6.5. НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Руденко Константин Валерьевич, соискатель, Российский государственный гуманитарный
университет.
konstantin. [email protected]
Аннотация: в работе рассматривается актуальные
проблемы саморегулирования рекламной деятельности. Обосновывается необходимость предоставления
саморегулируемым организациям особого статуса, а также более эффективных инструментов для контроля за своими членами. В работе подчеркивается, что недостаточно формализован механизм разрешения конфликтов внутри профессионального сообщества, а также не предусмотрен отзыва лицензий и решения статуса саморегулируемой организации за неправомерные действия ее членов, а также не достаточно формализованы процедуры и механизмы управления фондами саморегулируемых организаций. Выявлена правовая коллизия статей Федеральных законов, что препятствует информационной открытости
саморегулируемых организаций.
Ключевые слова: государство, законодательство,
реклама, правовое, рынок, саморегулирование, контроль, регулирование.
CURRENT ISSUES OF SELFREGULATION OF ADVERTISING
Rudenko Konstantin V., applicant, Russian State University for the Humanities.
Annotation: we consider the current problems of self-regulation of advertising. The necessity of providing special status to self-regulatory organizations, as well as more effective tools to control their members. The paper emphasizes that lack a formalized mechanism for resolving conflicts within the professional community, and is not provided for review of licenses and the status of the self-regulatory organization for the wrongful acts of its members, and is not sufficiently formalized procedures and mechanisms for the fund management of self-regulating organizations. Spotted legal conflict to become a federal law that prevents the transparency of self-regulatory organizations.
Keywords: government, law, advertising, legal, market, selfregulation, control and regulation.
Рекламный рынок в Российской Федерации бурно развивается. Следовательно, мы можем сделать вывод, что возникающие на этом рынке саморегулируемые организации будут нуждаться в эффективном законодательном регулирование
позволяющим в полной мере использовать заложенный в них потенциал. Саморегулирование в сфере рекламы имеет важное значение для эффективного экономического развития.
Недобросовестная конкуренция как фактор
задерживающий общей экономический рост Российской Федерации весьма велик. Монополии, пользуясь своими весьма высокими материальными возможностями, ограничивают возможности малого бизнеса в росте. Саморегулируемые организации в рекламной сфере, имея сильную законодательную основу, со временем смогут укрупняться, что даст им возможность объединяя различные юридические
лица, отстаивать как совокупность их интересов, так и интересы каждого из них в отдельности.
Саморегулируемые организации занимаются
разработкой стандартов рекламной деятельности, определяют этические нормы, которым обязаны следовать их члены, воздействуют на нарушителей, беря на себя арбитражные функции. Следует согласится с М. В. Барановой, что саморегулируемые организации в сфере рекламы, опираясь на этико-деонтологические, корпоративные нормы,
осуществляют социальную регламентацию деятельности членов этой организации. Факт не исполнении требований подобных норм влечет за собой ответственность нарушителя, т.е. порождает для него негативные последствия в форме специфических, разработанных в нутрии самой организации санкций1.
Однако, важным препятствием для эффективного контроля является декларативный характер прав, саморегулируемых организаций, прописанных в законах «О Рекламе» 2006 г.2 и Федеральном законе «О саморегулируемых организациях» 2007г., что не дает возможность контролировать деятельность своих членов, влиять на законотворческий процесс, защищать права потребителей, что в общем и целом противоречит предназначению этих организаций и политике делегирования им государственных полномочий с целью улучшения общего экономического климата.
Создание отраслевых саморегулируемых организаций является необходимым условием для соответствия вызовам глобальной экономики, при этом рекламная индустрия может выполнять роль авангарда. Саморегулируемые организации в этой сфере разрабатывают кодексы поведения для своих членов, а также активно вносят предложения по совершенствованию законодательства.
Зарубежный опыт свидетельствует о возможности эффективного самоконтроля рекламной сферы, применяя инструменты саморегулируемых организаций, что дает возможность уменьшить число правонарушений.
