Научная статья на тему 'Самостоятельная работа студентов в структуре образовательного сопровождения выполнения курсовых работ'

Самостоятельная работа студентов в структуре образовательного сопровождения выполнения курсовых работ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INFORMATION-ANALYTICAL ACTIVITY / ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / INFORMATION ANALYSIS / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS / ПРЕДМЕТНЫЙ РУБРИКАТОР / SUBJECT HEADINGS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бернгардт Т.В.

Влияние компетентностного подхода на организацию самостоятельной работы студентов. Внедрение в образовательный процесс развивающих образовательных технологий. Использование элементов образовательных технологий развития критического мышления через чтение и письмо и контент-анализа для создания карты компетенций информационного аналитика. Вовлечение студентов в исследовательскую деятельность. Предложена программа образовательного сопровождения выполнения курсовых работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бернгардт Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE STRUCTURE OF EDUCATIONAL SUPPORT EXECUTION OF TERM PAPERS

The impact of the competence approach to the organization of independent work of students. Implementation in the educational process of developing educational technologies. The use of elements of educational technologies development of critical thinking through reading and writing and content analysis to create a map of competencies information аnalytics. Involvement of students in research activities. The proposed program of educational support execution of term papers.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа студентов в структуре образовательного сопровождения выполнения курсовых работ»

УДК 378.147

Т.В. Бернгардт, T.V. Berngardt, e-mail: tvb21@yandex.ru

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия Omsk State University, F. M. Dostoevsky, Omsk, Russia

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВЫХ РАБОТ

INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE STRUCTURE OF EDUCATIONAL SUPPORT

EXECUTION OF TERM PAPERS

Влияние компетентностного подхода на организацию самостоятельной работы студентов. Внедрение в образовательный процесс развивающих образовательных технологий. Использование элементов образовательных технологий развития критического мышления через чтение и письмо и контент-анализа для создания карты компетенций информационного аналитика. Вовлечение студентов в исследовательскую деятельность. Предложена программа образовательного сопровождения выполнения курсовых работ.

The impact of the competence approach to the organization of independent work of students. Implementation in the educational process of developing educational technologies. The use of elements of educational technologies development of critical thinking through reading and writing and content analysis to create a map of competencies information аnalytics. Involvement of students in research activities. The proposed program of educational support execution of term papers.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, информационно-аналитическая деятельность, информационный анализ, исследовательская деятельность студентов, предметный рубрикатор.

Keywords: Federal state educational standard, information-analytical activity, information analysis, the research activities of students, the subject headings.

Компетентностный подход, в отличие от традиционной формы обучения, нацелен на способность и готовность выпускника самостоятельно планировать свою профессиональную деятельность, выстраивать своё поведение, достигать необходимых результатов, в том числе в условиях неопределённости.

Подготовка бакалавров по профилю «Информационно-аналитическая деятельность» на кафедре библиотечно-информационной деятельности ОмГУ им. Ф.М. Достоевского ведётся второй год. В процессе обучения им предстоит выполнить три курсовых (рубрикатор предметной области; библиографическое пособие производственно-практического характера; применение метода информаци-

Динамика систем, механизмов и машин, № 5, 2014

онно-аналитической деятельности для информационной диагностики объекта или процесса) и выпускную квалификационную работы.

Прослушав курс повышения квалификации «Организация самостоятельной работы студентов в условиях ФГОС» в Национальном исследовательском Томском государственном университете и проанализировав собственный опыт руководства выполнением курсовых и выпускных квалификационных работ, мы пришли к выводу: компетентностный подход требует иной организации самостоятельной работы студента. Традиционные схемы могут служить сдерживающим фактором, так как не всегда подвигают студента к творческой деятельности. Реальным выходом в данной ситуации является изменение методической позиции преподавателя: от воспроизводящей, репродуктивной к созидающей, инновационной. Внедрение в образовательный процесс развивающих образовательных технологий поможет не только вовлечь студента в исследовательскую деятельность, но и сформировать механизм индивидуализации образования. Именно личностная вовлечённость обучающихся способствует формированию профессиональных компетенций.

С целью повышения исследовательской культуры студента начата работа по созданию программы образовательного сопровождения выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ, включающей различные виды самостоятельной работы студента. Важным в её подготовке оказалось то, что в учебном процессе практически нет форм, где обсуждаются результаты этапов исследований, выполненных в рамках курсовых и выпускных квалификационных работ. Групповые и индивидуальные консультации с научным руководителем здесь не учитываются. В Программе использована модульная система. Последовательность модулей определяется развитием исследовательского содержания подготовки работ в образовательной деятельности. В настоящее время программа находится в процессе осмысления, разработан первый модуль (см. табл. 1).

