Научная статья на тему 'Информационное обеспечение в сфере рекламной деятельности'

Информационное обеспечение в сфере рекламной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
459
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ / РЕКЛАМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INFORMATION SYSTEM OF PUBLIC POLICY / ADVERTISING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Францифорова Светлана Сергеевна

В статье рассмотрены особенности информационного обеспечения государственной политики и её соотношение с частноправовыми интересами в области рекламной деятельности. В поле зрения находятся как публичные интересы России, так и частноправовые интересы участников рекламных правоотношений, которые обеспечиваются нормативными актами органов государственной власти, а также правилами поведения, устанавливаемыми саморегулируемыми организациями для своих участников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SUPPORT IN COMMERCIAL ACTIVITIES

The article deals with information support of public policy and its relationship to private law interests in advertising. The public interests of Russia and the legal interests of those who participate in advertising are provided by regulatory acts of the state authorities, as well as the rules of conduct established by self-regulatory organizations for its members: both are analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение в сфере рекламной деятельности»

6. Фиктивный компонент человеческого капитала как системный феномен экономики знаний [Текст] : автореф. дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.01 - Саратов, 2012.

7. Константинов Г. Е. Университеты, общество знания и парадоксы образования [Текст] / Г. Е. Константинов, С. Р. Филонович // Вопросы образования. - 2005. - № 4. - ISSN 1814-9545.

6. Fiktivnyj komponent chelovecheskogo kapitala kak sistemnyj fenomen jekonomiki znanij [Tekst] : avtoref. dis. ... d-ra jekon. nauk : 08.00.01 - Saratov, 2012.

7. Konstantinov G. E. Universitety, obwestvo znanija i paradoksy obrazovanija [Tekst] / G. E. Konstantinov, S. R. Filonovich / / Voprosy obrazovanija. - 2005. - № 4. - ISSN 1814-9545.

УДК 346.1

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СФЕРЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«© Францифорова Светлана Сергеевна

Ш аспирант кафедры гражданского и международного частного права, Саратовская государственная юридическая академия.

[email protected]

В статье рассмотрены особенности информационного обеспечения государственной политики и её соотношение с частноправовыми интересами в области рекламной деятельности. В поле зрения находятся как публичные интересы России, так и частноправовые интересы участников рекламных правоотношений, которые обеспечиваются нормативными актами органов государственной власти, а также правилами поведения, устанавливаемыми саморегулируемыми организациями для своих участников.

Ключевые слова: информационное обеспечение государственной политики, рекламная деятельность.

Оказание информационной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путём создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях реализации государственной политики в области поддержки рекламной деятельности.

Прослеживается проблема присутствия государства в информационных отношениях, являющегося регулятором информационных отношений, а также основным создателем поводов к производству и распространению рекламных отношений, одним из главных фактических собственников материальной инфраструктуры производства и распространения массовой информации.

Большинство проблем в рамках государственного регулирования и государственного участия в информационных отношениях, связанных с рекламной деятельностью, решаются

в контексте вопросов о суверенитете и плюрализме, гарантировании прав человека [9, с. 114].

Отказавшись от социализма, Россия более двадцати лет находится на пути построения рыночной экономики. При этом «несмотря на достаточно длительный срок, прошедший с момента либерализации экономической системы и предоставления населению России возможности свободно заниматься предпринимательской деятельностью, последняя до сих пор является объектом весьма активного государственного регулирования» [13, с. 2].

Как показывает мировой опыт, эффективное развитие экономики возможно лишь на основе правильного сочетания публичных и частных способов её регулирования. «Недостатки в этом отношении и тем более умаление одной из сфер (например, частного права) приводят, помимо всего другого, к деформации всей правовой системы страны, к её однобокости, ущербности» [1, с. 26]. От оптимального соотношения способов правового регулирования - частных и публичных - зависит достижение его целей.

С целью исследования эволюции соотношения публично-правовых и частноправовых

вопросов осуществления рекламной деятельности необходимо выяснить, что есть частное, а что - публичное.

С. С. Алексеев разграничивает понятия «частное» и «публичное» применительно к праву следующим образом: «Публичное право... это такая правовая сфера, в основе которой - государственные интересы, «государственные дела», то есть само устройство и деятельность государства как публичной власти, регламен-

полтораста лет и была отменена утверждённым 6 апреля 1865 г. Александром II мнением Государственного совета, которым введены в действие Временные правила о цензуре и печати. В целом в дореволюционной России содержательная сторона рекламных отношений не имела нормативного регулирования, отсутствовала системность нормативных актов, которые прямо либо косвенно касались указанной сферы [3, с. 24].

