История, теория и методика музыкального образования DOI: 10.31862/2309-1428-2021-9-2-117-129
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
О. Е. Плеханова,
Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Российская Федерация, 620017
Аннотация. В статье раскрывается роль музыкального искусства как сферы самореализации пожилых людей. Автор обращается к проблеме, связанной с тенденцией старения населения планеты, осознанием роли и перспектив пожилых людей в современном мире. Данная проблема рассматривается с позиции старения человека как качественно нового уровня развития личности и его способностей на всех стадиях жизни. На основе анализа представлений о феномене «самореализация» подчёркивается, что она связана с развитием «Я» посредством собственных усилий и сотворчества с другими людьми. Специальное внимание уделяется тому, что самореализация осуществляется человеком в различных сферах, в том числе в музыкальном искусстве. В статье отмечается значимость организованной музыкальной деятельности и её доступность для людей данной возрастной группы, приводятся типы учреждений, в которых осуществляются музыкальные занятия. Обосновывается положение о том, что музыкальное искусство воздействует как на сознание, так и на чувства людей. Участие же пожилого человека в музыкальной деятельности целесообразно рассматривать не столько как вид досуга, сколько как социальную практику, в рамках которой возникает пространство для самореализации личности.
Ключевые слова: музыкальное искусство, художественная деятельность, пожилые люди, самореализация, педагогика музыкального образования, герогогика.
Благодарности: Благодарю редакционную коллегию журнала за поддержку, ценные советы и замечания, связанные с подготовкой данной статьи к публикации. Выражаю сердечную признательность моим учителям и сподвижникам - доктору педагогических наук, профессору М. А. Галагузовой и кандидату педагогических наук, доценту Л. В. Черновой за вдохновение и всестороннюю помощь в научно-исследовательской, творческой и педагогической работе.
117
© Плеханова О.Е. , 2021
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ MUSICAL ART AND EDUCATION
2021. Т. 9. № 2 2021, vol. 9, no. 2
Для цитирования: Плеханова О. Е. Самореализация людей пожилого возраста в музыкальном искусстве как педагогическая проблема // Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. 2021. T. 9. № 2. С. 117-129. DOI: 10.31862/2309-1428-2021-9-2-117-129.
DOI: 10.31862/2309-1428-2021-9-2-117-129
THE SELF-REALIZATION OF THE OLD PEOPLE IN THE MUSICAL ART AS A PEDAGOGICAL PROBLEM
Olga E. Plehanova,
The Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russian Federation, 620017
118
Keywords: musical art, artistic activity, the old people, self-realization, pedagogy of music education, gerogogy.
Acknowledgments: I thank to the editorial board of the journal for her support, useful recommendations and comments related to the preparation of this article for publication. I express my heartfelt gratitude to my teachers and associates - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor M. A. Galaguzova and PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor L. V. Chernova for their inspiration and comprehensive assistance in research, creative and pedagogical work.
For citation: Plehanova O. E. The Self-Realization of the Old People in the Musical Art as a Pedagogical Problem. Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical Art and Education. 2021, vol. 9, no. 2, pp. 117-129 (in Russian). DOI: 10.31862/2309-14282021-9-2-117-129.
Abstract. The article reveals the role of musical art as a sphere of self-realization of the old people. The author addresses the problem associated with the aging trend of the world's population, realizing the role and prospects of older people in the modern world. The aging stage of a person is considered as a qualitatively new level of personality development and his abilities at all stages of life. Based on the analysis of ideas about the phenomenon of "self-realization", it is emphasized that it is associated with the development of the "I" through one's own efforts and co-creation with other people. The special attention is paid for to the fact that self-realization is realized by a person in various spheres, including the musical art. The article notes about the importance of organized musical activity and its accessibility for people of this aging group, and provides the types of institutions in which musical classes are held. The article based the position about that musical art affects both the consciousness and the feelings of people. The involvement of the old person in musical activity should be considered not so much as a form of leisure activity, but as a social practice, within which there is a space for self-realization of personality.
Введение
В последние несколько десятилетий во многих странах мира происходит увеличение продолжительности жизни человека, связанное с развитием современных медицинских технологий. На фоне снижения рождаемости, всё более проявляет себя тенденция старения населения планеты по отношению к общей численности населения, обусловленная неуклонным возрастанием числа людей пожилого возраста. Данная тенденция определила провозглашение в 1991 году Генеральной Ассамблеей ООН «Принципов Организации Объединённых Наций в отношении пожилых людей», которые сгруппированы в пять разделов: «Независимость», «Участие», «Уход», «Сохранение достоинства», а также «Реализация внутреннего потенциала» как принципа, обеспечивающего пожилым людям доступ к возможностям общества в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха с целью проявления личностных способностей, наклонностей, интересов каждого [1].
