Научная статья на тему 'Самостоятельная деятельность будущих педагогов физической культуры как психолого-педагогическая проблема'

Самостоятельная деятельность будущих педагогов физической культуры как психолого-педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самостоятельная работа / самообразование / студенты факультета физической культуры

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лотоненко Андрей Васильевич, Григорьев Олег Александрович

Рассматриваются психолого-педагогические аспекты самостоятельной работы студентов факультета физической культуры в рамках вхождения страны в Европейское пространство высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лотоненко Андрей Васильевич, Григорьев Олег Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная деятельность будущих педагогов физической культуры как психолого-педагогическая проблема»

УДК. 796 ББК 75.4(2)

А.В. Лотоненко, доктор педагогических наук, профессор, О.А. Григорьев, доцент (г. Воронеж)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Статья рекомендована к печати доктором педагогических наук, профессором Л.И. Лубышевой, доктором педагогических наук, профессором Г.Н. Пономаревым.

Аннотация. Рассматриваются психолого-педагогические аспекты самостоятельной работы студентов факультета физической культуры в рамках вхождения страны в Европейское пространство высшего образования.

Ключевые слова: самостоятельная работа, самообразование, студенты факультета физической культуры.

A.V. Lotonenko, doctor of pedagogical sciences, professor O.A. Grigoriev, Associate Professor (Voronezh)

INDEPENDENT ACTIVITY OF THE FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM

Abstract. We consider the psychological and pedagogical aspects of students' independent work of faculty of physical culture in the country's entry into the European Higher Education Area.

Key words: independent work, self-study, students of the Faculty of Physical Education

Современная система высшего образования России предъявляет высокие требования к качеству подготовки специалистов. Эти требования обусловлены вхождением страны в Европейское пространство высшего образования для обеспечения конкурентоспособности российских специалистов на мировом рынке труда. Конкурентоспособный специалист в соответствии с общеевропейскими требованиями должен обладать не только высокими профессиональными качествами, но и мобильностью, способностью к самостоятельной деятельности. Современная наука характеризуется интенсивным обновлением знаний и большим потоком обновляемой информации, в связи с чем в структуре подготовки специалистов большое значение приобретает самостоятельная деятельность студентов.

В Концепции модернизации российской системы образования указывается, что одной из целей профессионального образования является подготовка квалифицированного работника, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Таким образом, в вузе студенты должны получить подготовку к последующему самообразованию, а основной формой достижения этой цели является самостоятельная деятельность студентов, в связи с этим доминирующая роль в университетском образовании должна отводиться именно самостоятельной деятельности студентов. Студент высшего учебного заведения должен не только получать знания, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, методами исследовательской работы, но и

уметь самостоятельно приобретать новые научные сведения.

Анализ психолого-педагогических исследований показал, что проблема о необходимости организации самостоятельной деятельности обучаемых в истории педагогической науки не является новой. В настоящее время имеются различные научные работы и методологические направления решения проблемы организации самостоятельной деятельности обучающихся.

В отечественной педагогике проблема самостоятельной деятельности нашла отражение в современных психолого-педагогических теориях личности, деятельности, мышления (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин). Этими исследователями теоретически обоснована психолого-педагогическая сущность самостоятельной работы учащихся: «расстояние между уровнем актуального развития, определяемым с помощью задач, разрешаемых самостоятельно, и уровнем возможного развития ребенка, определяемым с помощью задач, решаемых ребенком под руководством взрослых (Л.С. Выготский); выделены ведущие мотивы самостоятельной деятельности: познавательный и профессиональный (С.Л. Рубинштейн); группы условий самостоятельной деятельности: формирование адекватной мотивации обучающегося; обеспечение правильного выполнения действия; воспитание желаемых свойств действия; превращение последнего в умственное действие (П.Я. Гальперин); цели и развивающий характер самостоятельной деятельности (В.В.Давыдов и Д.Б. Эльконин).

