Из жизни вуза
89
кает ряд вопросов, связанных с определением их цели, объема, содержания, с выбором конкретных тем курса, соотнесением таких заданий с планами семинаров, формами и методами контроля за самостоятельной работой студентов и т.д. При этом необходимо учитывать специфику вуза, особенности специализации, общую культуру, национальные обычаи, традиции, психологию обучающихся, что позволяет активизировать занятия, повышать интерес устудентов. Скажем, при работе со студентами филологической специальности, наряду сизучениемэкономичес-кой литературы, возможно широкое использование в индивидуальных заданиях отдельных произведений зарубежных и отечественных писателей и поэтов. Для студентов технической специализации большой упор делается на решение задач, упражнений, составление различных диаграмм, графиков. Такой дифференцированный подход способствует углублению знаний, повышает интерес студентов к изучению экономической теории, практики хозяйствования в условиях рынка.
Контроль за своевременными качествен-
ным выполнением студентами индивидуальных заданий осуществляется преподавателями при проведении семинарских и практических занятий, собеседований, консультаций, других форм учебного процесса. Между тем регламентация СРС на отдельных этапах учебного процесса снижает степень студенческой самостоятельности и ответственности. Для сглаживания этого противоречия на кафедрах проводится работа по улучшению информированности студентов путем разработки преподавателями интегрированных комплексов информационноаналитической и учебно-методической поддержки СРС по изучаемым дисциплинам.
Литература
1. Ю. Шленов, И. Мосичева, В. Шестак.
Непрерывное образование в России // Высшее образование в России. - 2005. -№ 3. - С. 37.
2. А.Ф. Алханов. Об экономической подго-
товке студентов в условиях рынка // Образование. Наука. Бизнес: Сб. трудов межвуз. науч.-метод. конф. - Череповец, 2003. - С.4-8.
Н. БУШЕНЕВ, доцент
Современные университетские программы включают, независимо от выбранного студентом направления в обучении (гуманитарного, естественнонаучного или технического), предметы, связанные с изучением родного языка. Это прежде всего такая учебная дисциплина, как «Русский язык и культура речи», а также предметы по выборустудентов - «Стилистика», «Риторика», «Письменная речь», «Деловая речь», «Речевой этикет» и т.п.
Однако указанные курсы и даже их совокупность, изучаемые студентами негума-
Лингвистическое образование - всем студентам!
нитарных специальностей в университете, не решают кардинально проблемы качественной языковой подготовки специалистов с высшим образованием. Судя по всему, это происходит по нескольким причинам: 1) выпускники нынешних школ, ставшие студентами по итогам ЕГЭ и при небольшом конкурсе, в массе своей имеют чрезвычайно низкий уровень подготовки по русскому языку, не удовлетворяющий даже самым скромным требованиям школьной программы; 2) языковедческие дисциплины вводятся обычно на втором, третьем, а то и на чет-
90
Высшее образование в России • № 11, 2005
вёртом курсе, когда даже скудные знания по русскому языку у студентов почти полностью утрачены; 3) на указанные курсы обычно отводится мизерное количество часов, и курсы эти либо вынуждены носить лишь ознакомительный характер, либо направлены на восстановление утраченных студентами школьных знаний (если таковые вообще были), либо ориентированы на решение каких-либо сугубо практических задач (освоение простейших норм, «подтягивание» грамотности).
Между тем качественная языковая подготовка специалистов с университетским образованием - учителей или инженеров, социальных работников или экономистов, психологов или программистов - важна для их профессионального роста, для деятельного участия в жизни современного общества, для создания основы его развития (в противовес проявляющейся в последние десятилетия его деградации, падению уровня культуры населения, распространению эрзац-культуры).
Специалисты с высшим образованием призваны составить культурную элиту нации, являя собой эталоны её образованности, воспитанности и нравственности, призваны формировать и расширять культур-
ную среду, важнейшее место в которой занимает языковая среда. По речевому поведению человека судят об уровне его образованности, воспитания, об особенностях его личности. Речь человека - неотъемлемая часть его имиджа, внешнее проявление его внутреннего обаяния.
