Научная статья на тему 'ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ФГОС 3++: АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ'

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ФГОС 3++: АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иностранный язык / медицинский университет / образовательные стандарты / самостоятельная работа / foreign language / medical university / educational standards / independent work

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.И. Торубарова, А.О. Стеблецова, А.В. Карпова

В статье освещается проблема готовности студентов медицинского университета к самостоятельной работе в условиях обучения по государственным образовательным стандартам нового поколения. Отмечается, что в условиях оптимизации учебной нагрузки, которая выражается в перераспределении количества контактных часов и часов на самостоятельную работу, формирование и развитие у студентов навыков самостоятельной работы, в том числе и по дисциплине «Иностранный язык», являются задачами первоочередной значимости. Именно на это, по мнению авторов статьи, нацелена новая система преподавания иностранных языков в ВГМУ им. Н.Н. Бурденко. На основании проведенного исследования были выявлены проблемные моменты, возникающие у студентов при изучении дисциплин блока «Иностранный язык», установлен уровень готовности студентов к самостоятельной работе, даны рекомендации и намечены перспективы для успешного формирования универсальных компетенций «самоорганизация» и «саморазвитие».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И.И. Торубарова, А.О. Стеблецова, А.В. Карпова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN LANGUAGE IN MEDICAL UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF FSES 3++: STUDENTS’ READINESS FOR INDEPENDENT WORK

The article highlights the issue of readiness of medical university students for independent work in the context of novel state educational standards (FSES 3++). It is noted that in conditions of optimization of the teaching load, which is expressed in the redistribution of the number of contact hours and hours for independent work, development of students’ skills in independent work, including those in the discipline “foreign language”, are tasks of primary significance. According to the authors of the article, this is the aim of the new system of teaching foreign languages at Burdenko Voronezh State Medical University. The study performed allows detecting challenges that arise when students learn foreign languages, the level of students’ readiness for independent work; giving recommendations and perspectives for successful development of universal competencies “self-organization” and “self-development”.

Текст научной работы на тему «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ФГОС 3++: АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ»

- систематическая работа с активом курсантского подразделения (старшиной роты, старшинами групп, членами курсантских советов и др.);

Применение наказания предусматривает соблюдение следующих условий:

- не следует торопиться наказывать;

- сила наказания увеличивается, если оно исходит от коллектива;

- не рекомендуются коллективные наказания;

- наказания будет действенным, когда оно понятно курсанту, и он считает его справедливым;

- нельзя оскорблять курсанта;

- основа - конфликтная ситуация;

- следует применять в комплексе с другими методами.

Следовательно, основными условиями обеспечения эффективности метода стимулирования являются:

- конструирование отношений с учащейся молодежи на основе принципов гуманизма, разумности, доверительности;

- всесторонняя оценка педагогической ситуации, выбор потребных видов стимулирования;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей учащейся молодежи;

- проявление педагогического такта и внимания к воспитанникам;

Библиографический список

- формирование позитивной мотивации поведения;

- своевременное пресечение негативных поступков, активизация профилактической работы.

Планируемый результат применения метода стимулирования в ВПД - повышение интереса учащейся молодежи к патриотическому воспитанию, проводимому в вузе, активизация их участие в воспитательной работе патриотической направленности, проводимых акциях, поисковой и волонтерской работе, что обеспечит формирование развитых патриотических качеств и твердой патриотической убежденности у каждого юноши и девушки.

Таким образом, формирование патриотизма у учащейся молодежи в современных условиях является важной и актуальной педагогической задачей. Ее решение требует от руководителей, преподавателей и общественных структур вузов поиска новых форм и методов работы. Умелое применение метода стимулирования даст новый импульс проводимой ВПД, позволит привлечь внимание и зародить интерес у молодежи к ней, что, в свою очередь, отразится на её активности, инициативности, деловитости, ответственности и добросовестности при подготовке и проведении разнообразных мероприятий патриотической направленности. Результатом такой активности станет высокий уровень патриотизма студентов и курсантов.

1. Томилина С.Н. Концепция и стратегии государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи: монография. Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2018.

2. Равкин З.И. Стимулирование как педагогический процесс. Проблемы педагогического стимулирования и методологии исследований истории советской школы. Йошкар-Ола: МГПИ, 1972.

3. Гордин Л.Ю. Методологические проблемы педагогического стимулирования. Советская педагогика. 1979; № 12: 72-79.

4. Бабанский Ю.К. Методы стимулирования учебной деятельности школьников. Советская педагогика. 1980; № 3: 99-106.

5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2013.

6. Муравьев Г.В., Томилин А.Н. Программно-диагностическое сопровождение процесса формирования профессиональной направленности у курсантов морского вуза: монография. Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2020.

7. Вовк М.Ю. Патриотическое воспитание курсантов морского вуза на традициях города-героя: монография. Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2021.

