Научная статья на тему 'САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / УМЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ВУЗЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сыса Елена Александровна, Горюнова Елена Сергеевна

Введение. В условиях вынужденного перехода на дистанционное и смешанное обучение остро встала проблема развития умений самостоятельной работы студентов и формирования качеств их личности, обеспечивающих субъектность в самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Цель - исследование сущности и корреляции понятий «самостоятельная учебно-познавательная деятельность» и «самостоятельная работа», определение роли преподавателя в учебном процессе, фокусирующемся на исследуемом феномене. Материал и методы. Материалом исследования послужили труды отечественных и зарубежных исследователей в области педагогики, психологии и методики преподавания иностранных языков. Применялись следующие методы: 1) теоретические (анализ научно-методической литературы и нормативных документов, определяющих образовательную политику Российской Федерации); 2) эмпирические (наблюдение за процессом преподавания иностранного языка в неязыковых вузах, анкетирование студентов и преподавателей); 3) статистические методы обработки для анализа результатов анкетирования. Результаты и обсуждение. Рассмотрена корреляция понятий «самостоятельная работа» и «самостоятельная учебно-познавательная деятельность». Опираясь на многолетний опыт преподавания иностранных языков студентам неязыковых специальностей в российских вузах, выявлена роль преподавателя в образовательном процессе с учетом самостоятельной работы обучающихся и на основе самостоятельной учебно-познавательной деятельности в рамках дисциплины «Иностранный язык» для студентов неязыковых специальностей. Практически установлено преобладание невысокого уровня владения умениями в самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов. Рассмотрены качества личности обучающегося и умения, обеспечивающие его субъектность. Заключение. Организация процесса обучения в вузах иностранному языку с опорой на самостоятельную работу студентов способствует активному развитию умений в самостоятельной учебно-познавательной деятельности, что позволяет оптимизировать подготовку специалистов как в условиях традиционного, так и в условиях смешанного и гибридного обучения и повысить профессиональную ценность и конкурентоспособность выпускников вузов на российском и международном рынках труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сыса Елена Александровна, Горюнова Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INDEPENDENT WORK IN A FOREIGN LANGUAGE FOR TEACHING SELF-DIRECTED LEARNING

Introduction. The problem of developing skills in self-directed learning in teaching a foreign language in students of non-linguistic specialties is particularly relevant under conditions of distance or hybrid education. Aim and objectives. The aim of this article is to investigate the correlation of the concepts of “self-directed learning” and “independent work” in teaching a foreign language and to determine the role of the teacher in the organization of independent work of students. Materials and methods. In examining the problem the authors have chosen research methods as follows: 1) theoretical: analysis of psychological, pedagogical and methodological literature, analysis of normative documents defining the educational policy of the Russian Federation; 2) empirical: studying the experience of foreign language teaching at the university, monitoring of the academic process of foreign language at the university, surveying of students and teachers; 3) statistical methods. Results and discussion. The correlation of the concepts of “independent work” and “self-directed learning” is considered. A practical study is presented. The teacher role in organizing independent work and in the process of forming the ability of students for self-directed learning in teaching a foreign language is determined. The subjectness of student is considered. Conclusion. The teaching on the basis of self-directed learning optimizes the educational process at the university, both in the conditions of traditional and hybrid learning. It will increase the professional value and competitiveness of university graduates in the Russian and international labor market.

Текст научной работы на тему «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022. Вып. 5 (223). С. 18-27.

Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 2022, vol. 5 (223), pp. 18-27.

УДК 372.881.1

https://doi.org/10.23951/1609-624X-2022-5-18-27

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Елена Александровна Сыса1, Елена Сергеевна Горюнова2

1 2 Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск, Россия

1 jella@tpu.ru

2 gorunova@ido.tsu.ru

Аннотация

Введение. В условиях вынужденного перехода на дистанционное и смешанное обучение остро встала проблема развития умений самостоятельной работы студентов и формирования качеств их личности, обеспечивающих субъектность в самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

Цель - исследование сущности и корреляции понятий «самостоятельная учебно-познавательная деятельность» и «самостоятельная работа», определение роли преподавателя в учебном процессе, фокусирующемся на исследуемом феномене.

Материал и методы. Материалом исследования послужили труды отечественных и зарубежных исследователей в области педагогики, психологии и методики преподавания иностранных языков. Применялись следующие методы: 1) теоретические (анализ научно-методической литературы и нормативных документов, определяющих образовательную политику Российской Федерации); 2) эмпирические (наблюдение за процессом преподавания иностранного языка в неязыковых вузах, анкетирование студентов и преподавателей); 3) статистические методы обработки для анализа результатов анкетирования.

Результаты и обсуждение. Рассмотрена корреляция понятий «самостоятельная работа» и «самостоятельная учебно-познавательная деятельность». Опираясь на многолетний опыт преподавания иностранных языков студентам неязыковых специальностей в российских вузах, выявлена роль преподавателя в образовательном процессе с учетом самостоятельной работы обучающихся и на основе самостоятельной учебно-познавательной деятельности в рамках дисциплины «Иностранный язык» для студентов неязыковых специальностей. Практически установлено преобладание невысокого уровня владения умениями в самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов. Рассмотрены качества личности обучающегося и умения, обеспечивающие его субъектность.

