Н. Н. Квелидзе-Кузнецова,
заместитель директора фундаментальной библиотеки
С. А. Морозова,
заведующая отделом электронных публикаций и информационных ресурсов фундаментальной библиотеки
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В БИБЛИОТЕКЕ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА УРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Библиотека стремится создать все условия для комфортной самостоятельной работы студентов с различного рода информацией, в том числе и с электронными ресурсами.
1. На территории библиотеки работают два компьютерных читальных зала, в которых 50 оборудованных рабочих мест для читателей. Компьютерные места читателей оснащены всем необходимым для работы с любыми видами ресурсов (как онлайновыми (сетевыми), так и на «твердых» носителях (CD, DVD), снабжены наглядной информацией и пошаговыми руководствами для пользователей.
2. Разработаны и проводятся занятия для любого уровня обучения: бакалавриата, магистратуры, аспирантуры (по заявкам преподавателей, ведущих тот или иной курс), а
также обзорные презентации для преподавателей и сотрудников. Каждый год проводятся обязательные вводные занятия для первокурсников, где мы показываем нашим «новичкам», что возможности современных библиотек позволяют им легко и просто, находясь, например, дома, найти, в какой библиотеке есть интересующее издание, какую библиотеку выбрать, как сделать заказ. Занятия с последующими уровнями обучения были организованы по заявкам преподавателей, поскольку именно такая форма взаимодействия оказалась наиболее эффективной. Преподаватель в таком случае готовит своих студентов к знакомству с электронными ресурсами, и, главное, ставит перед ними цели в их дальнейшем использовании в учебном процессе. «Обязательность» таких занятий приводила обыч-
но к нулевому результату, так как большая часть студентов не готова самостоятельно осознать необходимость использования дополнительных материалов в электронном виде, а предпочитает придерживаться списка рекомендованной литературы к курсу.
3. Проводится постоянное информирование пользователей о новых электронных научных и учебных ресурсах: создание и поддержка тематических страниц сайта библиотеки и соответствующих разделов на сайте университета; размещение новостей на сайте университета и библиотеки; информационная рассылка по электронной почте; организация тематических семинаров, тренингов с приглашением представителей издательств и поставщиков информации, чтобы пользователи-герценовцы могли получать информацию «из первых рук»; неформальное общение с наиболее заинтересованными преподавателями.
Подобное информирование необходимо при работе с электронными ресурсами, поскольку они предоставляются не только на территории библиотеки, но и на всей территории университета. Поэтому студентам и преподавателям необходим удаленный доступ к информации, помогающей начать работу с ресурсами, или просто навигационная страница, которая позволит быстро начать работу с электронной информацией с любого компьютера. Таковыми и являются специально созданные страницы сайта библиотеки. На территории самой библиотеки к этому можно добавить также и консультирование библиотекарей, работающих в компьютерных читальных залах.
В последнее время все более ощущается активизация работы пользователей с электронными ресурсами вне пределов библиотеки, в компьютерных залах на территории университета. Это подтверждает резко возросшая статистика использования электронных научных ресурсов.
1. Неоднократно отмечалось (и ситуация не изменилась до сих пор), что наш университет вышел на первое место в России по использованию научных журналов крупнейшего агрегатора информации — компа-
нии ЭБСКО. За январь-март 2009 г. было задано 130 660 поисковых запросов и открыто 23 408 полных текстов статей.
2. Не может не радовать, что герценов-цы обратили свое внимание на журналы старейшего научного издательства мира — Эльзевир. За те же три месяца этого года было прочитано 3 219 статей из журналов этого издательства, тогда как за весь 2008 г. прочитали всего 243 статьи.
3. Новое для России понятие — «индекс цитирования», а также удобство использования реферативных баз данных как отправных точек для поиска научной информации, обратило внимание герценовцев на реферативные наукометрические ресуры. За три первых месяца этого года было проведено 648 поисков, просмотрено 9 248 рефератов статей и 63 авторских профайла, а также было произведено 21 208 нажатий на ссылки, ведущие к полным текстам статей на сайтах издательств. Ранее использование этого ресурса измерялось единицами.
