Научная статья на тему 'САМОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И ЭТАПЫ ЕГО САМОСТАНОВЛЕНИЯ'

САМОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И ЭТАПЫ ЕГО САМОСТАНОВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
75
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА / САМОСТЬ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аскарова Г.Б., Сабекия Р.Б.

В статье анализируются концепции определения сущности человека: натуралистическая, социологизаторская, духовно-психологическая, религиозная, экзистнциальная, и осуществляется попытка построения интегральной концепции сущности человека на основе холономического принципа тождества части и целого. Обосновывается понимание самости как осознания единства сущности и существования в процессе самоопределения человека в общем составе ценностного бытия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «САМОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И ЭТАПЫ ЕГО САМОСТАНОВЛЕНИЯ»

Непрерывность и преемственность в обучении иностранным языкам способствует формированию познавательной активности студентов, воспитывает и создает творческую саморазвивающуюся языковую личность, потребностью которой становится постоянное совершенствование иностранного языка в рамках профессионального межкультурного общения.

Использованные источники:

1. Андреева Т.Я., Степанова О.С. Непрерывность обучения иностранным языкам в вузе как обязательное условие становления языковой личности.// Обучение в течение всей жизни «Life Long Learning». Актуальные мировые практики в российском образовательном пространстве. Материалы Всероссийской научно - практической конференции. Екатеринбург, 28-29 апреля 2014г.С.23-27.

2. Борисенко Е. Н. Теоретико - методическое обоснование педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студента // Инновации в образовании. 2012. - № 1. - С. 84 - 93.

3. Гальскова Н. Д. , Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие для студентов лингв. университетов и фак. ин. яз. высш..пед. учеб. заведений/ Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр « Академия», 2006. - 336 с.

4. Завьялова А.Г. Поиск адекватных технологий обучения иностранному языку в системе дополнительного образования// Иностранные языки в высшей школе.-2013.- 1(24).-С.60-67.

5. Куценко Б. Н., Суслова О. В. Об обеспечении непрерывного обучения иностранным языкам в технических вузах // Новое в лингвистике и методике преподавания иностранных языков. Материалы научно - методической конференции. Военный инженерно - технический университет. С -Петербург, 2002. - 233с.

Аскарова Г.Б., к.п.н. доцент, профессор кафедра психологии и педагогики Сабекия Р.Б., д.ф.н. доцент, профессор кафедра философии права и социальных наук Башкирский госуниверситет Стерлитамакский филиал Россия, г. Стерлитамак САМОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И ЭТАПЫ ЕГО САМОСТАНОВЛЕНИЯ Аннотация: В статье анализируются концепции определения сущности человека: натуралистическая, социологизаторская, духовно-психологическая, религиозная, экзистнциальная, и осуществляется попытка построения интегральной концепции сущности человека на основе

холономического принципа тождества части и целого. Обосновывается понимание самости как осознания единства сущности и существования в процессе самоопределения человека в общем составе ценностного бытия.

Ключевые слова: сущность человека, самость, самоопределение, самореализация.

Поиск философского определения сущности человека предполагает изучение всей многоуровневой структуры человека как открытой сложноорганизованной нелинейной целостности, собирающей воедино различные сущностные проявления человека. Если натуралистическая концепция сущности человека замыкает ее понимание рамками биологической телесности, социологизаторская расширяет ее понимание, выводя в культурно-историческую сферу межличностных коммуникаций, в то время как духовно-психологическая концепция вообще выносит сущность человека в пространство запредельного, нематериального, абсолютного, то в экзистенциальной трактовке искомая сущность усматривается за пределами самой жизни, точнее, она принципиально не может быть «усмотрена», так как она - не наличное бытие, а лишь потенциально возможное, вечно-становящееся. Сущность - это не факт, не результат, а процесс, постоянное движение к самореализации, то есть вечное беспокойство, неудовлетворенность сущим, стремление к утверждению себя в целостности истинно-сущего.

Попытки построения интегральных концепций сущности человека зачастую сводятся к механическому увязыванию воедино всех его сущностных признаков: социальность, разумность, животность, нравственность. «Между тем, структура личности многослойна: она включает и физический план (тело), и психический (характер, темперамент, склонности), и духовный (сущность личности, ее ядро, образующееся за счет духовности как реализации стремления к ценностным абсолютам)» [2, с.1233]. Сущность человека не суммативна, она целостна и, скорее всего, выражается не столько в этой целостности, сколько в самой способности человека к осуществлению своей изначальной целостности, в трансцендировании за границы наличного бытия к идеалу гармоничного миропорядка. Сущность человека - это становление, процесс гармонизации его природных, социальных, душевно-психических, космических начал. Потому она никогда не завершена, не определена, не замкнута, как и сам человек, как, впрочем, и бытие, сущность которого заключена в вечном становлении из Ничего в Нечто.

