Научная статья на тему 'Формирование образовательных компетенций у студентов факультета маркетинга для дисциплины физической культуры посредством дзюдо'

Формирование образовательных компетенций у студентов факультета маркетинга для дисциплины физической культуры посредством дзюдо Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МАРКЕТИНГ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДЗЮДО / EDUCATIONAL COMPETENCE / MARKETING / PHYSICAL EDUCATION / JUDO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маргарян Елизавета Кирилловна, Нуцалов Наур Набиевич

Настоящая работа ставит своей целью показать возможность выработки необходимых компетенций в области маркетинга посредством освоения такой физической культуры, как дзюдо. Показано, что нравственные поведенческие характеристик личности могут успешно вырабатываться в процессе освоения борьбы дзюдо. Результаты настоящей работы позволяют рекомендовать занятия дзюдо на кафедрах физического воспитания экономических вузов с целью формирования и образовательных компетенций студентов специальности маркетинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маргарян Елизавета Кирилловна, Нуцалов Наур Набиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of educational competencies the students of the faculty of marketing to the discipline of physical culture through judo

The present work aims to show the possibility of developing required competencies in the field of marketing through the development of physical culture such as judo. It is shown that moral and behavioral characteristics of the individual can be successfully produced in the process of development of judo. The results of this study allow us to recommend the judo classes in the departments of physical education of economic institutions with the purpose of formation and the educational competencies students majoring in marketing.

Текст научной работы на тему «Формирование образовательных компетенций у студентов факультета маркетинга для дисциплины физической культуры посредством дзюдо»

го алгоритма подготовки к семинарскому занятию, следование которому способствовало бы рациональной организации действий обучающегося и сокращению времени подготовки.

Отсутствие понимания некоторыми педагогами высшей школы особенностей организации самостоятельной работы обучающихся в двухуровневой системе высшего образования объясняется слишком маленьким опытом такой работы или вовсе его отсутствием у преподавателей вузов. Неумение использовать современные методики и телекоммуникационные возможности, делать акцент на проектной (самостоятельной) работе обучающихся порождает панические предположения отом, что распространение двухуровневой системы высшего образования приведет к падению качества образования. В настоящее время повсеместное распространение системы двухуровневого образования и конкурентоспособность современных выпускников вузов опровергают этот сделанный ранее пессимистический прогноз.

Литература:

1. Василенко Е.В., Крыжевская H.H., Максименко М.В.

Формирование профессионально важных качеств личности будущего сотрудника правоох-

ранительных органов // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 5(54). - С. 237-238.

2. Демьяненко Ю.В., Максименко М.В. Основные методы и принципы разработки электронных учебных материалов // Материалы III Всероссийских научно-методических чтений профессорско-преподавательского состава и аспирантов СтИК (филиала) БУКЭП. - 2016. - С. 125-127.

3. Крыжевская H.H. Становление личности сотрудника полиции в процессе овладения профессией // Актуальные вопросы науки и практики : сборник научных трудов по материалам научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки. - 2017. - С. 242-245.

4. Крюкова И.В., Аверкина Ю.С. Применение активного обучения в преподавании языковых дисциплин // Современная наука: от теории к практике: сборник статей по материалам Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. - 2017. - С. 123-126.

5. Кусакина Е.А. Психологические особенности профессионального становления будущих специалистов кинологов ФСИН России // Правовой статус казенных учреждений УИС в условиях реформирования российского законодательства: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - 2015. - С. 88-91.

6. Нарыкова H.A., Максименко М.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Современные тенденции в науке и образовании : сб. науч. трудов по м-лам Международной научно-практической конференции в б частях. - 2014. - С. 26-27.

THE FORMATION OF EDUCATIONAL COMPETENCIES THE STUDENTS OF THE FACULTY OF MARKETING TO THE

DISCIPLINE OF PHYSICAL CULTURE THROUGH JUDO

Margaryan Elizaveta Kirillovna, student

Nucalov Naur Nabievich, teacher of Physical culture

Russian University of Economics named after G. V. Piekhanov, Moscow

The present work aims to show the possibility of developing required competencies in the field of marketing through the development of physical culture such as judo, it is shown that moral and behavioral characteristics of the individual can be successfully produced in the process of development of judo. The results of this study allow us to recommend the judo classes in the departments of physical education of economic institutions with the purpose of formation and the educational competencies students majoring in marketing.

