Научная статья на тему 'Самосознание студента высшего учебного заведения'

Самосознание студента высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
241
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / СОЗНАНИЕ / CONSCIOUSNESS / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / WORLDVIEW / ОБЩЕСТВО / САМОСОЗНАНИЕ СТУДЕНТА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кудрявцев Роман Анатольевич, Тимошенко Леонид Иванович, Тарасов Виктор Александрович

Важным фактором обучения в вузе является правильное развитие самосознания студента как гражданина и профессионала. При определении таких понятий, как «личность», «сознание», «мировоззрение», происходит развитие и совершенствование студента в соответствии с социально-нравственными требованиями общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Кудрявцев Роман Анатольевич, Тимошенко Леонид Иванович, Тарасов Виктор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-CONSCIOUSNESS OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

An important factor in learning in higher education is the right of national identity of the student as a citizen and a professional. In defining such concepts as identity, consciousness, ideology, is the development and improvement of the student in accordance with the social and moral demands of society.

Текст научной работы на тему «Самосознание студента высшего учебного заведения»

«просеивать» и «исследовать» в качестве взаимозаменяемых. В то же время термин «исследовать» является ярким примером реальной «мертвой» метафоры. Латинское слово «исследует» изначально предназначено для взвешивания, таким образом, исследование - это «мертвая» метафора, а «просеивание» только наполовину «мертво».

Устранение фикции из закона часто означает замену «мертвых» метафор на «живые». Можно привести следующий пример: «Согласованные договоры должны использоваться, чтобы определять, где есть совпадение интересов сторон» [9, р. 512, 514]. Этот вид изменения в языковом значении, ограниченном отдельными словами, может включать и целые фразы.

Является ли альтернативой тотальный отказ от фикций? Такой подход нецелесообразен, так как упразднить всю систему фикций - значит поместить юридическую терминологию в «смирительную рубашку». Это невозможно, потому что фикция в значении напряженного использования старого лингвистического материала является неизбежным сопровождением развития закона.

Решением проблемы может стать компромисс между двумя крайностями. От некоторых фикций необходимо отказаться, а другие - переосмыслить. Переосмысление возможно там, где оно приводит к созданию полезной концепции, в которой «мертвая» переосмысленная фикция мо-

жет удовлетворить реальную лингвистическую потребность. Где это не так, отклонение может быть правильным курсом, по которому следует идти. Но что же такое «полезная концепция»? Как случилось, что переосмысление приводит к необходимому пополнению терминологии права, а в других случаях служит лишь причудливым напоминанием об уничтоженной отговорке?

В контексте целей исследования Л. Фуллера следует отметить, что развитие современного правового языка двигалось вдоль предложенных им путей развития. Вообще, только переосмысление фикции привело к возникновению различных концепций в области теории права и юридической техники. «Лигвистическое чувство» нескольких поколений юристов, по мнению Л. Фуллера, служило бережному сохранению языка права от так называемого «лингвистического застоя» и «гротескного перенасыщения».

Литература

1. Fuller L. L. Legal fiction. Originally published at three articles in the Illinois Law Review. XXV (1930-31).

2. Фуллер Л. Л. Мораль права. М., 2007.

3. Архипов В. В. Концепция права Лона Л. Фуллера: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2009.

4. Козлихин И. Ю. Процессуальная концепция права Лона Фуллера // Правоведение. 1993. № 2.

Р. А. Кудрявцев, Л. И. Тимошенко, В. А. Тарасов САМОСОЗНАНИЕ СТУДЕНТА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Важным фактором обучения в вузе является правильное развитие самосознания студента как гражданина и профессионала. При определении таких понятий, как «личность», «сознание», «мировоззрение», происходит развитие и совершенствование студента в соответствии с социально-нравственными требованиями общества.

Ключевые слова: личность, сознание, мировоззрение, общество, самосознание студента.