Трансцендентность сущности человека, проявляющаяся как выход за пределы эмпирически данного существования, обусловливает, в свою очередь, возможность ее усмотрения каждым конкретным носителем этой сущности, следовательно, возможность рефлексии. Осознание сущности в контексте своего существования и составляет феномен самости как

предельного основания уникальности, единичности, специфичности собственного существования.

Самость образована не только восприятием того, каким я дан в действительности (реальное-Я), но и того, каким я должен, могу и хочу быть (идеальное-Я, или трансцендентное-Я). Самость, таким образом, с одной стороны, образована тем индивидуально-личностным содержанием человека, что составляет его сущностное своеобразие, единичность, отдельность и определенность, с другой - надличностным началом, составляющим некий инвариант человеческой целостности и вводящим человека в состав более широкой целостности, как то общество, человечество, природа, универсум.

Речь идет о двух ступенях постижения самости, иначе говоря, двух этапах самостановления человека: «заключив в скобки» мир, Я обращаюсь к познанию средоточия самого себя, но не замыкаюсь в эгоистическом самолюбовании, а выхожу к интуитивному постижению инобытия другого, в котором, как в зеркале, Я нахожу отражение самого себя и вновь обретаю возможность созерцания себя в непосредственной очевидности и феноменальной явленности сущности моего Я. Таким образом, самость представляет собой осознание человеком себя как экзистенции, в единстве его сущности и существования.

Подобное понимание самости смыкается с философско-мистической традицией, трактующей самость в контексте тождества человека как микрокосмоса с универсальным макрокосмом. Структурная организация человека как «вложенной» в макрокосм системы подобна структурной организации универсума, из чего следует вывод о существовании укорененных в человеческой телесности гносеологических механизмов постижения сущности и существования человека посредством трансцендирующего познания внешней ему реальности. Самость и составляет тот данный человеку от природы инструмент осознания экзистенции, который выводит человека к чистому созерцанию своего потенциального «образа и подобия» совершенного целостного универсума.

Понимание человека как подобия универсума, как части, равнозначной целому, не противоречит христианской традиции: смысл человеческой самости заключается в том, чтобы обнаружить в интимной глубине собственного Я сущностную со-при-частность абсолютным смыслам и ценностям бытия, осознать изнутри, во всей очевидности, его полноту и совершенство. Поэтому постижение самости осуществляется не столько интеллектуально-чувственным напряжением человеческой телесности, так как бесконечное (трансцендентное) не может быть постигнуто полно и адекватно конечным (чувства и разум), сколько интуитивным проникновением в целостность переживаний своей экзистенции. Как бесконечен и потенциален человек (в соответствии с открытостью и бесконечностью универсума), так и самость человека, представляющая

собой не результат, а процесс осознания единства потенциальной сущности человека и его действительного существования, не может быть раз и навсегда определена, будучи жизненно-динамическим фактором и условием, во-первых, самообнаружения человека в интенциональном потоке сознания и, во-вторых, бесконечной личностной самореализации как укорененности в общем составе универсума своей подлинной нормы и формы бытия.

Конструирование самости, идущее по пути осознания человеком собственного «Я», по сути, является его самоопределением, то есть понятийным постижением человеком самого себя. О-предел-ить себя, значит, очертить горизонт своего существования, свои «пределы», следовательно, выявить свое качество. При этом качество «Я» определяется в акте трансцендирования за границы самого «Я», к неким Они и Ты, которые, собственно, и задают пределы экзистенции Я.

Расширение границ природно-биологической предзаданности человека и реализация им своего духовного потенциала осуществляются в процессе выхода человека из обособленности «Я» в социокультурное пространство взаимодействия с другими людьми. Именно в поле социального взаимодействия начинается становление личности, ее самоопределение как выстраивание собственного жизненного пространства на базе культурно детерминированных, общих, и частных, индивидуализированных, смыслов и ценностей: «Сфера интерсубъективных отношений отражает принцип двойственности человеческого бытия, который необходимо учитывать при исследовании сущности человека, так как духовно-практическое выделение людей из природы стало возможным только через их отношения друг с другом, и человек становится человеком только через соотнесение себя с другим человеческим существом, с превращением вещного «Я - Оно» в личностное отношение «Я - Ты»» [1, с. 8].

Осознание человеком внутреннего пространства своего Я возможно в силу такого сущностного свойства человека, как способность дистанцироваться, то есть выделения себя из мира, который противополагается ему как иное. Основным фактором жизненного самоопределения человека, в таком случае, выступает его способность выходить за границы своей эмпирической предзаданности, иначе, трансцендентность, как первичное условие взаимодействия с иным и конечное условие возвращения в целостность бытия.

Использованные источники:

1.Аскарова Г.Б. Этико-педагогические основы социально-нравственной ориентации подростков. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2003. - 168 с.

2. Маджуга А.Г., Сабекия Р.Б. Онтология здоровья: холистический подход // Вестник Башкирского университета. - 2013. - Т. 18. - № 4. - С. 1233-1236.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.