Научная статья на тему 'Самосовершенствование педагога в процессе непрерывного образования'

Самосовершенствование педагога в процессе непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
798
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самосовершенствование педагога в процессе непрерывного образования»

жизнедеятельности педагога и каждого обучающегося, на акмеоло-гическое сопровождение процесса профессиональной ориентации, формирование акмеологической позиции педагога дополнительного образования как необходимого условия его эффективности.

С. В. Полякова

Самосовершенствование педагога в процессе непрерывного образования

Система российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения. Разрабатываются и модифицируются новые Государственные стандарты содержания образования, более динамичными становятся процессы появления нетрадиционных форм, методов и средств обучения, актуализируются вопросы доступности, качества и эффективности образовательных программ, нарастает объем и темпы введения в педагогический процесс инноваций, вызванных изменениями в общественных отношениях.

Но какие бы реформы ни проходили в системе образования, в итоге они так или иначе замыкаются на конкретном исполнителе -школьном учителе (в широком смысле - педагоге). Именно педагог становится ключевой фигурой при реализации на практике основных нововведений. А он только тогда оправдывает социальные ожидания, если его личность, общая и профессиональная культура развиваются опережающими темпами по отношению к подрастающему поколению и основной массе граждан. Для успешного введения в практику различных инноваций, реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем и профессиональной компетентности, и профессионализма. Не секрет, что внедрение инноваций и их освоение заметно сдерживает низкая профессиональная готовность педагогов.

В таких условиях требования к учителю резко возрастают. Общество нуждается в профессионально зрелом педагоге. А профессионализм является основополагающей категорией акмеологии, профессиональной деятельности, которая интегрирует знания о закономерностях достижения вершин в развитии творческого потенциала личности в профессии.

Е.В. Андриенко в своей статье «Феномен профессиональной зрелости учителя» пишет, что акмеологический подход направлен на изучение достижений, расцвета профессиональных сил, которые трактуются как зрелость развития человека, его совершенство в любых аспектах самопроявления и функционирования, а психологи-

318

ческое состояние личности характеризуется достижением наиболее высоких показателей в деятельности и творчестве.

Профессионализм любой деятельности, с акмеологической точки зрения, отражает высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных умений и навыков, в том числе основанных на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой и стабильной продуктивностью. Одна из важнейших составляющих профессионализма - способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.

Профессиональная зрелость педагога - это его готовность к достижению профессионализма в деятельности, включающая в себя совокупность личностно-профессиональных качеств, умений и навыков, гарантирующих стабильно высокое качество и результативность педагогической деятельности в настоящем и будущем. Высшим критерием профессиональной зрелости педагога можно определить готовность к непрерывному личностнопрофессиональному совершенствованию с учетом изменяющихся социальных условий.

Профессиональная зрелость педагога исследована в работах В.Н. Максимовой, Н.М. Полетаевой и др. На формирование профессиональной зрелости педагога влияет множество факторов, прежде всего характер его базового образования, трудовая мотивация, стремление к постоянному профессионально-личностному самосовершенствованию. Обычно в профессию приходят, чтобы достичь вершины, мастерства. Никто не хочет надолго оставаться дилетантом. Однако не всегда данный процесс развивается по нарастающей.

Многие, освоив нормативные требования деятельности и наработав профессиональные знания и умения, застревают на уровне «середнячков», а с возрастом, приобретая механистические привычки и стереотипы, даже теряют накопленное.

Существует два типичных сценария профессионального развития педагога:

1) восхождение к педагогическому мастерству, под которым понимается достижение профессиональной зрелости и творческого уровня осуществления деятельности, ведущих к ее высоким результатам;

2) «застревание» на среднем уровне и впоследствии профессиональный застой и стагнация.

В рамках этих сценариев весьма условно можно выделить этап адаптации и этап пробы сил или активной профессионализации.

319

Эти два этапа относятся к обоим вариантам развития. К сожалению, в определенный период профессионально-личностного становления, направленность движения меняется: часть педагогов демонстрирует устойчивый вертикальный рост, достигая стадий творческого осуществления деятельности и профессиональной зрелости. Другая, большая часть педагогов, начинает двигаться по горизонтали, останавливаясь на этапе стабилизации и поддержания достигнутых позиций, затем неизбежно переходя на стадию спада и сворачивания профессиональной активности.

Если на стадии вхождения в профессию педагог оценивает свои возможности, наращивает знания и умения, усиленно тренирует недостающие способности и личностные качества, то на следующем этапе - пробы сил, или активной профессионализации - он «позиционирует» себя уже в качестве полноправного учителя, принимаемого на равных старшими коллегами. Для него более важными становятся вопросы не «что делать?», а «как это сделать наилучшим образом?» Если в первые годы работы учитель обращал внимание только на внешнюю сторону педагогического процесса, то постепенно его начинают интересовать более тонкие вещи: он лучше осознает педагогические цели, старается учитывать обратную связь во взаимодействии с учащимися, сравнивает свои педагогические возможности с достижениями коллег.