8. Афонина Н. Метод стимулирования в педагогике. Available at: https://spravochnick.ru/pedagogika/metod_stimulirovaniya_v_pedagogike/

9. Томилин А.Н. Военно-педагогическая теория и практика формирования и развития профессиональной направленности офицера-воспитателя: монография. Новороссийск: РИО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова», 2010.

10. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. Москва: Просвещение, 1989.

References

1. Tomilina S.N. Koncepciya istrategii gosudarstvenno-patrioticheskogo vospitaniya uchaschejsya molodezhi: monografiya. Novorossijsk: RIO GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2018.

2. Ravkin Z.I. Stimulirovanie kak pedagogicheskij process. Problemypedagogicheskogostimulirovaniya imetodologiiissledovanijistoriisovetskojshkoly. Joshkar-Ola: MGPI, 1972.

3. Gordin L.Yu. Metodologicheskie problemy pedagogicheskogo stimulirovaniya. Sovetskaya pedagogika. 1979; № 12: 72-79.

4. Babanskij Yu.K. Metody stimulirovaniya uchebnoj deyatel'nosti shkol'nikov. Sovetskaya pedagogika. 1980; № 3: 99-106.

5. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogika: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr "Akademiya", 2013.

6. Murav'ev G.V., Tomilin A.N. Programmno-diagnosticheskoe soprovozhdenie processa formirovaniya professional'noj napravlennosti u kursantov morskogo vuza: monografiya. Novorossijsk: RIO GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2020.

7. Vovk M.Yu. Patrioticheskoe vospitanie kursantov morskogo vuza na tradiciyah goroda-geroya: monografiya. Novorossijsk: RIO GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2021.

8. Afonina N. Metod stimulirovaniya v pedagogike. Available at: https://spravochnick.ru/pedagogika/metod_stimulirovaniya_v_pedagogike/

9. Tomilin A.N. Voenno-pedagogicheskaya teoriya i prakiika formirovaniya i razvitiya professional'noj napravlennosti oficera-vospitatelya: monografiya. Novorossijsk: RIO «GMU im. adm. F.F. Ushakova», 2010.

10. Schukina G.I. Aktivizaciya poznavatel'nojdeyatel'nosti uchaschihsya v uchebnomprocesse. Moskva: Prosveschenie, 1989.

Статья поступила в редакцию 09.11.22

УДК 378.14:372.881.1

Torubarova I.I., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Foreign Languages Department, N.N. Burdenko Voronezh State Medical University (Voronezh, Russia), E-mail: torubarova69@mail.ru, ORCID id: https://orcid.org/0000-0002-6712-1865

Stebletsova A.O., Doctor of Sciences (Philology), Senior Lecturer, Head of Foreign Languages Department, N.N. Burdenko Voronezh State Medical University (Voronezh, Russia), E-mail: annastebl@mail.ru, ORCID iD: https://orcid.org/0000-0002-4682-4887

Karpova A.V., Cand. of Sciences (Medicine), Head of International Institute of Medical Education and Cooperation, Vice-Rector for International Development; senior lecturer, Department of Normal Physiology, N.N. Burdenko Voronezh State Medical University (Voronezh, Russia), E-mail: anna_v_karpova@mail.ru, ORCID iD: https://orcid.org/0000-0001-9551-6381

FOREIGN LANGUAGE IN MEDICAL UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF FSES 3++: STUDENTS' READINESS FOR INDEPENDENT WORK. The article highlights the issue of readiness of medical university students for independent work in the context of novel state educational standards (FSES 3++). It is noted that in conditions of optimization of the teaching load, which is expressed in the redistribution of the number of contact hours and hours for independent work, development of students' skills in independent work, including those in the discipline "foreign language", are tasks of primary significance. According to the authors of the article, this is the aim of the new system of teaching foreign languages at Burdenko Voronezh State Medical University. The study performed allows detecting challenges that arise when students learn foreign languages, the level of students' readiness for independent work; giving recommendations and perspectives for successful development of universal competencies "self-organization" and "self-development".

Key words: foreign language, medical university, educational standards, independent work.

И.И. Торубарова, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко», г. Воронеж, E-mail: torubarova69@mail.ru

А.О. Стеблецова, д-р филол. наук, доц., зав. каф. иностранных языков ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко», г. Воронеж, E-mail: annastebl@mail.ru

А.В. Карпова, канд. мед. наук, доц., рук. Международного института медицинского образования и сотрудничества, проректор по международной деятельности, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко», г. Воронеж, E-mail: anna_v_karpova@mail.ru

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ФГОС 3++: АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

В статье освещается проблема готовности студентов медицинского университета к самостоятельной работе в условиях обучения по государственным образовательным стандартам нового поколения. Отмечается, что в условиях оптимизации учебной нагрузки, которая выражается в перераспределении количества контактных часов и часов на самостоятельную работу, формирование и развитие у студентов навыков самостоятельной работы, в том числе и по дисциплине «Иностранный язык», являются задачами первоочередной значимости. Именно на это, по мнению авторов статьи, нацелена новая система преподавания иностранных языков в ВГМУ им. Н.Н. Бурденко. На основании проведенного исследования были выявлены проблемные моменты, возникающие у студентов при изучении дисциплин блока «Иностранный язык», установлен уровень готовности студентов к самостоятельной работе, даны рекомендации и намечены перспективы для успешного формирования универсальных компетенций «самоорганизация» и «саморазвитие».