На основе данных принципов во всём мире применяются комплексные меры -медицинского, социального, экономического, технологического и социокультурного характера, а именно: декларируются условия для комфортного существования пожилого человека в «обществе для людей всех возрастов» [2]; вносятся коррективы в законодательство, на федеральном и региональном уровнях принимаются программы, направленные на решение различных проблем людей данной возрастной группы; происходит адаптация систем здравоохранения, образования, социальной сферы и сферы культуры с учётом особых потребностей людей старшего возраста; появляются научные исследования и практические работы по проблемам продления активного долголетия.
Например, в Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года указано: «Большое значение для самореализации и социальной активности граждан старшего поколения имеет формирование условий для организации досуга и отдыха этих граждан, их вовлечение в различные виды деятельности (физкультурно-оздоровительную, туристскую и культурную) [3].
Несмотря на повышенное внимание к данной проблеме, можно констатировать, что в настоящее время нет единой концепции старения. Однако важной представляется позиция исследователей, пришедших к заключению о том, что в то время, когда активность одних функций ухудшается, другие могут демонстрировать процессы развития и компенсации. Кроме того, исследователи указывают на значительные индивидуальные различия признаков старения у разных людей, не позволяющие чётко установить возрастную границу между зрелостью и старостью. В связи с этим М. В. Ермолаева говорит о целесообразности понимания старости как заключительного периода человеческой жизни, условное начало которого связано с отходом человека от непосредственного участия в производительной жизни общества [4]. Следует подчеркнуть, что многие современные представители старшего поколения после выхода на пенсию продолжают активную жизнь ещё более 20 лет, и соответственно данный период жизни также необходимо наполнить смыслом, обозначив новые задачи для развития и самореализации.
Следовательно, осознание роли и перспектив людей пожилого возраста в современном мире, определение ресурсов, путей и механизмов для продления активного долголетия, а также расширение возможностей для дальнейшего
развития потенциала и самореализации людей данной возрастной группы сегодня актуальны как никогда.
Феномен самореализации пожилого человека в современном мире
Постановка проблемы самореализации человека явилась следствием смены парадигмы в конце XIX - начале XX века, в рамках которой в центре внимания науки оказалась личность человека. Впервые термин «самореализация» в 1935 году подробно рассмотрел в своей работе «The Organism» невролог и психиатр К. Гольдштейн. Он определял данный термин как универсальный принцип жизни, а также считал самореализацию главной потребностью организма, которая господствует над другими. Учёный полагал, что все живые организмы движимы идеей максимально раскрыть свою природу: «Организм обладает определёнными потенциями, и поэтому у него имеется потребность актуализировать или реализовать их. Удовлетворение этой потребности представляет собой самореализацию ор-#|лл ганизма» [5, с. 15].
Исследование проблемы самореализации людей пожилого возраста получило развитие в 50-е годы ХХ века, когда обозначился интерес общества к геронтологии. В этот период проблематику самореализации активно разрабатывал ученик К. Гольдштейна - американский психолог А. Маслоу, который считал, что в соответствии с «пирамидой потребностей» потребность человека в самоактуализации, а соответственно, и в самореализации является наивысшей, и по мере удовлетворения нижележащих потребностей, всё более актуальными становятся потребности более высокого уровня. Также он указывал, что потребности не находятся в неразрывной последовательности и
не имеют фиксированных положений, как это обозначено в «пирамиде потребностей», так как подобная закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей их взаимное расположение может варьироваться [6]. Кроме того, А. Маслоу, К. Роджерс [6; 7] определили понятие «самореализация личности», исходя из целостного отношения к человеческой природе, включая в неё духовные переживания и красоту как имеющие естественное происхождение. Важным видится и то, что данные авторы и ряд российских исследователей [4; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14] характеризуют старение как качественно новый уровень развития личности.
В рамках статьи представляется необходимым обращение также к трудам психологов и геронтологов, в чьих работах обозначена возможность непрерывного развития способностей человека на всех стадиях жизненного пути и постоянное нарастание уникальности личности на фоне преемственности развития - в противовес устойчивому стереотипу предвзятого отношения к старению как пассивному приготовлению к смерти [15].
Однако отметим, что в настоящее время нет общепринятого определения термина «самореализация», также исследователи отмечают тот факт, что до сих пор данное понятие чётко не классифицировано по форме - «является ли данный феномен явлением, процессом, потребностью, свойством или чем-то иным» [16].
В проводимом нами исследовании мы будем придерживаться определения самореализации личности, предложенное Л. А. Коростылевой, согласно которому «самореализация - это осуществление возможностей развития "Я" посредством собственных усилий, сотворчества, со-деятельности с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и
миром в целом. Это процесс личностного роста, построения оптимистического жизненного плана на оставшуюся часть жизни на основе оценки результатов прожитой жизни и собственных возможностей» [17, с. 8].
