Научная статья на тему 'О саморегулировании отношений в сфере рекламы'

О саморегулировании отношений в сфере рекламы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
878
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКЛАМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ДОГОВОР КАК СРЕДСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колыбанова В. А.

Саморегулирование рекламной деятельности характеризуется как разновидность собственно саморегулирования и как вид индивидуально-правового регулирования, предлагается расширить научные представления о средствах саморегулирования рекламных отношений за счет исследования роли и значения договора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SELF-REGULATION OF RELATIONS IN THE FIELD OF ADVERTISING

The author characterizes self-regulation of advertising as a type of self-regulation and as a kind of individual legal regulation. It is proposed to expand the scholarly understanding of the means for self-regulation of advertising relations through the study of the role and significance of the contract.

Текст научной работы на тему «О саморегулировании отношений в сфере рекламы»

118

Право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобач евского, 2018, № 3, с. 118-121

УДК 342.7

О САМОРЕГУЛИРОВАНИИ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ РЕКЛАМЫ © 2018 г. В.А. Колыбанова

Независимый исследователь, Киржач ко1уЬапоуа@таП. т

Поступила в редакцию 24.02.2018

Саморегулирование рекламной деятельности характеризуется как разновидность собственно саморегулирования и как вид индивидуально-правового регулирования, предлагается расширить научные представления о средствах саморегулирования рекламных отношений за счет исследования роли и значения договора.

Ключевые слова: рекламная деятельность, саморегулирование, индивидуально-правовое регулиро-

вание, договор как средство регулирования.

В общей теории права и науке гражданского права правовое регулирование общественных отношений все чаще рассматривается как двуединое правовое регулирование1. И наряду с нормативно-правовым выделяется индивидуально-правовое регулирование, при котором субъекты регулируемых отношений вправе самостоятельно выбирать вид юридических прав и обязанностей и порядок их установления. Выделяются виды индивидуально-правового регулирования: автономное индивидуально-правовое регулирование, которое осуществляется совершением правомерных действий, независимо от воли других лиц (односторонние сделки); координационное индивидуально-правовое регулирование (заключение договоров); субординационное индивидуальное регулирование, относящееся к исполнительно-распорядительной (правоохранительной) деятельности [1, с. 19-25]. При этом первые два вида индивидуально-правового регулирования определяются в качестве саморегулирования [2, с. 309-310]. Отсюда следует, что индивидуально-правовое регулирование является самостоятельным видом правового регулирования, а саморегулирование является видом индивидуально-правового регулирования.

Как вид индивидуально-правового регулирования, саморегулирование - это такое регулирование, при котором модель поведения вырабатывается в процессе индивидуально-правового регулирования [1, с. 22], а акты саморегулирования принимаются теми субъектами, в отношении которых они действуют, т.е. в одном лице соединяется субъект правотворчества и реализации [3, с. 133]. Саморегулирование как вид индивидуально-правового регулирования наибольшее распространение получило в гражданском законодательстве и, соответственно, в исследованиях гражданско-правовой направленности. И это обоснованно: когда речь

идет об индивидуальном регулировании в виде саморегулирования, то в первую очередь говорится о совершении односторонних актов либо о заключении договоров. А, как известно, договор - это прежде всего категория гражданского права. Отсюда следует, что индивидуально-правовое регулирование на основании договора и индивидуально-правовое регулирование на основании установленных правил и стандартов следует относить к саморегулированию.

Исследование проблем гражданско-правового регулирования рекламной деятельности невозможно без обращения к понятию саморегулирования. При этом саморегулирование рекламной деятельности не может исчерпываться одним лишь регулированием с участием саморегулируемых организаций. В то же время вопросам саморегулирования в Законе о рекламе посвящено всего две нормы: в статье 31 закона определены субъекты саморегулируемых организаций в сфере рекламы, а также их организационно-правовая форма. И далее, в статье 32 закона, установлены права саморегулируемых организаций в сфере рекламы. Тем самым закон, содержащий положения о саморегулировании деятельности в сфере рекламы, предусматривает индивидуально-правовое регулирование только посредством принятия правил саморегулируемыми организациями. О саморегулировании на основании договора ничего не говорится. Хотя логично предположить, что саморегулирование в сфере рекламной деятельности, являясь разновидностью такого общего правового явления, как саморегулирование, подлежит рассмотрению в двух аспектах: в качестве индивидуально-правового регулирования на основании гражданско-правового договора относительно возникновения, изменения или прекращения обязательств между участниками деятельности в сфере рекламы, а также индивидуально-правового

регулирования отношений посредством принятия различных правил и стандартов саморегулируемыми организациями.

