Научная статья на тему 'Феномен "позитивная социальная активность" в деятельности педагогического работника'

Феномен "позитивная социальная активность" в деятельности педагогического работника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КРЕАТИВНОСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПАССИОНАРНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛИЗОВАННОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кербель Л. Н., Молчанов С. Г., Садыкова Т. Н.

Статья предваряет инновации в области аттестации педагогических работников в части оценивания их социально-коммуникативной компетентности с позиций методологических (ретроспективных и перспективных) оснований понимания, формирования и оценивания представленности и (или) выраженности группы компетенций, входящих в состав феномена «позитивная социальная активность» современного педагогического работника; предлагает обсуждать новые аспекты категорий «социализованность», «гражданственность», «гражданское образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен "позитивная социальная активность" в деятельности педагогического работника»

развитие читательской компетентности - это внутренний процесс овладения обучающимися приёмами смыслового чтения и работы с текстом. Таким образом, двусторонний процесс взаимодействия учителя и ученика в процессе развития читательской компетентности формирует читательскую культуру и устойчивую потребность в регулярном чтении. Владение системой приёмов смыслового чтения и работы с текстом обеспечивает эффективный процесс самостоятельной познавательной деятельности школьников и как следствие - повышение качества образования.

Список литературы

1. Галицких Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности : учеб.-метод. пособие. М. : Академический проект, 2004. 240 с.

2. Камынина Т. П. Педагогический совет - подготовка и проведение // Открытый урок. Первое сентября. URL: https://urok.1sept.ru

3. Приказ Минобразования РФ от 08.09.1992 № 333 «Об утверждении Примерного положения о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях».URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrazovanija-rf-ot-08091992-n-333/

4. Русских Г. А., Карсакова Г. Н. Управление познавательной деятельностью школьников в условиях открытой профессиональной научно-методической среды. Киров : ООО «Типография «Старая Вятка», 2015. 279 с.

5. Степанов Е. Н. Педагогический совет - продуктивная игра «Моделирование культурно-оздоровительного пространства развития сельского школьника» // Классный руководитель. 2005. № 4. С. 33-35.

6. Стратегии работы с текстом в современной школе : учеб.-метод. пособие : в 2 т. / сост. Т. К. Косолапова, Н. А. Тупицина. М. ; Киров, 2017. Т. 1. 208 с. ; т. 2. 216 с.

Л. Н. Кербель, С. Г. Молчанов, Т. Н. Садыкова

Феномен «позитивная социальная активность» в деятельности педагогического работника

Статья предваряет инновации в области аттестации педагогических работников в части оценивания их социально-коммуникативной компетентности с позиций методологических (ретроспективных и перспективных) оснований понимания, формирования и оценивания представленности и (или) выраженности группы компетенций, входящих в состав феномена «позитивная социальная активность» современного педагогического работника; предлагает обсуждать новые аспекты категорий «социализованность», «гражданственность», «гражданское образование».

Ключевые слова: воспитание, гражданственность, гражданское образование, креативность, ответственность, пассионарность, социализация, социализованность, социальные компетенции, социальная активность.

Феномен «позитивная социальная активность»

Нам следует детально рассмотреть феномен «позитивная социальная активность» в рамках проблемы формирования этой группы компетенций у современного педагогического работника и ее оценивания в процессе аттестации. Системный анализ любого феномена предполагает описание его терминологического пространства [1]. Предварительно, в качестве гипотезы, мы можем предположить, что позитивная социальная активность может быть квалифицирована как совокупность позитивных социальных компетенций, в состав которой входят такие компетенции второго уровня, как, например, ответственность, гражданственность, духовность, пассионарность, креативность и др. Заметим, что эти компетенции (или качества личности) были зафиксированы Президентом РФ В. В. Путиным в числе прочих позитивных, которые должны быть присущи

современному гражданину России, а следовательно, и прежде всего, педагогическому работнику. Формирование этих качеств (компетенций) понимается и как социально-политическая задача возрождения социальной мощи России через «духовные скрепы», «дефицит» которых сегодня испытывает российское общество [4].

Всем известно, что социальные компетенции (качества личности) формируются либо в ходе стихийных воздействий, либо под влиянием целенаправленного, специально организованного воздействия на сознание, чувства, волю и поведение человека [12]. И это общепринятое определение феномена «воспитание».

Если рассматривать способы формирования «позитивной социальной активности», то эта комплексная социальная компетенция становится объектом воздействия и должна быть квалифицирована как объект социального вмешательства. Тогда следует начать с обсуждения категории «воспитание», которая, по существу, и есть описание способов формирования той или иной группы компетенций. Ведь воспитание - это инструмент воздействия на социальную активность, а сама социальная активность выступает как объект, на который это воздействие направлено.

А насколько глубоки и адекватны сегодняшние научные представления о воспитании?

Вот что касается обучения, то в дидактике активно изучался этот феномен, начиная со времен Я. А. Коменского. Об обучении, например, мы знаем, что в нем наличествуют два вида деятельности: преподавание (деятельность педагога) и учение (деятельность обучающегося).

А в воспитании? В нем ведь тоже присутствуют два вида деятельности: воспитателя и воспитанника. А как они названы исследователями? Оказывается, в отечественной педагогике в разделе теория воспитания эти феномены никак не названы! Нет термина для определения деятельности воспитателя и нет термина для определения деятельности воспитанника.