Keywords: educational competence; marketing; physical education; judo.

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВА ТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА МАРКЕТИНГА ДЛЯ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬ ТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ДЗЮДО

Настоящая работа ставит своей целью показать возможность выработки необходимых компетенций в области маркетинга посредством освоения такой физической культуры, как дзюдо. Показано, что нравственные поведенческие характеристик личности могут успешно вырабатываться в процессе освоения борьбы дзюдо. Результаты настоящей работы позволяют рекомендовать занятия дзюдо на кафедрах физического воспитания экономических вузов с целью формирования и образовательных компетенций студентов специальности маркетинга.

Ключевые слова: образовательные компетенции; маркетинг; физическая культура; дзюдо.

УДК 378.147 ВАК РФ 13.00.08

© Маргарян Е.К., 2018 © Нуцалов H.H., 2018

Структура высшего образования в России имеет тенденцию к постоянному изменению, совершенствованию и дополнению новыми условиями. Требования к образовательному уровню специалистов содержатся в образовательных стандартах и определяют необходимость квалитативной подготовки специалистов различных сфер. С абсолютной уверенностью можно утверждать, что профессия маркетолога на сегодняшний день является одной из самых востребованных на рынке труда. Именно маркетологи и другие рекламные специалисты в наши дни управляют предпочтениями людей. Помочь покупателю разглядеть среди огромного ассортимента товаров тот, без которого ему не обойтись, а предпринимателю получить ожидаемую прибыль, задача-маркетолога [1].

Устойчивое развитие российского общества в условиях современности требует от маркетолога высокой степени образованности, владения фундаментальными знаниями и обширным диапазоном навыков. Поэтому система подготовки специалистов в вузах должна отвечать наивысшим образовательным стандартам, а также обеспечивать формирование компетенций специалиста как основы его профессионального и личностного роста.

Помимо профильных предметов, существующая в России образовательная модель для высшихучебных заведений, включает в себя предмет физической культуры (Приказ Минобразования России "Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования") [3].

Значимую роль физическая культура играет в процессах профессионального обучения, в развитии навыков и специальных знаний, которые будут положительно влиять на трудовые процессы, что важно при выработке образовательных, а также ключевых компетенций у студентов, в будущем-квалифицированных специалистов [4].

Вузы часто предоставляют возможность выбора спортивных секций как замену стандартной программы физической культуры. Наибольшей популярностью обладают спортивные единоборства, среди которых особенно выделяется дзюдо, которое способно играть значительную роль в формировании профессиональных компетенций у будущих специалистов.

Настоящая работа ставит своей целью показать возможность выработки необходимых компетенций в области маркетинга посредством освоения такой составляющей физической культуры, как спортивные единоборства, а именно - дзюдо.

В конце XIX века, в Японии, мастер боевых искусств Дзигоро Кано создал боевое искусство как спортивное единоборство без оружия - дзюдо [5].

Основу дзюдо составляют броски, болевые приёмы и удержания. От таких видов борьбы, как греко-римская и вольная борьба, дзюдо отличается меньшим применением физической силы, а также большим количеством разнообразных технических действий [6].

Дзюдо имеет серьезную философскую основу, которая включает три главных принципа: взаимная помощь, использование духа помимо тела, принцип "поддаться, чтобы победить"

Помимо физического воспитания, дзюдо способствует совершенствованию сознания [7]. Дзюдо формировалось как "боевой спорт для молодежи, философия и искусство повседневной жизни, хранилище бесценных национальных японских традиций". Спустя всего 90 лет после появления дзюдо, в конце XIX века оно стало известно практически по всему миру.

