Научная статья на тему 'САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ"'

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРЕНИРОВКА / САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ СПОРТ / СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ / МОТИВАЦИЯ В СПОРТЕ / АКТИВНОЕ ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИЕ / ПАССИВНОЕ ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнов Алексей Геннадьевич, Маркова Ольга Александровна, Величко Татьяна Ивановна, Цыганенко Олеся Сергеевна

В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день тема самостоятельных занятий спортом для студентов. Представлен опрос в виде анкеты, отражающей наиболее актуальную информацию относительно мнения молодежи о спортивном саморазвитии, и дающий рекомендации по устранению проблемы немотивированности, недисциплинированности молодежи в поддержании хорошей физической формы и переизбытка пассивного времяпрепровождения. В статье представлены результаты изучения проблем студентов, связанных с организацией самостоятельных занятий по физической культуре. В качестве методов исследования были проведены: методы математической статистики, педагогическое наблюдение, анкетирование и опрос.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнов Алексей Геннадьевич, Маркова Ольга Александровна, Величко Татьяна Ивановна, Цыганенко Олеся Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDEPENDENT TRAINING IN THE CLASSROOM ON THE DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE AND SPORTS"

The article discusses the current topic of independent sports classes for students. The survey is presented in the form of the questionnaire, reflecting the most relevant information regarding the opinion of young people about sports self-development, and giving recommendations on how to eliminate the problem of unmotivation, indiscipline of young people in maintaining good physical shape and overabundance of passive pastime. The article presents the results of studying students' problems related to the organization of independent physical education classes. The following research methods were carried out: methods of mathematical statistics, pedagogical observation, questionnaire and survey.

Текст научной работы на тему «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ"»

В данном упражнении также у всех без исключения волейболисток наблюдался прирост показателей в среднем на 11 раз, что составляет прирост силы рук и плечевого пояса в среднем на 50-60%. Полученные результаты свидетельствует о высокой эффективности применяемой нами методике по развитию силы рук и плечевого пояса, с использованием жим штанги, лежа. Это позитивно отразилось и на эффективности индивидуальных действий волейболисток при выполнении нападающего удара в ходе соревнований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целях совершенствования технической и физической подготовленности волейболисток пятнадцати-семнадцати лет следует использовать разработанную нами методику развития у них силы нападающего удара. Установлено, что применяемые упражнения для развития у волейболисток 15-17 лет силы нападающего удара позитивно влияют на повышение мощности их плечевого пояса. Это способствует более эффективному развитию силы нападающего удара у волейболисток 15-17 лет.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин А.Э. Научно-теоретические подходы к совершенствованию процесса физического воспитания студентов в вузах / А.Э. Болотин, В.А. Чистяков // Вестник спортивной науки. - 2014. - № 1. - С. 3-5.

2. Болотин А.Э., Условия повышения специальной физической и технической подготовленности волейболисток / А.Э. Болотин, А.Б. Тинюков // «Здоровье-основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения». Труды XIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Санкт-Петербург, 2018. -том 13, часть 2. - С. 580-592.

REFERENCES

1. Bolotin, A.E. and Chistyakov, V.A. (2014), "Scientific and theoretical approaches to improving the process of physical education of students in universities", Bulletin of sports science, No. 1, pp. 3-5.

2. Bolotin, A.E. and Tinyukov A.B. (2018), "Conditions for increasing the special physical and technical fitness of volleyball players, "Health - the basis of human potential: problems and ways to solve them", Proceedings of the XIII All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, St. Peresburg, Volume 13, Part 2, pp. 580-592.

