Таким образом, мы попытались схематически описать один из вариантов подготовки преподавательских кадров для вуза с целью качественной подготовки специалистов для различных отраслей профессиональной деятельности.
С. Г. Молчанов
Размышления о Примерной программе воспитания или социализационной программе: о законопроекте Президента РФ В. В. Путина
В статье обсуждается возможность внесения в профессионально-педагогический обиход категорий «социализационная программа», «стандартная и реальная социализованность», «стандартная и реальная образованность», а также фиксируется состояние доступных автору зарубежных теорий и практик понимания и оценивания феномена «реальная социализован-ность».
Ключевые слова: воспитание, непрерывная позитивная социализация, продукты воспитания и обучения, социализационная программа, социализованность (стандартная, реальная), образованность (стандартная, реальная)
Идентификационные маркеры русского мира
Для граждан России и для нас, работников образования, всегда очень важны поручения и инициативы Президента РФ В. В. Путина, направленные на улучшение российского образования. Вот и новый Законопроект о воспитании, направленный в Государственную думу 21 мая 2020 года, по существу, определяет и уточняет место воспитания и в семье, и в обществе, и в образовательной организации любого уровня. Еще в Послании 12.12.12 Президент употребил термин «духовные скрепы» и раскрыл его смысл словами «ответственность», «гражданственность», «духовность», «пассионарность», «патриотизм» и др.
Таким образом, были названы позитивные социальные компетенции, которые, по существу, суть идентификационные маркеры РУССКОГО МИРА. И формировать их нужно, как отметил Президент, у всех граждан России, поскольку в обществе обнаружился, как он выразился, дефицит духовных скреп [5], т. е. позитивных социальных компетенций. Большинством прогрессивно мыслящих ученых, позитивных этатистов и активных граждан это было воспринято как идея непрерывной позитивной социализации граждан.
Известный политик и общественный деятель С. Неверов назвал все перечисленные Президентом РФ позитивные социальные компетенции, которые В. В. Путин объединил термином «духовные скрепы», «национальной идеей» (Российская газета, 13.12.2012). Это словосочетание - духовные скрепы - было даже названо СЛОВОМ ГОДА - 2013.
Предложенный Президентом Законопроект об усилении роли воспитания, по существу, должен стать исходной точкой, из которой должна последовать разработка и реализация новой, «современной» (таким было
поручение Президента Правительству еще в 2012 году) «воспитательной компоненты», основанной на концепции непрерывной позитивной социализации каждого гражданина, начиная с самого раннего дошкольного детства и на протяжении всей жизни, по аналогии с концепцией непрерывного образования. Поддерживая законодательную инициативу Президента, мы хотели бы обсудить и внести некоторые предложения на рассмотрение и родителей, и всех граждан, и коллег ученых, и законодательной и исполнительной властей. В связи со сказанным представляется целесообразным обсудить феномены «социализация» и «образование», также ответить на вопрос, что является «продуктом воспитания» и что - «продуктом обучения».
Социализация и образование
Начнем с общеизвестного утверждения о том, что человек с момента рождения и на протяжении всей своей жизни включен в два процесса: социализация и образование. И во всех социальных институтах, включая и образовательные организации, и семью, и производство, на него оказывается целенаправленное, специально организованное воздействие в виде воспитания и обучения. Воспитание, таким образом, - это «позитивное социальное вмешательство»1 в социализацию, а обучение - в образование человека. В этой связи мы предлагаем обсудить и феномен «продукты воспитания и обучения».
Продукты воспитания и социализация
Продуктом воспитания является социализованность, а продуктом обучения - образованность. В ФЗ «Об образовании...» (ст. 2, п. 10 и другие статьи) это названо «планируемые результаты освоения.» [6].
Почему же мы предлагаем использовать термин «продукт»?
Да потому, что любая профессиональная деятельность2 предполагает создание продукта, имеющего стоимость (по К. Марксу и др.). Поэтому «планируемые результаты освоения.» [6] - это не что иное, как продукт деятельности педагогического работника. Ведь результат3 (от лат. ге5икаШ5 - отраженный) - это отражение воспитанником (обучающимся) того содержания социализации и (или) образования, которое ему передает старшее поколение (педагоги, родители и другие взрослые).
Далее. Отметим, что «освоение» [6], если обсуждать вышеприведенную формулировку, - это все-таки процесс, а следовало бы обозначить состояние воспитанника (обучающегося), в котором он пребывает в конкретный момент, после «вмешательства», а потому его (состояние) лучше фиксировать термином «освоенность».
Но освоенность чего?
1 Термин «intervention sociale» используется нашими французскими коллегами.
2 В ФЗ «Об образовании.» эта профессиональная деятельность фиксируется термином «образовательная деятельность»: ст. 2, п. 17).
3 Исследователи, не ссылаясь на этимологию слова, обычно определяют результат как конечный итог, следствие, завершающее собой какие-нибудь действия, явления, развитие чего-нибудь.
