Научная статья на тему 'Функции вербальной фазы в развитии умений иноязычного чтения на основе самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов'

Функции вербальной фазы в развитии умений иноязычного чтения на основе самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ЧТЕНИЮ В ВУЗЕ / OPTIMIZATION OF THE PROCESS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGE READING IN HIGH SCHOOL / ВЕРБАЛЬНАЯ ФАЗА / VERBAL PHASE / ВЕРБАЛИЗАЦИЯ СПОСОБОВ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ / VERBALIZATION OF WAYS TO WORK WITH TEXT / INDEPENDENT EDUCATIONAL ACTIVITIES / УМЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОГО ЧТЕНИЯ НА ОСНОВЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SKILLS OF FOREIGN LANGUAGE READING ON THE BASIS OF INDEPENDENT EDUCATION-COGNITIVE ACTIVITIES / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сыса Е. А., Прохорец Е. К.

Целью настоящей статьи является изучение функций вербальной фазы, с помощью которой происходит наиболее эффективное развитие умений иноязычного чтения на основе самостоятельной учебнопознавательной деятельности студентов. Задания, включающие в себя вербальную фазу (вербализацию), не только оказывают положительное влияние на осознание учебно-познавательной деятельности, но и способствуют обмену опытом в группе, саморефлексии и самокоррекции. Вербализация также имеет имплицитную контролирующую функцию. Преподаватель, наблюдая и анализируя объяснение студентами способов работы над иноязычным текстом, может осуществлять контроль за уровнем развития умений иноязычного чтения на основе самостоятельной учебно-познавательной деятельности. В результате предложено определение термина «вербальная фаза» и описаны ее функции в развитии умений иноязычного чтения на основе самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сыса Е. А., Прохорец Е. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functions of the Verbal Phase in the Development of Skills of Foreign Language Reading on the Basis of Students’ Independent Educational-cognitive Activities

The aim of this article is to research the functions of verbal phase in the developing of skills in foreign language reading and self-manage learning activity. Tasks that include verbal phase (verbalization), influence positively not only for the awareness of educational activities, but also stimulate the exchange of experience in the group, self-reflexion, and selfcorrection. Verbalization has an implicit monitoring function. Teacher, watching and analyzing the explanation of the students ways to work on a foreign language text, can control the level of development of skills in foreign language reading on the basis of independent educational-cognitive activities. As a result, the authors suggest a definition of the term « verbal phase» and formulate the functions of verbal phase in the developing of skills in foreign language reading and independent learning activity.

Текст научной работы на тему «Функции вербальной фазы в развитии умений иноязычного чтения на основе самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов»

УДК 378.147.88:81'243'27:159.9.072.422 DOI: 10.18101/1994-0866-2018-1-71-78

ФУНКЦИИ ВЕРБАЛЬНОЙ ФАЗЫ В РАЗВИТИИ УМЕНИЙ ИНОЯЗЫЧНОГО ЧТЕНИЯ НА ОСНОВЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

© Елена Александровна Сыса

старший преподаватель,

Школа базовой инженерной подготовки, Национальный исследовательский Томский политехнический университет Россия, 634050, г. Томск, просп. Ленина, 30 E-mail: [email protected]

© Елена Константиновна Прохорец

кандидат педагогических наук, доцент,

Школа базовой инженерной подготовки, Национальный исследовательский Томский политехнический университет Россия, 634050, г. Томск, просп. Ленина, 30 E-mail: [email protected]

Целью настоящей статьи является изучение функций вербальной фазы, с помощью которой происходит наиболее эффективное развитие умений иноязычного чтения на основе самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов. Задания, включающие в себя вербальную фазу (вербализацию), не только оказывают положительное влияние на осознание учебно-познавательной деятельности, но и способствуют обмену опытом в группе, саморефлексии и самокоррекции. Вербализация также имеет имплицитную контролирующую функцию. Преподаватель, наблюдая и анализируя объяснение студентами способов работы над иноязычным текстом, может осуществлять контроль за уровнем развития умений иноязычного

