Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:
Остапенко М.С., Назарова В.Ю. Внедрение индивидуальных образовательных траекторий в ВУЗе// Вестник ПНИПУ. Машиностроение. Материаловедение. - 2022. - Т. 24, № 2. - С. 87-95. DOI: 10.15593/2224-9877/2022.2.10
Please cite this article in English as:
Ostapenko M.S., Nazarova V.Y. Introduction of individual educational path at the university. Bulletin of PNRPU. Mechanical engineering, materials science. 2022, vol. 24, no. 2, pp. 78-95. DOI: 10.15593/2224-9877/2022.2.10
ВЕСТНИК ПНИПУ. Машиностроение, материаловедение
Т. 24, № 2, 2022 Bulletin PNRPU. Mechanical engineering, materials science
http://vestnik.pstu.ru/mm/about/inf/
Научная статья
Б01: 10.15593/2224-9877/2022.2.10 УДК 378.14.014.13
М.С. Остапенко, В.Ю. Назарова
Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Российская Федерация ВНЕДРЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ В ВУЗЕ
На сегодняшний день сфера образования, как и многие другие сферы жизни, претерпевает изменения. Одним этих изменений является внедрение индивидуализации процесса обучения. В данной статье рассмотрена проблема отношения обучающихся к внедрению индивидуальных образовательных траекторий в университетах. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена широким внедрением индивидуальных образовательных траекторий в высших учебных заведениях. Идея индивидуализации образования закреплена в ряде документов, в том числе в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».
Целью работы является изучение проблемных вопросов при формировании индивидуальных траекторий обучающихся по направлениям бакалавриата и выявление их возможности участвовать в конструировании содержания своей образовательной программы. Отмечен правовой статус студентов и возможность предоставления индивидуального образования. Осуществлен литературный обзор статей, связанных с изменением образовательного процесса в высших учебных заведениях. Приводится анализ кредитно-модульных систем, распространенных в различных странах мира.
При проведении исследования был использован метод эмпирического исследования - опрос, в котором приняли участие сто пятьдесят обучающихся по направлениям бакалавриата. Главные вопросы в анкетировании были связаны с желанием студентов строить свой образовательный процесс с помощью тьюторов, выбором элективных курсов, а также с необходимостью и оцениванием работы тьюторов в своем университет.
Ключевые слова: вузы, индивидуальные образовательные траектории, образование, обучающиеся, тьютор, европейское образование, МООК, зачетные единицы, элективные курсы, этапы образования, изменения в образовании, образовательный процесс.
M.S. Ostapenko, V.Y. Nazarova
Industrial University of Tyumen, Tyumen, Russian Federation INTRODUCTION OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL PATH AT THE UNIVERSITY
Today the field of education, like many other areas of life, is undergoing changes. One of these changes is the introduction of individualisation of the learning process. This article examines the problem of students' attitudes towards the implementation of individual educational trajectories in universities. The relevance of the problem under study is due to the widespread introduction of individual educational path in higher education institutions. The idea of individualization of education is stated in a number of documents, including the Federal Law "On Education in the Russian Federation".
The aim of the work is to study problematic issues in the formation of individual path of undergraduate students and to identify their opportunity to participate in designing the content of their educational programme The legal status of students and the possibility of providing individual education. The paper provides a literature review of articles related to the changes in the educational process in higher education institutions. An analysis of credit-module systems prevalent in various countries around the world is given.
An empirical research method was used in the study - a survey in which one hundred and fifty undergraduate students took part. The main questions in the survey were related to the students' desire to build their educational process with the help of tutors, the choice of elective courses, as well as the need and assessment of tutors' work in their university.
Results of the research: the analysis of possible problems of application of individual educational trajectories for undergraduate courses in higher education institutions was carried out, also the readiness of students to transfer to individual educational path under the condition of professional supervision of tutors was determined.
Keywords: Universities, individual educational trajectories, education, students, tutor, European education, MOOCs, credits, elective courses, stages of education, changes in education, educational process.
Введение
Высшее образование рассматривается как ключевой и необходимый фактор для будущего успеха людей в современном обществе [1]. Качество образовательного процесса необходимо постоянно улучшать и поддерживать в рабочем состоянии. Для этого необходимо придерживаться принципов TQM в организации как образовательного процесса, так и в управлении организацией в целом. Применяя TQM в образовании, необходимо учитывать не только содержание, но и систему, среду, стиль и процессы, на которые необходимо обратить особое внимание.
