Научная статья на тему 'Самостоятельная работа как средство формирования учебно-познавательной деятельности среди учащихся 8 классов'

Самостоятельная работа как средство формирования учебно-познавательной деятельности среди учащихся 8 классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INDEPENDENT WORK / ВИД САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / LEARNING AND COGNITIVE COMPETENCE / KIND OF INDEPENDENT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова Сахаяна Николаевна

Данная статья посвящена проблеме формирования учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках математики посредством выполнения самостоятельной работы. Приведены примеры самостоятельных работдля учащихся 8 классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Назарова Сахаяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа как средство формирования учебно-познавательной деятельности среди учащихся 8 классов»

которые проводятся в ряде высших учебных заведений в конце семестра - студент может анонимно оценить преподавателя и даже дать развёрнутый отзыв на его работу, но обратная связь со студентами отсутствует, как и реальные изменения ситуации. В итоге, сталкиваясь с профанацией во время обучения, студент не имеет никаких действенных рычагов контроля качества своего собственного образования.

Особенно положение усугубляется в регионах, здесь накладываются экономический, социальный и профессиональный факторы. Сталкиваясь с профанацией обучения в провинциальном вузе, студент находится в ещё более сложной ситуации. Активный и стремящийся к знаниям обучающийся, часто оказывается «в плену» конформистской среды одногруппников [2], которых устраивает низкий уровень требований, ведь можно получить заветный диплом, более высокий социальный статус, без особых усилий. Говоря об экономической стороне проблемы, мы имеем в виду дефицит кадров. Часто даже если непрофессионализм преподавателя удалось доказать, заменить его некем. Конечно в каком-то смысле мы говорим о крайностях, но всё же считаем, что прежде чем отказываться от образования как услуги нужно обратить внимание на эту упомянутую проблему. Есть множество способов эту проблему решить, от введения системы инспекторов и тьюторов до прямого контроля качества преподавания, учебно-методических комплексов и т.д. [3] Но, к сожалению, соответствующей административной воли, от которой в конечном счёте зависит положение дел, руководство вузов не проявляет.

Литература

1. Гусинский Э. Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000.

2. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования. «Аспект-пресс». М., 1995.

3. Валицкая А. П. Философские основания современной парадигмы образования // Педагогика, 1997. № 3.

Самостоятельная работа как средство формирования учебно-познавательной деятельности среди учащихся 8 классов

Назарова С. Н.

Назарова Сахаяна Николаевна / Nazarova Sakhaiyana Nikolaevna - студент, кафедра методики преподавания математики, Институт математики и информатики Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск

Аннотация: данная статья посвящена проблеме формирования учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках математики посредством выполнения самостоятельной работы. Приведены примеры самостоятельных работ для учащихся 8 классов.

Abstract: this article deals with the problem of formation of educational-cognitive competence of pupils at lessons of mathematics through the completion of independent work. Examples of independent work for pupils of 8 classes.

Ключевые слова: самостоятельная работа, вид самостоятельной работы, учебно-познавательная компетенция.

Keywords: independent work, kind of independent work, learning and cognitive competence.

Современное развитие образования требует того, чтобы преподавание математики не только обеспечивало прочное овладение учащимися ее основами, но и развивало у них умение применять накопленные знания к решению практических задач. Одним из путей решения этой проблемы может служить формирование учебно-познавательной компетенции учащихся. Согласно Хуторскому А. В., учебно-познавательная компетенция - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

Одним из средств формирования учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках математики является выполнение самостоятельной работы.

Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя по его заданию в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в этой или иной форме результаты своих умственных или физических (или тех и других вместе) действий [1]. Она содействует формированию самостоятельности как качества личности, способствует реализации принципа индивидуального подхода.

П. И. Пидкасистый выделяет следующие виды самостоятельной работы [2]:

1. Воспроизводящие самостоятельную работу по образцу;

2. Реконструктивно-вариативные;

3. Эвристические;

4. Творческие (исследовательские).

При организации самостоятельной работы по математике для учащихся 8 классов можно сделать по видам, разработанным П. И. Пидкасистым.

А. Запишите в тетрадь образец записи решения уравнения.

Образец.

Решите уравнение:

1) 5х2 - 12х + 7 = 0

Решение:

Б=122 -4*7*5 = 4

12 - 2 12 + 2 14

х, = -

■ = — = 1,4

10 2 10 10

2) х - 3 1 х + 5

х - 5 х х(х - 5) Решение:

2

х -3 х+х-5 х+5 х(х-5) х(х-5)

х(х - 5) * 0 ОДЗ Гх*0 х * 5

х2 - 3х + х - 5 = х - 5 х2 - 3х = 0 х( х - 3) = 0 х = 0 г ОДЗ

^ х = 3

х = 3

По указанному выше образцу решите уравнения:

х -1 х - 4 ,

1)-=--1

х + 2 х - 3

2) - 3х2 + 6х -18 = 0

B. Решите уравнения:

1) х4 - 4х2 + 3 = 0

2) 4х4 = 5х2 + 6

C. Составьте квадратное уравнение и решите, используя следующие данные:

1) Многие, выходя из класса, не выключают свет, да и включают лампы, когда в этом нет необходимости. Некоторые посчитают «Мелочь!». Между тем сосчитайте, сколько за 5 часов расходует одна лампа в 200В. Ответ переведите в кВт.

2) В доме у Петровых протекает кран. За час теряется 0,6 л воды. Сколько литров теряется в день? Сложите цифры полученного ответа и вы получите второй коэффициент.

3) У Маши было 35 шаров. ^ часть этих шаров была черного цвета. Посчитайте сколько у нее было черных шаров, ответ удвойте и вы получите коэффициент с.

Б. Найдите все значения параметра а, при котором уравнение а2х - а = 9х + 3 разрешима. (Решите уравнение алгебраическим и графическим способами).

Задания разработаны для усвоения темы «Квадратные и рациональные уравнения».

Задания варианта А необходимы для формирования умений и навыков и их прочного усвоения. Деятельность, при выполнении данного задания, ограничивается воспроизведением, а также повторений по образцу.

Задания из В позволяют учащимся, на основе ранее полученных знаний, самостоятельно найти конкретные способы решения уравнения, способствуют осмысленному переносу знаний в типовые ситуации.

В ходе выполнения задач варианта С познавательная деятельность учащихся направлена на разрешение проблемной ситуации, которую создает и организует учитель. В результате такой организации самостоятельной работы учащиеся приобретают опыт поисковой деятельности, овладевают элементами творчества.

Задания из варианта Б требует от учащихся более высокого уровня самостоятельности, сообразительности, нестандартного подхода, т.е. такие задачи имеют элементы творчества.

Таким образом, самостоятельная работа служит эффективным средством формирования учебно-познавательной компетенции учащихся, которая прилагает учеников самостоятельно планировать свою деятельность, способность к самореализации и к самообразованию, активность в выборе деятельности. Благодаря участию в самостоятельной деятельности учащиеся овладеют навыками продуктивной деятельности, повысят уровень учебно-познавательной компетенции.

Литература

1. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: Учпедгиз, 1961.

239 с.

2. Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.: Педагогика,

1972. 183 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.