Научная статья на тему 'Самосознание как способ духовно-культурного освоения мира и предмет исследования социологии'

Самосознание как способ духовно-культурного освоения мира и предмет исследования социологии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
986
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ / СОЦИО-КУЛЬТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / СМЫСЛЫ / ЦЕННОСТИ / НОРМЫ КУЛЬТУРЫ / ДУХОВНОСТЬ / SELF-CONSCIOUSNESS OF PERSONALITY / SOCIAL-CULTURAL REALITY / SENSES / VALUES / NORMS OF CULTURE / SPIRITUALITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Левко Анатолий Игнатьевич

Самосознание есть выражение духовного мира личности, которое постигается через понятия «идея», «идеал», «идеализация», «идеология», «идеализм», «идейный». Идеальное и материальное начала здесь не противостоят друг другу и тем более не взаимоисключают друг друга. В динамической взаимосвязи и взаимообусловленности они предстают как способ духовно-культурного освоения мира, факт нашего самосознания и предмет исследования социологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-consciousness as method of spirituality-culture’s learning of a world and object of the research of sociology

The article deals essence self-consciousness is expression of a spiritual world of a person. It is explanation through these conceptions as idea, ideal, idealization, ideology, idealism. The ideal and the material are not contradict value-normative the foundation of a social management and a social mechanism of the construction and of the projecting of a social reality.

Текст научной работы на тему «Самосознание как способ духовно-культурного освоения мира и предмет исследования социологии»

УДК 316.61

А.И.Левко

Самосознание как способ духовно-культурного освоения мира и предмет исследования социологии

Самосознание есть выражение духовного мира личности, которое постигается через понятия «идея», «идеал», «идеализация», «идеология», «идеализм», «идейный». Идеальное и материальное начала здесь не противостоят друг другу и тем более не взаимоисключают друг друга. В динамической взаимосвязи и взаимообусловленности они предстают как способ духовно-культурного освоения мира, факт нашего самосознания и предмет исследования социологии.

Ключевые слова: самосознание личности, социо-культурная реальность, смыслы, ценности, нормы культуры, духовность

Anatoliy I. Levko

Self-consciousness as method of spirituality-culture's learning of a world and object of the research of sociology

The article deals essence self-consciousness is expression of a spiritual world of a person. It is explanation through these conceptions as idea, ideal, idealization, ideology, idealism. The ideal and the material are not contradict value-normative the foundation of a social management and a social mechanism of the construction and of the projecting of a social reality.

Keywords: self-consciousness of personality, social-cultural reality, senses, values, norms of culture, spirituality

Социологическое исследование - это изучение социальной реальности как таковой. Данная реальность изначально имеет социально-культурную природу и в принципе отличается от физической реальности, изучаемой естественными науками. В естествознании взаимодействие между человеком и окружающим его миром характеризуется субстанциальными характеристиками бытия. Познать эти характеристики возможно лишь благодаря категориям: «движение, «связь», «отношения», «причинность», «системность», «структура», «процесс», «отражение» и др. Бытие же культуры человека сопряжено с динамическими процессами, постигаемыми через понятия «идея», «идеал», «идеализация», «идеология», «идеализм», «идейный». Идеальное и материальное начала здесь не противостоят друг другу и тем более не взаимоисключают друг друга. Лишь в своей взаимосвязи и взаимообусловленности они предстают как способ духовно-культурного освоения мира, факт нашего самосознания и предмет исследования социологии. Социология, исследуя общественные взаимосвязи, не просто постигает их объективное значение для жизнедеятельности человека, но и субъективный смысл, который становится важней-

• Том 206 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 1 •

217

Раздел II. Искусство в зеркале социологии

шим фактором объединения людей. И если объективное значение постигается на уровне классической рациональности, то субъективный смысл - лишь на уровне неклассической и постнеклассической рациональности. В поле зрения здесь так или иначе оказывается исторически изменяющаяся социальная природа самой рациональности. То, что еще не так давно представлялось как выражение неизменной природы человека, на самом деле оказалось лишь выражением позитивистской методологии, игнорирующей роль в развитии мышления самой культуры.