чтения на основе самостоятельной учебно-познавательной деятель-

71

ности. В результате предложено определение термина «вербальная фаза» и описаны ее функции в развитии умений иноязычного чтения на основе самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Ключевые слова: оптимизация процесса обучения иноязычному чтению в вузе; вербальная фаза; вербализация способов работы над текстом; самостоятельная учебно-познавательная деятельность; умения иноязычного чтения на основе самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

В связи с перемещением акцента на самостоятельную работу согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения [3; 4] перед исследователями ставится задача поиска путей формирования способности обучающихся к самостоятельной учебно-познавательной деятельности (далее — СУПД) и оптимизации процесса обучения иностранному языку. Наиболее подходящим видом речевой деятельности для этой цели, на наш взгляд, является чтение на иностранном языке. Именно этот вид речевой деятельности находит практическое воплощение в будущей профессиональной и личной сферах деятельности студентов как языковых, так и неязыковых специальностей.

Цель обучения иноязычному чтению на основе СУПД определяется следующим образом: научить студентов самостоятельно и осознанно планировать деятельность чтения, определять цель и соответствующий вид чтения, самостоятельно выбирать и группировать адекватные стратегии чтения, извлекать из иноязычного текста необходимую в данный момент информацию, нести ответственность за результат учебно-познавательной деятельности в процессе иноязычного чтения.

Одним из факторов, влияющих на эффективность развития умений иноязычного чтения на основе СУПД, является вербальная фаза, или вербализация учебно-познавательной деятельности. Несмотря на то, что чтение является рецептивным видом деятельности, обучение иноязычному чтению не исключает взаимодействия обучающихся между собой и с преподавателем в процессе работы над иноязычным текстом на занятии. Развитие умений иноязычного чтения на основе СУПД предполагает не толь-

ко развитие умений иноязычного чтения, но и развитие умений самостоятельно организовать работу над иноязычным текстом, а также умений самостоятельно осуществлять рефлексию способов работы над текстом и при необходимости самокоррекцию. Скованность в эмоциональном реагировании и поведении обучающихся часто проявляется в том, что они с трудом умеют объяснить алгоритм собственных учебных действий, способ решения учебной задачи и обосновать собственное мнение. Задания, направленные на вербализацию процесса обучения, оказывают положительное влияние на осознание способов учебно-познавательной деятельности. В связи с этим целью данной статьи является попытка дать определение термина «вербальная фаза», или «вербализация», и описать ее функции в развитии умений иноязычного чтения на основе СУПД.

Прежде чем перейти к описанию вербальной фазы в развитии умений иноязычного чтения на основе СУПД, рассмотрим понятие «вербализация» в учебно-познавательной деятельности.

Согласимся с мнением П. Я. Гальперина и А. Г. Давыдовского, что эффективному обучению предшествует ориентировочная основа деятельности, которая в процессе освоения учебного материала обобщается, свертывается, автоматизируется, обеспечивая интериоризацию (перенос во внутренний план). В процессе интериоризации формируются новые знания, умения, способности, психические свойства и личностные качества. Процесс интериоризации имеет инструментальный характер и связан с экстериоризацией (внешней деятельностью). Экстериоризация обеспечивает перенос внутренних мыслительных процессов во внешний мир в форме предметных действий, опосредованных моделями, имитациями, или реальными объектами, процессами, явлениями [1; 2].

По мнению П. Я. Гальперина, «циклическую связь между интерио-ризацией и экстериоризацией обеспечивает фаза вербализации, которая опосредована системами знаков (языками, культурно-историческими символами, образами), схемами, программами и планами практических действий, усваиваемых субъектом при социализации и обучении [1, с. 121].

