Научная статья на тему 'Современные информационные ресурсы фундаментальной библиотеки: мнение пользователей'

Современные информационные ресурсы фундаментальной библиотеки: мнение пользователей Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
174
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные информационные ресурсы фундаментальной библиотеки: мнение пользователей»

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

СРЕДА

Н. Н. Кузнецова,

заместитель директора фундаментальной библиотеки

С. А. Морозова,

заведующая отделом электронных публикаций и информационных ресурсов

М. Б. Радыгин, ведущий библиотекарь отдела электронных публикаций и информационных ресурсов

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ:

МНЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Чуть более двух лет назад, на рубеже 2003-2004 годов, в фундаментальной библиотеке Герценовского университета было проведено первое анкетирование читателей, затрагивающее проблемы электронных информационных ресурсов и сервисов. Два года срок небольшой, но известно, как быстро все меняется в сфере высшего образования вообще и в вузовских библиотеках в частности. Многое изменилось и в нашей фундаментальной библиотеке. Кроме популярного среди читателей с 2002 года интернет-зала, открылся медиа-зал, значительно увеличился медиа-фонд библиотеки, выросла подписка на электронные базы данных. Да и наши читатели изменились. Если еще два года назад на занятиях с первокурсниками в ответ на вопрос: «У кого дома есть доступ в Интернет?» робко поднимались три руки, то сегодняшние первокурсники смотрят недоуменно: «Да у всех, конечно!» И рассказывают, что разница только в способах доступа: dial-up, «выделен-ка», ADSL, мобильный Интернет. Все больше наших читателей с компьютером на «ты», все больше наших пользователей готовы читать ресурсы на английском языке, все меньше наших пользователей испытывает ужас перед электронными полнотекстовыми ресурсами.

Прошлый опрос мы проводили, имея общий набор вопросов для читателей всех залов библиотеки. Два года назад вопросы были

сформулированы обобщенно и давалось два варианта ответа: «да» и «нет». Для опроса 2006 года мы составили три отдельных анкеты для читателей разных залов: интернет-зала, медиа-зала и читальных залов с «бумажными» изданиями. Мы обратили особое внимание на многообразие формулировок ответов, на их неформальность, а также добавили к каждому набору ответов и пункт «свой вариант».

Всего было собрано более 500 заполненных анкет. Опрос проводился (в зависимости от специфики и посещаемости зала) в течение двух недель. Мы старались предлагать анкеты только читателям, проявлявшим интерес к их заполнению. Кроме того, в читальных залах было рекомендовано предлагать анкеты только читателям, редко посещающим интернет- и медиа-зал, но часто бывающим в залах «бумажных» изданий.

Итак, предлагаем некоторые итоги опросов.

Интернет-зал библиотеки, как упоминалось ранее, работает уже четыре года и постоянно полон. В этом зале пользователям предоставлены 17 компьютеров (из них 11 с доступом в Интернет). Каждый пользователь, обладающий постоянным читательским билетом, имеет право на 1 бесплатный час использования компьютера в день (при условии наличия свободных мест). Есть предварительная запись на рабочее место за компьютером, открытая на десять дней вперед.

Результаты анкетирования пользователей интернет-зала

ДЛЯ ЧЕГО ВЫ ИСПОЛЬЗУЕТЕ ИНТЕРНЕТ?

(отметьте только один вариант, приоритетный для вас)

54% для получения информации, связанной с моей учебной, научной, исследовательской, профес-

сиональной деятельностью

18% для получения информации, связанной с моими увлечениями (хобби)

17% для почты, общения (форумы, чаты)

1% просто просматриваю сайты, вдруг попадется что-то интересное

4% свой вариант: журналы и газеты на иностранных языках и словари, всего понемногу, распечат-

ка документов, 1+2

6% информация по учебе+почта, личное

ПОЧЕМУ ВЫ ПОЛЬЗУЕТЕСЬ ИНТЕРНЕТ-ЗАЛОМ БИБЛИОТЕКИ?

(отметьте только один вариант, приоритетный для вас)

56% здесь есть бесплатный час, а в интернет-клубах очень дорого

24% зал находится близко к месту учебы (работы)

17% удобно совмещать работу в библиотеке с печатными изданиями (книги, журналы и др.) и с

электронными ресурсами Интернета

3% свой вариант: нет доступа дома, 1+2, не пользуюсь интернет-залом в библиотеке

ПОЛЬЗУЕТЕСЬ ЛИ ВЫ ДРУГИМИ КОМПЬЮТЕРНЫМИ ЗАЛАМИ В УНИВЕРСИТЕТЕ?