Одним из принципов TQM является «ориентация на потребителя». Основной целью этого принципа является удовлетворение потребностей и тем самым привлечение и удержание потребителя. Удовлетворенность потребителя состоит из его ожиданий и соответствия им качества приобретенной им услуги (продукта).
Потребителем в высшем образовании выступает обучающийся как основной клиент потребления услуг вуза. Поэтому чтобы привлечь «клиента», вузы внедряют в образовательные процессы новые технологии обучения.
Сегодня образовательный процесс должен учитывать все тенденции современного общества и даже заглядывать вперед на несколько лет (4 года).
За последние 10 лет образовательные программы, нормы и стандарты подвергаются значительным преобразованиям [2]. В образовании внедряются изменения, которые направлены на развитие «гибких навыков», учета индивидуальных потребностей обучающегося, т.е. внедряется персонализация образования. Многие ученые говорят в своих работах о персонализированной модели обучения [3-6] как процесса индивидуального развития обучающегося. Также об индивидуализации сказано в законе об образовании. В ст. 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отражены все права обучающихся [7]. В связи с этим предоставление каждому обучающемуся возможности выстраивать индивидуальную образовательную траекторию (ИОТ) должно стать неотъемлемой частью образовательного процесса в любом вузе. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации учреждает все больше программ для выбора обучающимся индивидуальных траекторий развития. Так, утвержденный в 2020 г. приказ о приеме [8] в университеты страны предусматривает поступление первокурсников на укрупненную группу профессий/специальностей/направлений подготовки, что
подразумевает переход к индивидуальным образовательным траекториям (ИОТ).
ИОТ могут внедряться на разных уровнях образования - как на уровне подготовки бакалавров, так и на уровне подготовки научных кадров высшей школы. А. С. Климова и Л.Ф. Красинская [9] в своей работе рассматривают внедрение ИОТ в процесс обучения аспирантов технического вуза, которое, по их мнению, поможет решить проблему обеспечения непрерывности и преемственности образования в вузе.
Многие авторы, такие как Н.Ю. Шапошникова, С.Л. Климинская и другие, проводили исследования внедрения и применения ИОТ в высших учебных заведениях. В своей работе Н.Ю. Шапошникова предлагает трактовку ИОТ как «индивидуальный путь в образовании [10], который субъект процесса образования выстраивает сам при постоянной поддержке наставника, направленный на реализацию индивидуальных устремлений, выработку жизненных стратегий, формирование основ индивидуально-творческого и профессионального развития личности студента».
Как отмечает в своей работе С.Л. Климинская, «значимость индивидуальной образовательной траектории заключается в том, что использование данного формата обучения означает создание гибкого оперативного формата для формирования и развития индивидуальных профессиональных способностей, ценностных ориентиров, взглядов и убеждений при помощи современных образовательных программ и технологий с учетом индивидуальных потребностей» [11].
В работе Ю.В. Дейкина, О.Е. Калпинской и Н.Г. Федотовой предложен проектный подход к внедрению ИОТ в высшей школе как «особая методика, основанная на компетентностном подходе к индивидуализации образования и ориентирующаяся на субъективные факторы данного процесса» [12].
Основываясь на литературном обзоре, можно сделать вывод, что тема внедрения актуальна по отношению к ИОТ, но не определена позиция обучающихся по поводу ИОТ, хотя они являются участниками образовательного процесса. Поэтому тема является актуальной.
Научная новизна данного исследования заключается в представлении результатов исследования состояния проблемы реализации ИОТ студентов вуза.
Результаты опроса
С целью изучения проблемных вопросов при формировании индивидуальных траекторий обучающихся по направлениям бакалавриата и выявления их возможности участвовать в конструировании
содержания своей образовательной программы был использован метод эмпирического исследования -опрос. Опрос проведен с помощью онлайн-сервиса Google Forms. В опросе приняли участие 150 обучающихся бакалавриата очной формы обучения I-IV курсов. Респондентам было предложено выбрать ответ из перечисленных вариантов.
ИОТ - это профессионально-образовательная программа, которая обеспечивает выполнение образовательного стандарта и дает возможность
обучающемуся создавать с участием и помощью педагога (тьютора) личный маршрут обучения. Даная методика обучения позволяет обучающимся играть активную роль в процессе обучения, а не просто получать знания непосредственно от преподавателя [13].
Респондентам был задан вопрос об их желании выстраивать индивидуальную образовательную траекторию в процессе получения образования в вузе (рис. 1).
