Научная статья на тему 'ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТОВ'

ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ / КОНТРОЛЬ / ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скураускас М.А., Чингина Е.Н.

В данной статье раскрыта польза самостоятельных занятий физической культурой для студентов. Определены формы занятий физической культурой. Представлен анализ опроса студентов Петрозаводского государственного университета о планировании и контроле физических нагрузок в процессе самостоятельных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLANNING AND CONTROL OF PHYSICAL LOADS IN THE PROCESS OF STUDENTS' INDEPENDENT LESSONS

This article reveals the benefits of independent physical education for students. The forms of physical culture lessons are determined. An analysis of the survey of students of Petrozavodsk State University on the planning and control of physical activity in the process of self-study is presented.

Текст научной работы на тему «ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТОВ»

ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТОВ

М.А. Скураускас, студент Е.Н. Чингина, старший преподаватель Петрозаводский государственный университет (Россия, г. Петрозаводск)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-5-1-261-165

Аннотация. В данной статье раскрыта польза самостоятельных занятий физической культурой для студентов. Определены формы занятий физической культурой. Представлен анализ опроса студентов Петрозаводского государственного университета о планировании и контроле физических нагрузок в процессе самостоятельных занятий.

Ключевые слова: самостоятельные занятия, физическая культура, студенты, контроль, планирование.

Под физической активностью предполагается мера воздействия физических упражнений на человеческий организм, состоит из чередования физической деятельности и отдыха.

Во время занятий физической культурой нагрузка определяется объемом (согласно числу повторений, длительностью упражнений и т.д.) и интенсивностью (скорость тренировок, промежуток отдыха между повторением упражнения).

Физическая активность оказывает воздействие на многие аспекты здоровья человека: поддержка работы сердца, увеличение мышечной массы, укрепление суставов и костей, освобождение от стресса и напряжения, снижение веса.

В нашей стране физическое воспитание в ВУЗах для студентов, обучающихся очно, является непременным, что предусмотрено образовательными эталонами. Но студенты зачастую забывают о самостоятельных занятиях физической культурой [1].

Самостоятельные занятия спортом и физической культурой содействуют лучшему воспринятию учебного материала, позволяют продлить общее время занятий физическими упражнениями и являются одним из методов внедрения физической культуры и спорта в жизнь студента [2].

Министерство здравоохранения определило минимальную норму недельного

объема двигательной активности студента -10 часов.

Можно выделить три формы занятий физической культурой: повседневная утренняя гимнастика, физкультпауза, самостоятельные занятия физической культурой и спортом (не реже 2-3 раз в неделю).

На базе Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ) реализуются следующие виды самостоятельных занятий физической культурой:

1. Занятия по мобильному приложению Strava: пешие прогулки, бег, лыжная тренировка.

2. Самостоятельное практическое занятие (с видеоотчетом).

3. Оздоровительные походы выходного дня.

Трудности, с которыми может столкнуться студент во время самостоятельных занятий физической культурой:

1. Спорт занимает много времени (работа над совершенствованием тела и укрепление здоровья - долгий процесс и требует много сил и времени);

2. Результаты от занятий спортом появляются нескоро (чтобы результаты от занятий стали заметны, необходимо как минимум месяц регулярно заниматься, но не нагружать себя сверх меры. Ждать мгновенного результата не стоит. Лучше делать замеры начального состояния, следить за изменениями);

3. Постоянные нагрузки - снижение интереса к спорту (как правило, после тренировки человек очень устает, и его мышцы начинают болеть. Это может послужить толчком к отказу от спорта);

4. Спорт травмоопасен (профессиональные спортсмены, люди, занимающиеся физической культурой, периодически получают травмы разной степени тяжести. И это не только на соревнованиях, а также

во время тренировки, утренней пробежки и т.д.).

Для того, чтобы узнать правильно ли студенты планируют самостоятельные занятия физической культурой разной направленности и ведут контроль за результативностью, был проведен опрос среди обучающихся ПетрГУ, опрос прошли 144 студента с 1 по 4 курс разных направлений подготовки.

