Популярны и вопросы: «Как сделать мир более справедливым?», «Почему не исчезают войны, если люди понимают, что это плохо?», «Почему люди врут друг другу, даже взрослые?»
Часто задаются вопросы о будущем человечества: «Сможет ли медицина в будущем победить все болезни?», «Будут ли люди клонироваться?», «Создадут ли индивидуальные лётные аппараты?», «Когда учёные начнут делать киборгов?»
Но при всём многообразии детских вопросов, российские дети с пониманием относятся к тому, что на все их вопросы родители ответить не в состоянии и с удовольствием принимают не только серьёзные, но и шутливые ответы от мам и пап. И в самом деле - если и не узнаем что-то новое, так просто поговорим, ещё неизвестно, что в современном мире дороже - качественная информация или возможность пообщаться.
Ю. И. Виданова
Самореализация как фактор успешного преодоления синдрома выгорания сотрудников
В настоящее время существует множество профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутреннего эмоционального опустошения. Подвергнувшись выгоранию, сотрудник вынужден психологически защищать себя: он становится менее эм-патичным, снижается эффективность его труда, уменьшается потребность в самоактуализации, слабеет мотивация. Профессиональная деятельность занимает большую часть жизни человека и следует обратить внимание на профессиональную самореализацию сотрудников, которая может являться фактором успешного преодоления синдрома выгорания.
По мнению В.Е. Орла, психическое выгорание - это дисфункция, вызванная воздействием профессиональной деятельности на личность, наиболее отчетливо проявляющаяся в сфере субъектных видов труда (профессии типа «человек-человек»). На наш взгляд, синдром выгорания наиболее ярко проявляется в тех случаях, когда профессиональные коммуникации отягощены эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью.
Трудности адаптации к любой профессиональной деятельности уже на стадии освоения, а в дальнейшем при длительном выполнении без профессионального и личностного роста деформируют личность. Негативные деформации как профессионально нежелательные качества или профессиональные деструкции (например, синдром выгорания) препятствуют самореализации личности и ведут к смысло-жизненной неудовлетворенности человека. Профессиональные деформации нарушают целостность личности,
250
снижают её адаптивность, устойчивость, отрицательно сказываются на продуктивности деятельности и качестве жизни в целом.
Целью нашего эмпирического исследования было изучение взаимосвязи самореализации сотрудников с преодолением синдрома выгорания. Мы предполагали, что высокий уровень выгорания наблюдается у работников с низким уровнем самореализации, а активный, просоциальный копинг способствует самореализации личности и успешному преодолению синдрома выгорания. В исследовании приняли участие 55 сотрудников разных уровней коммерческой организации «Альтернатива Синицы». Использовались следующие методики: опросник «Синдром выгорания»
А.А. Рукавишникова; самоактуализационный тест в адаптации Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, М.В. Загики, М.В. Кроза; опросник SACS С. Хобфолла в адаптации Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой.
На момент исследования высокая степень выгорания наблюдалась у 24 % испытуемых, средняя степень выгорания у 52 % и низкая степень выгорания у 24 % испытуемых. Большинство сотрудников организации проявляют раздражительность, агрессивность, повышенную чувствительность к оценкам других, тревожность, нежелание контактировать с людьми, неудовлетворенность работой и отношениями в коллективе. Следствием этого может быть нежелание идти на работу, желание скорее закончить рабочий день, прогулы, снижение включаемости в работу и дела других людей, снижение потребности в достижениях.
На основании полученных результатов мы разбили выборку на три подгруппы: 1 группа - сотрудники с высокой степенью выгорания (13 человек), 2 группа - сотрудники со средней степенью выгорания (29 человек), 3 группа - сотрудники с низкой степенью выгорания (13 человек). С помощью однофакторного дисперсионного анализа мы сравнили три группы по уровню самореализации. Сотрудники с высоким уровнем выгорания существенно отличаются от респондентов со средней и низкой степенью выгорания по компетентности во времени. Это может указывать на то, что «выгоревший» человек по причине нехватки личностных ресурсов не может в полной мере жить настоящим во всей полноте, он старается найти счастье в будущем, либо уходит в прошлое, где когда-то был счастлив.
По шкале «поддержка» все три подгруппы также значимо различаются между собой. Сотрудники с высоким и средним уровнем выгорания характеризуются внешним локусом контроля, то есть они подвергаются внешнему влиянию, становятся несамостоятельными. Причиной этого может являться поиск поддержки, помощи. Но если человек опирается только на внешнюю поддержку, если не расчитывает на свои внутренние силы, волю, то
251
такой субъект может стать «извне направляемой» личностью и это лишь ускорит процесс его сгорания.
