Научная статья на тему 'САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ РАЗДЕЛУ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ'

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ РАЗДЕЛУ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
23
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ / ЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Астафьев Николай Вениаминович

Обучение сотрудников органов внутренних дел в процессе оперативно-служебной деятельности предусматривает проверку знаний теоретического раздела огневой подготовки в начале каждого учебного года. Сотрудник, не сдавший зачет, к практическим стрельбам не допускается. При подготовке к сдаче зачета по теоретическому разделу огневой подготовки часть сотрудников нуждается в обновлении знаний посредством изучения специальной литературы, другие сотрудники в этом не нуждаются, и им перед сдачей зачета достаточно самостоятельно проверить свои знания. Для обеспечения возможности сотрудникам самостоятельно оценивать свои знания теоретического раздела огневой подготовки разработан комплекс из двух компьютерных программ - обучающей и тестирующей. Обучающая программа представляет собой автономный нередактируемый файл, исполненный в exe-формате. Данная программа включает режимы, которые позволяют отображать подсказки, реагировать на ответ пользователя (правильно, неправильно), давать задания повторно. Обучающая программа задает все вопросы, которые в ней есть. Тестирующая программа содержит те же вопросы, что и обучающая, но задает только двадцать вопросов из каждой темы теоретического раздела огневой подготовки. В тесте количество вопросов по каждой теме пропорционально общему количеству вопросов по каждой теме. Использование разработанных компьютерных программ позволяет более эффективно использовать служебное время сотрудников органов внутренних дел.Training of police officers in the course of operational activity provides a theoretical examination of knowledge partition fire training at the beginning of each school year. An employee who do not pass credit to practical shooting is not allowed. In preparation for taking tests on the theoretical section of the fire-training employees need to update their knowledge through the study of literature, other employees do not need it and it, before taking the set-off enough on their own to test your knowledge. In order to allow employees to self-assess their knowledge of the theoretical section of fire preparation of the complex of two computer programs - training and testing program. The training program is an autonomous non-editable file, filled in exe-format. The training program includes modes that allow you to display prompts, respond to the user's response (right, wrong), set the task again. Training program asks all the questions that are in the program. The test program contains the same questions as the training program, but only twenty sets of questions from each topic, the theoretical section of fire training. In the test, the number of questions for each topic in proportion to the total number of questions for each topic. Using the developed software allows for more efficient use of working hours of police officers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ РАЗДЕЛУ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ»

Н. В. Астафьев

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ РАЗДЕЛУ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ

Обучение сотрудников органов внутренних дел в процессе оперативно-служебной деятельности предусматривает проверку знаний теоретического раздела огневой подготовки в начале каждого учебного года. Сотрудник, не сдавший зачет, к практическим стрельбам не допускается. При подготовке к сдаче зачета по теоретическому разделу огневой подготовки часть сотрудников нуждается в обновлении знаний посредством изучения специальной литературы, другие сотрудники в этом не нуждаются, и им перед сдачей зачета достаточно самостоятельно проверить свои знания.

Для обеспечения возможности сотрудникам самостоятельно оценивать свои знания теоретического раздела огневой подготовки разработан комплекс из двух компьютерных программ — обучающей и тестирующей.

Обучающая программа представляет собой автономный нередактируемый файл, исполненный в exe-формате. Данная программа включает режимы, которые позволяют отображать подсказки, реагировать на ответ пользователя (правильно, неправильно), давать задания повторно. Обучающая программа задает все вопросы, которые в ней есть.

Тестирующая программа содержит те же вопросы, что и обучающая, но задает только двадцать вопросов из каждой темы теоретического раздела огневой подготовки. В тесте количество вопросов по каждой теме пропорционально общему количеству вопросов по каждой теме.

Использование разработанных компьютерных программ позволяет более эффективно использовать служебное время сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова: сотрудники органов внутренних дел, огневая подготовка, теоретический раздел, знания, самостоятельная подготовка.

