6. Фиктивный компонент человеческого капитала как системный феномен экономики знаний [Текст] : автореф. дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.01 - Саратов, 2012.
7. Константинов Г. Е. Университеты, общество знания и парадоксы образования [Текст] / Г. Е. Константинов, С. Р. Филонович // Вопросы образования. - 2005. - № 4. - ISSN 1814-9545.
6. Fiktivnyj komponent chelovecheskogo kapitala kak sistemnyj fenomen jekonomiki znanij [Tekst] : avtoref. dis. ... d-ra jekon. nauk : 08.00.01 - Saratov, 2012.
7. Konstantinov G. E. Universitety, obwestvo znanija i paradoksy obrazovanija [Tekst] / G. E. Konstantinov, S. R. Filonovich / / Voprosy obrazovanija. - 2005. - № 4. - ISSN 1814-9545.
УДК 346.1
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СФЕРЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«© Францифорова Светлана Сергеевна
Ш аспирант кафедры гражданского и международного частного права, Саратовская государственная юридическая академия.
В статье рассмотрены особенности информационного обеспечения государственной политики и её соотношение с частноправовыми интересами в области рекламной деятельности. В поле зрения находятся как публичные интересы России, так и частноправовые интересы участников рекламных правоотношений, которые обеспечиваются нормативными актами органов государственной власти, а также правилами поведения, устанавливаемыми саморегулируемыми организациями для своих участников.
Ключевые слова: информационное обеспечение государственной политики, рекламная деятельность.
Оказание информационной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путём создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях реализации государственной политики в области поддержки рекламной деятельности.
Прослеживается проблема присутствия государства в информационных отношениях, являющегося регулятором информационных отношений, а также основным создателем поводов к производству и распространению рекламных отношений, одним из главных фактических собственников материальной инфраструктуры производства и распространения массовой информации.
Большинство проблем в рамках государственного регулирования и государственного участия в информационных отношениях, связанных с рекламной деятельностью, решаются
в контексте вопросов о суверенитете и плюрализме, гарантировании прав человека [9, с. 114].
Отказавшись от социализма, Россия более двадцати лет находится на пути построения рыночной экономики. При этом «несмотря на достаточно длительный срок, прошедший с момента либерализации экономической системы и предоставления населению России возможности свободно заниматься предпринимательской деятельностью, последняя до сих пор является объектом весьма активного государственного регулирования» [13, с. 2].
Как показывает мировой опыт, эффективное развитие экономики возможно лишь на основе правильного сочетания публичных и частных способов её регулирования. «Недостатки в этом отношении и тем более умаление одной из сфер (например, частного права) приводят, помимо всего другого, к деформации всей правовой системы страны, к её однобокости, ущербности» [1, с. 26]. От оптимального соотношения способов правового регулирования - частных и публичных - зависит достижение его целей.
С целью исследования эволюции соотношения публично-правовых и частноправовых
вопросов осуществления рекламной деятельности необходимо выяснить, что есть частное, а что - публичное.
С. С. Алексеев разграничивает понятия «частное» и «публичное» применительно к праву следующим образом: «Публичное право... это такая правовая сфера, в основе которой - государственные интересы, «государственные дела», то есть само устройство и деятельность государства как публичной власти, регламен-
полтораста лет и была отменена утверждённым 6 апреля 1865 г. Александром II мнением Государственного совета, которым введены в действие Временные правила о цензуре и печати. В целом в дореволюционной России содержательная сторона рекламных отношений не имела нормативного регулирования, отсутствовала системность нормативных актов, которые прямо либо косвенно касались указанной сферы [3, с. 24].
Первым нормативным правовым актом, касающимся рекламы, в России является Указ Петра I, изданный 16 декабря 1702 г. «О печатании газет для извещения оными о заграничных и внутренних происшествиях», которым устанавливалась государственная монополия на размещение рекламы в периодических изданиях.
