11
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОМ НАУКИ
В
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ РЕКЛАМЫ1
В статье автор рассматривает вопрос о деятельности саморегулируемых организаций в сфере рекламы и возможности перехода субъектов рекламной деятельности к обязательному членству в саморегулируемых организациях.
Ключевые слова: реклама, саморегулируемые организации, ассоциации, государственное регулирование.
Татьяна Александровна АНДРОНОВА,
кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности является эффективным механизмом регулирования профессионального рынка, внедряемым в Российской Федерации, позаимствованным из зарубежной практики. Главная идея, которую преследует саморегулирование, — это переложить надзорные и контрольные функции за деятельностью субъектов конкретной отрасли с государства на непосредственных участников рынка. На сегодняшний день в России уже существуют саморегулируемые организации (далее — СРО) арбитражных управляющих; СРО оценщиков; СРО аудиторов; СРО строителей; СРО изыскателей; СРО проектировщиков; СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг; СРО управляющих компаний и др.2
Создание СРО предусматривается и в рекламной сфере. Так, в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 г № 38-ФЗ «О рекламе»3 (далее — Закон о рекламе) СРО в сфере рекламы признается объединение рекламодателей, рекламо-производителей, рекламораспространителей и иных лиц, созданное в форме ассоциации, союза или некоммерческого партнерства в целях представительства и защиты интересов своих членов, выработки требований соблюдения этических норм в рекламе и обеспечения контроля за их выполнением.
В Федеральном законе от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»4 (далее — Закон о СРО) устанавливается, что СРО — это некоммерческие организации, основанные на членстве и объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг), либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида. В Законе также закрепляется норма о возможности объединения в одной СРО субъектов предпринимательской деятельности и субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Как отмечалось выше, СРО в сфере рекламы объединяет в своем составе рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и иных лиц. Открытый перечень членов СРО в сфере рекламы (о чем свидетельствует формулировка «иные лица») по-
© В. А. Андронова, 2015
1 Данная статья подготовлена в рамках Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА); НИР «Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности: единство и дифференциация», проект № 2.1.1.3.
2 Апресова Н. Г. Саморегулирование аудиторской деятельности. Предпринимательское право. 2010. № 2 // СПС «КонсультантПлюс»; Ершова И. В. Саморегулирование предпринимательской м прфессиональной деятельности // Приложение к журналу «Предпринимательское право». 2014. № 3.
3 СЗ РФ. 2006. № 12. Ст. 1232.
4 СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6076.
УНИВЕРСИТЕТА Саморегулирование в сфере рекламы 11^3
имени O.E. Кутвфина (МГЮА)
зволяет говорить о том, что это могут быть как лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, так и физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность. В поддержку данного вывода говорит и тот факт, что некоммерческое партнерство может учреждаться юридическими и физическими лицами5.
Напомним, что членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в СРО является добровольным. Однако федеральными законами могут быть предусмотрены случаи и обязательного членства в СРО. Что касается членства в СРО в сфере рекламы, то оно является добровольным. Учитывая этот факт, в настоящее время сложились два основных подхода к регулированию рекламного рынка: государственное и общественное регулирование.
Государственное регулирование является основным инструментом на рынке рекламы, оно обеспечивает правила взаимодействия между его участниками при помощи системы правовых и организационно-экономических форм и методов воздействия на рыночные процессы в целях защиты прав и интересов всех субъектов рынка. Общественное регулирование, включая саморегулирование рекламной отрасли, является дополнительным регулирующим инструментом на рынке рекламы и во многом выполняет превентивные функции, позволяя разрешать спорные и проблемные ситуации в сфере рекламной деятельности, не прибегая к государственным инстанциям.
В России, в отличие от многих развитых стран, система саморегулирования развита относительно слабо, так как подобное общественное регулирование практически не имеет прецедентов, а функция главного регулятора рекламного рынка лежит на государственных органах. Вместе с тем профессиональные общественные организации начали создаваться с момента зарождения российской рекламной индустрии в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Необходимость создания организаций, представлявших интересы производителей рекламных товаров и услуг, была вызвана потребностью в решении проблем взаимоотношений между рекламодателями и рекламопроизводителями. Направления деятельности этих организаций во многом были схожи, они включали разработку и внедрение этических норм, необходимых для лояльного отношения общества к рекламе, защиту деловых интересов участников индустрии, популяризацию рекламы6.