Если обратиться к словарям, то, например, В. И. Даль для описания деятельности воспитателя употребляет такие глаголы, называющие его действия: «заботиться», «вскармливать», «кормить», «одевать», «научать», «наставлять», «обучать» [10]. Таким образом, воспитатель - субъект, который производит все вышеназванные действия.

Значит, в воспитании, так же как и в обучении, происходит передача и организация освоения информации. В чем же отличие воспитания от обучения? Оказывается, информация может быть образовательной, когда педагог учит обучающегося писать «жи-ши» с буквой «и», а может быть и социальной, когда воспитатель наставляет воспитанника проявлять социальную активность, ответственность, гражданственность, духовность и т. п. Таким образом, следует различать образовательную и социальную информацию, различать процессы передачи и освоения образовательных и социальных компетенций.

Никто не станет возражать, что каждый человек с момента его рождения включается в два процесса - образование и социализацию. И эти два процесса суть развитие человека. При этом развитие - это процесс, не зависящий от воли и сознания педагога, но педагог может в эти процессы вмешаться. Поэтому в любой образовательной организации развернуты два глобальных способа вмешательства: обучение и воспитание.

Обучение и воспитание

Посмотрим на определения этих феноменов в ФЗ «Об образовании...». Воспитание определяется как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [5, с. 6]. В этом определении слова «развитие личности», «социализация», освоение «норм и правил поведения» позволяют заключить, что воспитание -

это передача и организация освоения социальных компетенций, т. е. компетенций взаимодействия с социальной средой, с социумом.

Обучение же определяется как «целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни» [5, с. 6]. В этом определении слова «знания, умения, навыки и компетенции», «опыт деятельности», «опыт применения» указывают на то, что это образовательные компетенции, т. е. компетенции взаимодействия с окружающей средой кроме среды социальной.

Таким образом, в процесс образования человека можно вмешаться посредством обучения, и обучающийся освоит образовательные компетенции, а в процесс социализации можно вмешаться посредством воспитания, и воспитанник освоит социальные компетенции. Подчеркнем, что и в том и в другом случае речь идет только о позитивных компетенциях. В нашем исследовании в роли воспитанника выступает педагогический работник, осваивающий позитивные социальные компетенции, включая и позитивную социальную активность.

Субъект-объектные отношения

По В. И. Далю, воспитанник - это тот, «кого воспитатель воспитывает...» [10, с. 249], т. е. объект, на который направлено действие (воздействие). Из такого определения следует, что воспитанник - это объект пассивный, только принимающий, не производящий ответного действия, не проявляющий активности. Но сегодня принято утверждать, что воспитанник - это субъект, причем полноправный субъект взаимодействия с другим субъектом - воспитателем. Следовательно, осваивая социальные компетенции, воспитанник выступает как объект воздействия со стороны воспитателя, но когда воспитанник их воспроизводит в своей жизни и в профессиональной деятельности, то становится субъектом. Активным субъектом социальных отношений. Поэтому К. Маркс и определял личность как совокупность социальных отношений.

Каждому человеку принадлежит право быть личностью, но это право не принадлежит ему по наследству, генетически, Право стать личностью нужно завоевать, будучи социально активным. История знает и позитивные и негативные проявления социальной активности, поэтому мы предлагаем обсуждение позитивной социальной активности. Позитивная социальная активность - это деятельность человека, обеспечивающая существование человечества и человека.

Духовность активности

Разъясняя нашу позицию, мы можем сослаться на описание Т. Манном одного из поступков великого немецкого философа А. Шопенгауэра, который в 1848 году не принял сторону народных масс. Народ он называл всевластной сволочью (в наше время хорошо, если людей называют «простой народ», а то ведь и колорадами, и ватниками, и быдлом). И вот Т. Манн рассказывает о том, что Шопенгауэр предложил офицеру, который вел из окна его квартиры наблюдение за людьми на баррикадах, свой театральный бинокль для того, чтобы ему было удобнее выбирать мишени и вести огонь по людям. Т. Манн справедливо утверждает, что социальные, образовательные, философские, политические, гражданские компетенции являются неотъемлемыми составляющими человеческого и личностного начал в субъекте активности. И социальная активность либо позитивна, либо негативна; либо полезна, либо вредна.

Ни у кого, наверное, не вызовет сомнения утверждение, что Игнатий Лайола, Жак де Моле, Мартин Лютер, Оливер Кромвель, Емельян Пугачев, Наполеон были социально активными людьми, но каким был социально-политический посыл, каким был вектор этой активности? Полезный или вредный продукт был создан для человечества и человека в результате их активности?

Имея в виду представителей наук и искусств, Т. Манн пишет: «Дело в том, что отказ культуры (можно добавить - .и образования. - Л. К, С. М., Т. С.) от политики -46

заблуждение, самообман, уйти, таким образом, от политики нельзя, можно лишь оказаться не в том стане, питая, сверх того, страстную ненависть к противнику» [16, с. 2]. И, приведя эту цитату, С. Е. Кургинян делает важный вывод о том, что «аполитичность представляет собой фактическое самоубийство духа, что, поддаваясь духовной брезгливости и пренебрегая политикой, дух на самом деле бросает вызов всему духовному» [16, с. 2]. Поэтому духовность - это непременная составляющая активности.

Действия и поступки

Социальная активность предполагает действия субъекта, личности, направленные и вовнутрь (на себя), и вовне (на других). Действия, направленные вовнутрь, - это действия по освоению социальных компетенций. Действия же, направленные вовне, -это поступки.

