отчуждения на семью возлагается ответственность за создание пространства любви, свободы, уважения, как прообраза более широкого пространства социального взаимодействия, ведь «именно в поле социального взаимодействия начинается становление личности, ее самоопределение как выстраивание собственного жизненного пространства на базе культурно детерминированных, общих, и частных, индивидуализированных, смыслов и ценностей» [6; с. 189]. И только тогда, когда человек будет вписан в мир многочисленными нитями любви как безусловно ценная во множестве единица мира, сработает давно известная и такая эффективная формула счастья: ВЕРИТЬ + НАДЕЯТЬСЯ + ЛЮБИТЬ = БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ.
Использованные источники:
1. Сабекия Р.Б. Философия любви: основания самореализации человека: Автореф. ... дис. докт. филос. наук. Уфа, 2007. 44 с.
2. Аскарова Г.Б. Этико-педагогическая система формирования социально-нравственной ориентации подростков: Дис. ... д-ра пед.наук. Майкоп, 2006 . 334 с.
3. Сабекия Р.Б. Самореализация личности: Онтология, гносеология, аксиология любви / Р.Б. Сабекия. М.: Наука, 2007. 260 с.
4. Аскарова Г.Б. Парадигмальные основания современного образования // Высшее образование в России. 2011. № 1. С. 137-142.
5. Аскарова Г.Б., Сабекия Р.Б. Роль искусства в формировании духовности личности // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6; URL: http://www.science-education.ru/120-16968 (дата обращения: 20.01.2015).
6. Аскарова Г.Б., Сабекия Р.Б. Самость человека и этапы его становления // Экономика и социум. 2015. № 1-1 (14). С. 186-189. Сайт: www.iupr.ru
Петрова Н.А. соискатель
Российский государственный гуманитарный университет
Россия, г. Москва ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ТЕРРИТОРИЯМИ, ПОДВЕРЖЕННЫХ ОПУСТЫНИВАНИЮ
Изучены и проанализированы современные научные подходы к управлению территориями, подверженных опустыниванию. Рассмотрена сущность понятия «опустынивание». Представлены российские регионы, наиболее подверженные опустыниванию, показаны их основные проблемы. Предложены мероприятия и основные управленческие подходы для борьбы с опустыниванием на различных региональных уровнях.
Ключевые слова: опустынивание, управление, территория, ландшафтное планирование, экологический каркас, экологический менеджмент
Актуальность работы обусловлена тем, что опустынивание сегодня является одной из самых значимых глобальных проблем человечества и борьба с ним ведется уже многие десятилетия, как на национальном, так и на региональном уровнях многих стран мира.
Цель работы состоит в изучении и анализе современных научных подходов к управлению территориями, подверженных процессам опустынивания и разработке предложений и рекомендаций по совершенствованию механизма управления такими территориями.
Впервые термин «опустынивание» был использован рядом ученых (Г.Н. Высоцкий, Б.А. Келлер) еще в начале XX в. и обозначал процесс смены растительного покрова на пастбищах в результате выпаса. Впоследствии А. Обревиль предложил более расширенное понятие опустынивания, в которое включил возникновение и развитие процессов водной и ветровой эрозии почв, происходящих вследствие нерациональной хозяйственной деятельности [1].
В настоящее время большинство авторов под опустыниванием понимают деградацию земель в аридных (засушливых), семиаридных (полузасушливых) и сухих субгумидных областях, в результате действия различных факторов, включая изменения климата и деятельность человека.
Территории, подверженные опустыниванию, определяются как области, помимо полярных и субполярных районов, в которых отношение среднего ежегодного уровня осадков к потенциальной эвапотранспирации колеблется в диапазоне от 0,05 до 0,65 [2].
Подверженность процессам опустынивания наблюдается во многих природных зонах нашей планеты и обуславливается, кроме влияния природных факторов, постоянно возрастающим антропогенным воздействием на ландшафты. В настоящее время прогрессирующее опустынивание захватывает площадь в 3,6 млрд. га земель, что угрожает благополучию 15 % населения Земли [3].
В Российской Федерации (РФ) земли, охваченные опустыниванием, занимают в республиках Калмыкия и Дагестан, а также Астраханской, Волгоградской и Ростовской областях до 50 % территории; в Алтайском крае - до 37 %; на равнинной части Республики Тыва - до 15 % территории [4, 5]. Территории, предрасположенные к развитию опустынивания, выявлены также в Краснодарском и Ставропольском краях, республиках Хакасия и Бурятия, Воронежской, Саратовской, Курской, Самарской, Белгородской, Оренбургской, Омской, Челябинской, Новосибирской, Кемеровской и Читинской областях.
Следует учитывать, что в результате опустынивания территорий создается множество социальных и демографических проблем не только в очагах опустынивания, но и на прилегающих территориях, а именно
неблагоприятное изменение основных сред жизнеобеспечения, приводящее к росту уровня заболеваний населения, падению урожайности сельхозкультур, продуктивности скота и другим негативным процессам.
