Научная статья на тему 'Самостоятельная работа студентов'

Самостоятельная работа студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1009
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа студентов»

86

Высшее образование в России • № 11, 2005

2. Гарбер Э.А, Румянцев В.В, Болобанова

Н.Л. Концепция компьютерного инжиниринга при подготовке инженеров для металлургической промышленности // Нов1 шформацшш технолог^ в виршенш проблем виробництва, екологп, осв1ти, управл1ння та права. Зб1рник наукових праць за результатами симпоз1уму. - Украина, 2003.

3. Гарбер Э.А, Румянцев В.В. Концепция еди-

ного информационного пространства при подготовке инженеров в региональном университете // Образование, наука, бизнес. Особенности регионального развития и интеграции: Сб. тр. II Межвуз. науч.-метод. конф. - Череповец, 2003.

4. Гарбер Э.А, Синицкий В.М., Румянцев

В.В, Семенов И.Е. Концепция единого информационного пространства при совместной подготовке инженеров феде-

ральными и региональными университетами // Производство проката. - 2003. -№ 9.

5. Румянцев В.В. Единое информационное

пространство как средство для подготовки инженеров // Информационные технологии в науке, образовании, телекоммуникации и бизнесе. 1Т + ББ "2003. Майская сессия. Материалы XXX Юбилейной междунар. конф. и I Междунар. конф. молодых ученых. - Украина, Крым, Ялта-Гурзуф, 2003.

6. Румянцев В.В, Болобанова Н.Л. Разработка

и внедрение в учебный процесс виртуальной лаборатории как элемента системы подготовки специалистов для металлургической промышленности // Образование, наука, бизнес. Особенности регионального развития и интеграции: Сб. тр. Всерос. науч.-практ. конф. - Череповец, 2005.

А. АЛХАНОВ, доцент

В сфере образования ныне происходят значительные трансформации. Европа вступила в «эпоху знаний», взяв за основу принцип «учение длиною в жизнь», т.е. непрерывного образования.

Россия не может остаться в стороне от процессов реформирования образования, так как выпускники высших учебных заведений должны уметь разбираться в широком круге экономических вопросов, оценивать тенденции общественного развития, самостоятельно определять свою позицию в происходящих изменениях, иметь научное мировоззрение, быть готовыми к эффективной практической деятельности.

В мировой практике признано, что образование способствует социальной интеграции граждан, снижает уровень преступности и сглаживает последствия социального неравенства, помогает в борьбе с бедностью. Иными словами - непрерывное образование является залогом стабильности гражданского общества [1].

Самостоятельная работа студентов

В этой связи следует отметить, что в последние годы в вузах страны проделана большая работа по совершенствованию учебного процесса, повышены требования к преподаванию различных дисциплин, в том числе и социально-экономического цикла [2]. Так, на кафедрах экономики, обществен-

Из жизни вуза

87

но-экономических дисциплин, мировой экономики и экономической теории Череповецкого государственного университета на основе требований Государственного стандарта к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» пересмотрены учебные планы и рабочие программы, увеличено время на проведение семинарских и практических занятий, организацию самостоятельной работы студентов при соответствующем сокращении времени на чтение лекций, практикуются специальные курсы и семинары, посвященные актуальным проблемам общественного развития и хозяйственной деятельности предприятий и организаций различных форм собственности. Широко применяются активные формы и методы проведения занятий: дискуссии, анализ конкретных ситуаций, деловые игры, тестирование, решение задач, упражнений и другие; практикуются конкретные индивидуальные задания студентам; кафедры содействуют развитию творческой активности молодежи, привлекая многих студентов к научно-исследовательской работе; совершенствуются формы и методы контроля за самостоятельной работой студентов, их знания оцениваются на семинарских и практических занятиях путем текущей аттестации и рейтингового контроля одним итоговым зачетом или экзаменом; преподаватели постоянно оказывают студентам необходимую помощь путем собеседований, проведения индивидуальных и групповых консультаций, издания учебно-методических пособий и других материалов.

