Научная статья на тему 'Самостоятельная подготовка обучающихся в системе двухуровневого высшего образования'

Самостоятельная подготовка обучающихся в системе двухуровневого высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ / ДВУХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / HIGHER EDUCATION / STUDENTS'' SELF-DIRECTION / TWO-LEVEL EDUCATION SYSTEM / FORMATION OF COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максименко Марина Вячеславовна, Крыжевская Наталья Николаевна

В статье рассматриваются вопросы организации самостоятельной работы обучающихся очной и заочной форм обучения, роль преподавателя высшей школы в организации самостоятельной работы, а также даются рекомендации по разработке содержательной части методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максименко Марина Вячеславовна, Крыжевская Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students'' self-direction in the system of two-level higher education

The article deals with the issues of organization of self-direction of full-time and part-time students, the role of the teacher of higher education in the organization of students' self-direction, gives recommendations on the development of the substantive part of methodological support of students' self-direction.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная подготовка обучающихся в системе двухуровневого высшего образования»

ствие с детьми еще в процессе ученичества , т. е. студенчества, что также является важной составляющей профессиональной подготовки педагога [2, с. 149].

К методам взаимодействия в социально-педагогической работе могут быть отнесены: беседа, тренинг, лекция с последующей возможностью задать вопросы. Безоговорочный информативный потенциал имеет лекция, которую целесообразно использовать как метод проведения разъяснительной работы с детьми по темам ведущей проблематики. Одной из эффективных форм работы социального педагога с подростками является тренинговая работа. Целями проведения тренингов в рамках технологии работы социального педагога с детьми могут быть:

- информирование и приобретение участниками тренинга новых профессиональных навыков и умений, оптимизирующих взаимопонимание в группах подростков;

- формирование навыков сотрудничества, принципов толерантности путем определения пределов своей терпимости и уважения прав и свобод членов социума;

- снижение динамики относительно негативных аспектов социализации детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, детей других рас, вероисповеданий и т.д.;

- повышение способности детей положительного отношения как к себе, так и к окружающим;

- поиск эффективных путей решения проблем, с которыми может столкнуться подросток, благодаря объединению в тренинговой работе специалистов, имеющих разные направления профессии.

Таким образом, стоит отметить, что в современных условиях в России наблюдается катастрофическое увеличение числа детей и подростков, чье поведение выходит за пределы моральных и правовых норм, а структура и ди-

намика правонарушении, совершенных несовершеннолетними, вызывает крайнее беспокойство в обществе. Поэтому понятно, что качественная профессиональная подготовка социального педагога в условиях университетского образования является предметом повышенного внимания большого количества исследователей, поскольку от уровня мастерства, знаний и умений будущих социальных педагогов, зависит эффективность взаимодействия в целом.

Литература:

1. Богданова Р.У. Педагог - воспитатель в сообществе детей и взрослых: проблемы социального взаимодействия // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. - 2014. - № 1. - С. 39-41.

2. Леванова Е.А., Пушкарева Т.В. Профессиональная готовность к практической деятельности педагога как залог конкурентоспособности специалиста // Вестник Воронежского государственного ; технического университета. - 2014. - Т. 10. - № 3-

2.-С. 148-150.

3. Мудрик A.B. Социализация - поле системных изменений // Вопросы воспитания. - 2014. - № 4. -С. 49-51.

4. Нестеренок A.C., Леванова Е.А. Благоприятный социально-психологический климат в подростковых коллективах // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. -2015,-№2(4).-С. 102-104.

5. Серякова С.Б., Леванова Е.А., Пушкарева Т.В., Баскакова Я.А. Социально-педагогическая компетентность специалиста социальной сферы - теоретические положения и направления исследования // Педагогика и психология образования. -2016. -№3,- С. 76-84.

6. Скрипкина Н.В. Ценностные аспекты социально-психологического взаимодействия педагогов с детьми // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2016.- № 1 (166). - С. 22-26.

7. Сластенин В.А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Академия, 2013. -576 с.

СО

1-Н

О си

Q-<

СО си

kJ^7 Г Ё

67

STUDENTS' SELF-DIRECTION IN THE SYSTEM OF TWO-LEVEL HIGHER EDUCATION

Maksimenko Marina Vyacheslavovna, PhD of Philosophical sciences, Senior Lecturer, Department of Criminal and Criminal-Executive Law, Perm institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Perm

Kryzhevskaya Natalya Nikolaevna, PhD of Psychological sciences, Senior Lecturer, Department of Socio-Economic and Humanitarian Disciplines, Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs (branch), Stavropol

The article deals with the issues of organization of self-direction of full-time and part-time students, the role of the teacher of higher education in the organization of students'self-direction, gives recommendations on the development of the substantive part of methodological support of students' self-direction.

Keywords: higher education; students' self-direction; two-level education system; formation of competencies.