Интегральный эколого-экономический ущерб от опустынивания угодий аридного пояса России по экспертной оценке составляет 0,7-1,0 млрд. долл США в год на протяжении последних 20 лет [6].
В России на территориях, подверженных опустыниванию, проживает около 50 % населения и производится более 70 % сельскохозяйственной продукции [1], что предопределяет высокую социальную и экономическую значимость решения проблемы опустынивания.
Научно обоснованное управление территориями, подверженных опустыниванию и борьба с ним, осуществляемые на основе систематического контроля, оценки и учета состояния и динамики опустынивания земель является актуальной государственной проблемой РФ и требует своего решения, которое необходимо осуществлять как в рамках международной и специальной федеральной программ, так и в рамках региональных программ по борьбе с опустыниванием земель.
На глобальном уровне в настоящее время принята Международная «Конвенция по борьбе с опустыниванием в странах, испытывающих засуху и/или опустынивание, особенно в Африке» [7]. Эта Конвенция вступила в действие в январе 1997 г. и ее участниками в настоящее время являются более 100 стран мира.
На федеральном и региональном уровнях РФ разработаны:
1. Федеральная целевая программа РФ по борьбе с опустыниванием.
2. Субрегиональные программы действий по борьбе с опустыниванием земель (разработанные в 1992-2002 гг.) [4, 5]. Положительное значение имела представленная программа действий по борьбе с опустыниванием в Калмыкии, Дагестане, Волгоградской, Астраханской областях, где были предложены, внедрены ряд методов и предложений, приемлемых для аридных регионов юга России [8].
В основе этих программ лежит практическое руководство по выполнению комплекса мероприятий: а) создание ландшафтно-адаптированного орошаемого земледелия; б) восстановление природной растительности кормовых угодий с оптимизацией антропогенных нагрузок; в) внедрение улучшенной системы водного хозяйства; г) кооперирование животноводства и земледелия с целью организации страховых запасов для скота на периоды засухи; д) внедрение системы борьбы с эрозией почв и осуществление мер по восстановлению эродированных земель; е) развитие работ по лесоразведению и закреплению подвижных песков и др. [8].
3. Региональная экологическая схема борьбы с опустыниванием -документ, призванный содействовать сохранению ландшафтно-экологического равновесия на территории конкретного региона и
регулированию природных процессов в целях удовлетворения растущих потребностей населения [3].
Первоочередными задачами на региональном уровне являются создание государственной системы информационного обеспечения, включая картографирование и мониторинг, оценку и кадастровый учет земель, подверженных опустыниванию. Эта система должна базироваться на единой научной нормативно-методологической основе и включать систему показателей и критериев оценки состояния и динамики опустынивания земель.
На уровне муниципальных образований РФ предлагается использование более конкретных практических инструментов и методов управления территориями, способствующих борьбе с опустыниванием земель. Целесообразно их включение в схемы территориального планирования муниципальных образований РФ.
Выделим среди них наиболее эффективные, которые учитывают как экологические, так и социально-экономические аспекты управления, в первую очередь, в аграрном природопользовании, поскольку в России именно на землях, подверженных опустыниванию, производится около 80 % первичной сельскохозяйственной продукции страны [9].
1. Ландшафтное планирование, с помощью которого осуществляется функциональное зонирование территории; для каждой зоны определяются режимы природопользования, разрабатываются меры по оптимизации ландшафтов. Такой подход позволяет сконцентрировать производство сельскохозяйственной продукции на наиболее продуктивных и рентабельных землях и в то же время сохранить природные и полуприродные ландшафты для поддержания экологического равновесия [10].
Современные модели ландшафтного планирования объединяет наличие в их составе следующих обязательных этапов: оценки существующих условий, постановки целей и задач, рассмотрения альтернативных вариантов развития, принятия решений, а также разработки итогового документа - ландшафтного плана [11].
Внесение раздела «ландшафтное планирование» в схемы территориального планирования муниципальных районов позволит реализовать ландшафтно-экологические подходы к решению таких насущных проблем российского территориального планирования, как недоучет ландшафтной специфики территории и устойчивости геосистем к различным антропогенным воздействиям; отсутствие внимания к созданию экологически оптимальной структуры землепользования,
сбалансированному соотношению сильно и слабо преобразованных земель и выделению охраняемых участков территорий с особо ценными и значимыми природными ландшафтами [11]. Решение этих проблем на опустыненных
территориях будет способствовать борьбе с их дальнейшей деградацией.
2. Формирование экологического каркаса территории, то есть совокупности ее экосистем с индивидуальным режимом природопользования для каждого участка, образующих пространственно организованную инфраструктуру, которая поддерживает экологическую стабильность территории, предотвращая потерю биоразнообразия и деградацию ландшафта [12].
Выполнение функций экологического каркаса напрямую зависит от эффективности управления. Оно включает: мониторинг, сведение информации в кадастр, анализ различных вариантов управленческих решений, прогнозирование и принятие оптимального, контроль соблюдения режимов и др.