20% да

80% нет

ПОЛЬЗУЕТЕСЬ ЛИ ВЫ КОМПЬЮТЕРНЫМИ ЗАЛАМИ В ДРУГИХ БИБЛИОТЕКАХ?

18% да

82% нет

ЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ ЭЛЕКТРОННЫЕ ВАРИАНТЫ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ В ИНТЕРНЕТЕ?

(при ответе «да» отметьте любое количество вариантов)

50% да, электронные варианты учебников, учебных пособий, научной литературы

26% да, электронные варианты книг, связанных с моими увлечениями (хобби)

20% да, художественную литературу в электронном виде

21% да, электронные варианты газет, журналов

26% нет, я предпочитаю «бумажные» издания

8% не знаю, я читаю всю информацию подряд, не разбирая, это электронная версия печатной пуб-

ликации или просто информация, размещенная в Интернете

ПОЛЬЗОВАЛИСЬ ЛИ ВЫ МЕДИА-ЗАЛОМ БИБЛИОТЕКИ?

20% да, я бываю там часто

24% да, я был(а) там 1-2 раза, но я не испытываю необходимости в работе с электронными базами

данных и дисками

49% нет

7% а что, есть такой зал?!

ЧТО НЕОБХОДИМО ИЗМЕНИТЬ, УЛУЧШИТЬ В РАБОТЕ ИНТЕРНЕТ-ЗАЛА?

(отметьте только один вариант, приоритетный для вас)

34% больше компьютеров

28% неограниченное бесплатное время

1% другое помещение

30% меня все устраивает, спасибо

свой вариант: качество доступа в Интернет; пользоваться своими СБ для научной работы;

6% больше РС+больше времени; так как все материалы не только найти, но и прочитать не успе-

ваешь; уменьшить расценки,

отменить плату за услуги

ЕСТЬ ЛИ У ВАС ДОСТУП В ИНТЕРНЕТ ДОМА?

24% да

76% нет

33

Мы обработали анкеты с точки зрения различных категорий отвечавших. И вот некото-

80 - 75 70 60 50 40 30 20 10 0

I курс II курс III курс IV курс V курс VI курс

рые результаты, показавшиеся нам интересными:

75

Вопрос: Для чего вы используете Интернет?

Ответ: Для получения информации, связанной с моей учебной, научной, исследовательской, профессиональной деятельностью (% от каждой категории отвечавших).

120 ч

100 -

Вопрос: Читаете ли вы электронные 80 варианты печатных изданий в Интернете? 60

Ответ: Да, электронные варианты учебников, учебных пособий, научной 40 литературы (% от каждой категории от- 20 вечавших).

0

100

42,86 40

II

I курс II курс III курс IV курс V курс VI курс

Студенты гуманитарных факультетов — 51,56%. Студенты естественно-математических факультетов — 37,5%.

И еще немного об итогах анкеты, проведенной в интернет-зале.

Из отвечавших на вопросы анкеты — 88% студентов и 12% аспирантов. И, к сожалению, ни одного преподавателя или сотрудника университета. За время опроса зал посетило больше всего студентов факультета иностранных языков — 14%. Подавляющее большинство ответивших — студенты факультетов гуманитарной и социальной направленности — 83%; 17% — студенты факультетов естественно-математического цикла. Больше всего зал посещают студенты I и II курсов — 21% и 22% соответственно.

Ответы свидетельствуют, что большинство пользователей зала используют ресурсы Интернета для поиска информации, связанной с их учебной деятельностью. И это отрадный факт, поскольку в 2002-2004 годы большинство студентов входили в Интернет как в развлекательный комплекс. Но во многом это

можно объяснить и бурным развитием Рунета в последние годы.