Если профессиональная подготовка специалиста направлена на углубленное освоение какой-то отдельной сферы человеческой деятельности и тем самым вычленение этой деятельности в общей структуре динамичного мира, то языковая подготовка направлена на целостное, интегральное восприятие этого мира. Любой носитель языка должен хорошо ориентироваться в многообразных, но естественных общественных сферах - семейной, социально-политической, экономической, профессиональной и др. - и как член семьи, и как родитель, и как гражданин, и как работник. Насколько успешно и глубоко люди, общающиеся во всех этих сферах, понимают ситуации, в которых они находятся, и в какой степени владеют языковыми средствами для передачи данных ситуаций, в такой степени и будет эффективным их общение.
Для того чтобы язык для человека стал надёжным и гибким инструментом коммуникации, необходимо знать устройство и правила его функционирования. Система языка, как и правила его использования весьма сложны, но это есть выражение сложности мира, в котором мы живём. Следовательно, упрощать, огрублять, деформировать язык, на котором мы говорим и пишем, - значит примитивизировать представление о мире, что может иметь самые плачевные последствия и для самого человека, и для общества, и для существования будущих поколений.
Речевая культура человека не менее важна, чем физическая. Если физическая культура поддерживает здоровье тела, то речевая культура развивает здоровье его ума и души. Но если поддержанию нашего физического здоровья университетские программы уделяют определённое внима-
Из жизни вуза
91
ние («физическая культура» как учебный предмет введена на всех отделениях и едва ли не на всех курсах, ведётся в течение всего учебного года), то развитию здоровья нашего ума и души уделяется явно мало внимания (курсы, посвящённые языку, явно недостаточны ни по охвату времени обучения в вузе, ни по количеству выделяемых для них часов, ни по объёму включаемого в них материала).
В связи с этим хочется внести несколько предложений для составления учебной программы по совершенствованию лингвистической подготовки студентов университета: 1) языковедческие курсы в университете должны вестись в течение всех лет обучения (а не быть эпизодическими, случайными, как в нынешней программе); 2) на первом курсе на всех отделениях вуза, хотя бы в течение одного семестра, должен быть введён «практикум по русскому языку» (или предмет с иным названием, но призванный восполнить у начинающих студентов школьные пробелы знаний по русскому языку; без этого дальнейшее серьёзное изучение языка студентами невозможно, да и затрудняется процесс обучения в целом по самым различным предметам); 3) во втором семестре первого курса или в первом семестре второго курса на всех отделениях университета должен вестись общий лингвистический курс (с достаточным количеством часов) обзорного характера с уже установившимся названием «Русский язык и культура речи», включающий сведения по общему языкознанию, по теории речевой деятельности, по различным стилистикам (функциональной, нормативной, художественной речи), редактированию, теории текста, риторике, культуре речи, лингво-
прагматике; 4) на последующих курсах должны быть введены в качестве обязательных (а не факультативных) учебные предметы, входящие в серию уже указанных лингвистических дисциплин; 5) в соответствии со спецификой избранной специальности и временем обучения в вузе должны быть введены (в обязательном или факультативном порядке) такие учебные предметы, как «Деловая речь», «Письменная научная речь», «Оформление письменных учебных и учебно-научных работ студентов (рефератов, курсовых, дипломов)», «Макетирование и графическое оформление художественного текста» и др.; 6) необходимы строгие и единые требования к уровню культуры устной и письменной речи студентов, обучающихся по различным неязыковым специальностям, что должно учитываться на экзаменах, при проверке письменных работ, при защите диплома и т.п.; 7) нужно существенно укрепить в университете материальную базу для успешного освоения русского языка (студенты в достаточной степени должны быть обеспечены учебными пособиями по русскому языку и культуре речи, разнообразными лингвистическими словарями).
Если государство хочет, чтобы его народ был образованным, культурным, духовно здоровым, заботится о совершенствовании социального устройства, о развитии и процветании общества, то формированию качественной языковой среды необходимо уделить очень серьёзное внимание. Кому как не выпускникам университета быть проводниками духовной культуры русского народа, миссионерами современной информационной культуры и высокой нравственности!