Заключение. Организация процесса обучения в вузах иностранному языку с опорой на самостоятельную работу студентов способствует активному развитию умений в самостоятельной учебно-познавательной деятельности, что позволяет оптимизировать подготовку специалистов как в условиях традиционного, так и в условиях смешанного и гибридного обучения и повысить профессиональную ценность и конкурентоспособность выпускников вузов на российском и международном рынках труда.

Ключевые слова: самостоятельная учебно-познавательная деятельность, самостоятельная работа, самостоятельность, роль преподавателя, умения самостоятельной работы, иностранный язык в вузе

Для цитирования: Сыса Е. А., Горюнова Е. С. Самостоятельная работа на иностранном языке для развития умений в самостоятельной учебно-познавательной деятельности // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022. Вып. 5 (223). С. 18-27. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2022-5-18-27

THE INDEPENDENT WORK IN A FOREIGN LANGUAGE FOR TEACHING SELF-DIRECTED LEARNING

Еlena А. Sysa1, Elena S. Goryunova2

1 2 National Research Tomsk Polytechnic University, Russian Federation

1 jella@tpu.ru

2 gorunova@ido.tsu.ru

Abstract

Introduction. The problem of developing skills in self-directed learning in teaching a foreign language in students of non-linguistic specialties is particularly relevant under conditions of distance or hybrid education.

© Е. А. Сыса, Е. С. Горюнова, 2022

Aim and objectives. The aim of this article is to investigate the correlation of the concepts of "self-directed learning" and "independent work" in teaching a foreign language and to determine the role of the teacher in the organization of independent work of students.

Materials and methods. In examining the problem the authors have chosen research methods as follows: 1) theoretical: analysis of psychological, pedagogical and methodological literature, analysis of normative documents defining the educational policy of the Russian Federation; 2) empirical: studying the experience of foreign language teaching at the university, monitoring of the academic process of foreign language at the university, surveying of students and teachers; 3) statistical methods.

Results and discussion. The correlation of the concepts of "independent work" and "self-directed learning" is considered. A practical study is presented. The teacher role in organizing independent work and in the process of forming the ability of students for self-directed learning in teaching a foreign language is determined. The subjectness of student is considered.

Conclusion. The teaching on the basis of self-directed learning optimizes the educational process at the university, both in the conditions of traditional and hybrid learning. It will increase the professional value and competitiveness of university graduates in the Russian and international labor market.

Keywords: independent work, independence, self-directed learning activities, tasks of higher education teacher, foreign language at the university

For citation: Sysa E. A., Goryunova E. S. Samostoyatel'naya rabota na inostrannom yazyke dlya razvitiya umen-iy v samostoyatel'noy uchebno-poznavatel'noy deyatel'nosti [The Independent Work in a Foreign Language for Teaching Self-Directed Learning]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta - Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2022, vol. 5 (223), pp. 18-27 (In Russ.). https://doi.org/10.23951/1609-

624Х-2022-5-18-27

Введение

Проблема формирования способности к самообучению и саморазвитию, как в профессиональной, так и в личной сферах жизни, представляется сегодня особенно актуальной в связи с вынужденным переходом на дистанционное обучение [1], который показал особую значимость умений самостоятельной работы студентов, актуализировал запрос на стратегии организации самообучения. В сложившихся условиях задачей педагогов высшей школы является создание необходимых психолого-педагогических условий, в которых студенты смогут развить ответственность за результаты обучения, максимально раскрыть свой образовательный потенциал, сформироваться как личность и овладеть необходимыми профессионально значимыми компетенциями.

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования «выпускникам вузов необходимо овладеть такими универсальными компетенциями, как поиск, критический анализ и синтез информации (УК 1); определение круга задач в рамках поставленной цели и выбор оптимальных способов их решения (УК 2); осуществление социального взаимодействия и реализации своей роли в команде (УК 3); осуществление деловой коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) (УК 4); выстраивание и реализация траектории саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни (УК 6)» [2, 3].

Вышеперечисленные требования соотносятся с такими понятиями, как «самостоятельность» и «самостоятельная учебно-познавательная деятельность», и имеют междисциплинарную направлен-

ность, поэтому могут формироваться в процессе реализации любой дисциплины в вузе.

Несмотря на обширные исследования в психологической, педагогической и методической науках, проблема формирования самостоятельности обучающихся все еще остается актуальной. Опыт преподавания иностранного языка (ИЯ) и мониторинг процесса преподавания ИЯ в российских вузах позволяют сделать вывод о недостаточно развитой способности и готовности студентов к самостоятельной учебно-познавательной деятельности (СУПД). Уровень самостоятельности у большинства студентов остается по-прежнему сравнительно невысокий, умения самостоятельной работы (СР) в области изучения ИЯ зачастую требуют предварительной глубокой методической проработки и направления векторов деятельности обучающихся на начальном этапе изучения дисциплины. Вследствие чего существенное значение имеет поиск таких методов и подходов обучения, которые нацелены на формирование способности и психологической готовности студентов к СУПД: к самостоятельному осуществлению желаемых целей в обучении и профессиональной деятельности, критическому анализу информации, самодиагностике результатов деятельности и при необходимости самокоррекции, а также способности к самоорганизации, самообучению, саморазвитию и повышению квалификации в течение всей жизни.

Анализ трактовок понятий «самостоятельность», «самостоятельная работа», «самостоятельная учебно-познавательная деятельность» позволяет сделать вывод, что у исследователей нет единства в определении вышеперечисленных понятий.