Конечно же, содержания социализации и (или) образования. Следовательно, возникают обновленные социализованность и (или) образованность как показатели состояния и (или) статуса: социального и (или) образовательного.
Но эти понятия (такие важные категории) в статью 2-ю Закона не включены и определения им не даны, т. е. они отсутствуют в терминологическом пространстве ФЗ «Об образовании...» [6], равно как и в академических педагогических и психологических словарях.
Даже устаревшие понятия «воспитанность» и «обученность» тоже отсутствуют, хотя вряд ли стоит их считать, ввиду их архаичности, составляющими новую, современную воспитательную компоненту.
При этом в п. 1-м ст. 2-й зафиксировано, что «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения» [6]. Причем воспитание справедливо поставлено перед обучением, т. е. подчеркнута важность воздействия, прежде всего, на увеличение позитивной а) социализованно-сти, а уже потом и, адекватной, современной социально-экономической ситуации, б) образованности.
Заметим, что Президент РФ В. В. Путин уже не однажды подчеркнул, что обучение без воспитания невозможно.
Планируемые результаты освоения
А теперь вернемся к ««планируемым результатам освоения.» [6]. Употребленное слово «планируемые» [6] означает, вообще-то, стандартные: ведь планировать надлежит «освоение» [6] стандартного содержания образования, определенного ФГОСами, и (или лучше) освоенность, как выше мы уже фиксировали. И потом «планируемые» [6] (план от лат. planum - плоскость), таким образом, означает, что на плоскость (социали-зационно-образовательного процесса) нанесены некоторые точки (объекты), следуя которым {от одной (-ого) к другой (-ому)} можно достичь какой-то финальной точки, т. е. получить «результат» (отражение) в виде социализованности и (или) образованности.
А точки - это не что иное, как стандартные компетенции (включенные в стандартное содержание образования и (или) социализации), которые педагог предлагает к «освоению» [6] на каждом новом образовательном и (или) социализационном занятии, формулируя и называя для обучающихся (воспитанников) тему этого, конкретного занятия.
Ведь то, что мы называем «тема занятия» - не что иное, как новая компетенция, предлагаемая к освоению, его «планируемый результат» [6]. И поскольку компетенции предлагаются либо социальные, либо образовательные, постольку и занятия должны называться социализационными и (или) образовательными, а не уроками и воспитательными мероприятиями. Это все-таки занятия, когда педагог организует занятие воспитанников (обучающихся) полезным делом (shole (схоле) - рационально организованный досуг - по Аристотелю: отсюда, кстати, и возникло название «школа»).
Тема занятия должна соответствовать наименованию компетенции, названной во ФГОС (жаль, что не разработаны ФГСС, т. е. федеральные государственные социализационные стандарты)1. Ясно, что организовать «освоение» [6] компетенции (особенно, социальной) в ходе одного кратковременного занятия не всегда представляется возможным, поэтому следует различать занятия, классифицируя их по трем группам по основанию социализирующая и (или) дидактическая задача: 1) теоретические, когда формируются а) представления о компетенции и б) о возможных способах ее реализации, и 2) практические, когда организуется демонстрация обучающимися (воспитанниками) освоенных действий и (или) поступков. Как это, например, происходит в рамках ШоМ^кП^. Жаль только, что капиталистов интересует только готовность к действию (производи и обогащай), а нам бы хотелось еще и измерять, и оценивать готовность к поступку (будь полезен для других) - Wordlsocialskills.
Таким образом, действия и поступки обучающихся (воспитанников) - это и есть «результат освоения» [6], т. е. обучающийся (воспитанник) «отражает» освоенное содержание образования (социализации) в виде реальной образованности и (или) реальной социализованности.
И этот «результат» [6] может быть а) либо стандартным, б) либо ниже стандартного, в) либо выше стандартного.
Это означает только одно: необходимо введение в профессионально-педагогический обиход терминов: 1) стандартная образованность и 2) реальная образованность.
Эта реальная образованность может быть либо ниже стандартной, либо выше. В ФЗ «Об образовании.» это фиксируется не слишком точным и некорректным термином «учебные. достижения» [6, с. 168].
Заметим то, что каждому педагогу понятно: ведь когда мы выставляем «отлично», то мы фиксируем соответствие реальной образованности обучающегося стандартной образованности (которая и есть «планируемые результаты освоения»). А выставляя «хорошо», «удовлетворительно», педагог фиксирует некий процент несоответствия реальной образованности стандартной.
Какой процент? Конечно, от ста процентов!
А с чем можно сравнивать «учебные и внеучебные достижения» [6]? Только с предыдущими! Или с достижениями других воспитанников (обучающихся)? А зачем?
Ведь Закон предписывает сравнивать реальную образованность и (или) социализованность с «планируемыми результатами освоения» [6]. Но если речь идет о «внеучебных достижениях» [6], то с чем сравнивать «достижения» [6] конкретного воспитанника. И достижения в каком виде деятельности? Это никак не определено!
