Научная статья на тему 'Самореализация и творчество личности в обществе потребления'

Самореализация и творчество личности в обществе потребления Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1206
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ТВОРЧЕСТВО / ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ / КОНСЮМЕРИЗМ / SELF-REALIZATION / SELF-ACTUALIZATION / CREATIVITY / CONSUMER SOCIETY / CONSUMERISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Цымбал Екатерина Анатольевна

Статья посвящена рассмотрению аспектов самореализации личности в условиях потребительского принуждения и несвободы, порождаемых культурой и идеологией общества потребления. Обосновывается, что креативное потребление не является полноценной формой творческой самореализации личности, что практическая самореализация посредством потребления не способна стать достойной альтернативой профессиональной, социальной (статусной), гендерной и других формам самореализации в силу непригодности потребительской деятельности к раскрытию разнообразия аспектов личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-Realization and Creativity of the Individual in the Consumer Society

Self-realization of a person is a process of conscious-volitional complex disclosure and implementation through the activities of social, personal, professional, creative, gender and other aspects of the individual. Self-realization and self-actualization are not identical. Self-actualization is a person's desire to reach his potential. Self-realization is a form of practical realization of the need for self-actualization. Creativity plays a special role in the self-realization of a person. Creative self-realization is impossible without the subject-practical activity and social relations, therefore, in the process of harmonious creative self-development of the individual, socio-cultural factors play an important role. Freedom is a necessary condition for the self-realization of the individual, but the consumer society and its ideology generate non-freedom and consumer coercion. The consumer society turns the individual into the consumer. Moreover, it imposes consumption as the main activity for self-realization. In modern consumer society, such activity is creative consumption, but it is not a full-fledged form of creative self-realization because it is not associated with the types of professional scientific and artistic creativity. Consequently, self-realization through consumption is not a worthy alternative to professional, creative and status self-realization because consumer activity is unsuitable to reveal various aspects of the individual.

Текст научной работы на тему «Самореализация и творчество личности в обществе потребления»

УДК 123:159.923.2 + 06

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ И ТВОРЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ

ПОТРЕБЛЕНИЯ

Е.А. Цымбал

DOI 10.18522/2072-0181-2018-94-2-26-28

Становление общества потребления на Западе и в России, рост негативного влияния идеологии консю-меризма делает актуальным изучение проблем идентичности, свободы и самореализации личности в современном обществе.

Анализом общества потребления, специфики негативного влияния его идеологии на процессы идентификации и самореализации личности в XX в. занимались: Э. Фромм [1], Ж. Бодрийяр [2], Г. Маркузе [3], Д. Гибор [4]; и др. Среди трудов современных отечественных авторов по данной теме наиболее значимыми являются работы В.И. Ильина [5], А.В. Овруцко-го [6], А.Н. Ильина [7]; и др. Проблема самореализации личности стала предметом философского философского анализа сравнительно недавно и по-прежнему остается малоизученной, что делает необходимым продолжение дальнейших научных поисков, особенно в контексте роста масштабов потребительского принуждения и несвободы.

Проанализируем некоторые аспекты самореализации личности в условиях потребительского принуждения и несвободы в обществе потребления. Самореализация является важной составляющей полноценного человеческого существования, она отражает степень жизненной удовлетворенности личности. Самореализация - процесс осознанного волевого комплексного раскрытия и воплощения посредством деятельности социальных, личностных, профессиональных, творческих, гендерных и прочих аспектов личности. Данный процесс обусловлен высокой степенью активности субъекта, необходимой для удовлетворения разнообразных социальных потребностей, достижения намеченных устремлений в целях гармоничного саморазвития. В отличие от самоактуализации, которая,

Цымбал Екатерина Анатольевна - кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории Отечества Ростовского государственного университета путей сообщения (РГУПС), 344038, г. Ростов-на-Дону, пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, 2, e-mail: tzymbal.k@yandex.ru, т. 8(863)2726363.

по мнению А. Маслоу, А. Адлера и других, является высшей целью и сущностной потребностью личности, самореализация носит утилитарно-прикладной характер. Самоактуализация отражает стремление личности к обнаружению и развитию личностного потенциала и выступает формой практического воплощения потребности в самоактуализации.