N. V. Astafev

SELF-TRAINING OF POLICE OFFICERS ON THE THEORETICAL SECTION

OF FIRE TRAINING USING SPECIAL COMPUTER PROGRAMS

Training of police officers in the course of operational activity provides a theoretical examination of knowledge partition fire training at the beginning of each school year. An employee who do not pass credit to practical shooting is not allowed. In preparation for taking tests on the theoretical section of the fire-training employees need to update their knowledge through the study of literature, other employees do not need it and it, before taking the set-off enough on their own to test your knowledge.

In order to allow employees to self-assess their knowledge of the theoretical section of fire preparation of the complex of two computer programs — training and testing program.

The training program is an autonomous non-editable file, filled in exe-format. The training program includes modes that allow you to display prompts, respond to the user's response (right, wrong), set the task again. Training program asks all the questions that are in the program.

The test program contains the same questions as the training program, but only twenty sets of questions from each topic, the theoretical section of fire training. In the test, the number of questions for each topic in proportion to the total number of questions for each topic.

Using the developed software allows for more efficient use of working hours of police officers.

Key words: law enforcement officers, shooting training, theoretical section, knowledge, self-training.

Обучение сотрудников органов внутренних дел в процессе оперативно-служебной деятельности предусматривает проведение занятия по проверке знаний теоретического раздела огневой подготовки в начале каждого учебного года. Сотрудник, не сдавший зачет, к практическим стрельбам не допускается. Кроме того, проверка знаний теоретического раздела огневой подготовки сотрудников органов

внутренних дел проводится при обучении, инспектировании, контрольных и целевых проверках [1].

Тесты по огневой подготовке включают в себя двадцать вопросов. Проверяются знания по следующим темам: правовые основы применения оружия и обеспечения личной безопасности вооруженного сотрудника; правила стрельбы; материальная часть, тактико-технические харак-

теристики огнестрельного оружия, боеприпасов (ручных осколочных гранат); меры безопасности при обращении с оружием; задержки при стрельбе и способы их устранения. Кроме того, тесты включают вопросы об условиях и порядке выполнения нормативов по огневой подготовке и контрольных упражнений стрельб.

При подготовке к сдаче зачета по теоретическому разделу огневой подготовки одни сотрудники нуждаются в обновлении знаний посредством изучения специальной литературы, другие в этом не нуждаются, и им перед сдачей зачета достаточно самостоятельно проверить свои знания.

В настоящее время в связи с сокращением в органах внутренних дел и, как следствие, увеличением служебной нагрузки на сотрудников становится приоритетным использование дистанционных образовательных технологий при обучении сотрудников в процессе оперативно-служебной деятельности [2; 3].

В доступных источниках нет компьютерных программ, предназначенных для самостоятельной подготовки сотрудников органов внутренних дел к сдаче зачета по теоретическому разделу огневой подготовки, что определяет актуальность исследования [4].

Объект исследования — обучение сотрудников органов внутренних дел в процессе оперативно-служебной деятельности.

Предмет исследования — подготовка сотрудников органов внутренних дел к самостоятельной проверке знаний теоретического раздела огневой подготовки.

Цель исследования — разработать комплексы тестов, состоящие из двух компьютерных программ (обучающая и тестирующая) и имеющие одно содержание, предназначенных для трех категорий сотрудников органов внутренних дел (сотрудников подразделений специального назначения и авиации, полиции (кроме сотрудников подразделений специального назначения и авиации), внутренней службы и юстиции).

Содержание исследования соответствует требованиям Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (гл. 5, ст. 18, п. 4): «Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия», и нормативных правовых актов МВД России.

В качестве инструмента дистанционного обучения сотрудников органов внутренних дел нами выбрана система программ MyTestXPro [5]. Данная система предназначена для создания и проведения компьютерного тестирования знаний, сбора и анализа результатов. Цель тестирования — выявление уровня знаний и обучение. Система программ MyTestXPro состоит из трех модулей: тес-

тирования (MyTestStudent), редактора тестов (MyTestEditor) и журнала тестирования (MyTestServer).