1 Эту проблему мы предлагаем решить за счет определения консенсуальных стандартов, т. е. формулируемых на основе договоренности с родителями и (или) обучающимися (воспитанниками). Но это отдельная тема, которая решена в методике отбора содержания социализации.
Чтобы устранить это несоответствие, необходимо введение в обиход работы с феноменами и их терминологическими обозначениями: 1) стандартная социализованность и 2) реальная социализованность.
Эта реальная социализованность может быть либо ниже стандартной, либо выше. В ФЗ «Об образовании.» это фиксируется не слишком корректным термином - «внеучебные достижения» [6, с. 168].
И тут возникает проблема. Если нет стандартного наименования объекта, а их все увеличивающееся множество (и «планируемые результаты освоения», и «целевые ориентиры», и «достижения», и «универсальные учебные действия», и «учебные и внеучебные достижения», и «знания», и «умения», и «навыки», последние какой-то не слишком компетентный работник или министерства, или РАО заменил и на «владения», и проч.), то затруднительно определиться со стандартным инструментарием его оценивания.
Кстати, это делает невозможной и цифровизацию или диг(ж)итализацию образовательных объектов и технологий работы с ними.
Любой образовательный объект как объект оценивания должен иметь стандартное наименование, а педагогу нужны для его оценивания стандартные «оценочные материалы» [6], т. е. стандартный инструментарий для оценивания и образованности, и социализованности.
По аналогии с оцениванием реальной образованности относительно стандартной оцениванию подлежит и реальная позитивная социализо-ванность относительно стандартной позитивной социализованности (в диапазоне от позитивной («отлично») до девиантной («хорошо», «удовлетворительно») и делинквентной («неудовлетворительно»).
Для названных феноменов следовало бы предложить дополнить статью 2-ю ФЗ «Об образовании.» следующими определениями, присвоив им номера 34 и 35:
34) Социализованность реальная - освоенность обучающимся (воспитанником) позитивных социальных компетенций и их выраженность в поступках относительно среднего значения их выраженности в социальной группе.
35) Социализованность стандартная - планируемые результаты освоения обучающимся (воспитанником) позитивных социальных компетенций и их среднее значение выраженности в социальной группе.
Эти же определения следовало бы разместить и в академических педагогических и психологических словарях. Но в связи с предлагаемым для обсуждения феноменом «стандартная социализованность» возникает вопрос: а что это такое?
Можно предположить, что это 100-процентное освоение неких позитивных социальных компетенций: например, тех, которые названы Президентом в 2012 году (см. выше). Но все эти рассуждения вызывают необхо-
димость более подробного обсуждения феномена «стандартная социали-зованность».
Социализованность (стандартная)
Попытки обсуждать этот феномен сделаны не только в отечественной, но и в зарубежной педагогической науке. Так, аналогом термина «со-циализованность» во французской педагогике можно считать термин «sociabilité» (можно перевести как «социализованность» и как «социализу-емость»), который понимается как «la capacité d'un individu ou d'un groupe d'individus à évoluer en société, et à pénétrer au sein de nouveaux réseaux sociaux. Souvent déterminée par le capital social de l'agent considéré, elle est mesurée par la sociologie à l'aide d'outils sociométriques avant d'être modélisée grâce à des méthodes sociographiques telles que le sociogramme»1 [4].
Таким образом, наши французские коллеги, опережая отечественных ученых, не только работают с феноменом «социализованность» (или «со-циализуемость»), но также пытаются его измерять, используя социометрические методики, которые позволяют социографическими методами получать социограммы обучающихся (воспитанников), т. е. измерять (оценивать) позитивную социализованность и осуществлять «мониторинг» [6, с. 168] этой социализованности в ее динамике.
Мы уже говорили, что в ФЗ «Об образовании.» социализованность фиксирована некорректным термином «внеучебные достижения» [6, с. 168]. А вот в новой «Примерной программе воспитания» [7] этот термин - «внеучебные достижения» - не обсуждается, равно, как и не обсуждаются и старый феномен «воспитанность», и новый феномен «социализо-ванность». Но предлагается оценивать феномен «результаты (выделено нами. - С. М.) воспитания, социализации и саморазвития школьников» [7, c. 21].
Уже даже не «планируемые результаты освоения» [6], а просто «результаты» [7]. При этом «способом получения информации о результатах (выделено нами. - С. М.) воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение (выделено нами. - С. М.)» [7, c. 21]. В этой связи возникает некое противоречие с Законом, поскольку эти объекты там не названы, во-первых, а, во-вторых, «педагогическое наблюдение» предлагается как единственный инструмент оценивания.
Но можно ли согласиться с тем, что «педагогическое наблюдение» во-первых, может быть (???) инструментом для оценивания (в наших терминах) реальной социализованности и, во-вторых, станет единственным (???] инструментом для оценивания объекта «результат воспитания, социализации и саморазвития» [7, с. 21] обучающихся (воспитанников), т. е. реальной социализованности (в предлагаемой нами терминологии).
