УДК 122
ОНТОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ: ХОЛИСТИЧЕСКИМ ПОДХОД © А. Г. Маджуга, Р. Б. Сабекия*
Башкирский государственный университет, Стерлитамакский филиал Россия, Республика Башкортостан, 453103 г. Стерлитамак, пр. Ленина, 47а.
Тел./факс: +7 (34 73) 43 22 50.
E-mail: [email protected]
Исследуются сущностные проявления человека как многоуровневого существа. Через призму многоуровневости человеческой экзистенции обосновывается принцип здоровья как онтологического механизма собирания человека в целостность из дробности его ипостасей. Доказано, что здоровье выступает важнейшей характеристикой неповрежденной целостности человеческой экзистенции.
Ключевые слова: родовая сущность человека, здоровье, самореализация, коэволюция, целостность, холистический подход, самореализация, самость, самоактуализация, потенциалы здоровьесозидания, миро-проект человека, самореальность.
На сегодняшний день человечество подошло к пределам своего физического существования, к такому беспрецедентному нарушению гармонии отношений между природой и разумом, что дальнейшее пренебрежение природно-биологическими основами человеческого организма уже невозможно, так как расщепление целостности человека неизбежно ведет не только к утрате его сущностной определенности, но и исчезновению самого человека.
Природный компонент в многоуровневой структуре человеческого бытия представлен в виде телесности человека. Именно тело служит местом пересечения природного и родового, биологического и социального. Тело выступает не только материальным основанием, но и порождающей причиной формирования социальной сущности человека: биологическая ограниченность человека детерминирует образование различных социальных институтов, заменяющих отсутствующие природные инстинкты саморегуляции так же, как и развитие техники, орудийной деятельности человека, компенсирующих его телесное несовершенство. Тело, таким образом, представляет собой субстанциальную основу человеческого бытия и внешнюю форму реализации всего богатства содержания человека.
Между тем структура личности многослойна: она включает и физический план (тело), и психический (характер, темперамент, склонности), и духовный (сущность личности, ее ядро, образующееся за счет духовности как реализации стремления к ценностным абсолютам). Как писал М. Бахтин, «тело обозначает пространственное измерение человека, душа — его временное измерение, дух — это смысловое измерение человека, область его совместного с другими бытия» [1, с. 165]. От согласованной работы всех структурных элементов личности, а также от их взаимодействия с другими фрагментами окружающего мира и системами других людей зависит здоровье человека, его устойчивость в мире, способность к самореализации и саморазвитию. Здоровье является не только важнейшим фактом человеческой экзистенции, но и всеобщим ус-
ловием возможности существования, его упорядоченности, устойчивости и полноты.
Этимология слова «здоровье» (от dorvo — похожий на дерево) отсылает нас к архаическому коллективному сознанию, в котором фиксировалась не только сущностная взаимосвязь между деревом и человеком, но и некое «мистическое соучастие» (Л. Леви-Брюль) человека со всем миром, воспринимаемым как целое. Целостность и устойчивость мира (равно как и дерева, и человека) обеспечена укорененностью в порождающей субстанции-причине, причем семя уже содержит в себе потенциальный образ будущего развития. Свернутый в семени образ целостности и совершенства (завершенности) представляет собой идею здоровья -идеал единства и полноты бытия на всех уровнях существования.
Как сущность бытия заключается в становлении из небытия, так и сущность человека — это, прежде всего, самореализация, самостановление из потенции в актуальность. Согласно теории фракталов, большая система (Бытие — Космос — Абсолют) определяет структурную организацию так называемых «вложенных» систем: общества и человека. Если в рамках синергетического подхода существенным свойством бытия (и общественного, в том числе) философами признается способность к самоорганизации, то применительно к человеку как «вложенной» в бытие космоса и общества системы принцип самоорганизации модифицируется в принцип самореализации. Иначе, важнейшей онтологической характеристикой человека объявляется его способность к самоорганизации, т.е. к самодо-страиванию себя до своей истинной сущности.