Итак, цель статьи - исследовать сущность, содержание и корреляцию понятий «самостоятель-

ная работа» и «самостоятельная учебно-познавательная деятельность» и дать им определение. Описать личностные качества субъекта СУПД. Определить роль преподавателя в образовательном процессе с учетом СР студентов и на основе СУПД в рамках дисциплины «Иностранный язык» для студентов неязыковых специальностей.

Материал и методы

Материалом исследования послужили труды отечественных и зарубежных исследователей в области педагогики, психологии, методики преподавания иностранных языков и нормативных документов, определяющих образовательную политику Российской Федерации. Для достижения цели исследования применялись следующие методы: 1) теоретические (анализ трактовок понятий «самостоятельная работа», «самостоятельная научно-познавательная деятельность» в научно-методической литературе; анализ федеральных государственных стандартов нового поколения; 2) эмпирические (наблюдение за процессом преподавания иностранного языка в неязыковых вузах, анкетирование студентов и преподавателей). Эмпирическая база исследования оформилась на основе приемов сплошной выборки и перекрестного анкетирования для определения уровня развития умений в СР и СУПД у студентов двух вузов города Томска; 3) статистические (для обработки результатов анкетирования студентов и педагогов).

Результаты и обсуждение

В результате анализа имеющихся исследований выявлено отсутствие единого мнения исследователей в трактовке вышеназванных понятий. Кроме того, не описана роль СР в процессе развития умений в СУПД у обучающихся.

Интерпретация СР в педагогических и методических исследованиях отличается многообразием. Часть исследователей (Л. В. Жарова [4], А. С. Лын-да [5], Г. В. Рогова [6] др.) рассматривает СР как «форму организации учебной деятельности обучающихся, которая организуется и контролируется преподавателем».

Исследователи (И. А. Зимняя [7], А. Ю. Код-жаспиров [8], Б. П. Есипов [9], Я. Г. Кирк [10], S. McNaughton, J. Billot [11] и др.) рассматривают СР как средство формирования способности обучающихся к «осознанному целеполаганию и планированию, самостоятельному осуществлению деятельности в соответствии с поставленными учебными целями, без руководства извне».

Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров, определяют СР «как вид деятельности, в процессе которой предполагается определенный уровень самостоятельности обучающегося во всех ее струк-

турных компонентах: постановка проблемы, контроль, самоконтроль и коррекция, переход от простейших форм работы к более сложным, постепенная передача обучающемуся руководящей функции педагогического управления» [8].

Итак, в большей части существующих исследований по исследуемому феномену [7-20] суть СР связана с определенным уровнем самостоятельности обучающегося.

Трактовка понятия «самостоятельная работа» позволяет выявить семантическую корреляцию с понятием «самостоятельная деятельность», направленную на активное и мотивированное самостоятельное обучение ИЯ. Рассмотрение СР студентов в деятельностном ключе предполагает признание устойчивой деятельностной позиции обучающихся. В этой связи наиболее подходящее определение, на наш взгляд, было предложено И. А. Зимней: СР -это «организуемая самим обучающимся в силу его внутренних познавательных мотивов, в наиболее удобное, рациональное с его точки зрения время, контролируемая им самим в процессе и по результату деятельность на основе внеаудиторного опосредованного системного управления ею со стороны преподавателя» [7, с. 150].

На наш взгляд, СР в таком понимании является деятельностью, которая направлена на формирование таких способностей, как: 1) самостоятельное целеполагание; 2) самостоятельная организация и осуществление учебной деятельности; 3) самооценка и самокоррекция. Данные аспекты являются имманентными компонентами СУПД.

Под СУПД нами понимается «самостоятельное и осознанное планирование, организация и осуществление учебно-познавательной деятельности, а также ее дальнейшая саморефлексия и самокоррекция» [21], что подразумевает принятие студентами ответственности за результаты обучения и самостоятельное принятие решений на этапе целеполагания; при выборе адекватных учебных стратегий и средств для достижения учебной цели, а также способов социального взаимодействия [21].

Основными компонентами СУПД являются:

- самостоятельная постановка цели и определение задач для ее эффективного достижения;

- самоорганизация и планирование учебно-познавательной деятельности;

- свободное владение учебными стратегиями;

- самостоятельное определение способов социального взаимодействия для достижения учебной цели;

- самостоятельный эффективный поиск, анализ и синтез информации;

- самоконтроль, самокоррекция и саморефлексия;

- принятие ответственности обучающегося за результаты обучения;

- независимость от учебных материалов, преподавателя;

- независимость от формы и формата обучени;

- способность переносить полученный опыт в другие профессиональные и личные сферы [21].

Рассмотрим компоненты СУПД с позиции развития умений в СР [22] и в СУПД (на основе классификации общеучебных умений Н. А. Лошкаре-вой [23]) для дисциплины «Иностранный язык» (табл. 1).

Представляется целесообразным опираться на положение теории деятельности А. А. Леонтьева, согласно которой умения выступают как средство

Умения СР и умения в СУПД в конт

и инструменты осуществления деятельности [24]. Тем самым развитые умения в СР студентов, представленные в табл. 1, обеспечивают устойчивое выполнение СУПД в процессе овладения ИЯ, последовательную реализацию таких ее компонентов, как самостоятельное планирование, организация, целеполагание, самоконтроль, саморефлексия и самокоррекция учебно-познавательной деятельности, самостоятельный выбор стратегий и тактик в процессе обучения ИЯ студентов неязыковых специальностей.

