Научная статья на тему 'Космическое измерение человека: некоторые аспекты онтологии'

Космическое измерение человека: некоторые аспекты онтологии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
784
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСМИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ / ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЕ / SPACE DIMENSION / ONTOLOGICAL STATUS / SELF-ACTUALIZATION / TRANSCENDENCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Игнатьев В. Е.

Представлено исследование многомерного и многоуровневого человеческого бытия в аспектах осмысления его высшего онтологического статуса, космического измерения, путей трансцендирования в развитии внутреннего мира человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cosmic dimension of human: some aspects of ontology

This article is devoted to investigation of multi-dimensional and multi-layer human being in aspects of comprehension of its supreme ontological status, space dimension, means of transcendence in development of inner world of man

Текст научной работы на тему «Космическое измерение человека: некоторые аспекты онтологии»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 3. С. 57-61.

УДК 111 В.Е. Игнатьев

КОСМИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОНТОЛОГИИ

Представлено исследование многомерного и многоуровневого человеческого бытия в аспектах осмысления его высшего онтологического статуса, космического измерения, путей трансцендирования в развитии внутреннего мира человека.

Ключевые слова: космическое измерение, онтологический статус, самоактуализация, трансцендирование.

Целостность человеческого универсума требует рассмотрения в контексте категорий космического, человеческого и социального измерений человека. Основой космического измерения человека является трансцен-зус, поскольку Человек является, по сути, Микрокосмом, стремящимся постигнуть Макрокосм. Измерение человека в метрическом смысле невозможно вследствие того, что Макрокосм и Микрокосм являются онтологически тождественными ноуменальными характеристиками.

Космический универсум можно рассматривать в аспекте четырехмерного пространства человеческого бытия, где кроме самого космического измерения проявляются онтологические (гуманитарное, природное и социальное) измерения. Любая форма онтологического измерения считается истинной только в определенных границах многомерного и многоуровневого человеческого Бытия, где она и может выступать как мера Сущего. Если же мы в социальной практике пытаемся перенести способы онтологического измерения бытия с нижних слоев на высшие, то получаем искаженную картину сущностных сил Человека. И наоборот, в процессе переноса способов онтологического измерения с высших слоев на более низкие мы повышаем уровень устойчивости человеческого существования. Применение космических мерок оправдано не только относительно условий религиозной жизни человечества в Духе, но и других форм онтологических измерений: родового, социального, природного.

С.Л. Франк в работе «Непостижимое» описывает два вида трансцендирования (трансцензуса): во-вне и во-внутрь. Первое - трансцендирование во-внутрь (вглубь) - способ достижения личностью области Духа, где она укореняется. Второе - трансцендирование во-вне - способ вхождения моего Я в другое Я, в совершенно другую самость [13, с. 326-410]. Эти виды трансцендирования в аспекте их органического синтеза и есть са-мотрансценденция. Всю свою жизнь человек должен искать высокое предназначение, смысл своего существования. И здесь важен даже не конечный результат, а процесс самого поиска, во время которого человек будет все время центрировать собственную экзистенцию на высочайшем и во многом непостижимом начале, с творческим, креативным ядром, составляющим его личность.

«Раскрытие божественного в человеке и возвышение человеческого до божественного, - писал Н.А. Бердяев, - носит характер прерывности, трансцензуса. Существует духовный опыт трансцендентного и трансцен-дирования в человеке, это невозможно отрицать, не насилуя реальности опыта. Человек есть существо, себя трансцендирующее, выходящее за свои пределы, устремленное к тайне и бесконечности» [2, с. 279].

Постижение мира в символическом аспекте базируется не на рациональных схемах, в т. ч. не на каких-либо теоретических понятиях, а на космических сакральных универсалиях, предлагающих самотрансценди-рующему субъекту лично приобщаться к божественным таинствам непо-

© В.Е. Игнатьев, 2012

стижимого, выступать «объектом» божественного Откровения. «Человек - микрокосм есть столь же многосложное и многосоставное бытие, как и макрокосм, в нем есть все, от камня до Божества...» [1, с. 95].