Особую роль в процессе самореализации личности играет творчество. Креативность (от лат. сгеайо - творение) расширяет границы сознания и возможностей личности в процессе творческого созидания культурных ценностей, она делает личностное самовыражение наиболее продуктивным, уникальным и новаторским. Развитая способность к креативному мышлению позволяет человеку стать более успешным, эффективно подстроиться к ритму социальных событий, иногда даже опередить их. Общеизвестно, что высшие формы творческой деятельности выступают достоянием преимущественно одаренных людей, однако творческий потенциал заложен в каждом человеке и его реализация выступает важной и необходимой задачей самореализации личности. Развитие творческих способностей не обязательно должно быть связано только со сферой искусства. Формы проявления креативности разнообразны, «в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования» [8].

Основой подлинной самореализации личности выступает творческая деятельность, реализуемая человеком в самых разнообразных жизненных ситуациях. В то же время творческая самореализация личности невозможна вне предметно-практической деятельности и общественных отношений, поэтому в процессе гармоничного творческого саморазвития личности велика роль социокультурных факторов. В процессе

Ekaterina Tsymbal - Rostov State Transport University (RSTU), 2 Square Rostovskogo Strelkovogo Polka Narodnogo Opolcheniya, Rostov-on-Don, 344038, e-mail: tzymbal.k@yandex.ru, tel. +7(863)2726363.

социализации и инкультурации происходит становление личности и формирование ее идентичности, одним из важных этапов которой выступает самореализация. Самораскрытие и реализация личностного потенциала осуществляется в рамках существующих норм культуры, принципов функционирования системы образования, идеологии, социальных институтов и т.д., поэтому движущей силой самореализации личности выступают противоречия, отражающие несоответствие потенций, реальных возможностей и степени их востребованности обществом. Какие условия создает общество потребления для полноценной самореализации личности и развития ее творческого потенциала?

Общество потребления является порождением развитого капитализма, в нем «господствует выступающий смыслом жизни символизм материальных объектов» [7, с. 24]. Культ потребления и вещизм выступают доминантными ценностями такого общества, определяют характер отношения личности к социуму, культуре и к самому себе, к процессам самореализации и идентификации. В обществе потребления личностная идентификация осуществляется посредством потребления «не в сфере труда и производства, а вне работы - прежде всего в развлечениях» [9, с. 25]. Мы полагаем, в таком обществе «поощрение товарного фетишизма стирает барьеры между подлинными и сфабрикованными социальными потребностями, мотивирует к престижному потреблению, узаконивает в общественном сознании нравственное оправдание вульгарных форм гедонизма, эвдемонизма, перфекционизма, прагматизма» [10, с. 58]. Идеология консьюмеризма, реклама и технологии маркетинга используются в обществе потребления для гиперстимуляции потребления, манипуляции общественным сознанием, скрытого управления социальными умонастроениями и массовым поведением посредством агрессивной мотивации людей к иррациональному перепотреблению, ограничивая тем самым их свободу. Стремление к самоактуализации и его практическая реализация являются признаком зрелости личности, однако потребительское принуждение со стороны идеологии и системы ценностей общества потребления порождает потребительский инфантилизм, трансформирует активную личность в пассивного потребителя, отчаянно стремящегося удовлетворить внешне навязанные искусственные потребности.

В процессе творческой самореализации личности важную роль играет свобода. Свобо-

да - фундаментальная философская категория, отражающая возможность и способность личности мыслить, действовать и осуществлять выбор без принуждения. Это необходимое условие самореализации, любые формы несвободы препятствуют раскрытию подлинной человеческой сущности, нагнетают страх перемен, вынуждают ассоциировать отсутствие свободы выбора с мнимым образом стабильности. В обществе потребления в условиях несвободы от потребительского принуждения страх потерпеть фиаско в процессе самореализации, выходящей за рамки перепотребления порождает у людей безволие и отсутствие желания нести ответственность в случае неудачи.

Основным видом деятельности, навязываемым культурой общества потребления для осуществления самореализации, выступает потребление, однако полноценность социальной, профессиональной, творческой, гендерной и прочих форм самореализации через потребление вызывает сомнения. По сравнению с другими своими формами самореализация посредством потребления не требует волевых усилий в работе над собой и умений справляться с жизненными трудностями, не отражает динамику духовного роста личности достигнутого путем самообучения, самовоспитания и самоконтроля. Самореализация через потребление никак не связана с приращением профессиональных знаний и компетенций, развитием способностей и талантов в сфере искусства, художественного и научного творчества, раскрытием социальных ролей и т.д. В большинстве сфер профессиональной деятельности самореализация через потребление невозможна и не необходима в силу очевидных пагубных последствий. Распространенный путь самореализации посредством потребления в обществе потребления - это социальная (статусная) самореализация, однако достижение социального статуса через престижное потребление не реализует духовный потенциал личности, а, напротив, унижает ее достоинство, указывая на ее несостоятельность реализоваться в профессии, личной жизни и т.д.

