Научная статья на тему 'Саморегулирование жилищно-коммунального хозяйства в регионе: необходимость и перспективы развития'

Саморегулирование жилищно-коммунального хозяйства в регионе: необходимость и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савин К.Н.

Под саморегулированием принято понимать регулирование определенных рынков и сфер самими экономическими агентами без вмешательства государства. Участники имущественного оборота в определенных сферах деятельности объединяются в саморегулируемые организации, которым делегируют часть своих прав. Саморегулируемые организации устанавливают для своих членов определенные правила и стандарты поведения на рынке, а также систему контроля за соблюдением этих правил

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Саморегулирование жилищно-коммунального хозяйства в регионе: необходимость и перспективы развития»

19(154) - 2010

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В РЕГИОНЕ: НЕОБХОДИМОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

К. Н. САВИН, доктор экономических наук, доценткафедры экономического анализа и качества, почетный работникЖКХ России E-mail: kon-savin@yandex.ru Тамбовский государственный технический университет

Под саморегулированием принято понимать регулирование определенных рынков и сфер самими экономическими агентами без вмешательства государства. Участники имущественного оборота в определенных сферах деятельности объединяются в саморегулируемые организации, которым делегируют часть своих прав. Саморегулируемые организации устанавливают для своих членов определенные правила и стандарты поведения на рынке, а также систему контроля за соблюдением этих правил.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, саморегулирование, управление.

Система саморегулирования организаций внедряется по всей стране в связи с отменой лицензирования. В строительстве, например, это уже произошло. Сейчас аналогичный процесс идет в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Саморегулирование внедряется с целью упорядочить рынок жилищно-коммунальных услуг, оставшийся, по сути, бесконтрольным, потому что органы власти утратили управление процессом в связи с ликвидацией муниципальных предприятий. Государство осуществляет контроль за деятельностью саморегулируемых организаций (СРО).

Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» 01.12.2007 № 315-ФЭраспространяется и на сферу управления многоквартирными домами. О том, что создание в жилищной сфере СРО должно стать одним из важнейших инструментов проведения реформы ЖКХ, сегодня очевидно.

Саморегулирование — достаточно сложный и вместе с тем гибкий механизм воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов, сочетающий административное и корпоративное регулирование, он должен быть основан на правовой корпоративной культуре. Эффективное функционирование механизма саморегулирования может быть обеспечено еще одним фактором — высоким уровнем потребительской культуры, которая предполагает активные действия потребителей по защите их прав.

Экономической науке еще долго придется разработать научно-методические подходы и рекомендации по совершенствованию системы саморегулирования в ЖКХ, при этом учитывая дальнейшее развитие рыночных отношений в жилищно-коммунальной отрасли регионов и их современные особенности, обусловленные спецификой социальных, экономических, экологических и институциональных составляющих.

Согласно закону под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль качества за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Главный вопрос, который можно решить с помощью СРО, это разработка стандартов качества жилищных услуг по содержанию жилья. В

Экономика и управление

19 (154) - 2010

федеральном законодательстве данный вопрос не урегулирован. Поэтому сегодня органам местного самоуправления представлена возможность принять активное участие в разработке таких правил для всех участников рынка жилищно-коммунальных услуг в границах своих территорий в целях улучшения качества предоставляемых услуг, их прозрачности и доступности, преследуя при этом выполнение главной задачи — комфортное и безопасное проживание населения.

Действующий закон о СРО предусматривает саморегулирование по отраслевому признаку, в то же время в хозяйственную деятельность активно внедряются кластерные подходы, рассматриваются вопросы территориально-хозяйственных комплексов, что соответственно требует внесения изменений в действующее законодательство. Уже сейчас необходимо ставить вопрос о принятии региональных законов субъектов РФ «О саморегулирующих организациях в системе жизнеобеспечения», который в частности должен описывать порядок создания и взаимодействия СРО в сфере ЖКХ с органами власти региона для достижения общих целей устойчивого развития, декларируемых уставом субъекта Российской Федерации.

Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает ужесточение требований к помещениям и устройствам в части потребления ими энергии и экономическое стимулирование внедрения энергосберегающих технологий. Кроме того, Министерством регионального развития РФ приняты новые правила предоставления коммунальных услуг. Новый пакет документов открывает дополнительные возможности и перспективы развития жилищно-коммунальной сферы и улучшения качества предоставляемых услуг. Без создания регулирующего органа в жилищной сфере отсутствует возможность разрабатывать и устанавливать (основываясь на нормах жилищного законодательства) единые правила и стандарты предоставления услуг населению и контролировать соблюдение этих правил и стандартов управляющими компаниями, входящими в ее состав.