Стоит отметить, что СРО играют определенную роль в регулировании отношений в сфере рекламы. Их присутствие способствует реализации таких целей, как: консолидация рекламных агентств на определенных принципах; координация предпринимательской деятельности участников — членов ассоциации; формирование инновационных систем и потоков; проведение консультаций, семинаров и форумов; организация презентаций; участие в PR-кампаниях; установление межрегиональных и международных связей и др.7
В настоящее время действует достаточно большое количество профессиональных ассоциаций и общественных организаций в сфере рекламы. Данные организации представляют интересы как рекламодателей, так и рекламопроизводителей, и рекламора-спространителей. В качестве примера можно указать следующие ведущие профессиональные организации и объединения участников российского и международного рынка ^ рекламы: к 1. Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) — ведущее и круп- н нейшее профессиональное объединение участников российского рынка рекламно- и
5 "0
--5
5 БарановаМ. В. Правовые проблемы саморегулирования в сфере рекламы // Журнал российского права. 2009. № 5 // СПС «КонсультантПлюс». X
6 URL: http://adindustry.ru/doc/1158 т
7 Толкачев А. Н. Реклама и рекламная деятельность в России: закон и практика. М. : Эксмо, 5 2008. С. 76. НАУК1
114
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
УНИВЕРСИТЕТА
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина(МГЮА)
ЕСТНИК
коммуникационных услуг. Данная ассоциация основана в 1993 году как Российская ассоциация рекламных агентств с целью защиты интересов рекламных агентств, в дальнейшем — всего рекламного сообщества, а также создания условий для развития цивилизованного рынка рекламы в России: корпоративной этики, социальной ответственности, индустриальных стандартов и правил делового оборота. АКАР представляет интересы компаний, которые ведут свою деятельность в сфере рекламы (ATL, BTL, TTL), Public Relations, прямого маркетинга, спонсорства, маркетинговых исследований, дизайна и упаковки, организуют мероприятия по продвижению товаров и услуг, оформляют места продаж, создают и размещают рекламу в прессе, на радио, телевидении, в кинотеатрах, на улицах и площадях, на транспорте, в Интернете. АКАР — член Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и представитель России в Европейской ассоциации коммуникационных агентств (ЕАСА).
2. Ассоциация рекламодателей — российская некоммерческая организация, объединяющая ряд крупнейших российских и международных компаний-рекламодателей. Ассоциация была создана в 1997 году с целью формирования и утверждения в России системы надежных гарантий свободы рекламы, а также содействия становлению и развитию эффективной системы саморегулирования рекламной деятельности на российском рынке. Ассоциация является полноправным членом Всемирной Федерации рекламодателей (World Federation of Advertisers; WFA), выступая, таким образом, экспертом по международной практике регулирования и саморегулирования рекламного рынка в России.
3. Международная рекламная ассоциация (International Advertising Association, IAA) — международное профессиональное объединение участников рынка рекламных услуг. В России ассоциация впервые начала свою деятельность в 1994 году, в период становления российской рекламы. Приоритетными направлениями деятельности Международной рекламной ассоциации можно назвать: поощрение широкой практики саморегулирования, в том числе саморегулирования рекламы; содействие профессиональному развитию, специальному высшему образованию и переподготовке специалистов по рекламе и маркетинговым коммуникациям.
4. Национальная ассоциация визуальных коммуникаций (НАВК) — российская некоммерческая организация, объединяющая рекламопроизводителей и рекламора-спространителей наружной рекламы и информации. НАВК образована в 2003 году как Национальная ассоциация наружной рекламы и информации (НАНРИ). Миссия организации состоит в том, чтобы способствовать цивилизованному развитию наружной рекламы в России. Деятельность организации нацелена на формирование современных, цивилизованных механизмов взаимодействия всех составляющих российского рынка визуальных коммуникаций для того, чтобы он соответствовал мировому уровню развития и ожиданиям российского общества.
5. Некоммерческое партнерство содействия развитию интерактивной рекламы (The Interactive Advertising Bureau, IAB) — международное профессиональное объединение участников рынка интерактивной рекламы. Некоммерческое партнерство содействия развитию интерактивной рекламы действует с 1996 года. Сейчас отделения Ассоциации работают более чем в 40 странах. Российское отделение открыто в 2009 году и реализует следующие цели: интеграцию российского рынка интерактивной рекламы в мировой рынок рекламы; обеспечение инфраструктуры для коммуникации с зарубежными коллегами; двухсторонний обмен данными и опытом в рамках исследовательской, просветительской, образовательной деятельности; дистрибуция в Россию сложившихся стандартов интерактивной рекламы и бизнес-практик.