Ключевые слова: иностранный язык, медицинский университет, образовательные стандарты, самостоятельная работа.

Самоорганизация и саморазвитие обучающихся являются универсальными компетенциями (УК), зафиксированными в ФГОС ВО 3++ по направлениям специалитета 310000 Клиническая медицина и 320000 Науки о здоровье и профилактическая медицина. В соответствии с требованиями новых программных документов обучающийся должен быть «способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей жизни (УК-6)» [1; 2; 3, с. 6-13]. Одной из форм «собственной деятельности» является самостоятельная работа студентов вузов, которая была и остается неотъемлемой частью учебного процесса любой дисциплины и программы профессиональной подготовки [4].

В этой связи мы говорим о развитии навыков и умений самостоятельной работы (далее - СР), которую определяют как деятельность, способную «... обеспечивать самостоятельный поиск необходимой информации, творческое восприятие и осмысление учебного материала в ходе аудиторных занятий, разнообразные формы познавательной деятельности студентов на занятиях и во внеаудиторное время, развитие аналитических способностей, навыков контроля и планирования учебного времени, выработку умений и навыков рациональной организации учебного труда» [5, с. 4].

Самостоятельная работа и самостоятельное обучение реализуются в контексте таких образовательных технологий, как личностно-деятельностный подход, личностно ориентированное обучение. «Личностно-деятельностный подход, предполагая организацию самого процесса обучения как организацию (и управление) учебной деятельностью учащихся, означает переориентацию этого процесса на постановку и решение ими самими конкретных учебных задач» [6, с. 515].

Личностно ориентированное обучение декларирует такие принципы, как 1) уникальность каждого индивидуума, включенного в образовательный процесс, как студента, так и преподавателя; 2) взаимодействие на основе гуманности и толерантности; 3) подлинность результатов образовательной деятельности студента, которые сопоставляются «с достижениями культурно-исторического характера»; 4) самооценка студентом полученных образовательных результатов, а также оценка преподавателем образовательной деятельности студента как обязательное условие «личностного приращения студента» [7].

Необходимо подчеркнуть, что гармоничные взаимоотношения преподавателя - наставника и ученика - студента являются одной из основ организации успешной самостоятельной работы обучающихся. Еще одним базовым компонентом эффективности самостоятельной работы в современных условиях стали информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Продуктивное взаимодействие между преподавателем и студентом и благоприятная моти-вационная среда, в которой ИКТ являются важным элементом, составляют внешние факторы, от которых зависит успешное самостоятельное обучение. Внутренние факторы - это навыки, которые обучающиеся должны сформировать, развить самостоятельно. К ним относятся когнитивные навыки, такие как концентрация памяти и внимания для решения проблемы, метакогнитивные навыки, связанные с пониманием того, как проходит обучение, и аффективные навыки, связанные с чувствами и эмоциями. Интегративное сочетание внешних и внутренних факторов является универсальным залогом эффективности самостоятельной работы обучающихся вне зависимости от профиля подготовки. При этом невозможно не учитывать и дисциплинарное своеобразие навыков и умений, формируемых в рамках разных отраслей знания или профессиональных дисциплин. Поэтому в настоящей работе мы сосредоточились на самостоятельной работе обучающихся в рамках дисциплины «Иностранный язык» (далее - ИЯ), которая является обязательной в учебных планах российских медицинских вузов.

На протяжении большей части 20-го века теория и методология преподавания языков в значительной степени основывались на теоретической и прикладной лингвистике. Концепция самостоятельности, будучи привнесенной в преподавание языков из области философии, психологии и педагогики, привлекает внимание исследователей, начиная с 1960-х годов. Существует множество мнений отечественных и зарубежных исследователей относительно самостоятельной работы при изучении ИЯ. Little утверждает, что самостоятельная работа может принимать различные формы в зависимости от возрастных особенностей

обучающихся, результатов, которые они достигли в своем обучении, их индивидуальных целей и задач и т. п. [8, с. 4]. Интересна точка зрения Nation, который определяет роль обучающегося в самостоятельной работе как индивидуума, который берет на себя контроль и ответственность за собственное обучение [9, с. 394]. Е.В. Федоткина обращает внимание на тот факт, что главная цель преподавателя ИЯ - научить студента учиться, «выработать навыки и умения самостоятельной работы» [10, с. 209]. Е.Ю. Ковалева рассматривает самостоятельную работу обучающихся как «особую форму самообразования», обязательную компетенцию для успешного профессионального роста специалиста [11].