В настоящее время происходит смена приоритетов и социальных ценностей, научно-технический прогресс все больше принимается как средство достижения такого уровня производства, который лучше всего подходит для удовлетворения постоянно возрастающих потребностей человека, духовного развития личности. Одними из основных характеристик выпускника высшего учебного заведения (далее - вуз) являются компетентность и мобильность. В связи с этим

важным фактором обучения в вузе выступает правильное развитие самосознания студента как гражданина и профессионала.

Личность студента социальна по своей природе и происхождению, ее значение измеряется критериями социально-общественных интересов. В то же время она представляет собой комплекс индивидуальных психических процессов, свойств и приоритетных состояний, имеет свое содержание и структуру.

Философия права, 2014, № 2 (63)

Под содержанием личности понимается духовный мир человека, его особое индивидуальное сознание, которое может являться определенным отражением общественного сознания, социальной и природной среды. Элементами содержания личности являются знания, концепции, взгляды и убеждения [2]. Основную часть духовного мира студента составляет мировоззрение - система общественно-политических взглядов и убеждений. К содержанию личности студента относится также определенный объем знаний, специальных навыков и умений, который является базисом профессионального мастерства.

Психика человека формируется и постоянно обогащается в процессе социализации. Самосознание есть особая модель сформированной личности и осуществление взаимодействий с действительностью на этой основе.

Основными функциями самосознания являются:

- развитие и совершенствование своей личности в соответствии с социально-нравственными требованиями общества;

- сознательное использование психологических закономерностей своей личности для наиболее успешного преобразования природы и общества.

Предметом самосознания выступает именно сознание, следовательно, противопоставляет ему себя. Но сознание сохраняется в самосознании в качестве момента, поскольку оно ориентировано на достижение своей собственной сущности, осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта и предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от изменяющихся ситуаций способна оставаться сама собой [4].

В современной психологической литературе существует несколько подходов к исследованию проблемы сознания. Один из них опирается на анализ тех итоговых продуктов самопознания, которые выражаются в строении представлений человека о самом себе. Личность студента (ее содержание и структура) не является чем-то однообразным. Она динамична, так как формируется в процессе обучения, воспитания и самовоспитания. Молодой человек, который поступает в вуз, уже представляет собой некую личность. Но ему еще предстоит пройти определенный путь развития, чтобы приобрести, закрепить и закалить те морально-психологические качества, которые определяют сущность личности гражданина, профессионала. Формирование этих качеств, их содержание зависят от прочности связи студента с обществом и окружающим миром, а также с тем коллективом, в котором он живет. Огромную роль

в обеспечении единства личности и общества играют целенаправленное обучение и воспитание, в ходе которых студент приобретает высокие общественные идейные ценности [1]. В то же время нужно отметить, что влияние коллектива на формирование студента в большей степени оказывается положительным, чем отрицательным. Благоприятные моменты затрагивают все стороны личности, а именно - целенаправленность, твердость характера, развитие его способностей и мастерства. Определенные изменения происходят и в темпераменте студента - он становится более ярким и выразительным, при этом положительные тенденции сглаживают отрицательные, а студенты приобретают уравновешенность и сдержанность, увереннее чувствуют себя в новых жизненных обстоятельствах.

В процессе обучения студенты получают всестороннее развитие. Они расширяют свой кругозор, участвуют в общественной жизни учебного заведения, овладевают новыми полезными знаниями, навыками, привычками, становятся более выносливыми в физическом отношении. Все эти изменения в содержании и культуре личности студентов происходят не единовременно, не стихийно, а являются следствием эффективной учебной деятельности и воспитательной работы. Формирование происходит быстрее и результативнее, если студент изначально является личностью с высоким уровнем самосознания, которое и облегчает процесс адаптации к новой обстановке, позволяет адекватно оценивать себя, свои возможности, уберечь студента от напрасной траты времени и возможных разочарований при неудаче[3].