Дальнейшие исследования отражены в форме исследования самостоятельной работы учащихся. Так, Н.Ф. Талызина, опираясь на исследования П.Я. Гальперина, выделила некоторые принципиальные положения относительно содержания обучения: основу обучения должны составлять базовые знания; в содержание обучения должны входить способы работы с базовыми знаниями, что является условием самостоятельного изучения материала в той или иной предметной области; усвоение знаний должно происходить в форме решения учебных

задач, это обеспечивает обучение без заучивания, запоминание является закономерным итогом, а не самостоятельной целью.

Таким образом, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина разработали методологические основы и психологически обосновали феномен самостоятельной деятельности с позиций деятельностного §о1[]1£, субъект -субъектного подхода к обучению, однако, несмотря на то, что их исследования носят общеметодологический характер, они изучали, затрагивали проблему организации самостоятельной деятельности школьников, их исследования не затронули систему высшего профессионального образования. Также в исследованиях этих авторов акцентируется внимание на ведущей роли преподавателя в организации самостоятельной работы студентов, однако данный подход не применим при решении проблемы организации самостоятельной деятельности студентов, так как студент является активным субъектом самостоятельной деятельности, а преподаватель создает педагогические условия этой деятельности.

В 60 - 70 годы двадцатого столетия начинает формироваться новое мышление и инновационные подходы к образованию, возникает потребность в специалистах, способных к самостоятельному непрерывному профессиональному образованию, готовых принимать адекватные решения в нестандартных ситуациях. В связи с чем в практике подготовки специалистов самостоятельная деятельность приобретает большое значение, и в педагогической науке возникает потребность в исследовании феномена сущности самостоятельной деятельности студентов.

Однако, как показал проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы, в большинстве трудов рассматривается самостоятельная работа студентов.

Так, Т.Д. Речкина, Е.В. Змиевская рассматривают самостоятельную работу студентов, как деятельность личности в процессе обучения, которая определяется способностью обучающихся ставить перед собой задачи, осуществлять их и рефлексировать.

И.А. Зимняя рассматривает данное понятие, как целенаправленную, внутренне мотивированную и корригируемую деятельность личности.

В.М. Рогозинский характеризует самостоятельную деятельность студентов, как планируемую познавательную, организационно и методически направляемую деятельность студентов, осуществляемую без прямой помощи преподавателя, для достижения конкретного результата.

B.А. Казакова под самостоятельной работой понимает проявление умственного напряжения мысли обучаемых для правильного и наилучшего выполнения того или иного действия; проявление сознательности, самостоятельности и активности обучаемых в процессе решения поставленных задач; владение навыками самостоятельной работы; осуществление управления и самоуправления самостоятельной познавательной и практической деятельностью обучаемого.

И.Т. Огородников трактует самостоятельную работу как процесс творчества, раскрытия новых изучаемых явлений и процессов.

C.И. Архангельским понятие «самостоятельная работа» трактуется как самостоятельный поиск необходимой информации, приобретение знаний, использование этих знаний для решения учебных, научных и профессиональных задач.

А.Г. Молиборг рассматривает самостоятельную деятельность, как вид деятельности, складывающийся из многих элементов: творческого восприятия и осмысления учебного материала в ходе лекции, подготовки к занятиям, экзаменам, зачетам, выполнения курсовых и дипломных работ.

А. Низамов определяет самостоятельную деятельность, как разнообразные виды индивидуальной, групповой познавательной деятельности студентов на занятиях или во внеаудиторное время без непосредственного руководства, но под наблюдением преподавателя.

Б.Г. Иоганзен, Кувшинова Н.И. рассматривают самостоятельную работу, как систему мер по воспитанию активности и самостоятельности как черт личности, по выработке умений и

навыков рационально приобрести полезную информацию.

И.И. Ильясовым, В.Я. Ляудисом самостоятельная работа студентов понимается как система организации педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью, протекающей в отсутствие преподавателя.

М.Г. Гарунов и П.И. Пидкасистый считают, что самостоятельная работа студентов в высшей школе является специфическим педагогическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью в учебном процессе. П.И. Пидкасистый указывает, что самостоятельная деятельность студентов есть объект деятельности студента, предлагаемый преподавателем и является одновременно способом деятельности студента по выполнению соответствующего учебного задания для получения нового знания, либо к углублению уже имеющихся знаний.