На разных этапах жизненного пути меняются виды, формы, условия и механизмы самореализации человека, что определяется, прежде всего, его потребностями. Ряд исследователей отмечают, что в пожилом возрасте перечень потребностей во многом тот же самый, что и в предыдущие периоды жизни, но изменяется их структура и иерархия. Данные авторы прослеживают выдвижение в центр мотивационной сферы таких потребностей, как творчество, самореализация, чувство общности [11; 18; 19], что может быть обусловлено изменившимся статусом пожилого человека, появлением большего количества свободного времени и независимости, а значит и возможности направить свою энергию на новые виды деятельности.
Самореализация происходит в процессе деятельности в различных сферах, позволяющих наиболее полно проявлять личностный потенциал человека. Известно, что на разных возрастных этапах жизни сферами самореализации человека могут выступать профессионально-трудовая, общественно-политическая, семейно-бы-товая, научно-познавательная, досуговая, творческая и др. Безусловно, с завершением трудовой деятельности и выходом на пенсию, круг сфер самореализации сужается, но важным остаётся то, что её основой часто выступает творческое отношение к жизни, поскольку творческая деятельность делает человека ориентированным в будущее, способным на созидание самого себя и окружающего мира. Показательно, что в последние годы учёные и практики всё чаще говорят
о расширении границ и возможностях реализации талантов, развитии способностей пожилых людей в художественной деятельности, которая является в наше время той сферой, где представители старших поколений могут продолжить своё обучение, развитие и самореализацию.
Потенциал музыкальной
деятельности в самореализации пожилого человека
Музыкальная деятельность является разновидностью деятельности художественной. Обращаясь к понятию «художественная деятельность» подчеркнём, что традиционно оно связывается с понятием «искусство», а именно деятельность, в процессе которой создаётся и воспринимается произведение искусства [20, с. 509]. Следует отметить, что худо -жественная деятельность имеет дуальную природу: с одной стороны - художественное творчество и его результаты, с другой - художественное восприятие явлений действительности и произведений искусства. Причём восприятие, освоение произведений искусства является не менее важной составляющей художественной деятельности человека.
Исходя из классификации искусств, предложенной М. С. Каганом, исторически сложились три группы искусств: изобразительные (живопись, скульптура, графика, художественная фотография), архитектонические (зодчество, прикладные искусства и дизайн); словесно-музыкальные (музыка, литература, искусство живого слова - художественное чтение); сценические и экранные (танец и искусство актёра с обслуживающим их творчеством режиссёра, сценографа, оператора, кино). Их исходное и основное различие состоит в пространственно-статическом характере одних (камень, дерево, металл,
122
рисунок и цвет и т. д.), пространственно-временном, пластико-динамическом характере других (тело человека и его экранные изображения) и процессуально внепространственном - третьих (слово и вневербальные звучания) [21, с. 64].
В настоящее время среди людей пожилого возраста, наряду с изобразительным и декоративно-прикладным видами искусства, пальма первенства принадлежит искусству музыкальному. В зависимости от их активности и желания, соприкосновение с музыкальным искусством может быть спонтанным и самостоятельным, либо планомерным, повторяющимся и организованным, как на микроуровне (близкое окружение, семья), так и на макроуровне (общественные объединения и государственные учреждения). Для самореализации на уровне семьи зачастую требуется психологическая поддержка инициатив старшего родственника, совместное посещение учреждений культуры, а также обсуждение впечатлений от прослушанных музыкальных произведений. Однако на данном уровне решение задач самореализации возможно лишь частично.
«Обращаясь к макроуровню, можно констатировать, что в последние десятилетия различными специалистами (педагогами творческих профессий, представителями творческих специальностей, социальными работниками и др.) осуществляется активная практическая деятельность в сфере музыкального искусства, а именно - работа по организации, проведению и педагогическому сопровождению музыкальной деятельности пожилых людей в различных учреждениях и организациях.
Государственный сектор:
• учреждения системы социальной защиты населения (комплексные центры социального обслуживания, центры
социального обслуживания и социальной, в том числе экстренной психологической, помощи, реабилитационные центры, центры восстановительного лечения и творчества, специализированные учреждения интернатного типа - интернаты и пансионаты, дома престарелых и т.п.);
• учреждения культуры (библиотеки, музеи, театры, ДК и ЦК, клубы по месту жительства);
• учреждения дополнительного образования (ДМШ, ДШИ и т. п.).