Самостоятельное планирование, организация, целеполагание, самоконтроль, саморефлексия и самокоррекция учебно-познавательной деятельности по ИЯ, самостоятельный выбор стратегий и тактик,

Таблица 1

сте компонентного состава СУПД

Умения в СР на ИЯ Компоненты СУПД Умения в СУПД на ИЯ

Организационные: постановка цели, планирование, самостоятельное осуществление согласно плану действий и самоконтроль выполненной работы на ИЯ Саморегулирование СУПД: самостоятельная постановка цели и определение задач для ее эффективного достижения; самоорганизация и планирование учебно-познавательной деятельности; свободное владение учебными стратегиями; самоконтроль, самокоррекция и саморефлексия; способность переносить положительный опыт в другие профессиональные и личные сферы Организационные: Целеполагание, планирование учебных действий и дальнейшее воплощение этих действий в соответствии с учебной целью; свободное владение учебными стратегиями на ИЯ (определение стратегиями, их комбинация и создание новых стратегий); самоконтроль, самостоятельный рефлексивный анализ учебных действий и при необходимости их дальнейшая самокоррекция; перенос положительных результатов в образовательном процессе по ИЯ в другие сферы

Информационные: ситуативно соотнесенный подбор иноязычных источников информации; поиск значимой информации внутри отобранных источников, различающихся жанрами и структурированием; выявление ключевых слов; анализ достоверности извлеченной информации Поиск и критическая оценка информации Информационные: эффективный поиск и обработка информации; определение иерархии информации на ИЯ; систематизация фактов в хронологической или логической последовательности; выявление ключевых слов; нахождение корреляции фактов; их критическая оценка и интерпретация; семантизация незнакомой лексики без использования словаря; применение дополнительной справочной иноязычной литературы; обработка информации на ИЯ и ее последующее использование

Интеллектуальные: восприятие, осмысление, интерпретация, порождение дискурса на ИЯ Эффективный поиск, критический анализ и синтез информации Интеллектуальные: установление смысловой связи и аналогии; антиципация; нахождение определенной информации на ИЯ

Коммуникативные: обсуждение важных результатов с другими студентами и преподавателем Самостоятельный выбор способов социального взаимодействия и саморефлексия Коммуникативные: осуществление разных видов социального взаимодействия и реализация своей роли в коллективе; критическая оценка разных точек зрения и толерантное отношение к ним; аргументирование собственного мнения; независимость в суждениях; комментирование алгоритма собственных учебных действий; саморефлексия

адекватных учебной цели, способствуют овладению обучающимися организационными умениями.

Независимость студента от преподавателя, формы и формата обучения в вузе, принятие и осознание ответственности за результаты обучения, а также способность переносить полученный опыт в изучении ИЯ в другие профессиональные и личные сферы являются особенно актуальными в условиях гибридного и смешанного обучения и нацелены на совершенствование организационных, интеллектуальных и информационных умений.

Самостоятельный выбор способов социального взаимодействия в группе формирует у обучающихся психологическую готовность к со- и самоуправлению учебно-познавательной деятельностью, вовлекает студентов в соуправление процессом обучения ИЯ.

В процессе обсуждений результатов обучения, обмена мнениями среди студентов и способов достижения учебной цели происходит развитие коммуникативных умений: аргументировать собственное суждение, логически рассуждать, критически осмысливать информацию и мнения коллег; уважать противоположные точки зрения; находить компромиссы; работать индивидуально и сотрудничать с коллегами как в процессе обучения, так и в будущей профессиональной деятельности.

Овладение комплексом когнитивных и метаког-нитивных учебных стратегий подразумевает само-

стоятельный, осознанный выбор и комбинирование стратегий для наиболее эффективного и оптимального достижения учебной цели, нацелено на развитие всех видов общеучебных умений (организационных, информационных, интеллектуальных, коммуникативных). Под учебными стратегиями понимается «способ достижения учебной цели восприятия, выбираемый сознательно и реализующийся на основе индивидуального плана определенных ментальных действий» [21].

Чтобы определить уровень развития умений в СУПД у студентов, проведено анкетирование среди 68 студентов-бакалавров и 4 преподавателей Национального исследовательского Томского политехнического университета и Национального исследовательского Томского государственного университета.

Студенты самостоятельно оценили свой уровень развития умений в СУПД (табл. 2).

Кроме того, использован «метод экспертных оценок» [25, с. 41]. Ведущим преподавателям ИЯ вышеуказанных вузов предлагалось оценить уровень развития умений в СУПД у обучающихся на основе наблюдения за студентами при выполнении заданий и анализа их работ. Уровни развития умений в СУПД у респондентов определены с помощью статистических методов.

Результаты анкетирования подтвердили предположения о сравнительно невысоком уровне владения умениями в СУПД (табл. 3).

Таблица 2

Параметры для оценки и самооценки уровня развития умений в СУПД

Параметры для самооценки Способность к самостоятельной учебно-познавательной деятельности Балл (0-2)

Психологический настрой на учебно-познавательную деятельность Самоорганизация и мотивирование на выполнение задания. Осознание ответственности за собственные результаты обучения. Самопоощрение за успешное достижение целей. Положительный перенос результатов обучения в другие учебные и жизненные ситуации

Саморегуляция учебно-познавательной деятельности Самостоятельное определение цели задания. Составление плана действий в соответствии с учебной задачей. Самостоятельный выбор наиболее эффективных способов для достижения цели при выполнении задания. Самостоятельное определение средств в соответствии с целью обучения. Самостоятельное использование справочной базы в качестве источника значимой информации. Критический анализ информации в тексте. Самостоятельное выполнение, самоконтроль и саморефлексия

Социальное взаимодействие Дискуссии в группе об учебных результатах. Комментирование алгоритма учебных действий, аргументирование мнения. Способность сотрудничать. Критическая анализ различных точек зрения

Таблица 3

Уровни развития умений в СУПД

Уровни Самооценка студентов Оценка экспертов

Высокий (73-100%) 20 16

Средний (37-72%) 42 44

Низкий (>36%) 6 8

Общим компонентом рассматриваемых понятий является самостоятельность.