И.А. Зимняя самостоятельную работу представляет как целенаправленную, внутренне мотивированную структурированную самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемую им по процессу и результату деятельности. Ее выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания. Она подчеркивает, что самостоятельная деятельность есть следствие правильно организованной учебной деятельности в аудиторных условиях, что мотивирует самостоятельное ее расширение, углубление и продолжение в свободное время. Для преподавателя это означает четкое осознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование у обучающихся как некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач. Самостоятельная деятельность рассматривается ею, как высший тип учебной деятельности, требующий от обучающихся достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, ответственности, и доставляющий студенту удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самосознания.

Е.В. Захарова в своем исследовании характеризует самостоятельную работу студента как целенаправленную совокупность субъектных действий студента, осуществляемую под руководством преподавателя на основе использования средств сопровождения учебного процесса. В ее исследовании указывается, что самостоятельная работа студентов предполагает поэтапное усвоение нового материала, его закрепление, применение, повторение. Е.В. Захарова трактует внешнюю и внутреннюю стороны этого понятия. С одной стороны, самостоятельная работа выступает в качестве педагогического средства организации и управления самостоятельной деятельностью студента в учебном процессе, с другой, «представляет собой специфическую форму учебного и научного познания». Таким образом, Е.В. Захарова указывает на двуединую суть самостоятельной деятельности студентов в системе учебного процесса в высшей школе, которая является одновременно средством обучения и формой учебно-научного познания.

В исследованиях Е.В. Захаровой самостоятельная работа студентов характеризуется как целенаправленная совокупность субъектных действий студента, осуществляемая под руководством преподавателя на основе использования средств сопровождения учебного процесса. Важная роль в исследованиях Е.В. Захаровой отводится самостоятельности «интегральному качеству личности, определяющему возможности осуществлять самостоятельную работу на основе формирования качеств рефлексивного управления».

Г.Л. Гаврилова рассматривает понятие самостоятельной работы студента через призму самостоятельности. Согласно Г. Л. Гавриловой, система, обеспечивающая эффективное формирование профессиональной самостоятельности, включает в себя органически взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты: 1) актуализация профессиональной самостоятельности учителя как объективно существующего и жизненно необходимого стержневого качества его личности; 2) целенаправленная активизация практико-деятельностной подготовки будущих учителей в процессе обучения в

вузе; 3) организация регулярного выполнения студентами самостоятельных, постоянно усложняющихся учебно-педагогических заданий.

Анализируя разработанную систему, Г.Л. Гаврилова указывает, что первая составляющая предлагаемой системы направлена преимущественно на развитие мотивационного компонента профессиональной самостоятельности, формирование профессиональных стимулов и мотивов более высокого порядка, стремления к овладению и совершенствованию профессиональной самостоятельности. Вторая составляющая направлена на преимущественное развитие содержательно-операционного компонента профессиональной самостоятельности. Ее назначение - вооружение студентов необходимыми знаниями, умениями и навыками в области избранной специальности на основе сближения структуры учебного процесса со структурой профессионально-педагогической деятельности. Третья составляющая системы направлена на преимущественное развитие эмоционально-волевого компонента профессиональной самостоятельности учителя. Организация систематического выполнения самостоятельных работ включает создание у студентов волевых установок путем постановки реально достижимых для них целей.

И.И. Ильясова и Н.А. Галатенко, исследуя сущность самостоятельной работы, делают акцент на том, что она есть процесс формирования взаимосвязанных умений, которые выражаются в умениях решать типовые предметные специфические задачи с применением знаний по дисциплине (типовые умения); осуществлять логические приемы на материале знаний по предмету (логические умения); решать нестандартные задачи с использованием знаний по дисциплине (творческие умения); умение осуществлять общие приемы учебной работы (учебные умения).

