3.11. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ ИЛИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Руденко Константин Валерьевич, соискатель. Место учебы: Российский государственный гуманитарный университет. E-mail: [email protected]
Аннотация: В работе сравнивается эффективность различных способов регулирования рекламной деятельности, а именно рассматривается процесс развития саморегулирования и государственного регулирования рекламы. Приводится практика регулирования рекламного рынка в Западных странах. Подчеркивается, что развитие саморегулирования рекламной отрасли является естественным, но не исключает государственного контроля рекламной сферы.
Ключевые слова: саморегулирование, государство, контроль, законодательство, реклама, правовое, регулирование, рынок.
SELF-REGULATION OR GOVERNMENT CONTROL OF ADVERTISING
Rudenko Konstantin Valerievich, competitor. Place of study: Russian State University for the Humanities. E-mail: [email protected]
Annotation: This paper compares the effectiveness of various methods of advertising regulation, as we have seen the development of self-regulation and state regulation of advertising. We present management practices of the advertising market in Western countries. It is emphasized that the development of advertising industry selfregulation is a natural, but does not rule out state control of the advertising sector.
Keywords: self-regulation, the state, control, law, advertising, law, regulation, market.
Важным в вопросе самоорганизации различных сфер деятельности на основании делегирования полномочий «сверху» - госорганами, или «снизу» - рядовыми участниками правоотношений) остается взаимодействие саморегулирования с государственным регулированием. Методы и формы регулирования должны соответствовать объемам осуществляемого регулирования, в противном случае оно является не достаточно эффективным.
При рассмотрении разных способов регулирования их надо рассматривать в неотрывности друг от друга. Например, возрастающее количество обращений потребителей в суды и другие инстанции с целью защиты своих прав, является следствием коренного изменения самого подхода к этой проблеме. В Западных странах это выражается в новой политике саморегу-лируемых организаций, от «пусть сам покупатель будет бдителен», к «продавец будь бдителен». Этот подход позволяет членам саморегулируемых организаций избежать множества исков исправляя рекламные объявления до их публикации. Также в таких странах как к примеру Соединенные Штаты Америки постоянном увеличении сумм, требуемых потребителем с продавца в качестве компенсации морального вреда, побуждая саморегулируемые организации усиливать контроль за деятельностью своих членов во избежание больших материальных потерь с их стороны и следовательно подрыва репутации самой организации.
С 1995 года в Российской Федерации действует закон «О рекламе», регламентирующий рекламную деятельность. В 2006 году, в Российской федерации был принят новый закон «О рекламе», в котором более подробно рассматривались вопросы саморегулирования.
На практике в Российской Федерации чаще всего применяются следующие виды регулирования рекламной деятельности: государственное регулирование, саморегулирование, а также в незначительной мере регулирование осуществляемое потребителями рекламы. Надо заметить, что в «чистом виде» этих систем регулирования встретить нельзя и в рамках любой системы регулирования есть тенденции к ее размыванию де факто.
При развитом государственном регулировании в области рекламы и отсутствии устойчивых институтов саморегулирования, государство имеет больше влияния на тенденции развития рекламного рынка, но при этом надо учитывать, что возникает ситуация при которой саморегулируемые организации не будут брать на себя функции по регулированию отрасли. Это обусловлено не желанием брать на себя ответственность и материальные издержки связанные с саморегулированием самими предпринимателями работающими в области рекламной деятельности, видя «непрозрачность» законодательной базы.
В Российской Федерации, в силу ряда причин, государственная политика в области развития саморегулирования, начиная с 2001 г. стала осуществляться в направлении усиления роли саморегулирования в области рынка рекламных услуг. Саморегулирование в целом стало рассматриваться как возможность альтернативы государственного регулирования в разных сферах экономической деятельности.