Если профессионально-личностного развития не происходит, то у педагога со временем появляется самоуспокоенность, иллюзия трудовой успешности при неизменных или даже ухудшающихся результатах, а мотивация достижений заменяется мотивацией сохранения стабильности и избегания неудач.

Успешность развития профессионализма учителя во многом зависит от дальнейшего его обучения, а также от его педагогического самообразования и самосовершенствования.

Становится актуальной необходимость непрерывного образования педагога, потому что каждый учитель в определенный промежуток времени сталкивается с тем, что его знания, возможно полученные совсем недавно, уже устарели, и для того чтобы соответствовать современным требованиям, нужно постоянно получать новые знания и осваивать новые способы действий. Большую роль в процессе профессионального совершенствования играет постпрофессиональное образование, получаемое учителями в различных учебных заведениях последипломного образования и курсах повышения квалификации. Тем не менее без самообразования и самосовершенствования невозможно достичь высокой степени профессионализма.

В акмеологических исследованиях Н.В.Кузьминой разработана теоретическая модель достижения профессионализма, которая

320

включает последовательность алгоритмов саморазвития: актуализация потребности в личностном и профессиональном самопознании с целью осуществления личностно-профессионального роста до высшего уровня профессионализма; ознакомление с основными средствами психологической самодиагностики и освоение их; формирование профессиональных и гуманистических ценностных установок, эталонов и норм к объектам и субъектам профессиональной деятельности; развитие подсистемы профессионализма деятельности и личностно-профессиональных качеств; формирование потребности в профессиональном самосовершенствовании.

Самообразование понимается как вид свободной деятельности личности или целой социальной группы, характеризующийся свободным выбором занятий с целью повышения культурного, образовательного, профессионального и научного уровней, с целью удовлетворения духовных потребностей в самореализации и социализации личности. Задачей самообразования и является достижение высокой степени профессионализма.

Основные характеристики готовности учителя к самообразованию - наличие мотивации, потребность в самообразовании, владение организационными умениями приобретения знаний, определение приоритетных направлений самообразования. В соответствии с акмеологическим подходом самосовершенствование личности учителя представляет собой процесс выявления и реализации в педагогический деятельности его творческих потенциалов.

Творческий потенциал (по Л.Е. Варфоломеевой) - это комплекс творческих способностей и имеющиеся тенденции к самовыражению собственных возможностей. С позиций синергетического подхода к альтернативам творческого самосовершенствования можно отнести: способность к самоорганизации в профессиональнотворческом процессе; развитие энергетических возможностей в человеке; изучение неожиданных изменений направлений творческих процессов; развитие хаоса в порядок и порядка в хаос. Поэтому в процессе самосовершенствования происходит динамика, переосмысление процессов педагогической деятельности.

В качестве эффективного средства самосовершенствования педагога могут быть акмеологические технологии. Любой учитель должен уметь проводить самоанализ собственной профессиональной деятельности, оперативно выявлять и корректировать возникающие личностно-профессиональные проблемы, анализировать результаты работы, особенно конечные результаты.

А.А. Деркач определяет акмеологические технологии как совокупность средств, направленных на раскрытие внутреннего потенциала личности, развитие свойств и качеств, способствующих достижению высокого уровня личностно-профессионального разви-

321

тия и профессионализма. Комплексность акмеологических технологий проявляется в их воздействии на целостность развития человека как индивида и личности, субъекта деятельности и индивидуальности; на все стороны личности (мотивацию, интеллект, чувства, волю); ориентации на саморазвитие и творчество при выборе акмеологических технологий; междисциплинарном учете всех факторов, влияющих на развитие взрослого человека.

Профессиональное самосовершенствование - по существу, бесконечный процесс. Акмеологические технологии оптимизируют процесс саморазвития личности и повышают эффективность профессиональной деятельности.

Н. К. Кергина

Проблемы выбора современных образовательных технологий

На современном этапе модернизации школы существенное внимание уделяется проблеме теоретического обоснования, разработке и освоению новых подходов к организации учебного процесса, направленного на достижение высоких и устойчивых результатов педагогической деятельности. Вышеназванная проблема обозначена во всех государственных образовательных документах и одним из направлений ее решения является внедрение современных образовательных технологий.

Проблема технологического построения учебного процесса разрабатывалась в отечественной педагогической науке и практике (В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, Г.К. Селевко и др.). Как показал анализ отечественной педагогической литературы наибольшее количество работ относится к теоретическому обоснованию и конструированию образовательных технологий. Практическому освоению процедуры выбора образовательной технологии не уделяется должного внимания.

Требования к выбору образовательной технологии должны удовлетворять потребности личности ученика и учителя и образовательного учреждения. Список таких требований можно разделить на три блока задач: развитие личности ученика; личность и деятельность учителя; цели и программа развития общеобразовательного учреждения.

Рассмотрим подробнее каждый блок требований к образовательной технологии. На основе изучения литературы нами сформирован следующий список инвариантных требований к образовательной технологии с позиции государственного заказа общества: образовательная технология, ее дидактические возможности должны соответствовать отраженным в законах, стандартах,

322

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.