Первым нормативным правовым актом, касающимся рекламы, в России является Указ Петра I, изданный 16 декабря 1702 г. «О печатании газет для извещения оными о заграничных и внутренних происшествиях», которым устанавливалась государственная монополия на размещение рекламы в периодических изданиях.

тация деятельности государственного аппарата, должностных лиц, государственной службы, уголовное преследование правонарушителей, уголовная и административная ответственность - словом, институты, построенные в «вертикальной» плоскости, на началах власти и подчинения, на принципах соподчинённости, субординации. Сообразно этому для публичного права присущ один юридический «центр», характерны императивные предписания и запреты, обра-щённые к подчинённым, подвластным лицам; дозволения же, имеющие императивный характер, - прерогатива властвующих субъектов» [1, с. 24]. По отношению к частноправовым отношениям «государственная власть как бы остаётся в стороне, она не вправе произвольно вмешиваться в частноправовые отношения. Здесь обитель и господство частных воль и частных интересов. В частном праве, в отличие от публичного, господствуют «горизонтальные» отношения, основанные на юридическом равенстве субъектов, координации их воли и интересов. Преимущественное положение в нём занимают не императивные предписания, не запреты, а юридические дозволения» [1, с. 30].

Для оценки фактического положения в соотношении публично-правовых и частноправовых направлений осуществления рекламной деятельности следует изучить развитие и современное состояние рекламной отрасли.

Первым нормативным правовым актом, касающимся рекламы, в России является Указ Петра I, изданный 16 декабря 1702 г. «О печатании газет для извещения оными о заграничных и внутренних происшествиях», которым устанавливалась государственная монополия на размещение рекламы в периодических изданиях. Эта монополия просуществовала более

Регулирование отношений в сфере рекламы в СССР было изначально закреплено в Постановлении от 29 декабря 1935 г. Наркомата внутренней торговли «Об использовании методов рекламы для расширения товарооборота». Указанный акт предусматривал использование всех видов рекламы в советской плановой экономике, которая контролировалась государством. Принятым впоследствии Приказом Наркомата внутренней торговли СССР от 15 апреля 1936 г. предусмотрены расходы на рекламу в размере 0,1% от оборота [5, с. 34]. Следующими актами, касающимися рекламной сферы, являются постановления от 8 августа 1960 г. № 851 ЦК КПСС и Совмина СССР «О мерах по дальнейшему улучшению торговли» и от 14 января 1982 г. № 29 «О мерах по дальнейшему развитию торговли и улучшению торгового обслуживания населения в одиннадцатой пятилетке». В них не было норм, регулирующих содержательную сторону рекламных отношений, давались лишь декларативные установки «улучшить организацию рекламы товаров, повысить её роль в формировании потребностей советских людей» и пр.

В советский период признавалась приоритетность публично-правового регулирования экономической сферы, при которой « административно-правовое регулирование имеет примат по отношению к регулированию, осуществляемому путём использования институтов гражданского права» [2, с. 35-47]. Поэтому и в рекламной сфере преобладал публично-правовой режим. При этом следует отметить, что и при помощи публично-правовых средств указанные отношения получали минимальный объём регулирования, так как рекламная отрасль не была настолько развита, как в странах с «капиталистической» экономикой.

По этой причине интересно изучить развитие рекламного законодательства на примере так называемых стран Запада (США, Великобритании), где отсутствует вмешательство государства в экономику в таких объёмах, как это было в СССР, сравнить аналогичный процесс с постсоветской Россией. В странах Запада рекламный бизнес развивался в «естественных» условиях, где основным фактором развития являлись потребности рынка.

Реклама получает своё выражение в окружающей действительности в виде информации. В ст. 3 Федерального закона «О рекламе» 13.03.2006 № 38-ФЗ даётся определение рекламы как разновидности информации. Большинством авторов указанная точка зрения подвергается справедливой критике. При этом указывается на то, что рекламу можно трактовать как информацию и как деятельность по её распространению.

Важным признаком рекламы является то, что рекламодатель общается не напрямую к потребителю, а через средства массовой информации. По этой причине эволюцию правового регулирования рекламной деятельности следует изучать в совокупности с развитием средств распространения информации.