Эффективное функционирование механизма саморегулирования может быть обеспечено еще одним фактором — высоким уровнем потребительской культуры, которая предполагает активные действия потребителей по защите их прав посредством возмещения причиненного им ущерба за счет

системы страхования рисков участников СРО и компенсационных выплат.

Необходимо уточнить, что роль собственников многоквартирных домов, которые являются работодателями управляющих организаций, должна быть основополагающей при выборе способов управления и самих управляющих компаний. Население порой не имеет должного представления о том, кого они выбирают, и кто будет управлять их имуществом. Нет никаких гарантий, что через некоторое время управляющая компания не объявит о своей несостоятельности, а проще говоря, «уйдет» с рынка оказания жилищных услуг с деньгами населения. При этом органы власти разводят руками, перекладывая вину на собственников, которые не смогли выбрать достойную управляющую компанию. Сегодня в условиях рынка в жилищной сфере должен быть свой регулятор, и, как показывает практика, все руководители добросовестных управляющих компаний готовы объединиться для создания условий и гарантий своего развития. О проблемах реализации СРО, способах их решения, ожидаемых изменениях можно говорить тогда, когда требования закона будут изучены и понятны руководителям управляющих организаций, председателям правлений товариществ собственников жилья (ТСЖ) и заинтересованным лицам.

Налицо тенденция, когда сами жители выбирают способ управления, ставят под свой контроль собираемые средства на содержание дома, сами ищут управляющую организацию. Именно жилищная сфера — в части, касающейся эксплуатации, ремонта, вывоза твердых бытовых отходов — представляет собой конкурентную среду. А стало быть, это саморегулируемая среда, у которой имеются три стороны: столетиями существующее государство, частный бизнес, потихоньку, в течение последних 20 лет, входящий в эту сферу, и объединение собственников, которое сейчас выбирает способ управления и организации, которые будут их обслуживать.

По данным Администрации Тамбовской области, в регионе насчитывается более 60 управляющих компаний, и их число растет не только в городах, но и в сельских районах. Многие руководители пришли в этот бизнес, не имея практического опыта и даже родственного образования. Поэтому в первые дни деятельности возникают как правовые, так и профессиональные проблемы. Особенно это ощущается в подготовке и подписании договоров на поставку коммунальных услуг с ресурсоснабжа-ющими организациями. Небольшие управляющие компании не имеют возможности провести ка-

Экономика и управление

19(154) - 2010

чественный аудит и юридическое сопровождение договоров, дать оценку поставляемым услугам и определить зону ответственности. Соответственно все недочеты перекладываются уже в денежной форме на плечи населения.

Большинство представителей законодательной, исполнительной и местной властей Тамбовской области согласны с тем, что необходимо сообщество участников рынка жилищных услуг, которое может более профессионально подойти к таким вопросам, как установление стандартов работы и профессии, предоставление права заниматься определенными видами деятельности, а также надзор за качеством и выполнением стандартов. Выполнение поставленных задач, по мнению автора, возможно осуществить посредством региональной целевой программы развития ЖКХ, которая будет включать в себя следующие модули программных мероприятий, направленных на внедрение модели саморегулирования:

• технологическая и экологическая модернизация отрасли;

• подготовка и переподготовка кадров для предприятий ЖКХ;

• совершенствование организационно-экономических механизмов управления ЖКХ экономики региона;

• введение обязательной сертификации в соответствии со стандартами ИСО. Аналитики уверяют, что издержки «жилищно-коммунального производства» возникли оттого, что отсутствует правовой регулятор. Сможет ли ЖКХ сегодня оказывать качественные услуги населению «на доверии» или завтра наряду с обманутыми дольщиками нам придется столкнуться с обманутыми потребителями услуг ЖКХ, покажет время.

Список литературы

1. Закон Тамбовской области от 28.11.2001 № 234-3 «Об энергосбережении в Тамбовской области». URL: http://www.regadm.tambov.ru.

2. Кудрявцев В. Ю., Герасимов Б. И. Экономический анализ топливно-энергетического комплекса. Монография. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. 88 с.

3. Савин К. Н. Формирование и развитие регионального кластера качества жизнеобеспечения. М.: Экономика, 2009. 228 с.

4. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от28.08.2003 № 1234-р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.