8. URL: https://studme. org/219613/meditsina/pedagogicheskoe_ nablyudenie (дата обращения: 14.06.2020).
9. Французско-русский словарь. М. : Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1962. 902 с.
10. Молчанов С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС-ДОУ) и оценивания социализованности мальчиков и (или) (ОС-ДОУ) в дошкольном образовательном учреждении : пособие для работников дошкольного образования. Челябинск : Энциклопедия, 2012. 60 с.
11. Психологический словарь /под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М. : Педагогика, 1983. 448 с.
12. Вольтер Ф. М. Философские сочинения. М. : Наука, 1988. 751 с.
Е. Н. Потехина
«Самостояние» как компонент воспитания гражданственности старшеклассника
Анализ исследований доказывает: среди самопроцессов самостояние должно стать базовым компонентом в формировании гражданственности. Только через самостояние старшеклассник обретает уникальность и видит смысл собственного жизненного пути, преодолевая слабости человеческой натуры, благословляя тернии и ими вырастая в достойного россиянина. Поэтому из метафоричного литературного понятия XIX века в XXI самостояние становится педагогическим термином. Его введение в тезаурус педагогической науки позволит объяснить механизмы воспитания значимых личностных качеств, в частности - гражданственности, характеристики личности, востребованной современным обществом.
Ключевые слова: самостояние, самопроцессы, личностные качества, формирование гражданственности.
В науке существует немало понятий, которые ставят акцент на роль самой личности в собственном развитии. Среди них - самоактуализация. По Маслоу, это желание человека достичь вершины своего потенциала [10]. Но данное явление встречается крайне редко, так как человек не может предвидеть свои возможности, часто сомневается в собственных способностях, боится их развивать. Саморазвитие включает другие процессы - само-процессы: самопознание, самообразование, самовоспитание, самореализацию. Вместе с тем, на наш взгляд, сегодня время требует новый уровень воспитания, поэтому представляется важным ввести ещё одно понятие «самостояние» как проявление активной позиции, связанной с убеждениями человека. Слово введено А. С. Пушкиным в строках:
На них основано от века
По воле бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его [9].
Важно заметить, что данное четверостишие имеет глубокий смысл. Им поэт вводит в русский язык неологизм «самостояние», употребив его единственный раз в своём творчестве. Впервые после поэта данное слово
30
появилось только в дополнении к словарю языка А. С. Пушкина, изданном в 1982 году. Удивительно, что после Александра Сергеевича никто его не заметил. В XX веке оно воскресло в работах Н. Бердяева [1]. В наше время слово «самостояние» наконец востребовано и вошло в арсенал понятий философии, особенно через работы выдающегося философа конца XX века В. С. Библера [2], так как оно выражает базовую мировоззренческую установку человека. Великий русский мыслитель того же века И. А. Ильин объясняет значение слова «самостояние» так: «...чувство собственного духовного величия» [4]. В. И. Даль трактует слово «величие» как «огромность, превосходство в невещественном, духовном или нравственном отношении» [3].
В результате анализа ответов 50 учителей русского языка и литературы, истории и обществознания из Москвы, Перми, Соликамска, Березников, Александровска на вопрос, как они понимают значение слова «самостояние», собраны и классифицированы предположения значения данного понятия, которые отражены в табл. 1.
Таблица 1
Значения, включенные в понятие «самостояние» (по результатам опроса педагогов)
№ Значение %
1 Опора на внутренний стержень, духовную составляющую 35
2 Несгибаемость человека перед трудностями 20
3 Иметь своё мнение, идти своей дорогой 10
4 Это все самопроцессы 10
5 Способность вершить достойные деяния, стоять за правду 8,5
6 Умение прощать, любить, радоваться жизни 7,5
7 Пробуждение внутренних сил 2, 5
8 Уверенность в своих силах 2,5
9 Верность своим принципам 2,5
10 Верить в Бога, выполнять своё предназначение 1,5
Масштаб проявления самостояния отражен в табл. 2.
Таблица 2
Масштаб проявления самостояния
Компоненты структуры личности Масштаб проявления «самостояния»
Я сам Социум Страна
Когнитивный Человек думающий, с высшей степенью развития интеллекта Имеет своё мнение, убеждения Наличие достаточных компетенций для решения задач в разных сферах
Эмоциональный Обладает чувством собственного достоинства, внутренней силой, ощущает себя твердо и уверенно стоящим на земле. Человек духовный, умеющий прощать, радоваться жизни, не бояться одиночества и, главное, любить Способность любить близких, дом, семью, коллег, людей Готовность любить Отчизну. Опора человека -на внутренний духовно- нравственный стержень, незыблемые ценности. Человек силён, если он, преодолевая трудности, всё-таки движется к воплощению предначертанного ему пути
Деятельностный Идёт своей дорогой, остаётся верным своим принципам. Добродея-тельный Создаёт культуру, способен правильно жить, вершить достойные деяния Проявляет гражданскую позицию, способен стоять за правду и справедливость на земле
Синтезируя эти ответы с мнениями учёных, с нашей точки зрения, «самостояние» - духовная основа личности, слагаемая из незыблемых ценностей, главная из которых любовь к Отчизне и людям, благодаря которой ЧЕЛОВЕК САМ способен правильно жить, вершить достойные деяния, твердо и уверенно стоять за правду и справедливость на земле, идти своей собственной, единственной дорогой, иметь твёрдое убеждение в необходимости саморазвития гражданского сознания, способности отдавать свои знания, умения, время, талант окружающим, быть подвижником интересного и инновационного, поддерживать добрые дела. Именно любовь - то чувство, которое порождает все остальные ценности и через которое воспитываются личностные качества. Через любовь к близким воспитывается сопереживание, сострадание, соучастие, взаимопомощь. Через любовь к Родине - долг, самопожертвование, трудолюбие. Только та
личность, которая способна проявлять любовь, достойна называться ЧЕЛОВЕКОМ, величие человека зависит от способности испытывать это чувство.