В представленных выше исследованиях феномена самостоятельной деятельности студентов она рассматривается как один из видов учебно-познавательной работы, и авторы в терминологическом смысле рассматривают ее как самостоятельную работу, что, на наш взгляд, сужает психолого-педагогическую сущность по-

228

нятия самостоятельной деятельности. В связи с этим в наших исследованиях считаем необходимым акцентировать внимание на том, что мы используем в своих исследованиях термин «самостоятельная деятельность», так как самостоятельная деятельность, в отличие от самостоятельной работы, предполагает активность личности и характеризует высший уровень успешности самостоятельности студента в учебно-познавательной деятельности. Основанием для этого послужили методологические основы, изложенные в трудах К. А. Альбухановой-Славской, С.М. Годник и В.И. Хлоповских.

Исследования К.А. Абульхановой-Славс-кой в наших исследованиях ценны тем, что в ее концепции по-новому представлена категория деятельности, деятельность, согласно ей, выступает как форма существования активности и определяется «как жизненно-функциональные высшие способности, обеспечивающие (или нет) возможность быть субъектом». Активность, согласно К.А. Абульхановой-Славской, выступает как способность и способ самовыражения, самореализации личности. По К.А. Абульхановой-Славской самоопределение - это осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений. Таким образом, мы считаем, что основным качественным отличием самостоятельной деятельности от самостоятельной работы являются два основополагающих фактора: активность личности, стремление к самореализации и самовыражению. Термин «самостоятельная деятельность», таким образом, на наш взгляд, позволяет учитывать психологическую характеристику данного феномена, как специфической учебной деятельности.

Данное положение подтверждается исследованиями С.М. Годник и В.И. Хлоповс-ких, которые, определяя роль самостоятельной деятельности студентов с учетом образования личностно-развивающего характера, утверждают, что самостоятельная деятельность студентов в отличие от самостоятельной работы направлена на культивирование уникального опыта обучаемого, при этом личный опыт, приобретаемый при реализации самостоятельной деятельности, играет роль «ценност-

ного горизонта образования». В ходе самостоятельной деятельности, которая является субъект-субъектной, постижение учебного предмета осуществляется через взаимоотношения студента и преподавателя, и научно организованная самостоятельная деятельность студентов способствует значительному повышению эффективности обучения.

Выявление сущности самостоятельной деятельности требует исследования различных подходов к интерпретации целей и функций самостоятельной деятельности. Анализ, проведенный нами в ходе исследования, показал, что существуют также различные подходы к формулированию целей самостоятельной деятельности студентов.

Так, Буданов А.В., Горлинский И.В., Лат-кова И.А., Постоев В.И., Столяренко А.М. в своих исследованиях выделяют совокупность следующих дидактических целей: научить обучающихся самостоятельно добывать знания из различных источников; способствовать формированию навыков и умений, необходимых будущим специалистам; повысить ответственность обучающихся за свою профессиональную подготовку, формирование личностных и профессионально-деловых качеств; формирование профессионального мышления на основе самостоятельной работы над выполнением индивидуальных творческих заданий по курсам и учебным дисциплинам.

Согласно П.И. Пидкасистому, самостоятельная деятельность студентов служит определенным образовательным целям (усвоение определенных знаний, умений, способов деятельности, предусмотренных содержанием образовательных программ и составляющих основу подготовки специалиста). Одной из основных дидактических целей, согласно П.И. Пидкасистому, является формирование рефлексивно-критического стиля мышления студентов посредством решения учебно-познавательных задач. Получив определенный опыт в решении учебно-познавательных задач, студенты вовлекаются в исследовательскую деятельность разной степени самостоятельности.

А.М. Алтайцев, В.В. Наумов в своих исследованиях основной целью самостоятель-

ной деятельности считают решение специфических задач. Рассматривая самостоятельную деятельность как процесс решения задач, они выделяют следующие ее звенья: постановка учебной задачи, как конкретизация смыслооб-разующих мотивов деятельности, функцию которых выполняет интерес к содержанию усваиваемых знаний; применение оптимальных способов решения задачи; осуществление контроля и оценки за ходом и результатом решения задачи, посредством овладения студентами способами оценки результатов собственной деятельности работы под руководством преподавателя.