Актуальность обсуждаемой проблемы обусловлена изменениями, продиктованными новыми образовательными стандартами: ранее фокус внимания при изучении ИЯ был сосредоточен на контактной аудиторной работе с обучающимися, которая считалась обязательным условием успешного формирования знаний, умений и навыков; в современных реалиях возрастает роль студенческой автономии, возникает необходимость изучения готовности студентов к самостоятельной работе, которую можно определить как фундамент для осуществления принципа «учись на протяжении всей жизни». Научная новизна данной работы заключается в исследовании самостоятельности как академической компетенции студентов в условиях реализации новых образовательных стандартов: несомненно, что при современных четких ориентирах на самоорганизацию и саморазвитие обучающихся, заданных ФГОС ВО 3++, оптимизация учебной нагрузки, выражающаяся в перераспределении количества контактных часов и часов на самостоятельную работу, становится новой образовательной реальностью российских вузов. В этих условиях важной задачей преподавателей является формирование и развитие у студентов навыков СР, в том числе и по дисциплине «Иностранный язык» в медицинском университете [12; 13; 14].

Именно от наличия у обучающихся навыков и умений работать самостоятельно во многом зависит продуктивность автономной деятельности при овладении ИЯ. Актуальность определяет цель настоящей работы: описание новой системы преподавания иностранных языков в ВГМУ им. Н.Н. Бурденко. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: провести анализ и оценку уровня сформированности навыков и умений самостоятельной работы у студентов медицинского университета.

В качестве материала исследования были использованы учебные планы ВГМУ им. Н.Н. Бурденко по реализации основных образовательных программ по программе специалитета 31.05.03 Стоматология и 32.05.01 Медико-профилактическое дело от 11.06.2021, а также рабочие программы по дисциплинам блока «Иностранные языки». Методологическим инструментом исследования стал опрос студентов ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, в котором приняли участие студенты 1-го и 2-го курсов (53 и 47 человек соответственно) стоматологического и медико-профилактического и студенты 4-го курса (23 человека) медико-профилактического факультетов. Опрос проводился в мае 2021-2022 уч. г. Для диагностики уровня самостоятельности взрослых при освоении ИЯ была использована анкета Д.Е. Онорина [15]. Она состоит из 44 вопросов, которые могут быть сгруппированы в зависимости от того, какой аспект учебной самостоятельности они отражают. Каждый аспект соответствует определенному компоненту самостоятельности (см. табл. 1).

Переход в 2017 и 2020 годах на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения или ФГОС 3++ подтолкнул учебное руководство вуза на внесение концептуальных изменений в учебные планы. Осознавая значимость иностранного языка в профессиональной компетенции современного врача, организаторы учебного процесса поставили перед кафедрой задачу продолжить преподавание ИЯ на старших курсах. Традиционно ИЯ в медицинском вузе был дисциплиной, реализуемой на 1-2 курсах, в то время как студенты старших курсов, активно занимающиеся наукой и более осознанно относящиеся к иностранным языкам, не имели возможности осваивать их в рамках учебного плана. Для решения этой задачи была принята следующая система преподавания ИЯ в ВГМУ им. Н.Н. Бурденко. В соответствии с учебным планом вуза иностранные языки преподают на 1-4 курсах, двумя блоками, по две дисциплины в каждом блоке:

1) блок English for Specific Purposes (ESP) - дисциплины «ИЯ в медицине» (1 курс), «ИЯ в профессиональной коммуникации» (2 курс);

Таблица 1

Соотношение аспектов и компонентов учебной самостоятельности

компоненты проектировочный организационный оценочный рефлексивно-корректировочный

готовность к самоуправлению, самостоятельная работа важность занятий в аудитории/ зна- готовность к самоуправлению,

ы тк самостоятельная работа по изу- по изучению иностранного чимость роли преподавателя: объ- важность занятий в аудитории/значимость роли

ш п чению иностранного языка языка, отбор содержания яснения, наблюдение, оценивание/ преподавателя: объяснения, наблюдение, вну-

ас мотивация тренняя мотивация, заинтересованность в дру-

гой культуре

2) блок English for Academic Purposes (EAP) - дисциплины «Основы медицинского перевода» (3 курс), «ИЯ для академических целей» (4 курс).