По мнению А. Г. Давыдовского [2], в интериоризации важнейшую роль играет «формирование образа учебного материала с использованием

всех каналов информационного обмена человека с внешней средой. Для вербализации важна внутренняя речь (описание) содержания учебного материала, внешнеречевое описание содержания учебного материала, а также его интерпретация для других субъектов образовательного процесса». Поэтому именно на этом этапе наиболее полезны активные и интерактивные формы и методы обучения. Стадия экстериоризации включает этапы информационного моделирования объектов, процессов, явлений, ситуаций и условий практической деятельности с последующим переходом к ее имитации, а также выполнению практической профессиональной деятельности. Рассмотрим циклическую связь «интериоризация — вербализация — экстериоризация» более подробно:

• при переходе от интериоризации к вербализации осуществляется формирование полимодального образа учебного материала;

• при переходе от вербализации к экстериоризации — формирование внутреннего плана практической деятельности;

• при переходе от экстериоризации к вербализации — ее рефлексия;

• при дальнейшем переходе от вербализации к интериоризации — контроль учебно-профессиональной деятельности.

В ходе учебно-профессиональной деятельности реализуются вербальные и невербальные коммуникации в системах «студент — преподаватель», «студент — студент», «студент — учебная группа», «студент — учебный текст» [2]. Циклы «интериоризация — вербализация — экстери-оризация» обеспечивают более эффективное развитие умений и формирование навыков как в процессе обучения (имитационных условиях и ситуациях), так и при работе с реальными объектами, процессами и феноменами, которые являются основой развития профессиональной компетентности будущих специалистов.

Итак, суть вербализации учебно-познавательной деятельности заключается в обосновании способов достижения учебной цели, в контексте данного исследования способов работы над иноязычным текстом. При вербализации происходит осознание учебно-познавательной деятельности, обмен мнениями и опытом и поиск наиболее эффективных способов решения учебной задачи [3, с. 118-119]. Под вербальной фазой в развитии

умений иноязычного чтения на основе СУПД нами понимается вербализация обучающимся процесса учебно-познавательной деятельности, которая способствует самоконтролю, рефлексии, обмену опытом в группе, осознанию способов работы над иноязычным текстом (учебных действий) и возможной их коррекции.

Вербальная фаза является важным аспектом в процессе обучения иноязычному чтению на основе СУПД. Коммуникация, при которой происходит обмен информацией между участниками процесса обучения, осуществляется посредством общения, беседы, дискуссии, сравнения учебных результатов, обоснования собственного мнения, выслушивания мнений других и толерантно относиться к мнению окружающих, является, на наш взгляд, одним из факторов, который способствует выработке обучающимся своего собственного алгоритма действий, способа работы над иноязычным текстом.

Сформулируем основные функции вербальной фазы:

1. Саморефлексия и самокоррекция. Обучающиеся, сравнивая и обсуждая результаты работы над текстом в группе, осознают и оценивают свои способы работы над текстом.

2. Разработка собственного алгоритма действий для наиболее эффективного достижения целей иноязычного чтения. Обучающиеся обсуждая и анализируя способы работы над текстом, обмениваются опытом, обучаются друг у друга, учатся критически оценивать разные точки зрения и обосновывать собственное мнение, выслушивать мнение окружающих и толерантно относиться к мнению других; работать в команде и индивидуально, находить компромиссы и общие решения, что позволяет им осмыслить, найти для себя наиболее эффективные способы работы и впоследствии разработать собственный алгоритм действий в процессе работы над текстом на иностранном языке.

3. Имплицитный контроль. Преподаватель, наблюдая и анализируя объяснение способов работы над иноязычным текстом студентами, может контролировать уровень развития умений иноязычного чтения на основе СУПД.

Вербальная фаза может быть интегрирована практически в любое задание к иноязычному тексту (после чтения). Приведем примеры:

• студенту предлагается обосновать, по каким признакам он определил, что именно этот способ работы над текстом является наиболее эффективным для достижения его цели чтения;

• объяснить, почему выбранный способ работы над текстом оказался эффективным/неэффективным;

• рассказать/обосновать/объяснить, как действует та или иная стратегия чтения, сравнить и обсудить преимущества и недостатки каждой стратегии;

• сравнить и обсудить в группе результаты своих работ.

