которые проводятся в ряде высших учебных заведений в конце семестра - студент может анонимно оценить преподавателя и даже дать развёрнутый отзыв на его работу, но обратная связь со студентами отсутствует, как и реальные изменения ситуации. В итоге, сталкиваясь с профанацией во время обучения, студент не имеет никаких действенных рычагов контроля качества своего собственного образования.
Особенно положение усугубляется в регионах, здесь накладываются экономический, социальный и профессиональный факторы. Сталкиваясь с профанацией обучения в провинциальном вузе, студент находится в ещё более сложной ситуации. Активный и стремящийся к знаниям обучающийся, часто оказывается «в плену» конформистской среды одногруппников [2], которых устраивает низкий уровень требований, ведь можно получить заветный диплом, более высокий социальный статус, без особых усилий. Говоря об экономической стороне проблемы, мы имеем в виду дефицит кадров. Часто даже если непрофессионализм преподавателя удалось доказать, заменить его некем. Конечно в каком-то смысле мы говорим о крайностях, но всё же считаем, что прежде чем отказываться от образования как услуги нужно обратить внимание на эту упомянутую проблему. Есть множество способов эту проблему решить, от введения системы инспекторов и тьюторов до прямого контроля качества преподавания, учебно-методических комплексов и т.д. [3] Но, к сожалению, соответствующей административной воли, от которой в конечном счёте зависит положение дел, руководство вузов не проявляет.
Литература
1. Гусинский Э. Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000.
2. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования. «Аспект-пресс». М., 1995.
3. Валицкая А. П. Философские основания современной парадигмы образования // Педагогика, 1997. № 3.
Самостоятельная работа как средство формирования учебно-познавательной деятельности среди учащихся 8 классов
Назарова С. Н.
Назарова Сахаяна Николаевна / Nazarova Sakhaiyana Nikolaevna - студент, кафедра методики преподавания математики, Институт математики и информатики Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск
Аннотация: данная статья посвящена проблеме формирования учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках математики посредством выполнения самостоятельной работы. Приведены примеры самостоятельных работ для учащихся 8 классов.
Abstract: this article deals with the problem of formation of educational-cognitive competence of pupils at lessons of mathematics through the completion of independent work. Examples of independent work for pupils of 8 classes.
Ключевые слова: самостоятельная работа, вид самостоятельной работы, учебно-познавательная компетенция.
Keywords: independent work, kind of independent work, learning and cognitive competence.
Современное развитие образования требует того, чтобы преподавание математики не только обеспечивало прочное овладение учащимися ее основами, но и развивало у них умение применять накопленные знания к решению практических задач. Одним из путей решения этой проблемы может служить формирование учебно-познавательной компетенции учащихся. Согласно Хуторскому А. В., учебно-познавательная компетенция - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.
Одним из средств формирования учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках математики является выполнение самостоятельной работы.
Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя по его заданию в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в этой или иной форме результаты своих умственных или физических (или тех и других вместе) действий [1]. Она содействует формированию самостоятельности как качества личности, способствует реализации принципа индивидуального подхода.
П. И. Пидкасистый выделяет следующие виды самостоятельной работы [2]:
1. Воспроизводящие самостоятельную работу по образцу;
2. Реконструктивно-вариативные;
3. Эвристические;
4. Творческие (исследовательские).
При организации самостоятельной работы по математике для учащихся 8 классов можно сделать по видам, разработанным П. И. Пидкасистым.
А. Запишите в тетрадь образец записи решения уравнения.
Образец.
Решите уравнение:
1) 5х2 - 12х + 7 = 0
Решение:
Б=122 -4*7*5 = 4
12 - 2 12 + 2 14
х, = -
■ = — = 1,4
10 2 10 10
2) х - 3 1 х + 5
х - 5 х х(х - 5) Решение:
2
х -3 х+х-5 х+5 х(х-5) х(х-5)
х(х - 5) * 0 ОДЗ Гх*0 х * 5
х2 - 3х + х - 5 = х - 5 х2 - 3х = 0 х( х - 3) = 0 х = 0 г ОДЗ
^ х = 3
х = 3
По указанному выше образцу решите уравнения:
х -1 х - 4 ,
1)-=--1
х + 2 х - 3
2) - 3х2 + 6х -18 = 0
B. Решите уравнения:
1) х4 - 4х2 + 3 = 0
2) 4х4 = 5х2 + 6
C. Составьте квадратное уравнение и решите, используя следующие данные:
1) Многие, выходя из класса, не выключают свет, да и включают лампы, когда в этом нет необходимости. Некоторые посчитают «Мелочь!». Между тем сосчитайте, сколько за 5 часов расходует одна лампа в 200В. Ответ переведите в кВт.
2) В доме у Петровых протекает кран. За час теряется 0,6 л воды. Сколько литров теряется в день? Сложите цифры полученного ответа и вы получите второй коэффициент.
3) У Маши было 35 шаров. ^ часть этих шаров была черного цвета. Посчитайте сколько у нее было черных шаров, ответ удвойте и вы получите коэффициент с.
Б. Найдите все значения параметра а, при котором уравнение а2х - а = 9х + 3 разрешима. (Решите уравнение алгебраическим и графическим способами).
Задания разработаны для усвоения темы «Квадратные и рациональные уравнения».
Задания варианта А необходимы для формирования умений и навыков и их прочного усвоения. Деятельность, при выполнении данного задания, ограничивается воспроизведением, а также повторений по образцу.
Задания из В позволяют учащимся, на основе ранее полученных знаний, самостоятельно найти конкретные способы решения уравнения, способствуют осмысленному переносу знаний в типовые ситуации.
В ходе выполнения задач варианта С познавательная деятельность учащихся направлена на разрешение проблемной ситуации, которую создает и организует учитель. В результате такой организации самостоятельной работы учащиеся приобретают опыт поисковой деятельности, овладевают элементами творчества.
Задания из варианта Б требует от учащихся более высокого уровня самостоятельности, сообразительности, нестандартного подхода, т.е. такие задачи имеют элементы творчества.
Таким образом, самостоятельная работа служит эффективным средством формирования учебно-познавательной компетенции учащихся, которая прилагает учеников самостоятельно планировать свою деятельность, способность к самореализации и к самообразованию, активность в выборе деятельности. Благодаря участию в самостоятельной деятельности учащиеся овладеют навыками продуктивной деятельности, повысят уровень учебно-познавательной компетенции.
Литература
1. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: Учпедгиз, 1961.
239 с.
2. Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.: Педагогика,
1972. 183 с.