Для изучения взаимосвязи между показателями самореализации, показателями синдрома выгорания и моделями преодолевающего поведения был использован корреляционный анализ (коэффициент корреляции Пирсона). Все субсиндромы выгорания (психоэмоциональное истощение, личностное отдаление и профессиональная мотивация) коррелируют с основными показателями самореализации «компетентность во времени» и «поддержка». В целом, можно констатировать: чем выше уровень выгорания, тем меньше сотрудники самореализуются. С помощью корреляционного анализа мы также выявили, что синдрому выгорания более подвержены сотрудники со следующими способами преодолевающего поведения: агрессивные, асоциальные, избегающие, осторожные и импульсивные действия.
Между шкалой самоактуализационного теста «компетентность во времени» и копинг-стратегиями «ассертивные действия» (r=0.62 при р<0.01), «вступление в социальный контакт» (r=0.33 при р<0.05) выявлены положительные корреляционные взаимосвязи. Из этого следует, что чем чаще сотрудник использует волевые, уверенные действия, чем чаще вступает в социальный контакт с окружающими, тем больше он живет настоящим, ощущает неразрывность прошлого, настоящего и будущего, тем выше уровень самореализации. Компетентность во времени отрицательно коррелирует с такими копинг-стратегиями, как осторожные действия (r=-0.57 при р<0.01) и избегание (r=-0.47 при р<0.01). Данная отрицательная взаимосвязь указывает, что чем больше развита компетентность во времени, тем меньше сотрудники используют осторожный и избегающий копинг для преодоления стрессовых ситуаций.
Между шкалой самоактуализационного теста «поддержка» и такими видами копинг-поведения, как ассертивные действия (r=0.77, p<0.01) и вступление в социальный контакт (r=0.56, p<0.01), обнаружена прямо пропорциональная взаимосвязь. Чем больше сотрудник ориентирован на ассертивные (уверенные) действия и чем сильнее выражено его стремление к установлению социального контакта, тем больше он свободен в выборе и не подвержен внешнему влиянию. Это может свидетельствовать о том, что уверенная и активная позиция субъекта, а также готовность вступить в социальный контакт позволяют ему конструктивно разрешать сложившуюся ситуацию, не попадая при этом под влияние извне.
Также шкала «поддержка» коррелирует с копинг-стратегиями «избегание» (r=-0.48 при р<0.01) и «агрессивные действия» (r=-0.30 при р<0.05). Данная взаимосвязь указывает, что большему исполь-
252
зованию избегающих и агрессивных действий соответствует меньшая свобода в выборе и подверженность внешнему влиянию. Иными словами человек избегает решения проблемы и использует агрессивные действия для ее разрешения.
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:
1. Сотрудникам с низким уровнем самореализации свойственна высокая степень синдрома выгорания.
2. Синдрому выгорания более подвержены сотрудники со следующими способами преодолевающего поведения: агрессивные, избегающие, осторожные и импульсивные действия.
3. Чем более сотрудник ориентирован на активные и уверенные действия и чем сильнее выражена его готовность к установлению социального контакта, тем больше он настроен на решение задач и самореализацию. Развитие выгорания первое время побуждает человека к поиску социальной поддержки, но дальнейший процесс сгорания приводит к несамостоятельности и ориентации лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее).
Синдром выгорания играет двойную роль в профессиональной деятельности сотрудников организации. С одной стороны, он позволяет человеку экономно расходовать энергетические ресурсы, что может улучшить положение индивида на некоторое время. С другой стороны, по причине развития выгорания появляются дестабилизирующие последствия, что выражается в некачественном выполнении профессиональной деятельности и деструктивных отношениях с партнерами. Выгорание оказывает прямое воздействие на здоровье, психическую устойчивость, надёжность, профессиональное долголетие специалистов, а также на развитие организации.
Следует отметить, что наибольшему выгоранию подвергаются сотрудники с низким уровнем самореализации, а также настроенные на деструктивный копинг. Самореализация в профессиональной деятельности, таким образом, является одним из факторов преодоления синдрома выгорания.
О. А. Володина
Психосоциальные изменения у лиц пенсионного возраста
Период поздней взрослости, который также называют периодом геронтогенеза, характеризуется комплексом изменений у человека: биологических, психологических, социальных. Многие исследователи подразделяют людей, достигших данного возраста на три группы: пожилой возраст (для мужчин - 60-74 года, для женщин - 55-74 года), старческий возраст (75-90 лет) и долгожители (90 лет и старше). Пенсионным возрастом в нашей стране у мужчин является
253