Сравнительный анализ накопленного
Западноевропейскими государствами и США опыта правового регулирования по мнению диссертанта, необходим для того чтобы показать, что с усилением государственного регулирование, государства включая часть корпоративных норм в законодательную базу, тем самым берет часть функций по контролю на себя. Эта тенденция прослеживается как видно из ранее написанного на протяжении всей истории права. Тем не менее, учитывая все время изменяющуюся деловую этику, нормы корпоративного поведения, которое с приходом века постиндустриального все быстрее преобразуются, следует отметить, что внутренние механизмы саморегулирования, более оперативно ответят на изменения чем внешние.
Следует заметить, что отсутствие особого статуса саморегулируемой организации осуществляющих свою деятельность в сфере рекламы, является существенным пробелом в законодательстве
1 Баранова М.В. Правовые проблемы саморегулирования в сфере рекламы // Журнал российского права. 2009. №5.
2 «Российская газета», N 51, 15.03.2006 г.
3 «Парламентская газета», N 174-176, 11.12.2007 г.
Бизнес в законе
5’2012
Российской Федерации. Антимонопольное регулирование, принятое в настоящее время по организационно-правовой форме, с одной стороны создает дополнительные издержки для объединения бизнеса и создания саморегулируемых организаций, а с другой не дают эффективно принимать меры конкурентной политике к организациям саморегулирования, действуя в первую очередь на основании отраслевых законов, в рамках которых возможно существенное ограничение конкуренции.
Меры государственного контроль и надзор в Федеральных законах «О рекламе» и «О саморегулируемых организациях» недостаточно формализует механизм осуществления контроля и полномочия государственных контрольно-надзорных органов по выявлению и пресечению правонарушений со стороны саморегулируемых организаций, но это может быть частично компенсировании грамотным использованием деллегированых саморегулируемым организациям полномочий.
Препятствием для информационной открытости саморегулируемых организаций в нашей стране является правовая коллизия статей Федерального закона «О коммерческой тайне»4 и Федерального закона «О рекламе» и «О саморегулируемых организациях» в вопросе раскрытия информации саморегулируемой организации осуществляющих свою деятельность в сфере рекламы о своих членах.
Необходимо отметить, что механизм разрешения конфликтов внутри профессионального сообщества, спорных вопросов возникающих между саморегулируемой организацией и ее членами (например, в связи с исключением из саморегулируемой организации) недостаточно прописан в законе. Отсутствуют четкие критерии нарушения и наступления санкций, порядок применяемых санкций не ранжируется по степени тяжести нарушений. Принятие решения в данном случае целиком возлагается на орган саморегулируемой организации, что может привести к злоупотреблениям в условиях непрозрачности фискального механизма. Непрозрачная система санкций может способствовать «выдавливанию» отдельных участников, возникновению различных «режимов лояльности» в саморегулируемой организации к разным участникам. Непрозрачность механизма принятия решений в саморегулируемой организации может стать дополнительным фактором, отпугивающим предпринимателей от участия в
саморегулировании. Этот риски можно снизить путем создания подзаконной нормативной базы, либо закрепить в действующем законе за
саморегулируемой организацией необходимость
создания четкой шкалы нарушений (в привязке к конкретным правилам и стандартам организации) и соответствующих им санкций.
Также, есть необходимость дифференцировать ощутимый финансовый вопрос, который стоит
выделить как определяющий. Законом «О
саморегулируемых организациях», а также отраслевыми законами устанавливается одинаковый размер взносов в компенсационный фонд, без учета дифференциации участников саморегулируемой организации по размеру, оборотным характеристикам,
4 «Собрание законодательства РФ», 09.08.2004, N 32, ст. 3283.