Самостоятельность формируется в результате оптимально организованного преподавателем процесса обучения и является важнейшим качеством субъекта СУПД.

Грамотно организованная преподавателем СР студентов по дисциплине «Иностранный язык» развивает комплекс умений СР, закладывает основу для дальнейшей СУПД за пределами вуза и опосредованного управления со стороны педагогического сотрудника. Важность педагога как субъекта педагогического процесса в условиях организации СР студентов обоснована в том числе необходимостью экспертной позиции по выполненным обучающимися заданиям. Ситуация вынужденного дистанционного обучения обнажила проблему частого заблуждения обучающихся относительно высокого уровня выполнения ими заданий, что не всегда соответствует действительности. Отдаленность, а порой отсутствие экспертной оценки порождают недостаточное формирование компетенций или ложное чувство уверенности в овладении знаниями, умениями и навыками. Такой результат выявился в ходе опроса преподавателей, но и в отзывах студентов о своей СР отражено отсутствие полного понимания степени освоения предмета. Период обучения в вузе может и должен использоваться обучающимися для емкой, всесторонней, профессионально значимой коммуникации в качестве обратной связи, итоговой оценки самостоятельно выполненной работы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итак, роль преподавателя при развитии умений обучающихся в СУПД особенно сложная и деликатная. С одной стороны, ему необходимо создавать условия для освоения студентами эффективных способов обучения. Как упоминалось выше, овладение учебными стратегиями обучающимися является непременной предпосылкой развития умений в СУПД. На наш взгляд, преподавателю важно обеспечить условия для ознакомления обучающихся с учебными стратегиями, осознания студентами ценности и разработки собственного комплекса стратегий для наиболее эффективного достижения каждой учебной цели.

С другой стороны, преподавателю необходимо постепенно, шаг за шагом, передавать обучаю-

щемуся инициативу учебно-познавательной деятельности, поощряя проявление самостоятельности студента, помочь ему осознать себя самостоятельной личностью. Преподавателю также необходимо сотрудничать с обучающимися, анализировать его учебно-познавательную деятельность для того, чтобы вовремя антиципировать возможные трудности и при необходимости обеспечить консультационную поддержку в коррекции учебно-познавательной деятельности. Таким образом, важное значение имеет сопровождение преподавателем обучающегося в образовательном процессе.

Прогнозируемым результатом правильно организованного преподавателем процесса обучения является формирование личностных качеств субъекта СУПД. «В этом нам и видится воспитательная, развивающая, ориентирующая и стимулирующая к СУПД роль преподавателя, которая раскрывается в вовлечении обучающегося в соуправление образовательным процессом» [21].

Перечень выделенных умений в СУПД студентов позволяет направить ее вектор на самоуправление учебно-познавательной деятельностью, стать ее полноправным субъектом.

Таким образом, обучение на основе СУПД не снимает ответственности с преподавателя, напротив, повышает его педагогическую активность, что особенно четко прослеживается на этапе организации процесса обучения, в контексте данного исследования, организации процесса обучения ИЯ.

Обучающийся является субъектом СУПД в том случае, если способен не только понять учебную задачу, но и способы ее решения, определить собственный эффективный способ обучения. Согласно теории деятельности А. А. Леонтьева [24], С. Л. Рубинштейна [26] и учению Л. С. Выготского [27], субъект СУПД является «активным субъектом деятельности», который обладает следующими качествами личности: способность к самоуправлению учебными действиями, самоконтролю, самооценке результатов обучения, понимает значимость своего участия в регулировании учебно-познавательной деятельности.

СУПД способствует не только оптимизации процесса обучения ИЯ, но и совершенствует личностные качества обучающихся.

И. А. Зимняя [14], П. И. Пидкасистый [28], Т. И. Шамова [29], Г. М. Годник [30] выделяют у обучающегося как субъекта СУПД следующие качества личности: обучаемость; готовность к самостоятельной деятельности; способность использовать личный опыт; познавательная активность; познавательная самостоятельность; целенаправленное стремление к самовоспитанию и самообразованию.

Итак, на основе вышеизложенного перечислим основные личностные качества субъекта СУПД:

- способность и готовность к активному и ответственному обучению;

- способность к самостоятельному определению учебных целей и способов (учебных стратегий) их достижения;

- способность к самоанализу результатов собственной деятельности и саморефлексии;

- способность к положительному переносу учебных результатов в другие контексты;

- стремление к непрерывному процессу саморазвития в течение всей жизни.

Обобщая, можно заключить, что СР является формой организации учебно-познавательной деятельности и нацелена на повышение уровня развития самостоятельности и когнитивной активности обучающихся, является одним из средств подготовки к СУПД. Система взаимосвязи этих понятий, вся ее иерархия представлена в виде рисунка.

