САМОРЕФЛЕКСИЯ КАК МЕХАНИЗМ САМОПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Кошевая Наталья Сергеевна
старший преподаватель кафедры «Математики и ИТ» Сочинский институт
филиала РУДН в г. Сочи, РФ, г. Сочи E-mail: [email protected]
SELF-REFLECTION AS A BASIC MECHANISM
SAMOPROEKTIROVANIYA PROFESSIONAL COMPETENCIES OF
BACHELORS OF ECONOMIC TRENDS IN THE MATHEMATICAL
TRAINING
Koshevaya Natalia
senior Lecturer of the Department "Mathematics and IT" Sochi Institute, a branch of
People's Friendship University in Sochi, Russia, Sochi
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматривает один из способов повышения профессионального мастерства будущих экономистов через процесс самопроектирования профессиональных компетенций в системе математической подготовки на основе механизма саморефлексии. Автор даёт понятие саморефлексии при самопректировании профессиональных компетенций в системе математической подготовки и рассматривает её компонентный состав.
ABSTRACT
This article examines one of the ways to improve the professional skills of the future through a process economists samoproektirovaniya professional competencies in the mathematical training based on the mechanism of self-reflection. The author gives the concept of self-reflection in the samoprektirovanii professional competencies in the mathematical training and considers its component composition.
Ключевые слова: саморефлексия; самопректирование; профессиональные компетенции; математическая культура; математическое мышление; математическая компетенция.
Keywords: self-reflection; samoprektirovanie; professional competence; mathematical culture; mathematical thinking; Mathematical competence.
В современных условиях особо повышенно внимание общества и государства к экономическому образованию на постсоветском пространстве. Проблема формирования профессиональной компетентности будущих экономистов приобретает приоритетное значение. Поэтому реформирование системы высшего экономического образования направлено на подготовку новой генерации профессионалов-экономистов, обладающих творческим потенциалом и высоким уровнем IQ, способных построить открытое информационное общество, ориентированное на обеспечение материальных и духовных потребностей людей.
Профессиональная компетентность экономиста состоит из нескольких основных видов. Они определяются комплексом ключевых компетенций, которые составляют основу в решении профессиональных задач будущих специалистов и которые позволяют быть успешными на конкретной должности.
На наш взгляд, одними из таких компетенций являются математические компетенции, поскольку профессиональная деятельность экономистов, построенная на базе высокой математической культуре, обеспечивает качественное выполнение их профессиональной деятельности.
Обратимся к понятию культура.
Культура — это продукт духовного производства и процесса по хранению, созданию, освоению и распространению духовных норм, ценностей, знаний, значений, представлений и символов. В «Философском словаре» дается следующее определение: «культура - это система духовных и материальных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно -исторической практики и характеризующих исторически достигнутый уровень развития общества.
Математическая культура студента экономического направления — это совокупность сформированных математических компетенций, которые
позволяют использовать их в общественно-политической и профессиональной деятельности, дающая возможность повышать уровень профессионализма, а духовно-нравственный потенциал.
Важнейшими компонентами математической культуры являются математическое мышление и математический язык.
Под математическим мышлением понимается «способность к оперированию
совокупностью математических, логически взаимосвязанных понятий и суждений, различными знаковыми системами математического языка и структурами, а также способность к пространственным представлениям, систематизации, запоминанию и воображению».
Признаки математического мышления определяются через: логическую схему рассуждений, расчлененность хода аргументации и лаконизм.
Математическое мышление определяет профессиональную культуру экономиста, так как является частью профессионального мышления.
Профессиональная культура — это более высокая ступень профессионализма, достигнутая через саморефлексию и философское осмысление профессии, это способ и мера креативной самореализации выпускника в различных видах общения и профессиональной деятельности, направленных на передачу, освоение и создание новых технологий и профессиональных ценностей.
Поэтому одной из задач современных экономических вузов является формирование высококвалифицированных экономистов, которые будут конкурентоспособны на рынке труда.
Рассматривая различные пути решения проблемы повышения профессионального мастерства будущих экономистов, хотелось бы отметить, что одним из таких путей является развития аналитических способностей будущих экономистов на основе математических компетенций, которые эффективней всего, на наш взгляд, осуществляются через процесс самопроектирования.
^ сгеа!ес1 Ьу ^ее уетоп
д РооРгеегег
Самопроектирование профессиональных компетенций в системе математической подготовки рассматривается нами как процесс преодоления студентами разрыв между содержанием учебной деятельности (в области наук математического и экономического циклов) и профессиональной деятельности через конструирование профессионального поведения будущих экономистов с помощью установления когнитивных связей.
В понятие самопроектирование профессиональных компетенций мы будем вкладывать способность будущих бакалавров экономического направления самостоятельно реализовывать решение профессиональных задач на основе математических компетенций через процесс саморефлексии, для достижения наиболее высокой ступени профессионализма, которые подчиняются единой цели, концентрируются в заданном направлении и осуществляют получение желательных результатов.