Говоря о статистике, необходимо отметить, что в данный момент невозможно точно определить, какое именно подразделение использовало те или иные ресурсы, так как реализована принципиальная открытость ресурсов на всей территории университетской сети. Решить это может только какая-либо система авторизации или ясно выделенная привязка сетевых адресов к определенному компьютерному залу или подразделению.
Несомненно, что резкому повышению интереса пользователей к электронным научным и учебным ресурсам способствовали специальные мероприятия, организованные библиотекой в последние два года: 2 апреля 2008 г. — семинар-тренинг по реферативной и наукометрической базе данных Веб оф Сайнс, 20 мая 2008 г. — тренинг по ресурсам издательства Эльзевир и реферативной и наукометрической базе данных Ско-пус, 2 декабря 2008 г. — научно-практический семинар «Индекс цитирования как критерий деятельности преподавателя университета», 31 марта 2009 г. — семинар-тренинг «Научные публикации как состав-
Материалы Ученого совета 30 апреля 2009 г.
ляющая профессиональной компетентности преподавателя современного университета: научные журналы, электронные ресурсы, индекс цитирования».
Библиотека старается оперативно реагировать на статистику использования и организовывать последующие мероприятия в соответствии с ней. Отметив, что герценов-цы не уделяют достойного внимания ресурсам, подписка на которые производится за счет средств Агентства по науке и инновациям по итогам конкурса (Роснаука), мы постараемся организовать мероприятия, посвященные данным ресурсам. Так, 14 мая 2009 г. пройдет семинар-тренинг, на котором выступит представитель издательства Сэйдж, который специально для этого приедет из Великобритании. В рамках того же семинара пройдет знакомство с новыми возможностями платформы крупнейшего агре-гатора информации — компании ЭБСКО, где выступит представитель данной компании в России и Восточной Европе. Казалось бы, статистика использования ресурсов ЭБСКО и так высока, но мы не можем не отметить, что детальное изучение статистики показывает, что журналы этого поставщика информации используют только несколько факультетов (наиболее активно — психолого-педагогический). Цель мероприятия — ознакомить с ресурсом и представителей других подразделений. Специально отметим, что особо приглашаем на подобные семинары и тренинги аспирантов и магистрантов, что тоже станет одной из составляющих их самостоятельной работы.
Библиотека ищет и другие способы повышения использования электронных научных ресурсов (в частности, зарубежных). Так, в последние 3 месяца мы тестируем ресурс «ЭБСКО Эй-ту-Зет», который позволит свести в единый алфавитный и тематический список весь состав огромной на данный момент подписки нашего университета на электронные ресурсы, а также дает возможность искать необходимые журналы по специальному многоуровневому тематическому рубрикатору. Мы видим стабильный интерес герценовцев к данному
ресурсу, который позволяет им не перемещаться по сайтам разных издательств, а вести поиск из единой точки доступа. Библиотека будет рекомендовать данный ресурс к подписке по истечении тестового доступа 11 мая.
Мы специально отмечаем статистику использования зарубежных научных ресурсов, поскольку самостоятельная работа именно с этими ресурсами вызывает наибольшие затруднения пользователей. Наиболее популярный аргумент — языковой барьер. В ходе общения с преподавателями на семинарах и презентациях библиотека выработала некоторые рекомендации, которые могут помочь преподавателям организовать самостоятельную работу студентов с зарубежными научными ресурсами. Возможна цепочка заданий для студентов, состоящая из следующих звеньев: создание словаря по дисциплине и/или собственной тематике исследования на русском языке (предположим, из 100 слов); анализ и отбор 50 наиболее важных ключевых слов данно-го словаря; перевод получившегося набора ключевых слов на английский язык; работа с электронными научными ресурсами с помощью поисковых запросов на основе получившегося словаря; обзор найденных статей, отражающий тенденции развития научных исследований в данном направлении. Это только одно из предложений. Причем, заметим, все этапы данной работы предполагают самостоятельную работу студентов, в частности в библиотеке, которая предлагает обширный справочно-поис-ковый аппарат.