Однако саморегулирование в рекламной сфере рассматривается, как правило, в тесной взаимосвязи предназначения самой саморегулируемой организации и ее особой роли в общественных отношениях. Права и обязанности саморегулируемых организаций по контролю за деятельностью членов организации, участию в рассмотрении дела в судах и т.п. тесно переплетаются в исследованиях о правах СРО по принятию правил и стандартов [4, 5], что представляется неверным с точки зрения рассмотрения саморегулирования как индивидуально-правового регулирования. Тем более что имеются точки зрения, согласно которым контроль за деятельностью членов саморегулируемой организации есть особый вид негосударственного публичного контроля за предпринимательской деятельностью и привлечения их к ответственности, что свидетельствует об отсутствии элементов регулирования общественных отношений.

Учеными оценивается эффективность или неэффективность саморегулирования в рекламной деятельности [4], саморегулирование рассматривается в сравнении с зарубежным опытом саморегулирования в рекламной деятельности и, по сути, сводится к выявлению недостатков отечественного законодательства в сфере рекламы [6, с. 190-197]. Недостатки действительно есть, и как представляется, главным недостатком является то, что не регулируется сама процедура саморегулирования как индивидуально-правового регулирования и не определяются иные средства саморегулирования кроме тех, что указаны в законе. Также нельзя не оценить как недостаток «двойное» регулирование одних и тех же вопросов о саморегулировании общественных отношений некоммерческими организациями статьей 4 Закона «О СРО» и Законом о рекламе, где сказано, что СРО вправе разрабатывать правила профессиональной деятельности в сфере рекламы и выработку требований соблюдения этических норм в рекламе.

В настоящее время на территории Российской Федерации действуют множество организаций в сфере рекламы. Например, Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР), Ассоциация рекламодателей, Международная рекламная ассоциация, Некоммерческое партнерство содействия развитию интерактивной рекламы, Рекламный совет России и другие [7, с. 62-69]. Если обратиться к целям создания указанных организаций, то можно выделить следующие: защита интересов членов ассоциации в отношениях с органами государственной

власти, рекламными агентствами, СМИ и широкой общественностью, содействие становлению и развитию эффективной системы саморегулирования рекламной деятельности в России [8]; разработка, внедрение в повседневную практику стандартов профессиональной деятельности в сфере рекламы и коммерческих коммуникаций и обеспечение контроля их исполнения, разработка, внедрение добровольных этических требований к рекламе и обеспечение контроля их исполнения, содействие подготовке профессиональных кадров рекламного рынка [9]. То есть все цели создаваемых организаций, по сути, повторяют права саморегулируемых организаций, закрепленные в положениях Закона о рекламе.

Польза некоммерческих саморегулируемых организаций в принципе налицо. Не без их участия разрабатываются различного рода положения, правила и стандарты, такие как: Российский кодекс практики рекламы и маркетинговых коммуникаций, Российский рекламный кодекс. Если обратиться к положениям указанных «кодексов», то их содержание в основном направлено на установление требований к содержанию рекламы. Например, реклама должна быть честной, пристойной, корректной и прочие условия [9, 10]. Но данные положения «кодексов» вряд ли можно отнести к индивидуально-правовому регулированию гражданско-правовых отношений, поскольку никакого регулирования не происходит, во-первых. Во-вторых, требования к рекламе содержатся и в Законе о рекламе, и их надо признать более эффективными, в силу распространения на всех без исключения. В случае же с саморегулируемыми организациями такие положения будут распространяться лишь на членов такой организации. В связи с этим представляется неверным включение законодателем в статью 31 Закона о рекламе положения о том, что саморегулируемые организации могут вырабатывать требования соблюдения этических норм в рекламе и обеспечение контроля за их деятельностью. Законодателю следует включить в сам текст закона такие ориентиры этики, которые позволят более эффективно осуществлять регулирование и саморегулирование.