1 Можно перевести как «социализованность» и (или), как «социализуемость» - «...способность индивида или группы индивидов эволюционировать в социуме (обществе) и проникать и включаться в новые социальные пространства и группы. Чаще всего ограничена социальным капиталом (опытом) конкретного индивида или группы, она измеряется в социологии социометрическими инструментами, чтобы моделировать ее при помощи социографических методов в виде социограммы» [4].
И конечно, возникает необходимость обсуждения феномена «педагогическое наблюдение» с точки зрения его предназначения и квалитативных возможностей.
Педагогическое наблюдение
Традиционно педагогическое наблюдение определяется как «непосредственное восприятие, познание педагогического процесса в естественных условиях (например, в процессе учебы внеклассной работы и т. д.). Наблюдение требует от исследователя точной фиксации фактов, объективного педагогического анализа. это организованный анализ и оценка учебного или учебно-тренировочного процесса без вмешательства в его течение. .Учитывая все это, педагогическое наблюдение полезно применять в следующих случаях: 1) когда требуется получить сведения о педагогическом процессе в "чистом" виде, без привнесения в него несвойственных ему элементов; 2) когда необходимо собрать первичную информацию, не требующую большой выборки» [8].
Из этого определения следует, что педагогическое наблюдение не может являться инструментом для оценивания (измерения) «результата (выделено нами. - С. М.) воспитания, социализации и саморазвития» [7, с. 21], т. е. реальной социализованности (в нашей терминологии).
Почему? Да потому, что «наблюдение» используется для слежения за процессом, а не для фиксации состояния объекта воздействия, т. е. не для фиксации «результата». К тому же наблюдение используется для слежения за группой, «не требующей большой выборки» [8], а по Закону нужно осуществлять «мониторинг» не только всех обучающихся (воспитанников), но и каждого в отдельности.
Заметим также, что ФЗ «Об образовании.» (ст. 97) обязывает проводить мониторинг, который «осуществляется. органами исполнительной власти субъектов. осуществляющими государственное управление в сфере образования.» [6, с. 168] и далее поясняется (ст. 97, п. 3), что «мониторинг. систематическое стандартизированное наблюдение за. учебными и внеучебными достижениями.» [6, с. 168].
Из сказанного следует, что «систематическое стандартизированное наблюдение» - это только наименование процедуры, которая должна быть наполнена следующими стандартными инструментами: а) для оценивания и б) для фиксации информации о состоянии социального статуса группы и каждого члена этой группы. Следовательно, оцениванию должна подвергаться реальная социализованность относительно стандартной позитивной. Ведь это и есть «результат» [6]. Ведь реальная социализован-ность человека проявляется в его поступках, которые либо полезны, либо вредны для окружающих.
И здесь тогда уместно использовать метод экспертного оценивания. Причем для получения достоверной оценки в оценивании должны принимать участие не менее пяти экспертов. И эта проблема решена в наших ме-
тодиках [10]. И теперь уместно обсудить феномен «реальная социализо-ванность».
Реальная социализованность
Если мы вернемся к рассмотрению феномена «sociabilité» (социализованность), то можно видеть, что во французском его определении ключевым является «le capital social de l'agent considéré» (социальный капитал (опыт) конкретного индивида или группы) [4]. В этой связи следует рассмотреть понимание французскими учеными-педагогами феномена «социальный капитал». Мы полагаем, что за феноменом «социальный капитал» скрывается, собственно, тот накопленный человечеством позитивный социальный опыт, относительно которого и следует оценивать реально накопленный позитивный социальный опыт конкретного индивида.
В связи со сказанным представляется важным рассмотреть феномен «социальный капитал» и возможность его использования для понимания феномена «стандартная социализованность».
Социальный капитал как социальный опыт
Так, авторитетный французский социолог и педагог П. Бурдье утверждает, что социальный капитал - это «l'ensemble des ressources actuelles ou potentielles qui sont liées à la possession d'un réseau durable de relations plus ou moins institutionnalisées, d'interconnaissances et d'inter-reconnaissances». Ce concept définit donc l'ensemble des contacts et des relations qui constituent des ressources mobilisables dans la vie sociale pour obtenir une information, un avantage, un bon plan etc. Il renvoie à l'idée d'un ensemble de relations de confiance et d'influence sur lequel peut s'appuyer l'individu dans ses prises de décisions ou dans les actions qu'il entreprend, avec une aptitude à tirer profit des interactions, souvent liée à l'appartenance à des réseaux sociaux»1 [8]. По существу, речь идет о том, что позитивная социа-лизованность - это совокупность позитивных, социально полезных компетенций, которые возникают в рамках полезных, взаимоприемлемых контактов и отношений в различных социальных группах, пространствах и сетях.
