Научная статья на тему 'Ресурсы фундаментальной библиотеки и ожидания наших пользователей'

Ресурсы фундаментальной библиотеки и ожидания наших пользователей Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Поделиться
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА / ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Кузнецова Натела Нодарьевна, Морозова Светлана Александровна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Ресурсы фундаментальной библиотеки и ожидания наших пользователей»

Н. Н. Кузнецова,

заместитель директора фундаментальной библиотеки

С. А. Морозова,

заведующая отделом электронных публикаций и информационных ресурсов

фундаментальной библиотеки

РЕСУРСЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ И ОЖИДАНИЯ НАШИХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Совмещение ожиданий потребителя с возможностями организации, предоставляющей услуги и сервисы (в особенности, информационные), — вот основная проблема в отношениях подобной организации и пользователя. Библиотека университета не является исключением. При всем консерватизме, заложенном в статусе такого подразделения, библиотека вуза сегодня должна не только обеспечивать образовательный и научный процесс, в том числе и новейшими информационными ресурсами, но и отвечать современным представлениям наших пользователей о самой организации предоставления услуг. То есть важно и то, ЧТО предоставляется, и то, КАК предоставляется.

Библиотека постоянно корректирует и содержательную, и организационную сторону предоставления информационных услуг, исходя и из ежедневного опыта обслуживания пользователей, и из различных форм опросов, проводимых среди посетителей библиотеки. Последнее исследование было проведено весной 2006 г. Мы обладаем очень интересными и обширными результатами обработки ответов пользователей. В данной статье мы остановимся на тех, которые затрагивают проблемы предоставления доступа к полнотекстовой электронной информации.

Основное достижение и главная «головная боль» электронной информации на сегодняшний день — Интернет. С одной стороны, это

огромные объемы информации и ответы практически на любой интересующий вопрос, с другой — это столь же огромные массивы недостоверной, неквалифицированной или просто субъективной информации. Не зря же в США постепенно развивается Интернет-2, который содержит только официальную, рецензируемую специалистами информацию.

В библиотеке уже почти пять лет работает Интернет-зал, в котором в день пользуются доступом в Интернет в течение часа около 80 пользователей и примерно столько же в течение дня имеют доступ в Интернет от 5 до 15 минут. 54% пользователей этого зала считают, что используют Интернет «для получения информации, связанной с моей учебной, научной, исследовательской, профессиональной деятельностью». Так считают: 33,3% первокурсников, 56% студентов второго курса, 41,1% — третьего, 75% — четвертого, 63,6% — пятого и 75% — шестого. Это результаты опроса пользователей Интернет-зала. При этом 37% посетителей «бумажных» читальных залов считают, что в библиотеку приходят не за электронной информацией и не за использованием ресурсов сети, а 31% листающих издания на «традиционных носителях» думают, что не смогут пользоваться медиазалом библиотеки в силу слабой компьютерной грамотности.

Отрадно видеть, что 54% студентов используют всемирную сеть в образовательных целях, ведь еще два-три года назад Интернет был для студентов только источником развлечений и средством различных видов общения. Но возникает другая проблема: что подразумевают наши пользователи под «информацией, связанной с моей учебной, научной, исследовательской, профессиональной деятельностью». Рискнем предположить, что в большинстве случаев имеются в виду массивы готовых письменных работ, в невероятных количествах поставляемых Интернетом. Но даже если это и размещенные в Интернете тексты (статьи, книги, заметки) по той или иной проблеме и отрасли знаний, то какова их достоверность? Ведь очень часто, не обладая специальными знаниями и программами,

мы не можем определить ни источник информации, которую мы читаем с экрана, ни его актуальность (дату создания текста).

Решением проблемы являются официальные, лицензируемые электронные базы данных, использование которых введено в научную и образовательную практику всех университетов мира. Университетские библиотеки США и Европы подписывают от 100 до 300 баз данных в год.

Сегодня университет осуществляет подписку на семь баз данных на коммерческих условиях (платная подписка на доступ к базам данных в течение года): Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки (ЭБД РГБ), Рубрикон (энциклопедии и словари), EBSCO, Academic Search Premier (мультидисциплинарная база научных журналов), три базы данных российской периодики компании East View (центральные газеты России, региональные газеты России, журналы по общественным и гуманитарным наукам) и справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

На некоммерческих условиях и без ограничения сроков доступа заключены договоры об использовании ресурсов Научной электронной библиотеки E-Library (научные журналы мировых и российских издательств) и Университетской информационной системы (УИС) РОССИЯ (общественная и социальная информация, на базе ресурсов МГУ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При поддержке Национального электронноинформационного консорциума (НЭИКОН) организован бесплатный годичный доступ к семи базам данных: журналы Оксфордского университета, Американского химического общества, Американского физического института, издательства Sage Publications, издательства Taylor&Francis, издательства Nature Publishing Group и электронной версии журнала Science.