Контактная информация: a_bolotin@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 17.07.2022

УДК 796.011.3

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ»

Алексей Геннадьевич Смирнов, доцент, Ольга Александровна Маркова, старший преподаватель, Татьяна Ивановна Величко, кандидат биологических наук, доцент, Олеся Сергеевна Цыганенко, старший преподаватель, Московский Государственный Технический Университет им. Н.Э. Баумана, Москва

Аннотация

В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день тема самостоятельных занятий спортом для студентов. Представлен опрос в виде анкеты, отражающей наиболее актуальную информацию относительно мнения молодежи о спортивном саморазвитии, и дающий рекомендации по устранению проблемы немотивированности, недисциплинированности молодежи в поддержании хорошей физической формы и переизбытка пассивного времяпрепровождения. В статье представлены результаты изучения проблем студентов, связанных с организацией самостоятельных занятий по физической культуре. В качестве методов исследования были проведены: методы

математической статистики, педагогическое наблюдение, анкетирование и опрос.

Ключевые слова: студенты, самостоятельная подготовка, психоэмоциональное состояние, физическая подготовка, деятельность, тренировка, самостоятельный спорт, студенческий спорт, мотивация в спорте, активное времяпрепровождение, пассивное времяпрепровождение.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p347-352

INDEPENDENT TRAINING IN THE CLASSROOM ON THE DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE AND SPORTS"

Alexey Gennadievich Smirnov, the docent, Olga Alexandrovna Markova, the senior teacher, Tatyana Ivanovna Velichko, the candidate of biological sciences, docent, Olesya Sergeevna Tsyganenko, the senior teacher, Bauman Moscow State Technical University, Moscow

Abstract

The article discusses the current topic of independent sports classes for students. The survey is presented in the form of the questionnaire, reflecting the most relevant information regarding the opinion of young people about sports self-development, and giving recommendations on how to eliminate the problem of unmotivation, indiscipline of young people in maintaining good physical shape and overabundance of passive pastime. The article presents the results of studying students' problems related to the organization of independent physical education classes. The following research methods were carried out: methods of mathematical statistics, pedagogical observation, questionnaire and survey.

Keywords: students, independent training, psycho emotional state, physical training, activity, training, independent sports, student sports, motivation in sports, active pastime, passive pastime.

ВВЕДЕНИЕ

Современная система физического воспитания в вузах постоянно совершенствуется, в первую очередь это связанно с применением новой технологии преподавания, направленной на решение проблем обучающихся [3]. Основным компонентом системы программирования сознания студентов на решения длительного функционирования организма в различных условиях выступает физический тренинг, который должен являться не только предметом на самих занятиях, но и как самостоятельный тренинг, поддерживающий разум и тело в хорошем состоянии.

Актуальность проблемы велика, так как современная молодежь не имеет достаточного объёма знаний и практических тренировок, отчего самостоятельные занятия приводят к большому проценту травматизма, а их полезность сводится к минимуму. Тем не менее самостоятельные занятия физической культурой - необходимая активная деятельность для студента, ведь количество часов отдыха увеличивается, но в свободное время занятия спортом в качестве досуга выбирают себе лишь одна треть студентов. Люди предпочитают заниматься пассивным видом отдыха, что приводит к приобретению новых вредных привычек, болезней физического и психологического характера. Занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт», которыми студенты занимаются в университете, недостаточно для молодых организмов. Поэтому внедрение самостоятельной подготовки по физической культуре необходимо.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями имеют решающее значение в плане развития и совершенствования организованных форм занятий физической культурой [1]. Однако, все большую популярность приобретает функциональный тренинг, подразумевающий саму тренировку с использованием подручных средств, вещей, используемых в быту, спортивные упражнения, которые направлены на поддержание мышц в тонусе и всего здоровья в целом. Самым доступным функциональным тренингом является обычная тренировка со своим же весом, которую можно выполнять где угодно. Она не требует специального оборудования и подходит людям с ограниченными возможностями [2]. Естественно, что мотивация приобщения студентов к самостоятельной форме занятий играет в данном направлении ключевую роль.

Цель исследования - исследование мотивации студентов МГТУ имени Баумана к самостоятельной форме занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт».