тация деятельности государственного аппарата, должностных лиц, государственной службы, уголовное преследование правонарушителей, уголовная и административная ответственность - словом, институты, построенные в «вертикальной» плоскости, на началах власти и подчинения, на принципах соподчинённости, субординации. Сообразно этому для публичного права присущ один юридический «центр», характерны императивные предписания и запреты, обра-щённые к подчинённым, подвластным лицам; дозволения же, имеющие императивный характер, - прерогатива властвующих субъектов» [1, с. 24]. По отношению к частноправовым отношениям «государственная власть как бы остаётся в стороне, она не вправе произвольно вмешиваться в частноправовые отношения. Здесь обитель и господство частных воль и частных интересов. В частном праве, в отличие от публичного, господствуют «горизонтальные» отношения, основанные на юридическом равенстве субъектов, координации их воли и интересов. Преимущественное положение в нём занимают не императивные предписания, не запреты, а юридические дозволения» [1, с. 30].
Для оценки фактического положения в соотношении публично-правовых и частноправовых направлений осуществления рекламной деятельности следует изучить развитие и современное состояние рекламной отрасли.
Первым нормативным правовым актом, касающимся рекламы, в России является Указ Петра I, изданный 16 декабря 1702 г. «О печатании газет для извещения оными о заграничных и внутренних происшествиях», которым устанавливалась государственная монополия на размещение рекламы в периодических изданиях. Эта монополия просуществовала более
Регулирование отношений в сфере рекламы в СССР было изначально закреплено в Постановлении от 29 декабря 1935 г. Наркомата внутренней торговли «Об использовании методов рекламы для расширения товарооборота». Указанный акт предусматривал использование всех видов рекламы в советской плановой экономике, которая контролировалась государством. Принятым впоследствии Приказом Наркомата внутренней торговли СССР от 15 апреля 1936 г. предусмотрены расходы на рекламу в размере 0,1% от оборота [5, с. 34]. Следующими актами, касающимися рекламной сферы, являются постановления от 8 августа 1960 г. № 851 ЦК КПСС и Совмина СССР «О мерах по дальнейшему улучшению торговли» и от 14 января 1982 г. № 29 «О мерах по дальнейшему развитию торговли и улучшению торгового обслуживания населения в одиннадцатой пятилетке». В них не было норм, регулирующих содержательную сторону рекламных отношений, давались лишь декларативные установки «улучшить организацию рекламы товаров, повысить её роль в формировании потребностей советских людей» и пр.
В советский период признавалась приоритетность публично-правового регулирования экономической сферы, при которой « административно-правовое регулирование имеет примат по отношению к регулированию, осуществляемому путём использования институтов гражданского права» [2, с. 35-47]. Поэтому и в рекламной сфере преобладал публично-правовой режим. При этом следует отметить, что и при помощи публично-правовых средств указанные отношения получали минимальный объём регулирования, так как рекламная отрасль не была настолько развита, как в странах с «капиталистической» экономикой.
По этой причине интересно изучить развитие рекламного законодательства на примере так называемых стран Запада (США, Великобритании), где отсутствует вмешательство государства в экономику в таких объёмах, как это было в СССР, сравнить аналогичный процесс с постсоветской Россией. В странах Запада рекламный бизнес развивался в «естественных» условиях, где основным фактором развития являлись потребности рынка.
Реклама получает своё выражение в окружающей действительности в виде информации. В ст. 3 Федерального закона «О рекламе» 13.03.2006 № 38-ФЗ даётся определение рекламы как разновидности информации. Большинством авторов указанная точка зрения подвергается справедливой критике. При этом указывается на то, что рекламу можно трактовать как информацию и как деятельность по её распространению.
Важным признаком рекламы является то, что рекламодатель общается не напрямую к потребителю, а через средства массовой информации. По этой причине эволюцию правового регулирования рекламной деятельности следует изучать в совокупности с развитием средств распространения информации.
Распространение рекламы связано с активным развитием средств массовой информации, которое датируется XX в. Так, в США постоянное радиовещание начато с 1916 г., в Великобритании - с 1922 г., а в СССР - с 1924 г. Указанный процесс был дополнен значительным ростом печатных изданий. в эфире нью-йоркской радиостанции «WBAY», 28 августа 1922 г. в 17 ч. прозвучало первое рекламное объявление, в котором рассматривались достоинства и низкая стоимость квартир на Лонг-Айленде. За эти 10 мин. радиоэфира компания «^иеемЬош» заплатила 50 долларов.
в соответствии с Первой поправкой к Биллю о правах, поскольку свобода слова и распространения информации в отношении коммерческой рекламы может быть существенно ограничена.
