Научная статья на тему 'Специфика самоосуществления личности в смысловом контексте современного общества потребления'

Специфика самоосуществления личности в смысловом контексте современного общества потребления Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
647
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ / ЛИЧНОСТЬ / САМООСУЩЕСТВЛЕНИЕ / СМЫСЛ / ОБРАЗ / КОНТЕКСТ / CONSUMERISM / PERSONALITY / SELF-FULFILLMENT / MEANING / FORM / CONTEXT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шаровская Анна Владимировна

Статья посвящена раскрытию особенностей самоосуществления личности, сформировавшихся под влиянием смысловых установок общества потребления. Проанализированы источники формирования шаблонного самосознания современного человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF PERSONALITY SELF-FULFILLMENT IN THE SEMANTIC CONTEXT OF THE MODERN CONSUMER SOCIETY

The article is devoted to the specificities of self-fulfillment of a personality, formed under the influence of semantic basis of the consumer society. The author also considers the sources of formation of a pattern of self-awareness in a modern personality.

Текст научной работы на тему «Специфика самоосуществления личности в смысловом контексте современного общества потребления»

УДК 130.3

А. В. Шаровская

СПЕЦИФИКА САМООСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В СМЫСЛОВОМ КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена раскрытию особенностей самоосуществления личности, сформировавшихся под влиянием смысловых установок общества потребления. Проанализированы источники формирования шаблонного самосознания современного человека.

Ключевые слова: общество потребления, личность, самоосуществление, смысл, образ, контекст.

A. V. Sharovskaya

SPECIFICITY OF PERSONALITY SELF-FULFILLMENT IN THE SEMANTIC CONTEXT OF THE MODERN CONSUMER SOCIETY

Abstract. The article is devoted to the specificities of self-fulfillment of a personality, formed under the influence of semantic basis of the consumer society. The author also considers the sources of formation of a pattern of self-awareness in a modern personality.

Key words: consumerism, personality, self-fulfillment, meaning, form, context.

В 20-е гг. ХХ в. Эрих Фромм охарактеризовал современный ему этап развития общества как потребительский и ввел понятие «общество потребления». Определим данное понятие как такой тип социальной действительности в развитых странах середины ХХ - начала ХХ1 в., в котором система массового и индивидуального потребления является самостоятельной сферой общественной жизни, в значительной мере определяя ценностно-мировоззренческие установки. Акцентируя в характеристике современного общества внимание на потреблении, одновременно следует рассматривать неотъемлемую включенность потребительских практик в сферы экономики, духовной жизни, социальных отношений, властного регулирования. Таким образом, потребление становится одним из определяющих факторов формирования смыслового поля современного общества. Как отмечал Ж. Бодрийяр, «обществом потребления является то, где не только есть предметы и товары, которые желают купить, но и где само потребление потреблено в форме мифа» [1, с. 3], т.е. потребность имеет символический характер.

Исследуя общество потребления, современные авторы в основном обращаются к какому-либо аспекту его проявлений: поведению потребителей (В. И. Ильин), практике потребления (Л. В. Кузнецова), властным отношениям (А. С. Калинин), аксиологии потребительства (В. М. Лукьянов). При этом остается малоисследованной взаимосвязь общества потребления в единстве его проявлений и сущностного самостановления человека. Способы ответа на «вечные вопросы», которые стали возможными именно в условиях общества потребления, требуют осмысления не столько социальных условий, конкретного контекста реализации, но и заложенных в них смыслов, образов,

оказывающих непосредственное воздействие на восприятие мира личностью и личности в мире.

Эволюция отечественной мысли о духовном развитии и перспективах человека наиболее ярко проявилась в Х1Х-ХХ вв. в религиозной философии

B. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, П. А. Флоренского,

C. Л. Франка, а также в философии Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского,

социологии П. А. Сорокина, философской антропологии Н. Н. Страхова.

