оценка сверстников и самооценка, инициирование программ личного и профессионального развития, широкое использование ИКТ, представление результатов на студенческих конференциях, извлечение выгоды из того, чему они научились в вузе и т. д.

Если магистранты и аспиранты при выполнении заданий в рамках самостоятельной работы отмечают нехватку времени, трудности при совмещении работы и учебы, то преподаватели указывают, помимо этого на скромную психолого-педагогическую подготовку магистрантов, незнание иностранных языков, большое количество студентов в группах магистратуры (зачастую работа с магистрантами организована посредством объединения их в потоки), студентов, не выполняющих принципиально важные задания, а также легкомысленное и безответственное отношение отдельных студентов. В перечне проблем оценивания результатов самостоятельной работы мы находим: запоздалое предоставление работ, общую склонность к прокрастинации, субъективность в оценке, оценка по дисциплине интегрированного продукта и т.д.

При анализе результатов пилотного проекта по исследованию особенностей организации и реализации образовательного процесса в вузе, в том числе и самостоятельной работы студентов, как студенты, так и преподаватели предлагают следующие решения вопроса по повышению качества организации самостоятельной работы и получения результатов:

3 Гаврилюк Н.П., Сорочан В.В. Информационно-образовательные технологии как средство повышения эффективности образовательного процесса при подготовке будущих учителей истории // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 6 (97). С. 271-274.

- задания и необходимые результаты самостоятельной работы, критерии их оценки должны быть описаны в рабочей программе дисциплины и соотнесены с учебным планом;

- должны быть четко описаны критерии и условия выполнения коллективных работ/проектов, самооценка и оценка вклада каждого члена команды коллегами;

- вуз должен способствовать взаимодействию и сотрудничеству с работодателями, с экономическими агентами, с целью обеспечения открытости и гибкости с их стороны, чтобы магистрант мог осознать важность самостоятельной работы при организации образовательного процесса, что в свою очередь, повысит мотивацию вовлеченности студентов;

- необходимо наладить комплексное сотрудничество и взаимодействие между профильными структурами вуза, заинтересованными в привлечении студентов, в рамках самостоятельной работы;

- создание некой платформы, в рамках которой студенты могут применять результаты самостоятельной работы, которая будет служить «информационным стендом» по отдельным вузовским курсам с большим количеством часов на самостоятельную работу, на котором будут представлены публичные презентации результатов самостоятельной работы, регламент самостоятельных занятий, проводимых в парах и малых группах.

Подводя итоги исследования, важно отметить, что проблема самостоятельной работы студентов и индивидуальная работа, прежде всего с точки зрения достижения взаимосвязи и преемственности между уровнями высшего образования, продолжает представлять первостепенный интерес в образовательном процессе вуза. Начиная с концептуального смысла, от анализа справочных материалов по теме, и заканчивая качественными и количественными отражениями, мы попытались аргументировать необходимость и возможные пути повышения качества организации и реализации самостоятельной работы студентов, в том числе за счет личностного и профессионального развития профессорско-преподавательского состава, студентов всех уровней образования, с целью установления связи и обеспечения логической преемственности содержания и структуры работы.

Библиографический список

1. Гаврилюк Н.П., Сорочан В.В. Информационно-образовательные технологии как средство повышения эффективности образовательного процесса при подготовке будущих учителей истории // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 6 (97). С. 271-274.

2. Куклина Е. Н. Организация самостоятельной работы студента: учебное пособие для вузов / Е.Н. Куклина, М.А. Мазниченко, И.А. Мушкина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2023. 235 с. // URL: https://urait.ru/bcode/513809 (Дата обращения: 10.01.2023).

3. Седакова В.И. Самостоятельная работа студентов как индивидуальная траектория развития // Вестник ЮУрГГПУ. 2013. № 5. С. 108-116. // URL: https://cyberleninka.ru/ar-ticle/n/samostoyatelnaya-rabota-studentov-kak-individualnaya-traektoriya-razvitiya (Дата обращения: 01.12.2022)

References

1. Gavrilyuk N.P., Sorochan V.V. Information and Educational Technologies as a Means of Improving the Efficiency of the Educational Process in the Training of Future Teachers of History // World of Science, Culture, Education. 2022. № 6 (97). P. 271-274.

2. Kuklina E.N. Organization of student's independent work: textbook for universities / E.N. Kuklina, M.A. Maznichenko, I.A. Mushkin. - 2nd ed., Rev. and additional - M.: Yurayt Publishing House, 2023. 235 p. // URL: https://urait.ru/bcode/513809 (01.10.2023).

3. Sedakova V.I. Independent work of students as an individual trajectory of development // Bulletin of the SUSGPU. 2013. № 5. P. 108-116. // URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/samostoyatelnaya-rabota-studentov-kak-individualnaya-traektoriya-razvitiya (12.01.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.