Система программ MyTestXPro позволяет формировать десять типов заданий. При подготовке тестов по огневой подготовке нами использованы следующие виды заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования. Параметры тестирования, задания, звуки и изображения к заданиям для каждого отдельного теста — все хранится в одном файле. В одном тесте можно использовать задания разных типов. Количество групп (тем) и заданий в тесте не ограничено. Форматировать текст, вставлять таблицы, рисунки и символы можно не только в вопросы, но и в варианты ответов.

С помощью редактора тестов (MyTestEditor) настраиваются опции: как и какие именно задания из теста будут даны тестируемому, сколько времени будет отведено на обдумывание ответа, будет ли показан верный ответ и др.

С помощью системы программ MyTestXPro можно организовать как локальное, так и сетевое тестирование.

Очень важно, что тестирование можно проводить, не имея подключения к какой-либо сети. В этом случае результаты тестирования могут быть отправлены по электронной почте.

Порядок формирования тестирующей программы

Вначале в редакторе тестов MyTestEditor формируются тесты-файлы по каждой теме теоретического раздела огневой подготовки. Далее с использованием тестов-файлов по темам теоретического раздела огневой подготовки формируется объединенный тест, содержащий все темы теоретического раздела огневой подготовки, которые необходимы для проверки знаний конкретной категории сотрудников органов внутренних дел.

В редакторе тестов MyTestEditor необходимо открыть один из тестов-файлов (по одной теме). После этого путем добавления присоединить к нему другие темы (тесты-файлы). Порядок присоединения следующий: через опции «Файл», «Импорт», «Задания из другого теста» к имеющемуся тесту-файлу (с первой темой) присоединяется следующий тест-файл (со следующей темой).

При присоединении теста-файла (со следующей темой) можно выбрать необходимые вопросы. По окончании работы формируемому файлу присваивается собственное имя.

Далее следует установить количество задаваемых вопросов по теме. В программе MyTestEditor через опции «Параметры теста», «Панель параметров теста» необходимо открыть диалоговое окно. В диалоговом окне будет показано общее количество вопросов по каждой теме

(«кол-во»). Конструктор теста должен задать количество вопросов по каждой теме («огр. кол-во»). Для этого необходимо нажать на клавишу «Изменить», и появляется диалоговое окно «Редактирование тем (разделов, групп) заданий».

Далее следует установить критерии оценки теста. В программе MyTestEditor через опции «Параметры теста», «Панель параметров теста» открывается диалоговое окно. Критерии оценки теста устанавливаются с помощью опции «Заготовки». При необходимости составитель теста может установить нужные критерии оценки, используя опцию «Система оценки». В качестве критериев оценки знаний теоретического раздела огневой подготовки целесообразно установить критерии, которые используются для присвоения (подтверждения) квалификационных званий: 16 из 20 правильных ответов (или 80 %) — оценка «удовлетворительно», квалификационное звание «Специалист третьего класса»; 17 из 20 правильных ответов (или 85 %) — оценка «удовлетворительно», квалификационное звание «Специалист второго класса»; 18 из 20 правильных ответов (или 90 %) — оценка «удовле-

творительно», квалификационное звание «Специалист первого класса»; 19 из 20 правильных ответов (или 95 %) — оценка «удовлетворительно», квалификационное звание «Мастер».

Далее следует установить режим обучения. В программе MyTestEditor через опции «Параметры теста», «Режимы тестирования» необходимо активировать опцию «Обучающий режим». В этом случае пользователь программы будет иметь возможность видеть правильный ответ.

Тестирующая программа (для проверяющих) содержит те же вопросы-задания, что и обучающая (для сотрудников). При тестировании сотруднику задаются 20 вопросов из каждой темы, количество которых по темам определяет составитель теста.