В советский период развития философской мысли интерес к ценностям потребления и личности человека-потребителя был снижен и в большей степени начал проявляться с середины 1970-х - начала 1980-х гг. с сохранением идеологической ориентации. Тем не менее именно в работах советских философов обнаруживаются детальный и критический анализ точек зрения зарубежных исследователей на проблемы развития человека в обществе, а также крупные самостоятельные социологические, исторические и социальнофилософские исследования. В частности, это работы М. К. Мамардашвили, И. С. Кона, С. С. Батенина, М. Н. Руткевича, В. Ж. Келле, А. В. Ахутина, В. С. Библера, Э. В. Ильенкова, Ю. М. Лотмана, В. А. Лекторского, Ю. И. Семенова (исследование исторически обусловленной сущности человека), Н. М. Бережного, И. Т. Фролова (анализ социальной детерминации потребностей), В. С. Степина (исследование ценностей техногенной цивилизации), В. А. Ядова, Б. М. Фирсова, Р. Л. Лившица, В. Г. Стрепетова, В. И. Ильина, Е. В. Лебедевой, Н. В. Мотрошиловой и многих других отечественных исследователей.

Анализируя тенденции современного социально-философского осмысления развития человека в обществе потребления, можно заметить, что в нем преобладает теоретико-методологический плюрализм. Он во многом связан со сложностью и специфичностью данного явления, неоднозначностью существующих трактовок положения современного человека. Определенной традиции в социально-философском осмыслении самоактуализационного потенциала личности в обществе потребления не сложилось, поскольку существующие научные поиски происходили в основном в плоскости социологического (О. Е. Алабердина, Н. Г. Бондаренко, Н. Е. Стрижакова и др.), экономического, психологического и политологического подходов.

Социально-философский подход присутствует в основном в исследованиях ростовской школы: это работы М. Б. Маринова (стратегия жизни лично -сти как адаптация к индивидуализации общества), Б. В. Мартынова (генезис самореализации в меняющемся обществе), А. С. Подопригоры (техногенная цивилизация и развитие человека), М. П. Челомбицкой (конкретные факторы самоактуализации современного человека), Е. В. Орловой (социальный паразитизм в современном обществе), М. А. Петровской (динамика потребностей самоактуализирующейся личности), Н. В. Киреевой (социально-философский анализ потребностей). Современные отечественные авторы основное внимание акцентируют на социальных условиях, в которых проходит самореализация, а актуализация индивидуального потенциала рассматривается в социологическом или экономико-политологическом ключе. Также социальнофилософские исследования положения человека в современном обществе поднимают вопросы трансформации его ценностного мира (В. М. Лукьянов, Н. Н. Хомутова и др.), развития и мировоззрения (Л. В. Кузнецова, А. С. Калинин, Г. Н. Верещагина, Л. Р. Дернова и др.).

Обозначенная многими авторами трансформация потребностей современного человека (Г. М. Андреева, В. И. Бакштановский, В. С. Барулин, Д. С. Белоусов, Н. М. Бережной, В. В. Гаврилюк, М. К. Горшков, Э. М. Дум-нова, А. А. Кара-Мурза, М. Кастельс, М. Кивинен, В. Е. Кемеров, О. Н. Козлова, О. В. Крыштановская, В. В. Миронов, Т. А. Рассадина, М. М. Руткевич, В. С. Степин, Д. В. Ховалыг и др.) имеет глубокие ценностные основания и тесно связана с противоречием усвоенных социальных установок. Искаженные ценности перепотребления, формируя смысложизненные ориентации личности, становятся образом мышления, превращают принципы утилитаризма в идеологию современного человека. При этом с позиций полезности и утилитарной функциональности переосмысливаются и духовно-нравственные, и этические ценности - это происходит наряду с либерализацией общественных отношений.