Следует также подчеркнуть, что в преподавании экономической теории наметились новые подходы. Глубже стали изучаться законы и тенденции развития экономики и общественных отношений в контексте общемирового развития и общечеловеческих ценностей, наблюдается отказ от марксизма как господствующей идеологии административно-командной системы хозяй-

ствования, формационного и классового подхода, использования абстрактных схем и априорных заключений, претендующих на истину в последней инстанции.

Больше внимания преподаватели стали уделять изучению современных экономических воззрений отечественных и зарубежных ученых, практике реформирования и стабилизации российской экономики. Рассмотрение узловых проблем микро- и макроэкономики страны увязывается с требованиями и реалиями рыночных отношений, что повышает интерес студентов к теории и практике хозяйствования.

Формирование высококвалифицированного специалиста в условиях реформирования высшей школы невозможно без целенаправленной самостоятельной работы обучающихся. Что понимается под самостоятельной работой студентов (СРС)? В ответе на данный вопрос имеются разночтения, преподаватели определяют самостоятельную работу студентов, исходя из собственного жизненного и педагогического опыта.

Одни из них считают, что СРС - это самостоятельная научно-исследовательская работа, осуществляемая под руководством преподавателя в различных формах учебы. Другие же полагают, что самостоятельная работа студентов во времени и пространстве отделена от учебного процесса, и так как внеаудиторная СРС ведется без непосредственного участия преподавателя, его управляющие воздействия осуществляются опосредованно - через информационно-аналитическое и учебно-методическое обеспечение (ИМОСРС), в котором происходит концентрация опыта (знаний, умений, способов деятельности) и способов его передачи (непосредственные указания - инструкции действий).

По нашему мнению, самостоятельная работа студентов - это важная форма учебного процесса под руководством и контролем преподавателя, в ходе которого совершается творческая деятельность по приобретению и закреплению научных знаний,

88

Высшее образование в России • № 11, 2005

осваиваются новые навыки познания, формируется научное мировоззрение и личные убеждения по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности.

Нам представляется, что нельзя недооценивать необходимость самостоятельной работы студентов в ходе учебного процесса на лекциях, семинарских и практических занятиях, как и абсолютизировать ее при работе во внеучебное время, скажем, при изучении литературы, выполнении индивидуальных домашних заданий.

Иногда высказывается мнение о том, что оптимальное время, необходимое для самостоятельной работы студентов, должно определяться на основе коэффициента 0,5, т.е. оно должно быть равно половине учебного времени, отводимого на семинарские занятия. С таким категорическим заявлением, на наш взгляд, трудно согласиться. В разных регионах страны возможности и условия для учебного процесса различны. Поэтому и время, выделяемое на самостоятельную работу студентов под контролем преподавателей и на другие формы учебного процесса, для разных вузов должно быть различным - учитывая региональные особенности, возможности и специфику вузов, квалификацию преподавателей, контингент студентов, их бюджет времени, имеющийся аудиторный фонд, наличие необходимой литературы в библиотеке и т.д. Этим должно определяться содержание учебных планов, сочетание разнообразных форм учебного процесса, контроля за работой студентов.

Все формы учебного процесса должны учить студентов интенсивной и плодотворной самостоятельной работе. Именно она, как нам представляется, должна быть одним из важнейших критериев для оценки умения коллективов кафедр пользоваться своей возросшей самостоятельностью в организации учебно-воспитательного процесса в вузе. Сегодня положительно может быть оценена только такая работа кафедр, которая обеспечивает подготовку высоко-

квалифицированных специалистов, исходя из потребностей рыночного спроса.

Это объективно обусловливает необходимость поиска новых подходов в преподавании экономической теории, обеспечивающих надежный заслон от проявления догматизма, шаблона, схоластического теоретизирования и предполагающих значительное улучшение качества обучения, усиление значения фундаментальных и прикладных знаний по экономическим дисциплинам, формирование у молодежи современного экономического мышления, интенсификацию учебного процесса, возрастание роли самообразования под руководством и контролем преподавателей, оказывающих обучающимся действенную методическую помощь.