Мы отметили, что большинство из ответивших используют самые разнообразные электронные публикации, но при этом половина из отвечавших никогда не была в медиа-зале библиотеки, где и предоставляется доступ к электронным полнотекстовым базам данных и медиа-фонду библиотеки. Треть ответивших все устраивает в работе зала, и мы сочли это высоким показателем, поскольку большинство из неудовлетворенных работой зала требует больше (или неограниченно) бесплатного времени работы за компьютером, что вызывает понимание, но, к сожалению, может привести только к тому, что мы получим определенный круг пользователей, которые будут занимать компьютеры залы от его открытия до закрытия, не особенно заботясь о выполнении учебного плана.

Современные информационные ресурсы фундаментальной библиотеки...

* * *

Теперь обратимся к результатам опроса пользователей медиа-зала. Медиа-зал открылся в апреле 2004 года и предназначен для организации доступа пользователей к электронным базам данных, на которые подписывается Герценовский университет, для работы наших

читателей с медиа-фондом библиотеки, а также для проведения занятий со студентами, презентаций, тренингов. В зале 11 рабочих мест пользователей, время работы за компьютером для обладателей постоянного читательского билета не ограничено при наличии свободных мест в зале.

Результаты анкетирования пользователей медиа-зала

52%

ЧТО ДЛЯ ВАС ЗНАЧАТ ЭЛЕКТРОННЫЕ ПОЛНОТЕКСТОВЫЕ БАЗЫ ДАННЫХ?

(отметьте только один вариант, приоритетный для вас) это возможность получить большое количество полезной информации из единой точки _доступа_

44%

это удобный поиск сразу по многим источникам

2%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

это только дополнение к использованию печатных («бумажных») источников информации

0%

2%

не знаю, я еще ни разу не нашел(ла) в базах данных ничего интересного для себя свой вариант: часто единственная возможность ознакомиться с работой

КАКИЕ ИЗ ЭТИХ КОММЕРЧЕСКИХ БАЗ ДАННЫХ ВЫ ИСПОЛЬЗОВАЛИ В НАШЕМ ЗАЛЕ?

(отметьте любое количество вариантов)

10% РУБРИКОН

14% Консультант Плюс

84% Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки

2% EBSCO. Academic Search Premier

28% Журналы по общественным и гуманитарным наукам (East View Publications)

6% Центральные газеты России (East View Publications).

0% Региональные газеты России (East View Publications)

8% Журналы издательства Оксфордского университета

8% Научная электронная библиотека E-library

4% Университетская информационная система РОССИЯ

6% Ничего из перечисленного

ПОЛЬЗОВАЛИСЬ ЛИ ВЫ ЭЛЕКТРОННЫМИ БАЗАМИ ДАННЫХ В ДРУГИХ БИБЛИОТЕКАХ?

22% да

78%

40%

НЕОБХОДИМО ЛИ ЗНАЧИТЕЛЬНО УВЕЛИЧИТЬ ПОДПИСКУ НА ЭЛЕКТРОННЫЕ ПОЛНОТЕКСТОВЫЕ БАЗЫ ДАННЫХ?

(отметьте только один вариант, приоритетный для вас) да, по самым разным отраслям знаний_

да, мне не хватает в вашем зале информации по следующим отраслям знаний: юриспруденция, психология, искусство, хореография, физическая география, расширить ЭБД_

18%

20%

да, побольше баз данных на русском языке

10%

да, побольше баз данных на иностранных языках

4%

нет, достаточно того, что есть сейчас

10%

нет, мне хватает использования Электронной библиотеки диссертаций РГБ

0%

нет, достаточно 2-3 больших универсальных баз данных

ИСПОЛЬЗОВАЛИ ЛИ ВЫ ЭЛЕКТРОННЫЕ НОСИТЕЛИ (CD, DVD, VHS) В НАШЕМ ЗАЛЕ?

62%_да, и нашел(ла) полезную информацию_

8%

да, и не нашел(ла) полезной информации

нет, на электронных носителях не может быть достоверной информации, я доверяю только печатным («бумажным») источникам_

0%

нет, меня совсем не интересует подобная информация, я пользуюсь только печатными («бумажными») источниками_

10%

38%

нет, а что, можно воспользоваться?

нет

46%

6%

НЕОБХОДИМО ЛИ ЗНАЧИТЕЛЬНО РАСШИРИТЬ ФОНД CD, DVD, VHS?

да

0% нет

56% не знаю, на усмотрение библиотеки

ЧТО НЕОБХОДИМО ИЗМЕНИТЬ, УЛУЧШИТЬ В РАБОТЕ МЕДИА-ЗАЛА?