Негосударственный сектор социальной сферы:
• советы ветеранов и общественные объединения, организации инвалидов (общества инвалидов, ВОС, ВОГ и др. общественные организации);
• общественные фонды и ассоциации социальной поддержки, объединённые, например, по национальному принципу и осуществляющие поддержку в том числе пожилых людей;
• дома престарелых, частные социальные пансионаты и т.п.» [22, с. 396-397].
Важно отметить, что самореализация пожилого человека в сфере музыкального искусства в этих учреждениях, в зависимости от его потребностей, возможностей и способностей, может включать в себя такие процессы, как создание, хранение, воспроизведение, восприятие музыкальных произведений.
Особенно популярным у людей старшего поколения является слушание музыки с последующим её анализом и беседой об услышанном. Предпочитаемым видом досуга остаётся совместное посещение с друзьями и единомышленниками концертов, музыкальных спектаклей или коллективное прослушивание аудиозаписей, просмотр видеозаписей с помощью звуковоспроизводящей техники, средств массовой информации (телевидение, Интернет) или современных средств связи
(смартфон, айфон и т. п.) с дальнейшим обсуждением различных музыкальных произведений.
Популярность слушательской музыкальной деятельности и самореализации в ней пожилого человека определяется её доступностью, а также возможностью удовлетворения различных музыкальных вкусов людей данной возрастной группы. Слушание музыки порождает определённые ассоциации, эстетические переживания, активно влияющие на эмоциональное и физиологическое состояние человека. Так с самых древних времён общеизвестным является факт благотворного влияния музыки на человека в самых различных ситуациях. Пример из жизни, ярко демонстрирующий такое влияние музыки на физиологическое состояние организма, произошёл в 2019 году и был рассказан мне дочерью героини данной истории. Женщина - композитор, музыкант старшего поколения, проживающая в Израиле, оказалась в больнице, где ей успешно была проведена операция. В постоперационный реабилитационный период в этой стране кроме врачей с человеком работают различные специалисты, в том числе социальные работники, которые уточняют у родных, что необходимо сделать для скорейшего выздоровления больного. В данном случае было принято решение доставить в больницу синтезатор. И вот в один из дней в общей комнате для досуга, где находились выздоравливающие пожилые люди, появился инструмент. Наша героиня, увидев инструмент, обрадовалась и в тот же час провела импровизированный концерт, исполнив под свой аккомпанемент песни, а также несколько инструментальных произведений. Интересно, что именно в этот период (не намеренно, а в соответствии с намеченным ранее графиком) у больных, которые находились в данном помещении, 2 раза были
проведены замеры артериального давления. Первоначальные замеры (до звучания музыки) показали, что у многих пациентов давление вызывало опасение, у кого-то оно было пониженным, у кого-то наоборот наблюдалось повышенное давление. Однако после импровизированного концерта измерение давления показало совсем иную картину, при которой у всех пациентов, в том числе исполнительницы, давление стало в пределах нормы.
Не менее популярным у пожилых людей является пение, так как инструмент - голос присущ практически каждому человеку. Как известно, пение подразделяется на сольное, ансамблевое и хоровое. Можно констатировать, что сегодня в России на первый план выходит пение сольное. Однако, когда речь заходит о людях старшего поколения, большую популярность имеет именно ансамблевое и хоровое пение. Данный выбор может быть обусловлен несколькими причинами, в числе которых:
1. Особенности голосового аппарата человека в пожилом возрасте (возможная тремоляция, понижение голоса и общее уменьшение рабочего певческого диапазона, ухудшение характеристик тембра, ослабление силы голоса и др.);
2. В разных видах певческой деятельности наблюдается разница в требованиях к звучанию певческого голоса. К общим моментам, как для солиста, так и для хориста можно отнести точность певческой интонации, владение вокальными навыками (звукообразование, дыхание, артикуляция, резонирование). Различие наблюдается в первую очередь в требованиях, предъявляемых к звучанию голоса солиста и хориста. Для солиста важен красивый тембр, в отличие от хориста, который может не обладать тембром, богатым красивыми обертонами, но для достижения тембрального ансамбля должен приблизить звучание
своего голоса к общему звучанию музыкального коллектива. Также в ансамблевом пении могут быть нивелированы некоторые недостатки голоса пожилого человека, и требования к уровню владения вокальными навыками могут быть несколько ниже, чем в пении сольном.
3. Широкие возможности для осуществления недостающей в этом возрасте коммуникации в процессе музыкальных занятий, а также ощущение общности при коллективном пении.
4. Популярность хорового пения в период юности и взросления нынешнего поколения людей старшего возраста, когда бытование данного вида вокального исполнительства имело огромное распространение, от трансляции профессиональных хоровых коллективов до пения в школах, на производствах, а также домашнего ансамблевого пения в семейном кругу.