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Наиболее эффективным методом исследования данной проблемы было выбрано анкетирование. Опрос был проведен среди студентов 1-4 курса (п=206), с целью получения информации об удобстве и минусах самостоятельных занятий по физической культуре, о том насколько это распространено среди молодежи и насколько данные тренировки рациональны.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проведенное анкетирование в целом показало, что молодежь положительно относится к самостоятельным занятиям, так как более 80% студентов на вопрос: «Нравится ли вам самостоятельная форма занятий по физической культуре?» ответило положительно, лишь 20% ответило, что их не устраивает данный формат занятий.

В последние несколько лет молодым людям пришлось встретиться с тем, что спортивные залы оказались недоступны, в залах университета также нельзя было заниматься спортом. Проблема самостоятельных тренингов стала более интересной. На вопрос из анкетирования: «Как вы познакомились с формой самостоятельных занятий по физической культуре и спорту?» почти 16% студентов ответило, что занимались такой формой занятий во время пандемии. Более 45% ответило, что регулярно занимались такой формой обучения, и около 49% молодежи занимались им не перманентно, а для личных целей. Результаты данного опроса наглядно отражены в рисунке 1

Как Вы познакомились с формой самостоятельных занятий по физической культуре

-д у—1,3% ■ Всегда регулярно занимаюсь- 45,1%

1 Занимался(лась) во время пандемии- 15,9

30,5% А к " Занимался (лась) по показаниям врачей-

45,1% 4,3%

1 Когда хотел (ла) сбросить лишний вес-30,5%

1 Благодаря интернету- 1,5%

1 Родители пытались с детства направить в 4,3% спорт- 1,4%

1 Эпизодически хочется заниматься-1,3%

15,9% -

Рисунок 1 - Результаты опроса

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что студенты в основном понимают важность самостоятельного тренинга, регулярно занимаются сами.

Студентам было также предложено высказать мнение, что их не устраивает в такой форме обучения и важнейшей проблемой для них стало отсутствие мотивации (более 64%). Отвлекаются от занятия около 43% опрошенных. Около 36% студентов ответило, что не видят результата в таких занятиях. 19% опрошенных получали травмы во время тренировок, только около 16% не нашли недостатков в самостоятельной форме обучения.

По результатам мы делаем вывод о том, что некоторым студентам недостаточно начать заниматься физической активностью, необходимо накопить необходимые знания о правилах безопасности, технике выполнения упражнений, которые можно найти в книгах, причем, как и в электронном формате, так и в привычном всем офлайн методе, а также можно найти сайты, статьи, видеохостинги, на которых тоже есть полезная в изучении информация. Скорость усвоения информации увеличится, если подкреплять ее практикой с тренером или педагогом для повышения эффективности занятий и уменьшению травма-

тизма во время самостоятельного тренинга. Студентам также необходимо научиться дисциплинировать себя и воспитать в себе понимание о том, что тренировки в первую очередь нужны им самим.

Когда студентам предложили выбрать преимущества самостоятельных занятий из списка, большинство из студентов отметили почти все результаты. Наиболее популярным (70%) ответом стало, то, что есть возможность заниматься где угодно: в зале, дома, на улице и т.п. Далее следует возможность выполнять физические упражнения в любое время (69%), отсутствие стеснения при выполнении упражнений (60%), экономия времени, которая отнимает дорога до университета (41%). Рисунок 2 наглядно иллюстрирует полученные сведения.

Выберите плюсы самостоятельной формы обучения, которые Вам встретились

возможность заниматься где угодно: в зале, дома, к

/0%

на улице и т.п. отсутствие стеснения при выполнении упражнений

возможность выполнять физические упражнения в любое время

экономия времени, которая отнимает дорога до университета

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% Рисунок 2 - Результаты опроса

Вполне положительная статистика по занятию в любом месте и в любое время, ведь организм индивидуален, у кого-то может быть плохое самочувствие из-за духоты в зале, кому-то наоборот холодно и некомфортно на улице. Режим также зависит от самого человека, будь он совой или жаворонком по биоритму.