Белкин Е.Л. выделяет частно-дидактические цели: формирование у студентов умений выявлять во внешнем плане то, что от них требуется на основе данного алгоритма деятельности и посылок на эту деятельность, содержащихся в условии задания, то есть формирование знаний первого уровня; формирование знаний, позволяющих воспроизводить по памяти усвоенную информацию и решать задачи, то есть знаний второго уровня; формирование у студентов знаний третьего уровня, знаний, лежащих в основе решения нетиповых задач; создание предпосылок для творческой деятельности.

Однако на наш взгляд подход к обоснованию целей самостоятельной деятельности, представленный в исследованиях Буданова А.В., Горлинского И.В., Латковой И.А., Посто-ева В.И., Столяренко А.М., П.И. Пидкасистого, Алтайцева А.М., Наумова В.В., Белкина Е.Л., несколько односторонний, он отражает только репродуктивную форму этой деятельности.

Мы в своих исследованиях при определении целей самостоятельной деятельности студентов придерживаемся точки зрения И.А. Зимней, согласно которой, идеальная цель самостоятельной деятельности - это личностное и профессиональное самосовершенствование через осознание социальной значимости профессии и достижение ее как результата: профессиональной компетентности; высокого общекультурного уровня; повышения результативности учебной деятельности, проявляющейся в

качественных изменениях личностного развития студентов.

Функции самостоятельной деятельности выделяются также в исследованиях А.А. Андреева, В.А. Красильниковой. Авторами в совокупности выделены такие функции, как компенсирующая (компенсирует недостатки базового образования); дополняющая (дополняет, углубляет, уточняет профессиональное образование); вспомогательная (помогает осмыслению передового опыта работы и собственной самостоятельной деятельности); индивидуализации (способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности); самопознания (является средством самопознания и самосовершенствования).

Б.П. Есипов, определяя функции самостоятельной деятельности, выделял общие и специфические. К общим функциям он относил: обучающие, обосновывая это положение тем, что самостоятельная деятельность повышает сознательность и прочность усвоения знаний обучаемыми; вырабатывает у них умения и навыки, требуемые программой каждого учебного предмета в соответствии с целевой установкой образовательного процесса. Анализируя практические функции самостоятельной деятельности студентов, автор указывает, что данный вид деятельности позволяет научить пользоваться приобретенными знаниями, умениями и навыками.

Развивающая функция самостоятельной деятельности студентов, согласно Б.П. Есипову, развивает познавательные способности, логическое мышление. Воспитательная функция основана на привитии культуры умственного труда, интереса к достижению поставленной цели.

Нам ближе точка зрения, представленная в исследованиях А.К. Громцевой и А.А. Вербицкого, где основная функция самостоятельной деятельности студентов представлена в контексте формирования конкурентоспособности специалиста. Авторы указывают, что в современных социально-экономических условиях, когда специалист должен быть конкурентоспособным, готовность к самостоятельной деятельности является неотьемлемой профессиональной функцией.

Анализ сущности самостоятельной деятельности позволил нам сделать вывод о том, что различные авторы вкладывают различный смысл в трактовку этого понятия и несмотря на имеющиеся разносторонние исследования данного феномена, оно требует уточнения и конкретизации. В наших исследованиях при формулировании понятия «самостоятельная деятельность студентов» мы учитывали многоаспект-ность данного феномена, в соответствии с чем сочли необходимым отразить в конкретизации нашего понятия деятельностный аспект самостоятельной деятельности, ее субъектность, рефлексивность, мотивированность, практико-ориентированность, профессиональную направленность, целевую направленность. Понятие «самостоятельная работа» отражает прежде всего репродуктивный характер познавательной деятельности студентов, в то время как «самостоятельная деятельность» - это осознание студентами ее целей, умение ее планировать и реализовывать. В соответствии с этим самостоятельная деятельность студентов трактуется нами, как осознанная, самоорганизованная, самоуправляемая деятельность студента, осуществляемая на основе индивидуальной личностной системы учебно-профессиональных мотивов и способов деятельности, направленная на удовлетворение потребности в освоении современного практического опыта, научной информации и методами научного познания в различных областях знания для последующего использования в их профессиональной деятельности.

Г.Н. Пономарев подчеркивает, что современное педагогическое образование в сфере физической культуры и спорта нуждается в качественном пересмотре для создания стабильной и эффективной образовательной системы, соответствующей не только социально-экономической и демографической ситуации, но и культурно-историческим традициям. Одним из путей решения данной проблемы он видит во внедрении концепции личностно ориентированного образования.