У пожилых людей, которые занимаются сольным пением или ансамблевым и хоровым пением в коллективах, возникает вопрос выбора репертуара в соответствии с той певческой манерой, которая оказалась для них наиболее привлекательной. В процессе развития вокального искусства, как известно, сложились певческие манеры, связанные с различными представлениями об эталонном звучании голоса: народная, академическая и эстрадная. В настоящее время люди старшего поколения чаще отдают предпочтение пению в народной и академической манерах, хотя эстрадная манера также набирает популярность.
Пока ещё не часто востребованной пожилыми людьми в России, но вызывающей интерес является игра на музыкальном инструменте. Истоки данной ситуации предположительно находятся в устаревших представлениях о том, что обучение игре на музыкальном инструменте возможно только в детском
возрасте. Однако сегодня можно констатировать, что данное утверждение относится только к профессиональному обучению, любительское же музицирование, исполнение несложных произведений на фортепиано, гитаре, баяне, флейте и других инструментах возможно практически в любом возрасте. Кроме того, для игры могут быть использованы доступные шумовые инструменты, например, деревянные ложки, румба и др.
Интересное исследование, связанное с обучением пожилых людей игре на фортепиано, было начато немецкими учёными под руководством Э. Альтенмюлле-ра - доцента кафедры музыкальной психологии и музыкальной медицины в Высшей школе музыки, театра и медиа в Ганновере. Исследователями был проведён эксперимент, в ходе которого одна группа пожилых людей знакомилась с теорией и историей музыки, а участники второй группы обучались игре на фортепиано. Позиция данных исследователей заключается в том, что слушание и анализ музыки оказывают положительное влияние на различные психологические факторы, способствуя улучшению общего самочувствия пожилых людей. Наряду с этим активное музицирование имеет выраженный формирующий эффект, так как игра на любом музыкальном инструменте - это сложная, многосоставная деятельность, которая требует от человека постоянной готовности к новым ситуациям и поэтому поддерживает его в хорошей физической и ментальной форме, способствуя самореализации. [23].
Синкретичный характер имеет музыкальная деятельность, направленная на создание музыкально-литературных композиций. В её основе - монтажное соединение различных литературных и музыкальных произведений по законам драматургии, так как в них есть сюжетная
линия, завязка, развитие и кульминация действия. Кроме того, она предполагает несколько этапов подготовки, заключительным из которых выступает сценический показ музыкально-литературной композиции на концертах, праздниках, что роднит данный вид деятельности с музыкальным театром [24]. Участие в подобной деятельности способствует коммуникации, продлению творческой, активной жизни людей старшего поколения, а также предоставляет широкие возможности для их самовыражения и самореализации. Согласимся с мнением К. А. Меликовой о том, что «благодаря игре на сцене, пожилой человек компенсирует отсутствие ярких впечатлений в его жизни, ощущая, таким образом, многообразие окружающего мира. В результате, он осуществляет себя как эстетический субъект, с одной стороны, воспринимая первичную систему уже существующих образов, с другой ... являясь создателем нового образа. Этот процесс способствует не только развитию чувственного восприятия, которое подразумевает сопереживание героям и объективное отношение к произведению, но и расширению объёма знаний в сфере искусства и представлений о нём, а также формированию идейно-образного видения роли или исполняемого музыкального произведения» [25, с. 179].
Музыкально-композиционное творчество, заключающееся в создании новых музыкальных текстов [26, с. 104], пока ещё мало востребовано людьми пожилого возраста. Данный вид деятельности может включать в себя музыкальную импровизацию, аранжировку или сочинение музыки, однако он достаточно сложен, не может осуществляться без наличия музыкальных способностей, а также без определённых знаний и навыков. Но представляется, что при создании благоприятных условий те, кто получили начальное музыкальное
образование или обладают музыкальными способностями, но не имели возможности для развития в детские и юношеские годы, смогут реализовать себя в старшем возрасте и в такой музыкальной деятельности. Причём определённый прогресс в её доступности и популяризации может наблюдаться в связи с развитием различных мультимедийных средств и компьютерных программ, позволяющих успешно обрабатывать, аранжировать и сочинять музыку.
Несмотря на самодеятельный характер большинства занятий музыкальным искусством людей пожилого возраста в учреждениях культуры и социальной сферы, они предполагают как ознакомительные, учебные, репетиционные, так и концертные формы. Это обусловлено тем, что для самореализации человека в сфере музыкального искусства важным форматом является именно демонстрация и представление своих достижений в рамках выступлений на концертах, фестивалях, а иногда и соревнование в различных музыкальных конкурсах.