МАРГАРЯН Елизавета Кирилловна, студентка

НУЦАЛОВ Наур Набиевич,

преподаватель Физической культуры

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва

ьс £

ш

s ъс о ш

< а

ш

*

72

Чем же так привлекательно дзюдо и что оно может дать занимающемуся этим видом спорта человеку?

Основоположник дзюдо, Дзигоро Кано, сформулировал основные принципы поведения для человека, занимающегося дзюдо [8], которые заключаются в следующем.

"Внимательно наблюдай за собой и обстоятельствами повседневной жизни, наблюдай за другими людьми, за всем окружающим; владей инициативой в любом начинании; осмысливай всё, что видишь, действуй решительно и знай меру; держись середины между радостью и подавленностью, самоистязанием и ленью, безрассудной бравадой и жалкой трусостью".

Дзюдо является искусством самосовершенствования, средством формирования личности. Занятия дзюдо требуют выработки дисциплины, настойчивости, самоконтроля, а также дают понимание того, что достижение успеха возможно только ценой значительных усилий.

Так как в настоящей работе ставится задача формирования компетенций, необходимых для специалиста в области маркетинга, рассмотрим основные характеристики и особенности маркетинговой деятельности.

Основой маркетинга является продвижение и реализация идей, товаров или услуг, система управления, требующая учета всех происходящих на рынке процессов. Маркетинговая деятельность строится с учётом маркетинговых целей и маркетинговых стратегий. [1,9]

Маркетинговые цели характеризуют целевую направленность. Маркетинговые стратегии - главные направления маркетинговой деятельности. Маркетинговая стратегия включает конкретные стратегии деятельности на целевых рынках, используемый комплекс маркетинга. Разработка маркетинговой стратегии включает изучение состояния рынка, обзор товаров, конкуренции, анализируются опасности и возможности, с которыми продукт может столкнуться на рынке.

Для достижения успеха в реализации планов осуществления маркетинговой деятельности требуется высокопрофессиональная подготовка специалистов. [10] Однако помимо профессиональных знаний для обеспечения высокоэффективного маркетинга необходим комплекс личностных качеств, оказывающий влияние на ход производственных процессов. Это наблюдательность, умение анализировать, быстрота реакции при принятии решений, настойчивость, соблюдение этикета общения.

Большинство этих нравственных и поведенческих характеристик личности при осуществлении профессиональной маркетинговой деятельности, успешно вырабатывается в процессе освоения физической культуры-борьбы дзюдо.

Как известно, формирование профессионально важных психических качеств может обеспечиваться средствами физической культуры и спорта в процессе профессионально-прикладной физической подготовки.

Многочисленные исследования, описанные в учебнике Ю.И. Евсеева [11], показывают, что в процессе физической (спортивной) тренировки, занимающиеся получают важное воздействие по формированию нравственных, волевых и психических качеств. Помимо этого, физическая культура предоставляет неограниченные возможности для эстетического воспитания личности, развития физических, нравственных, волевых и психических качеств.

Исследования показали, что специалисты обладают обширным спектром знаний, умений, практических навыков трудовой деятельности, интеллектуальными качествами широкого диапазона, высоким уровнем культуры. Непосредственные контакты с людьми требуют выдержки, решительности. Часто возникающие экстремальные ситуации требуют принятия решения в жестко ограниченном временном интервале. [13]

Профессиональная подготовка к трудовой деятельности маркетолога предполагает развитие и совершенствование свойств личности будущего специалиста. Помимо профессиональных знаний и навыков, необходимо формирование психических качеств, черт и свойств личности, таких как внимательность, оперативное мышление, эмоциональная устойчивость, волевые качества, решительность, инициативность. Эти качества должны формироваться путём реализации специально-прикладной направленности вузовской физической культуры в виде ее гуманитарной компоненты - профессионально-прикладной физической подготовки, важнейшие задачи которой сводятся к формированию средствами физического воспитания прикладных знаний.

Большинство нравственных и поведенческих характеристик личности, формируемых посредством занятий дзюдо, оказываются весьма полезными и выгодными при осуществлении профессиональной маркетинговой деятельности.