В нашем случае это различные социальные группы, членом которых является обучающийся (воспитанник): это и классы, и группы, и команды,
1 Пьер Бурдье (Pierre Bourdieu), точка зрения которого достаточно полно излагает дефиниции этого концепта. По П. Бурдье социальный капитал - это «ансамбль (совокупность) актуальных и потенциальных ресурсов, которые присущи системе длительных институциональных отношений, реципрокных знакомств и взаимного признания-принятия». Этот концепт фиксирует совокупность контактов и отношений, которые составляют мобильные ресурсы в социальном существовании индивида для получения полезной информации для эффективного социального планирования. Концепт также отсылает к идее совокупности доверительных и взаимоприемлемых отношений в группе, на которые может опереться индивид в принятии своих решений или в предпринимаемых акциях, которые он реализует с уверенностью в извлечении пользы из интеракций в связи с его включенностью в социальные группы и пространства».
и отряды, и детские объединения (постоянные или временные), и семьи, наконец, и прочие социальные пространства.
Здесь мы должны сделать филологическое отступление и заметить, что термин «le capital social», если сделать его подстрочный перевод, может звучать, как «социальный капитал». Так бы и сделал переводчик, не связанный с педагогикой. Но для русскофонного читателя слово «капитал» воспринимается, прежде всего, как денежные средства и только потом может быть воспринято как опыт. Но слово «le capital» во французском языке имеет еще один смысл, и философский, и педагогический, а именно - «главное, суть, сущность» [9, с. 126]. И тогда термин «le capital social» может быть переведен в финансовом контексте как общий (акционерный) капитал (общие денежные средства акционеров), а в педагогическом контексте - как социальный (общий, общественный) опыт. И тогда все словосочетание «le capital social de l'agent considéré» может быть переведено как социальная сущность (социальный опыт) оцениваемого социального субъекта.
По существу (в нашей терминологии), это и есть реальная (оцениваемая) социализованность, которая и есть совокупность (ансамбль) наличных социальных компетенций. Для ее оценивания в рамках «воспитательной компоненты» должны присутствовать «оценочные материалы». Это требование к любой образовательной программе (ст. 2 ФЗ «Об образовании.» [6], а следовательно, и к программе воспитания, которую мы предлагаем называть социализационной программой и которая и должна стать новой, современной воспитательной компонентой, как об этом говорил еще в 2012 году Президент РФ В. В. Путин.
Новая «воспитательная компонента»
Традиционный термин «воспитательная работа» был назван Президентом РФ В. В. Путиным «воспитательной компонентой» в Послании 12.12.12., и Правительству РФ было поручено ее осовременить, т. е. определить: 1) ЧТО? воспитывать? (содержание социализации); 2) КАК? Воспитывать? (содержание воспитания); 3) КАКОВ? уровень позитивной социа-лизованности? («оценочные материалы» или инструментарий для оценивания).
И если читатель согласится, что объект оценивания - социализован-ность (по традиции определяемый еще и как «воспитанность»), то тогда можно говорить о социальной аттестации и вводить единый социализа-ционный экзамен - ЕСЭ1, по аналогии с ЕГЭ. Это сделает «воспитательную компоненту» (термин введен Президентом РФ, и мы предлагаем его использовать в тексте Закона) современной, во исполнение поручения Президента РФ Правительству РФ и, в частности, Минпросу и Минобрнауки .
Президент РФ всегда подчеркивает, что все должно быть измеримо.
1 Об этом мы говорили уже с 2015 года. (Помни добро: уральский педагог считает, что в школах пора вводить ЕГЭ по воспитанности // Российская газета. 2015. 12 ноября. С. 23).
И что же? Образованность [в Законе - «учебные достижения» (ст. 97, п. 3)] измеряется контрольными работами, зачетами, экзаменами, наконец, ЕГЭ и фиксируется выставлением оценок, отметок, баллов.
А социализованность [в Законе - «внеучебные достижения» (ст. 97: 8)] или воспитанность (уже архаичный термин, не вписывающийся в «современную воспитательную компоненту») ничем и никогда не измерялась! Но в прошлом, еще советском, веке в дневники, аттестаты зрелости выставлялись отметки за «поведение», позднее - за «прилежание». Потом от этого отказались под влиянием англосаксов, которых интересуют только действия (Wordlskills), обеспечивающие высокую производительность, а следовательно, и прибыль.
Еще раз подчеркнем. Образованность (реальная, существующая как актуальное ее состояние, когда обучающийся приходит на образовательное занятие) является объектом воздействия (вмешательства) с целью увеличения в ней образовательных компетенций. Способ воздействия -обучение.
Социализованность является объектом воздействия (вмешательства) с целью увеличения в ней социальных, но только позитивных, компетенций. Способ воздействия - воспитание. Заметим, что сама приставка «вос-(воз-)» в русском языке имеет значение «вперед и вверх». И здесь имеет смысл еще раз обсудить феномен, вроде бы всем понятный, «воспитание».