На этом этапе предлагаемой программы происходит реконструкция опыта прецедентов, например, информационного предупреждения кризисной ситуации на предприятии на основе анализа публикаций и создание на этой основе рубрикатора, который позволяет увязать в одну цепочку содержание исследуемого процесса. Это умение впоследствии станет для студентов основополагающим и внутри учебных ситуаций, и в написании курсовых и выпускных квалификационных работ.

Одним из элементов образовательного сопровождения выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ может стать семинар на первом курсе, в процессе проведения которого происходит погружение не только в предстоящую образовательную деятельность, но и в содержание будущей профессии. Семинар рассчитан на 6 часов полноценной работы в течение одного дня. В рамках семинара на основе анализа кейсов, образовательного и профессионального стандартов создаётся карта компетенций информационного аналитика. Работа группируется вокруг понятия «информационный анализ». Используются элементы контент-анализа, приёмы образовательной технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Помимо создания карты компетенций у анализа есть ещё одна цель - показать, что не всему, что требуют работодатели, учат в университете. Таким образом создаётся мотивация на самостоятельное обучение.

Так как базовые курсы ещё не прослушаны, то в основе создания карты компетенций лежит личное осмысление содержания деятельности, которое происходит из личной потребности студентов исследовать ту или иную предметную область или процесс. Важно! Карта компетенций создаётся первокурсниками через собственное внутреннее понимание того, какими качествами должен обладать информационный аналитик, что он должен знать и уметь. Поэтому профессиональная карта компетенций не становится чем-то чуждым, привнесённым извне, она - «живой», понятный инструмент в работе будущих аналитиков над повышением собственного профессионализма. Думается, что создание подобного документа поможет преподавателям понять систему ожидания студентов и, возможно, внести коррективы в организацию учебного процесса. На последующих этапах предполагается уточнение карты компетенций и индивидуальных образов информационных аналитиков, их дополнение и трансформация.

Помимо карты компетенций на семинаре студентам даётся возможность нарисовать портрет аналитика и атрибуты сопровождающие его. Одной из форм контроля является презентация, содержащая интерпретацию причин появления важных с точки зрения первокурсников атрибутов сопровождающих смоделированный портрет.

Увеличение доли самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе вузов будет только нарастать. Это ставит перед учебными заведениями задачи организационного характера, в том числе по образовательному сопровождению выполнения научной работы. Внедрение представленной программы поможет не только повысить исследовательскую культуру студентов, но и будет способствовать формированию профессиональных компетенций.

Таблица 1

Образовательное сопровождение выполнения курсовых и дипломных работ

Название модуля программы Исследовательское содержание про< эесеиональной подготовки Формы и курсы образовательного СО п р 0 вожде н ия

Задания в базовых учебных курсах Задания на практику Содержание курсового и дипломного прое ктирования

Модуль 1,Выбор Курсы «Аналитико- Виды СРС: Семи нав-пого V жен не

обмети синтетическая Составление кейса • использование элементов контент- Построение карты компетенций и

исследмател ьского переработка «Информационно- анализа для реконструкции опыта; индивидуальных профилей

интереса и темы информации», аналитический отдел». • создание теистов-понимания информационного аналитика (анализ

курсовой работы «Лингвист ические (феноменологический анализ - как кейсов «Информационно-

средства библиотечно- Анализ деятельности я называю / понимаю это): аналитический отдел».

Реконструкция опыта; ннформационных информационного * использование аналитического подготовленных студентами второго

создание технологий», аналитика, например, комментария и обобщения (для выявления курса в период прохождения

эмпирической базы «Организация и ситуации по потенциала и дефицитов в опыте практики; приёмы образовательной

для анализа и опенки методика И ИР». информационному аналитической деятельности) технологии РКМЧП; составление

аналитической деятельности предупреждению кризисной ситуации. • формирование библиографического списка кластера компетенций информационного аналитика)

Определение объекта, Проект выполнения • выполнение курсовой работы

предмета и курсовой работы.

актуальности

курсовой работы

Ja s

I

м

3 s я м о S о

4 CD

0) X М I S ш

3 о и s

W

В

к

I

N) О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.