Между тем значимость личности студента оценивается с точки зрения общественно-классовых интересов.

Таким образом, самосознание - это концептуальная модель собственной личности и построение взаимодействий с реальностью на этой основе. Благодаря самосознанию появляется возможность осознания несоответствия свойств личности социально-нравственным требованиям общества, а также осуществлять сознательное использование психологических закономерностей своей личности для наиболее успешного изменения природы и общества как во внешней социально-предметной деятельности, так и во внутренней личностной активности [6].

Литература

1. Анастази А. Психологическое тестирование. СПб., 2001.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: пер. с англ. / общ. ред. и вст. статья В. Я. Пили-повского. М., 1986.

3. Кудрявцев Р. А. Формирование самосознания у курсантов высших учебных заведений Министерства внутренних дел России: сборник научных статей. Ставрополь, 2007.

4. Бодлее А. А., Столин В. В. Общая психология. СПб., 2002.

5. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 1999.

6. Кудрявцев Р. А., Земцев А. М., Тимошенко Л. И. и др. Активные методы обучения в высшей школе // Вестник АПК Ставрополья. 2013. № 4 (12).

И. В. Бухарова

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ Л. И. ПЕТРАЖИЦКИМ

В статье анализируются теоретические особенности изучения природы правового воздействия Л. И. Петражицким. Автор приходит к выводу о том, что, хотя его методология и целый ряд концептуальных выводов и относятся к постклассическому типу правопонимания, во многом теория Л. И. Петражицкого мотивирована идеями, восходящими к классическому правопонима-нию, а именно - к школе естественного права.

Ключевые слова: природа правового воздействия, правовая действительность, правопонима-ние, классическая юриспруденция.

Для того чтобы выяснить теоретические особенности подхода Л. И. Петражицкого к правовой действительности, необходимо учитывать, что российская философия и теория права на рубеже Х1Х-ХХ веков рассматривала право в контексте общезначимых ценностей человечества, опираясь на гуманистическую парадигму, выработанную в Новое время и не имеющую альтернативы в познании явлений общественной жизни. Это определяло идеал общественного устройства, который, как правило, обосновывался ссылкой на соответствующие нравственные ценности и стереотипы поведения, присущие человеку, а право как социальная регулятивная система, которая в снятом виде содержит эти ценности, имеет нравственное содержание.

По нашему мнению, Л. И. Петражицкий исходил именно из такой парадигмы, стремясь раскрыть содержание и сущность права через закономерности этического действия, но при этом усматривая в качестве механизма этой закономерности эмоционально-психологическую сферу, в разных формах представленную как в нравственности, так и в праве. Так, основополагающее утверждение ученого о том, что право является психологическим фактором жизни общества, следует рассматривать именно в контексте общих тенденций правовой мысли того времени, акцентируя внимание на проблеме механизмов

его воздействия на общественные отношения, которые имеют психологическую основу.

Такая задача накладывает свой отпечаток и на правопонимание ученого, которое является психологическим, рассматривающим право не в сфере онтологических построений юридического позитивизма и естественного права как некоторую объективность, а в сфере его субъективного восприятия психикой индивида, не отрицающего его объективное существование, но рассматривающее именно эту сторону правовой реальности.

В данном контексте следует согласиться с оценкой концептуальных задач правовой теории Л. И. Петражицкого, предложенной Л. Л. Шпаком: квинтэссенция его подхода сводится к определению того класса явлений, к которому относится право, - и исходя из этого выяснить особенности их самостоятельного, то есть вне зависимости от позитивного права, функционирования [ 1, с. 137]. Исходным пунктом концепции Л. И. Петражицкого, на котором делает акцент автор, является положение о том, что право следует изучать «.. .не как априорную конструкцию, а как одно из явлений реального бытия, которое может быть двух видов: физическое и психическое» [2, с. 138]. Впервые эти идеи были сформулированы в получившей широкую известность работе «Права добросовестного владель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.