Воспитание, обучение и education
В европейской (с доминированием англосаксонской) педагогике используется термин «education», который, например, в Кембриджском словаре определяется как «the process of teaching or learning»1 [1], то есть преподавание и учение, что соответствует российскому пониманию только термина «обучение». На самом же деле англосаксонское понимание «education» недостаточно полно. Это, видимо, связано с тем, что, отделившись со своим островным протестантизмом от материкового католицизма, англосаксы оказались в изоляции и отказались от многого позитивного, заимствованного католицизмом и иезуитскими образовательными организациями из древнеримской и древнегреческой педагогической традиции.
А вот французская педагогическая мысль (больше все-таки католическая, чем протестантская) до настоящего времени обсуждает категорию «éducation».
Вот что по этому поводу пишут авторитетные французские специалисты, занимающие значимые посты в образовании Франции L. Arénilla (экс-руководитель одной из региональных систем образования2 во Франции), B. Gossot (руководитель Парижской городской системы образования), M.-C. Rolland (экс-генеральный инспектор Министерства Education
1 Процесс преподавания и учения.
2 Аналог должности министра образования региона в России (департамент во Франции).
nationale), M.-P. Roussel (действующий генеральный инспектор1 Министерства Education nationale): «Le terme éducation apparaît au début du XVI-ieme siècle. A sa véritable étimologie (educare, nourrir, élever), les humanistes préferent celle de educere (faire sortir, tirer hors), assosiant ainsi dans le même concept les significations d ' élevage et d' instruction. Un tel contenu sémantique implique.»2 [2, с. 100].
Кроме того, наши французские коллеги используют термин «éducation» в нескольких смыслах. Например, «éducation à l'environnement»3 [2, с. 101], который означает не просто экологическое воспитание, но еще и обучение:
а) взаимодействию с природными объектами «.(paysages, terroirs.) mais aussi l'architecture, l'urbanisme.»4 [2, с. 101];
б) гражданственности (цивилизованности) и ответственности по отношению к среде (отходы, безопасность.);
в) солидарности против неравенства по отношению к социальной среде [2, с. 101].
В научном обиходе наших французских коллег присутствует также феномен «éducation civique»5 [2, с. 103], который означает формирование просвещенного и ответственного гражданина, начиная с начальной школы [2]. И даже в образовательной программе детского сада (во Франции -материнская школа) есть совокупность образовательных областей, названная «un groupe d'activités intitulé «Vivre ensemble»6 [2, с. 103] и ориентированная на формирование позитивных социальных отношений в социальной группе детей дошкольного возраста.
В 1911 году Э. Клапаред предложил еще и теорию «éducation fonctionnelle» [2, с. 107], опирающуюся на «psychologie biologique» [2, 107]. Э. Клапаред считал, что инструментом управления жизнью человеческого организма является ментальная активность, которая включается, когда только инстинктов и врожденных навыков человеку как существу биоло-
гп «
гическому уже недостает. Т. е. речь уже идет о социальной активности. «L'Éducation doit être une vie au sens de processus d'interdépendence réciproque entre l'individu et le milieu physique et social, ayant pour fonction d'ajuster le mieux possible l'individu à ce milieu, grâce à un enracinement progressif de son expérience.
1 Департамент генеральных инспекторов в структуре Министерства образования Франции был создан еще во времена Наполеона. Каждый генеральный инспектор был закреплен за определенной региональной (во Франции - департамент) системой образования для контроля и оказания научно-методической помощи. Кроме того, каждый генеральный инспектор должен был готовить ежегодный доклад о состоянии той или иной проблемы и представлять его Министру de L'Éducation nationale.
2 Термин «éducation» появился в начале XVI века. Его этимологии от латинского глагола «educare», (т. е. вскармливать, воспитывать), гуманисты предпочитают его происхождение от латинского же глагола «educere» (т. е. выявить, вывести наружу, вовне), соединяя, таким образом, в одном и том же концепте смыслы и воспитания, и обучения (дословно - инструктирования) ,..»2 [2, с. 100].
3 Обучение взаимодействию с окружением (со средой).
4 «... пейзажи, местные почвы (колориты), а также с архитектурой, урбанистикой» [2, с. 101].
5 «Гражданское воспитание» или формирование гражданских качеств (компетенций).
6 «.группа видов детской деятельности, называемая "Жить вместе"» [2, с. 103].
Cette expérience de vie préparera l'enfant à devenir un citoyen démocrate. .L'abandon du style autoritaire, et le développement de la coopération en classe favorisent l'épanuoissement de l'individualité et du sens social, deux facteurs essentiels à la formation d'un civisme démocratique»1 [2, с. 108].
Таким образом, термин «éducation» содержит в себе и смысл воспитание, а у англосаксов только обучение. Например, «éducation positive»2 [2, с. 110] служит для того, чтобы знакомить ребенка с социальными обязанностями Человека [2, с. 110]. А «éducation permanente»3 [2, с. 111] предполагает на протяжении всей жизни готовить человека и как работника, и как личность, и как полноценного члена общества [2, с. 111].