Каждая дисциплина рассчитана на 32 контактных часа и 37 часов самостоятельной работы студентов. В рамках курса обучающиеся должны ознакомиться с основами медицинской терминологии на ИЯ, овладеть лек-сико-грамматическим материалом по специальным темам, таким как анатомия, физиология, патология систем и органов человека, научиться работать со справочной литературой, выполнять поисковую деятельность и отбирать релевантные справочные источники, развивать коммуникативные навыки, сформированные в школе. Очевидно, что в таких условиях самостоятельная работа является делом первостепенной важности. Студенты обеспечиваются необходимым методическим, справочным, практическим материалом для выполнения заданий, подготовки к аудиторным занятиям, развития навыков и умений поисковой работы. Результаты их деятельности преподаватели контролируют на аудиторных занятиях, активно используются современные ИКТ и образовательные платформы (Moodle, Webinar, социальные сети), что обеспечивает дополнительную положительную мотивацию для студентов. Многие студенты проявляют интерес к изучению ИЯ помимо обязательной программы, участвуют во внеаудиторной деятельности, которая представлена олимпиадами по языкам, конкурсами, научной работой. Так, например, в 2022 году команда ВГМУ, в состав которой входили студенты 4 курса лечебного факультета, стала победителем в командном первенстве на IV Международной олимпиаде по английскому языку среди обучающихся медицинских и фармацевтических вузов; студенты медико-профилактического факультета заняли призовые места в научных конкурсах «Наука молодых - 2022», «Молодежь и наука - 2022», «Мое научное исследование» с работами, которые они выполнили самостоятельно в рамках дисциплины «Основы медицинского перевода»; студенты педиатрического факультета приняли участие во Втором международном студенческом конкурсе профессионально ориентированного перевода, организованном МГИМО, наравне со студентами лингвистических вузов.

Однако наряду с положительными моментами есть ряд проблем, требующих решения, а именно - низкий уровень знаний учащихся, с которым они пришли из средней школы; слабая мотивация; неспособность грамотно распределить время на подготовку к практическим занятиям. Для выявления готовности и способности обучающихся к самостоятельной работе на занятиях по ИЯ, а также для последующей корректировки проблемных моментов был проведен опрос среди студентов стоматологического и медико-профилактического факультетов. В табл. 1 «Соотношение аспектов и компонентов учебной самостоятельности» представлены исследуемые аспекты самостоятельности в корреляции с отдельными аспектами учебной деятельности (по Д.Е. Онорину).

Мы обратили внимание на оценочный и рефлексивно-корректировочный компоненты уровня учебной самостоятельности, так как, на наш взгляд, именно они являются определяющими для формирования умений самостоятельной работы. Данные респондентов свидетельствуют, что в целом уровень сформи-рованности оценочного компонента учебной самостоятельности был выше у студентов 4 курса: они приводили более объективные суждения о собственной роли и роли преподавателя для их прогресса в изучении ИЯ.

Табл. 2 «Оценочный компонент уровня самостоятельности на занятиях по ИЯ» представляет вопросы, направленные на выявление у студентов оценочного компонента самостоятельности. Обращает на себя внимание единство мнений в ответах на вопросы 2, 7 и 11: студенты 1-2 курсов и студенты 4 курса единодушны в том, что объяснения преподавателя обеспечивают положительную мотивацию и благоприятные условия для изучения ИЯ (см. табл. 2).

Таблица 3 «Рефлексивно-корректировочный компонент уровня самостоятельности на занятиях по ИЯ» более детально иллюстрирует степень готовности к рефлексии и самокоррекции. Представленные здесь результаты свидетельствуют о низком уровне заинтересованности студентов 1-2 и 4 курсов в изучении ИЯ на настоящий момент и в перспективе, хотя студенты интересуются языком и культурой англоязычных стран. Возможно, такая ситуация объясняется тем, что в будущем студенты не видят практического применения знаниям, полученным на занятиях по ИЯ.

Таблица 2

№ п/п Вопросы анкеты 1-2 курс 4 курс

1. Боюсь, что я не смогу изучать тему самостоятельно, если преподаватель не объяснит ее на занятии 15% 26,1%

2. Я лучше понимаю, когда преподаватель объясняет что-то на занятии 49% 47,8%

3. Я чувствую себя уверенно, когда преподаватель рядом со мной, пока я изучаю английский 23% 39,1%

4. Я могу изучать английский только с помощью моего преподавателя 14% 26,1%

5. Преподаватель всегда должен вести меня к изучению английского языка 13% 26,1%

6. При изучении английского я хотел бы, чтобы мой преподаватель повторял грамматические правила 23% 21,7%

7. Я чувствую себя комфортно, когда мой преподаватель объясняет английский подробно 38% 7,8%

8. Я не смогу изучать английскую грамматику самостоятельно/без преподавателя 17% 7,4%

9. Если у меня нет возможности изучать английский язык на аудиторном занятии, я не справлюсь с его изучением самостоятельно. 12% 8,7%

10. Я приветствую, когда преподаватель исправляет мои ошибки, когда я их совершаю. 36% 43,5%

11. Я хочу, чтобы преподаватель объяснял нам слова, которые мы должны изучить. 46% 47,8%

12. Я не знаю, как лучше изучать английский язык. 17% 21,7%

13. Преподаватель должен регулярно давать мне тесты, чтобы контролировать мой уровень знаний. 8% 4,3%

14. Каждый раз, когда у меня есть задание, преподаватель должен оценивать или исправлять его. 16% 8,7%

15. Успех в обучении языку в большей степени зависит от того, что я делаю в аудитории в присутствии преподавателя. 12% 17,4%

16. Я выполняю задания по английскому языку только тогда, когда знаю, что преподаватель будет оценивать меня. 6% 13%

17. Я не знаком со способами проверки своего прогресса в изучении языка. 11% 21,7%

*Примечание: представлен процент ответов «всегда верно».