Распространение рекламы связано с активным развитием средств массовой информации, которое датируется XX в. Так, в США постоянное радиовещание начато с 1916 г., в Великобритании - с 1922 г., а в СССР - с 1924 г. Указанный процесс был дополнен значительным ростом печатных изданий. в эфире нью-йоркской радиостанции «WBAY», 28 августа 1922 г. в 17 ч. прозвучало первое рекламное объявление, в котором рассматривались достоинства и низкая стоимость квартир на Лонг-Айленде. За эти 10 мин. радиоэфира компания «^иеемЬош» заплатила 50 долларов.

в соответствии с Первой поправкой к Биллю о правах, поскольку свобода слова и распространения информации в отношении коммерческой рекламы может быть существенно ограничена.

Новым импульсом развития информационного обмена и расширения возможностей рекламных отношений послужило появление телевидения, которое возникло в Германии с 1934 г., в США - с 1935, в Англии с 1936, а в СССР - с 1939 г. Вместе с тем развитие телевизионной отрасли было приостановлено Второй мировой войной, а потому прогресс телевидения присходил во второй половине XX в. Именно указанный период связан с дальнейшим развитием рекламной индустрии и её правового регулирования.

В 1934 г. на базе винодельческих коммерческих структур была образована саморегулируемая организация «Институт вина», которая в 1978 г. приняла Кодекс рекламных стандартов, определяющий, что реклама вина должна относиться только ко взрослым, не побуждая их к чрезмерному потреблению алкогольных напитков и, как следствие этого, к совершению противоправных проступков. Такие же кодексы были приняты Ассоциацией пивоваров, а также Советом по крепким алкогольным напиткам США, значительная роль которых заключалась в предотвращении негативного влияния рекламы алкогольных напитков.

Кроме отраслевых саморегулируемых организаций, в США действует общенациональное Бюро содействия бизнесу (БСБ), созданное в 1916 г. Офисы БСБ, объединяющего более 100 тыс. членов, имеются во всех крупных городах США. Местные офисы указанной саморегулируемой организации рассматривают обращения потребителей и коммерческих структур относительно недобросовестной рекламы и других

В России бурное развитие рекламы связано, в первую очередь, со снятием запрета на рыночные отношения и отменой государственной монополии в сфере средств массовой информации.

В связи с широким распространением радиовещания в первой половине XX в., именно на этот период в мире приходится появление правовых актов, призванных урегулировать быстро развивающиеся отношения в рекламной сфере. Так, в 1914 г. в США был принят Акт о Федеральной торговой комиссии (ФТК), в котором не были определены полномочия государственного контроля в области рекламы, однако его функцией является пресечение недобросовестной конкуренции, в то же время коммерческая реклама не подлежала защите

форм маркетинга. Совет БСБ играет большую роль в мониторинге и контроле за рекламой на общенациональном уровне: помогает новым участникам рынка при подготовке кодексов и правил рекламирования, обеспечивает консультирование по правовым вопросам в сфере рекламы. В 1971 г. Американская рекламная федерация, Американская ассоциация рекламных агентств, Ассоциация национальных реклам-щиков и Совет БСБ, объединив свои усилия для поддержания высоких стандартов правды, точности, этики и социальной ответственности

в рекламе, создали Национальный совет по наблюдению за рекламой. Указанный орган состоит из Национального рекламного подразделения и Национального совета по контролю за рекламой [4, с. 32]. Таким образом, саморегулируемые организации являются своеобразными аналогами ФТК, созданными не государством, а бизнесом, проявляется способность гражданского общества самостоятельно регулировать отношения своих субъектов, защищать наиболее важные их интересы.

Как правило, данные саморегулируемые организации самостоятельно выявляют и пресекают нарушения в рекламной сфере. На практике достаточно редкими являются случаи неподчинения со стороны участников рекламного рынка. В случае подобного отказа саморегулируемая организация обращается в компетентные государственные органы, например ФТК, с целью принятия ими соответствующих мер. Таким образом, в западных государствах основная нагрузка по регулированию рекламной сферы по мере её развития перешла из публично-правовой в частноправовую сферу. В настоящее время органы власти определяют лишь общие правила поведения на рекламном рынке. Вмешательство властных структур происходит лишь в тех ситуациях, когда сами участники рекламного рынка и созданные ими организации не могут добиться пресечения нарушений. В этом выражается соотношение публично-правовых и частноправовых режимов осуществления рекламной деятельности, которое позволяет эффективно функционировать рекламному рынку.

В России бурное развитие рекламы связано, в первую очередь, со снятием запрета на рыночные отношения и отменой государственной монополии в сфере средств массовой информации. «Особенностью становления рекламного законодательства России стал тот факт, что оно рождалось и развивалось в довольно короткие сроки, а не в связи с эволюционным развитием торгового оборота и его правового регулирования» [10, с. 4-5].

