УДК 616.895.8 : 614.253
Е.А. Тараканова, Н.Я. Оруджев
САМОСТИГМАТИЗАЦИЯ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ПРИ ШИЗОФРЕНИИ: КОРРЕЛЯЦИОННЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
Волгоградский государственный медицинский университет, 400131, пл. Павших борцов, 1, тел.: 8-(8442)-38-50-05, e-mail: [email protected], г. Волгоград
Оценка качества жизни дает наиболее полную картину как субъективной удовлетворенности человеком в жизни, так и целостную картину эффективности лечения и реабилитации. В восприятии и оценке степени удовлетворенности основными аспектами своей жизни принимают участие все главные составляющие психической сферы человека: когнитивная, эмоциональная, мотивационная и сфера самосознания, которые реализуются в поведенческой сфере, то есть психическое здоровье теснейшим образом связано с качеством жизни [4, 8].
Исследование социального функционирования и качества жизни может способствовать выявлению психических расстройств на ранних этапах их формирования и определению групп риска по возникновению психической патологии среди лиц с невыявленными ранее психическими расстройствами, что важно для профилактики психических заболеваний [2, 5]. Психические больные испытывают на себе весь спектр негативных, маргинализирующих социальных практик: ограничение социальной ангажированности человека, ряд запретов, маркирующих больного как неполноценного и потенциально опасного, требующего общественного надзора. Явление стигматизации — сложный разноплановый процесс, требующий помимо всего прочего специальной подготовки как медико-психологического персонала, так и общественного мнения. Процесс де-стигматизации требует роста культуры «дестигматиза-торов-реабилитологов», самих пациентов, общества в целом [7]. В процессе формирования общественного и индивидуально-личностного мнения индивида о психическом расстройстве особое место занимает феномен самостигматизации, оказывающий существенное влияние на степень адаптации больных [3, 5, 10]. Самостигматизация представляет собой серию запретов, связанных с социальной активностью, которые психически больные накладывают на собственную жизнь, с чувством неполноценности и социальной несостоятельности [9].
В то же время, несмотря на растущее число работ, посвященных исследованию стигматизации психически больных, качества их жизни и уровня социального функционирования, целостного представления о корреляционных взаимоотношениях этих двух феноменов на настоящий момент нет.
Задачей проводимого исследования являлось изучение качества жизни и типологии самостигматизации больных шизофренией, а также определение корреляционных взаимоотношений между типом самостигматизации и качеством жизни пациентов.
Резюме
Статья посвящена анализу особенностей самостигматизации и качества жизни больных шизофренией. Обследовано 345 больных, находящихся на стационарном лечении. Оценены уровни качества жизни и социального функционирования пациентов. С помощью кластерного анализа получены 5 кластеров утверждений, которые являются психологическими составляющими 3 вариаций самостигматизации. Определены корреляционные взаимоотношения между вариацией самостигматизации и качеством жизни больных шизофренией.
Ключевые слова: шизофрения, качество жизни, стигматизация, самостигматизация, социальное функционирование.
E.A. Tarakanova, N.Y. Orudjev
SELF STIGMATIZATION AND THE QUALITY
OF LIFE OF PATIENTS WITH SCHIZOPHRENIA: CORRELATION RELATIONS
Volgograd State Medical University, Volgograd Summary
The article is devoted to the analysis of data of self stigma-tization and qualities of life of patients with schizophrenia. 345 patients with schizophrenia were examined. The levels of quality of life and social functioning of patients were evaluated. 5 clusters of assertions were received by a cluster analysis. They are the psychological structure of three variations of self-stig-matization. Variations of self-stigmatization and quality of life of patients with schizophrenia as well as the main correlation of relations were demonstrated.
Key words: schizophrenia, quality of life, stigmatization, self-stigmatization, social functioning.
Материалы и методы
Обследовано 345 больных шизофренией, находящихся на лечении в психиатрических стационарах Волгоградской области. Клиническая диагностика проводилась согласно критериям систематики эндогенных психических расстройств в соответствии с МКБ-10. На каждого больного заполнялась формализованная клини-ко-статистическая карта модифицированного опросника для оценки социального функционирования и качества жизни психически больных [1] в сочетании с дополнением к данному опроснику — картой обследования амбулаторных больных шизофренией с большой длительностью
Таблица 1
Показатели распределения больных шизофренией в зависимости от вариации самостигматизации и качества жизни
Таблица 2
Информативность факторов и попарные сравнения влияния качества жизни больных шизофренией на тип самостигматизации
заболевания. На следующем этапе исследования больными самостоятельно заполнялся опросник ВОЗКЖ-100 [2]. Изучение аспектов самостигматизации больных шизофренией проводилось с использованием опросника самостигматизации, разработанного сотрудниками Отдела систем поддержки психического здоровья НЦПЗ РАМН (И.И. Михайлова, С.Н. Ениколопов, B.C. Ястребов). Все данные по исследованным лицам вносились в компьютерную базу и обрабатывались с помощью программного пакета Ехсе1 97.