Рис. 1. Желание обучающихся выстраивать индивидуальную образовательную траекторию в процессе получения образования в вузе
Из данных ответов можно сделать вывод, что большее количество студентов готовы перейти на новый формат обучения. В процессе обучения требуется формирование не только профессиональных навыков, но и таких умений и качеств, как гибкость, мобильность, принятие решений. Новый формат обучения предполагает, что студент выбирает предметы каждый семестр. Для каждого обучающегося создается индивидуальное расписание. Это ведет к исчезновению групп как формы организации студентов. Однако во время учебного процесса студенты разных групп и направлений взаимодействуют друг с другом.
Конкурентоспособность будущих выпускников является одним из показателей качества оказываемых услуг [14]. Получить высококвалифицированного специалиста - проблема предприятия, проблема специалиста - найти хорошую работу [15]. На сегодняшний день профессии рождаются и умирают очень быстро. Но порой традиционная высшая школа не успевает за этими изменениями, и выпускник может быть не востребован на рынке труда. Поэтому большое количество выпускников работают не по специальности. Кроме того, со-
гласно исследованию, проведенному Ю.С. Клоч-ковым [16], студенты начинают проявлять интерес к своей специальности только на последнем курсе. Это также сказывается на их желании и возможность работать по специальности.
ИОТ помогут уменьшить процент выпускников, не желающих работать по специальности, а также поможет не остаться с «неактуальным» дипломом. Для работы в конкретной нише индустрии обучающиеся выбирают профильные предметы.
Идея внедрения ИОТ была взята из опыта западных стран. Американская система высшего образования не предусматривает единого учебного плана. Вместо этого у вузов есть список обязательных предметов (модулей) и дисциплины, которые студент может выбирать самостоятельно. Независимо от выбранной профессии, обучающиеся вначале обучения проходят модуль общеобразовательных предметов. Далее, на старших курсах, им предлагаются модули, из которых они могут выбрать интересные для себя. Семинары и лекции делятся на обязательные и по выбору. На аудиторных лекциях может присутствовать несколько сотен студентов, а на лабораторных или дискуссион-
ных занятиях - от двух до тридцати. В некоторых университетах при поступлении даже не нужно выбирать специализацию - первые один или два года все студенты изучают одинаковые предметы.
В европейских вузах получение высшего образование осуществляется в два этапа: undergraduate (предварительный этап), результатом которого становится получение степени бакалавра, и graduate (выпускной этап), результатом которого является получение степени магистра. Выпускники магистратуры при желании продолжают обучение дальше - в аспирантуре. В европейском образовании традиционный для нас уровень обучения «аспирантура» чаще называется «докторантурой». После окончания аспирантуры в европейских вузах обучающиеся получают степень PhD. При обучении все ступени высшего образования (бакалавриат, магистратура и докторантура/аспирантура) должны быть связаны друг с другом тематически.
Кредиты (зачетные единицы (далее ЗЕ)) были внедрены в систему образования с целью упрощения процесса признания дипломов и квалификаций, обеспечения прозрачности образовательных программ и учебных планов. При накоплении определенного количества ЗЕ обучающийся получает искомую степень (бакалавр, магистр). Введение ЗЕ способствует развитию академической мобильности обучающихся. В таблице представлены наиболее распространенные в различных странах мира кредитно-модульные системы.
В 2003 г. Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу. Этот процесс потребовал внедрения общенациональной двухступенчатой системы образования в соответствии с «квалификационными рамками европейской системы высшего образования» [21]. Однако на сегодняшний день российские вузы еще присуждают сте-
пень специалиста. Данная степень образования являлась единственной степенью, которую можно было получить до введения двухступенчатой системы образования в вузах. В университетах спе-циалитет существует совместно с новой образовательной системой, то есть в вузе не произошло радикального отказа от структуры программы (как это произошло в Германии, например), скорее имеет место градуированный - и все еще длящийся -переход от старой к новой системе [22].
Во многих университетах уже давно есть курсы по выбору или элективные курсы. Во многих учебных программах они связаны с основной специальностью - взять что-то, что к ней не относится, очень сложно. А иногда даже такие курсы могут стать обязательными.
Следующий вопрос был задан обучающимся для выявления степени ответственности при выборе элективных курсов (рис. 2).
Обучение дисциплинам по выбору может быть организованно в онлайн-формате, например массовые открытые онлайн-курсы (МООК). МООК являются средой обучения, благодаря которой каждый обучающийся имеет свободный доступ к лекциям известных профессоров и может получать постоянную поддержку в обучении с помощью разнообразных мероприятий и богатых учебных материалов [23]. В своей работе V. ЕароготЪко е! а1. [24] говорят о том, что преимущество МООК заключается в том, что учащийся получает доступ к знаниям мирового класса, независимо от его местонахождения, социального статуса и других характеристик, которые имеют особое значение для традиционных форм образования. Уже сейчас обучающийся из любого региона может проходить курсы по базовым дисциплинам от ведущих российских вузов. Однако в настоящее время не существует целостной концепции онлайн-обучения.