Включение же в социологический анализ ценностей и норм культуры и ее символических форм (языка, речи, социального статуса и социальных ролей) в корне изменило представление о природе этой рациональности. Оказалось, что истоки мышления человека заключены не только в его физиологии и психологии, но и существующих общественных отношениях.

В силу этого основой социальной солидарности выступает не только разделение труда, как полагал Э. Дюркгейм, но и самосознание людей. Самосознание же немыслимо вне ценностно-смыслового отношения к миру, вне осознания себя как части социально-культурного бытия, вне духовно-практического освоения мира и свободы самореализации. Оно, прежде всего, социально-культурный феномен, имеющий ценностно-нормативную, а не логико-рациональную основу, а потому трансформируется по мере трансформации самой культуры, ее смыслов и значений, а не вслед за изменением социальной структуры общества, его социальных институтов.

В поле зрения социологической науки, прежде всего, попадают различные искусственно созданные социальные организации или социальные институты, начиная от государства, права, экономики, политики и заканчивая семьей. Сюда же относятся исторически возникшие социальные общности и социальные группы типа национальных, региональных, поселенческих, профессиональных, политических социальных и других процессов. Важнейшей составляющей изучаемой социологией социальной реальности являются социальные процессы, начиная от демографических процессов, преступности, социальной активности, трудовой дисциплины; различная социальная символика, включая человеческую речь, государственную, профессиональную, корпоративную и другие символики. И в то же время социология во всем этом многообразии социальных институтов, социального взаимодействия и социальных символов вычленяет только ей изучаемую таким образом социальную реальность.

Иное дело, что видение этой реальности существенно различается в зависимости от избираемых теоретических подходов и парадигмальных схем. Проблема метода познания здесь всегда является центральной.

Современному человеку, живущему в условиях бурного научно-технического прогресса, и рассматривающего его как поступательное развитие от аграрного к индустриальному обществу, и от него к информационному очень сложно понять не

218 • Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Раздел II. Искусство в зеркале социологии

только особенности переживаний, смыслы и ценности жизни своих предшественников, их менталитет, но и саму суть духовности как социально-культурного явления. Постижение сущностных характеристик духовности для него затруднено уже во многом по той причине, что оно невозможно с позиции лишь теории отражения или простого научного анализа различных стадий развития понятийно-концептуального аппарата. По своей сути духовное развитие это, прежде всего, - развитие человека как субъекта соответствующей культуры, его творческих, адаптационных, познавательных, интегративных, идентификационных и других индивидуальных и общественных способностей; развитие, которое неразрывно связано не только с научным, но и философским, обыденным, мифологическим и религиозным, национальным сознанием и самосознанием, проявляемом в искусстве, образе жизни, менталитете и мировоззрении народа, его обычаях и традициях, характере исторически сложившихся общественных связей, государственной политике и идеологии. Степень этого развития проявляется в активности и пассивности личной и коллективной деятельности, нравственном и безнравственном ее содержании, самодеятельности и конформизме, вере и безверии в те или иные ценности, надеждах и чаяниях отдельных людей и целых народов, той нравственно-психологической атмосфере, в которой протекает их повседневная жизнь. Содержание духовности определяет нашу общественную сущность, то, что мы собой представляем как личность, народ, нация, страна.

И без анализа этой сущности нельзя понять происходящие здесь социальные процессы. Умом Россию не понять и не только Россию. Вряд ли ошибались Н. Я. Данилевский, Георгий Гачев и их последователи, сравнивая культуру России с европейской, а особенности европейской культуры с особенностями американской культуры и исследуя на этой основе «закономерности» общественного развития.

Для удовлетворения своих потребностей люди должны, прежде всего, оценить мир, его отдельные элементы, понять их значение для удовлетворения своих потребностей, выработать представление о желательном, чтобы действовать. Для этого человек должен применить определенные абстрактные, обобщенные критерии оценки объекта.