Заметим, кстати, «воспитание», «воздействие» имеют глагольную приставку «воз... (вос...)», которая «означает: 1) направление действия вверх... 2) создание чего-либо вновь...» [11, с. 78]. Каждый поступок - как ступенька, ведущая вверх, к нравственному совершенствованию, к духовности. Таким образом, воспитание - это передача и освоение только позитивных социальных компетенций, которые, собственно, и обеспечивают позитивную социальную активность человека и педагогического работника в частности.

В рамках статьи мы предполагаем ограничиться рассмотрением позитивной социальной активности только в сфере социализационно-образовательной деятельности педагогического работника.

Категория «воспитание»

Выше мы уже начали обсуждение актуального понимания категории «воспитание». А как же его понимали мыслители и педагоги прошлых веков?

Я. А. Коменский утверждал, что воспитание может всё, еще в XVII веке, имея в виду, что от воспитания зависит вектор развития человечества. Ж. Дантон в XVIII веке утверждал, что после хлеба для народа, самое главное - школа. Заметим, что слово «школа» восходит к аристотелевскому <^5^», что означает рационально организованный досуг, заполненный полезными, социально одобряемыми занятиями. О. фон Бисмарку (XIX век) приписывают слова о том, что победу и величие Пруссии обеспечил учитель, т. е. эффективная система воспитания и обучения в стране, создающая высокую патриотичность граждан. В. И. Ленин в XX веке, понимая воспитание как важнейшую функцию государства, говорил о необходимости поднять учителя на такую высоту, на какой он еще никогда не стоял ни в одном обществе и ни в одном государстве.

И теперь, в XXI веке, в эпоху антропоцена, наконец-то справедливо было бы утверждать, что воспитание - это способ существования человечества. Недооценка роли воспитания в обществе - прямой путь к гибели человечества. Реализация ошибочного принципа «воспитание в процессе обучения», характеризующего отношение к воспитанию как к чему-то малозначимому и второстепенному, привела к тому, что в 90-е годы прошлого столетия мы практически отказались от воспитания.

Между тем было время, когда в аттестат выставлялась отметка (оценка) за поведение, затем ее заменили на оценку (отметку) за прилежание. А потом и вовсе от этого отказались под влиянием, видимо, традиции американских школ, в которых акцент сделан не на воспитание, а на обучение, не на социализацию, а на образование.

В итоге у современных российских педагогов перед глазами яркий пример потерянного поколения 90-х годов прошлого века, когда мы практически отказались от воспитания, считая, что воспитание может быть реализовано в процессе обучения [8, 9, 12].

Итак, мы исходим из того, что, действительно, воспитание может все: в том числе и сформировать социальную активность граждан и, прежде всего, педагогических работников. Только для этого нужна новая, современная «воспитательная компонента»

Гражданственность активности

Формирование позитивной социальной активности предполагает и формирование гражданственности. Это качество (социальную компетенцию) Президент РФ В. В. Путин назвал в числе трех основных (ответственность, гражданственность и духовность) в своем Послании от 12 декабря 2012 года [4]. Но нельзя думать, что гражданское образование автоматически обеспечивает гражданственность: ведь оно предлагает освоение образовательных компетенций, т. е. знать закон (норму, правило) - это еще не означает его исполнять.

В письме Минобра РФ зафиксировано: «Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности. Гражданская компетентность личности - совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применить свои знания и умения на практике» [18, с. 3]. В этом определении слова «готовность», «реализовывать», «применять» подчеркивают, что нужен гражданин, не только знающий «гражданские права и обязанности», но и совершающий позитивные поступки.

Воспитание (его организацию и содержание) следует квалифицировать как некий глобальный способ управления и социализацией, и гражданским образованием педагогических работников [2, 3]. Однако если понимать социализацию как функцию общества по отношению к каждому его члену, а гражданское образование как функцию государства по отношению к каждому его гражданину, то воспитание - это, действительно, социально апробированный на протяжении всей истории человечества способ реализации этих функций (сначала, с момента возникновения человечества, это функ ция социализации, а затем, по мере возникновения государственности, и функция образования вообще и гражданского в частности).

Социализация - функция государства

Реализацию воспитания в государстве осуществляют специально созданные социально-образовательные институты, в которых работают специально подготовленные специалисты. Таким образом, воспитание - это способ реализации этих функций: «социализация» в обществе и «гражданское образование» в государстве.

Технико-технологическое исполнение этих функций «поручено» системе образо-вания1 (совокупности социально-образовательных институтов, в основном и по преимуществу, образовательным учреждениям, для которых воспитание не является приоритетом по отношению к обучению и поэтому реализуется на основе принципа воспитание в процессе обучения как нечто необязательное и (или) второстепенное).

В связи со сказанным в рамках инновационной деятельности мы предполагаем усиление «воспитательной компоненты» [4] за счет оснащения педагогических работников инструментарием для а) отбора содержания социализации и б) измерения позитивной социальной активности, включая и гражданскую компетентность.

Субъект воспитания

Во всех образовательных организациях есть специалисты, «осуществляющие воспитание, принимающие на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. В понятии "воспитатель" объединяются профессиональная роль и гражданская личностная позиция, принятая на себя одним человеком и реализуемая по отношению к другому человеку или коллективу» [8, с. 43].