На взгляд Г.Н. Пономарева, при разработке новых в концептуальном отношении моделей обучения на факультетах физической куль-

туры приоритетным началом должна быть активная позиция студента на всех уровнях обучения. Автор считает, что необходимо вовлекать студентов в опытно-экспериментальную работу, которая позволит в естественных, контролируемых и управляемых преподавателем условиях изучать механизмы, обеспечивающие саморазвитие и самодиагностику личности с учетом биологических и социальных факторов.

Важнейшим фактором в профессиональном образовании педагога по физической культуре, по мнению Г.Н. Пономарева, является физкуль-турно-спортивная деятельность. В такой деятельности студент находится в двойной, субъектно-объектной, позиции, что содействует развитию ценностных побуждений, позволяющих стимулировать потребность в практическом воплощении полученных знаний.

Таким образом, автор делает вывод, что физкультурно-спортивная деятельность сопряжена с материализованными результатами в предмете профессиональной деятельности будущего педагога и систематического применения студентами спортивно-технических и педагогических знаний, умений и навыков, дает возможность приобретать ценный опыт познавательной, практической, преобразовательной, ориентационно-оценочной и коммуникативной деятельности.

Профессиональная педагогическая деятельность педагога физической культуры есть интегральная система субъект-субъектных отношений педагога и учащихся, целью которой являются коррекция физического развития, формирование культуры здоровья, потребности в здоровом образе жизни, при этом цель реализуется посредством овладения учащимися специальными двигательными умениями и навыками (физическими упражнениями).

Профессиональная педагогическая деятельность педагога физической культуры есть структурированное образование, она включает структурные и функциональные компоненты.

Структурные компоненты профессионально-педагогической деятельности включают цель, содержание, средства, объекты и субъекты деятельности, функциональные компоненты включают общепрофессиональные и специ-

альные профессионально-педагогические задачи, которые педагог по физической культуре реализует в ходе осуществления профессиональной деятельности.

Общая цель профессиональной педагогической деятельности педагога физической культуры - формирование культуры здоровья, потребности в здоровом образе жизни на основе овладения двигательными умениями и навыками. В современных условиях профилизации общего полного образования следует также учитывать цель формирования спортивных резервов, однако данная цель является сопутствующей.

В своих исследованиях В.В. Абрамова подчеркивает, что в основе подготовки специалиста физической культуры лежит применение специфических методов подготовки, таких как заданный подход, имитационно-моделирующий и проектный способы обучения, интеграция учебной и исследовательской работы и организация внеаудиторной деятельности студентов на основе самостоятельной работы, предполагающей выполнение учебных заданий различной степени сложности (в стандартных и проблемных ситуациях), моделирующих профессиональную деятельность и требующих критической самооценки как результатов своей деятельности, так и своего внутреннего состояния.

В организации самостоятельной работы студентов факультета физической культуры важное значение имеет учет уровня их достижений и способов диагностики. В своих исследованиях Е.В. Быстрицкая и Е.И. Тупикин показали, что физкультурно-педагогическое образование построено концентрически. Такое построение подготовки будущих специалистов физической культуры позволяет реализовывать все виды учебной деятельности - от репродуктивной деятельности с опорой до продуктивной деятельности без опоры. В связи с этим авторы предлагают систему диагностики определенных уровней знаний (знания-знакомства, знания-умения; знания-навыки) с помощью заданий-тестов разных уровней, соответственно, от первого к третьему. На первом уровне у студентов проверяют наличие знаний-знакомств путем выбора правильного ответа из нескольких на поставленный вопрос. На втором уровне применяются задания «с открытым отве-

том» и задания на нахождение соответствия между учебными элементами. На третьем уровне применяются задания, связанные с использованием знаний в практической деятельности студентов: задания на приведение примеров; сравнения; с решением педагогических ситуаций.