Заключение

В представленной работе проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, изучены разнообразные подходы отечественных и зарубежных исследователей

к определению сущности понятий «самостоятельная работа», «самостоятельная учебно-познавательная деятельность». В результате показана взаимосвязь данных понятий, соотношение их компонентов и деятельностная позиция их субъектов.

Описаны личностные качества субъекта СУПД. Определена роль преподавателя в образовательном процессе с активной опорой на СР студентов и на основе СУПД в рамках дисциплины «Иностранный язык» для студентов неязыковых специальностей. Исследована корреляция понятий «самостоятельная работа», «самостоятельная учебно-познавательная деятельность».

Организация процесса обучения в вузах на основе активного включения СР студентов как средства подготовки к СУПД приобрела особую ценность в условиях перестройки всей системы образования в русле гибридного и смешанного обучения на фоне длительного периода пандемии.

Овладение умениями в СУПД способствует развитию таких личностных качеств обучающегося, как способность к постоянному саморазвитию и самообразованию, а также повышению профессиональной ценности и конкурентоспособности выпускников вузов на российском и международном рынках труда.

Роль преподавателя

Организующая и опосредованно управляющая (через специальные учебные материалы), координирующая, консультационная, экспертная Воспитательная, развивающая, ориентирующая и стимулирующая к СУПД

Самостоятельная работа -

организуемая самим обучающимся в силу его внутренних познавательных мотивов, в наиболее удобное, рациональное с его точки зрения время, контролируемая им самим в процессе и по результату деятельность на основе внеаудиторного опосредованного системного управления ею со стороны преподавателя. Одна из форм организации учебной деятельности обучающихся, одно из средств подготовки к самостоятельной учебно-познавательной деятельности

Самостоятельная учебно-познавательная деятельность -

самостоятельное регулирование (осознанное планирование и организация) и осуществление учебно-познавательной деятельности, а также ее дальнейшая саморефлексия и самокоррекция.

Предполагает принятие обучающимся ответственности за результаты обучения и самостоятельное принятие решений:

- при постановке цели обучения;

- при выборе адекватных учебных стратегий и средств для достижения учебной цели;

- при выборе формы и формата обучения;

- при выборе формы социального взаимодействия

Результат: качества личности, характерные для субъекта самостоятельной учебно-познавательной деятельности:

- готовность к активному и ответственному обучению;

- способность к самостоятельному определению учебных целей и способов (учебных стратегий) их достижения;

- способность к самоанализу результатов собственной деятельности и саморефлексии;

- способность к положительному переносу учебных результатов в другие контексты;

- стремление к непрерывному процессу саморазвития в течение всей жизни

Корреляция понятий «самостоятельная работа» и «самостоятельная учебно-познавательная деятельность»

Список источников

1. Oliveira L. et al. Emergency Remote Learning during COVID-19: socio-educational impacts on Portuguese students // Educating Engineers for Future Industrial Revolutions. 2021. Vol. 1328. P. 303.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (бакалавриат по направлению подготовки 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника). URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS0/o20VO°/o203++/ Bak7130302_B_3_15062021.pdf (дата обращения: 19.02.2022).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (бакалавриат по направлению подготовки 41.03.05 Международные отношения). URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/ Bak410305_B_3_15062021.pdf (дата обращения: 08.04.2022).

4. Жарова Л. В. Учить самостоятельности: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. 205 с.

5. Лында А. С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся. М.: Высшая школа, 1979. 159 с.

6. Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991. 287 с.

7. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2001. 384 с.

8. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ». 2005. 448 с.

9. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. М.: Гос. учеб.-пед. изд-во М-ва просвещения РСФСР. 1961. 239 с.

10. Кирк Я. Г. Организация самостоятельной работы студентов в малых группах в курсе общей физики // Современные проблемы науки и образования № 4. 2012. URL: http://www.science-education.ru/104-6612 (дата обращения: 02.03.2022).

11. McNaughton S., Billot J. Negotiating academic teacher identity shifts during highereducation contextual change // Teach. High. Educ. 2016. Voi. 21. P. 644-658 ().

12. Фоменко Л. Б. Обучение студентов технического вуза стратегиям самостоятельной работы с использованием новых информационных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ижевск, 2007. 18 с.

13. Аникина Ж. С. Развитие умений учебной автономии у студентов вуза при обучении иностранному языку // Вестник Челябинского гос. ун-та. 2014. № 13 (342). C. 20-23.

14. Тамбовкина Т. Ю. Самообучение иностранным языкам как подсистема вузовского лингвистического образования: авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2007. 50 с.

15. Раицкая Л. К. Дидактическая концепция самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов в интернет-среде: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2013. 55 с.

16. Перлова И. В. Дидактическое содержание и организация самостоятельной работы при обучении иноязычному информативному чтению: дис. ... канд. пед. наук. Москва, 1997. 226 с.

17. Колесников А. А. Самостоятельная работа при обучении иностранному языку в условиях учебной автономии // Иностранные языки в школе. 2019. № 9. С. 2-11.

18. Серова Т. С., Пипченко Е. Л., Червенко Ю. Ю. Макротекст и гипертексты как объект гибкого иноязычного чтения и источник информации в учебно-исследовательской деятельности студентов // Язык и культура. 2016. № 2 (34). С. 157-176. DOI 10.17223/19996195/34/

19. Anikina Z., Sobinova L., Isaeva J. SLA as a Vital Part of Continuous Professional Development Among Academics // In International Conference on Interactive Collaborative Learning. 2016, September. Springer, Cham. P. 577-582.