Новым импульсом развития информационного обмена и расширения возможностей рекламных отношений послужило появление телевидения, которое возникло в Германии с 1934 г., в США - с 1935, в Англии с 1936, а в СССР - с 1939 г. Вместе с тем развитие телевизионной отрасли было приостановлено Второй мировой войной, а потому прогресс телевидения присходил во второй половине XX в. Именно указанный период связан с дальнейшим развитием рекламной индустрии и её правового регулирования.
В 1934 г. на базе винодельческих коммерческих структур была образована саморегулируемая организация «Институт вина», которая в 1978 г. приняла Кодекс рекламных стандартов, определяющий, что реклама вина должна относиться только ко взрослым, не побуждая их к чрезмерному потреблению алкогольных напитков и, как следствие этого, к совершению противоправных проступков. Такие же кодексы были приняты Ассоциацией пивоваров, а также Советом по крепким алкогольным напиткам США, значительная роль которых заключалась в предотвращении негативного влияния рекламы алкогольных напитков.
Кроме отраслевых саморегулируемых организаций, в США действует общенациональное Бюро содействия бизнесу (БСБ), созданное в 1916 г. Офисы БСБ, объединяющего более 100 тыс. членов, имеются во всех крупных городах США. Местные офисы указанной саморегулируемой организации рассматривают обращения потребителей и коммерческих структур относительно недобросовестной рекламы и других
В России бурное развитие рекламы связано, в первую очередь, со снятием запрета на рыночные отношения и отменой государственной монополии в сфере средств массовой информации.
В связи с широким распространением радиовещания в первой половине XX в., именно на этот период в мире приходится появление правовых актов, призванных урегулировать быстро развивающиеся отношения в рекламной сфере. Так, в 1914 г. в США был принят Акт о Федеральной торговой комиссии (ФТК), в котором не были определены полномочия государственного контроля в области рекламы, однако его функцией является пресечение недобросовестной конкуренции, в то же время коммерческая реклама не подлежала защите
форм маркетинга. Совет БСБ играет большую роль в мониторинге и контроле за рекламой на общенациональном уровне: помогает новым участникам рынка при подготовке кодексов и правил рекламирования, обеспечивает консультирование по правовым вопросам в сфере рекламы. В 1971 г. Американская рекламная федерация, Американская ассоциация рекламных агентств, Ассоциация национальных реклам-щиков и Совет БСБ, объединив свои усилия для поддержания высоких стандартов правды, точности, этики и социальной ответственности
в рекламе, создали Национальный совет по наблюдению за рекламой. Указанный орган состоит из Национального рекламного подразделения и Национального совета по контролю за рекламой [4, с. 32]. Таким образом, саморегулируемые организации являются своеобразными аналогами ФТК, созданными не государством, а бизнесом, проявляется способность гражданского общества самостоятельно регулировать отношения своих субъектов, защищать наиболее важные их интересы.
Как правило, данные саморегулируемые организации самостоятельно выявляют и пресекают нарушения в рекламной сфере. На практике достаточно редкими являются случаи неподчинения со стороны участников рекламного рынка. В случае подобного отказа саморегулируемая организация обращается в компетентные государственные органы, например ФТК, с целью принятия ими соответствующих мер. Таким образом, в западных государствах основная нагрузка по регулированию рекламной сферы по мере её развития перешла из публично-правовой в частноправовую сферу. В настоящее время органы власти определяют лишь общие правила поведения на рекламном рынке. Вмешательство властных структур происходит лишь в тех ситуациях, когда сами участники рекламного рынка и созданные ими организации не могут добиться пресечения нарушений. В этом выражается соотношение публично-правовых и частноправовых режимов осуществления рекламной деятельности, которое позволяет эффективно функционировать рекламному рынку.
В России бурное развитие рекламы связано, в первую очередь, со снятием запрета на рыночные отношения и отменой государственной монополии в сфере средств массовой информации. «Особенностью становления рекламного законодательства России стал тот факт, что оно рождалось и развивалось в довольно короткие сроки, а не в связи с эволюционным развитием торгового оборота и его правового регулирования» [10, с. 4-5].
По этой причине начало правового закрепления содержательной стороны рекламных отношений связано со временем рыночных преобразований, когда на телевидении широкое распространение получили рекламные ролики. Принятым 22.03.1991 г. Законом РСФСР № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» впервые установлен запрет на распространение ложных, неточных или искажённых сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; введение потребителей
в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей; некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов.