Определенной перспективой в исследовании смыслового поля современного общества является применение социально-феноменологического подхода, который ориентирован не на изучение структурно-институционального каркаса социального организма, а на воссоздание его всеобщих смысловых характеристик - интерсубъективной смысловой структуры. Именно она выступает основой для непрерывного воспроизводства социального организма, становится его «смысловыми скрепами». Процесс становления неклассической картины мира, как это подчеркивает Н. М. Смирнова, сопровождается так называемым антропологическим поворотом в философии и культуре, отказом от субстанциональности «сознания вообще» в пользу индивидуальности, неповторимости человека-субъекта, сознание которого обретает культурно-историческую обусловленность и непрозрачность [2, с. 183-185].

Источниками феноменологического анализа становятся и элементы повседневной реальности, и художественные произведения, и целостные культурные образы. Так, современная популярная литература ярко воссоздает облик современного человека-потребителя, конструирует смысловое поле посредством описания ежедневных практик, вкусовых предпочтений и элементарных переживаний человека, существующего в иллюзорном мире потребительской символики (М. Уэльбек, Ч. Паланик, Ф. Бегбедер, С. Минаев, В. Шендерович и многие другие). Мир художественных образов, обращенный к читателю, создает то представление о реальности, которое ориентирует человека, удручает или воодушевляет его, рисует перспективы и выражает возможности дальнейшего существования. Данные образы не возникают из ниоткуда, но и не являются чистым слепком с действительности, всегда выражая и индивидуальный опыт художника. В этом отношении именно социально-феноменологический метод может конструировать ту субъективную реальность, которая отражает общие смысловые основания социального бытия современного человека.

С позиций социально-феноменологического исследования общество потребления приобретает особую смысловую нагрузку, которая воплощается в индивидуальном конструировании социальной реальности - вписываясь в конкретно-исторический контекст, личность воссоздает себя и окружающий мир, формируется ее социальное самочувствие, выстраивается модель социального взаимодействия. Таким образом, поиск сущностных оснований развития современного человека претерпевает специфические трансформации,

находится под постоянным влиянием социальных отношений, ритма жизни, сконструированных смыслов.

В обществе потребления воссоздание его образа в сознании индивида (как способ постижения мира человеком) является одновременно и способом примирения с ним. Образ социального мира становится более значимым особенно в том понимании, что все больше проявляется разорванность бытия и сознания, связанная с нарастанием экзистенциального вакуума в современной культуре, перенасыщением информационного рынка с сопутствующим когнитивным обеднением, формированием рыночной системы ценностей, которая проникает в сферы духовного и культурного производства.

Исследовательский акцент на феномене самоактуализации, на наш взгляд, открывает перспективы изучения подлинных смыслов и ориентиров развития личности общества потребления, а также позволяет рассматривать социально обусловленные искажения смысловой самоидентификации. Индивидуальный смысл, имея значение лишь для отдельного человека, опосредованно обуславливает и осмысление индивидом общественной жизни, социальных связей и фактов. Характеризуя современное общество, многие отечественные исследователи отмечали его тесную взаимосвязь с изменениями внутреннего мира человека (М. А. Хевеши, Н. Н. Стрельцов, Г. К. Ашин, Г. С. Померанц и др.). Общество потребления опосредованно формирует представления об индивидуальной ценности и возможностях развития личности. Таким образом, социально-философское осмысление понятия «самоосу-ществление личности» приобретает характер постижения процессов развития человека в меняющихся условиях современности на наиболее глубоком уровне формирования социальной установки - на уровне жизненных смыслов.

Общество потребления, становясь смысловым контекстом развития современной личности, оказывает влияние на конструирование индивидуальных представлений об идеальном образе самоосуществления. В данном контексте самоосуществление представляет собой процесс активации смысложизненных установок личности. А. Маслоу определил его как самоактуализацию - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей [3, с. 108-110]. Самоактуализация может быть рассмотрена и как процесс, и как результат данного стремления, что отражает целостность природы индивидуального развития. Не рассматривая специфику самоактуализации непосредственно в культурном контексте консьюмеризма (понятие, производное от англ. «consumer» - потребитель, используемое для характеристики масштаба потребления, превышающего уровень, необходимый для удовлетворения естественных потребностей), А. Маслоу обращал внимание на то, что самоактуализация, подлинно выражая индивидуальную природу личности, по-разному проявляется в различных типах культуры [3, с. 109].