6. Рекламная федерация регионов (РФР) — российская некоммерческая организация, объединяющая региональные рекламные агентства и отделы продаж рекла-
УНИВЕРСИТЕТА Саморегулирование в сфере рекламы
имени O.E. Кутвфина (МГЮА)
мы средств массовой информации. Организация возникла в результате совместной работы региональных партнеров по внедрению новых разработок в области рекламного бизнеса. Задача РФР состоит в том, чтобы улучшить рекламный бизнес в России в целях развития экономической и социальной стабильности страны. Организация представляет интересы регионального рекламного бизнеса на российском рынке, информирует региональный рекламный бизнес для того, чтобы способствовать его развитию, ведет целенаправленную деятельность по внедрению современных подходов и технологий на региональные рынки рекламы.
7. Рекламный совет России (РСР) — российская некоммерческая организация, объединяющая общероссийские ассоциации рекламопроизводителей, рекламора-спространителей, рекламодателей, общества потребителей и региональные организации саморегулирования рекламы. Организация образовалась в 1995 году как Общественный совет по рекламе с целью развития системы общественного регулирования рекламной деятельности, гармонизации интересов потребителей рекламы, средств массовой информации и рекламного бизнеса. В структуру Совета входят комитеты по выработке этических норм рекламной деятельности и по практике применения норм саморегулирования и законодательства8.
Деятельность данных профессиональных организаций направлена на развитие рекламного сообщества и обусловлена теми правами, которые закреплены за ними Законом о рекламе, а именно:
1) представлять законные интересы членов СРО в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
2) участвовать в рассмотрении антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения членами СРО законодательства Российской Федерации о рекламе;
3) обжаловать в арбитражный суд нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления;
4) применять в отношении членов СРО предусмотренные учредительными и иными документами саморегулируемой организации меры ответственности, в том числе исключение из членов СРО;
5) разрабатывать, устанавливать и опубликовывать обязательные для выполнения всеми членами СРО правила профессиональной деятельности в сфере рекламы;
6) осуществлять контроль за профессиональной деятельностью членов СРО в части соблюдения требований Закона о рекламе и правил профессиональной деятельности в сфере рекламы, в том числе требований профессиональной этики;
7) рассматривать жалобы на действия члена СРО;
8) разрабатывать и устанавливать требования, предъявляемые к лицам, желающим вступить в СРО; к
ч
9) осуществлять сбор, обработку и хранение информации о деятельности чле-
нов СРО, раскрытие которой осуществляется в форме отчетов в порядке и с периодич- и
ностью, которые установлены учредительными и иными документами СРО; 5
10) осуществлять ведение реестра лиц, являющихся членами СРО. 5
Как мы видим, среди прав СРО в сфере рекламы есть те, которые имеют непо- ^
средственное значение только для самих СРО и их членов, а также права, которые т
обеспечивают интересы потребителей рекламы. В первую очередь речь идет о соблю- н
8 См.: URL: http://adindustry.ru НАУК1
1/2015
>
116
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОМ НАУКИ
В
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина(МГЮА)
дении членами СРО требований Закона о рекламе и требований профессиональной деятельности и этики.
В рамках данных прав в марте 2012 года в Москве состоялось подписание российского Кодекса практики рекламы и маркетинговых коммуникаций. Инициаторами подготовки Кодекса выступили Некоммерческое партнерство «Содружество производителей фирменных торговых марок "РусБренд"» и Ассоциация коммуникационных агентств России. В ходе торжественной церемонии свою подпись под текстом Кодекса поставили представители более 20 индустриальных и общественных организаций. Целью Кодекса является формирование высоких этических стандартов рекламной деятельности и их соблюдение всеми участниками рекламного процесса9.
Все это свидетельствует о том, что саморегулирование в рекламной деятельности играет очень существенное значение. В частности, саморегулирование обеспечивает установление неформальных и необходимых правил поведения субъектов рекламного рынка, заменяет государственное регулирование экономических процессов в тех сферах, где государственное регулирование показало свою неэффективность и нецелесообразность, способствует доверию к рекламе со стороны потребителей, а также добросовестной конкуренции субъектов рекламного рынка, помогает совершенствованию действующего законодательства в сфере рекламы10.