Заключение
Таким образом, музыкальное искусство играет важнейшую роль в жизнедеятельности пожилого человека, воздействуя как на его сознание, так и на чувства. Участие людей старшего возраста в музыкальной деятельности сегодня целесообразно рассматривать не столько как вид досуга и организацию свободного времени, сколько как социальную практику. В контексте такой деятельности происходит приобщение человека к ценностям мировой музыкальной культуры, развитие его музыкальных способностей, первоначальное овладение или совершенствование предпочитаемой им музыкальной деятельности, а также возникает пространство для самореализации личности.
125
В завершение следует отметить, что для успешной самореализации пожилых людей средствами музыкального искусства, а также реализации их доступа к возможностям в области образования, культуры и духовной жизни перед сообществом современных педагогов-музыкантов стоят следующие задачи:
• практико-ориентированные - по организации педагогического сопровождения на занятиях и реализации потенциала музыкальной деятельности с учётом возрастных особенностей пожилых людей в условиях различных учреждений социальной сферы, культуры и образования;
• методические - по разработке и распространению методических материалов и пособий, рассчитанных на формирование ценностного отношения
к музыке, эффективное развитие и формирование навыков музыкальной деятельности пожилых людей в процессе занятий и др.;
• научно-исследовательские - по проведению научных исследований, обоснованию концепций, идей в области ге-рогогики в целом, а также в области педагогики музыкального образования и художественной деятельности с людьми старшего поколения в частности;
• профессионально-ориентированные - по профессиональной подготовке будущих педагогов-музыкантов, обладающих компетенциями, направленными на педагогическое сопровождение музыкальной деятельности пожилых людей, результатом которой будет являться их самореализация.
126
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Принципы Организации Объединённых Наций в отношении пожилых людей. Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста. Приняты резолюцией 46/91 Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1991 года / URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ oldprinc.shtml (дата обращения: 30.04.2021).
2. Венское заявление министров. Создание общества для людей всех возрастов: содействие повышению качества жизни и активной старости Вена, 19 и 20 сентября 2012 года / URL: https://docplayer.ra/92546876-Sozdame-obshchestva-dlya-lyudey-vseh-vozrastov-sodeystvie-povysheniyu-kachestva-zhizni-i-aktivnoy-starosti.html (дата обращения: 30.04.2021).
3. Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года / URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/37/2 (дата обращения: 06.05.2021).
4. Ермолаева М. В. Практическая психология старости. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 318 с.
5. Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. 343 с.
6. Маслоу А. Мотивация и личность [пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина]. 3-е изд. М. [и др.]: Питер, 2013. 351 с.
7. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / пер. с англ. М. М. Исени-ной; общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной. М.: Прогресс: Универс, 1994. 479 с.
8. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 160 с.
9. Альперович В. Д. Старость. Социально-философский анализ. Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 1998. 104 с.
10. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. 3-е изд. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
11. Анцыферова Л. И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного старения личности // Психологический журнал. 1996. Т. 17, № 6. С. 60-71.
12. Елютина М. Э. Мир старости как форма социокультурного текста: автореферат дис. ... доктора социологических наук: 22.00.06. Саратов, 1999. 42 с.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ MUSICAL ART AND EDUCATION
2021. Т. 9. № 2 2021, vol. 9, no. 2
13. Козлова Т. З. Самореализация личности // Социологическая энциклопедия / Науч. ред. В. Н. Иванов (гл. ред.) и др. Т. 2. М.: Мысль, 2003. 694 с.
14. Шахматов Н. Ф. Старение - время личного познания вечных вопросов и истинных ценностей // Психология старости: хрестоматия / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: ИД БАХРАХ-М (ГУП ИПК Ульян. Дом печати), 2004. С. 686-694.
15. Эриксон Э. Г. Детство и общество / пер. с англ. и науч. ред. А. А. Алексеева. СПб.: Ленато: АСТ: Фонд «Университетская книга», 1996. 592 с.
16. Кудинов С. Самореализация как системное психологическое образование // RELGA №16 [161] 15.11.2007 / URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main7t extid=2092&level1=main&level2=articles (дата обращения 06.05.2021).
17. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб.: Речь, 2005. 222 с.
18. Краснова О. В. Исследование идентификации пожилых людей // Психология зрелости и старения. 1997. № 3. С. 68-84.
19. Рощак К. Психологические особенности личности в пожилом возрасте: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.07 / НИИ общей и педагогической психологии. Москва, 1990. 19 с.
20. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1991. 559 с.
21. Каган М. С. Философия культуры. СПб: Петрополис, 1996. 416 с.
22. Плеханова О. Е., Шкиндер Н. Л. Социальная инклюзия пожилых людей в художественной деятельности // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сборник научных трудов. Вып. 12 / отв. ред. М. А. Галагузова. Екатеринбург [б. и.], 2020. С. 390-398.