В историческом контексте самотранс-цендирующий астральный субъект в процессе неявной познавательной практики, мистики, был релевантен гносеологически трансрациональному миру. В этом мире субъект экзистировал, и мир не прятал от него своих тайн, поскольку человек по отношению к этому миру не противостоял себе как чистый гносеологический субъект и, вследствие этого, не дистанцировался от мира путем превращения его в объект сциентистских, репрессивных процедур.

И многое из того, что сейчас считается достижением науки, ранее естественным образом открывалось человеку в ходе процесса глубокого самотрансцендирования. И здесь, в эманирующем первоначале, обнаруживается в зародыше культура, цивилизация и наука.

Существует острая необходимость в возврате человеку утраченного им высшего онтологического статуса, и он может это сделать не на пути голой рационализации внешнего объективированного мира (в этом случае этот мир стал бы еще более объективированным и овнешнённым), а на сложном пути трансцен-дирования субъективного внутреннего мира, который способен своими интенциями привести Вселенную к полной гармонии.

Полагаю, что актуализации подвластны лишь те человеческие потенциальности, которые явлены самотрансценденцией. Сам индивид не появляется в реальном мире как готовый законченный проект, цель которого воплощение в его личной экзистенции. Он видится в качестве самопроекта, разрабатываемого его самотрансцендированием.

Говоря о космическом измерении человека, мы подчеркивали тот факт, что это измерение употребляет к действительности трансцендентные, сакральные мерки, рассматриваемое же ниже человеческое измерение Сущего в своей основе пытается все соразмерить сугубо с интенциями антропного, феноменального Я-Человека.

Человек в процессе своей жизни ценностно осваивает в мире все то, что втягивается естественным образом в отношения в форме Я - Ты. Если рассматривать культуру как процесс создания ценностей, то человек посредством этих ценностей как бы обосновывается в другом человеке, и посредством этого они уже вместе присваивают родовые общие сущностные силы.

В контексте социальной философии, в межчеловеческом общении находится весь спектр человеческих мерок, посредством которых индивид (неосознанно или сознательно) примеряется к вещественному миру,

миру объективаций, порождаемому Технологией, Цивилизацией и Культурой.

Этими же мерками, системой субъектно-субъектных отношений человек не в состоянии измерить ни тот пласт, который находится выше его феноменальности, ни самого Себя. Человек в своем стремлении придать всему сущему свою особую человеческую мерку превращает Космос во внешнюю среду существования - в космоэкологию. В процессе эволюции разрушая эту среду, он вынужден ее от самого себя же и защищать.

В течение всей жизни человек своему измерению подвергает все, что является материалом при построении основания человеческого универсума, которое проявляется как актуализированное общение.

Говоря о самом процессе актуализации, можно попытаться определить верхнюю и нижнюю границы человеческого универсума. Там, где в человеке человеческое соприкасается с сакральным в нем, определим как верхнюю границу. Там же, где происходит разделение человеческой феноменальности на человеческое и социальное, определим как нижнюю границу. Ю.М. Федоров видит актуализацию в трех основных формах: во-внутрь, во-вне и гиперактуализацию [8, с. 594].

Актуализация во-внутрь - алгоритм процесса исключительно ценностного воспроизводства целостности всего человеческого универсума, вследствие этого - присвоение человеком особых, родовых, внекосмологиче-ских сущностных сил в аспекте ценностных реинверсий символов культа, появление новых значений. Здесь видится расширенное воспроизведение только родового мира в его собственном, ценностном выражении, в отличие от трансцендирования во-внутрь, где проявляется все целостное мироздание в аспекте символической беспредельности. В этом случае культурологический процесс весьма расширенно воспроизводит феноменальное, а не ноуменальное в данной человеческой субъективности.