Эти абстрактные, обобщенные критерии оценки действий, связей, событий, идей, мнений и составляют главное в культуре или ценности. Ценности - это желательное, предпочтительное (идеал) для данного социального субъекта (индивида, социальной общности, общества) состояние социальных связей, принципов и практики социальных взаимоотношений, критерий оценки реальных явлений; они определяют смысл, стратегию целенаправленной деятельности и тем самым регулируют социальные взаимодействия; внутренне побуждают к деятельности. Иными словами ценность и формирует идеалы, и ориентирует человека в окружающем мире и побуждает к деятельности. Она одновременно выступает и как социальная идеология и как социальная психология и как социальный мотив.

• Том 206 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 1 •

219

Раздел II. Искусство в зеркале социологии

Существующая социально-культурная среда, как правило, воспринимается социологом как нечто противостоящее ему в виде материально-вещественной реальности. Именно по этой причине Э. Дюркгейм и рассматривал естественные науки как образец для построения социологии. Переход от механической солидарности к органической, по его мнению, и есть эволюция общества, источник которой кроется в углублении разделения труда и социальной дифференциации. Социальная же дифференциация с необходимостью предполагает социальную интеграцию и глобализацию. Такова логика цивилизационного подхода к проблемам общественного развитиякоторой придерживается современная социология.

С большим трудом дается нам осознание того факта, что культура это не только то, что нам противостоит в качестве объективной реальности, но и то, что является неотъемлемой частью нас самих, нашего собственного «Я», нашего внутреннего духовного мира, нашей индивидуальности и нашей личности. Ответы на поставленные еще И. Кантом вопросы: «Кто «Я»?, «Что «я» могу?» и «На что смею надеяться?» так или иначе связаны с выяснением сущности материальной и духовной культуры, ее творческих возможностей и отличия от уже материализованного мира культуры, называемого цивилизацией. Они связаны не столько с объективными закономерностями, сколько с нашей собственной субъективностью, с императивами творчества и нравственного долга, ответственности и т. д., заключенных в нас самих, в нашей собственной воле и степени ее свободы и ограниченности существующими социальными нормами поведения.

Нельзя соединить «есть» и «должно быть». Для тех, кто работает в области социальных наук, велик соблазн соскользнуть с описания того, что есть, на предписание того, что должно быть. Философы называют это натуралистическим заблуждением. Разрыв между «есть» и «должно быть», между научным описанием и нравственным предписанием сегодня столь же велик, как и 200 лет назад1.

Ни из одного исследования человеческого поведения, утверждает Дэвид Майер, не вытекает логически, что такое правильное поведение. Если большинство людей делают нечто, то это не означает, что это нечто является правильным. Мы вводим наши ценности всякий раз, когда идем от объективных утверждений факта к предписывающим утверждением того, что должно быть.

Ценность выполняет роль основания для выбора определенных потребностей, переживаний, целей, планов в соответствующих условиях. Основными атрибутами ценностей, в которых реализуется ценностная природа идей и вещей, является их личностные смыслы и функциональные значения. Идеальное бытие - непременное условие функционирования духовных ценностей. В связи с этим они не требуют особых доказательств. Они уже существуют в сознании индивида. Ценность выступает как жизненный смысл, определяющий основание выбора целей, средств,

220 • Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Раздел II. Искусство в зеркале социологии

результатов и условий деятельности. Ценность сама по себе как свойство или признак вещи не существует. Она первоначально предстает как некая виртуальная, потенциальная реальность и своеобразный критерий оценки реальных явлений. Для воплощения ценностей в жизнь социальную жизнь требуется соблюдение целого ряда условий:

- во-первых, ценность должна быть внутренне принятой и осмысленной членами данной социальной группы или общности. Ее нельзя заучить или навязать насильно;

- во-вторых, между ценностью, которая усвоена человеком «в мыслях», «в сознании» и его практическими действиями не должно быть существенного разрыва;

- и, в-третьих, ценность должна предопределять общую стратегическую направленность, ориентированность жизнедеятельности.

Для того чтобы обеспечить эти условия социального взаимодействия необходим соответствующий социальный механизм, объединяющий в единое целое ценностно-ориентационные, нормативно-практические и контрольно восстановительные компоненты. Для того, чтобы ценность из сферы желаемого переместилась в сферу возможного она должна трансформироваться в своеобразную норму жизнедеятельности личности. И процесс познания в данном случае не является исключением. Для каждой исторической эпохи характерен свой тип рациональности, основанный на той или иной системе ценностей. А сама история есть ничто иное, как процесс осознания и воплощения ценностей. Сами же ценности выступают как основное содержание существующей социально-культурной практики и самосознания личности.