В качестве примера приведем структуры обучающей (для сотрудников) и тестирующей (для проверяющих) программ, подготовленных для сотрудников полиции (кроме сотрудников подразделений специального назначения и авиации) (табл. 1).

Таблица 1

№ темы Наименование темы теоретического раздела огневой подготовки Обучающая программа — кол-во заданий по темам Тестирующая программа — кол-во заданий в тесте по темам

1 Правовые основы применения оружия и обеспечение личной безопасности сотрудника 30 3

2 Материальная часть, тактико-технические характеристики пистолета Макарова и боеприпасов, задержки при стрельбе и способы их устранения 106 4

3 Материальная часть, тактико-технические характеристики автомата Калашникова АКС74У и боеприпасов 62 2

4 Назначение, тактико-технические характеристики ручных осколочных гранат Ф-1, РГД-5, РГО, РГН 18 1

5 Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 23 2

6 Основы внутренней и внешней баллистики 15 1

7 Действия с пистолетом по командам руководителя стрельб 11 1

8 Действия с автоматом (пулеметом) и пистолетом-пулеметом по командам руководителя стрельб 10 1

9 Условия и порядок выполнения контрольных упражнений стрельб из пистолета для сотрудников внутренней службы и юстиции 7 1

10 Условия и порядок выполнения контрольных упражнений стрельб из пистолета для сотрудников полиции (кроме подразделений специального назначения и авиации) 9 1

11 Условия и порядок выполнения контрольных упражнений стрельб из автомата для сотрудников внутренней службы и юстиции 5 1

Структуры обучающей и тестирующей программ, предназначенных для сотрудников полиции (кроме сотрудников подразделений специального назначения и авиации)

Окончание таблицы 1

12 Условия и порядок выполнения контрольных упражнений стрельб из автомата для сотрудников полиции (кроме подразделений специального назначения и авиации) 3 1

13 Условия получения оценки по огневой подготовке «удовлетворительно» индивидуально и подразделению внутренней службы и юстиции, подразделению полиции (кроме подразделений специального назначения и авиации), органу (организации) внутренних дел 4 1

Всего 303 20

Аналогичным образом разрабатываются тесты для двух других категорий — сотрудников подразделений специального назначения и авиации, а также сотрудников внутренней службы и юстиции.

При отсутствии возможности применения компьютерного тестирования проводится тестирование на бумажном носителе. Программа MyTestXPro позволяет формировать и распечатывать несколько вариантов «бумажного теста». В программе MyTestEditor через опции «Файл», «Экспорт», «Бумажный тест» производится вывод на печать «бумажного теста». После этого в диалоговом окне «Настройки экспорта» следует активизировать опцию «Использовать настройки теста при экспорте». Для вывода на печать ответов к заданиям «бумажного теста» необходимо активизировать опцию «Вывести ответы к заданиям». Порядок формирования обучающей программы Обучающая программа представляет собой автономный нередактируемый тест, исполненный в ехе-формате, для прохождения которого не требуются установка и настройка программы MyTestXPro.

Создание обучающей программы для сотрудников (автономного теста) осуществляется в программе MyTestBuilder. Для этого в данной программе следует открыть файл, исполненный в формате mtf, и сохранить его в ехе-формате. Сотрудники смогут самостоятельно запустить обучающую программу на своих персональных компьютерах и с ее помощью самостоятельно проверить свои знания. В обучающей программе необходимо включить режимы, которые позволяют отображать подсказки, реагировать на ответ пользователя (правильно, неправильно), давать задания повторно. Программа задает сотруднику все вопросы, заложенные в ней. Для оценки результатов тестирования знаний теоретического раздела огневой подготовки в обучающей программе целесообразно использовать 100-балльную шкалу.