Становление образа человека в недрах его онтологической данности миру происходит путем раскрытия всех пластов его многозвенной сущности: физической (соматический план осуществления сущности, где человек выступает как индивид), социальной (коллективистский: человек реализует здесь себя как личность), душевной (эмоциональночувственный: человек как индивидуальность), духовной (трансцендентный: человек как микрокосм).
* Автор, ответственный за переписку
Г армоничная самореализация на всех планах бытия в мире — необходимое условие (и критерий) актуализации идеи целостного здоровья человека.
Известно, что здоровье, понимаемое холисти-чески, охватывает не только телесный, но и психический, и духовный уровни человека. Сам термин «холистический» происходит от греческого слова «holos», означающего «цельность», «целостность». Соответственно холизм — это учение, рассматривающее мир как результат ступенчатой творческой эволюции, которая направляется нематериальным и непознаваемым «фактором целостности» (Я. Смэтс, Дж. С. Холдейн, А. Мейер-Абих, А. Леман). Психолог и философ А. Маслоу связывал холистический взгляд на мир с естественным, здоровым состоянием человека: «Мне кажется, что холистич-ный способ мышления и понимания совершенно естествен ... для здоровых, самоактуализированных людей и, напротив, чрезвычайно труден для менее развитых, менее зрелых, менее здоровых представителей рода человеческого» [2].
Холистическое понимание здоровья стало междисциплинарной областью исследований и клинической практики, а также породило валеоло-гию как науку о целостном здоровом человеке. Холистический подход к здоровью предполагает не только снятие противопоставления духовнопсихического и материально-телесного начала в человеке. Он также акцентирует субъектность человека как носителя здоровья, его ответственность за состояние и развитие здоровья как жизненного потенциала. Напротив, нездоровье с позиции ва-леологии первоначально зарождается на ментальном, т.е. ноологическом уровне, распространяясь затем на психическую, а точнее, эмоциональную сферу, и, наконец, через посредство дисбаланса вегетативной нервной системы локализуется на витальном (т.е. физическом, или телесном уровне), навязывая субъекту определенные ограничения его самореализации. Одной из последних современных отечественных холистических моделей здоровья является модель, предложенная Р. И. Айзманом. Она отражает постоянное и непрерывное взаимовлияние соматического, психического и духовного начала в отношениях с социальными и экологическими факторами [3].
Поэтому с позиций холистического понимания здоровья необходимо ставить любой относящийся к данной проблематике фактор не только в контекст телесных процессов, но изучать их субъективную репрезентацию в когнитивных и эмоциональных формах, а также рассматривать духовное значение этих здоровьесозидающих факторов. Причем следует иметь в виду, что последовательность этих контекстов не случайна — каждый последующий трансцендирует (вбирает и преобразует) предыдущий.
Прежде всего, это относится к взаимодействию биологического (телесного, физиологического)
и психического контекстов. Как подчеркивает этолог Р. В. Дольник, для объяснения психических процессов «биологию человека нужно не только признавать, ее нужно знать. Игнорировать этологию, если занимаешься детским поведением, столь же чревато ошибками, сколь чревато ими игнорирование экологии в экономике» [4, с. 132]. В оригинальной психолого-семиотической концепции психологии телесности и сознания А. Ш. Тхостова (опирающейся на философию Р. Барта) телесные феномены представлены в сознании как знак. Механизм же претворения телесных явлений в психические следующий: «знак (означенное телесное ощущение), являющийся ассоциацией чувственной ткани и телесного конструкта, становится означающим в мифологической схеме болезни и, разворачиваясь вовне, превращается в симптом» [5, с. 4].