УДК 378.16 ВАК РФ 13.00.08

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДВУХУРОВНЕВОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Максименко М.В., 2018 © Крыжевская Н.Н., 2018

ЪС

ил

ъс о ш

< а

ш

68

КРЫЖЕВСКАЯ Наталья Николаевна, кандидат психологических наук, старший преподаватель, кафедра Социально-экономических и гуманитарных дисциплин, Краснодарский университет МВД России (филиал), Ставрополь кгугИ е У5к1у_707@таИ. г и

В статье рассматриваются вопросы организации самостоятельной работы обучающихся очной и заочной форм обучения, роль преподавателя высшей школы в организации самостоятельной работы, а также даются рекомендации по разработке содержательной части методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся.

Ключевые слова: высшее образование; самостоятельная работа обучающихся; двухуровневая система образования; формирование компетенций.

I

МАКСИМЕНКО Марина Вячеславовна, кандидат философских наук, старший преподава тель, кафедра Уголовного и уголовно-исполнительного права, Пермский институт ФСИН России, Пермь т_ тах'1тепко@'тЬох. г и

Внедрение в учебный процесс образовательных стандартов третьего поколения, ставших очередным шагом на пути перехода от административной модели регулирования образовательных программ к либеральной, и обращение к двухуровневой системе образования, призванной способствовать повышению конвертируемости российских дипломов на международном рынке труда, были объявлены Министерством образования как взаимосвязанные процессы, направленные на предоставление большей свободы вузам в области разработки образовательных программ, а также в области выбора соотношения объемов образовательных подсистем (одно-и двухуровневой) в целях повышения конкурентоспособности вузов.

Уровневая система высшего образования призвана подготовить специалиста, ориентированного на практическую деятельность, инициативного, способного работать в производственном коллективе, умеющего брать на себя ответственность. Практическая направленность обучения отражена в реализации компетентностно-го подхода, предполагающего широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, проведение встреч и мастер-классов с российскими и зарубежными специалистами, количественное доминирование практических и семинарских занятий над лекционными, внеаудиторную работу с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. По замыслу разработчиков образовательных стандартов формулировки требований к результатам освоения образовательных программ в виде компетенций должны исходить, прежде всего, от работодателей конкретных отраслей, заинтересованных в подготовке квалифицированных кадров.

Срок подготовки бакалавра по сравнению со сроком подготовки специалиста меньше, соответственно, меньшее количество времени отведено на изучение отдельных дисциплин. В этих условиях особенно актуальной становится организация самостоятельной работы обучающихся как очной, так и заочной формы обучения.

Самостоятельную работу обучающихся можно представить в трех направлениях: подготовка к семинарским и практическим занятиям, подготовка к контролю знаний и умений, включая их самоконтроль, подготовка проекта. Дополнительно можно выделить четвертое направление - изучение дисциплины слушателями заочной формы обучения.

Реализация задачи освоения ряда общекультурных и специальных компетенций осложняется тем, что обучающиеся очной формы обучения, недавно покинувшие стены школ, зачастую не имеют навыков конспектирования и анализа текстового материала, а обучающиеся заочно зачастую недостаточно мотивированы к изучению дисциплин учебного цикла основной образовательной программы.

Эти особенности необходимо учитывать при разработке методического обеспечения дисциплин в общем и особенно методических рекомендаций по организации самостоятельной работы.

В ходе самостоятельной работы осуществляются основные функции обучения - закрепление знаний и превращение их в устойчивые навыки и умения. Самостоятельная работа вызывает активность обучающегося в овладении общекультурными и профессиональными компетенциями, а также обладает еще одним важным достоинством: обучающийся сам распоряжается своим временем, он может работать в комфортном для него темпе.

В практике профессионального образования актуален вопрос о необходимости переноса акцента с технологизации учебного процесса на аспекты личностной подготовки обучающихся к будущей профессиональной деятельности [1, 238]. Самостоятельная подготовка как вид учебной работы позволяет реализовать педагогический и воспитательный потенциал дисциплины, формируя у обучающегося навыки анализа и систематизации готового материала, оптимизации рабочего времени, самостоятельного решения поставленных задач.

Важно, чтобы обучающийся не только принимал предложенные преподавателем цели, но и стремился самостоятельно формировать их, а также удерживать эти цели до их реализации. С учетом практической ориентации системы двухуровневого образования роль преподавателя состоит не столько в организации самостоятельной работы, сколько в оказании всесторонней помощи обучающемуся в процессе получения знаний и трансформации их в умения и навыки.

Методическая помощь в организации самостоятельной работы особенно важна для обучающихся заочно. Содержание методических рекомендаций по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения целесообразно представить методическими рекомендациями по изучению отдельных тем, заданиями для самостоятельной работы, включающими вопросы для самопроверки, основными понятиями к теме, перечнем основной и дополнительной литературы, комплектом заданий-тестов по дисциплине, примерным перечнем вопросов для подготовки к промежуточной аттестации. В методических рекомендациях к теме необходимо указать целевую установку изучения данной темы, а также реализуемые задачи, заключающиеся в форми-

ровании у обучающихся тех или иных компетенций. От грамотной формулировки цели и задач изучения темы зависит степень мотивированности обучающегося заочно к изучению данной темы.

Контроль является обязательным условием результативности самостоятельной работы и должен носить систематический характер на всех этапах обучения. Обучающийся должен научиться понимать и принимать контроль преподавателя, анализировать свою учебную деятельность и корректировать ее, если в этом есть необходимость.