Заметим, что в этом определении различаются позиции воспитателя: а) профессиональная и б) гражданская. Но поскольку «гражданская личностная позиция» [8, с. 43] реального воспитателя может быть и позитивной (тогда он, скорее, будет осуществлять

1 Еще до начала настоящего исследования мы выдвинули гипотезу о том, что следует создавать наряду с системой образования и систему социализации и что следует ввести единый социализационный экзамен (ЕСЭ) для всех граждан. Интервью об этом было опубликовано в «Российской газете» в ноябре 2015 года. 48

«социальное воспитание» [8, с. 269]), и негативной (и тогда он станет носителем «диссо-циального воспитания» [8, с. 71]), постольку мы будем обсуждать только «профессиональную роль» [8, с. 43] педагогического работника (воспитателя) как профессионала, специалиста, в определенном смысле, технолога, владеющего формами организации фронтального, группового и индивидуального воздействия, формами социализацион-ных занятий, методами, приемами и средствами социализирующего воздействия. Заметим, что «от воспитателя требуется владение определенными профессиональными качествами: уметь проектировать цели и задачи воспитания, предвидеть и анализировать результаты своей деятельности, организовывать жизнедеятельность воспитанников. (выделено нами. - Л. К., С. М., Т. С.)» [8, с. 43].

Проектирование цели воспитания

Остановимся на компетенции педагога «проектировать цели» [8, с. 43]. Если понимать цель как желаемое состояние объекта воздействия (воспитанника), то ее (цель) можно определить и как «воспитанность» [8, с. 43], и как «гражданскую компетентность» [18], и как «социальную компетентность» [8, с. 42], и как социализованность, и, в частности, как позитивную социальную активность. И если эта цель основная, то какие дополнительные цели, обеспечивающие достижение этой основной, должно сформулировать общество и государство, коль скоро социализация - функция общества, гражданское образование - функция государства.

Это, на наш взгляд, как минимум, три субцели, и они должны присутствовать и определять деятельность педагогического работника.

Триединство субцелей

Первая субцель (см. таблицу) должна отвечать на вопрос «Что воспитывать?», т. е. государство должно определить и сформулировать стандартное содержание социализации. Так же, как это сделано по поводу стандартного содержания образования. Чтобы было понятно, какими социальными компетенциями должна быть наполнена социали-зованность, или социальная компетентность (воспитанность, гражданственность, позитивная социальная активность).

Под содержанием социализации мы понимаем совокупность позитивных социальных компетенций. Таких компетенций, которые обеспечивают позитивную социальную активность педагогического работника, вступающего в профессионально-педагогическую деятельность и (или) реализующего её. Эта цель не столько педагогическая, сколько и политическая, и идеологическая, и экономическая. Поэтому она должна формулироваться на уровне законодательной власти (Государственная дума) и Президента РФ, что и делается в Посланиях Президента РФ и различных государственных программах, но желательно, чтобы все это подкреплялось не только нормативными документами на уровне Минпроса и МВОиН РФ и методическими рекомендациями на уровне РАО РФ, но созданием инструментального обеспечения «воспитательной компоненты» [4] в образовательных программах всех уровней и направленностей [5].

Вторая субцель (см. таблицу) должна отвечать на вопрос «Как воспитывать?», т. е. определять и описывать стандартное содержание воспитания. Под содержанием воспитания мы понимаем некие традиционные и инновационные1 формы, методы, приемы и средства социального вмешательства, обеспечивающие освоение и интериоризацию позитивных социальных компетенций. А это значит не просто понимание информации о позитивных компетенциях, но и позитивно-аффективное отношение к ним, а также и их явленность в поступках.

1 Почему «инновационные»? Потому что еще в Послании Президента РФ В. В. Путина была сформулирована задача создать в образовательных организациях современную, новую «воспитательную компоненту» [4]. В сегодняшнем виде она отвечает только на вопрос «КАК?», поскольку вся воспитательная работа понимается как совокупность неких воспитательных мероприятий. А это ответ только на один из трех вопросов. А именно на вопрос «КАК?» (см. таблицу). И этого недостаточно.

Интериоризация понимается нами как включение каждой позитивной компетенции во внутреннее устройство личности. Ведь личность и понимается нами как совокупность освоенных педагогическим работником социальных компетенций, накопленных в общественно-историческом опыте человечества. В свою очередь личность проявляется в поступках. Поступок же можно определить как экстериоризацию интериоризиро-ванных социальных компетенций. Именно в поступках и проявляет себя позитивная социальная активность.

Третья субцель (см. таблицу) должна отвечать на вопрос «Каков уровень освоенности?» и предлагать педагогу стандартный инструментарий для оценивания позитивной социализованности. И поскольку социализованность - это освоенность и (или) ин-териоризованность позитивных социальных компетенций, а также их экстериоризация в виде поступков (актов, акций, деяний, подвигов), постольку инструментарий для оценивания должен фиксировать увеличение (хуже, если уменьшение) позитивных поступков в каком-то временном интервале, т. е. дельту прироста позитивной социальной активности.

Дополнительные субцели к основной цели «формирование позитивной социализованности»

Субцели Показатели Наименования государственных стандартов

Цель-содержание ЧТО (воспитывать)? Содержание социализации или совокупность позитивных социальных компетенций

Цель-деятельность (позитивная социальная активность педагога) КАК (формировать)? Содержание воспитания

Цель-идентификация КАКОВ (уровень социализо-ванности)? Инструментарий для оценивания социали-зованности и (или) позитивной социальной активности

Такое триединство субцелей внутри цели, на наш взгляд, должно обеспечить наполнение новой воспитательной компоненты [4] в образовательной организации.