Кредитно-модульные системы, распространенные в различных странах мира
№ п/п Наименование Страны распространения Краткая характеристика
1 Система кредитов Соединенных Штатов (USCS) [17] Соединенные штаты Америки Введены для накопления кредитов. Кредит - количественный объем содержания курса обучения для получения искомой степени
2 Британская система накопления и передачи кредитов (CATS) [18] Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии Возможно, как накопление, так и перевод кредитов. Накопленные кредиты можно переводить внутри или за пределами университета
3 Европейская система перевода и накопления кредитов (ECTS) [19] Страны-участницы Болон-ского процесса Была создана с целью академической мобильности студентов и признание их академической квалификации и периодов обучения за границей. Кредит представляет собой объем работы, необходимый для завершения академического курса
4 Азиатско-тихоокеанская система передачи университетских кредитов (UCTS) [20] Страны Азиатско- Тихоокеанского региона Введена с целью облегчения обмена студентов в регионе и на территориях, входящих в сферу деятельности иМАР (университетская мобильность в азиатско-тихоокеанском регионе)
Нет, мне все равно 1 Да, всегда думаю о том, что дая меня наиболее интересно
Рис. 2. Выбор элективных курсов
О 10 20 30 Рис. 3. Помощь в построении ИОТ
В связи с чем стоит острая необходимость в разработке системы электронного обучения, которая может построить ИОТ, основанных на новых подходах.
Чтобы построить свою индивидуальную траекторию, обучающимся необходима помощь наставника. Следующий вопрос был ориентирован на установление лиц, которые, по мнению опрошенных, могли бы оказать помощь в построении ИОТ (рис. 3).
В результате опроса было выявлено следующее: большинство опрошенных (44 %) считают, что в построении ИОТ им могут помочь преподаватели, 30 % - специально обученные люди (тьюторы).
Тьюторы являются представителями новой профессии в России. Деятельность тьюторов связана с индивидуализацией образовательной программы. У обучающихся курса, по словам Э.К. Самерха-новой [25], программа тьюторского сопровождения представляет собой психолого-педагогическое сопровождение по проектированию ИОТ, проведение мониторинга и экспертизы этого процесса и результатов проектной деятельности обучающихся. Она направлена на выявление и развитие способности
обучающегося, создание его образовательной и учебной рефлексии.
Был проведен опрос среди обучающийся в университетах, где уже внедрены в процесс обучения индивидуальные образовательные траектории. В опросе приняли участие 150 человек из следующих университетов: Тюменский индустриальный университет, Тюменский государственный университет, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. Респонденты ответили на вопросы «Насколько необходимы тьюторы при формировании ИОТ?» (рис. 5) и «Оцените эффективность работы тьютора по десятибалльной шкале» (рис. 6).
Как видно из представленных выше графиков, обучающиеся считают, что тьюторы при формировании ИОТ играют значимую роль. Но, как видно из данных рис. 5, многие не удовлетворены работой тьюторов. В большинстве случаев это может быть связано с нехваткой тьюторов. Обучающимся, не имеющим постоянной помощи тьюторов, очень трудно выбрать свой путь и сделать этот выбор правильно.
О 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 Рис. 4. Необходимость тьюторов при формировании ИОТ?
3456789 10 Рис. 5. Оценка эффективности работы тьютора по десятибалльной шкале
Заключение
В результате проведенного опроса была выявлена готовность обучающихся к переходу на ИОТ, из чего можно сделать вывод о перспективе развития индивидуализации образования. Обучающиеся смогут сформировать свое обучение в разных вузах. К примеру, обучающиеся смогут начать обучение в одном вузе и изучить несколько модулей, далее перейти в другой и продолжить обучение. В онлайн-режиме освоить часть дисциплин в партнерских учебных заведениях за границей или на образовательных веб-платформах.
Для вузов России ИОТ является новым явлением. Успешная реализация ИОТ возможна на основе использования иностранного опыта с адапта-
цией под нормы и особенности российского образования. В результате индивидуализации образования обучающиеся становятся уникальными специалистами с собственным набором дисциплин. Это будет являться преимуществом при поиске работы и повышает престиж учебного заведения.