20. Шеманаева М. А. Индивидуальная образовательная траектория как форма синхронно-асинхронной образовательной деятельности // Язык и культура. 2017. № 39. С. 283-297. DOI 10.17223/19996195/39/20

21. Сыса Е. А. Обучение иноязычному чтению с использованием стратегий на основе самостоятельной учебно-познавательной деятельности (технический вуз, немецкий язык): дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2018. 280 с.

22. Горюнова Е. С. Организация самостоятельной работы в интегрированном обучении иноязычному профессиональному общению: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2017. 219 с.

23. Лошкарева Н. А. Формирование системы общих учебных умений и навыков школьников. М.: Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1981. 88 с.

24. Леонтьев А. А. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политическая литература. 1975. 304 с.

25. Поташник М. М. Качество образования: проблемы и технологии управления. М.: Пед. об-во России, 2002. 352 с.

26. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2002. 720 с.

27. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: АСТ: Хранитель, 2008. 668с.

28. Пидкасистый П. И. Педагогика: учебник для студентов пед. уч. заведений. М.: Пед. общество России, 2002. 500 с.

29. Шамова Т. И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. Управление образовательными системами. М.: Академия, 2002. 384 с.

30. Годник С. М. Преемственность воспитательно-образовательной деятельности в условиях непрерывного образования. Перспективы развития системы непрерывного образования: сб. науч. тр. М.: Педагогика, 1990. С. 148-169.

References

1. Oliveira L. et al. Emergency Remote Learning during COVID-19: socio-educational impacts on Portuguese students. Educating Engineers for Future Industrial Revolutions, 2021, vol.1328, pp. 303-314.

2. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 13.03.02 Elektroenergetika i edektrotekhnika [Federal state educational standard of higher education - Bachelor's degree in the field of training 13.03.02 Electrical engineering, electrical engineering] (in Russian). URL:https://fgosvo.ru/uploadfiles/ FGOS%20VO%203++/Bak/130302_B_3_15062021.pdf (accessed 19 February 2022).

3. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 41.03.05 Mezhdunarodnye otnosheniya [Federal State Educational standard of higher education - Bachelor's degree in the field of training 41.03.05 International Relations] (in Russian). URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/ Bak410305_B_3_15062021.pdf (accessed 8 April 2022).

4. Zharova L. V. Uchit'samostoyatel'nosti: kniga dlya uchitelya [To teach independence: a book for a teacher]. Moscow, Prosvesh-cheniye Publ., 1993. 205 p. (in Russian).

5. Lynda A. S. Didakticheskiye osnovy formirovaniya samokontrolya vprotsesse samostoyatel'noy uchebnoy raboty uchashchihsya [Didactic basics of the formation of self-control in the process of independent educational work of students]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1979. 159 p. (in Russian).

6. Rogova G. V., Rabinovich F. M., Sakharova T. E. Metodika obucheniya inostrannymyazykam v sredney shkole [Methods of teaching foreign languages in secondary school]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1991. 287 p. (in Russian).

7. Zimnyaya I. A. Pedagogicheskayapsikhologiya [Pedagogical psychology]. Moscow, Logos Publ., 2001. 384 p. (in Russian).

8. Kodzhaspirova G. M., Kodzhaspirov A. Yu. Slovar'popedagogike [Pedagogical dictionary]. Moscow, IKTs "MarT" Publ., 2005. 448 p. (in Russian).

9. Esipov B. P. Samostoyatel'naya rabota uchashchikhsya na uroke [Independent work of students in the classroom]. Moscow, Gosudarstvennoye uchebno-pedagogicheskoye izdatel'stvo Ministerstva prosveshcheniya RSFSR Publ., 1961. 239 p. (in Russian).

10. Kirk Ya. G. Organizatsiya samostoyatel'noy raboty studentov v malykh gruppakh v kurse obshchey fiziki [Organization of independent work of students in small groups in the course of general physics]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2012, no. 4 (in Russian). URL: http://www.science-education.ru/104-6612 (accessed 2 March 2022).

11. McNaughton S., Billot J. Negotiating academic teacher identity shifts during highereducation contextual change. Teach. High. Educ, 2016. Vol. 21. P. 644-658.

12. Fomenko L. B. Obucheniye studentov tekhnicheskogo vuza strategiyam samostoyatel'noy raboty s ispol'zovaniyem novykh infor-matsionnykh tekhnologiy. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Teaching students of a technical university strategies for independent work using new information technologies. Abstract of thesis cand. ped. sci.]. Izhevsk, 2007. 18 p. (in Russian).

13. Anikina Zh. S. Razvitiye umeniy uchebnoy avtonomii u studentov vuza pri obuchenii inostrannomu yazyku [Development of academic autonomy skills among university students when teaching a foreign language]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of Chelyabinsk State University, 2014, no. 13 (342), pp. 20-23 (in Russian).

14. Tambovkina T. Yu. Samoobucheniye inostrannym yazykam kakpodsistema vuzovskogo lingvisticheskogo obrazovaniya. Avtoref. dis. dokt. ped. nauk [Self-study of foreign languages as a subsystem of university linguistic education. Abstract of thesis doct. ped. sci.]. Moscow, 2007. 50 p. (in Russian).

15. Raitskaya L. K. Didakticheskaya kontseptsiya samostoyatel'noy uchebno-poznavatel'noy deyatel'nosti studentov v internet-srede. Avtoref. dis. dokt. ped. nauk [Didactic concept of independent educational and cognitive activity of students in the Internet environment. Abstract of thesis doct. ped. sci.]. Moscow, 2013. 55 p. (in Russian).