территориальному охвату, объемам и ассортименту производимых продуктов или оказываемых услуг. Не понятен и порядок применения средств фонда. Недостаточно формализован механизм признания ответственности или поручительства
саморегулируемой организации за действия своего участника, повлекшие ущерб, в действующей нормативной базе отсутствует правовое основание для субсидиарной ответственности некоммерческих организаций за неправомерные действия своих членов (такой нормы нет в Гражданском кодексе). В действующей редакции Закон не позволяет определить степень ответственности или поручительства саморегулируемой организации за своего участника (частичное или полное возмещение ущерба). Также не рассмотрен случай, когда размер компенсации превышает размеры фонда (в таком случае необходимо рассматривать вопрос о несостоятельности саморегулируемой организации). Не формализация процедур и механизма управления фондами может повлечь нецелевое использование средств фонда, что снижает стимулы членов саморегулируемой организации к его созданию. Способом преодоления данного риска может стать детальная проработка и отражение в законе механизма ответственности саморегулируемой организации перед участниками за качество управления средствами компенсационного фонда и порядок их использования.
В сложившейся мировой практике по регулированию саморегулируемых организаций существует практика отзыва лицензий и решения статуса, что в свою очередь несёт существенные проблемы как финансовые, так и имиджевые. В Российской федерации Законом определены основные требования к саморегулируемой организации, заключающиеся в достаточной численности субъектов, наличии стандартов предпринимательской или профессиональной деятельности, а также наличии механизмов разрешения споров и имущественной ответственности участников. Соответствие установленным формальным требованиям к саморегулируемой организации позволяет принять решение о присвоении той или иной организации статуса саморегулируемой, однако процедура принятия такого решения детально не прописана.
Если деятельность членов либо самой саморегулируемой организации не соответствует Закону «О саморегулируемых организациях» санкцией в отношении саморегулируемой организации является исключение из реестра саморегулируемых организаций, что означает для такой организации потерю статуса саморегулируемой. Закон не устанавливает, нарушение какой нормы, кроме требований к размеру фонда и количества членов организации, может являться достаточным основанием для обращения в суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации из единого государственного реестра.
Создание саморегулируемых организаций в рекламной сфере является логичным продолжением идеи самоорганизации, которая на практике уже давно применяется экономической сфере.
Саморегулирование повышает конкурентоспособности каждого отдельного члена саморегулируемой структуры, являясь элементом социального регулирования общества.
Список литературы:
1. Баранова М.В. Правовые проблемы саморегулирования в сфере рекламы // Журнал российского права. 2009. №5.
2. «Собрание законодательства РФ», 09.08.2004, N 32, ст. 3283.
3. «Российская газета», N 51, 15.03.2006 г.
4. «Парламентская газета», N 174-176, 11.12.2007 г.
5. Руденко К.В. Саморегулирование или государственный контроль рекламной деятельности // Пробелы в российском законодательстве №4, 2012, С. 80-82.
Reference list:
1. Baranova M.V. Legal problems of self-regulation in the advertising / / World of Law. 2009. Number 5.
2. "Collection of Laws of the Russian Federation», 09.08.2004, N 32, p. 3283.
3. "Rossiyskaya Gazeta», N 51, 15.03.2006
4. "The parliamentary newspaper», N 174-176, 11.12.2007
РЕЦЕНЗИЯ
Как справедливо отмечает автор, развитие рыночных отношений определяет новые задачи перед государственными органами в области регулирования и контроля предпринимательской деятельности. Теория и практика свидетельствует о том, что для эффективной работы предпринимателя в сфере рекламной деятельности необходимо обеспечивать должную свободу его действий в рамках действующего законодательства, что будет способствовать экономическому разчитию.
Модернизация общественных институтов необходима и соответствует требованиям сегодняшней реальности. Создание отраслевых саморегулируемых организаций является необходимым условием для такого соответствия, при этом рекламная индустрия может выполнять роль авангарда. Саморегулируемые организации в этой сфере разрабатывают кодексы поведения для своих членов, а так же активно вносят предложения по совершенствованию законодательства.
Автором проведена успешная работа по анализу ситуации, складывающейся в сфере рекламной деятельности как таковой и в части вопросов саморегулирования в частности.
Статья в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам, и может быть рекомендована к публикации в научных журналах, в том числе в журналах, в том числе из перечня ВАК.
Доцент кафедры гражданского права
Института права
ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный
университет имени Г.Р. Державина», к.ю.н., доцент
Р. В. Пузиков