По этой причине начало правового закрепления содержательной стороны рекламных отношений связано со временем рыночных преобразований, когда на телевидении широкое распространение получили рекламные ролики. Принятым 22.03.1991 г. Законом РСФСР № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» впервые установлен запрет на распространение ложных, неточных или искажённых сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; введение потребителей

в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей; некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов.

27 декабря 1991 г. принят Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» № 2124-1, которым установлена ответственность за распространение недостоверной информации, введено ограничение объёма рекламы в СМИ, не зарегистированных в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера.

Законом РФ от 7 апреля 1992 г. «О защите прав потребителей» регламентированы требования к информации о товарах, работах, услугах, которая должна доводиться до потребителя, введена ответственность за нарушение права потребителей на информацию.

В соответствии с Основами законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. введён запрет на рекламу алкогольных напитков и табака, пропаганду запрещённых методов лечения и лекарственных средств.

10 июня 1994 г. приняты указы Президента РФ «О защите потребителей от недобросовестной рекламы» и «О защите интересов инвесторов», которые установили отдельные ограничения для рекламы финансовых услуг, введён государственный контроль рекламной деятельности.

Таким образом, правовое регулирование рекламной деятельности в первые «постпере-строчные» годы в России продолжало носить несистемный характер. Основная часть норм содержала различные запреты. Какие-либо частноправовые средства правового регулирование указанные правовые акты не предусматривали. Это не означает, что частноправовых способов регулирования рекламных отношений в указанный период не существовало. На основании норм гражданского законодательства, регулирующих договоры на оказание услуг, возможно заключение договоров в сфере производства и распространения рекламы. Однако эти нормы носят общий характер. Специального правового регулирования частноправовых способов осуществления не имелось.

Кроме того, в октябре 1994 г. в первой части Гражданского кодекса РФ ст. 437 установлены правила о приглашении делать оферты и о публичной оферте. Так, реклама и иные предложения, адресованные неопределённому кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении. Кроме того, в первой части Гражданского кодекса РФ (ст. 152, ст. 7 ГК РСФСР) закреплены

нормы, касающиеся защиты чести, достоинства и деловой репутации, получившие дальнейшее развитие в виде контррекламы [8, с. 17].

18 июля 1995 г. принят первый Федеральный закон «О рекламе» № 108-ФЗ, который был специально посвящён регулированию отношений в сфере рекламы. Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 1 Закона его целями являлись защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц, окружающей среде либо вред чести, достоинству или деловой репутации указанных лиц, а также посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали. Исходя из анализа данной нормы следует сделать вывод, что целями Закона являлось регулирование только публичной стороны рекламных отношений.

Исключениями оказались ст.ст. 22, 23 Закона, регулировавшие отношения между рекламодателем, рекламопроизводителем, рекла-мораспространителем. При этом установленные указанными статьями нормы в конечном счёте призваны были защищать публичные интересы по предотвращению недостоверной рекламы, а также рекламы товаров и услуг, не прошедших обязательную процедуру лицензирования. Кроме того, в ст. 25 Закона в развитие ст.ст. 437, 494 ГК РФ закреплены дополнительные правила о публичной оферте.

Статья 28 Закона, посвящённая правам органов саморегулирования в области рекламы, содержит публично-правовые нормы, закрепляющие полномочия указанных органов в области предотвращения незаконной рекламы.

Просуществовав более десяти лет, закон «О рекламе» № 108-ФЗ в 2006 г. был заменён Федеральным законом «О рекламе» № 38-ФЗ.

Как и закон «О рекламе» 1995 г., новый закон, в основном, регулирует публичную сферу рекламных отношений.

В целом следует отметить, что в современной России в рекламной сфере до настоящего

времени преобладает публично-правовой режим. Это связано с тем, что в СССР в условиях отсутствия рыночной экономики и, как следствие, полноценной конкуренции практически отсутствовала рекламная индустрия, а потому не было необходимости в существовании законодательства о рекламе. В настоящее время российское законодательство о рекламе находится в стадии становления.

Реклама в России должна соответствовать требованиям информационной безопасности. Доступная информация для гражданина должна содействовать социальному, духовному и моральному благополучию, здоровому физическому и нравственному развитию и не может негативно отражаться на психике и формировать в его сознании искажённые образы, вызывающие страх и агрессию, а тем более наносить ущерб его здоровью.

Информационная безопасность, связанная с предупреждением пропаганды насилия, жестокости, антиобщественного поведения, требует решительных государственных мер по содействию физическому, духовному и нравственному развитию личности.