16. Perlova I. V. Didakticheskoye soderzhaniye i organizatsiya samostoyatel'noy raboty pri obuchenii inoyazychnomu informativno-mu chteniyu. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Didactic content and organization of self-education in teaching foreign language informative reading. Abstract of thesis cand. ped. sci.]. Moscow, 1997. 226 p. (in Russian).

17. Kolesnikov A. A. Samostoyatel'naya rabota pri obuchenii inostrannomu yazyku v usloviyakh uchebnoy avtonomii [Independent work in teaching a foreign language in the conditions of educational autonomy]. Inostrannye yazyki v shkole, 2019, no. 9, pp. 2-11 (in Russian).

18. Serova T. S., Pipchenko E. L., Chervenko Yu. Yu. Makrotekst i giperteksty kak ob"ekt gibkogo inoyazychnogo chteniya i istoch-nik informatsii v uchebno-issledovatel'skoy deyatel'nosti studentov [Macrotext and hypertext as an object of flexible foreign language reading and a source of information in the educational and research activities of students]. Yazyk i kul'tura - Language and Culture, 2016, no. 2(34), pp. 157-176. DOI 10.17223/19996195/34/ (in Russian).

19. Anikina Z., Sobinova L., Isaeva J. SLA as a Vital Part of Continuous Professional Development Among Academics. In: International Conference on Interactive Collaborative Learning, 2016, September. Springer, Cham. P. 577-582.

20. Shemanayeva M. A. Individual'naya obrazovatel'naya traektoriya kak forma sinkhronno-asinkhronnoy obrazovatel'noy deyatel'nosti [Individual educational trajectory as a form of synchronous-asynchronous educational activity]. Yazyk i kul'tura -Language and Culture, 2017, no. 39, pp. 283-297. DOI 10.17223/19996195/39/20 (in Russian).

21. Sysa E. A. Obucheniye inoyazychnomu chteniyu s ispol'zovaniyem strategiy na osnove samostoyatel'noy uchebno-poznavatel'noy deyatel'nosti (tekhnicheskiy vuz, nemetskiy yazyk). Dis. kand. ped. nauk [Teaching self-directid reading in a foreign language (technical university, German). Diss. cand. of ped. sci.]. Tomsk, 2018. 280 p. (in Russian).

22. Goryunova E. S. Organizatsiya samostoyatel'noy raboty v integrirovannom obuchenii inoyazychnomu professional'nomu obsh-cheniyu. Dis. kand. ped. nauk [Organization of independent work in complex teaching of a foreign language to professional communication. Diss. cand. of ped. sci.]. Ekaterinburg, 2017. 219 p. (in Russian).

23. Loshkareva N. A. Formirovaniye sistemy obshchikh uchebnykh umeniy i navykov shkol'nikov [Formation of a system of general educational skills and abilities of schoolchildren]. Moscow, Izd-vo MGPI im. V. I. Lenina Publ., 1981. 88 p. (in Russian).

24. Leont'ev A. A. Deyatel'nost'. Soznaniye. Lichnost' [Activity'. Consciousness, Personality']. Moscow, Politicheskaya literatura Publ., 1975. 304 p. (in Russian).

25. Potashnik M. M. Kachestvo obrazovaniya: problemy i tekhnologii upravleniya [Quality of education: problems and management technologies]. Moscow, Pedagogicheskoye obshchestvo Rossii Publ., 2002. 352 p. (in Russian).

26. Rubinshteyn S. L. Osnovy obshcheypsikhologii [Fundamentals of general psychology]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2002. 720 p. (in Russian).

27. Vygotskiy L. S. Myshleniye i rech'[Thinking and speech]. Moscow, AST: Khranitel' Publ., 2008. 668 p. (in Russian).

28. Pidkasistyy P.I. Pedagogika: uchebnik dlya studentov pedagogicheskikh uchebnykh zavedeniy [Pedagogy: book for students of pedagogical educational institutions]. Moscow, Ped. obshchestvo Rossii Publ., 2002. 500 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Shamova T. I., Davydenko T. M., Shibanova G. N. Upravleniye obrazovatel'nymi sistemami [Management of educational systems]. Moscow, Akademiya Publ., 2002. 384 p. (in Russian).

30. Godnik S. M. Preyemstvennost' vospitatel'no-obrazovatel'noy deyatel'nosti v usloviyakh nepreryvnogo obrazovaniya [Educational succession of and learning activities in the conditions of continuous education]. Perspektivy razvitiya sistemy nepreryvnogo obrazovaniya: sbornik nauchnykh trudov. Moscow, Pedagogika Publ, 1990. Pp. 148-169 (in Russian).

Информация об авторах

Сыса Е. А., кандидат педагогических наук, ассистент, Национальный исследовательский Томский политехнический университет (пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050).

Горюнова Е. С., кандидат педагогических наук, доцент, Национальный исследовательский Томский государственный университет (пр. Ленина, 36, Томск, Россия, 634050).

Information about the authors

Sysa E. A., Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant, National Research Tomsk Polytechnic University (pr. Lenina, 30, Tomsk, Russian Federation, 634050).

Goryunova E. S., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, National Research Tomsk State University (pr. Lenina, 36, Tomsk, Russian Federation, 634050).

Статья поступила в редакцию 21.04.2022; принята к публикации 01.08.2022

The article was submitted 21.04.2022; accepted for publication 01.08.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.