Исследуя сущность личностной характеристики «гражданственность» и выявляя условия её становления, мы пришли к выводу, что если искать ключевой компонент, на котором может выстраиваться воспитание гражданственности современного подростка, то им должно стать самостояние, которое предполагает мощное преодоление трудностей извне, волевое усилие, что отличает его от терминов: самостоятельность, самость и др. В современных условиях самопроцессы считаются основным ресурсом разработки инновационных педагогических технологий, успешно описаны их различные смысловые оттенки [6]. На наш взгляд, слово это исполнено позитивных коннотаций в отношении человеческого предназначения. Через него есть вероятность обрести самостояние как подлинную независимость и устойчивость к социальным и межличностным проблемам. Вместе с тем самостояние в педагогической науке выделяется впервые.
Наше исследование воспитания гражданственности позволило рассматривать понятие «гражданственность» как интегративную нравственную характеристику деятельной личности, обладающей чувствами гражданского долга и патриотизма, ответственности за судьбу государства и гражданского общества, имеющей правовое сознание, общую культуру и защищённость государством, способной к позитивному командному взаимодействию и стремящегося к саморазвитию [8].
Поэтому нами выделяются 5 основных компонентов содержания понятия «гражданственность»:
- патриотизм;
- законопослушность;
- общественно полезная деятельность;
- корпоративность (командное взаимодействие);
- «самостояние» [10].
Методику определения уровня сформированности самостояния см. в табл. 3.
Таблица 3
Методика определения уровня сформированности самостояния
«Самостояние» (личностный рост) (максимальное коли чество баллов - 5)
Умение обратиться к внешнему эксперту, осуществляющему тьютор-ское сопровождение (родителям, учителям, одноклассникам, друзьям), с вопросами оценивания, сравнение результатов разных экспертов, их анализ учат подростка рационально воспринимать критику, строго относиться к самооценке. Для определения уровня сформированности самостояния баллы суммируются, при этом, 5 баллов приравниваются к высшему уровню, 4 - обозначают продвинутый уровень, 3 - достаточный, 2 - средний, 1 - минимальный, 0 - критический.
Мы считаем, что результативность самопроцессов возможна при обеспечении базового - самостояния (см. рисунок).
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ н и о
1 САМОРЕГУЛЯЦИЯ
РО САМОКОНТРОЛЬ о 1 1—1
35 Н САМООБРАЗОВАНИЕ ^ и и
О САМОВОСПИТАНИЕ в о
и САМОРАЗВИТИЕ Е о
САМОАНАЛИЗ о
САМОПОЗНАНИЕ
С А М О С Т О Я Н И Е
Самостояние в ряду «самопроцессов»
Самостояние должно стать базовым компонентом в формировании гражданственности. Только через самостояние старшеклассник, как в своё время А. С. Пушкин, обретает уникальность и видит смысл собственного жизненного пути, преодолевая слабости человеческой натуры, благословляя тернии и ими вырастая в достойного россиянина. Поэтому в нашем случае из метафоричного литературного понятия XIX века в XXI самостояние становится педагогическим термином. Его введение в тезаурус педагогической науки позволит объяснить механизмы воспитания значимых личностных качеств, в частности - гражданственности, характеристики личности, востребованной современным обществом.
Список литературы
1. Бердяев Н. С. Самопознание. М. , 1990. 199 с.
2. Библер В. С. Самостояние человека. Предметная деятельность в концепции Маркса и самодетерминация индивида. Кемерово, 1993.
3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. С. 17, 135.
4. Ильин И. А. URL: https://vrns. ru/analytics/3548
5. Кирикович Т. Е. Классное руководство как ступень к тьюторству / Т. Е. Кирикович, Л. А. Косолапова, Е. А. Тотьмянина // Воспитание школьников. 2010. № 6. С. 39-45.
6. Крылова Н. Б. Культурология образования. М. : Народное образование, 2000. 272 с.
7. Митрошина Т. М. Место и роль образовательной картографии в тьюторском действии // Тьюторство: самоопределение в контексте современности / отв. ред. С. Ф. Сироткин, И. Н. Чиркова. Ижевск : Удм. гос. ун-т, ERGO, 2011. С. 87.
8. Потехина Е. Н. Сущностные характеристики понятия «гражданственность»: современный контекст // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 11(65). Ч. 2. С. 130-137.
9. Пушкин А. С. Два чувства дивно близки нам. URL: https://proza. ru/2014/05/01/1526 (дата обращения: 07.07.2020).
10. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Понятие самоактуализации по Маслоу // Личность и личностный рост. URL: https://www. psychologos. ru/articles/view/ponyatie-samoaktualizacii-po-maslou (дата обращения: 19. 07. 2020).