Таким образом, в настоящее время, хотя Законом о рекламе и предусмотрена правовая возможность самостоятельной разработки и установления обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации правил в сфере рекламы, все же следует признать, что такого установления для полноценного функционирования индивидуально-правового регулирования недостаточно. Ценность любого правового регулирования, в том числе ин-

120

В.А. Колыбанова

дивидуально-правового, заключается в том, что существует обеспеченная возможность воздействия на регулируемые отношения в случае отклонения одним из участников от изначально задуманного. Отсутствие четкого механизма и регламентации пределов саморегулирования в настоящее время не позволяют эффективно осуществлять саморегулирование, и тем более воздействие на участников регулируемых общественных отношений.

Необходимо более детально определить границы и возможности индивидуально-правового регулирования саморегулируемыми организациями путем установления дополнительного требования к рекламе, обеспечив опосредованное воздействие на индивидуально-правовое регулирование. С учетом этого надо поддержать и мнение М.В. Барановой, которая указывает, что необходимо в действующее законодательство внести норму о возможности саморегулируемых организаций осуществлять контроль за соблюдением российского законодательства [11, с. 60-68]. Следует лишь дополнить, что эффективной будет являться возможность саморегулируемой организации осуществлять контроль не только в рамках производства и распространения рекламы, но и возможность обращения в суд за признанием сделок недействительными, если они не соответствуют требованиям, установленным в законодательстве.

В связи с изложенным представляется необходимым исключить из статьи 31 Закона о рекламе право саморегулируемых организаций на выработку требований соблюдения этических норм в рекламе, поскольку в настоящее время такое право не обеспечено воздействием и защитой со стороны государства. Кроме того, необходимо дополнить статью 32 Закона о рекламе положениями следующего содержания: «Саморегулируемая организация в сфере рекламы имеет право контролировать соблюдение членами саморегулируемой организации законодательства Российской Федерации. Саморегулируемая организация в сфере рекламы имеет право обратиться в суд за признанием сделки, совершенной членом саморегулируемой организации, недействительной в случае, если эта сделка нарушает требования законодательства о рекламе на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации».

В завершение рассмотрения вопроса о саморегулировании как о виде гражданского индивидуально-правового регулирования следует отметить, что в настоящее время вопросу саморегулирования в сфере рекламной деятельности уделено недостаточно внимания в плане регламентирования непосредственного индивидуаль-

но-правового регулирования. Пока большее внимание уделяется правовому статусу саморегулируемых организаций, возможности контроля соблюдения правил членами СРО и имущественной ответственности. Вопрос саморегулирования является первостепенной задачей некоммерческих саморегулируемых организаций, поскольку индивидуально-правовое регулирование является главным показателем развития гражданского права как частного, обладающего диспозитивным началом. Поэтому необходимо расширить представления о саморегулировании отношений в сфере рекламной деятельности за счет еще одного направления научных исследований - о роли и значении договора как средства индивидуально-правового (координационного) регулирования рекламных отношений.

Примечание

1. Яковлев В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. Свердловск, 1972; Егоров Ю.П. Правовой режим сделок как средств индивидуального регулирования. Новосибирск, 2004; Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 2003; Кашанина Т.В. Децентрализация в правовом регулировании. Структурный анализ: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1992.

Список литературы

1. Минникес И.А. Индивидуальное правовое регулирование как самостоятельный вид правового регулирования // Российский юридический журнал. 2006. № 2.

2. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 2003. С. 309-310.

3. Лескова Ю.Г. Саморегулирование как негосударственное правовое регулирование // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 8-1. С. 133.