И на самом деле, ведь воспитание - это способ воздействия на социальный и гражданский статусы человека. Из этого следует, что для воспитания объектом воздействия выступает социальный и (или) гражданский статус. Содержание же самого воздействия есть передача социальных и (или) гражданских компетенций (содержания социализации и (или) гражданского образования) от субъекта к объекту воздействия. При этом заметим, что социальный и (или) гражданский статус есть не что иное, как совокупность социальных и (или) гражданских компетенций и степень их адекватности неким общественно-исторически сложившимся представлениям об их необходимой и достаточной представленности и выраженности.

Следовательно, процессы социализация и гражданское образование испытывают влияние не только воспитания, как специально организованных процедур, осуществляемых специально подготовленными специалистами, но множества других стихийных, неуправляемых, не зависящих от воли и сознания педагога (взрослого), факторов. И при этом мы полагаем необходимым сразу пояснить нашу позицию следующими исходными основаниями, которые мы и предлагаем как гипотезы для обсуждения в рамках нашего исследования:

- первая: воспитание - это способ передачи а) содержания социализации и б) содержания гражданского образования (при этом мы подчеркиваем, что следует различать гражданскую образованность (когда человек знает свои гражданские права и

обязанности) и гражданскую социализованность (когда он действует как гражданин, совершает гражданские поступки; заметим также, что гражданская образованность является объектом воздействия со стороны обучения, а гражданская социализованность -со стороны воспитания);

- вторая: социализация - это освоение социальных компетенций, обеспечивающая достижение каждым индивидуально-максимально-возможной выраженности позитивной социализованности - исполнение универсальных, общечеловеческих, гендер-ных (различающихся по признаку половой принадлежности, гражданских и других социальных компетенций);

- третья: гражданское образование - это организация освоения гражданских компетенций, обеспечивающая достижение каждым индивидуально-максимально-возможной выраженности гражданственности и позитивной социальной активности (исполнение обязанностей гражданина1 России, родного края (города, поселка, села, деревни), образовательной организации, любого другого социального института, в структуре которых человек живет, работает или учится).

Обсуждая проблемы социализации и гражданского образования, нельзя обойти вниманием те исследования этих феноменов и опыта их реализации в государствах Европы. Причем лидером в решении этих проблем стала Франция с ее Великой буржуазной революцией и Гражданским кодексом Наполеона.

Европейский взгляд

Нужно признать, что в Европе и, в частности, во Франции, гораздо более давние традиции в области обсуждения и понимания процессов социализации и гражданского образования, чем в России. Общественная, философская и педагогическая мысль, инициированная так называемым третьим сословием во Франции в начале XVI века, обеспечила возникновение идеологии и практических основ социализации и гражданского образования.

В России в это же самое время, т. е. в конце XV века, «оформлялось Судебником 1497, указами о заповедных летах и урочных летах» [7, с. 659] «в общегосударственном масштабе Крепостное право» [7, с. 659] и завершилось оформление рабства «окончательно - Соборным уложением 1649» [7, с. 659], т. е. в середине XVII века.

Таким образом, когда в Европе начинает обсуждаться гражданственность, в России закрепляется сервильность.

Так, в 1530 году в Европе Эразм Роттердамский публикует Трактат о гражданстве. Это, в частности, означает, что феномены «гражданское образование» и «социализация» обсуждались философами и политическими деятелями задолго до Великой французской буржуазной революции, которая окончательно зафиксировала разницу между категориями «подданный» (sujet) и «гражданин» (citoyen). «En France avant la Révolution, l'éducation civique entre dans ce que l'onappelait la "civilité": des ouvrages comme Le Traité de civilité d'Érasme (1530) ou Les Règles de la bienséance et de la civilité chrétienne de J.-B. de La Salle (1711) rappelaient les principes du comportement en société» [6, с. 103]2.

Эразм Роттердамский и Ж-Б. де Ла Саль фиксировали гражданское образование как освоение «les principles du comportement en société», т. е. «принципов поведения в обществе» [6, с. 103]. Это подтверждает нашу гипотезу о том, что человека следует оценивать относительно его способов поведения в социуме, относительно его поступков. А

1 «Гражданин» восходит этимологически к слову «град» и, следовательно, является старославянским синонимом современного слова «город». Таким образом, гражданин - это житель города. На Международном форуме «О гражданском воспитании...» (Мадагаскар, 2007 г.) бельгийский социолог Жан-Марк Эгю на вопрос: «Какова европейская традиция понимания слова «гражданин» (фр. «citoyen»; англ. «citizen»; рус. гражданин; от англ. «city» и от рус. город)?» ответил: «Житель города...».

2 «Во Франции перед Революцией гражданское образование (воспитание и обучение) включается в понятие, называемое «гражданство»: научные труды, такие как Трактат о гражданстве Эразма Роттердамского (1530) или Правила доброделания, или Христианская гражданственность Ж.-Б. де Ла Саля (1711), определяют принципы поведения человека в обществе (перевод проф. С. Г. Молчанова)» [6, с. 103].

принципы выступают как оформленное общественное мнение относительно позитивных и негативных социальных компетенций.

Что же касается термина «éducation civique» (гражданское образование - воспитание и обучение), то он был включен в словарь Французской академии в 1845 г., но сами реалии и слова «гражданин» и «воспитание гражданина» появились во французском политическом обиходе на самом деле уже к 1770-1775 годам [6, с. 103]. Таким образом, можно утверждать, что феномен «гражданское образование» входит в состав феномена «социализация» на этапе возникновения и оформления государственности в общественных отношениях, зафиксированных в виде общественного договора.

Преподавание гражданственности - это подготовка человека к социальной жизни в государстве, а не только изучение и освоение гражданского права («гражданского долга», «гражданской доблести», «лояльности по отношению к государству» [6, с. 103]).