Оценочный компонент уровня самостоятельности на занятиях по ИЯ*

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рефлексивно-корректировочный компонент уровня самостоятельности на занятиях по ИЯ*

№ п/п Вопросы анкеты 1-2 курс 4 курс

1. Боюсь, что я не смогу изучать тему самостоятельно, если преподаватель не объяснит ее на занятии 15% 26,1%

2. Я лучше понимаю, когда преподаватель объясняет что-то на занятии 49% 47,8%

3. Я чувствую себя уверенно, когда преподаватель рядом со мной, пока я изучаю английский 23% 39,1%

4. Я могу изучать английский только с помощью моего преподавателя 14% 26,1%

5. Преподаватель всегда должен вести меня к изучению английского языка 13% 26,1%

6. При изучении английского я хотел бы, чтобы мой преподаватель повторял грамматические правила 23% 21,7%

7. Я чувствую себя комфортно, когда мой преподаватель объясняет английский подробно 38% 47,8%

8. Я не смогу изучать английскую грамматику самостоятельно/без преподавателя 17% 17,4%

9. Если у меня нет возможности изучать английский язык на аудиторном занятии, я не справлюсь с его изучением самостоятельно 12% 8,7%

10. Я приветствую, когда преподаватель исправляет мои ошибки, когда я их совершаю 36% 43,5%

11. Я хочу, чтобы преподаватель объяснял нам слова, которые мы должны изучить 45% 47,8%

12. Я не знаю, как лучше изучать английский язык 17% 21,7%

13. Преподаватель должен регулярно давать мне тесты, чтобы контролировать мой уровень знаний 8% 4,3%

14. Каждый раз, когда у меня есть задание, преподаватель должен оценивать или исправлять его 16% 8,7%

15. Успех в обучении языку в большей степени зависит от того, что я делаю в аудитории в присутствии преподавателя 12% 17,4%

16. Я выполняю задания по английскому языку только тогда, когда знаю, что преподаватель будет оценивать меня 6% 13%

17. Я не знаком со способами проверки своего прогресса в изучении языка 11% 21,7%

*Примечание: представлен процент ответов «всегда верно»

Результаты проведенного анкетирования представляют существенный интерес для изучения различных аспектов преподавания ИЯ, среди которых выделим следующие моменты:

1. На вопрос: «Моя оценка по английскому в аттестате о среднем (полном) общем образовании (после 11 класса)», почти все обучающиеся ответили «хорошо» или «отлично» (см. рис. 1).

Рис. 1. Школьная оценка по английскому языку студентов медвуза

2. На вопрос: «В будущем я хотел бы продолжить изучение английского языка самостоятельно/без преподавателя», большинство яде нтов ответили утвердительно (см. рис. д).

Как нем представляевся, швельнеяоввнкаобучающивснневсегда обгек-тиинооценяваятях рваллныезовник,оак как тнатнходнолоненероля, коеурям проводится ндпетвамзанязиа, взего а аозозыва ет гораздо более низкие п обеев-невию во шкоуяноа оцзекой дезулытаты: примерно у половины обучающихся результат теста входного контроля ниже удовлетворительного. Данное несоооеерг ствие формирует у студентов ложные представления об их реальных знаниях ео ИЯ и на начальном этапе обучения вызывает негативную реакцию по отно ооною к преподавателю вуза и дисциплине. Однако, как свидетельствуют данные п|эр-веденного нами опроса, очень скоро отношение к дисциплине ИЯ меняется,уеон вень мотивации повышается. Обучающиеся начинают реально оценивато еяои

Рис.2.Мотивация студентовизучатьязык самостоятельновбудущем

Примечание: оценка 5 означает, что указанное утверждение является всегда верным для конкретного обучающегося, оценка 4 ставится, если для обучающегося данное утверждение является в основном верным, 3 - иногда верным, 2 - редко вер-ным,1 - неверным.

знания по дисциплинам блока ИЯ, более трети студентов планируют совершенствовать свои иноязычные компетенции в будущем. Тем самым осуществляется принцип «вучениинельзя останавливаться».

Как очевидно, результаты проведенного анализа системы преподавания ИЯ в ВГМУ им. Н.Н. Бурденко и анкетирования студентов обладают практической значимостью и позволяют сделать некоторые выводы. Во-первых, преподавание дисциплин «Основы медицинского перевода» и «Иностранный язык для академических целей» на старших курсах медицинского университета, несомненно, имеет свои положительные моменты: помимо универсальных иноязычных компетенций, у студентов формируются навыки и умения, связанные с академической речью и письмом, анализом текста, аннотированием и реферированием. Такие навыки необходимы им в дальнейшей профессиональной деятельности, в том числеинародном языке.