(отметьте только один вариант, приоритетный для вас)

8% больше компьютеров

24% доступная стоимость услуг

6% другое помещение

56% меня все устраивает, спасибо

свой вариант: побольше материалов на CD, DVD, VHS, использование своего ноутбука и сканера, баланс всех пунктов

Рассмотрим некоторые результаты по категориям пользователей.

Вопрос: Что для вас значат электронные полнотекстовые базы данных?

Ответ: 1. Большое количество информации в единой точке доступа.

2. Удобный поиск (% от каждой категории отвечавших).

Студенты

1. 62,5%.

2. 31,3%.

Аспиранты

1. 54,2%.

2. 41,7%.

Преподаватели

1. 40%.

2. 60%.

Вопрос: Какие из этих баз данных вы использовали в нашем зале?

Ответ: 1. Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки.

2. East View. Российская периодика (журналы по общественным и гуманитарным наукам + центральные газеты России + региональные газеты России).

3. EBSCO. Academic Search Premier (муль-тидисциплинарная база данных научных журналов мира) (% от каждой категории отвечавших).

Студенты Аспиранты

1. 56,3%. 1. 100%.

2. 25%. 2. 37,5%.

3. 0%. 3. 4,17%.

Преподаватели

1. 90%.

2. 40%.

3. 0%.

Существуют и другие итоги по всем анкетам, заполненным пользователями медиа-зала.

Здесь выявлена совершенно иная аудитория отвечавших: 32% — студенты, 48% — аспиранты, 20% — преподаватели. Хотя следует отметить, что последняя цифра, в основном, сложилась из числа временных читателей нашей библиотеки, которые приходят (приезжают) из других организаций, городов.

Тем не менее большинство перечисленных баз данных (кроме Электронной библиотеки диссертаций и «Консультант Плюс») предоставляется на всей территории Герценовской университетской сети, следовательно, наши преподаватели имеют возможность работать с указанными ресурсами, не приходя в библиотеку. Но здесь есть и минус, не посещая медиа-зал, преподаватели не знакомятся с медиа-фондом библиотеки и, соответственно, не рекомендуют его студентам. Но 62% ответивших сообщили о том, что успешно использовали электронные носители в нашем зале. Это отрадный факт, поскольку в момент открытия зала обращение к CD, DVD и VHS было чрезвычайно низким. Сегодняшний результат мы связываем со значительным расширением и разнообразием медиа-фонда.

Как мы и предполагали, большинство пользователей зала обращается к ресурсам Электронной библиотеки диссертаций, а 10% — только к этому ресурсу. Радует, что никто из читателей не отметил пункт «нет, на электронных носителях не может быть достоверной информации, я доверяю только печатным («бумажным») источникам».

Больше половины пользователей (56%) все устраивает в работе зала. Но, мы не успокаиваемся на этом. Уже сейчас идет ремонт помещений бывшего книгохранилища библиотеки, где откроется новый медиа-зал, просторнее и с большим количеством рабочих мест пользователей.

Что же думают о современных сервисах библиотеки те, кто пришел в традиционные читальные залы листать страницы «бумажных» изданий?

* * *

Современные информационные ресурсы фундаментальной библиотеки.

Результаты анкетирования пользователей читальных залов

ЕСЛИ КНИГА, ЖУРНАЛ, ГАЗЕТА, НЕОБХОДИМЫЕ ВАМ В ДАННЫЙ МОМЕНТ, ВЫДАНЫ ДРУГОМУ ЧИТАТЕЛЮ, НО ЕСТЬ ИХ ЭЛЕКТРОННЫЙ ВАРИАНТ В МЕДИА-ЗАЛЕ, ВОСПОЛЬЗУЕТЕСЬ ЛИ ВЫ ИМ?

(отметьте только один вариант, приоритетный для вас) 26,55%_да, это очень удобно и экономит время_

15,04%

да, мне все равно, читать «бумажную» или электронную версию

22,12%

да, но только в случае острой необходимости данной информации в кратчайшее время

нет, я подожду, пока сдадут «бумажное» издание (пойду в другую библиотеку), потому что не очень уверенно пользуюсь компьютером_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11,5%

нет, я подожду, пока сдадут «бумажное» издание (пойду в другую библиотеку), потому что не доверяю электронной версии, даже если это полная копия печатного издания_

4,425%

21,24%

нет, поскольку я не знаю о такой возможности

0,885%

свой вариант

НЕОБХОДИМО ЛИ АКТИВНОЕ СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ КОПИЙ (ОЦИФРОВКА) ПЕЧАТНОГО («БУМАЖНОГО») ФОНДА БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПАРАЛЛЕЛЬНО ПЕЧАТНЫХ И ЭЛЕКТРОННЫХ ВЕРСИЙ?