Основное преимущество данных заданий к текстам заключается в

том, что во время обсуждения студенты получают представление о различных способах работы над иноязычным текстом, функционировании стратегий чтения и их эффективности. Особенно важна экспликация данного процесса именно на начальном этапе обучения иноязычному чтению студентов технического вуза. В дальнейшем данная фаза перестанет быть необходимым условием работы над иноязычным текстом, так как обучающиеся, овладев основным комплексом учебных стратегий и стратегий чтения (способов работы над текстом), смогут самостоятельно разрабатывать собственный алгоритм действий для наиболее эффективного достижения целей иноязычного чтения, поскольку этот процесс индивидуальный, зависящий от самих обучающихся.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что основными функциями вербальной фазы, входящей в состав заданий применительно к обучению иноязычному чтению на основе СУПД, являются:

• саморефлексия и самокоррекция способов работы над иноязычным текстом;

• разработка собственного алгоритма действий для наиболее эффективного достижения целей иноязычного чтения;

• имплицитный контроль преподавателем уровня развития умений иноязычного чтения на основе СУПД.

Экспликация процессов важна на начальном этапе обучения иноязычному чтению на основе СУПД, в дальнейшем данная фаза перестает быть необходимым условием работы над иноязычным текстом.

Литература

1. Гальперин П. Я. Лекции по психологии: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2002. 400 с.

2. Давыдовский А. Г. Совершенствование преподавания в современном вузе: теория, практика, анализ и оценка: материалы междунар. науч.-практ. конф. (1-2 ноября 2012 г., Минск) / редкол. : О. Л. Жук [и др.]; под ред. В. В. Самохвала. Минск: Изд. центр Белорус. гос. ун-та, 2012. 436 с.

3. Прохорец Е. К. Развитие стратегий чтения на иностранном языке у студентов технических вузов в свете требований языковой политики Совета Европы // Прикладная филология и инженерное образование: сб. науч. тр. и материалов V Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. В. В. Максимова. Томск: Изд-во ТПУ, 2007. Ч. 1. С. 109-120.

4. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки (специальности) 03.03.02 «Физика» (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. 2014. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/030302_Fisika.pdf (дата обращения: 15.01.2018).

5. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки (специальности) 12.03.02 «Оптотехника» (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/120302.pdf (дата обращения: 15.01.2018).

FUNCTIONS OF THE VERBAL PHASE IN THE DEVELOPMENT OF SKILLS

OF FOREIGN LANGUAGE READING ON THE BASIS OF STUDENTS' INDEPENDENT EDUCATIONAL-COGNITIVE ACTIVITIES

Elena A. Syisa

Senior lecturer,

National Research Tomsk Polytechnic University

Lenin St, Tomsk 634050, Russia

E-mail: [email protected]

Elena K. Prochorets

Cand. Sci. (Education), A/Prof.,

National Research Tomsk Polytechnic University

Lenina str., Tomsk 634050, Russia

E-mail: [email protected]

The aim of this article is to research the functions of verbal phase in the developing of skills in foreign language reading and self-manage learning activity. Tasks that include verbal phase (verbalization), influence positively not only for the awareness of educational activities, but also stimulate the exchange of experience in the group, self-reflexion, and self-correction. Verbalization has an implicit monitoring function. Teacher, watching and analyzing the explanation of the students ways to work on a foreign language text, can control the level of development of skills in foreign language reading on the basis of independent educational-cognitive activities. As a result, the authors suggest a definition of the term « verbal phase» and formulate the functions of verbal phase in the developing of skills in foreign language reading and independent learning activity.

Keywords: optimization of the process of teaching foreign language reading in high school; verbal phase, verbalization of ways to work with text; independent educational activities; skills of foreign language reading on the basis of independent education-cognitive activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.