Во-вторых, результаты проведенного исследования свидетельствуют о низком уровне готовности к самостоятельной работе у значительной части обучающихся. Это нужно учитывать при создании рабочих программ и учебно-методических комплексов по дисциплинам, входящим в блок ИЯ. Формирование и развитие навыков самостоятельной работы должны стать приоритетными задачами учебно-методических комплексов и регулярным видом педагогической деятельности преподавателей.

В-третьих, низкий уровень готовности к самостоятельной работе создает для студентов определенные трудности при овладении ИЯ, которые необходимо нивелировать. Для этого следует создавать специализированные учебно-методические материалы. На кафедре иностранных языков ВГМУ им. Н.Н. Бурденко разработаны комплекты справочных аудио- и видеоматериалов, предназначенных для студентов конкретной основной образовательной программы, например, «Медико-профилактическое дело» и «Стоматология», учитывающие трудности, возникающие у студентов этих программ при освоении блока дисциплин по ИЯ. Справочные комплекты способствуют совершенствованию произносительных

Библиографический список

навыков студентов, их можно использовать при самостоятельной подготовке к аудиторным занятиям.

В-четвертых, как показывают результаты исследования, необходим не только тестовый (письменный), но и устный контроль сформированных умений и компетенций в режиме «преподаватель - студент», «студент - студент», в том числе для развития коммуникативных навыков обучающихся, которые, помимо прочего, являются обязательным составным компонентом будущей профессиональной деятельности студентов-медиков.

В заключение отметим, что результаты и выводы данного исследования являются неокончательными, поскольку новая система организации дисциплин блока ИЯ находится в процессе адаптации, и работа по развитию и изучению навыков самостоятельной работы студентов медицинского вуза будет продолжена. Тем не менее уже на данном этапе очевиден прикладной характер нашей работы: полученные результаты и выводы могут быть использованы при составлении методических рекомендаций для самостоятельной работы обучающихся.

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 31.05.03 Стоматология. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 12 августа 2020 г N 984. Редакция с изменениями N 1456 от 26.11.2020 (стоматология). Available at: https:// fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Spec/310503_C_3_18062021.pdf

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 31.05.01 Лечебное дело. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 12 августа 2020 г N 988. Available at: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/ Spec/310501_C_3_18062021.pdf

3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 32.05.01 Медико-про-филактическоедело. Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 июня 2017 г N 552 «Об утверждении федерального... Редакция с изменениями N 1456 от 26.11.2020 (медико-профилактическое дело). Available at: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Spec/320501_C_3_18062021.pdf

4. Механтьева Л.Е., Карпова А.В., Стеблецова А.О., Торубарова И.И. Иностранный язык в современной профессиональной подготовке специалистов медико-профилактического дела: ответы на вызовы ФГОС 3++ Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 161-165.

5. Меренков А.В., Куньщиков С.В., Гречухина Т.И., Усачева А.В., Вороткова И.Ю. Самостоятельная работа студентов: виды, формы, критерии оценки: учебно-методическое пособие. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2016.

6. Степанова А.В. Личностно-деятельностный и компетентностный подходы к формированию приемов инженерной деятельности у студентов при решении учебных физических задач. Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008; № 80. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-deyatelnostnyy-i-kompetentnostnyy-podhody-k-formirovaniyu-priemov-inzhenernoy-deyatelnosti-u-studentov-pri-reshenii

7. Абрамова И.В. Личностно ориентированное обучение студентов как условие формирования их профессиональной компетентности. Проблемы современного педагогического образования. 2018; № 59-2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-orientirovannoe-obuchenie-studentov-kak-uslovie-formirovaniya-ih-professionalnoy-kompetentnosti

8. Little D. Learner autonomy. 1: Definitions, issues and problems. Dublin: Authentik, 1991.

9. Nation I.S.P. Teaching and learning vocabulary in another language. Cambridge: Cambridge University Press, 2001.

10. Федоткина Е.В. Некоторые аспекты организации самостоятельной работы студентов при изучении иностранных языков. Инновационная наука. 2016; № 3-2 (15). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-organizatsii-samostoyatelnoy-raboty-studentov-pri-izuchenii-inostrannyh-yazykov

11. Ковалева Е.Ю. Самостоятельная работа студентов неязыковых вузов при изучении иностранного языка. Символ науки. 2016; № 2-1. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/samostoyatelnaya-rabota-studentov-neyazykovyh-vuzov-pri-izuchenii-inostrannogo-yazyka

12. Стеблецова А.О., Торубарова И.И. Иностранный язык в медицинском вузе в свете государственных образовательных стандартов третьего поколения: проблемы и перспективы. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012; № 2: 206-208.

13. Torubarova I., Stebletsova A. Narrative-based medical writing: An EMP case study. Journal of Teaching English for Specific and Academic Purposes. 2021; Vol. 9, № 1: 51-59.

