Научная статья на тему 'САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В СЕМЬЕ'

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В СЕМЬЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
187
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / СЕМЬЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Петрова Е.П.

В статье анализируются аспекты самореализации человека посредством семьи, обосновывается ведущая роль семьи как базисного фактора первичной социализации и последующей самореализации человека, раскрываются механизмы самореализации человека в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В СЕМЬЕ»

1880-х гг.) о будущей власти // Вопросы истории. - 2005. - № 1. - С. 54-60.

3. Исхакова О.А. Военно-полевые суды. URL: http://www.stolypin.ru/proekty-fonda/entsiklopediya-petr-arkadevich-stolypin/?ELEMENT_ID=327

4.Новое — это хорошо забытое старое. № 1. URL: http://uborshizzza.livejournal.com/2736475.html

5. Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия. 1881 г. URL: http://музейреформ.рф/content/polozhenie-o-merah-k-ohraneniyu-gosudarstvennogo-poryadka-i-obshchestvennogo-spokoystviya

Петрова Е.П. ассистент

кафедра философии права и социальных наук

Стерлитамакский филиал Башкирский госуниверситет Россия, г. Стерлитамак САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В СЕМЬЕ

Аннотация: В статье анализируются аспекты самореализации человека посредством семьи, обосновывается ведущая роль семьи как базисного фактора первичной социализации и последующей самореализации человека, раскрываются механизмы самореализации человека в семье.

Ключевые слова: сущность человека, социализация, самореализация, семья.

Самореализация - это процесс самосовершенствования и самопознания личности, вбирающий в себя все составляющие этой процессуальности: цель самореализации как некий ценностный эталон своего идеального-Я, средства самореализации, определяемые в свободном акте личностного выбора, результат самореализации, представляющий собой суммативный итог. Также это и результат постоянного роста и работы с внутренним потенциалом. Люди, реализовавшие внутренние ресурсы своей сущности, обычно характеризуются как «состоявшиеся» в жизни. Однако это не самопроизвольный процесс: он требует постоянного движения от наличного к возможному: самореализация - это своего рода «переход к осознанию своей онтологичности, укорененности в бытии, не только своей действительности, наличного бытия, но и реальности, то есть бытия потенциального, возможного, подлинного [1; с. 30].

Возникает резонный вопрос о способах самореализации личности. Какими инструментами пользуется человек, чтобы достичь общественного признания и занять свое место в жизни? Их множество: карьера, семья, творчество, наука, спорт, глобальная сеть и мировое информационное пространство. «Человек с рождения помещен в пространство социальной необходимости с готовыми нормами существования и необходимо должен

самоопределиться в мире, выбрать для себя принципы поведения, смысложизненные ориентиры. Осуществление этого самопоиска есть проявление свободы человека; таким образом, человек вынужден решать, но в решении он свободен» [2; с. 9]. Выйдя в большой социальный мир, человек оказывается перед выбором множества вариантов самореализации, не осознавая того, что несмотря на многослойность человеческой сущности, в ней есть системообразующее ядро, составляющее средоточие идеального Я, ждущего своей актуализации.

Всем знакомо противостояние карьерных амбиций человека с потребностями самореализации в семье, когда человек вынужден выбирать между карьерой и семьей. Молодость амбициозна, она жаждет побед и великих свершений, поэтому большинству молодых людей - и совершенно справедливо - кажется более разумным приложить максимум усилий для завоевания социальных высот. Обычно через некоторое время этот этап проходит и сменяется ценностями не менее земными, но более душевными: семья, дети, эмоциональная теплота, забота и т.д. Бывает и другой вариант, когда карьере противопоставляется самореализация иных сущностных сил, не сводящихся ни к профессиональным, ни семейным, например, творческим. Но идея, в общем-то, та же: материальное богатство - не главное в жизни, гораздо важнее раскрыть весь потенциал духовного богатства своей уникальной самоценной личности. Успешная карьера, властный и материальный статус не являются самоцелью: они лишь позволяют человеку решать его внутреннюю проблему. Речь идет о чувстве неполноценности и стремлении его преодолеть: человек, взрослея, под грузом неудач, ошибок, обид, страхов теряет врожденное ощущение самоценности, потенциального самосовершенства и находится в постоянном поиске своей подлинности, выборе идеального совершенного Я, реализовавшего все потенции своей сущности: «Человек непредзадан, свободен, открыт, незавершен; он всегда - становление» [3; с. 136]. Как пишет Аскарова Г.Б., «родившись, он только начинает свой долгий путь к самому себе» [4; с. 137].

И здесь становится очевидной безусловная эффективность предлагаемых карьере альтернатив самореализации: именно здоровые семейные отношения включают человека в ценностный состав подлинного бытия и позволяют избавиться от чувства одиночества, неполноценности, несовершенности, незавершенности не только гораздо более эффективно, чем любая карьера, но и с меньшими энергетическими затратами. Философы обосновали эту мысль еще в далекой древности, психологи же доказали ее истинность только недавно. Тем не менее, между карьерой, семьей и самореализацией нет принципиальной разницы: и одно, и другое, и третье - это все те же попытки утолить потребность в любви, принятии и понимании; и самым естественным способом удовлетворения этой

потребности является именно семья - первокирпичик общественных связей и отношений.