По выражению А. Маслоу, самоактуали-зирующие люди всю собственную жизнь занимаются поиском «бытийных ценностей - предельных ценностей, которые являются подлинными и не могут быть сведены к чему-то более высокому» [8, с. 110]. Эпистемологический гомеостаз достигается в человеческом универсуме за счет преобразования трансцендентных ценностей, имплицитно находящихся в символах устоявшегося культа, в ценности культуры. Эта актуализация, выступающая в форме мировоспро-изводящей практики, в ходе которой человек втягивается в культуротворческий процесс, постепенно превращает индивидов из самотрансцендирующих в активных субъектов, занимающихся самоактуализацией.

Актуализация во-вне «обеспечивает перемещение нижней границы человеческого универсума в глубь пределов социального и природного универсумов, осуществляет

превращение социальных и телесных объективаций в неявные ценностные компоненты родового именитства (актуализация общества и природы)» [10, с. 596]. В процессе такой актуализации индивид осуществляет неявное познание и нормотворчество. Семантической основой актуализации во-вне являются неявные ценностные знания и нормы. При антропном общении латентно присутствуют как социальная (деятельностная), так и телесная (рациональная) составляющие. Здесь синтезируются под культуротворческие приоритеты ценности и нормы протосоциальной целесообразности и родовой определенности, а также законы естественной необходимости.

Культуротворчество (актуализированное общение) можно охарактеризовать как природно-социально-антропный процесс. Определенная форма актуализации во-вне, которую можно назвать актуализацией социума, имеет в своем фундаменте эвалюа-тивные (культурные) нормы. Деятельность, социализированная здесь, замещается неявной актуализированной деятельностью. В случае серьезной реконструкции социума в гуманистическом аспекте активно рождаются новые нормы из аксиологической основы культуры. Целью актуализации во-вне выступает повышение в социуме уровня негэнтропии за счет наполнения его, в своей основе обезличенных структур, потенциалом человеческих смыслов и качеств.

Результатом гуманизации социальных отношений является коэволюционное развитие человеческого универсума и социума. Согласование же культуротворческих и цивилизационных процессов с приоритетами человеческой экзистенции является результатом актуализации социального пространства. В этом случае культура выполняет свою интегративную функцию наиболее эффективно, что в итоге позволяет всем социальным структурам функционировать без внутренних потрясений и конфликтов.

Проецирование культурных норм в социальную жизнедеятельность служит демократизации общества и утверждению социальной морали, снижая потребность привлечения силовых структур.

Культуротворческое воспроизведение человеческого в социальном, в аспекте повышения эффективной совокупной деятельности, повышает гомеостаз социальных структур.

Полагаю, что эпистемология как антропологически детерминированная гносеология является здесь наиважнейшей частью процесса актуализации. Интенционально, оперируя ценными доминионами культуры, внедряясь в глубины человеческой души,

человек получает ее обобщенный образ. Только в процессе совместной актуализации проявляются неявные знания о субстанции человеческой души.

Категорией, включающей в себя синтез актуализаций во-вне и во-внутрь, является самоактуализация. Человеческое в человеке перманентно проявляется в результате процесса его ценностной и целостной самоактуализации, а не является обусловленным его физическим рождением. Сам процесс актуализации являет как позитивную, так и негативную для человека онтологическую функцию. В период развития человечества актуализация, с одной стороны, перманентно повышает уровень человечности, с другой - постоянно понижает в человеческом универсуме уровень сакральности.

В случае, когда антропный внешний мир воздействует на внутреннее антропное Я намного интенсивнее, чем само антропное Я на человеческий род, антропогенез трансформируется в гиперантропную эволюцию Человека. Актуализация Абсолюта -это гиперактуализация. Ядром такой актуализации выступает процесс эвалюативации символов культа, и в этом процессе формируется ложный статус эвалюативных (антропных) символов. В этом случае креация трансцендентная подменяется креацией актуализированной (ложной). Антропный мир, гиперактуализируя сущее, все глубже конституируется культурой в виде транс-ценденции, а трансценденция - в виде актуализированного антропного мира, что создает замкнутый онтологический круг.