Политика саморегулирования в основном осуществлялась по двум направлениям: «создание стимулов и предпосылок для более активного развития саморегулирования»^] и как следующий шаг, совершенствование отраслевого законодательства, содержащего нормы касающиеся саморегулирования.
Весьма важен баланс выгод и издержек в вопросе вступления в саморегулируемую организацию. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» [6] вместе с положительно влияющими на процесс вступления в саморегулирующиеся организации новых членов, также содержит и весьма не однозначные, а возможно и вредные положения. Одно из них это требования соответствия самого предмета саморегулирования предмету непосредственного государственного контроля для перевода саморегулируемой организации на особый порядок контроля. Что в соотношении с требованиям субсидиарной ответственности всех членов такой саморегулируемой организации за ущерб, который был причинен ее членами вследствие не соблюдения ее требованиям, создает ситуацию, при которой перекладывание всех контрольных функций на саморегулируемую организацию, становится слишком рискованным. Как пример можно привести возможный ущерб, причиненный в связи с несоблюдением мер пожарной безопасности, что в свою очередь приведет всех без исключения членов саморегулируемой организации к субсидиарной ответственности. Исходя из этого положения, мы можем заключить, что создание механизма субсидиарной ответственности не является избавлением от избыточного контроля со стороны го-
КОНТРОЛЬ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Руденко К. В.
сударства при явном возникновении материальных издержек и рисков связанных с вступлением хозяйствующих субъектов в саморегулируемую организацию.
Меры по регулированию рекламы в России традиционно осуществляет государство. Еще в 1988 году в СССР в связи с пересмотром экономической политики было принято Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 06.02.1988 N 179 «О мерах по коренной перестройке организации внешнеэкономической рекламы» [2] которое должно было по замыслу авторов коренным образом улучшить организацию внешнеэкономической рекламы.
С 1991 по 1995 год регулирование рекламной отрасли осуществлялась государственными антимонопольными органами, которые ориентировались на разрозненные законодательные акты, что усложняло контроль рекламной сферы. С 1995 года ситуация улучшилась в связи с принятием Федерального закона «О Рекламе». [8] Контрольные функции в данной сфере были возложены на Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, а также впервые была предусмотрена возможность саморегулирования рекламной деятельности. Тем не менее, саморегулируемые организации которые начали зарождаться в рекламной сфере не могли в должной мере обеспечить контроль рекламной сферы, небыли еще выработаны единые требования к членам рекламного сообщества. В связи с этим контроль рекламного рынка осуществлялся антимонопольным органом, путем мониторинга объявлений рекламного характера, через свои территориальные подразделения, которые самостоятельно могли возбуждать дела по фактам выявленных нарушений. При этом, для более эффективного регулирования данной сферы и был разработан нормативный акт, а именно «Порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» [1]. Основываясь на данном нормативном акте в случае нарушения законодательства Российской Федерации регулирующего отношения в сфере рекламной деятельности территориальные органы могли как возбуждать дела по таким случаям, так и выдавать предписания о прекращении правонарушения и в некоторых случаях об осуществлении контр-рекламы. В случае отказа юридического или физического лица выполнить предписания, территориальные органы самостоятельно могли применять штрафные санкции.
В дальнейшем контрольные полномочия за соблюдением Российского законодательства регулирующего рекламную деятельность перешли к созданной на базе Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур к Федеральной Антимонопольной Службе. А с 23 августа 2006 года, были расширены ее полномочия. Правительством Российской Федерации были утверждены правила рассмотрения Федеральной Антимонопольной Службой дел, возбуждаемых по признакам нарушения законодательных актов Российской Федерации регулирующих рекламную деятельность. Федеральная Антимонопольная Служба вправе возбуждать и рассматривать дела по фактам распространения рекламы, нарушающей по ряду признаков Российское рекламное законодательства. Также по фактам принятия на федеральном и региональном уровне нормативных актов, полностью или в части противоречащих Федеральному закону «О рекламе». Дела могут быть возбуждены антимонопольной служ-
бой или ее территориальными органами по собственной инициативе при выявлении фактов, указывающих на признаки нарушения законодательства о рекламе, а также по представлению прокурора, обращению органа государственной власти, заявлению физического или юридического лица. В случае недостаточности доказательств, позволяющих сделать вывод о наличии нарушения законодательства либо его отсутствии признаков нарушения законодательства, федеральная антимонопольная служба может продлить срок в который будет рассмотрено заявление не более чем ещё на месяц.