Ниже представлены результаты опроса.

Рис. 1. Занимаетесь ли вы самостоятельно физическими упражнениями/спортом?

Результат опроса показал, что большинство обучающихся ПетрГУ все же занимаются самостоятельно физическими упражнениями.

65,2% Jm

L I

Ф Угрення гимнастика Ф Ежедневная физм и нутка

Самостоятельные тренировочные з._ ф Не применяю Ф Уроки физкультуры Ф Занимаюсь танцами, как таковых ф.. Ф Бассейн ф Не занимаюсь

1/2 Т

Рис. 2. Какие формы самостоятельных занятий вы применяете?

Самыми популярными формами самостоятельных занятий среди студентов стали - самостоятельные тренировочные за-

нятия, ежедневная физминутка. Из раздела «другое» популярные ответы - йога, бассейн, танцы, зумба.

Рис. 3. Цель ваших занятий? Главная цель занятий для большинства респондентов - совершенствование себя.

Рис. 4. Сколько раз в неделю вы самостоятельно занимаетесь?

На самостоятельные занятия большинство из опрошенных студентов уделяют 1 -2 дня в неделю.

Рис. 5. Сколько времени у вас уходит на занятие?

1-1,5 часа в день уходит на одно занятие у большинства обучающихся. Также большинство студентов все же делают заминку в конце каждой тренировки, пра-

вильно распределяют нагрузку и фиксируют свои результаты с «дневник учета тренировок».

• Да

• Нет

• Иногда

Рис. 6. Делаете ли вы объективный самоконтроль (измерение длины и массы тела, размер

обхвата грудной клетки, талии, бёдер)?

Большинство студентов по результатам опроса не проводят объективный самоконтроль.

• Да

• Нет

Рис. 7. Делаете ли вы субъективный контроль (оценка самочувствия, желание заниматься спортом, настроение, усталость, нарушение аппетита)?

По данным диаграммы видно, что большинство респондентов проводят субъективный контроль.

• Да

• Нет

Рис. 8. Заметили ли вы прогресс в совершенствовании себя, с помощью ваших тренировок

уже в первые месяцы работы?

Диаграмма показала, что уже в первые месяцы работы в процессе совершенствовании себя, большинство студентов заметили первые результаты.

к

\ 34,a% ^

f

• Да

• Нет

• Загрццнянзсь ответить

Рис. 9. Удовлетворены ли вы результатом ваших тренировок?

Сравнивая две диаграммы, можно увидеть, что все же большинство студентов заметили прогресс в совершенствовании себя уже через месяц и удовлетворены своим результатом.

Подводя итоги, опроса можно сделать вывод, о том, что в ПетрГУ достаточно самоорганизованные студенты (из числа

опрошенных) и большинство из них, безусловно, занимаются самостоятельно, но стоит заметить, что практически никто не ведет объективный самоконтроль, хотя, это главный показатель эффективности, так как основной целью для большинства является совершенствование своего телосложения.

Библиографический список

1. Горюнова Р.Е. Анализ отношения студентов старших курсов Петрозаводского государственного университета к занятиям физической культурой и спортом после окончания курса дисциплины / Р.Е. Горюнова, Е.М. Солодовник // Перспективы науки. - 2022. -№2 (149). - С. 107-111.

2. Чингина Е.Н. Исследование отношения студентов к занятиям физической культурой // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - №7-1. - С. 71-75.

PLANNING AND CONTROL OF PHYSICAL LOADS IN THE PROCESS OF STUDENTS' INDEPENDENT LESSONS

M.A. Skurauskas, Student E.N. Chingina, Senior Lecturer Petrozavodsk State University (Russia, Petrozavodsk)

Abstract. This article reveals the benefits of independent physical education for students. The forms ofphysical culture lessons are determined. An analysis of the survey of students of Petrozavodsk State University on the planning and control of physical activity in the process of self-study is presented.

Keywords: self-study, physical culture, students, control, planning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.