Научная статья на тему 'ИДЕЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ'

ИДЕЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
205
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аскарова Г.Б., Сабекия Р.Б.

В статье представлен анализ идеи становления человека как существа потенциального в актуальное с позиции гуманистической психологии. Обосновано, что концептуальной базой понимания процесса самореализации человека в рамках гуманистической психологии является философия экзистенциализма. Дано определение самореализации как самодостраивания человеком своего потенциального «Я» до идеального образа истинного «Я».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИДЕЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ»

Аскарова Г.Б., к.п.н. доцент, профессор кафедра психологии и педагогики Сабекия Р.Б., д.ф.н. доцент, профессор кафедра философии права и социальных наук Башкирский госуниверситет Стерлитамакский филиал Россия, г. Стерлитамак ИДЕЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ

ПСИХОЛОГИИ

Аннотация: В статье представлен анализ идеи становления человека как существа потенциального в актуальное с позиции гуманистической психологии. Обосновано, что концептуальной базой понимания процесса самореализации человека в рамках гуманистической психологии является философия экзистенциализма. Дано определение самореализации как самодостраивания человеком своего потенциального «Я» до идеального образа истинного «Я».

Ключевые слова: сущность человека, самореализация, самоактуализация.

Современный научно-технический прогресс настолько возвысил человека над природным миром, сделав его могущественным правителем Земли, ее недр и околоземного пространства, что оторвал человека от его природных корней, лишив естественных оснований бытия и возможности эффективного управления не только внешним, но и собственным внутренним миром. Нарастающие процессы тотального отчуждения человека от природы, общества, самого себя обнажили трагическую одинокость, неполноценность, то есть неполноту и обесценивание человеческой экзистенции. Ситуация грозящей потери человеком самого себя, своей сущностной определенности как существа, невозможного вне его органической включенности в мир инакового, другого, необходимо породила всплеск философских, психологических, социологических поисков объективно-онтологических и субъективно-личностных источников подлинности и смыслообразования, способных выступать основанием процесса самореализации человека в мире.

Одним из направлений гуманитарной мысли XX века является гуманистическая психология: она основывается на экзистенциалистском тезисе «Я есть мой выбор» (Сартр): абсурдный мир, в который мы все заброшены, не оставляет нам другого выбора, как самому «выбирать» себя, строить свой мир и наполнять его собственным смыслом. Человек непредзадан, свободен, открыт, незавершен; он всегда - становление. Сущность человека состоит в его неустанном движении к саморазвитию, раскрытию себя как существа творческого и самодостаточного. Человек

должен сам «построить» себя, свою индивидуальность и собственную жизнь. Подлинная жизнь возможна лишь как наиболее полная реализация всех своих возможностей. Эта экзистенциалистская идея становления человека была положена в основу такого движения в психологической мысли XX века, как гуманистическая психология.

Возможность самостроительства, по утверждению А. Маслоу, одного из виднейших представителей этого движения, определяется природой человека - свернутой в недрах бессознательного способностью к творчеству. Базовым свойством человека он полагает желание, потребность, называя человека «существом желающим». В этом определении отражена сущностная недостаточность, незавершенность человека, его постоянная неудовлетворенность наличным, его бесконечное стремление к тому, чего пока еще нет, но может быть и желаемо им.

Маслоу утверждает, что все потребности врождены человеку в виде некой иерархической пирамиды, представленной следующими пластами: 1) биологические потребности организма; 2) потребности в защите и безопасности; 3) потребности принадлежности и любви; 4) потребности самоуважения; 5) потребности самоактуализации (потребность личностного самовоспитания и самосовершенствования). Каждая последующая ступень в иерархии потребностей снимает в себе предыдущие, причем нижние ступени, базальные, приоритетнее, в то время как высшие ступени свидетельствуют о достижении целостности и самоценности жизни человеческой индивидуальности, следовательно, о ее подлинности и осмысленности. Реализация рассматриваемой Маслоу иерархии потребностей представляет собой своеобразный процесс разворачивания спирали саморазвития человека, где пятая ступень - потребность самоактуализации - является завершением витка развития спирали, неким синтезом - возвратом к началу цепи, но на более высоком уровне: от питания внутренних органов организма - к воспитанию его внутреннего мира.