23. Музыка как средство от старения / URL: https://www.dw.com/ru/%D0%BC%D1%83%D0%B7 %D1%8B%D0%BA%D0%B0-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D1%81%D1%80%D0%B5°/oD 0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D0%BE%D1%82-%D1%81%D1%82%D0%B0 %D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/a-42002493 (дата обращения: 29.04.2021).
24. Плеханова О. Е. Проектирование занятий «Классика без границ» с пожилыми людьми на основе дидактической многомерной технологии // Педагогический журнал Башкортостана. 2013. № 1. С. 124-130.
25. Меликова К. А. Роль музыкально-драматического творчества в художественно-эстетическом развитии людей пожилого возраста // Педагогика искусства. 2018. № 4. C. 175-180.
26. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Теория музыкального образования: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 030700-Музыкальное образование. М.: ACADEMIA, 2004. 333 с.
127
Поступила 11.05.2021; принята к публикации 21.06.2021.
Об авторе:
Плеханова Ольга Евгеньевна, зав. кафедрой теории, истории музыки и музыкального исполнительства Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уральский государственный педагогический университет (УрГПУ) (проспект Космонавтов, 26, Екатеринбург, Российская Федерация, 620017), кандидат педагогических наук, доцент, [email protected]
Автором прочитан и одобрен окончательный вариант рукописи.
128
REFERENCES
1. United Nations Principles on Older Persons. Make a Full-Blooded Life of the Elderly. Adopted by General Assembly resolution 46/91 of 16 December 1991. Available at: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/oldprinc.shtml (accessed: 30.04.2021).
2. Vienna Ministerial Declaration. Creating a Society for People of All Ages: Promoting Quality of Life and Active Old Age Vienna, 19 and 20 September 2012. Available at: https://docplayer. ru/92546876-Sozdanie-obshchestva-dlya-lyudey-vseh-vozrastov-sodeystvie-povysheniyu-kachestva-zhizni-i-aktivnoy-starosti.html (accessed: 30.04.2021).
3. Strategy of Actions in the Interests of Senior Citizens in the Russian Federation until 2025. Available at: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/37/2 (accessed: 06.05.2021) (in Russian).
4. Ermolaeva M. V. Prakticheskaya psikhologiya starosti [Practical Psychology of Old Age]. Moscow: EKSMO-Press, 2002. 318 p. (in Russian).
5. Sovremennayapsikhologiya motivatsii [Modern Psychology of Motivation] Ed. by D. A. Leontiev. Moscow: Smysl Publ., 2002. 343 p. (in Russian).
6. Maslou A. Motivatsiya i lichnost' [Motivation and Personality]. Transl. by T. Gutman, N. Mukhina. 3rd ed. Moscow [et al.]: Piter Publ., 2013. 351 p.
7. Rodzhers K. R. Vzglyad na psikhoterapiyu. Stanovlenie cheloveka [A Look at Psychotherapy. The Formation of Man]. Transl. from English by M. M. Isenina; general ed. and preface by E. I. Isenina. Moscow: Progress Publ.: Univers, 1994. 479 p. (in Russian).
8. Abul'khanova-Slavskaya K. A. Strategiya zhizni [Strategy of Life]. Moscow: Mysl' Publ., 1991. 160 p. (in Russian).
9. Al'perovich V. D. Starost'. Sotsial'no-filosofskii analiz [Old Age. Socio-Philosophical Analysis]. Rostov on Don: SKNTs VSh Publ., 1998. 104 p. (in Russian).
10. Ananiev B. G. Chelovek kak predmet poznaniya [Man as a Subject of Knowledge]. Saint-Petersburg: Piter Publ., 2001, (3rd ed.). 288 p. (in Russian).
11. Antsyferova L. I. Pozdnii period zhizni cheloveka: tipy stareniya i vozmozhnosti postupatel'nogo stareniya lichnosti [The Late Period of Human Life: Types of Aging and the Possibilities of Progressive Aging of the Individual]. Psikhologicheskii zhurnal [Psychological journal]. 1996, vol. 17, no. 6, pp. 60-71 (in Russian).
12. Elyutina M. E. Mir starosti kak forma sotsiokul'turnogo teksta [The World of Old Age as a Form of Socio-Cultural Text]. Extended abstract of the Doctor's dissertation (Social Sciences). Saratov, 1999. 42 p. (in Russian).
13. Kozlova T. Z. Samorealizatsiya lichnosti [Self-Realization of the Personality]. Sotsiologicheskaya entsiklopediya. Sc. ed. by V. N. Ivanov (ed.-in-ch.) et al. Vol. 2. Moscow: Mysl' Publ., 2003. 694 p. (in Russian).