В дальнейшем это приводит к тому, что наряду с собственно-телесными, физиологическими факторами на состояние здоровья приобретают существенное влияние психические репрезентации тела и болезни; эти отражения приобретают то или иное значение в контексте мифа (как вторичной семиотической системы в трактовке Р. Барта, где знак отрывается от означаемого объекта и становится означающим нечто иное) здоровья-болезни. Поэтому человек, чья психика носит принципиально семиотический характер, свои телесные процессы осознает и интерпретирует с позиций разделяемого им мифа (магического, энергетического, научно-медицинского и пр.). Более того, «включаясь во вторичную семиотическую систему мифа, ощущения могут как изменять свое качество, так и порождаться сверху самим мифом...» [5, с. 5]. Следовательно, воздействие на состояние здоровья человека (как в плане развертывания его здравосози-дающего потенциала, так и в плане коррекции-лечения) с необходимостью предполагает воздействие с учетом этой мифической картины здоровья и его нарушений, существующей как психическая реальность.
Таким образом, телесные процессы, отзывающиеся на то или иное воздействие в рамках физической культуры (не в смысле одних только физических упражнений «культуры тела» или «культуризма», а толкуемых расширительно, как забота о благополучии и развитии тела) непременно отражаются в тех или иных психических формах, а в результате этого приобретают позитивное или негативное духовное значение. Понятие «духовность» здесь означает процесс и результат преобразования человеком самого себя в процессе самотрансценди-рования (превосхождения и включения в новый уровень) наличных ограничений своей телесности и психики посредством расширения ответственного самоотождествления с все более широкими сферами бытия [6]. Духовность есть потенция гармонизации, противостояния силам энтропии, потенция, заложенная в самом феномене жизни и в человеке
получающая свое наиболее полное и целенаправленное (сознательное) выражение. Такое понимание означает актуализацию потенциала человека, в том числе и в области здоровьесозидания, за счет раскрытия имеющихся и созидания новых возможностей проявления человеческой сущности в мире. Тем самым здоровьесозидание выступает проявлением подлинной духовной культуры человека, и поэтому нередки случаи, когда человек, начиная с заботы о теле, приходил к осознанию необходимости в духовном развитии, в форме тех или иных западных или восточных духовных практик.
Следует также отметить, что ядром здоровья человека в рамках холистического подхода является самость (подлинное Я, в отличие от масок ложного Эго или предъявляемого другим имиджа, то есть сам субъект).
Согласно К. Г. Юнгу, «.сознание и бессознательное вовсе не обязательно противоположны друг другу, но взаимно дополняются до целого — самости.», а «.самость есть вышестоящая по отношению к сознательному Я величина» и поэтому не может быть осознана самим человеком как «Я» полностью, ибо часть не может понять целое [7]. Юнг сравнивает Самость с солнцем в нашей Солнечной системе, а Эго с Землей, центрированной относительно солнца. Самость находится в непрерывном процессе становления, понимаемом как трансцендирование, диалектическое снятие противоречий-оппозиций (мужское-женское, сознатель-ное-бессознательное, хорошее-плохое, свое-чужое и т.п.), вершиной которого выступает обретение ею подлинной целостности — индивидуации [8].
А. Маслоу под «самостью» или «Я» человека подразумевает его сущностное ядро; соответственно самоактуализация, по Маслоу — это овладение способностью сонастраиваться со своей собственной внутренней природой, что и обеспечивает оптимум функционирования и здоровья человека — как телесного, так и психологического, и духовного [2]. Самоактуализация представляет собой также постоянный процесс раскрытия субъектом своих потенциальных возможностей, в том числе и в области здоровья, что опять-таки возвращает нас к понятию потенциала здоровьетворения, который находит свое раскрытие исключительно в активном взаимодействии субъекта с миром как в форме собственной телесности, так и в формах социальных отношений и предметной деятельности. В психосинтезе Р. Асаджиоли этот процесс называется самореализация и понимается как самопознание и раскрытие потенциала, «переживание и осознание себя как синтезирующего духовного Центра» [9, с. 30], однако самореализация не обязательно должна включать собственно духовный уровень.