Термин «гражданский долг» («гражданственность»), тесно связанный с феноменом «ответственность», широко употреблялся задолго до и во времена Французской буржуазной революции. Но вот в Словаре Французской академии он появился только в 1845 г.

Термин же «гражданин» (в связи с терминами «образование - воспитание и обучение)» появился в 1770-1775 годах. Д. Дидро в «Энциклопедии» в статье «Гражданин» различает термины «подданный» (sujet) и «гражданин» (citoyen). Гражданин - это участник суверенитета, участник исполнения верховной власти, участник того, что мы сейчас называем государственно-общественным управлением.

«La Chalotais réclame une "éducation civile" pour "préparer des citoyens à l'État» [6, с. 103]1. Таким образом, содержание гражданского образования ориентировано на подготовку «гражданина для Государства» [6, с. 103], по Ла Шалотэ. Французская революция уточнила понятие «гражданин», внеся в него смысл обладания правами, которые вытекают из естественного права и универсальной морали, которые закреплены в юридическом статуте гражданина французским национальным законодательством. Во времена Реставрации гражданское образование было сведено к образованию «моральному» («нравственному») и «религиозному». В ходе последующих законодательных дебатов между республиканцами и монархистами религиозное образование было исключено из школьного образования, и первая статья французского Закона об образовании, принятого 28 марта 1882 г., гласит: «Начальное образование включает преподавание (просвещение) моральное и гражданское (подчеркнуто нами. - Л. К., С. М., Т. С.), чтение, письмо...» [6, с. 103]

Из этого следует, что социализация (воспитание) поставлена перед образованием (обучением). Этот же приоритет определен и в нынешнем Российском ФЗ «Об образовании.» [5].

Но это во Франции касалось только начального образования, а вот в среднем образовании гражданское образование игнорировалось вплоть до Второй мировой войны.

Вот что фиксируют исследователи Л. Аренилла, Б. Госсо, М.-К. Ролланд, М.-П. Рус-сель: «Ignorée dans l'enseignement secondaire jusqu'à la Seconde Guerre mondiale, l'instruction morale et civique apparaît dans le premier cycle des lycées à raison d'une heure par semaine; il est prévu une demi-heure dans le second cycle pour l'éducation civique seule. La réforme Haby, en 1975, en regroupant certaines matières d'enseignement sous les rubriques de "sciences socials" et de "disciplines d'eveil" fait disparaître l'éducation civique comme discipline à part entiere. En 1985, elle est réinscrite dans les horaires et les programmes par J.-P. Chevènement» [6, с. 103]2.

1 «Ла Шалотэ определяет «гражданское образование (воспитание и обучение)» как «подготовку граждан для Государства (перевод. - С. М.)» [6, с. 103].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2«Игнорируемое на второй ступени образования вплоть до Второй мировой войны, моральное и гражданское образование появилось на уровне первого цикла дисциплин в лицеях в виде одного часа в неделю; а также в 52

Европейские, в частности французские, философы, просветители и педагоги пользовались и пользуются следующими терминами: la bienséance [6] - благопристойность, учтивость, приличия, доброделание; la civilité [6] - вежливость, культурность, гражданственность (civil - гражданский, вежливый, учтивый); la civilité chrétienne [6] -христианская образованность (воспитанность), благочестие; le civisme [6] - гражданская доблесть, гражданский долг, лояльность; le comportement en société [6]- поведение в обществе.

Можно, опираясь на позиции наших европейских коллег, хотя они и выглядит теперь несколько архаичными и не слишком адекватными российской традиции, считать, что все эти слова описывают и наполняют терминологическое пространство, ретроспективное и актуальное, феноменов «позитивная социальная активность», «ответственность», «гражданственность», «социализованность» и «социальная компетентность» [1].

Антропоцен - эпоха позитивной социальной активности

Выше мы сформулировали мысль о том, что воспитание - это основной способ существования человечества.

В истории Земли сейчас наступила эра Человека, названная сначала «антропоген» (<гр. anthropos человек + гр. genos рождение)1. В связи с этим во второй половине XIX века появляется термин «антропоцентризм» «для обозначения идеалистических учений, видящих в человеке центральную и высшую цель мироздания» [7, с. 67] и утверждающих, что «человек есть центр Вселенной и конечная цель всего мироздания» [14, с. 67]. Возможно, эта теория стала основанием для антропософии (<гр. anthropos человек + гр. sophia мудрость), которую диалектические материалисты определяли так: «.мистическая доктрина, разновидность теософии, основанная в 1913 г. Р. Штайнером; содержит фантастическое толкование различных областей знания, а также методику развития предполагаемых "тайных способностей" человека к духовному господству над природой» [7, с. 66].

Более симпатизирующая антропософии точка зрения формулируется так: «.разновидность теософии, учение, ставящее целью раскрытие скрытых способностей человека с помощью системы специальных упражнений (эвритмии, музыки и т. п.); .идеи антропософии были положены в основу особой системы воспитания, получившей известное распространение на Западе» [14, с. 67].

Мы обратились к этим рассуждениям только для того, чтобы подчеркнуть, что представители этих научных направлений так же, как и мы, ищут пути и средства формирования все большей социальной активности человека, его определяющей роли в судьбе планеты Земля.