14. Shakhmatov N. F. Starenie - vremya lichnogo poznaniya vechnykh voprosov i istinnykh tsennostei [Aging - the Time of Personal Knowledge of Eternal Questions and True Values]. Psikhologiya starosti [Psychology of Old Age]. Chrestomathy. Ed.-coll. D. Ya. Raigorodsky. Samara: ID BAKhRAKh-M (GUP IPK Ul'yan. Dom pechati) Publ., 2004. pp. 686-694 (in Russian).
15. Erikson E. G. Detstvo i obshchestvo [Childhood and Society]. Translation from English and scientific editing by A. A. Alekseeva. Saint-Petersburg: Lenato Publ.: AST: Fund Universitetskaya kniga», 1996. 592 p. (in Russian).
16. Kudinov S. Samorealizatsiya kak sistemnoe psikhologicheskoe obrazovanie [Self-Realization as a System Psychological Education]. RELGA. No. 16 [161] 15.11.2007. Available at: http://www.
relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=2092&level1=main&level2=articles (accessed: 06.05.2021). (in Russian).
17. Korostyleva L. A. Psikhologiya samorealizatsii lichnosti: zatrudneniya v professional'noi sfere [Psychology of Personal Self-Realization: Difficulties in the Professional Sphere]. Saint-Petersburg: Rech' Publ., 2005. 222 p. (in Russian).
18. Krasnova O. V. Issledovanie identifikatsii pozhilykh lyudei [Research of Identification of Elderly People]. Psikhologiya zrelosti i stareniya [Psychology of Maturity and Aging]. 1997, no. 3, pp. 68-84 (in Russian).
19. Roshchak K. Psikhologicheskie osobennosti lichnosti v pozhilom vozraste [Psychological Features of the Personality in the Elderly]. Extended abstract of the PhD dissertation (Psychology). NII obshchei i pedagogicheskoi psikhologii. Moscow, 1990. 19 p. (in Russian).
20. Philosophical Dictionary. Edited by I. T. Frolov. 6th ed., reprint. and add. Moscow: Politizdat Publ., 1991. 559 p. (in Russian).
21. Kagan M. S. Filosofiya kul'tury [Philosophy of Culture]. Saint-Petersburg: Petropolis Publ., 1996. 416 p. (in Russian).
22. Plehanova O. E., Shkinder N. L. Sotsial'naya inklyuziya pozhilykh lyudei v khudozhestvennoi deyatel'nosti [Social Inclusion of Elderly People in Artistic Activity]. Ponyatiinyi apparat pedagogiki i obrazovaniya. [The Conceptual Apparatus of Pedagogy and Education]. Collection of scientific papers. Ed. by M. A. Galaguzov. Ekaterinburg: [sine publ.], 2020, issue 12, pp. 390398 (in Russian).
23. Muzyka kak sredstvo ot stareniya [Music as a Remedy for Aging]. Available at: https://www. dw.com/ra/My3HKa-KaK-cpegcTBO-OT-CTapeHHfl/a-42002493 (accessed: 29.04.2021) (in Russian).
24. Plehanova O. E. Proektirovanie zanyatii «Klassika bez granits» s pozhilymi lyud'mi na osnove didakticheskoi mnogomernoi tekhnologii [Designing Classes "Classics without Borders" with Elderly People on the Basis of Didactic Multidimensional Technology]. Pedagogicheskii zhurnal Bashkortostana [Pedagogical Journal of Bashkortostan]. 2013, no. 1, pp. 124-130 (in Russian).
25. Melikova K. A. Rol' muzykal'no-dramaticheskogo tvorchestva v khudozhestvenno-esteticheskom razvitii lyudei pozhilogo vozrasta [The Role of Musical and Dramatic Creativity in the Artistic and Aesthetic Development of Elderly People]. Pedagogika iskusstva [Pedagogy of Art]. 2018, no. 4, pp. 175-180 (in Russian).
26. Abdullin E. B., Nikolaeva E. V. Teoriya muzykal'nogo obrazovaniya: ucheb. dlya studentov vuzov, obuchayushchikhsya po spetsial'nosti 030700-Muzyk obrazovanie [Theory of Music Education: Textbook for students of higher pedagogical educational institutions. Specialty 030700-Music education]. Moscow: ACADEMIA Publ., 2004. 333 p. (in Russian).
l29
Submitted 11.05.2021; revised 21.06.2021.
About the author:
Olga E. Plehanova, Head of the Department of Theory, History of Music and Musical Performance of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Ural State Pedagogical University" (USPU) (Kosmonavtov Avenue, 26, Ekaterinburg, Russian Federation, 620017), PhD of Pedagogical Sciences, Associate Professor, olga_plehanova@ mail.ru
The author has read and approved the final manuscript.