При установлении факта нарушения законодательства о рекламе антимонопольный орган выдает предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе [4], «В первую очередь это делается в интересах потребителей. Будем надеяться, что этот процесс будет развиваться и в дальнейшем» [4].
Современная практика свидетельствует также и о настойчивом желании государственных органов выйти из-под контроля и наладить самодостаточное существование. Однако это противоречит их сущности и социальному назначению. Свободное развитие государственного органа не может являться автономной правовой ценностью; государство и право выполняют чрезвычайно важные, но все служебные функции по отношению к обществу. Для государственных органов возможность самоорганизации должна быть минима-лизирована еще и потому, что определяющим признаком подавляющего их большинства выступает наличие властных полномочий. Самоорганизация явственно прослеживается на стадии деятельности государственного органа. Она имеет место даже при максимально полном правовом закреплении его полномочий. Самоорганизация государственных институтов не является перспективной, в связи с их специфической функцией, и не является необходимой, поскольку все более возрастает значение саморегулируемых организаций осуществляющих свою деятельность в сфере рекламной деятельности.
Принятый в 2006 году новый закон «О рекламе» [7] предусматривает саморегулирование рекламной деятельности и определяет в п.1 ст.31 цели ее создания:
Саморегулируемой организацией в сфере рекламы признается объединение рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и иных лиц, созданное в форме ассоциации, союза или некоммерческого партнерства в целях представительства и защиты интересов своих членов, выработки требований соблюдения этических норм в рекламе и обеспечения контроля за их выполнением.
Также новым этапом для развития саморегулирования в Российской Федерации стал Федеральный закона «О саморегулируемых организациях» 2007 г [9]. Он впервые в России определил общие правила и стандарты саморегулирования, которые являются универсальными для различных отраслей экономики.
Данный подход к саморегулированию в целом отражает мировую тенденцию к самоконтролю рекламной отрасли. Саморегулирование рекламного рынка осуществляется в северной Америке, странах латинской Америки, почти во всех странах-членах Европейского Союза. В некоторых странах оно функционирует десятки лет. Саморегулирование принимает в различных странах самые разнообразные формы, но его принципы всегда одни и те же: реклама должна быть законной, пристойной, добросовестной и достоверной, она должна быть выполнена с чувством социальной ответ-
ственности перед потребителем и обществом и с надлежащим уважением правил честной конкуренции.
Роль саморегулирования весьма значительна, и оказывает положительное воздействие на экономику страны, а также поддерживает здоровый психологический климат в обществе, «отсеивая» рекламу не соответствующую моральным нормам.
Эффективная система саморегулирования может возникнуть, когда на рынке, который регулирует государство, (путем сертификации, лицензирования), возникает система добровольного саморегулирования. Хотя в некоторых странах реклама является объектом настолько детального законодательного регулирования, что оставляет саморегулированию весьма незначительное пространство для применения, в других странах, где законодательство ограничено и предоставляет саморегулированию широкие рамки, содержание рекламы эффективно регулируется организациями саморегулирования. Ярким примером успешного саморегулирования в России может служить появление на рынке услуг оказываемых в сфере недвижимого имущества, региональных гильдий риэлторов, при том что государство осуществляло лицензирование данной деятельности, (отмененное в 2001 г.). Созданная саморегулируемая организация - Российская гильдия риэлторов и региональная гильдия риэлторов, стала весьма эффективным инструментом регулирования данной сферы.