Для нашего исследования и его методологических оснований представляет интерес следующий факт. «На традиционной ежегодной конференции лауреатов Нобелевской премии был оглашен стокгольмский меморандум. Ведущие ученые мира предложили принять ряд мер, чтобы сохранить планету для потомков. Началась новая геологическая эпоха - антропоцен: деятельность человека становится главным фактором, меняющим условия существования всего живого» [13, с. 2]. И далее говорится: «.если человечество желает жить и дальше, оно должно прекратить бездумное потребление, добиться экологической устойчивости, искоренить нищету и экономическое отставание.

виде получасового занятия на уровне второго цикла, но только как гражданское образование. Реформа Габи (в это время министр) в 1975 г., сгруппировав некоторые дисциплины под рубрикой «социальные науки» и «дисциплины социальной инициации», привела к исчезновению гражданского образования (воспитания и обучения) как дисциплины. Но в 1985 г. гражданское образование было возвращено в расписание занятий и в программы новым министром Ж.-П. Шевенманом (перевод проф. С. Г. Молчанова)» [6, с. 103].

1 Последняя современная система (период кайнозоя, продолжающийся около 700 тыс. - 1 млн лет) подразделяется на плейстоцен («нижнее подразделение антропогена» (14, с. 609) и голоцен («верхнее подразделение ан-тропогена; послеледниковое время» (14, с. 210); «важнейшим событием этого периода было появление человека» (14, с. 66).

Добиться этого можно, если немедленно разработать и внедрить новые показатели благосостояния взамен ВВП, снизить пик выбросов углекислого газа не позднее 2025 года, устроить новую сельхозреволюцию и всемерно поощрять научную грамотность, особенно среди молодежи. Задача трудная, но достижимая. Была бы... воля, а сила найдется» [13, с. 2].

Итак, появился новый феномен, обозначающий новый период в существовании планеты Земля и цивилизации - «антропоцен» (<гр. anthropos человек. + гр. kainos новый). Таким образом, нобелевские лауреаты считают, что «деятельность человека становится главным фактором, меняющим условия существования всего живого» [13, с. 2].

Мы вполне доверяем им, тем более, что открытия нобелевских лауреатов существенным образом повлияли на возможности человека. Но чем больше технические возможности, тем большая ответственность ложится на человека и человечество.

Таким образом, эпоха антропоцена - это эпоха ответственности человека и его позитивной социальной активности. Ответственности каждого перед человечеством и человечества перед каждым человеком. Таким образом, позитивная социальная активность - это и ответственность, и гражданственность, и духовность, и пассионарность, и креативность.

Само- или социореализация

В актуальной педагогической науке практически все исследователи пользуются термином «самореализация», когда речь идет о тех высотах, которые должны быть достигнуты воспитанником. Используется этот термин и в нормативных документах. Этот термин был вложен и даже в уста Президента РФ В. В. Путина его советниками. Так, в ходе январского (2019 г.) визита в Калининград он подчеркнул необходимость создания благоприятной культурной инфраструктуры для каждого гражданина России, для его успешной «самореализации». В этой связи мы посчитали важным направить в адрес Президента РФ следующее предложение: вместо термина «самореализация» употреблять термин «социореализация». Наше предложение было рассмотрено в Администрации Президента, направлено в Минрос РФ и принято к сведению [15].

По каким основаниям предпочтительнее употребление термина «социореализа-

ция»?

Во-первых, существует правило, что сложное (с двумя корнями) слово образуется либо из слов только с русскими корнями, либо - только с иностранными. Например, авто... и ...мобиль7. Оба корня из латыни. Если оба корня перевести на русский язык, это будет выглядеть так - само...+...движущийся. Но сказать само-мобиль (mobite) или авто-(auto)движущийся нельзя. Это и нарушение правил, и нелепо. Так может сказать только человек либо малообразованный, либо не уважающий русский язык.

Поэтому, если мы хотим создать двукоренное слово и передать смысл «само-» и при этом использовать в качестве второго корня латинский корень «realis» (вещественный) [14, с. 661]2, то следовало бы слово «само-» перевести на латынь «autos», в которую слово это перекочевало из греческого.

И тогда компетентный человек, уважающий русский язык, должен сказать -«аутореализация».

Например, в психологической практике существует феномен «аутотренинг». Ведь никто не пытается говорить «само-тренинг». Но, к сожалению, многие (и даже обладатели ученых степеней) в научных и методических текстах не соблюдают правил, без должного уважения относятся к русскому языку.

1 Заимствовано из французского языка - automobile (фр.), а образовано из двух латинских корней - гр. autos сам + лат. mobilis подвижной [14].

2 «Реализация (<позднелат. realis - вещественный) - 1) осуществление чего-либо, проведение в жизнь какого-либо плана, проекта, программы, намерения и т. п.; 2) продажа товара, превращение имущества или ценных бумаг в деньги» [14, с. 661].

Во-вторых, в Послании Президента РФ (12.12.2012) было указано на «дефицит духовных скреп» [4], т. е. на слабую выраженность у российского гражданина таких качеств (социальных компетенций), как ответственность, гражданственность, духовность, пас-сионарность, креативность и т. д. А это качества, которые лежат в основании социальной активности. И понятно, что социальная активность может быть реализована только в социуме. Следовательно, полезность человека определяется «проведением в жизнь какого-либо плана, проекта, программы» [14, с. 661], полезных для людей, а это не «само», а социореализация. И все вышеназванные качества (социальные компетенции) реализуются в социальном пространстве по отношению к окружающим человека людям в виде поступков (актов, акций, деяний, подвигов). А эти поступки либо полезны (социо-реализация), либо вредны (диссоциореализация, аутореализация, самореализация).