Тем не менее беспокоит ответ студентов о том, что им неприятно заниматься перед другими людьми и это вызывает стеснение, однако именно занятия физической культурой учат работе в команде. Что более тревожно в статистике так это пассивный отдых. Более 50% студентов отдыхают пассивно больше половины их свободного времени, еще около 15% отдыхают так все свободное время. Лишь малая часть молодёжи (16%) отдыхают половину и большую часть времени (18%) их личного времени активно. Повышенная быстрая утомляемость встречается у 65% студентов.

На вопрос «Какой вид отдыха вы предпочитаете?», превалирующее количество студентов (62%) отвечают: пассивный. Стоит отметить, что действительно в современном мире такие показатели об отдыхе являются нормой. С появлением технологий, удобной системы информационного поиска, возможностей в развитии творческого характера молодежь нуждается в пассивном отдыхе, он готовит студентов к более серьезной жизни. Но с таким образом жизни на студентов давит психологическое давление, с которым помогает справиться активный вид отдыха. Делаем вывод о том, что внедрять физическую активность в жизнь студентов необходимо, но стоит ли увеличить количество по занятиям физической культуры в университете или дать возможность заниматься самостоятельно, это уже следующий вопрос.

На вопрос «Как вы считаете, может ли самостоятельная форма занятий по физической культуре полностью заменить аудиторные?», студенты отвечают да лишь в 39%, 19% не знают, 42% считают, что необходимы занятия с преподавателями в университете.

Затем студентам был задан вопрос, показывающий их дисциплинированность, которая так необходима для самостоятельных занятий по физической культуре, а именно

«Планируете ли вы свой день?». Лишь 11% студентов действительно планируют распорядок дня и соблюдают его, 44% планируют, но нарушают планы, остальные 45% совершенно спонтанны в своих действиях в течении дня. Мы видим, что студенты не слишком себя дисциплинируют, ведут не активный образ жизни и не могут представить окончательно, что самостоятельные занятия могут быть важнее, чем аудиторные.

Опрос также помог разобраться со здоровьем студентов, рисунок №3.

Имеются ли у Вас проблемы со здоровьем?

Нет, я абсолютно здоровый ] 20 | | | | |

Да, у меня часто бывает плохое настроение, апатия и т.п.

Да, у меня часто болит голова

Да, у меня часто появляется простуда или другие заболевания

Да, у меня часто болит спина, поясница, плечи, руки и т.п.

Рисунок 3 - Результаты опроса

Более 60% молодежи жалуется на апатию, плохое настроение, 40% страдают от болей в голове, 35% на боль в спине, пояснице, плечах, руках и т. п. 13% студентов обладают плохим иммунитетом. Только 20% опрошенных считают себя абсолютно здоровыми. Анкетирование показало, что студентам необходимо заниматься самостоятельно, учиться дисциплине, ведь это особенно актуально, в то время, когда уровень заболевае-мостей большой, а активности маленький.

Напрашивается вопрос, почему все так плохо, если в начале анкетирования студенты указали, что положительно относятся к самостоятельным занятиям? Студенты по результатам опроса умеют правильно самостоятельно заниматься (89%), значит проблема не в нехватке материалов для обучения.