Исследователи В.И. Ильин [5], Ю.В. Сю-сель [11] и другие обращают внимание на возможность творческой самореализации личности даже в рамках потребительского принуждения, указывая на формирование креативного консью-меризма, создающего условия для творческого потребительства, в основе которого «лежит гедонизм не пассивного потребителя, а творца» [5, с. 48]. Эволюция производства породила тен-

НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА

2018

№ 2

27

денцию отказа от продажи конечных продуктов, в силу чего у потребителей появилась возможность самостоятельно создавать окончательную продукцию посредством перепотребления других товаров. Потребление, принимающее форму креативного шопинга, преподносится В.И. Ильиным как вид творческой деятельности, направленный на конструирование личного имиджа (стиля одежды, прически, манипуляций с собственным телом и т.д.), обустройства личного жилого пространства, проведения досуга, и пр. [5, с. 48-53].

Полагаем, что самореализация личности посредством креативного потребления является доступным способом развития творческих способностей. Однако такой специфический тип творческой самореализации возможен лишь в рамках немногих творческих профессий (дизайнер, стилист и т.д.) или хобби. Общество потребления и его идеология ограничивают свободу самореализации и творчества личности, порождая несвободу и потребительское принуждение. Общество потребления превращает личность в потребителя, вынуждает его раскрывать свой творческий потенциал посредством потребления. Мы считаем, что самореализация личности через потребление (даже креативное) не является полноценной формой ни творческой, ни социальной (статусной) самореализации, как не является и достойной альтернативой профессиональной, гендерной и других форм самореализации, в силу непригодности потребительской деятельности к раскрытию разнообразия аспектов личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Fromm Е. To Have Or to Be? N. Y. (Harper and Row). 1976. 270 p.

2. Baudrillard J. The Consumer Society: Myths and Structures, L.: SAGE Publications, 1998. 208 p.

3. Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. Москва, REFL-book, 1994, 368 с.

4. Debord G. The Society of the Spectacle. Detroit: Black & Red, 1983. 118 p.

5. Ильин В.И. Креативный консьюмеризм как тренд современного общества потребления // Журнал

социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 14. № 5. С. 41-54.

6. Овруцкий A.B. Феноменология общества потребления // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2011. № 1. С. 127-131.

7. Ильин А.Н. Парадоксы общества потребления // Вестник Московского Университета. Сер. 18: Социология и политология. 2016. № 1. С. 23-43.

8. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1996. 474 с. С. 57.

9. Ильин А.Н. Общество потребления и его сущностные особенности // Ценности и смыслы. 2013. № 6 (28). С. 22-36.

10. Цымбал Е.А. Духовный мир и идентичность личности в обществе потребления // Философия права. 2017. № 4 (83). С. 56-62.

11. Сюсель Ю.В. Критика общества потребления в философско-антропологических и социологических исследованиях // Идеи. Философско списание. 2014. № 2. С. 43-48.

REFERENCES

1. Fromm Е. To Have Or to Be? New York (Harper and Row), 1976, 270 p.

2. Baudrillard J. The Consumer Society: Myths and Structures, London, SAGE Publications, 1998, 208 p.

3. Marcuse G. Odnomernyi chelovek: Issledovanie ide-ologii razvitogo industrialnogo obshchestva [One-dimensional person: Research of ideology of the developed industrial society]. Moscow, REFL-book Publ., 1994, 368 p.

4. Debord G. The Society of the Spectacle. Detroit: Black & Red, 1983. 118 p.

5. Il'in V.I. Zhurnalsotciologii i sotcial'noy antropolo-gii, 2011, vol. 14, no. 5, pp. 41-54.

6. Ovrutckiy A.B. Obshchestvo. Sreda. Razvitie (Terra Humana), 2011, no.1, pp. 127-131.

7. Il'in A.N. Vestnik Moskovskogo Universiteta, Vol. 18: Sotciologiya i politologiya, 2016, no.1, pp. 23-43.

8. Vygotskiy L.S. Psihologiya iskusstva. [Psychology of Art]. Moscow, Art Publ., 1996, 474 p., p. 57.

9. Il'in A.N. Tcennosti i smysly, 2013, no. 6 (28), pp. 22-36.

10. Cymbal E.A. Filosofiya prava, 2017, no. 4 (83), pp. 56-62.

11. Syusel Yu.V. Idei. Filosofsko spisanie, 2014, no. 2, pp. 43-48.

16 мая 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.