В ходе исследования было выявлена готовность обучающихся к внедрению ИОТ при условии профессионального курирования со стороны тьюторов. Повышение профессионализма тьюторов способствует более качественному выбору элективных дисциплин, что в свою очередь повысит уровень квалификации будущих специалистов и, в целом, востребованность их на рынке труда. Все это поможет в повышении качества предоставляемых услуг вуза и образования в целом.
Библиографический список
1. Manuel C. Felgueirasa Joao S. Rochab, Nidia Caeta-no. Engineering education towards sustainability / Manuel C. Felgueirasa, Joao S. Rochab, Nidia Caetano. - Text: electronic // Energy Procedia. - 2017. - № 136. - P. 414-417.
2. Voronova N.A., Ostapenko M.S. Benefits and drawbacks of the national and foreign engineering education. Development trends // E3S WEB OF Conferences. - 2021. -№ 266. - P. 1-9.
3. Ермаков Д.С. Персонализированная модель образования: развитие гибких навыков [Электронный ресурс] // Образовательная политика. - 2020. - № 1. - С. 104-112. -URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/personaliziro vannay a-model-obrazovaniya-razvitie-gibkih-navykov (дата обращения:
23.07.2021).
4. Сафонова М.А., Сафонов А.А. Персонализация образования в России // Педагогика. - 2020. - Т. 84, № 11. - С. 5-14.
5. Грачев В. В. Персонализация образования в условиях глобального перехода к веб-стилю жизни [Электронный ресурс] // Экономика образования. - 2012. - № 1. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/personalizatsiya-obrazo-vaniya-v-usloviyah-globalnogo-perehoda-k-veb-stilyu-zhizni (дата обращения: 27.08.2021).
6. Михалев М. Индивидуализация бесполезна, если вуз мыслит по-старому [Электронный ресурс] // РБК. Тренды. - 2020. - 24 декабря. - URL: https://trends. rbc.ru/ trends/education/cmrm/5fe06c989a7 94774a4861cd3 (дата обращения: 10.02.2022).
7. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-Ф3: [принят Государственной думой 21 декабря 2012 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года]. - М.: Кодекс, 2012. - 404 с.
8. Об установлении организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2021/22 учебный год: Приказ Минобр-науки России № 848 от 31 июля 2020 г. - М., 2017. - 2 с.
9. Климова А.С., Красинская Л.Ф. Индивидуальные образовательные траектории аспирантов: принципы проектирования и условия внедрения (на примере технического вуза) [Электронный ресурс] // Высшее образование в России. - 2021. - Т. 30, № 11. - DOI: 10.31992/0869-3617-202130-11-110-124. - С. 110-124. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/individualnye-obrazovatelnye-traektorii-aspirantov-printsipy-proektirovaniya-i-usloviya-vnedreniya-na-primere-tehnicheskogo-vuza (дата обращения 20.01.2022).
10. Шапошникова Н.Ю. Состояние проблемы реализации индивидуальных образовательных траекторий студентов в высшей школе // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2016. - № 2 (24). -С. 105-111. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-problemy-realizatsii-individualnyh-obrazovatelnyh-traekto-riy-studentov-v-vysshey-shkole (дата обращения:
22.01.2022).
11. Климинская С.Л. Индивидуальная образовательная траектория как способ повышения эффективности обучения иностранным языкам [Электронный ресурс] // Вестник евразийской науки. - 2014. - №4 (23). -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualnaya-obra-zovatelnaya-traektoriya-kak-sposob-povysheniya-effektiv-nosti-obucheniya-inostrannym-yazykam (дата обращения: 22.09.2021).
12. Данейкин Ю.В., Калпинская О.Е., Федотова Н.Г. Проектный подход к внедрению индивидуальной образовательной траектории в современном вузе [Электронный ресурс] // Высшее образование в России. -2020. - № 8-9. - С. 104-116. - URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/proektnyy-podhod-k-vnedreniyu-indivi-dualnoy-obrazovatelnoy-traektorii-v-sovremennom-vuze (дата обращения: 26.06.2021).
13. Rodriguez-Andara А., Rio-Belver R.M., Rodriguez M. Roadmapping towards sustainability proficiency in engineering education [Электронный ресурс] // International Journal of Sustainability in Higher Education. - 2018. - № 19 (4). -С. 413-438. - URL: https://www.researchgate.net/publication/ 322341626_Roadmapping_towards_sustainabili1y_proficiency_ in_engineering_education (дата обращения: 26.06.2021).
14. Воронова Н. А. Конкурентоспособность - показатель качества образования / Н.А. Воронова // Гуманитаризация инженерного образования: методологические основы и практика: материалы международной научно-практической конференции. - Тюмень, 2020. - С. 319-321.