Из указанных баз данных на всей территории университетской сети доступны: база компании EBSCO, три базы российских газет и журналов East View, ресурсы Научной электронной

библиотеки E-Library, РУБРИКОН, УИС РОССИЯ и все базы данных, предоставляемые при поддержке консорциума НЭИКОН. Кроме того, администратор баз данных фундаментальной библиотеки может открыть доступ к базе EBSCO и Научной электронной библиотеке для любого компьютера с фиксированным IP-адре-сом, расположенного вне территории университетского кампуса. Для работы с базой компании EBSCO любой пользователь-герценовец может получить также и индивидуальное имя и пароль для доступа с любого компьютера, подключенного к Интернету, например, находящегося дома. Обратившись в библиотеку, студент, аспирант, преподаватель нашего университета может получить также индивидуальное имя и пароль для использования энциклопедических и словарных ресурсов РУБРИКОН (по заказу сотрудника библиотеки имя и пароль будут сгенерированы держателями баз данных и высланы по электронной почте). Этим паролем смогут пользоваться до четырех человек одновременно независимо от того, с какого компьютера будет осуществляться доступ.

Всего в перечисленных базах данных наши пользователи могут читать: более 120 тыс.

диссертаций на русском языке; 6 367 журналов на иностранных языках (в основном, на английском); 160 центральных и региональных российских газет; 209 научных журналов

России; 2 400 документов российского законодательства. Главное: это абсолютно официальная информация, предоставляемая научными издательствами и государственными организациями, имеющая необходимые сертификаты и лицензии, а для научных журналов, в большинстве случаев, рецензируемая и индексируемая.

Если же вернуться к опросу наших пользователей, то можно увидеть, что 49% пользователей Интернет-зала никогда не были в медиа-зале, где и предоставляются вышеперечисленные ресурсы, и только 20% ответили «бываю там часто». А тот факт, что большинство баз данных предоставляется на всей территории университета, нивелируется тем, что только 20% из опрошенных пользуются какими-либо компьютерными залами на территории университета, кроме залов библиотеки.

Чем привлекает информация, размещенная в Интернете? Своими необъятными, ежесекундно обновляемыми массивами. В чем выигрывают базы даных? В достоверности информации и неограниченных возможностях поиска. Как же к этому относятся наши пользователи? Мы спрашивали пользователей баз данных на территории библиотеки: что важнее, просто большое количество информации или удобный достоверный поиск. Ответы диаметрально противоположны: 62,5% студентов считают, что важнее «большое количество информации», а 60% преподавателей, от-

вечавших на тот же вопрос, уверены, что важнее «удобный поиск». Для аспирантов получился средний результат — 54,2% к 41,7%.

В январе 2007 г. был проведен опрос среди членов Ученого совета университета. Вопросы касались подписки на полнотекстовые базы данных, а также использования их самими опрашиваемыми. Было получено и обработано 40 анкет. Приведем здесь некоторые результаты. Например, выяснилось, что 14 членов Ученого совета использовали более 5 баз данных из подписки университета.

Что касается содержательной стороны баз данных, то пользователи-герценовцы однозначно отдают предпочтение диссертационным исследованиям. Это видно и из ежедневной практики обслуживания, это доказывают и результаты опроса. Из опрошенных когда-либо воспользовались различными базами данных: 84% — Электронной библиотекой диссертаций РГБ, 28% — журналами по общественным и гуманитарным наукам East View, 14% — «КонсультантПлюс», 10% — РУБ-РИКОН, по 8% — Оксфордскими журналами и E-Library и только 2% — базой EBSCO, состоящей из 4 000 всемирно известных научных журналов.

На вопрос «Какие из этих баз данных вы использовали в нашем зале?» получены ответы:

1. Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки.

2. East View. Российская периодика (журналы по общественным и гуманитарным наукам + центральные газеты России + региональные газеты России).

3. EBSCO. Academic Search Premier (мультидисци-плинарная база данных научных журналов мира).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По категориям пользователей эти резуль-таты распределились следующим образом (% от каждой категории отвечавших). Студенты:

1. 56,3%. 2. 25%. 3. 0%. Аспиранты: 1. 100%.

2. 37,5%. 3. 4,17%. Преподаватели: 1. 90%.

2. 40%. 3. 0%.

Среди членов Ученого совета университета голоса распределились так: 32 из 40 опрошенных пользовались ЭБД РГБ, 14 — российскими научными журналами (East View), 11 — ресурсами правовой системы «КонсультантПлюс»,

25 — словарями и энциклопедиями РУБРИКОН, 6 — журналами издательства Оксфордского университета и 3 — научными журналами базы компании ЭБСКО.

Это не означает, что у нас в университете недостаточен выбор баз данных, ведь только 22% опрошенных подтвердили, что еще где-либо, вне территории университета, пользовались доступом к электронной полнотекстовой информации.