Таким образом, можно отметить, что употребление термина «éducation» во всех случаях связано с формированием позитивных социальных и гражданских компетенций.
И вот еще одно определение из французской педагогики, отличающееся от англосаксонского: «l'éducation désigne l'ensemble des influences de l'environnement, celles des hommes ou celles des choses, aboutissant à transformer le comportement (выделено нами. - С. М.) du sujet qui les subit: . on parle de l'éducation de la vie. désigne l'influence d'une génération sur les enfants, des jeunes ou des adultes pour en faire des êtres insérés dans une société donnée. Elle a l'homme pour objét (en général des jeunes) et comme agent (en général des adultes)»4 [2, с. 99].
Ключевым словом является в этом определении «le comportement» (поведение). А поведение, как известно, - это совокупность поступков. И мы уже не раз в наших публикациях фиксировали, что обучение готовит к действию, а воспитание - к поступку. Образовательные компетенции проявляют себя в действии, а социальные компетенции - в поступке.
Следовательно, оцениванию подлежат «результаты воспитания, социализации и саморазвития» [7, с. 21] (в терминах Примерной программы воспитания, которую лучше назвать социализационной программой), которые явлены в реальном поведении человека в виде поступков. И здесь
1 «Éducation должна быть организована как реальная жизнь, как «процесс взаимной зависимости (воздействия, взаимодействия) между индивидом и средой (физической и социальной), реализуя функцию как более лучшей адаптации индивида к этой среде на основе прогрессивного углубления и обогащения его опыта».
Этот опыт реальной жизни готовит ребенка к его становлению как демократически ориентированного гражданина... Отказ авторитарного стиля... и развертывание кооперации в группе благоприятствует гармонизации индивидуальности и социальности: это два основных фактора в формировании демократической гражданственности (социализованности)» [2, с. 108].
2 Позитивное воспитание.
3 Непрерывное (перманентное) образование (воспитание и обучение).
4 «l'éducation означает совокупность (ансамбль) влияний (воздействий) окружения, людей и вещей, ориентированных на изменение поведения объекта, который им подвергается: .воспитание для жизни. означает влияние (воздействие) старшего поколения на детей, молодежь и взрослых, чтобы включить их в реально существующее общество. Оно предполагает, что объектом выступает человек (в основном, дети и молодежь), субъектом (в основном, взрослые)» [2, с. 99].
возникает вновь необходимость разъяснить нашу позицию относительно феномена «поступок».
Поступок
Наличие той или иной социальной компетенции может быть подтверждено только поступком, который является «социально оцениваемым актом поведения, побуждаемый осознанными мотивами» [11, с. 269].
Поступок - это, конечно, «акт», акция, действие. но действие, имеющее смысл для окружающих, для других, т. е. социальный смысл. Заметим, что отличие поступка от действия состоит еще и в том, что он (поступок) может выразиться и в бездействии.
Вот как об этом говорит Вольтер: «.самый дикий человек. испытывает. желание прийти. на помощь. Правда, это чувство сострадания и доброжелательства бывает часто задушено в нем неистовой любовью к себе» [12, с. 266]. Или еще: «.доброжелательность по отношению к себе подобным родилась вместе с нами и продолжает всегда в нас действовать, по крайней мере, до тех пор, пока ее не побеждает любовь человека к себе.» [12, с. 270]
Итак, поступок - это «социальный акт» [11, с. 269], который может быть либо позитивным, либо негативным. Свобода каждого человека «состоит в том, чтобы не совершать дурного поступка, когда. ум с необходимостью представляет его себе как дурной» [12, с. 331].
Это означает, что поступок одного человека имеет смысл для другого человека (других людей). Значит, оценивать поступки, которые и есть «результат воспитания», должны не заместители по воспитательной работе и не классные руководители (воспитатели), а те окружающие человека люди, по отношению к которым эти поступки совершаются. Это могут быть и сверстники (в любой социальной группе), и (или) взрослые. Но чтобы оценка было достоверной, оценивающих должно быть не менее пяти. И это предусмотрено нашей методикой [10].
Таким образом, различие между оцениванием образованности и со-циализованности состоит в различии субъектов, участвующих в оценивании: образованность оценивается специалистом-педагогом, а оценивание социализованности должно производиться членами социальной группы, к которой принадлежит оцениваемый. Ведь поступки он совершает по отношению к членам этой группы. Следовательно, только каждый член группы может оценить, совершен ли по отношению к нему позитивный или негативный поступок. Таким образом, мы можем получить числовое значение в виде суммы всех поступков оцениваемого члена группы. И если их принять за 100%, то будет ясно, сколько процентов поступков позитивных и сколько - негативных.