Выводы

Человек либо полезен обществу (семье, окружающим, государству), либо вреден. Социореализующийся человек полезен и другим, и себе. Самореализующийся - вреден и другим, и себе. Ведь наркоман, алкоголик, коррупционер и прочие негативные члены общества «успешно» САМО- или АУТО-реализуются, но они вредны. А вот в социореали-зации представлены и духовность, и гражданственность, и пассионарность, и ответственность, и креативность. В самореализации же представлены и индивидуализм, и потребительство, и анимальность, и прочие негативные качества.

В 2012 году Президент РФ В. В. Путин сформулировал задачу создания в образовательной организации современной «воспитательной компоненты» [4], и мы работаем над созданием и апробацией ее инструментального обеспечения. Созданные нами методики формирования и оценивания позитивной социализованности обучающихся рекомендованы Советом по инновациям при Челябинском областном МОиН к внедрению во всех образовательных организациях, и на их базе мы планируем создание инструментального и методического обеспечения формирования и оценивания позитивной социальной активности педагогических работников.

Группа компетенций, входящих в состав позитивной социальной активности, обеспечит социореализацию, которая означает полезность человека для государства, а не только для себя. Такой подход обеспечит и исполнение госпрограммы «Патриотическое воспитание граждан...».

Таким образом, позитивная социальная активность действующего педагогического работника может проявлять себя в двух основных сферах. Первая - социально-профессиональные отношения педагогических работников в образовательной организации. Вторая - профессиональная деятельность, направленная на создание продукта -позитивная социальная компетентность обучающегося (воспитанника). Поэтому наши воздействия должны сосредоточиться на эмоционально-волевой и действенно-практической сферах личности педагогического работника, а конкретно на таких группах компетенций, как а) пассионарность и б) креативность. Именно их и следует оценивать в рамках аттестации, в измерении социально-коммуникативной компетентности педагогического работника.

Список литературы

1. Буслов Е. В., Кудрявцев Ю. А., Сырых В. М. Кодекс Российской Федерации об образовании - стратегический путь совершенствования образовательного законодательства в Российской Федерации // Право и образование. 2001. Июль, № 4. С. 34-47.

2. Доменаш Ж.-М. Чему следует учить1 (Domenach Jean-Marie. Ce qu' ilfautenseigner. Paris : Seuil, 1989. 190 p.).

1 Перевод проф. С. Г. Молчанова.

3. Гоццер Дж. Учебные программы и социальные проблемы // Перспективы: вопросы образования. 1991. № 1. С. 7-19.

4. Путин В. В. Послание Президента Владимира Путина Федеральному собранию РФ // Российская газета. 2013. 13 дек. С. 2-4.

5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» // Новый закон «Об образовании в Российской Федерации. М. : Эксмо, 2013. 208 с.

6. Dictionnaire de Pedagogie / Arénilla L., Gossot B., Rolland M.-C., Roussel M.-P. Paris : Larousse Bordas, 1996. 288 p.

7. Советский энциклопедический словарь. М. : Сов. энцикл., 1979. 1600 с.

8. Педагогика / под ред. Ю. К. Бабанского. М. : Просвещение, 1983. 608 с.

9. Педагогика / под ред. Ю. К. Бабанского. М. : Просвещение, 1988. 479 с.

10. Даль В. И. Толковый словарь живаго великорусского языка : в 4 т. Т. 1. Р-V. М. : Рус. яз.,1981-1982. 683 с.

11. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М. : Рус. яз., 1985. 797 с.

12. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В. А. Мижериков ; под общ. ред. П. И. Пидкасистого. М. : ТЦ Сфера, 2004. 448 с.

13. Курьер «Оракула» // Оракул. 2011. № 12. С. 2.

14. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов. М. : Русские словари : АСТ : Астрель, 2007. 937 с.

15. Письмо А26-13-1321471 от 11.01.2019 (за подписью Н. Литвиновой, Департамент писем и обращений граждан и организаций Администрации Президента РФ). 1 с.

16. Кургинян С. Е. О коммунизме и марксизме 2018. 2 мая. С. 1-3.

17. Кургинян С. Е. Судьба гуманизма в XXI столетии // Суть времени. 2019. 20 марта. С. 12-13.

18. О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации (Письмо Министерства образования РФ от 15.01.2003 г. № 13-5108/13).

М. П. Нечаев

Развитие профориентационной среды инклюзивного образования в фокусе проблем педагогического совета

Статья посвящена профориентационной работе в инклюзивной образовательной среде. Особое внимание уделено педагогическому совету как основной организационной форме методической работы. Даются рекомендации по подготовке и проведению педагогического совета на тему «Развитие профориентационной среды в условиях инклюзивного образования».

Ключевые слова: адаптивная среда, инклюзивное образование, профориентационная работа, профориентационная среда, педагогический совет.

Внешние изменения, которые принято называть цивилизационными процессами, с одной стороны, задают условия функционирования и развития системы образования через заказ на образование и воспитание потребной обществу личности, с другой - сами зависят от того, что взращивает образовательная среда [2].

В основном сегодняшняя система общего образования рассчитана на обучающихся со стандартными образовательными потребностями и возможностями, то есть на тех, кто может обучаться по общей программе и успевать в соответствии с установленными требованиями. Но на деле оказывается совершенно не так, поскольку некоторые обучающиеся имеют особые образовательные возможности и потребности. Ещё недавно такие дети обучались отдельно, «выпадая» из общего образовательного процесса. Сегодня же всё чаще в общеобразовательных организациях встречается инклюзивное образование. В «Законе об образовании в Российской Федерации» оно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.