«По мере того, как мир становится не только ничтожным, но превращается в ничто, - писал К. Ясперс, - трансценденция также становится для нас как бы ничто, без того, чтобы что-либо еще было» [13, с. 43].

Человек в процессе своей эволюции постоянно пытается прорваться в весьма утопическую гиперреальность будущего, где он станет обладателем сил, влияющим на всю космодинамику Сущего, но эти силы ведут не к духовной эволюции, а к самоуничтожению Человека. Актуализация, которая не только существует вне практики само-трансценденции, но и противопоставлена ей, является причиной рождения в Человеке гипертрофированного человеческого, которое разрушает основы как ноуменального, так и феноменального бытия. В. Франкл писал: «Лишь существование, трансценди-

рующее само себя в “мир”, в котором оно “существует”, может реализовать себя, тогда как, делая само себя и соответственно самореализацию своим намерением, оно лишь теряет себя» [12, с. 70].

Актуализация содержит в себе отчуждение Человека от своей духовной сущности. В философском учении Гегеля отчуждение выступает как одна из центральных категорий. Гегель рассматривал отчуждение

в виде овнешнения мирового разума в истории и природе и в форме опредмечивания, институционализации сущностных сил Человека. Он писал: «Надо отбросить антропоморфизм, характерный для греческого созерцания, и сделать принципом человеческое как действительную субъективность; лишь благодаря этому антроморфизм. придет к завершению» [5, с. 233].

Эвалюативные символы можно охарактеризовать псевдосакральными ценностями, и они выступают не с антропной, естественной, а с искусственной, при том бесконечной, трансцендентной валентностью. Эти символы сакрализуют родовую целостность Человека, видятся в форме идеологического прикрытия, подмены Ноумена Феноменом в аспекте всеобщей онтологии Мироздания.

Антропная форма атеизма своим семантическим фундаментом всегда имела эвалюативные ложные символы, поскольку в процессе актуализации себя в Ноумен, любой антропный субъект как бог овнешня-ет (как у Гегеля) сакральное, заменяя Бога своим феноменальным Родом.

Фейербах в формуле онтологии Абсолюта ярко прописал сущность такого антропоцентризма: «Человек вместе с человеком, единство Я и Ты, есть Бог». Или его выражение «Человек человеку Бог» [11, с. 77].

В контексте высказываний Фейербаха антропологизация божественного и обоже-ние человеческого и являются такой гепе-рактуализацией Абсолюта, которая проявляется в виде отчуждения Абсолюта от Него Самого и искусственном замыкании его на сущностные, родовые силы самого Человека, вследствие чего экзистенция не самопо-рождается, а самоуничтожается.

Концепция Сверхчеловека, Абсолютного человека проявляется в форме сверхнасилия над Абсолютом и в итоге - над абсолютным и сакральным в самом Человеке. Здесь можно вспомнить и протагоровскую формулу, где человек выступает мерой всех вещей. Трансцендентный Абсолют нельзя измерить какими-либо мерками, и такая самоуверенная форма сознания видит Человека не только мерой всех вещей, но и мерой онтологии Духа - сверхантропной реальности. Получается, что трансценденция подменяется одной из обмирщвленных форм - человеческой феноменальностью.

Человек, возвеличивая символ собственных родовых сущностных сил до состояния кумира, превращает в сущий ад собственное родовое именитство, обожествляя нижнюю бездну собственного самосознания. У каждого человека есть два пути: первый - видеть себя Абсолютом, эгоистически считая гармонию Духа подотчетной собственному эгоизму, второй - вступать полноправным субъектом в отношения более высокого порядка в аспекте всеобщего креативного процесса,

вследствие чего реконструировать, формировать себя как более и более универсальное и абсолютное существо.