Результаты и обсуждение
На первом этапе было проведено изучение качества жизни эндогенных больных. Наиболее высокие средние показатели по основным 6 сферам были получены в сфере «Уровень независимости» (14,1±0,166). Хорошие оценки получены также в «Психологической сфере» (13,25±0,163),
«Физической сфере» (13,2±0,175), «Духовной сфере» (13,07±0,213). По сферам « Социальные взаимоотношения» и «Окружающая среда» были получены средние оценки, соответственно 12,61±0,195 и 12,64±0,114.
В результате кластерного анализа были выделены и описаны 3 основные вариации самостигматизации.
I вариация — социоапатическая форма самостигматизации — характеризовалась гипернозогнозическом отношением человека к своему заболеванию и стремлением к использованию факта наличия болезни для обоснования особенностей своего пассивного поведения и постоянного стремления к получению соответствующей поддержки со стороны.
II вариация — амбисоциальная форма самостигматизации. Основными ее чертами является двойственность, то есть стремление индивида к дифференцированному, двоякому использованию своего диагноза. Так, в тех ситуациях, когда наличие психиатрического диагноза выгодно для индивида, последний расценивает себя как принадлежащего к этому классу. Он связывает с наличием психического расстройства существование именно тех проблем, для решения которых необходимо получение квалифицированной помощи со стороны психиатрической службы. В тех же ситуациях, когда положение «психически больного» в той или иной мере невыгодно индивиду, о наличии расстройства благополучно умалчивается и пациент оппозиционирует себя с категорией абсолютно здоровых, «нормальных» лиц, даже противопоставляя себя последним, создавая в сознании иллюзию собственного психического благополучия.
III вариация самостигматизации — социоперсекутор-ная форма. Для нее более характерными являются следующие черты. Больной, уверенный в своей «инакости», считает, что все окружающие его люди (как в семье, так и в других микросоциумах) замечают его несоответствие «общепринятым стандартам личности», что неизменно приводит к появлению негативного отношения последних к самому больному.
В зависимости от вариации самостигматизации больные шизофренией распределились следующим образом: из 345 пациентов к социоапатической форме были отнесены 107 чел., амбисоциальной — 101 чел. и социоперсе-куторной — 137 чел.
При оценке распределения больных с различной оценкой качества жизни в зависимости от вариации самостигматизации была отмечена следующая закономерность (табл. 1). При социоапатическом варианте самостигматизации наблюдалось преобладающее количество пациентов, которые оценивали свое качество жизни как плохое (49,53%). В то же время, количество пациентов со средним и хорошим качеством жизни было несколько ниже — 39,25%. Для амбисоциального варианта самостигматизации более характерным было преобладание пациентов со средним, хорошим и очень хорошим качеством жизни — 67,32% (соответственно 17,82; 40,59 и 8,91%), что свидетельствует о лучшей адаптации данной группы больных к условиям социума. По-видимому, дифференцированная самоидентификация себя как с категорией душевнобольных, так и, в определенно выгодных условиях, с категорией здоровых лиц способствует мобилизации ресурсных состояний психики индивида и приводит к лучшей ресоциализа-
Вариации самостигматизации Качество жизни Всего
очень плохое плохое среднее хорошее очень хорошее
I вариация (со-циопатическая): - абс. 8 53 18 24 4 107
- % 7,48 49,53 16,82 22,43 3,74 100
II вариация (ам-бисоциальная): - абс. 6 27 18 41 9 101
- % 5,94 26,74 17,82 40,59 8,91 100
III вариация (социоперсеку-торная): - абс. 27 80 17 11 2 137
- % 19,71 58,39 12,41 8,03 1,46 100
Коэффициенты информативности
Признак Попарные сравнения (b*) Коэффициент ин-
С1-С2 С1-С3 С2-С3 формативности В
О 4 4 4 4
Физическая сфера 2 2 4 2,67
Психологическая сфера 2 2 4 2,67
Уровень независимости 0 2 4 2
Социальные взаимоотношения 1 1 4 2
Окружающая среда 0 2 3 1,67
Духовная сфера 1 0 3 1,33
Коэффициент информативности Я - - - Глобальный коэффициент W=2,33
Примечания. b=0/p>0,1; b=1/p>0,1; b=2/p<0,05; b=3/p<0,01; b=4/ p<0,001.