С позиции неофрейдизма процесс смысловой самоидентификации личности опосредован ценностями конкретной культуры: Э. Фромм разделял позиции «бытия» и «обладания», каждая из которых определяет свою ориентацию осмысления мира и человека в нем [4], а К. Хорни пишет, что именно общество задает «идеальные цели», достижение которых может отрицать подлинные интересы личности [5, с. 9-27]. Философское осмысление трансформации индивидуальных смысложизненных установок под влиянием общественно транслируемых ценностей позволяет рассматривать самоактуа-

лизацию не как явление индивидуального сознания, а как социальный феномен, отраженный в конкретных значениях и смыслах [6; 7, с. 153-157].

Источниками формирования смысловых установок личности являются неосознанно воспринимаемые образы социальной и индивидуальной реальности, средства массовой информации, повседневные практики общения, произведения искусства и т.д. - транслируемые характеристики становятся внутренними императивами самосознания и самоосуществления. В самоосу-ществлении современной личности отражается расширение возможностей социальной мобильности и получения информации, либерализация общественных отношений, девальвация моральных ценностей, индивидуализация сознания и рост разнообразия способов освоения действительности.

Специфика формирования смыслового контекста современного общества потребления проявляется в том, что современный индивид не мыслит себя вне контекста потребления: он включен в систему, взаимосвязан с ней привычками, ценностями, потребностями и эта неразрывная связь формирует его облик, отражается на его способе существования. На своем первоначальном уровне человек становится тем, что он потребляет. В понимании Ж. Бод-рийяра, персона оказывается носителем символики, ее можно описать теми лейблами, которые она выбирает, возможно, даже не обращая внимания на них [1, с. 5-16].

Включенность в систему потребления меняет способ осмысления действительности: окружающий мир начинает восприниматься и оцениваться с точки зрения категорий доступности, объектами потребления становятся нематериальные сущности: знания, творчество, индивидуальные характеристики и даже собственная личность. «Общество потребления - это также общество обучения потреблению, социальной дрессировки в потреблении, т.е. новый и специфический способ социализации» [1, с. 111].

Самоосуществление и постижение социальной реальности у современного человека трансформируются под влиянием смысловых установок общества потребления на обладание, соответствие социально заданным критериям успешности. Консьюмеризм конструирует шаблоны деятельности и развития: они формируются в стандартизированной жизненной практике по принципам рациональности, целесообразности и комфорта. В частности, К. С. Пигров выразил принцип комфорта как редукцию сенсорных пространств современного человека, формирование «рамочной экзистенции». Требования комфорта главным делают не живой сенсорный мир, а потребление фиксированных смыслов в стандартном сенсорном наборе. «Цивилизованный человек - это существо в известном смысле радикально дистанцированное от мира. Он живет в мире смыслов, которые на 70-90 % сообщаются ему визуально, причем не просто визуально, но символически» [8, с. 153].

Неопределенность и замкнутость смыслов на собственной личности нарушают осознание целостности, причастности современного человека миру -это преодолевается искусственно через сознательное конструирование. В стремлении к определенности человек сталкивается с необходимостью быть самим собой, т.е. идентифицировать себя в развитии. «Под давлением существующей идеологии даже абсолютно нормальный человек считает, что его значимость напрямую связана с успехом, сопутствующим ему. Нет надобности говорить о том, что это создает шаткую основу для самоуваже-

ния» [9, с. 176]. Современная личность наряду с тем, что она испытывает тревожную освобожденность от заранее заданных бытовых сценариев, остается вписанной в принципиальную систему общества потребления с его навязанной идентичностью.