В результате проведенного исследования нами разработаны:

— нередактируемые компьютерные программы для самостоятельной проверки знаний теоретического раздела огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел трех категорий;

— редактируемые компьютерные программы для проверки знаний теоретического раздела огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел, предназначенные для специалистов по профессиональной служебной и физической подготовке и педагогических работников (по огневой подготовке) образовательных организаций МВД России.

Результаты исследования внедрены в практику:

— обучение сотрудников органов внутренних дел в процессе оперативно-служебной деятельности — в системе профессиональной служебной и физической подготовки;

— служебную деятельность сотрудников отделов профессиональной подготовки управлений по работе с личным составом территориальных органов МВД России, инспекторов отделов, отделений по работе с личным составом с обязанностями по организации профессиональной служебной и физической подготовки МВД, ГУ (У) МВД России по субъектам Российской Федерации;

— самостоятельную учебную деятельность курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, обучающихся по программам профессионального обучения (профессиональной подготовки), высшего образования, дополнительного профессионального образования (повышения квалификации);

— учебно-воспитательную работу педагогических работников (по огневой подготовке) образовательных организаций МВД России.

При разработке содержания тестовых заданий необходимо учитывать наличие на вооружении сотрудников органов внутренних дел того или иного вида оружия, а также специфические особенности выполнения ими оперативно-служебных задач.

Применение разработанных компьютерных обучающих программ, предназначенных для самостоятельной подготовки и проверки знаний теоретического раздела огневой подготовки, позволяет более эффективно использовать служебное время сотрудников органов внутренних дел.

Список библиографических ссылок

1. Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 385 (зарегистр. В Минюсте России 12.05.2015 № 37228). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Вехов В. Б. Основные направления использования компьютерных технологий для обучения сотрудников правоохранительных органов // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2009. № 2 (9). С. 114—117.

3. Ходякова Н. В. Оценка качества педагогической деятельности в вузе: методологические основания и технологии // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 4 (31). С. 149—155.

4. Белецкий А. А. Актуальные направления модернизации обучения по дисциплине «Огневая подготовка» курсантов и слушателей системы МВД России // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 2 (29). С. 119—122.

5. MyTestXPro — система программ для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа их результатов // Компьютерное педагогическое тестирование и тесты: сайт. URL: http://mytest.klyaksa.net (дата обращения: 24.12.2015).

© Астафьев Н. В., 2016

Л. В. Готчина, Ю. В. Васильченко

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ,

ПРОХОДЯЩИХ ПОДГОТОВКУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Профессиональная подготовка военнослужащих, осуществляемая на базе образовательных организаций Российской Федерации, высоко оценивается странами-партнерами в рамках Организации Договора о коллективной безопасности. Это подтверждает востребованность и актуальность данного направления и укрепляет позиции России на международном уровне. Растет потребность в подготовке сотрудников по различным направлениям. Увеличивается количество стран, которые желают направлять своих представителей на подготовку в образовательные организации Российской Федерации.

Одной из актуальных проблем правового регулирования подготовки иностранных военнослужащих в образовательных организациях Российской Федерации является неопределенность правового статуса непосредственно самих иностранных военнослужащих, что целесообразно закрепить в нормативных правовых актов международного и федерального уровня, а также в подзаконных нормативных правовых актах, регулирующих эти вопросы.

Понятие правового статуса иностранного военнослужащего, проходящего подготовку в образовательных организациях Российской Федерации, следует формулировать с учетом концептуальных подходов, сложившихся в теории права и отраслях юридической науки при определении правового статуса и правового положения личности в целом.

Ключевые слова: правовой статус, иностранный военнослужащий, подготовка, образовательная организация.

L. V. Gotchina, Ju. V. Vasilchenko

SCIENTIFIC-THEORETICAL ANALYSIS OF LEGAL STATUS

OF FOREIGN MILITARY PERSONNEL TRAINED

IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The vocational training of employees for law enforcement agencies and special services which is carried out on the basis of the educational organizations of the Russian Federation is highly appreciated by the partner

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.