15. Долженкова А.В., Клочков Ю.С. Анализ методов прогнозирования востребованности высококвалифицированных специалистов на рынке труда [Электронный ресурс] // Неделя науки СПБПУ, 13-19 ноября 2017 г. - СПб., 2017. - С. 113-116.
16. Профессиональная ориентация студентов / Ю.С. Клочков, А.И. Лепехин, Д.С. Василега [и др.] // Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона. -2017. - Т. 1. - С. 175-177.
17. The Credit System in USA's Higher Education / braingainmag.com [Электронный ресурс]. - URL: https://www.braingainmag.com/the-credit-system-in-usa-s-higher-education.htm (дата обращения: 01.12.2022).
18. Credit Accumulation and Transfer Scheme, and qualification frameworks / University of Oxford: [Электронный ресурс]. - URL: https://www.conted.ox.ac.uk/about/cats-points (дата обращения: 01.10.2022).
19. An official EU website. Education and Training [Электронный ресурс]. - URL: https://ec.europa.eu/education/ resources-and-tools/european-credit-transfer-and-accumulation-system-ects_en (дата обращения: 01.10.2021).
20. UMAP. // UMAP Exchange Program and UMAP Credit Transfer Scheme (UCTS): [Электронный ресурс]. -URL: https://umap.org/wp-content/uploads/2019/09/UCTS_ Users_Guide_Revision-1.pdf (дата обращения: 01.10.2021).
21. Assessment of the quality of higher professional education on the basis of professional and social accreditation [Электронный ресурс] / E.S. Klochkova, B.M. Alasas, R.R. Esedulaev, A.M. Tveryakov, D.V. Vasily'Ev, R.K. Krayneva // In 2017 IEEE VI Forum Strategic Partnership of Universities and Enterprises of Hi-Tech Branches (Science. Education. Innovations)(SPUE), - IEEE, 2017. - P. 137-140.
22. Zaporozhko V.V. Development and research of algorithms for the formation the individual educational trajectories of students in the digital educational platform / V.V. Zaporozhko, D.I. Parfenov, M. Lapina, D. Sora // SLET 2019 - Proceedings of the International Scientific Conference Innovative Approaches to the Application of Digital Technologies in Education and Research. 2019. -Stavropol-Dombay, 2019.
23. Jung Y., Lee J. Learning engagement and persistence in massive open online courses (MOOCS) // Computers & Education. - 2018. - Vol. 122. - P. 9-22.
24. Оценка качества высшего профессионального образования на основе профессионально-общественной аккредитации / Е.С. Клочкова, А.М. Тверяков, Д.В. Васильев [и др.]. // Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона. - 2017. - Т. 1. - С. 148-150.
25. Самерханова Э.К. Тьюторское сопровождение студентов первого курса в процессе проектирования индивидуальных образовательных траекторий [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. - 2017. -№ 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/tyutorskoe-soprovozhdenie-studentov-pervogo-kursa-v-protsesse-proekti-rovaniya-individualnyh-obrazovatelnyh-traektoriy (дата обращения: 04.12.2021).
References
1. Manuel C. Felgueirasa, Joao S. Rochab, Nidia Caetano. Engineering education towards sustainability. Manuel C. Felgueirasa, Joao S. Rochab, Nidia Caetano. Text: electronic. Energy Procedia, 2017, no. 136, pp. 414-417.
2. Voronova N.A., Ostapenko M.S. Benefits and drawbacks of the national and foreign engineering education. Development trends. E3S WEB OF Conferences, 2021, no. 266, pp. 1-9.
3. Ermakov D.S. Personalizirovannaia model' obrazovaniia: razvitie gibkikh navykov [The Personalized Education Model: Developing Flexible Skills]. Obrazovatel'naia politika, 2020, no. 1, pp. 104-112. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/personalizirovannaya-model-obrazovaniya-razvitie-gibkih-navykov (data avalable 23.07.2021).
4. Safonova M.A., Safonov A.A. Personalizatsiia obrazovaniia v Rossii [Personalization of Education in Russia]. Pedagogika, 2020, vol. 84, no. 11, pp. 5-14.
5. Grachev V. V. Personalizatsiia obrazovaniia v usloviiakh global'nogo perekhoda k veb-stiliu zhizni [Personalizing Education in the Global Transition to Web Lifestyles]. Ekonomika obrazovaniia, 2012, no. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/personalizatsiya-obrazo-vaniya-v-usloviyah-globalnogo-perehoda-k-veb-stilyu-zhizni (data avalable 27.08.2021).