Доктор социологических наук, профессор О.Н. Козлова, обращаясь к анализу изоморфности питания и воспитания как механизмов воспроизводства индивида, отмечает: «Главная проблема ... заключается в том, как и сколько макросоциума вместится в микросоциум - личность. В качестве работающих (осуществляющих работу «вмещения») здесь выступают две основные системы - общество (вмещает-по-мещает себя, свой мир - социальный - в человека) и сам человек (вмещает-раз-мещает в себе социальный мир). Очевидно, вмещаемое не может быть материально. И тем воспитание отличается от простого питания. ... В питании человек (его организм) также играет существенную роль, обеспечивая воспроизводство организма не путем прямого помещения в нем потребляемых веществ, а превращая их в собственные» [1, с. 127]. Она же пишет: «При социализации речь идет о формировании не биологического, но социального организма

человека - не его внутренностей, но его внутреннего мира или души как субстанции, определяющей социальное качество существа, его образа, его «я». Здесь с самим «эго» происходят сложные трансформации, идет работа внутри пространства «я», на границе «я» и «не-я» [1, с. 127-128].

Действительно, когда удовлетворены базовые потребности в сохранении своей эмпирической целостности и неприкосновенности, то есть человек чувствует свою защищенность как целого, он начинает желать большего - расширения границ телесной данности, органического включения в целостность большего порядка, будь то семья, коллектив сверстников или другая социальная группа. На этой стадии приоритетным оказывается желание человека быть частью некоего упорядоченного мира, принадлежащим какому-либо большему, чем он сам, фрагменту универсума.

К. Роджерс, как и А. Маслоу, исходит из факта признания неограниченного позитивного потенциала природы человека. Этот врожденный потенциал вызывается к жизни особым механизмом саморегуляции человека, который Роджерс определяет как «тенденция к актуализации». Если у Маслоу потребность актуализации занимает высшую ступень в иерархии врожденных витальных потребностей человека, то у Роджерса нет никакой иерархической системы: актуализация -единственный мотивационный механизм, направленный на сохранение и развитие человеком себя, выявление и реализацию того совершенного Я, что в свернутом виде от природы хранится в человеческой душе. Тем самым, низшие базальные потребности, о которых говорил Маслоу, у Роджерса представлены как различные уровни проявления тенденции актуализации. В частности, потребность в удовлетворении чувства голода есть выражение мотива актуализации: чувство голода заявляет о себе с единственной целью - наглядно продемонстрировать необходимость сохранения (актуализации) человека как биологического существа. Высшей ступенью актуализации, по Роджерсу, является тенденция самоактуализации, то есть не просто процесс физиологического сохранения жизни и совершенствования инструментальных способностей, необходимых для успешной жизнедеятельности, а именно «процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью» [3, с. 537].

Итак, самореализация (или самоактуализация) понимается представителями гуманистической психологии и экзистенциальной философии как вечное движение человека в течение целой жизни к самосовершенствованию, к самодостраиваниию собственного Я до образа гармонии и целостности универсума, организующегося в упорядоченное совершенство из первородного хаоса. Тем самым, «созданный природой «человеческий материал» - это всего лишь потенция человека, нуждающаяся в оформлении в полноценного человека посредством его включения в единое поле культурно-исторической деятельности человечества» [2, с. 139].

Сущность человека, таким образом, реализуется только в обществе. Тем самым, существование индивида становится подлинно человеческим, когда в нем с той или иной степенью полноты реализуется родовая сущность человека. Процесс становления человеческой экзистенции как осуществления в единичном, уникальном существовании всеобщей родовой сущности происходит не самопроизвольно, а только при условии творческой активности человека на пути сознательного выстраивания самого себя и окружающего мира.

Использованные источники:

1.Козлова О.Н. Социализация в поле безнадежности и за его пределами. Социально-гуманитарные знания. - 2002. - № 2. - С. 126-139.

2.Сабекия Р.Б. Самореализация личности: Онтология, гносеология, аксиология любви / Р.Б. Сабекия. - М.: Наука, 2007. - 260 с.

3.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997. - 608 с.

Бирюкова М. В., к.п.н.

доцент

"Российский государственный торгово-экономический

университет" Россия, г. Серпухов ПОНЯТИЕ "КОМПЕТЕНТНОСТЬ" И "КОМПЕТЕНЦИЯ" В

СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ Значительные социально-экономические преобразования в нашей стране и в мире в целом требуют широкомасштабную модернизацию образования. В Концепции модернизации российского образования подчеркивается, что "развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны" [9]. Новая парадигма образования должна быть ориентирована на формирование потребностей в постоянном пополнении и обновлении знаний, совершенствовании умений и навыков, их закреплении и превращении в компетенции. [2], [4].

Анализ публикаций педагогической периодики за последние 5 лет показывает чрезвычайную актуальность вопросов качества образования, которое оценивается в терминах компетенция и компетентность. Всплеск популярности данных терминов связан с интеграционными процессами в системе европейского образования, отражающими стремление добиться наибольшего его соответствия реалиям глобальной экономики и сделать выпускников европейских учебных заведений разного уровня максимально конкурентоспособными на мировом рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.