Таким образом, анализ основных подходов к профессиональной подготовке специалистов с высшим физкультурным образованием свидетельствует о необходимости создания условий для формирования готовности будущего педагога к самостоятельной работе в условиях личност-но-ориентированного обучения, саморазвития личности студента как основы его профессионального становления и формирования профессиональной компетентности.

Задачи самостоятельной деятельности студентов направлены на формирование практико-ориентированного мышления. В отличие от традиционных учебных задач задачи самостоятельной деятельности предполагают процессы конструирования и интерпретации. Задачи самостоятельной деятельности студентов должны быть многоуровневыми, отражать уровни и алгоритмы деятельности студентов и этапы образовательного процесса.

Базовой задачей организации самостоятельной деятельности студентов факультета физической культуры является формирование умений воспроизводить алгоритмы деятельности, как теоретической, так и практической. В основе данной задачи лежит формирование у студентов способности воспроизводить определенный алгоритм действий, выполнение которых должно привести к получению конкретного результата, что в физической культуре выражается, как правило, в демонстрации техники двигательного действия. Способность воспроизводить алгоритм действий позволяет найти рациональный способ решения задачи. Для описания алгоритма решения проблемы студентами осваивается путь получения результата. Основными действиями студентов на этапе решения данной задачи являются восприятие и осмысление информации по инструкции, отбор учебного материала, структуризация изучаемого материала на смысловые части, выделение стержневых линий изучаемой информации, конспектирование

главных идей, сравнение, формулирование выводов.

Следующей задачей в организации самостоятельной деятельности студентов факультета физической культуры является формирование у них способности применять алгоритмы деятельности в стандартной ситуации. При решении этой задачи самостоятельной деятельности студенты в стандартной ситуации самостоятельно способны из известных способов деятельности выбрать наиболее оптимальный, при этом студенты способны подбирать подводящие и подготовительные упражнения (в процессе двигательной деятельности), решать типовые задачи, упражнения, опыты, лабораторные работы и т. д. (в теоретической деятельности). Для этого они должны уметь отбирать учебный материал, формулировать цель, составлять план деятельности, анализировать результаты, делать выводы о результатах деятельности. При этом одной из малоизученной проблемы при организации самостоятельной деятельности студентов факультета физической культуры является обучение их правилам безопасного выполнения упражнения. Безопасность самостоятельного выполнения упражнения, на наш взгляд, определяется знаниями студентов как теоретическими, так и методическими в области теории и методики физического воспитания, спортивной физиологии и медицины, психологии, биомеханики и ряда дисциплин. Хотелось бы отметить, что самостоятельные занятия студентов спортивных вузов, в отличие от других, требуют более тщательной подготовленности студентов и преподавателей, так как неправильное выполнение упражнений может принести вред здоровью. Именно поэтому, на первых этапах самостоятельной двигательной деятельности, обязательно должен присутствовать преподаватель, тренер, учитель, которого в этом случае можно отнести к консультанту.

Следующая задача организации самостоятельной деятельности студентов - формирование умений применять алгоритмы деятельности в нестандартной ситуации. В ходе реализации этой задачи студенты осваивают навыки самостоятельно подбирать физические упражнения, разрабатывать программы решения той или

иной задачи по развитию двигательных способностей, совершенствованию техники упражнений, информационное и материальное оснащение для решения проблем в нетрадиционной учебной ситуации на основе выбора и корректировки известных способов деятельности, самостоятельно осознавать проблему, формулировать цель, прогнозировать результат, анализировать и сравнивать способы самостоятельной деятельности, планировать, реализовывать, контролировать и оценивать достижение цели.

Следующая задача - формирование умений создавать новые способы деятельности, моделировать самостоятельную деятельность. Реализация этой задачи позволяет студентам видеть и решать проблемы своей деятельности, использовать самостоятельную деятельность для решения проблем и задач профессионального развития, повышения тренированности, формулировать проблему, цель, план самостоятельной деятельности, критически оценивать и корректировать свою деятельность по профессиональному и личностному развитию как в учебной, так и спортивной деятельности.