6. Mikhalev M. Individualizatsiia bespolezna, esli vuz myslit po-staromu [Individualization is useless if the university thinks the same way]. RBK. Trendy, 2020, URL: https://trends. rbc.ru/ trends/education/cmrm/5fe06c989a7 94774a4861cd3 (data avalable 10.02.2022).
7. Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii: Fe-deral'nyi zakon № 273-FZ: [priniat Gosudarstvennoi dumoi 21 dekabria 2012 goda [On Education in the Russian Federa-
tion: Federal Law No. 273-FZ]: odobren Sovetom Federatsii 26 dekabria 2012 goda]. Moscow: Kodeks, 2012, 404 p.
8. Ob ustanovlenii organizatsiiam, osushchestv-liaiushchim obrazovatel'nuiu deiatel'nost', kontrol'nykh tsifr priema po spetsial'nostiam i napravleniiam podgotovki i (ili) ukrupnennym gruppam spetsial'nostei i napravlenii podgotovki dlia obucheniia po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovaniia (programmam bakalavriata, programmam spetsialiteta, programmam magistratury) za schet biudzhetnykh assignovanii federal'nogo biudzheta na 2021/22 uchebnyi god: Prikaz Minobrna-uki Rossii № 848 ot 31 iiulia 2020 g. [On the establishment of the organizations carrying out educational activities, control numbers of admission by specialties and training areas and (or) the groups of majors and training areas for training in educational programs of higher education (bachelor's degree programs, specialist's degree programs) from the budget allocations of the federal budget in the 2021/22 academic year: Order of the Ministry of Education and Science of Russia № 848 of July 31, 2020 Translated with www.DeepL.com/Translator (free version)]. Moscow, 2017, 2 p.
9. Klimova A.S., Krasinskaia L.F. Individual'nye obrazovatel'nye traektorii aspirantov: printsipy proek-tirovaniia i usloviia vnedreniia (na primere tekhnicheskogo vuza) [Individual Educational Trajectories of Postgraduate Students: Design Principles and Conditions for Implementation (on the Example of a Technical University)]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2021, vol. 30, no. 11, pp. 110-124. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-11-110-124. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualnye-obrazovate-lnye-traektorii-aspirantov-printsipy-proektirovaniya-i-uslov-iya-vnedreniya-na-primere-tehnicheskogo-vuza (available at: 20.01.2022).
10. Shaposhnikova N.Iu. Sostoianie problemy realizatsii individual'nykh obrazovatel'nykh traekto-rii studentov v vysshei shkole [The state of the problem of implementing individual educational trajectories of students in higher education]. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniia, 2016, no. 2 (24), pp. 105-111. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-problemy-realiz-atsii-individualnyh-obrazovatelnyh-traektoriy-studentov-v-vysshey-shkole (data avalable 22.01.2022).
11. Kliminskaia S.L. Individual'naia obrazova-tel'naia traektoriia kak sposob povysheniia effektivnosti obucheniia inostrannym iazykam [Individual educational trajectory as a way to improve the effectiveness of foreign language learning]. Vestnik evraziiskoi nauki, 2014, no. 4 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualnaya-obra-zovatelnaya-traektoriya-kak-sposob-povysheniya-effektiv-nosti-obucheniya-inostrannym-yazykam (data avalable 22.09.2021).
12. Daneikin Iu.V., Kalpinskaia O.E., Fedotova N.G. Proektnyi podkhod k vnedreniiu individual'noi obrazovatel'noi traektorii v sovremennom vuze [Project-based approach to the implementation of an individual educational trajectory in a modern university]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2020, no. 8-9, pp. 104-116. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/proektnyy-podhod-k-vned-reniyu-individualnoy-obrazovatelnoy-traektorii-v-sovrem-ennom-vuze (data avalable 26.06.2021).
13. Rodriguez-Andara A., Rio-Belver R.M., Rodriguez M. Roadmapping towards sustainability proficiency in engineering education. International Journal of Sustainabil-ity in Higher Education, 2018, no. 19 (4), pp. 413-438. URL: https://www.researchgate.net/publication/ 322341626_Roadmapping_towards_sustainability_proficien cy_in_engineering_education (data avalable 26.06.2021).
14. Voronova N.A. Konkurentosposobnost' -pokazatel' kachestva obrazovaniia [Competitiveness - an indicator of the quality of education]. Gumanitarizatsiia inzhenernogo obrazovaniia: metodologicheskie osnovy i praktika: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Tiumen', 2020, pp. 319-321.