Субъект-объектные отношения, на которых основана познавательная деятельность, не есть нечто само собой разумеющееся. Чтобы выделить себя из мира, прежде всего надо идентифицировать себя с ним, определить свое место и роль в его развитии, сделав соответствующий духовно-нравственный выбор. Чаще всего это не только не происходит вслед за изменением объективных условий, но и значительно затруднено, в связи с изменением ценностных критериев. Стремление же господствовать над этими условиями за счет сознательного использования закономерностей природы в собственных прагматических целях обычно оборачивается потерей субъективности личности, превращением ее в элемент социальной системы и потерей ее самосознания. Деперсонализация человека происходит вместе с прогрессом рационалистического мышления, осознания силы власти и денег и потерей чувства внутреннего достоинства. Она во многом закрепляется существующей системой образования, ориентируемой на основы наук, исходя из представления о человеке как существе разумном уже по своей природе или как образе и подобия Бога.

Однако самосознание человека как образ и подобие Бога разительно отличается от самосознания человека, определяемого его общественной значимостью и

• Том 206 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 1 •

221

Раздел II. Искусство в зеркале социологии

реальными социальными ролями или естественными потребностями и способностями. Оно неразрывно связано с его волей и творческими способностями, с внешним и внутренним принуждением и законодательством.

Но связь эта, по сравнению с осознанием объективной реальности, далеко не всегда осознается или не осознается вовсе, оставаясь неотъемлемой частью нашего бессознательного «Я». От нас и нашего сознания и самосознания оказывается скрытым как раз факт нашей социальной сущности, выраженной в ориентации на других, в неразрывной связи с ценностями и нормами общества, смыслами общественной деятельности, которые становятся смыслами нашей жизни и важнейшим содержанием нашей личности. Эта социальная сущность как бы «закодирована» в коллективном бессознательном. Что же касается связи нашего поведения и нашей деятельности с нашей собственной физиологией и психологией, то она оказывается как бы на поверхности. В силу этого человек становится «мерой всех вещей» по выражению Протагора, исходным пунктом познания, в то время как связь познания с речью человека, смыслами его деятельности, ценностями и нормами культуры оказывается скрытой. В результате возникает своеобразный соблазн рассмотрения социальной реальности по аналогии с физической реальностью, и представить социологию как своеобразную социальную физику или биологию, что и проявилось в естественнонаучном позитивизме, характеризующем доклассический период истории ее развития. Развитие же классической социологии начинается с исследования культуры и цивилизации.

Ведь неразрывная связь между существующей социально-культурной практикой и нашим самосознанием, с одной стороны, а также между самосознанием и свободой воли личности - с другой, носит далеко не явный характер, как и то, что сама существующая социально-культурная практика - неотделима от нашей творческой созидательной деятельности, нашей субъективности. Не случайно еще древние греки познание самого себя считали важнейшей философской проблемой, которая сегодня имеет не только познавательное, но и практическое значение в связи с развитием, как инновационных технологий, так и гражданского общества.

Духовность - важнейшая характеристика любого общества, благодаря которой оно становится той социальной средой, в которой только и может реализовать себя человеческая индивидуальность. Социальность, как отмечал в свое время Гегель, - лишь частная характеристика, описание живой стадии развертывания мирового духа.

Культура в собственном смысле этого слова символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в искусстве и литературе), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Культура - это, прежде всего, характерный для членов данного общества образ мысли и образ действий. В социологическом понимании культура, в первую очередь ценности, нормы, традиции, крите-

222 • Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Раздел II. Искусство в зеркале социологии

рии, оценки, которые регулируют взаимоотношения людей, объединяют людей в единую целостность - общество. В то же время она является во многом решающим элементом, объясняющим своеобразие исторических судеб того или иного общества. Не естественно-природная основа человеческого бытия предопределяет ту или иную судьбу, а люди, которые на основе своей природы избрали многообразные вариации человеческого существования. Говоря о культуре, мы имеем в виду те явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Культура не возникает на природной основе и скорее связана с преодолением материального естественного начала, его подчинением духовному началу: вере, знаниям, нравственной позиции, мировоззренческим и другим убеждениям. Эта вера и эти убеждения часто становятся важнее природного инстинкта самосохранения, ради которых человек нередко осознанно идет на смерть и всяческие лишения и невзгоды, усилиям воли подавляет свои желания, удовлетворяет свои естественные потребности в строгом соответствии с установленной нормой культуры или социальной нормой.