В заключение, высшее профессиональное образование и его гуманитарная составляющая - физическая культура - направлены на приоритетное совершенствование личных способностей студента, формирование его как гражданина, интеллигента, специалиста, что закреплено и конкретизировано рядом легитимных документов нашего государства.

Вузам и кафедрам физического воспитания предоставлены широкие возможности для творческих инициатив, использования инноваций с учетом специфики, уровней притязаний учебного заведения, контингента студентов, преподавателей,тренеров, климатических и географических условий.

Представляется важным использовать результаты настоящей работы как рекомендации для кафедр физического воспитания экономических вузов по формированию образовательных компетенций у студентов специальности маркетинга посредством физической культуры с использованием спортивной борьбы дзюдо.

Физическая культура, органически вплетаясь в профессионально-производственные, экономические, общественные отношения людей, оказывает на них существенное влияние, выполняя гуманистическую и культурно-творческую миссию, что сегодня, в период реформ высшей школы и пересмотра сущности предшествующих концепций, особенно важно и значимо.

Примечания:

1. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс / пер. с англ. - М.: Вильяме, 2010. - 656 с.

2. Приказ Минобразования России от 1 декабря 1999г. №1025 "Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования"

3. Виленский М.Я., Ильинич В.И., Физическая культура работников умственного труда. - М., 1987.

4. Официальный сайт о дзюдо Россия [Электронный ресурс]. - Режим доступа, http://www.judo.ru/ свободный. - Загл. с экрана.

5. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// ru.wikipedia.org/wiki/. Дзюдо, свободный. - Загл. с экрана.

6. Сайт о дзюдо (англоязычный) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.judoinfo.com, свободный. - Загл. с экрана.

7. Селицкий К.Ю., Философия дзюдо [Электронная версия книги]. - Режим доступа: http://www. masters, donntu. org/2009/fem/seMckü/ind/ index.htm, свободный. - Загл. с экрана.

8. Введение в теорию маркетинга : учебное пособие / В.И. Дорошев. - М. : Инфра-М, 2009.

9. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов. - М., 1978. Ю.Евсеев Ю.И. Физическая культура : учебное пособие. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2003. - 384 с.

11. Швальбе Б., Швальбе X. Личность, карьера, успех.-М.,1993.

12.Беляев B.C., Михеев А.И. Здоровье и личностные качества - важнейшие факторы конкурентоспособности специалиста в условиях рыночной экономики : материалы Региональной межвузовской научно-практической конференции. - Рос-тов-н/Д., 1995.

СО

1-Н

О си

Q-<

СО си

kj^ Г Ё

73

PEDAGOGICAL REFLECTION AS AN INTERDISCIPLINARY CONCEPT

Raskovalova Olga Sergeevna, Postgraduate student, Department of Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk

The present article reveáis the notion of reflexion as an interdisciplinary factor. Such notions as reflexion and critical thinking, reflexive process, teaching reflexion, pedagogical reflexion, reflexion in psychology, reflexion in philosophy were analysed. The targets and objectives of reflexive studying that are achieved on the basis of the refiextion teaching approaches during the process of studying with the help of class lessons and extra-curricular activities was discovered and revealed. The author's methodology of their use was performed and tested. The experiment was performed with the use of the following methods: questioning, surveys, extra-curricular discussions, in conclusion, the efficiency of the chosen methods and their influence in studying was demonstrated.

Keywords: as reflexion and critical thinking; reflexive process; teaching reflexion; pedagogical reflexion; reflexion in psychology; reflexion in philosophy.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ УДК 37.02

КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ПОНЯТИЕ ВАК РФ 13.00.01

Данная статья раскрывает понятие рефлексия как междисциплинарное поня- @ Расковалова О.С., 2018 тие. Анализируются понятия "рефлексия", "критическое мышление", "рефлексивный процесс" "обучение рефлексии" "педагогическая рефлексия", "рефлексия в психологии" "рефлексия в философии". Обнаружены и раскрыты цели и задачи рефлексивного обучения, которые достигаются на основе использования методик обучающих рефлексии в образовательном процессе на базе учебных занятий образовательного учреждения, а также на базе внеклассных ме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.