Основой самостоятельной работы является мотивация, которую прививают именно в университете. В современном обществе ставится цель формирования здорового, сильного общества, на что студенты уходят в противоречия: ленятся, перестают заниматься систематически спортом. Тем не менее, большая часть студентов мотивированно занимаются, видят результат в самостоятельной форме занятий: улучшилась работоспособность, уровень физической подготовки, укрепилось здоровье, нормализовался режим сна, появились достижения в спорте. В результатах опроса не было ответа об отсутствии результата вообще.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Безусловно, вопросы самостоятельной формы занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт» среди студентов являются одними из важных, так как они определяют будущее поколение, их физическое и психологическое состояние. По итогам проведенного анкетирования можно сделать вывод, что студенты «за» занятия с самостоятельной формой обучения по физической культуре и они необходимы. Во-вторых, в данной системе занятий молодежь встретила больше плюсов, чем минусов. В-третьих, студенты достаточно ознакомлены с техникой выполнения упражнений и видят результаты в своих тренировках. Однако проведённое анкетирование также показало недочеты, но уже не в занятиях, а в самих студентах. Молодежь недостаточно мотивирована, имеет проблемы с дисциплиной, проводит большую часть дня в статичном положении и имеет проблемы со здоровьем.

Исходя из всего вышеизложенного, можно подытожить следующие рекомендации:

- студентам необходимо ввести постоянный учёт распорядка своего дня;

- для увеличения мотивации ввести контроль за своими достижениями и отслеживать результаты;

- контролировать время, пассивного и активного отдыха для общего баланса;

- следить за здоровьем и составлять индивидуальные тренировки, прорабатывающие проблемы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мостовая Т.Н. Методика самостоятельных занятий физическими упражнениями. / Т.Н. Мостовая, В.В. Донцов, Ю.Н. Старовойтов // Наука-2020. - 2019. - № 9 (34). - С. 143-151.

2. Назаркина Н.И. Преподавание физической культуры в общеобразовательных учреждениях в условия введения ФГОС второго поколения и 3 часа физической культуры. / Н.И. Назаркина, И.М. Николаичева. - Москва : ТВТ Дивизион, 2014. - 240 с.

3. Сысоева, Ю.В. Физическая культура в жизни студентов / Ю.В. Сысоева, А.В. Седнев. // Молодой ученый. - 2018. - № 46 (232). - С. 419-420.

REFERENCES

1. Mostovaya, T.N., Dontsov, V.V. and Starovoitov, Yu.N. (2019), "Methodology of independent physical exercises", Science-2020, No. 9 (34), pp. 143-151.

2. Nazarkina, N.I. and Nikolaicheva, I.M. (2014), Teaching physical culture in general education institutions in the conditions of the introduction of the second-generation FGOS and 3 hours ofphys-ical culture, TVT Division, Moscow.

3. Sysoeva, Yu. V. and. Sednev, A.V. (2018), "Physical culture in the life of student's", Young scientist, No. 46 (232), pp. 419-420.

Контактная информация: markovaoa75@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.07.2022

УДК 796.012.5:796.022

ОБОСНОВАНИЕ ПОДХОДА К ПРИМЕНЕНИЮ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

РЕАБИЛИТАЦИИ ПРИ ВОССТАНОВЛЕНИИ ФУНКЦИИ ХОДЬБЫ У ПАЦИЕНТОВ С ЦЕРЕБРАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

Фанида Менихановна Соколова, кандидат педагогических наук, доцент, врач ЛФК высшей категории, профессор кафедры физической реабилитации, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург», Санкт-Петербург, инструктор-методист по ЛФК, Российский научно-исследовательский институт нейрохирургии им. А. Л. Поленова - филиала Национального медицинского цента имени В.А. Алмазова; Евгений Игоревич Оснач, магистрант кафедры физической реабилитации, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-

Петербург

Аннотация

В статье представлена проблема применения технических средств реабилитации лиц с це-реброваскулярной патологией в процессе восстановления функции ходьбы, обоснована необходимость применения дифференцированного подхода к их использованию, обобщены ведущие факторы, определяющие выбор технических средств при проведении занятий; раскрыты пути предотвращения ошибок при использовании технических средств реабилитации для восстановления функции ходьбы на основе педагогического подхода к нейрореабилитации.

Ключевые слова: технические средства реабилитации, восстановление навыка ходьбы, физическая реабилитация, нейрореабилитация, двигательные нарушения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.