Как утверждает, например американский социолог Нейл Смелзер, «культура -цемент здания общественной жизни. И не только потому, что она передается от одного человека другому в процессе социализации и контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры»2. С другой стороны, духовность как форма выражения культуры, всегда противостоит ее материально-вещественным формам, прагматизму и утилитаризму жизни, ее естеству, постигаемым с помощью научных методов. Проблема духовного развития чаще всего предстает как проблема идеализации, проявляемая в виде противоречия между реальным и виртуальным его содержанием, между теоретическим, абстрактно-логическим и конкретно-эмпирическим; рациональным и эмоционально-чувственным, явным и неявным, интуитивным знанием. Ее разрешение не сводится лишь к диалектике теоретического и конкретно-эмпирического, методам дедукции и индукции, анализу отдельных фактов и научным обобщениям, и даже научной интуиции. При этом оно никогда не сводится к чисто количественному или информационному своему выражению. Любая информация, выраженная в битах, баллах или других количественных измерителях становится для нас знанием, лишь обретая определенный смысл, доступный пониманию людей соответствующей культуры. Поэтому наскальные рисунки древних людей или орнаменты на гробницах египетских фараонов, расшифровать значение которых мы не в состоянии, обогащают информацию о мире, но не наши знания о нем.

• Том 206 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 1 •

223

Раздел II. Искусство в зеркале социологии

В современном обществе духовные регуляторы социальной жизни имеют разнообразные конкретные формы: ценностные ориентации, идеалы, социальные установки, нормы, принципы поведения, непосредственные мотивы конкретных действий, поступков. Одни определяют стратегическую направленность деятельности индивида, другие нормативно регламентируют ее, третьи непосредственно, ситуационно регламентируют поведение людей. Данные феномены духовного мира образуют иерархизированную систему, вершину которой составляют ориентации на ценности.

Ценности изучаются различными науками, особая роль в их исследовании принадлежит философии, этике. Социологию же ценности интересуют, прежде всего, как фактор, играющий определяющую роль в регуляции социальных взаимодействий, основополагающий элемент культуры, являющийся основой идеологии, ценностно-нормативного механизма социальной регуляции. Социальная регуляция поведения индивида, способ духовно-культурного освоения им мира и формирование самосознания его личности неразрывно связаны с его адаптацией, аккультурацией, социализацией и эмансипацией.

Социальная адаптация есть исторически обусловленная практическая деятельность, основное содержание которой составляет приспособление и привыкание личности и общностей к изменяющимся условиям, формам и способам общественной жизни и преобразованию социальной среды в соответствии с личными и общественными потребностями.

Социально-культурная адаптация и ее результаты зависят от социально-культурной среды тех или иных территорий. Человек как социальный субъект принадлежит к определенной общественной структуре, которая задает различные формы, виды интерактивной деятельности.

Акультурация - процесс целенаправленного формирования личности с помощью различных социальных институтов и, прежде всего, государства и права, а также собственных волевых усилий над собой со стороны самого индивида, основанное на внешнем и внутреннем насилии, с помощью которого удовлетворение им своих потребностей осуществляется в строгом соответствии с существующей социальной нормой.

Социализацию можно понимать как интернализацию социальных норм: социальные нормы становятся обязательными для индивида потому, что они, скорее, устанавливаются им самим для себя, нежели навязываются ему средствами внешней регуляции, и являются, таким образом, частью собственной индивидуальности личности. То есть, благодаря интериоризации индивид приобретает внутреннюю потребность в приспособлении к окружающей его социальной среде.