Таким образом, сфера публичных интересов в России в основном регулируется нормативными актами и государственными органами их исполняющими (в случаях их нарушения), однако сфера рекламных правоотношений характеризуется и распространением самостоятельного их регулирования участниками указанных отношений. Вместе с тем информационное обеспечение государственной политики и её соотношение с частноправовыми интересами в области рекламной деятельности связано с дозволением саморегулирования, которое выражено как в принятии участниками рекламного рынка внутренних локальных нормативных актов, так и в создании ими различных саморегулируемых организаций, издающими правила поведения для своих участников, которые добровольно исполняют их.

Материалы поступили в редакцию 18.06.2012 г.

Библиографический список

1. Алексеев С. С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования [Текст]. - М. : Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998, - ISBN 5-8354-0002-0.

2. Алексеев С. С. О взаимодействии административно-правового и гражданско-правового регулирования в социалистическом обществе [Текст] // Правоведение. - 1959. - № 3. - ISSN 1817-6321.

3. Баранова М. В. Право и реклама [Текст] : автореф. дис. ... докт. юрид. наук : 12.00.03. -Н. Новгород, 2010.

1. Alekseev S. S. Pravo. Azbuka. Teorija. Filosofija. Opyt kompleksnogo issledovanija [Tekst]. - M. : Izdatel'skaja gruppa NORMA-INFRA-M, 1998, -ISBN 5-8354-0002-0.

2. Alekseev S. S. O vzaimodejstvii administrativno-pravovogo i grazhdansko-pravovogo regulirovanija v socialisticheskom obwestve [Tekst] // Pravovedenie. - 1959. - № 3. - ISSN 1817-6321.

3. Baranova M. V. Pravo i reklama [Tekst] : avtoref. dis. ... dokt. jurid. nauk : 12.00.03. - N. Novgorod, 2010.

4. Belch G. E., Belch M. A. Introduction to Advertising and Promotion: An Integrated Marketing Communications Perspective, Homewood, IL: Irwin, 1993.

5. Грицук А. П. История отечественной рекламы. Советский период [Текст] : учебное пособие для очно-заочного и заочного обучения. - М. : МГУ печати, 2004.

6. Илюшина М. Н. Проблемы типизации договорных конструкций в коммерческом обороте [Текст] // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2008. - № 11. - ISSN 1992-8041.

7. Кабанов А. А. Конституционно-правовое регулирование информационных отношений в Российской Федерации [Текст] / А. А. Кабанов, А. А. Смольяков, В. А. Томин. -СПб. : СПб. академия управления и экономики, 2006.

8. Кислицын А. А. Вводящая в заблуждение реклама [Текст] : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03. - М., 2006.

9. Саркисьян Г. И. Частноправовые аспекты влияния налогового регулирования на осуществление предпринимательской деятельности [Текст] : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03. - М., 2011.

4. Belch G. E., Belch M. A. Introduction to Advertising and Promotion: An Integrated Marketing Communications Perspective, Homewood, IL: Irwin, 1993.^

5. Gricuk A. P. Istorija otechestvennoj reklamy. Sovetskij period [Tekst] : uchebnoe posobie dlja ochno-zaochnogo i zaochnogo obuchenija. - M. : MGU pechati, 2004.

6. Iljushina M. N. Problemy tipizacii dogovornyh konstrukcij v kommercheskom oborote [Tekst] // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. - 2008. -№ 11. - ISSN 1992-8041.

7. Kabanov A. A. Konstitucionno-pravovoe regulirovanie informacionnyh otnoshenij v Rossijskoj Federacii [Tekst] / A. A. Kabanov, A. A. Smol'jakov, V. A. Tomin. -SPb. : SPb. akademija upravlenija i jekonomiki, 2006.

8. Kislicyn A. A. Vvodjawaja v zabluzhdenie reklama [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk : 12.00.03. - M., 2006.

9. Sarkis'jan G. I. Chastnopravovye aspekty vlijanija nalogovogo regulirovanija na osuwestvlenie predprinimatel'skoj dejatel'nosti [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk : 12.00.03. - M., 2011.

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ приглашает на учёбу по вновь открытой специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности», специализация «Уголовно-правовая», в рамках которой будет вестись подготовка специалистов для выявления и расследования налоговых, финансовых и других преступлений в сфере экономики.

Квалификация — юрист. Обучение на коммерческой основе, нормативные сроки освоения: 5 лет на очной форме обучения,

6 лет на заочной форме обучения _ )

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.