Нельзя не отметить в качестве опыта для всех интересное взаимодействие библиотеки и филологического факультета. Студенты бакалавриата и магистратуры данного факультета, обладая предварительно полученной от преподавателя информацией об электронных ресурсах, затем получают целевые задания, которые неизбежно требуют от них самостоятельной работы в библиотеке. Но эта работа чрезвычайно эффективна и не временезатратна, поскольку подготовительный период был уже осуществлен.
Кроме того, работа студентов пополняет также и ресурсную базу факультета, что немаловажно в наше непростое время. Ведь подписка на электронные ресурсы производится максимум на 1 год, и ее продление зависит от финансовых возможностей университета в каждый конкретный год.
Если отвлечься от темы только электронных ресурсов, то следует отметить, что самый частый запрос к библиотекарям, дежурящим в залах: «У меня есть вот такая тема курсовой (реферата, доклада, диплома). Что можно найти по данной теме?» Зачастую самостоятельная работа студентов по поиску источников информации подменяется самостоятельной работой библиотекарей, которые назубок знают тематику итоговых письменных работ данного учебного года. Очень часто на вопрос: «Что вам рекомендовал преподаватель?» — мы получаем ответ: «Ничего».
Все чаще студенты первых курсов обучения направляются преподавателями для работы с электронной библиотекой диссертаций, что, конечно, скорее приводит их не к самостоятельному поиску информации, а к работе с источниками, в которых собрана информация, найденная авторами исследований.
Самостоятельная работа студентов при работе с электронными каталогами библиотеки и с электронной информацией в базах данных ограничена и тем, что не все студенты владеют техникой составления поисковых запросов, не знают о логических операторах поиска, не представляют себе, что такое ключевые слова. Хотя казалось бы, активное использование Интернета и его поисковых систем должно было ознакомить их с этим. Но и поиск в Интернете студенты чаще всего ведут хаотично и интуитивно, нежели пользуясь инструментами эффективного поиска. Однако, даже не владея логикой поисковых запросов, студенты почему-то всегда находят в Интернете готовые письменные работы, у которых остается только заменить титульный лист.
Нельзя не отметить также, что студенты все меньше времени готовы тратить на ра-
боту в библиотеке. Чаще всего схема работы такая: быстро найти одну-две книги (статьи), быстро сделать ксерокс и отправиться по своим делам. Видимо, надеясь, что остальное удастся «дособрать» в Интернете. Это проблема не только нашей и не только российских библиотек. Коллеги из университета Северной Айовы отмечают резкое сокращение работы студентов в стенах библиотек США, называя это «синдромом Гугла» (в российской версии — «синдром Яндекса»). Это выражается в том, что студенту проще набрать в поисковой строке Гугла (Яндекса) запрос по своей тематике и найти что-то готовое. Так, например, академические рецензируемые словари и справочники теперь подменяются поиском понятий в Википедии, которая, как известно, «пишется» самими пользователями Интернета и не рецензируется. Поиск, чтение и анализ информации заменяется поиском информации о том, как кто-то где-то уже что-то прочитал и что этот самый «кто-то» думает по этому поводу. Блоговое развитие современного Интернета определило эти самые блоги (или, скажем, форумы) как источники якобы достоверной информации для современного студента.
До сих пор, говоря о широких возможностях самостоятельной работы, мы подразумеваем оазис в отдельно взятом помещении фундаментальной библиотеки (корпус 5). Назрела необходимость перехода на качественно новый уровень предоставления библиотечной информации с использованием современных технологий в масштабах всего университета. Это подразумевает создание механизма включения наряду с фундаментальной и отраслевых специализированных библиотек и методических кабинетов специальной литературы в единый жизненный цикл университета. Для этого, в частности, необходимо создание единой базы данных, ориентированной на персону: от абитуриента, студента, сотрудника до ректора; иметь доступ к динамически обновляемому массиву данных о студентах и сотрудниках. Как следствие — возможность внедрения электронной книговыдачи и опе-
Материалы Ученого совета 30 апреля 2009 г.
ративной сдачи литературы. Для библиотек удаленных факультетов необходимо предусмотреть затраты в 2010-2013 гг. на созда-
ние и реализацию проекта единого библио-течно-информационного пространства университета.