(отметьте только один вариант, приоритетный для вас) 50,44%_да, это расширит мои возможности в доступе к информации_

6,195%

да, поскольку мне удобнее пользоваться электронными версиями

26,55%

да, это поможет сохранению печатного («бумажного») фонда

4,425%

нет, поскольку могут быть нарушены нормы авторского права

нет, библиотека не должна этим заниматься, электронные версии должны предоставляться в коммерческих (некоммерческих) электронных базах данных_

0,885%

10,62%

не знаю, мне все равно

1,77% свой вариант: архинеобходимо, удобнее пользоваться печатной литературой

ХОТЕЛИ БЫ РАБОТАТЬ С ЭЛЕКТРОННЫМИ ВЕРСИЯМИ ПУБЛИКАЦИЙ ВАШИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ (НАУЧНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ)?

(отметьте только один вариант, приоритетный для вас) 55,75% да, и обязательно с доступом через Интернет

22,12% да, можно без доступа через Интернет, а только на территории библиотеки

7,965% нет, потому что я не очень уверенно пользуюсь компьютером

10,62% нет, меня устраивает чтение только печатных («бумажных») вариантов

0% нет, я не доверяю электронным публикациям

2,655% нет, поскольку я знаю, что преподаватель (некоторые/многие из преподавателей) категори-

чески против электронных публикаций

0,885%

свой вариант: нет, предпочитаю печатные

Вновь обозначим некоторые результаты по категориям читателей.

Вопрос: Если книга, журнал, газета, необходимые вам в данный момент, выданы другому читателю, но есть их электронный вариант в медиа-зале, воспользуетесь ли вы им?

Ответ: 1. Да, это очень удобно и экономит время.

2. Да, но только в случае острой необходимости.

3. Нет, потому что я не доверяю электронной версии (% от каждой категории отвечавших).

Студенты гуманитарных факультетов

1. 23,077%.

2. 25,641%.

3. 6,41%.

Студенты естественно-математических факультетов

1. 36,364%.

2. 13,636%.

3. 0%.

25 п 23,3

20 -

15 -

10 -

5 -

Вопрос: Если книга, журнал, газета, необходимые вам в данный момент, выданы другому читателю, но есть их электронный вариант в медиа-зале, воспользуетесь ли вы им?

Ответ: Да, мне все равно, читать «бумажную» или электронную версию (% от каждой категории отвечавших).

I курс II курс III курс IV курс V курс VI курс

Вопрос: Необходимо ли активное создание электронных копий (оцифровка) печатного («бумажного») фонда библиотеки для предоставления параллельно печатных и электронных версий?

Ответ: Да, это расширит мои возможности в доступе к информации (% от каждой категории отвечавших).

Студенты гуманитарных факультетов — 55%.

Студенты естественно-математических

I курс II курс III курс IV курс V курс VI курс

факультетов — 36%.

25 20 15 10 5 0

0 0 -1-

т-1-1

I курс II курс III курс IV курс V курс VI курс

Вопрос: Хотели бы вы работать с электронными версиями публикаций ваших преподавателей (научных руководителей)?

Ответ: Нет, меня устраивает чтение только печатных («бумажных») вариантов (% от каждой категории отвечавших).

Из подробно не освещенных результатов отметим, что 13% ответивших читателей часто посещают интернет-зал, а 32% — изредка. 37% участников опроса считают, что есть другие способы доступа в Интернет, а в библиотеку они приходят только за «бумажной» информацией. 32% пользователей читальных залов не знают о существовании на территории библиотеки медиа-зала, 31% ответивших думают, что не смогут работать в медиа-зале в силу неуверенного владения компьютером.

Половина ответивших пользователей «бумажного» фонда считает, что этот фонд необходимо оцифровывать (отрадно, что 26% считают это необходимым не для собственного удобства, а в целях сохранения фонда библиотеки), более половины отвечавших хотят работать с публикациями своих преподавателей в электронном виде.