ции и реадаптации. При социоперсекуторном варианте самостигматизации большую группу составили больные с очень плохим либо плохим качеством жизни — 78,1% (19,71 и 58,39%). Таким образом, данный вариант самостигматизации оказывает преимущественно негативное влияние на формирование уровня качества жизни больных, страдающих шизофренией.
Сопоставление данных, полученных при исследовании самостигматизации больных с данными оценки качества жизни этих же пациентов, позволяет объективизировать самооценку больных и выявить факторы, влияющие как на особенности самостигматизации, так и на качество жизни в целом (табл. 2). Максимально достоверным в плане формирования того или иного варианта самостигматизации являлся признак G (общее качество жизни) — коэффициент информативности В=4 балла, который, несомненно, оказывает прямое влияние на отношение пациентов к своей позиции в жизни и обществе. Наиболее достоверными являлись такие признаки, как состояние «Физической сферы» и «Психологической сферы» больного. Их коэффициент информативности В=2,67 балла, что свидетельствует о достоверном влиянии данных признаков на формирование варианта самостигматизации пациента. Факторы «Уровень независимости» и «Окружающая среда» (В=2 балла) также оказались в ранге достоверных признаков, формирующих тип самостигматизации. И, наконец, такие факторы, как «Окружающая среда» (В=1,67 балла) и «Духовная сфера» (В=1,33 балла), являлись менее достоверными. В целом, глобальный коэффициент информативности составил W=2,33 балла, что подчеркивает выраженные корреляционные связи между факторами оценки качества жизни больных шизофренией и типами самостигматизации данных пациентов.
Выводы
В результате проведенного исследования выделены три варианта самостигматизации больных шизофренией, определены уровни социального функционирования и качества жизни данного контингента лиц. Определены корреляционные взаимоотношения данных показателей, анализ которых позволяет сделать выводы о наличии взаимообусловленного влияния этих двух процессов.
Литература
1. Гурович И.Я., Шмуклер А.Б. Опросник для оценки социального функционирования и качества жизни психически больных // Социальная и клиническая психиатрия.
- 1998. - Т. 8, №2. - С. 35-40.
2. Кабанов М.М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. - СПб., 1998. - 256 с.
3. Рукавишников В.О. Общественное мнение о службах психического здоровья и пациентах, ими обслуживаемых. - М.: Научно-исслед. ин-т профилактической психиатрии ВНЦПЗ АМН СССР, 1990.
4. Ситдиков З.А., Куприянова И.Е. Теоретико-методологические аспекты изучения качества жизни и психического здоровья в разных социально-профессиональных группах населения // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2004. - Т.2, №32. - С. 15-17.
5. Финзен А. Психоз и стигма. - М.: Медицина, 2001.
- 216 с.
6. Шмуклер А.Б. Проблема использования понятия «качества жизни» в психиатрии // Социальная и клиническая психиатрия. - 1996. - №1. - С. 100-105.
7. Byrne P. Stigma of mental illness and ways of diminishing it // Advances in Psychiatry Treatment. - 2000.
- Vol. 6. - P. 65-72.
8. Lehrman A.F., Slaunger J.G., Myers C.P. Quality of life experiences of chronically mentally ill // Evaluation and Program Planning. - 1992. - Vol. 15. - P. 7-12.
9. Link B.G., Struening E.L., Rahav M. On stigma and its consequences: evidence from a longitudinal study of men with dual diagnoses of mental illness and substance abuse // Journal of Health and Social Behaviour. - 1997. - Vol. 38. - P. 177-190.
10. Thompson M., Thompson T. Discrimination against people with experiences of mental illness // Wellington: Mental Health Commission. - 1997. - 320 p.
Координаты для связи с авторами : Тараканова Елена Александровна — канд. мед. наук, доцент кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии с курсом психиатрии, наркологии и психотерапии ВГМУ, тел.: 8-(8442)-36-13-89, e-mail: [email protected]; Оруджев Назим Яшарович
- доктор мед. наук, профессор, зав. кафедрой психиатрии, наркологии и психотерапии с курсом психиатрии, наркологии и психотерапии ВГМУ.
□□□