Членам Ученого совета был задан такой вопрос: «Где вы были пользователем полнотекстовых баз данных (кроме университетской сети РГПУ им. А. И. Герцена)?» Ответы: 25 из 40 опрошенных — в публичной (вузовской) библиотеке Петербурга, 6 — в публичной (вузовской) библиотеке других городов России,

12 — в зарубежном университете, 15 — дома.

Ресурсы фундаментальной библиотеки и ожидания наших пользователей

40% наших пользователей считают, что необходимо значительно увеличить подписку на электронные полнотекстовые базы данных. Но готовы ли они стать потребителями значительных объемов подписки? Если обратиться к статистике использования баз данных в Герценовском университете, то можно увидеть, что стабильно высокий интерес пользователи проявляют только к Электронной библиотеке диссертаций. Например, выбранный нами наугад из общего списка читателей аспирант РГПУ им.

А. И. Герцена, прочитал с февраля по май

2006 г. 1 880 страниц из диссертаций Электронной библиотеки диссертаций Российской государственной библиотеки.

Для сравнения приведем цифры, как читали другие базы данных в Герценовском университете (результаты за весь 2006 г., статистика формируется на основе цифр, полученных программными средствами компаний, предоставляющих базы даных). Российские журналы и газеты (East View): 44 711 соединений (ЮжноУральский гос. ун-т — 106 967, Нижегородский гос. унт — 14 844); 297 815 «кликов»; 67 страниц и 866 Kb в среднем за 1 визит. Научные журналы мира (компания ЭБСКО): количество открывавшихся ресурсов — 157 (Санкт-Петер-бургский гос. ун-т — 94 177, Санкт-Петербург-ский гос. ун-т экономики и финансов — 2 329). Оксфордские журналы: количество открывавшихся статей — 886 (Санкт-Петербургский гос. ун-т —

13 323, Уральский гос. ун-т — 1 773). Журналы Американского химического общества: количество открывавшихся статей — 2 827 (Санкт-Петербургский гос. ун-т — 16 318, Российская национальная библиотека (все читатели) — 400). Журналы Американского физического института: количество открывавшихся статей — 51 (Московский гос. ун-т (физический

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ф-т) — 14 567, Башкирский гос. медицинский ун-т — 122).

Следует еще и еще раз отметить химиков-герценовцев, которые читают в базах данных, особенно в зарубежных, гораздо больше представителей других подразделений. Например, мы имели в течение трех месяцев (декабрь 2006 г. — февраль

2007 г.) тестовый бесплатный доступ к журналам австралийского издательства CSIRO Publishing), так и в этой базе наибольшее количество открывавшихся статей именно в журналах химического профиля.

Так готовы ли наши пользователи сегодня к еще большим объемам информации? Сложно ответить на этот вопрос. Чаще всего это проверяется на практике путем ежегодной ротации подписки на основе статистики за прошедший год. Но, безусловно, нельзя идти на поводу 10% наших пользователей, которые ответили «мне хватает использования Электронной библиотеки диссертаций Российской государственной библиотеки».

В статье не предлагается решение проблемы, мы только пытаемся формулировать ее на основе вышеприведенных фактов и цифр. Но то, что данная проблема есть и она в повестке дня, — уже отрадно, поскольку еще три года назад и обсуждать было нечего в силу отсутствия ресурсов и спроса.

Всю информацию о подписке на электронные полнотекстовые базы данных вы найдете на сайте библиотеки: http://lib.herzen.spb.ru.

Если вы хотите первым узнавать о новых ресурсах, подпишитесь на рассылку библиотеки, сообщив об этом по e-mail: info@Jib.herzen. spb.ru. По этому же адресу мы ответим на любые ваши вопросы.

Е. В. Баранова,

профессор кафедры информатики И. К. Елизарова, программист учебно-методического управления

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ ВУЗА НА ОСНОВЕ ЕДИНОЙ БАЗЫ ДАННЫХ

Информатизация управления учебным процессом имеет своей целью повышение качества образования благодаря решению следующих задач: 1) обеспечить информационные потребности различных категорий пользователей внутри университета как основы для оперативного принятия управленческих решений; 2) формировать аналитическую информацию по различным внешним запросам, данные для модулей комплексной оценки деятельности вуза, расчета рейтинговых показателей; 3) на основе современных информационных технологий повысить эффективность взаимодействия структурных подразде-

лений университета, оперативность принятия решений за счет сокращения времени на согласование, устранения дублирующих функций, переноса контролирующих функций на возможно более низкий управленческий уровень; 4) обеспечить преподавателям и студентам доступ к информации об образовательных программах.

Для решения этих задач в нашем университете создана единая информационная база данных (рис. 1). Обобщенно состав аналитической информации, формируемой в базе данных, можно представить в виде следующих составляющих: основные образовательные программы (ООП);