Почти 95% отвечавших на вопросы в традиционных читальных залах — студенты. По факультетам данные распределились следующим образом: 13% — факультет социальных наук и по 11% три факультета — юридический, психолого-педагогический и иностранных языков.

По курсам:

30 26,55 27,43 25 н 20 15 10 5 0

I курс II курс III курс IV курс V курс VI курс

Полнотекстовые базы данных: что и как читают в Герценовском университете.

* * *

Мы неслучайно так подробно останавливаемся на статистике категорий читателей, ответивших на вопросы анкет, ведь эти цифры отражают и общую статистику посещения библиотеки. Например, выявлено, что из отвечавших на вопросы меньше всего студентов третьих курсов. И в самих ответах этой категории пользователей наблюдается некоторая инертность и незаинтересованность. Возможно, это связано с тем, что третий курс — это некий рубеж, который воспринимается студентами как определенная передышка в учебе: преодолены первые страхи и сложности, связанные с обучением в вузе, а все проблемы, сопряженные с окончанием университета, еще впереди.

Мы должны отметить, что читатели 2006 года гораздо охотнее брались за заполнение анкет, нежели их коллеги еще 2-3 года назад. Общее отношение читателей к нашему опросу было весьма позитивным.

Результаты обработки анкет лишний раз доказывают, что подобное общение с читателями чрезвычайно полезно. Наши пользователи получают возможность высказать свое мнение, они видят, что их взгляд на работу библиотеки специалистов библиотеки интересует. Библиотека получает возможность корректировать свою деятельность не только на основе постулатов библиотечного дела или на примере работы других библиотек, но и опираясь на интересы своих пользователей.

С. А. Морозова,

заведующая отделом электронных публикаций и информационных ресурсов

ПОЛНОТЕКСТОВЫЕ БАЗЫ ДАННЫХ: ЧТО И КАК ЧИТАЮТ В ГЕРЦЕНОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Уже более трех лет фундаментальная библиотека инициирует и осуществляет подписку РГПУ им. А. И. Герцена на полнотекстовые базы данных (БД) и организует к ним доступ пользователей. В последние полтора года большинство подключенных баз данных доступно герценовцам на всех компьютерах университетского кампуса, а не только на территории библиотеки. Последнее определило рост активности использования данного вида электронных ресурсов, и, надеемся, интерес будет расти. Впрочем, постараемся подтвердить данный тезис цифрами и примерами.

Итак, на сегодняшний день Герценовский университет осуществляет подписку на семь баз данных на коммерческих условиях (платная подписка на доступ к БД в течение года): электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки, Рубрикон (энциклопедии и словари), EBSCO. Academic Search Premier (мультидисциплинарная база научных журналов), три базы данных российской периодики компании East View (центральные газеты России, Региональные газеты России, журналы по общественным и гуманитарным наукам) и Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

На некоммерческих условиях и без ограничения сроков доступа заключены договоры об использовании ресурсов Научной электронной библиотеки E-Library (научные журналы миро-

вых и российских издательств) и Университетской информационной системы (УИС) РОССИЯ (общественная и социальная информация на базе ресурсов МГУ).

При поддержке Национального электронно-информационного консорциума (НЭИКОН) организован бесплатный доступ на весь 2006 год к трем базам данных: Журналы Оксфордского университета, Журналы Американского химического общества и Журналы Американского физического института. Этот же консорциум предоставляет кратковременные (один—три месяца) доступы к базам данных. Так, в течение весны 2006 года наши пользователи могли читать журналы Кембриджского университета и всемирно известного издательства Nature.

Из указанных баз данных на всей территории университетской сети доступны: база компании EBSCO, три базы российских газет и журналов East View, ресурсы Научной электронной библиотеки E-Library, РУБРИКОН, УИС РОССИЯ и все БД, предоставляемые при поддержке консорциума НЭИКОН. Кроме того, администратор БД фундаментальной библиотеки может открыть доступ к базе EBSCO и Научной электронной библиотеке для любого компьютера с фиксированным IP-адресом, расположенного вне территории университетского кампуса. Для работы с базой компании EBSCO любой пользователь-герценовец может получить также и индивидуальное имя и пароль для доступа с любого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.