27 декабря 1991 г. принят Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» № 2124-1, которым установлена ответственность за распространение недостоверной информации, введено ограничение объёма рекламы в СМИ, не зарегистированных в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера.
Законом РФ от 7 апреля 1992 г. «О защите прав потребителей» регламентированы требования к информации о товарах, работах, услугах, которая должна доводиться до потребителя, введена ответственность за нарушение права потребителей на информацию.
В соответствии с Основами законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. введён запрет на рекламу алкогольных напитков и табака, пропаганду запрещённых методов лечения и лекарственных средств.
10 июня 1994 г. приняты указы Президента РФ «О защите потребителей от недобросовестной рекламы» и «О защите интересов инвесторов», которые установили отдельные ограничения для рекламы финансовых услуг, введён государственный контроль рекламной деятельности.
Таким образом, правовое регулирование рекламной деятельности в первые «постпере-строчные» годы в России продолжало носить несистемный характер. Основная часть норм содержала различные запреты. Какие-либо частноправовые средства правового регулирование указанные правовые акты не предусматривали. Это не означает, что частноправовых способов регулирования рекламных отношений в указанный период не существовало. На основании норм гражданского законодательства, регулирующих договоры на оказание услуг, возможно заключение договоров в сфере производства и распространения рекламы. Однако эти нормы носят общий характер. Специального правового регулирования частноправовых способов осуществления не имелось.
Кроме того, в октябре 1994 г. в первой части Гражданского кодекса РФ ст. 437 установлены правила о приглашении делать оферты и о публичной оферте. Так, реклама и иные предложения, адресованные неопределённому кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении. Кроме того, в первой части Гражданского кодекса РФ (ст. 152, ст. 7 ГК РСФСР) закреплены
нормы, касающиеся защиты чести, достоинства и деловой репутации, получившие дальнейшее развитие в виде контррекламы [8, с. 17].
18 июля 1995 г. принят первый Федеральный закон «О рекламе» № 108-ФЗ, который был специально посвящён регулированию отношений в сфере рекламы. Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 1 Закона его целями являлись защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц, окружающей среде либо вред чести, достоинству или деловой репутации указанных лиц, а также посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали. Исходя из анализа данной нормы следует сделать вывод, что целями Закона являлось регулирование только публичной стороны рекламных отношений.
Исключениями оказались ст.ст. 22, 23 Закона, регулировавшие отношения между рекламодателем, рекламопроизводителем, рекла-мораспространителем. При этом установленные указанными статьями нормы в конечном счёте призваны были защищать публичные интересы по предотвращению недостоверной рекламы, а также рекламы товаров и услуг, не прошедших обязательную процедуру лицензирования. Кроме того, в ст. 25 Закона в развитие ст.ст. 437, 494 ГК РФ закреплены дополнительные правила о публичной оферте.
Статья 28 Закона, посвящённая правам органов саморегулирования в области рекламы, содержит публично-правовые нормы, закрепляющие полномочия указанных органов в области предотвращения незаконной рекламы.
Просуществовав более десяти лет, закон «О рекламе» № 108-ФЗ в 2006 г. был заменён Федеральным законом «О рекламе» № 38-ФЗ.
Как и закон «О рекламе» 1995 г., новый закон, в основном, регулирует публичную сферу рекламных отношений.
В целом следует отметить, что в современной России в рекламной сфере до настоящего
времени преобладает публично-правовой режим. Это связано с тем, что в СССР в условиях отсутствия рыночной экономики и, как следствие, полноценной конкуренции практически отсутствовала рекламная индустрия, а потому не было необходимости в существовании законодательства о рекламе. В настоящее время российское законодательство о рекламе находится в стадии становления.
Реклама в России должна соответствовать требованиям информационной безопасности. Доступная информация для гражданина должна содействовать социальному, духовному и моральному благополучию, здоровому физическому и нравственному развитию и не может негативно отражаться на психике и формировать в его сознании искажённые образы, вызывающие страх и агрессию, а тем более наносить ущерб его здоровью.
Информационная безопасность, связанная с предупреждением пропаганды насилия, жестокости, антиобщественного поведения, требует решительных государственных мер по содействию физическому, духовному и нравственному развитию личности.