Ю.М. Федоров пишет: «Антропная форма существования - это существование в ценностной форме телесности, именуемой культурой. Выбирая культуру, человек сознательно замещает культ кумиром, который этой культурой повсеместно клишируется». Культура с момента своего зарождения направляла человеческие усилия на «перевоссозда-ние естественно-ноуменального экзистиро-вание в искусственно-феноменальные формы существования» [8, с. 604]. «Соблазн должен прийти в мир, но горе тому человеку, через которого он пришел» (Мф. 18:7).

Культура, освободившись от культа, выступила в роли «непримеримой оппозиции», оппозиции человеческого в человеке и поэтому - сакральному в нем. Человек увеличил дистанцию между собой и Абсолютом, начал отчуждать в пользу своей все возрастающей витальности его сущностные, животворные силы, осуществил свой «свободный и окончательный выбор не в пользу смиренного служения космоэволюции, а в пользу достижения Родовым Человеком, соблазненным псевдогуманизмом, тотальной власти над Вселенной» [8, с. 349].

С.Н. Булгаков писал: «Исторически “гуманность” возникает в процессе секуляризации христианской этики, но, конечно, оторванной от своей основы, она получает характер двусмысленный и даже извращенный» [3, с. 349]. Антропный субъект, актуализируя себя во вне, расширяет нижние границы человеческого универсума, вторгаясь в глубины природного и социального универсумов. Если же он себя гиперак-туализирует, то входит за верхний предел в онтологическое пространство универсума космического, придавая ему антропоморфную, культурную форму, видоизменяя его как среду обитания человека.

Человек, самоактуализируя себя, позволяет своему родовому Я трансформировать весь спектр иных интенциональных внеан-тропных свойств и кумулировать их в среде тотального общения. В. Франкл писал: «Человеческое существование есть скорее са-мотрансценденция, нежели самоактуализация... Она достижима только тогда, когда является побочным эффектом самотранс-ценденции» [12, с. 124].

М.К. Мамардашвили в своих работах подчеркивал, что метафизическая, скрытая, неведомая для него родина заставляет человека перманентно трансцендировать, и эта родина не может существовать нигде, но для нее человек рождается повторно, точнее говоря, в Духе. «Что он трансцендирует, т.е. за пределы чего он выходит? - спрашивает Мамардашвили и отвечает: - за пределы данной культуры, за пределы заданных условностей жизни. К чему он трансцендиру-

ет, если трансцендентного объекта нет? К некому символическому пределу - и дальше, сквозь него» [5, с. 106].

Реформация, реконструкция форм бытия в их проявленном виде под сакральные приоритеты выступают как самореформа-ция, самореконструкция Человека и, восстанавливая тем самым утраченную иерархию, Человек начнет приводить в соответствующий порядок весь внешний мир.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

[2] Бердяев Н. А. Экзистенциональная диалектика божественного и человеческого. Париж, 1952. 141 с.

[3] Булгаков С. Н. Свет невечерний. М., 1989. 349 с.

[4] Гегель. Эстетика : в 4 т. М., 1969. Т. 2. 233 с.

[5] Мамардашвили М. К. Мысль под запретом: Беседы с А.Э. Эпельбуэн // Вопр. философии. 1992. № 5.

[6] Маслоу А. Самоактулизация. Ш1_: http://www. psychology.ru/library/00037.shtml.

[7] Федоров Ю. М. Космическое измерение человека // Общ. науки и современность. 1994. № 4.

[8] Федоров Ю. М. Сумма антропологии. Новосибирск : Наука, 1996. Т. 2. 594 с.

[9] Фейербах Л. Основы философии будущего. М., 1937. 77 с.

[10] Франк В. Поиск смысла жизни и логотерапия // Психология личности. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1989. 124 с.

[11] Франк С. Л. Непостижимое. М., 1990.

[12] Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 70 с.

[13] Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. 439 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.