Общество потребления формирует целостную социокультурную систему, подразумевающую свои представления о счастье, грехе, страдании, развитии, возможностях и перспективах. В частности, одной из центральных в системе общественного сознания консьюмеризма становится апокалиптическая идея, которая выражает потребность в определении смысловой целостности общественной системы, ее самооправдании в ситуации разрушения. Трансляция идеи надвигающейся катастрофы в обществе потребления выполняет и непосредственную функцию манипуляции общественным сознанием: повышается уровень тревожности, растет спрос на развлекательные услуги, увеличиваются объемы потребления, культивируются религиозные чувства, развиваются идеи спасения и аскетизма, формируется массовый интерес к вопросам экологической, технологической и политической безопасности и т.д.

Установки современного общества на благополучие, системную рационализацию и целесообразность часто противоречат конструируемым в сознании образам социальной реальности, поскольку смыслы навязанной среды способствуют дезориентации человека в осмыслении его подлинных экзистенциальных потребностей. Личность общества потребления вследствие этого обозначает свое существование как «ненастоящее» и «чужое», а сознание - «мифологизированное» и «вынужденное». По замечанию В. Франкла, в «обществе изобилия» переживание экзистенциальных вопросов обострено и актуально, поскольку в «таком обществе созданы условия лишь для удовлетворения потребностей, но не для стремления к смыслу» [10, с. 28].

Подобно тому, как С. Кьеркегор видел в отчаянии переход на более глубокий уровень самопознания [11, с. 643-644], человек, сталкиваясь с одномерной реальностью консьюмеризма, открывает в себе такие потребности роста, которые уже не могут быть удовлетворены в процессе потребления. «У каждого человека, как бы мало одарен он ни был... есть нормальная потребность выработать для себя некое общее мировоззрение, некое представление о смысле жизни и ее цели. Но тот, кто говорит, что хочет наслаждаться жизнью, всегда полагает условие, лежащее либо вне индивида, либо внутри индивида, однако всегда таким образом, что оно не пребывает там благодаря самому индивиду» [11, с. 656]. Но в обществе потребления столкновение с реальностью отсрочено, поскольку общественная практика постоянно отвлекает от уединенности сознания и рефлексии.

Современный человек имеет больше социальных возможностей для самоосуществления по сравнению с традиционным обществом, обладая социальной свободой и осмысленностью в удовлетворении своих потребностей. Лишь в современном обществе самоактуализация стала возможна не как феномен индивидуального сознания, а как социальное явление. Реализация индивидуального потенциала стала признанной в обществе ценностью и ориентиром индивидуального развития. В то же время общество потребления способствовало трансформации самоактуализационного потенциала человека: он становится более разнообразным, выраженным и осмысленным. Ранее трудовая деятельность была исключительно вынужденной, а в современном

обществе потребления она больше согласуется с интересами, потребностями в утверждении индивидуальной значимости и самореализации. Это стало возможно вследствие того, что значительная часть деятельности субъекта переходит на уровень его сознательного выбора. Личность, утрачивая непосредственную увлеченность деятельностью, принимает решение о том, что для нее более значимо: смысловое самоосуществление или самореализация посредством достижения значимого социального статуса и высокого уровня доходов.

Расширив рамки доступной самореализации, современное общество потребления создает мнимую свободу выбора, представляя себя как мир неограниченных возможностей. И человек проще создает образ счастья, чувствует свою причастность, свободную волю в становлении и развитии - вечные вопросы могут отойти на второй план, создавая иллюзию полноценного существования, гармоничности и самоосуществления.

Таким образом человек может утрачивать непосредственную возможность столкнуться со своей подлинностью и самоактуализироваться вследствие социокультурно обусловленного обеднения духовной потребности. Под влиянием смысловых установок общества потребления человек формирует представления о должном образе самореализации, утверждает в сознании конечную цель своего развития. Личность современного человека оказывается продуктом культуры, который не может отрицать самого себя в ней -так или иначе эта взаимосвязь сохраняется в сознании и деятельности. Правила и условия социальной жизни, становясь гибче, предполагают большую степень свободы для развития индивидуальности и в то же время повышают риск отклонения от продуктивного вектора самореализации: именно в современном обществе появляется больше факторов, нарушающих гармоничный личностный рост.

Список литературы

1. Бодрийяр, Ж. Общество потребления: его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр. -М. : Республика, 2006. - 269 с.