Семейные отношения - это первостепенный элемент, характеризующий любое общество. Семейная жизнь, напрямую связанная с продолжением человеческого рода и предопределяющая судьбу человечества, касается всего социума, качества его жизни. Каждый человек хочет быть счастлив (получать наивысшее удовольствие), несмотря на существенные различия в субъективном понимании счастья. Однако практически невозможно быть счастливым (как бы ни понималось, ощущалось это состояние) независимо ни от кого другого, прежде всего от близких людей или от одного близкого человека. Надо отметить, что сочетание понятий семья и счастье, как сопутствующих друг другу, появилось не так давно, скорее всего, лишь в конце Х1Х столетия.

Самореализация в семье - это раскрытие себя как личности в самых разнообразных сферах семейной деятельности: хозяйственно-бытовой, экономической, рекреационной, педагогической, образовательной и т. д. Каждый может достичь личностных высот в том, к чему он больше склонен. А если нет ни одного из нужных качеств? Во-первых, такого быть не может, потому что каждый человек чем-то одарен. Во-вторых, можно научиться тому, чему хочется.

Семейный человек сравним с деревом, у которого есть корневая система, помогающая ему устоять при разных неблагоприятных воздействиях. Мы никогда не выпадаем из семейных взаимоотношений. Даже круглый сирота есть продолжение своего рода. Важно чувствовать корни своего рода и выставлять акценты в самореализации на каждой ступени данного уровня. Первым делом нужно пройти важнейший процесс осознания себя как мужчины или женщины. Принять и полюбить себя таким, какой ты есть в данное время, со всеми проблемами и недостатками (еще один повод почувствовать себя счастливым). Именно принятие себя дает возможность развития и самосовершенствования, а не самобичевание и отрицание права на свою уникальность.

В семье осуществляется становление социальных качеств ребенка, то есть его первичная социализация, вписывающая его в многослойность общественной жизни под лозунгами солидарности, трудолюбия, ответственности за совместное бытие. Между тем, современная система воспитания не справляется с задачами социализации: «Если принять во внимание весь арсенал современных воспитательных средств (игровые компьютерные технологии, доступность любых интернет-ресурсов, фильмы-боевики, детские «мыльные оперы»), то с полным на то основанием можем заявить, что в подавляющем своем большинстве они направлены на стимулирование психологических механизмов агрессивности, индивидуализма, праздности и гедонизма» [5]. В этой атмосфере всеобщего

отчуждения на семью возлагается ответственность за создание пространства любви, свободы, уважения, как прообраза более широкого пространства социального взаимодействия, ведь «именно в поле социального взаимодействия начинается становление личности, ее самоопределение как выстраивание собственного жизненного пространства на базе культурно детерминированных, общих, и частных, индивидуализированных, смыслов и ценностей» [6; с. 189]. И только тогда, когда человек будет вписан в мир многочисленными нитями любви как безусловно ценная во множестве единица мира, сработает давно известная и такая эффективная формула счастья: ВЕРИТЬ + НАДЕЯТЬСЯ + ЛЮБИТЬ = БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ.

Использованные источники:

1. Сабекия Р.Б. Философия любви: основания самореализации человека: Автореф. ... дис. докт. филос. наук. Уфа, 2007. 44 с.

2. Аскарова Г.Б. Этико-педагогическая система формирования социально-нравственной ориентации подростков: Дис. ... д-ра пед.наук. Майкоп, 2006 . 334 с.

3. Сабекия Р.Б. Самореализация личности: Онтология, гносеология, аксиология любви / Р.Б. Сабекия. М.: Наука, 2007. 260 с.

4. Аскарова Г.Б. Парадигмальные основания современного образования // Высшее образование в России. 2011. № 1. С. 137-142.

5. Аскарова Г.Б., Сабекия Р.Б. Роль искусства в формировании духовности личности // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6; URL: http://www.science-education.ru/120-16968 (дата обращения: 20.01.2015).

6. Аскарова Г.Б., Сабекия Р.Б. Самость человека и этапы его становления // Экономика и социум. 2015. № 1-1 (14). С. 186-189. Сайт: www.iupr.ru

Петрова Н.А. соискатель

Российский государственный гуманитарный университет

Россия, г. Москва ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ТЕРРИТОРИЯМИ, ПОДВЕРЖЕННЫХ ОПУСТЫНИВАНИЮ

Изучены и проанализированы современные научные подходы к управлению территориями, подверженных опустыниванию. Рассмотрена сущность понятия «опустынивание». Представлены российские регионы, наиболее подверженные опустыниванию, показаны их основные проблемы. Предложены мероприятия и основные управленческие подходы для борьбы с опустыниванием на различных региональных уровнях.

Ключевые слова: опустынивание, управление, территория, ландшафтное планирование, экологический каркас, экологический менеджмент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.