14. Стеблецова А.О., Ефимова Т.В., Варнавская Е.В. Модернизация форм и методов самостоятельной работы студентов в курсе латинского языка. Язык. Образование. Культура. Курск: Курский государственный медицинский университет, 2016: 183-186.

15. Онорин Д.Е. Диагностика уровня сформированности самостоятельности взрослых при изучении иностранного языка. Научный журнал. 2018; № 4 (27). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-urovnya-sformirovannosti-samostoyatelnosti-vzroslyh-pri-izuchenii-inostrannogo-yazyka

References

1. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - specialitet po special'nosti 31.05.03 Stomatologiya. Prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya RF ot 12 avgusta 2020 g. N 984. Redakciya s izmeneniyami N 1456 ot 26.11.2020 (stomatologiya). Available at: https://fgosvo.ru/uploadfiles/ FG0S%20V0%203++/Spec/310503_C_3_18062021.pdf

2. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - specialitet po special'nosti 31.05.01 Lechebnoe delo. Prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya RF ot 12 avgusta 2020 g. N 988. Available at: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Spec/310501_C_3_18062021.pdf

3. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - specialitet po special'nosti 32.05.01 Mediko-profilakticheskoe delo. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 15 iyunya 2017 g. N 552 "Ob utverzhdenii federal'nogo. Redakciya s izmeneniyami N 1456 ot 26.11.2020 (mediko-profilakticheskoe delo). Available at: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Spec/320501_C_3_18062021.pdf

4. Mehant'eva L.E., Karpova A.V., Steblecova A.O., Torubarova I.I. Inostrannyj yazyk v sovremennoj professional'noj podgotovke specialistov mediko-profilakticheskogo dela: otvety na vyzovy FGOS 3++ Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 161-165.

5. Merenkov A.V., Kun'schikov S.V., Grechuhina T.I., Usacheva A.V., Vorotkova I.Yu. Samostoyatel'naya rabota studentov: vidy, formy, kriterii ocenki: uchebno-metodicheskoe posobie. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2016.

6. Stepanova A.V. Lichnostno-deyatel'nostnyj i kompetentnostnyj podhody k formirovaniyu priemov inzhenernoj deyatel'nosti u studentov pri reshenii uchebnyh fizicheskih zadach. Izvestiya RGPU im. A. I. Gercena. 2008; № 80. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-deyatelnostnyy-i-kompetentnostnyy-podhody-k-formirovaniyu-priemov-inzhenernoy-deyatelnosti-u-studentov-pri-reshenii

7. Abramova I.V. Lichnostno orientirovannoe obuchenie studentov kak uslovie formirovaniya ih professional'noj kompetentnosti. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; № 59-2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-orientirovannoe-obuchenie-studentov-kak-uslovie-formirovaniya-ih-professionalnoy-kompetentnosti

8. Little D. Learner autonomy. 1: Definitions, issues and problems. Dublin: Authentik, 1991.

9. Nation I.S.P. Teaching and learning vocabulary in another language. Cambridge: Cambridge University Press, 2001.

10. Fedotkina E.V. Nekotorye aspekty organizacii samostoyatel'noj raboty studentov pri izuchenii inostrannyh yazykov. Innovacionnaya nauka. 2016; № 3-2 (15). Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-organizatsii-samostoyatelnoy-raboty-studentov-pri-izuchenii-inostrannyh-yazykov

11. Kovaleva E.Yu. Samostoyatel'naya rabota studentov neyazykovyh vuzov pri izuchenii inostrannogo yazyka. Simvol nauki. 2016; № 2-1. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/samostoyatelnaya-rabota-studentov-neyazykovyh-vuzov-pri-izuchenii-inostrannogo-yazyka

12. Steblecova A.O., Torubarova I.I. Inostrannyj yazyk v medicinskom vuze v svete gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov tret'ego pokoleniya: problemy i perspektivy. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikaciya. 2012; № 2: 206-208.

13. Torubarova I., Stebletsova A. Narrative-based medical writing: An EMP case study. Journal of Teaching English for Specific and Academic Purposes. 2021; Vol. 9, № 1: 51-59.

14. Steblecova A.O., Efimova T.V., Varnavskaya E.V. Modernizaciya form i metodov samostoyatel'noj raboty studentov v kurse latinskogo yazyka. Yazyk. Obrazovanie. Kultura. Kursk: Kurskij gosudarstvennyj medicinskij universitet, 2016: 183-186.

15. Onorin D.E. Diagnostika urovnya sformirovannosti samostoyatel'nosti vzroslyh pri izuchenii inostrannogo yazyka. Nauchnyj zhurnal. 2018; № 4 (27). Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-urovnya-sformirovannosti-samostoyatelnosti-vzroslyh-pri-izuchenii-inostrannogo-yazyka

Статья поступила в редакцию 05.11.22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.