В терминах создателя онтопсихологии А. Менегетти «онто-ин-се» или «ин-се» — это самость как бытие индивида само по себе (сущность в себе), взятое безотносительно его отношений с миром, это внутреннее позитивное ядро человека,
его подлинное бытие, трансцендентное плану существования, тогда как сознательно-логическое «Я» — единственная осознанная психологическая инстанция психики человека, склонная отождествлять себя со всей психикой. Следовательно, как и в других направлениях экзистенциальной психологии, задача человека понимается как раскрытие позитивного потенциала своего бытия во взаимодействии с миром; успешная сонастройка я и «ин-се» есть основа эффективности практической деятельности и здоровья [10].
Таким образом, самость — сверхличностный трансперсональный центр, отражающий глубочайшую и подлинную природу человека как сознательного субъекта и сравнимый, по словам С. Грофа, с индуистской концепцией Атмана-Брахмана как божественного «внутри». Самость предстает как активный субъект, обладающий не только различными потенциалами, но и некоторыми представлениями о себе и направленностью не только на внешний мир, но и прежде всего на себя в процессах самопознания и самоосуществления. Этот субъект реализует свой здоровьесозидающий потенциал в форме заботы о себе.
«Забота о себе» (греч. epmeleia), согласно французскому философу и «археологу знания» М. Фуко, является одной из важнейших характеристик человека, впервые осознанной и артикулированной в античности. Исследователь отмечает, что в учениях Сократа, Эпикура, Эпиктета, Сенеки, Марка Аврелия забота о себе стала сердцевиной античной философии, всегда стремившейся стать «искусством существования». Он также подчеркивает, что «по традиции, уходящей к истокам греческой культуры, забота о себе тесно связана с медицинской мыслью и практикой», а «Плутарх во вступлении к Наставлениям о здоровье заявил, что философия и медицина действуют в “одних пределах”» [11, с. 63]. Причем принципиального различия между заботой и врачеванием тела и души тогда не проводилось. Наряду с заботой о теле предполагалась также забота о душе - пифагорейская практика самоанализа - в формах «рассуждения о делах» и критического осмысления понятий; она получила широкое распространение в различных философских школах. Так, стоики разработали и схемы, показывающие различные стадии, точнее, возможные формы исцеления. Как пишет М. Фуко, «эти концепты и схемы, в равной степени пригодные и для медицины тела, и для терапии души, не только позволяли применять единый тип теоретического анализа к физическим расстройствам и к нравственной распущенности, но и предполагали как в первом, так и во втором случае один и тот же способ действий, вмешательство: и тем, и другим “повреждением” следовало заняться, лечить его и по возможности добиться исцеления» [11, с. 64].
Швейцарский психиатр, психолог и философ Л. Бинсвангер исходил из экзистенциалистского
представления о человеке как «проекте самого себя», при этом обусловленность прошлым, настоящим или собственным бессознательным является отчуждением свободной экзистенции. Основой для индивидуального стиля бытия-в-мире служит миро-проект человека, определяющий его представления о себе, о мире и типичные реакции. Другой экзистенциальный психолог — М. Босс, — как и Л. Бинс-вангер, предлагает воспринимать личность в контексте ее представлений о будущем; только сужение восприятии будущего, отсутствие смысла существования порождают психологические проблемы [12]. Следовательно, экзистенциальное понимание человека предполагает проектирование человеком себя, своей жизни и в том числе своего здоровья. Именно в таком самопроектировании проявляются потенциалы здоровьесозидания личности.