Выводы:

1. Проблема организации самостоятельной деятельности студентов на современном этапе является очень актуальной и определяется в свете реформ высшего профессионального образования, которые направлены на формирование личности специалиста, способного к постоянному профессиональному совершенствованию. Однако, несмотря на имеющиеся исследования самостоятельной деятельности студентов отечественными педагогами и психологами, вопросы ее организации характеризуются дискуссионно-стью и недостаточной разработанностью. В большинстве психолого-педагогических исследований рассматривается самостоятельная работа студентов, что характеризует доминирование в современных исследованиях репродуктивного подхода к данному феномену, данный подход не учитывает самостоятельность, рефлексивность, мотивируемость, творческую направленность, активность самостоятельной деятельности, как способность студента формулировать цели, формы и ее содержание.

2. Выявлены различные подходы к исследованию целей и функций самостоятельной деятельности. В большинстве психолого-педагогических исследований изучаются частно дидактические цели самостоятельной деятельности и функции, направленные на формирование различных учебных умений. Это также указывает на методологическую незавершенность исследования данного феномена и односторонность его исследования с позиции репродуктивной направленности. Мы считаем, что основной целью самостоятельной деятельности является личностное и профессиональное самосовершенствование будущего специалиста, а основной ее функцией является формирование конкурентоспособного специалиста, способного гибко адаптироваться к изменениям профессиональных потребностей в современных условиях.

3. В контексте наших исследований сущность самостоятельной деятельности студентов, как психолого-педагогической категории рассматривается с активности студента как субъекта деятельности, которая является способностью личности к самореализации в профессиональной деятельности. Сущность понятия «самостоятельная деятельность студентов факультета физической культуры» формулируется на основе интегрированного подхода к данному понятию, она есть суть осознанная, самоорганизованная, самоуправляемая деятельность студента, осуществляемая на основе индивидуальной личностной системы учебно-профессиональных мотивов и способов деятельности, направленная на удовлетворение потребности в освоении современного практического опыта, научной информации и методами научного познания в различных областях знания, для последующего использования их в профессиональной учебной и спортивной деятельности.

4. Подготовка студентов факультета физической культуры к самостоятельной работе -есть сложная психолого-педагогическая система взаимодействия субъектов образовательного процесса, осуществляемая на основе форми-

рования у студентов личностных мотивов и способностей деятельности, направленных на удовлетворение потребности в освоении современного практического опыта, научной информации и методов научного познания в области знания физической культуры для последующего использования их профессиональной деятельности.

Литература:

1. Виленский, М.Я. Физическая культура в научной организации процесса обучения в высшей школе: учеб. пособие / М.Я. Виленский. - М.: МГПИ, 2004. - 197 с.

2. Гаееская, О.В. Профессионально-педагогическая подготовка будущих специалистов физической культуры средствами гимнастики / О.В. Гаевская, А.В. Лотоненко. - Воронеж: ВГПУ, 2010. - 176 с.

3. Гостее, Р.Г. Физическая культура и спорт в современных условиях / Р.Г. Гостев. - М.: НИЦ «Еврошкола», 2005. - 418 с.

4. Горелое, A.A. Физическая культура как отрасль научных знаний (к выходу новой редакции паспорта специальности 13.00.04 - теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры) / А.А. Горелов, А.В. Лотоненко, В.К. Пельменев, Г.Н. Пономарев // Культура физическая и здоровье. - 2011. - № 1 (31). - С. 4-7.

5. Григоръее, O.A. Роль самообразования в профессиональной подготовке педагога физической культуры в рамках компетентностного подхода / О.А. Григорьев // Культура физическая и здоровье. - 2007. - № 3 (13). - С. 12-18.

6. Григоръее, O.A. Теоретические основы спортивной подготовки и тренировки / О.А. Григорьев, А.В. Лотоненко, Г.Р. Гостев, А.А. Лотоненко. -М.: Еврошкола, 2010. - 183 с.

7. Лотоненко, A.B. Культура физическая и здоровье: монография / А.В. Лотоненко, Г.Р. Гостев, С.Р. Гостева, О.А Григорьев. - М.: Еврошкола, 2008. - 480 с.

8. Пономарее, Г.Н. Перспективы развития образовательной деятельности факультетов физической культуры в условиях модернизации образования в России / Г.Н. Пономарев // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 8. - С. 55-58.

234

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.