Самопроектирование профессиональных компетенций бакалавров экономического направления на базе высокой математической подготовки предусматривает формирование профессионально важных качеств будущих экономистов, развитие профессионально значимых психофизиологических свойств, поиск оптимальных способов качественного решения профессиональных задач в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями студентов.
Системообразующим фактором самопректирования профессиональных компетенций будущих бакалавров выступает социально-профессиональная направленность, формируемая под влиянием социальной ситуации, комплекса взаимосвязанных развивающихся профессионально значимых видов деятельности и профессиональной активности личности студента.
Самопроектирование профессиональных компетенций бакалавров экономического направления в системе математической подготовки — это процесс сознательного изменения личности студента под влиянием квазипрофессиональной деятельности и собственной активности, направленной на профессиональное самосовершенствование и самоосуществление.
Самопроектирование является одним из сложных процессом, протекание которого, на наш взгляд, невозможно без помощи саморефлексии.
Саморефлексия — это отражение человеком с помощью своей психики самого себя в разных аспектах. Данное понятие часто используется, как синоним рефлексии, но следует учитывать, что рефлексия — понятие более общее, означает отражение не только себя, но и ситуации, в которой находишься, других людей и т. д., то есть речь идет о характерной способности психики «отражать» (рефлексия происходит от латинского reflexus — отраженный, повернутый).
Анализ психолого-педагогических исследований российских учёных по проблеме саморефлексии показал, что саморефлексия это непростой психологических механизм.
Саморефлексия даёт возможность каждому человеку проанализировать свой внутренний мир, познать свои возможности и выделить в себе психологические способности. Уникальность данного механизма заключается в том, что с помощью её можно принять в себе или не принять собственные психологические качества и внутренние ресурсы.
Как показывает практика, в сочинском филиале РУДН каждый выпускник экономического профиля стремится к реализации своего профессионального потенциала, который приближает его к своему Я-профессионал. Профессиональная реализация невозможна без осознания своего Я, познания себя во всём многообразии профессиональной деятельности, выявление своих слабых и сильных сторон и определение области для профессионального роста.
Саморефлексия нами будет трактоваться как отражение самого себя с совокупностью сформированных математических компетенций на профессиональную деятельность экономиста посредством самосознания и самопознания, который включает сложный акт мыслительных операций, собственного восприятия и внимания с его свойствами.
Поэтому посредством саморефлексии каждый студент саморазвивается и самосовершенствуется как профессионал.
Рассматривая самопроектирование профессиональных компетенций как вид умственной деятельности студентов на основе саморефлексии, то необходимо отметить следующий её компонентный состав:
• когнитивный компонент саморефлексии предполагает наличие у будущего экономиста математических знаний и знания о том, как они применяются при решение профессиональных задач. Отличительной особенностью саморефлексии является процесс самопознания собственной квазипрофессиональной деятельности студентов от замысла и постановки цели до анализа результатов этой деятельности;
• операциональный компонент саморефлексии описывает рефлексивные умения и навыки самоуправления, самоанализа, самоконтроля студентов на всех этапах самопроектирования;
• личностный компонент саморефлексии при самопроектировании рассматривает способность студента к анализу собственного математического мышления, сознания, обдумыванию своей деятельности в деталях, досконального планирование и прогнозирование своих возможностей;
• мотивационно-ценностный компонент саморефлексии играет важную роль при самопроектировании профессиональных компетенций. Мотив является важным источником активности и системой побудителей в профессиональной деятельности. Мотивацию в первую очередь определяют личные ценности, социальные и политические убеждения студента при профессиональном формировании. А также представления о том, какое место он сам и другие занимают в данной профессиональной сфере.
Самое важное при наличии мотива — переживание кризисных моментов и ситуации выбора. Переживание является тем напряжением, которое побуждает личность к действию. Дает импульс аналитическим действиям внутренней деятельности, итогом которой является переоценка личностью своих взглядов и пересмотр отношений к окружающей действительности.
Таким образом, на основе выше изложенного, можно сделать вывод, что саморефлексия является одним из механизмов процесса самопроектирования,
посредством которого осуществляется профессиональное саморазвитие
бакалавров экономического направления в системе математической подготовки.
Список литературы:
1. Барышева Т.Д. Рефлексивный подход к развитию профессионального сознания и самосознания будущих педагогов-психологов в условиях модернизации высшей школы. // Вестник Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика. психология. — 2011. — № 3. — С. 47— 50.
2. Башаева Е.П. Развитие личностной рефлексии в процессе подготовки будущих бакалавров педагогики: автореф. ... канд. пед. наук. Владивосток, 2010.
3. Звенигородская Г.П. Рефлексивное образование: феноменологический подход. Хабаровск: ХГПУ, 2001. — 328 с.
4. Философский словарь [ТЕКСТ]. М.: Политиздат, 1980.
^ сгеа!ес1 Ьу ^ее уетоп
д РооРгеегег