В соответствии с таким холистическим пониманием необходимо проектирование здоровья на основе раскрытия здоровьесозидающего потенциала на всех уровнях целостного человеческого существа. При этом за основу процесса развертывания этого потенциала во времени можно взять модель виртуальной психологии и периодизацию психического развития, разработанную на этой основе Н. А. Носовым и Т. В. Носовой. Рассматривая развитие представлений человека о себе в онтогенезе с младенчества до взрослости, они выделили пять уровней такой само-реальности — «соби», в их терминологии, то есть виртуальной реальности (а с позиций экзистенциализма — этапов проекта «себя актуализируемого», понимаемых как своего рода «зона ближайшего развития» субъекта), посредством которой человек самоидентифицируется в разные возрастные периоды по разным основаниям. Все эти реальности (телесная, сознания, личности, воли, внутреннего человека) приобретаются человеком в результате последовательного перенесения акцента самотождественности при овладении на необходимом и достаточном уровне предшествующим способом самоидентификации [13, с. 74—100; 325-344].
Соответственно с этими этапами овладения собственной природой, формирования целостности человека (индивидуации) смещаются акценты и в заботе о себе и своем здоровье, проявляющиеся как специфические способы и направления реализации здоровьесозидающего потенциала. При этом следует особо подчеркнуть, что эти онтогенетические уровни как бы проходятся заново, уже сознательно, человеком, который стремится реализовать подлинную заботу о себе как здоровом человеческом существе. Следовательно, субъект должен первона-
чально реализовывать свой потенциал здоровьесозидания в области телесности (первый этап), затем — в области психики (второй-четвертый этапы), а в дальнейшем — в духовном плане (пятый этап). Одновременно можно говорить о проявлении этого потенциала в соответствующих контекстах — телесном, психическом и духовном. Кроме того, естественным фоном для этих процессов является социокультурный контекст, определяющий конкретные формы и приоритеты здоровьесозидающей деятельности субъекта.
Таким образом, холистический подход к здоровью человека предполагает рассмотрение тела в качестве открытой самоорганизующейся системы, осуществляющей постоянный энергообмен с внешней средой. При этом признается, что ментальное и физическое, рациональное и эмоциональное, биологическое и социальное, душевное и духовное — грани единого целого, и гармоничная взаимосвязь этих фрагментов целого в человеке указывает на реализацию идеи здоровья как архетипического образца родовой сущности человека и полноты его бытия. Реализация всех трех планов стремления человека к осуществлению самого себя, своей целостности возможна при актуализации идеи целостного здоровья: физического, душевного, нравственного.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Наука, 1979. 415 с.
2. Маслоу А. Мотивация и личность / пер. с англ. СПб.: Питер, 1999. 352 с.
3. Айзман Р. И., Тернер А. Я. Физиологические основы здоровья. Новосибирск: ЛАДА, 2001. 524 с.
4. Дольник Р. В. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. Изд. 4-е, доп. СПб.: ЧеРо-на-Неве; Петроглиф, 2004. 352 с.
5. Тхостов А. Ш. Болезнь как семиотическая система // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1993. №»1. С. 3-16.
6. Новейший философский словарь. 3-е изд., исправл. Мн.: Книжный Дом, 2003. 1280 с.
7. Юнг К. Г. АЮ№ Исследование феноменологии Самости / пер. с англ., лат. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997. 336 с.
8. Юнг К. Г. Личное и сверхличное, или коллективное бессознательное / пер. с нем. М.: ПРИОР, 1999. 228 с.
9. Ассаджиоли Р. Психосинтез: теория и практика / пер. с англ. М.: REFL-book, 1994. 314 с.
10. Менегетти А. Введение в онтопсихологию. Изд. 2-е, испр. и доп. М: Онтопсихология, 2006. 138 с.
11. Фуко М. Культура себя / Фуко М. История сексуальности / пер. с фр. Т. 3. Забота о себе. Киев: Дух и Литера, 1998. С. 45-79.
12. Тихонравов Ю. В. Экзистенциальная психология: учебносправочное пособие. М.: ЗАО Бизнес-школа Интел-синтез, 1998. 238 с.
13. Носов Н. А. Виртуальная психология. М.: Аграф, 2000. 432 с.
Поступила в редакцию 08.11.2013 г.