Также, стоит отметить, что если подходить с точки зрения такой науки как синергетики, то по словам А.П. Руденко «в соответствии с развитыми взглядами сущность прогрессивной эволюции состоит в саморазвитии континуальной самоорганизации индивидуальных объектов» [3] соответственно саморегулирование это естественное эволюционное развитие любой отрасли экономики, не исключение является и рекламная деятельность.
Список литературы:
1. Порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ», N 3,1996 г.(опубликован без приложений).
2. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 06.02.1988 N 179 «О мерах по коренной перестройке организации внешнеэкономической рекламы» // Свод законов СССР, т. 9, с. 90-2, 1990 г.
3. Руденко А.П. Синергетика, М., 2006.
4. Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС) //
Официальный сайт. Свободный доступ:
http://www.fas.gov.ru/fas-in-press/fas-in-press_8099.html
5. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006.
6. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от
26.12.2008 N 294-ФЗ // Российская газета, N 266,
30.12.2008 г.
7. Федеральный закон «О рекламе» от 15.03.2006 // Российская газета, N 51, 15.03.2006.
8. Федеральный закон «О Рекламе» от 24.07.1995 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 30, ст. 2864.
9. Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 // Парламентская газета, N 174-176, 11.12.2007.
Literature list:
1. The order of cases on the grounds of violation of legislation of the Russian Federation on advertising / / Bulletin of normative acts of ministries and departments of the Russian Federation », N 3,1996, the (not published applications).
2. Resolution of the CPSU Central Committee and USSR Council of Ministers of 06.02.1988 N 179 "On measures on radical restructuring of the organization of foreign advertising" / / Code of Laws of the USSR, v. 9, p. 90-2, 1990
3. Rudenko, AP Synergetics, Moscow, 2006.
4. The Federal Antimonopoly Service (FAS) / / Official site. Free access: http://www.fas.gov.ru/fas-in-press/fas-in-press_8099.html
5. The Federal Law "On protection of rights of legal entities and individual entrepreneurs during state control (supervision)," dated August 8, 2001 N 134-FZ / / Collected Legislation of the Russian Federation. In 2006.
6. The Federal Law "On protection of rights of legal entities and individual entrepreneurs-cial during the state control (supervision)" of 26.12.2008 N 294-FZ / / Rossiyskaya Gazeta, N 266, 30.12.2008
7. The Federal Law "On Advertising" of 15.03.2006 / / Rossiyskaya Gazeta, N 51, 15.03.2006.
8. Federal Law "On Advertising" from 24.07.1995 / / Collected Legislation of the Russian Federation. In 1995. N 30, p. In 2864.
9. The Federal Law "On the self-regulatory organizations" of 01.12.2007 / / The parliamentary newspaper, N 174-176, 11.12.2007.
на статью Руденко Константина Валерьевича
«Саморегулирование или государственный контроль рекламной
Статья Руденко К.В. посвящена одной из актуальных тем современной правовой жизни России - рекламной деятельности. Новизна проблемы выражается, прежде всего, в появлении в России новой отрасли права «Рекламное право» введенное М.В. Барановой (Н. Новгогород), требующей от научной общественности в первую очередь изучения вопросов, как саморегулирования рекламной деятельности, так и реализация государственными органами функций по контролю за данным видом деятельности. Причем изучение должно осуществлять не только каждого вида регулирования самостоятельно но и в их
Автор совершенно обоснованно начал свое исследование с обзора зарубежного опыта и в последующем перейдя к анализу современного законодательства регулирующего рекламную деятельность, в общем, и вопросы саморегулирования и государственного контроля рекламной деятельности в
Автор корректен в своих высказываниях, свои выводы К.В, Руденко
Статья в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам, и может быть рекомендована к публикации в научных журналах, в том числе в журналах из перечня ВАК,
«Тамбовский государственный университ^^^^ ^ '