Опять же обратимся к Ф. М. Вольтеру. «Ведь преступления и добродетель, нравственные благо и зло существуют только по отношению к нам; значит, не бывает блага самого по себе, независимого от человека? Я же спрошу у тех, кто задает этот вопрос, существуют ли холод и жара, сла-
дость и горечь, иначе, чем по отношению к нам? Не правда ли, человек, который утверждал бы, будто жара существует сама по себе, явил бы себя весьма комичным мыслителем? И почему те, кто утверждает, будто нравственное добро существует независимо от нас, рассуждают лучше? Наше физическое благо и зло не имеют иного существования, как по отношению к нам; почему же наше моральное благо и зло должны представлять собой иной случай?» [12, с. 270]
В логике этих рассуждений можно утверждать, что социальные компетенции существуют как абстракции и зафиксированы в словаре русского и любого другого языка, но реальностью они становятся только в поступках. И это еще один аргумент в пользу того, что в нашем профессиональном обиходе должны появиться термины: стандартная социализо-ванность и реальная социализованность.
Таким образом, результат обучения - образованность - измеряется (оценивается), а результат воспитания - социализованность - НЕТ. В терминах ФЗ «Об образовании.» «учебные достижения» (ст. 97, п. 3) - ДА! А «внеучебные достижения» (ст. 97, п. 3) - НЕТ!
Таким образом, установлено, что Закон не исполняется в части «мониторинга» «внеучебных достижений» (ст. 97, п. 3), т. е. социализованно-сти.
И если следовать предлагаемой нами логике и использовать наши методики [10], то педагоги наконец смогут исполнить Закон в части «мониторинга» «внеучебных достижений» (ст. 97, п. 3), т. е. систематического и стандартизированного наблюдения за социализованностью обучающихся (воспитанников).
Список литературы
1. URL: https://dictionary. cambridge. org/ru/ (дата обращения: 06.06.2020).
2. Dictionnaire de Pedagogie / L. Arénilla, B. Gossot, M.-C. Rolland, M.-P. Roussel. Paris : Larousse Bordas, 1996. 288 p.
3. Пинкус М. Л. Помни добро: уральский педагог считает, что в школах пора вводить ЕГЭ по воспитанности // Российская газета. 2015. 12 ноября. С. 23.
4. URL: https://fr. wikipedia. org/wiki/Sociabilit (дата обращения: 14.06.2020).
5. Путин В. В. Послание Президента Владимира Путина Федеральному собранию РФ //Российская газета. 2013. 1З дек. С. 2-4.
6. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» // «Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации». М. : Эксмо, 2013. 208 с.
7. URL: http://form. instrao. ru/ (дата обращения: 14.06.2020). Примерная программа воспитания.
8. иЯЬ: org/219613/meditsina/pedagogicheskoe_ nablyudenie (дата обращения: 14.06.2020).
9. Французско-русский словарь. М. : Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1962. 902 с.
10. Молчанов С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС-ДОУ) и оценивания социализованности мальчиков и (или) (ОС-ДОУ) в дошкольном образовательном учреждении : пособие для работников дошкольного образования. Челябинск : Энциклопедия, 2012. 60 с.
11. Психологический словарь /под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М. : Педагогика, 1983. 448 с.
12. Вольтер Ф. М. Философские сочинения. М. : Наука, 1988. 751 с.
Е. Н. Потехина
«Самостояние» как компонент воспитания гражданственности старшеклассника
Анализ исследований доказывает: среди самопроцессов самостояние должно стать базовым компонентом в формировании гражданственности. Только через самостояние старшеклассник обретает уникальность и видит смысл собственного жизненного пути, преодолевая слабости человеческой натуры, благословляя тернии и ими вырастая в достойного россиянина. Поэтому из метафоричного литературного понятия XIX века в XXI самостояние становится педагогическим термином. Его введение в тезаурус педагогической науки позволит объяснить механизмы воспитания значимых личностных качеств, в частности - гражданственности, характеристики личности, востребованной современным обществом.
Ключевые слова: самостояние, самопроцессы, личностные качества, формирование гражданственности.
В науке существует немало понятий, которые ставят акцент на роль самой личности в собственном развитии. Среди них - самоактуализация. По Маслоу, это желание человека достичь вершины своего потенциала [10]. Но данное явление встречается крайне редко, так как человек не может предвидеть свои возможности, часто сомневается в собственных способностях, боится их развивать. Саморазвитие включает другие процессы - само-процессы: самопознание, самообразование, самовоспитание, самореализацию. Вместе с тем, на наш взгляд, сегодня время требует новый уровень воспитания, поэтому представляется важным ввести ещё одно понятие «самостояние» как проявление активной позиции, связанной с убеждениями человека. Слово введено А. С. Пушкиным в строках:
На них основано от века
По воле бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его [9].
Важно заметить, что данное четверостишие имеет глубокий смысл. Им поэт вводит в русский язык неологизм «самостояние», употребив его единственный раз в своём творчестве. Впервые после поэта данное слово
30