15. Dolzhenkova A.V., Klochkov Iu.S. Analiz me-todov prognozirovaniia vostrebovannosti vysokokvalifitsirovannykh spetsialistov na rynke truda [Analysis of methods for forecasting the demand for highly qualified specialists in the labor market]. Nedelia nauki SPBPU, 13-19 noiabria 2017 g. Saint-Petersburg, 2017, pp. 113-116.
16. Klochkov Iu.S., Lepekhin A.I., Vasilega D.S. Professional'naia orientatsiia studentov [Vocational guidance for students]. Planirovanie i obespechenie podgotovki kadrov dlia promyshlenno-ekonomicheskogo kompleksa regiona, 2017, vol. 1, pp. 175-177.
17. The Credit System in USA's Higher Education. URL: https://www.braingainmag.com/the-credit-system-in-usa-s-higher-education.htm (data avalable 01.12.2022).
18. Credit Accumulation and Transfer Scheme, and qualification frameworks. University of Oxford. URL: https://www.conted.ox.ac.uk/about/cats-points (data available 01.10.2022).
19. An official EU website. Education and Training. URL: https://ec.europa.eu/education/resources-and-tools/ european-credit-transfer-and-accumulation-system-ects_en (data avalable 01.10.2021).
20. UMAP. UMAP Exchange Program and UMAP Credit Transfer Scheme (UCTS). URL: https://umap.org/wp-content/uploads/2019/09/UCTS_Users_Guide_Revision-1.pdf (data avalable 01.10.2021).
21. Klochkova E.S., Alasas B.M., R.R. Esedulaev, A.M. Tveryakov, D.V. Vasily'Ev, R.K. Krayneva Assessment of the quality of higher professional education on the basis of professional and social accreditation. In 2017 IEEE VI Forum Strategic Partnership of Universities and Enterprises of Hi-Tech Branches (Science. Education. Innova-tions)(SPUE). IEEE, 2017, pp. 137-140.
22. Zaporozhko V.V., Parfenov D.I., Lapina M., Sora D. Development and research of algorithms for the formation the individual educational trajectories of students in the digital educational platform. SLET 2019 - Proceedings of the International Scientific Conference Innovative Approaches to the Application of Digital Technologies in Education and Research. 2019. Stavropol-Dombay, 2019.
23. Jung Y., Lee J. Learning engagement and persistence in massive open online courses (MOOCS). Computers and Education, 2018, vol. 122, pp. 9-22.
24. Klochkova E.S., Tveriakov A.M., Vasil'ev D.V. Otsenka kachestva vysshego professional'nogo obrazovaniia na osnove professional'no-obshchestvennoi akkreditatsii [Quality assessment of higher professional education on the basis of professional and public accreditation]. Planirovanie i obespechenie podgotovki kadrov dlia promyshlenno-ekonomicheskogo kompleksa regiona, 2017, vol. 1, pp. 148-150.
25. Samerkhanova E.K. T'iutorskoe soprovozhdenie studentov pervogo kursa v protsesse proektirovaniia individual'nykh obrazovatel'nykh traektorii [Tutor support for first-year students in the process of designing individual educational trajectories]. VestnikMininskogo universiteta, 2017, no. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tyutorskoe-sopro-vozhdenie-studentov-pervogo-kursa-v-protsesse-proektirov-aniya-individualnyh-obrazovatelnyh-traektoriy (data avalable 04.12.2021).
Поступила: 12.02.2022
Одобрена: 12.05.2022
Принята к публикации: 27.05.2022
Об авторах
Остапенко Мария Сергеевна (Тюмень, Россия) -кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Станки и инструменты» Тюменского индустриального университета (Россия, 625000, г. Тюмень, ул. Володарского, 38, e-mail: [email protected]).
Назарова Владлена Юрьевна (Тюмень, Россия) -магистрант направления «Технологические машины и оборудование» Тюменского индустриального университета (Россия, 625000, г. Тюмень, ул. Володарского, 38, e-mail: [email protected]).
About the authors
Maria S. Ostapenko (Tyumen, Russian Federation) -Ph.D. in Technical Sciences, Ass. Professor, Department of Machines and tools Federal State Budget Educational Institution of Higher Education « Industrial University of Tyumen» (38 Volodarskogo st., Tyumen, 625000, Russian Federation, e-mail: [email protected]).
Vladlena Yu. Nazarova (Tyumen, Russian Federation) - Master's student in the Technological machinery and equipment field Federal State Budget Educational Institution of Higher Education « Industrial University of Tyumen» (38 Volodarskogo st., Tyumen, 625000, Russian Federation, e-mail: [email protected]).
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Вклад всех авторов равноценен.