4. Руденко К.В. Правовое положение саморегулируемых организаций в сфере рекламы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2013. 26 с.

5. Максимович О.Н. Саморегулирование в сфере предпринимательской деятельности как проявление гражданско-правового метода регулирования общественных отношений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. Казань, 2007. 21 с.

6. Богацкая С.Г. Правовое регулирование рекламной деятельности: Учеб. пособие. М.: Университетская книга, 2007. С. 190-197.

7. Мильский А.С. Саморегулируемые организации в системе управления рекламной деятельностью // Matters of Russian and International Law. 2016. 8. С. 62-69.

8. Ассоциация рекламодателей [Электронный ресурс]: Офиц. сайт. URL: http://www.assadv.ru/ru/ about/task (дата обращения: 10.01.2017).

9. Ассоциация Коммуникационных Агентств России (АКАР) [Электронный ресурс]: Офиц. сайт. URL: http://www.akarussia.ru/about/about (дата обращения: 10.01.2017).

10. Российский Рекламный Кодекс. Совет Ассоциаций Медийной Индустрии (САМИ) [Электрон-

ный ресурс]: Офиц. сайт. URL: http://www. advertolo-gy.ru/index.php?name=Subjects&pageid=349 (дата обращения: 12.01.2017).

11. Баранова М.В. Правовые проблемы саморегулирования в сфере рекламы // Журнал российского права. 2009. № 5. С. 60-68.

ON SELF-REGULATION OF RELATIONS IN THE FIELD OF ADVERTISING

V.A. Kolybanova

The author characterizes self-regulation of advertising as a type of self-regulation and as a kind of individual legal regulation. It is proposed to expand the scholarly understanding of the means for self-regulation of advertising relations through the study of the role and significance of the contract.

Keywords: advertising activity, self-regulation, individual legal regulation, contract as a means of regulation.

References

1. Minnikes I.A. Individual'noe pravovoe regulirova-nie kak samostoyatel'nyj vid pravovogo regulirovaniya // Rossijskij yuridicheskij zhurnal. 2006. № 2.

2. Cherdancev A.F. Teoriya gosudarstva i prava. S. 309-310.

3. Leskova Yu.G. Samoregulirovanie kak negosu-darstvennoe pravovoe regulirovanie // Istoricheskie, filo-sofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turolo-giya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2011. № 8-1. S. 133.

4. Rudenko K.V. Pravovoe polozhenie samoregu-liruemyh organizacij v sfere reklamy: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.03. M., 2013. 26 s.

5. Maksimovich O.N. Samoregulirovanie v sfere predprinimatel'skoj deyatel'nosti kak proyavlenie grazh-dansko-pravovogo metoda regulirovaniya obshchestven-nyh otnoshenij: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.03. Kazan', 2007. 21 s.

6. Bogackaya S.G. Pravovoe regulirovanie rek-lamnoj deyatel'nosti: Ucheb. posobie. M.: Universitets-kaya kniga, 2007. S. 190-197.

7. Mil'skij A.S. Samoreguliruemye organizacii v sisteme upravleniya reklamnoj deyatel'nost'yu // Matters of Russian and International Law. 2016. 8. S. 62-69.

8. Associaciya reklamodatelej [Ehlektronnyj resurs]: Ofic. sajt. URL: http://www.assadv.ru/ru/about/task (data obrashcheniya : 10.01.2017).

9. Associaciya Kommunikacionnyh Agentstv Rossii (AKAR) [Ehlektronnyj resurs]: Ofic. sajt. URL: http://www.akarussia.ru/about/about (data obrashcheniya: 10.01.2017).

10. Rossijskij Reklamnyj Kodeks. Sovet Associacij Medijnoj Industrii (SAMI) [Ehlektronnyj resurs]: Ofic. sajt. URL: http://www.advertology.ru/index.php? name= Subjects&pageid=349 (data obrashcheniya: 12.01.2017).

11. Baranova M.V. Pravovye problemy samoreguli-rovaniya v sfere reklamy // Zhurnal rossijskogo prava. 2009. № 5. S. 60-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.