Таким образом, сфера публичных интересов в России в основном регулируется нормативными актами и государственными органами их исполняющими (в случаях их нарушения), однако сфера рекламных правоотношений характеризуется и распространением самостоятельного их регулирования участниками указанных отношений. Вместе с тем информационное обеспечение государственной политики и её соотношение с частноправовыми интересами в области рекламной деятельности связано с дозволением саморегулирования, которое выражено как в принятии участниками рекламного рынка внутренних локальных нормативных актов, так и в создании ими различных саморегулируемых организаций, издающими правила поведения для своих участников, которые добровольно исполняют их.
Материалы поступили в редакцию 18.06.2012 г.
Библиографический список
1. Алексеев С. С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования [Текст]. - М. : Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998, - ISBN 5-8354-0002-0.
2. Алексеев С. С. О взаимодействии административно-правового и гражданско-правового регулирования в социалистическом обществе [Текст] // Правоведение. - 1959. - № 3. - ISSN 1817-6321.
3. Баранова М. В. Право и реклама [Текст] : автореф. дис. ... докт. юрид. наук : 12.00.03. -Н. Новгород, 2010.
1. Alekseev S. S. Pravo. Azbuka. Teorija. Filosofija. Opyt kompleksnogo issledovanija [Tekst]. - M. : Izdatel'skaja gruppa NORMA-INFRA-M, 1998, -ISBN 5-8354-0002-0.
2. Alekseev S. S. O vzaimodejstvii administrativno-pravovogo i grazhdansko-pravovogo regulirovanija v socialisticheskom obwestve [Tekst] // Pravovedenie. - 1959. - № 3. - ISSN 1817-6321.
3. Baranova M. V. Pravo i reklama [Tekst] : avtoref. dis. ... dokt. jurid. nauk : 12.00.03. - N. Novgorod, 2010.
4. Belch G. E., Belch M. A. Introduction to Advertising and Promotion: An Integrated Marketing Communications Perspective, Homewood, IL: Irwin, 1993.
5. Грицук А. П. История отечественной рекламы. Советский период [Текст] : учебное пособие для очно-заочного и заочного обучения. - М. : МГУ печати, 2004.
6. Илюшина М. Н. Проблемы типизации договорных конструкций в коммерческом обороте [Текст] // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2008. - № 11. - ISSN 1992-8041.
7. Кабанов А. А. Конституционно-правовое регулирование информационных отношений в Российской Федерации [Текст] / А. А. Кабанов, А. А. Смольяков, В. А. Томин. -СПб. : СПб. академия управления и экономики, 2006.
8. Кислицын А. А. Вводящая в заблуждение реклама [Текст] : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03. - М., 2006.
9. Саркисьян Г. И. Частноправовые аспекты влияния налогового регулирования на осуществление предпринимательской деятельности [Текст] : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03. - М., 2011.
4. Belch G. E., Belch M. A. Introduction to Advertising and Promotion: An Integrated Marketing Communications Perspective, Homewood, IL: Irwin, 1993.^
5. Gricuk A. P. Istorija otechestvennoj reklamy. Sovetskij period [Tekst] : uchebnoe posobie dlja ochno-zaochnogo i zaochnogo obuchenija. - M. : MGU pechati, 2004.
6. Iljushina M. N. Problemy tipizacii dogovornyh konstrukcij v kommercheskom oborote [Tekst] // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. - 2008. -№ 11. - ISSN 1992-8041.
7. Kabanov A. A. Konstitucionno-pravovoe regulirovanie informacionnyh otnoshenij v Rossijskoj Federacii [Tekst] / A. A. Kabanov, A. A. Smol'jakov, V. A. Tomin. -SPb. : SPb. akademija upravlenija i jekonomiki, 2006.
8. Kislicyn A. A. Vvodjawaja v zabluzhdenie reklama [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk : 12.00.03. - M., 2006.
9. Sarkis'jan G. I. Chastnopravovye aspekty vlijanija nalogovogo regulirovanija na osuwestvlenie predprinimatel'skoj dejatel'nosti [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk : 12.00.03. - M., 2011.
САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ приглашает на учёбу по вновь открытой специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности», специализация «Уголовно-правовая», в рамках которой будет вестись подготовка специалистов для выявления и расследования налоговых, финансовых и других преступлений в сфере экономики.
Квалификация — юрист. Обучение на коммерческой основе, нормативные сроки освоения: 5 лет на очной форме обучения,
6 лет на заочной форме обучения _ )