Организация самостоятельной работы обучающихся очной формы предполагает постоянную проверку преподавателем осуществления самостоятельной работы посредством контроля знаний и умений на семинарских и практических занятиях по дисциплине. Такой регулярный контроль позволяет выявить проблемы вусвоениитой или иной темы всей учебной группой или отдельными обучающимися, оказать своевременную методическую помощь в освоении материала.

Семинарское занятие выступает средством коллективного эвристического поиска, дискуссии, является школой творческого мышления, столь необходимого в профессиональной деятельности. Семинарские занятия играют важнейшую роль в формировании таких общекультурных компетенций, как владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановка цели и выбор путей ее достижения, обладание культурой поведения, готовность работать в коллективе, способность использовать научные методы при решении профессиональных задач. Именно поэтому методическое обеспечение самостоятельной подготовки обучающихся к семинарским занятиям должно включать не только перечень вопросов и список рекомендуемой для изучения литературы, но и материалы для самопроверки, подготовленные в виде вопросов, задач или тестовых заданий. Учитывая объем и сложность материала, который обучающийся должен освоить по каждой теме, в объем методических материалов для подготовки к семинарским занятиям необходимо включить перечень основных терминов по каждой теме, значение которых обучающийся может самостоятельно узнать и при необходимости зафиксировать, используя библиотечные ресурсы, предоставленные вузом. Также методические материалы для подготовки к семинарским занятиям было бы целесообразно дополнить описанием обще-

го алгоритма подготовки к семинарскому занятию, следование которому способствовало бы рациональной организации действий обучающегося и сокращению времени подготовки.

Отсутствие понимания некоторыми педагогами высшей школы особенностей организации самостоятельной работы обучающихся в двухуровневой системе высшего образования объясняется слишком маленьким опытом такой работы или вовсе его отсутствием у преподавателей вузов. Неумение использовать современные методики и телекоммуникационные возможности, делать акцент на проектной (самостоятельной) работе обучающихся порождает панические предположения отом, что распространение двухуровневой системы высшего образования приведет к падению качества образования. В настоящее время повсеместное распространение системы двухуровневого образования и конкурентоспособность современных выпускников вузов опровергают этот сделанный ранее пессимистический прогноз.

Литература:

1. Василенко Е.В., Крыжевская H.H., Максименко М.В.

Формирование профессионально важных качеств личности будущего сотрудника правоох-

ранительных органов // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 5(54). - С. 237-238.

2. Демьяненко Ю.В., Максименко М.В. Основные методы и принципы разработки электронных учебных материалов // Материалы III Всероссийских научно-методических чтений профессорско-преподавательского состава и аспирантов СтИК (филиала) БУКЭП. - 2016. - С. 125-127.

3. Крыжевская H.H. Становление личности сотрудника полиции в процессе овладения профессией // Актуальные вопросы науки и практики : сборник научных трудов по материалам научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки. - 2017. - С. 242-245.

4. Крюкова И.В., Аверкина Ю.С. Применение активного обучения в преподавании языковых дисциплин // Современная наука: от теории к практике: сборник статей по материалам Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. - 2017. - С. 123-126.

5. Кусакина Е.А. Психологические особенности профессионального становления будущих специалистов кинологов ФСИН России // Правовой статус казенных учреждений УИС в условиях реформирования российского законодательства: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - 2015. - С. 88-91.

6. Нарыкова H.A., Максименко М.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Современные тенденции в науке и образовании : сб. науч. трудов по м-лам Международной научно-практической конференции в б частях. - 2014. - С. 26-27.

THE FORMATION OF EDUCATIONAL COMPETENCIES THE STUDENTS OF THE FACULTY OF MARKETING TO THE

DISCIPLINE OF PHYSICAL CULTURE THROUGH JUDO

Margaryan Elizaveta Kirillovna, student

Nucalov Naur Nabievich, teacher of Physical culture

Russian University of Economics named after G. V. Piekhanov, Moscow

The present work aims to show the possibility of developing required competencies in the field of marketing through the development of physical culture such as judo, it is shown that moral and behavioral characteristics of the individual can be successfully produced in the process of development of judo. The results of this study allow us to recommend the judo classes in the departments of physical education of economic institutions with the purpose of formation and the educational competencies students majoring in marketing.

Keywords: educational competence; marketing; physical education; judo.

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВА ТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА МАРКЕТИНГА ДЛЯ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬ ТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ДЗЮДО

Настоящая работа ставит своей целью показать возможность выработки необходимых компетенций в области маркетинга посредством освоения такой физической культуры как дзюдо. Показано, что нравственные поведенческие характеристик личности могут успешно вырабатываться в процессе освоения борьбы дзюдо. Результаты настоящей работы позволяют рекомендовать занятия дзюдо на кафедрах физического воспитания экономических вузов с целью формирования и образовательных компетенций студентов специальности маркетинга.

Ключевые слова: образовательные компетенции; маркетинг; физическая культура; дзюдо.

УДК 378.147 ВАК РФ 13.00.08

© Маргарян Е.К., 2018 © Нуцалов H.H., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.