Выше мы указали на то, что членство субъектов рекламной деятельности в СРО в сфере рекламы является добровольным. Однако в настоящее время в науке аргументируется необходимость модернизации системы саморегулирования в сфере рекламы путем введения обязательного участия субъектов рекламного рынка в СРО. Рассмотрим предлагаемый механизм более подробно.
Так, С. С. Ермоленко обосновывает следующий переход к обязательному саморегулированию рынка наружной рекламы. На первом этапе государство должно установить ряд преференций для членов СРО, а саморегулируемые организации, в свою очередь, должны установить для своих членов стандарты деятельности, которые предъявили бы более высокие требования, нежели предусмотренные государственными нормативными актами. Грубое и неоднократное нарушение участником СРО стандартов должно наказываться исключением из организации с лишением преференций, которыми пользовался участник. Это позволит стимулировать деятельность СРО в необходимом направлении — в сторону обеспечения как частных, так и общественных интересов. Такой подход должен стать предпосылкой для реализации второго этапа модернизации системы саморегулирования — введения обязательного участия субъектов рекламного рынка в СРО, что должно положительно сказаться на экономии административных
9 Текст Кодекса был разработан группой экспертов НП «РусБренд» и АКАР в области маркетинга, рекламы и законодательства на основе положений Консолидированного кодекса практики рекламы и маркетинговых коммуникаций Международной торговой палаты от 2006 года (International Chamber of Commerce, Consolidated 1СС Code of Advertising and Marketing Communication Practice, June, 1, 2006), а также российской версии документа, подготовленной индустриальной рабочей группой под эгидой International Chamber of Commerce (ICC) в 2008 году. Итоговая версия Кодекса обсуждалась с экспертами Федеральной антимонопольной службы, которые, проанализировав документ, пришли к выводу, что Кодекс не противоречит действующему законодательству. Комментируя данное событие, Президент Ассоциации коммуникационных агентств России С. Коптев отметил, что Кодекс станет основополагающим документом при формировании эффективной системы саморегулирования рекламной отрасли и стимулом для принятия необходимых самоограничений ее участниками // http://gtmarket.ru/blog/akar/2012/03/12/4107
10 Богацкая С. Ф. Правовое регулирование рекламной деятельности : учеб. пособие. М. : Академический проспект, 2007.
УНИВЕРСИТЕТА Саморегулирование в сфере рекламы 117
имени O.E. Кутвфина (МГЮА)
и финансовых ресурсов органов государственной власти, а также поможет поднять на более высокий уровень качество распространения наружной рекламы на всей территории Российской Федерации11.
Однако в предлагаемой модели перехода к обязательному членству в СРО акцент сделан только на субъектах рекламной деятельности, которые заняты в сфере наружной рекламы. Такой подход, на наш взгляд, представляется не совсем логичным, ибо исходит из разделения субъектов одной сферы на две части — тех, для кого членство в СРО в сфере рекламы будет обязательным, и остальных, у кого оно останется добровольным. Членство в СРО не должно быть разделено по сфере занятости субъектов в рекламной деятельности (в данном случае — наружной рекламы). Да и сам Закон о СРО исходит именно из объединения (обязательного или добровольного) участников одной сферы деятельности в СРО. Практика функционирования уже созданных СРО с обязательным членством12 также исходит из принципа объединения всех субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности и невозможности осуществления данных видов деятельности вне СРО для отдельных категорий субъектов. Если и предусматривать переход от добровольного членства в СРО к обязательному, то он должен быть разработан для всех участников рекламного рынка. Что касается предложенной модели перехода к обязательному членству в СРО в сфере рекламы, то она, скорее всего, будет служить стимулом для субъектов рекламного рынка, которые заняты в сфере распространения наружной рекламы, к вхождению в состав СРО в добровольном порядке с целью разработки профессиональных стандартов деятельности, защиты своих прав и представления интересов.
11 Ермоленко С. С. Правовое регулирование наружной рекламы в Российской Федерации : ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 23—24.
12 Например, СРО арбитражных управляющих, СРО аудиторов, СРО оценщиков. 1/2015