2. Смирнова, Н. М. Социальная феноменология в изучении современного общества / Н. М. Смирнова. - М. : Канон+ ; РООИ «Реабилитация», 2009. - 400 с.

3. Маслоу, А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности. Тексты. -М. : МГУ, 1982. - С. 108-118.

4. Фромм, Э. «Иметь» или «быть» / Э. Фромм. - М. : АСТ МОСКВА, 2010. - 314 с.

5. Хорни, К. Невроз и рост личности / К. Хорни. - М. : Академический проект, 2008. - 400 с.

6. Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии /

Э. Гуссерль. - М. : ДиК, 1999. - Т. 1. - 336 с.

7. Гуссерль, Э. Картезианские размышления / Э. Гуссерль. - СПб. : Наука ; Ювента, 1998. - 315 с.

8. Пигров, К. С. Звучащая философия / К. С. Пигров // Сборник материалов конференции. - СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - С. 147-158.

9. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / К. Хорни. -М. : Айрис-пресс, 2004. - 464 с.

10. Франкл, В. Страдания от бессмысленности жизни / В. Франкл. - Новосибирск : Сибир. унив. изд-во, 2009. - 105 с.

11. Кьеркегор, С. Или-или. Фрагмент из жизни / С. Кьеркегор. - СПб. : Изд-во Русской христианской гуманитарной академии : Амфора, 2011. - 823 с.

References

1. Bodriyyar, Zh. Obshchestvo potrebleniya: ego mify i struktury / Zh. Bodriyyar. -M. : Respublika, 2006. - 269 s.

2. Smirnova, N. M. Sotsial'naya fenomenologiya v izuchenii sovremennogo ob-shchestva / N. M. Smirnova. - M. : Kanon+ ; ROOI «Reabilitatsiya», 2009. - 400 s.

3. Maslou, A. Samoaktualizatsiya / A. Maslou // Psikhologiya lichnosti. Teksty. - M. : MGU, 1982. - S. 108-118.

4. Fromm, E. «Imet'» ili «byt'» / E. Fromm. - M. : AST MOSKVA, 2010. - 314 s.

5. Khorni, K. Nevroz i rost lichnosti / K. Khorni. - M. : Akademicheskiy proekt, 2008. - 400 s.

6. Gu sserl’, E. Idei k chistoy fenomenologii i fenomenologicheskoy filosofii / E. Gus-serl'. - M. : DiK, 1999. - T. 1. - 336 s.

7. Gu sserl’, E. Kartezianskie razmyshleniya / E. Gusserl'. - SPb. : Nauka ; Yuventa, 1998. - 315 s.

8. Pigrov, K. S. Zvuchashchaya filosofiya / K. S. Pigrov // Sbornik materialov konfe-rentsii. - SPb. : Sankt-Peterburgskoe filosofskoe obshchestvo, 2003. - S. 147-158.

9. Khorni, K. Nevroticheskaya lichnost' nashego vremeni. Samoanaliz / K. Khorni. -M. : Ayris-press, 2004. - 464 s.

10. Frankl, V. Stradaniya ot bessmyslennosti zhizni / V. Frankl. - Novosibirsk : Sibir. univ. izd-vo, 2009. - 105 s.

11. K’erkegor, S. Ili-ili. Fragment iz zhizni / S. K'erkegor. - SPb. : Izd-vo Russkoy khristianskoy gumanitarnoy akademii : Amfora, 2011. - 823 s.

Шаровская Анна Владимировна

аспирант, Педагогический институт имени В. Г. Белинского, Пензенский государственный университет (г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: аssonia@mail.ru

Sharovskaya Anna Vladimirovna

Postgraduate student, Pedagogical Institute named after V. G. Belinsky, Penza State University (Penza, 40 Krasnaya str.)

УДК 130.3 Шаровская, А. В.

Специфика самоосуществления личности в смысловом контексте современного общества потребления / А. В. Шаровская // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2013. -№ 1 (25). - С. 80-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.