В организации самостоятельной работы студентов важная роль принадлежит индивидуальным заданиям обучающимся. Такие из них, как подготовка и защита рефератов по актуальным экономическим проблемам, контрольные работы, курсовое и дипломное проектирование и другие, получили на экономических и других кафедрах широкое распространение. Вместе с тем специальные индивидуальные задания, разрабатываемые кафедрами ряда вузов по узловым темам читаемых курсов, пока используются недостаточно.

Наш опыт применения индивидуальных заданий в учебном процессе показывает, что они могут включать в себя: изучение российского законодательства, трудов классиков экономической теории, социально-экономической учебной и художественной литературы, знакомство с научными публикациями отечественных и зарубежных экономистов, решение задач, выполнение упражнений, привлечение различных средств активизации мышления и закрепления изучаемого материала, составление таблиц, диаграмм, схем, графиков на основе данных статистических органов и средств периодической печати.

При разработке и использовании преподавателями индивидуальных заданий возни-

Из жизни вуза

89

кает ряд вопросов, связанных с определением их цели, объема, содержания, с выбором конкретных тем курса, соотнесением таких заданий с планами семинаров, формами и методами контроля за самостоятельной работой студентов и т.д. При этом необходимо учитывать специфику вуза, особенности специализации, общую культуру, национальные обычаи, традиции, психологию обучающихся, что позволяет активизировать занятия, повышать интерес устудентов. Скажем, при работе со студентами филологической спе-циальности,нарядусизучениемэкономичес-кой литературы, возможно широкое использование в индивидуальных заданиях отдельных произведений зарубежных и отечественных писателей и поэтов. Для студентов технической специализации большой упор делается на решение задач, упражнений, составление различных диаграмм, графиков. Такой дифференцированный подход способствует углублению знаний, повышает интерес студентов к изучению экономической теории, практики хозяйствования в условиях рынка.

Контроль за своевременными качествен-

ным выполнением студентами индивидуальных заданий осуществляется преподавателями при проведении семинарских и практических занятий, собеседований, консультаций, других форм учебного процесса. Между тем регламентация СРС на отдельных этапах учебного процесса снижает степень студенческой самостоятельности и ответственности. Для сглаживания этого противоречия на кафедрах проводится работа по улучшению информированности студентов путем разработки преподавателями интегрированных комплексов информационно-аналитической и учебно-методической поддержки СРС по изучаемым дисциплинам.

Литература

1. Ю. Шленов, И. Мосичева, В. Шестак.

Непрерывное образование в России // Высшее образование в России. - 2005. -№ 3. - С. 37.

2. А.Ф. Алханов. Об экономической подго-

товке студентов в условиях рынка // Образование. Наука. Бизнес: Сб. трудов межвуз. науч.-метод. конф. - Череповец, 2003. - С.4-8.

Н. БУШЕНЕВ, доцент

Современные университетские программы включают, независимо от выбранного студентом направления в обучении (гуманитарного, естественнонаучного или технического), предметы, связанные с изучением родного языка. Это прежде всего такая учебная дисциплина, как «Русский язык и культура речи», а также предметы по выборустудентов - «Стилистика», «Риторика», «Письменная речь», «Деловая речь», «Речевой этикет» и т.п.

Однако указанные курсы и даже их совокупность, изучаемые студентами негума-

Лингвистическое образование - всем студентам!

нитарных специальностей в университете, не решают кардинально проблемы качественной языковой подготовки специалистов с высшим образованием. Судя по всему, это происходит по нескольким причинам: 1) выпускники нынешних школ, ставшие студентами по итогам ЕГЭ и при небольшом конкурсе, в массе своей имеют чрезвычайно низкий уровень подготовки по русскому языку, не удовлетворяющий даже самым скромным требованиям школьной программы; 2) языковедческие дисциплины вводятся обычно на втором, третьем, а то и на чет-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.