Социализация, в силу этого, предстает как сущностный элемент социального взаимодействия на основе предположения о том, что люди желают повысить цену собственного самоимиджа, добиваясь одобрения и повышения статуса в глазах

224 • Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Раздел II. Искусство в зеркале социологии

других; в этом случае индивиды социализируются в той мере, в какой они направляют свои действия в соответствии с ожиданиями других.

Эмансипация - процесс обретения индивидом свободы воли, проявляемой в его творческой деятельности, благодаря развитию своей духовной сущности. Духовная личность - человек, обладающий развитой духовностью, то есть тот, для кого идеальные устремления, ценности, благородные принципы выше (хотя и не исключают) личного притязания.

Духовность личности - состояние души человека, характеризуемое усвоением лучших достижений культуры и устремлением к высшим идеальным ценностям жизни. Духовность предполагает самостоятельность, подвижничество, не поддается манипулированию и поэтому пугает тоталитарный режим.

«Практически общепринято, что творчество обусловлено обществом. Но в каком смысле? Действительно творчество человека возможно в обществе и через общество. Вне общества творчество человека немыслимо. Но это вовсе не значит, что творчество порождается обществом. Общество только обусловливает творчество, то есть только создает условия для творчества, но не его источник. Источником творчества является духовный мир и личность человека. Более того, само общество не только благоприятствует творчеству, а, наоборот, препятствует ему»3.

Творец, как отмечает профессор И. М. Меликов, - это тот, кто за счет внешней несвободы раскрывает в себе внутреннюю свободу. Он в своем творчестве и через свое творчество утверждает свою внутреннюю свободу. Он как бы компенсирует внешние ограничения внутренней свободой, создает свое собственное пространство или пространство своего собственного самосознания. Условия, при которых происходит общение индивидов, представляют собой условия, относящиеся к их индивидуальности, и не являются чем-то внешним для них. Они являются условием самодеятельности индивидов и служат они этой их самодеятельности.

Расцвет индивидуального творчества - важнейшее условие подлинной коллективности. Внутреннее единство коллектива рождается и укрепляется в том случае, если оно связано с развитием составляющих его личностей, с широким проявлением их творческих сил и возможностей.

Человек, стремясь различными способами - теоретическим, эмоциональным, практическим - освоить мир, вырабатывает определенное отношение к возможности и необходимости данной деятельности, определяемое познанием того, доступен ли сам объект человеку и существует ли у человека потребность в нем. Внешние социальные условия до определенной степени обеспечивают реализацию возможностей и уровень удовлетворения потребностей человека, по крайней мере, в рамках некоторой социальной группы. Одним из таких условий являются социальные ценности, с помощью которых потребности человека и деятельность по их удовлетворению обретают социально историческое значение. Ценности вы-

• Том 206 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 1 •

225

Раздел II. Искусство в зеркале социологии

полняют роль основания для выбора определенной потребности, переживаний, целей, планов в соответствующих условиях.

Основным атрибутом ценностей, в которых реализуется ценностная природа идей и вещей, является их личностный смысл и функциональные значения. Личностный смысл и функциональное значение деятельности превращает ее в самодеятельность, в творчество и тем самым становятся основным условием эмансипации индивида, обретения им свободы воли. Социология же знаний превращается в исходный пункт развития социологической науки и прежде всего социологии культуры. Термин «социология знаний», как известно, ввел в свое время Шелер, чтобы очертить социальную природу знаний, их распределение в институциях культуры и влияние общественных интересов на их формирование. Социологический анализ форм знаний, по его мнению, необходим, чтобы показать то, что он и его современники определили как кризис ценностей в мире. Что же касается эпистемоло-гичного релятивизма и методологического агностицизма социологической теории, то они во многом определяются этим кризисом и зависят от философского мировоззрения и идеологии, которых придерживается социолог. В то же время данный анализ, наряду с социальным фактом, позволяет учитывать в познании социальное пространство и социальное время, их ценностно-нормативную природу.

Примечания

1 Майерс Д. Социальная психология. СПб.; М.; Харьков; Минск, 1997. С. 38.

2 Смелзер Н. Социология: пер. с анг. М.: Феникс, 1994. С. 48.

3 Меликов И. М. Творчество как социальный феномен // Социал. политика и социология: междунар. науч.-практ. журн. 2010. № 4. С. 6.

226

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.