3. Кластерно-синергетический влагосберегающий системно-целостный подход в аграрном природопользовании способствует созданию высокобиологизированных эколого- и эрозионно-безопасных катенных консолидированных агроэколандшафтов и бассейновых межхозяйственных агроэколандшафтов-агроэкополисов [13].
В основе этого подхода лежит целостная система влагонакопительных, влагосберегающих и гидромелиоративных мер, эффективных для предупреждения развития процессов опустынивания земель.
5. Экологический менеджмент, представляющий собой совокупность мер регулирования состояния системы в целях сохранения ее устойчивости
[15].
В качестве инструментов экономического стимулирования природоохранной деятельности хозяйствующих субъектов в системе экологического менеджмента следует выделить: совершенствование региональной нормативно-правовой базы; выделение целевых кредитов, субсидий, займов на природоохранные мероприятия; финансовая поддержка малого предпринимательства, осуществляющего природоохранную деятельность; ограничение монополизма в кредитной системе; налоговые льготы, льготное кредитование экологически ориентированных видов деятельности; экологический аудит; создание научно-консультативных центров и т.д.
В рамках перечисленных инструментов управления территориями разработаны и конкретизированы системы практических мероприятий, эффективных в борьбе с опустыниванием [2, 6, 10, 12], которые включают:
- Сохранение и заповедование природных участков - хранилищ биоразнообразия.
- Внедрение ландшафтно-адаптивных систем земледелия.
- Широкое использование фитомелиорации и агролесомелиорации опустыненных земель, рекультивация заболоченных и засоленных земель
- Биологическое воспроизводство плодородия почв.
- Развитие оптимизированного пастбищного животноводства с нормированным выпасом скота.
- Восстановление нарушенных экосистем, уничтоженных деградационными процессами.
- Улучшение земель, частично затронутых процессами деградации.
- Совершенствование сети ООПТ и др.
Для успешной реализации предложенных мероприятий система управления территориями, подверженных опустыниванию должна включать в себя:
1. Распределение полномочий между уровнями управления: федеральном, региональном и муниципальном. Интеграция действий и мероприятий, осуществляемых в рамках федеральных, региональных и отраслевых программ в регионах, подверженных опустыниванию.
2. Экологизация планирования и зонирования территорий. Защита населенных пунктов от опустынивания методами агролесомелиорации.
3. Совершенствование экономических механизмов, стимулирующих действия в области борьбы с опустыниванием и предупреждения засух. Использование механизмов платы за деградацию окружающей среды, особенно в сфере землепользования.
4. Финансирование природоохранной деятельности и компенсационные механизмы последствий опустынивания.
5. Экологическая экспертиза и механизмы экологического контроля (экологический аудит, контроль за состоянием природных систем и земельных участков и др.).
6. Создание территориальных экологических фондов и фондов экологического страхования.
7. Экологизация налоговой системы.
8. Развитие системы образования, просвещения и информационного обмена.
9. Вовлечение населения, неправительственных организаций и фондов в решение проблемы опустынивания.
Анализ основных подходов к управлению территориями, подверженных опустыниванию, показывает, что необходим системный подход к их реализации. Недостаточно использовать какой-то один подход или выборочно применять единичные мероприятия, направленные на борьбу с опустыниванием. Для каждой территории требуется разработка системы мероприятий, адаптированной к ее природным и социально-экономическим условиям, а также единое законодательное, финансово-кредитное и информационное обеспечение на всех уровнях территориального управления: федеральном, региональном и муниципальном.
Использованные источники: 1. Гунин П.Д., Микляева И.М. Современные процессы деградации и
опустынивания экосистем восточноазиатского сектора степей и лесостепей // Современные глобальные изменения природной среды. - М.: Научный мир, 2006. - Т. 2. - С. 389-412.
2. Куст Г.С., Глазовский Н.Ф., Андреева О.В., Шевченко Б.П., Добрынин Д.В. Основные результаты по оценке и картографированию опустынивания в Российской Федерации // Аридные экосистемы. - 2002. - № 16. - Т. 8. - С. 727.
3. Бедердинов Д.Р. Опустынивание и борьба с ним с ландшафтно-экологических позиций: автореферат диссертации... канд. геогр. наук. - М., 2001. - 25 с.
4. Субрегиональная национальная программа действий по борьбе с опустыниванием для юго-востока Европейской части Российской Федерации. - Волгоград: ВНИАЛМИ, 1999. - 314 с.
5. Субрегиональная национальная программа действий по борьбе с опустыниванием для Западной Сибири. - Волгоград, 2000. - 250 с.
6. Ташнинова Л.Н. Опустынивание в Калмыкии и социально-экологические аспекты охраны почв // Почвоведение: история, социология, методология. -М.: Наука, 2005. - С. 418-423.
7. Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием. - Женева, 1996. - 78 с.
8. Залибеков З.Г. Аридные земли мира и их динамика в условиях современного климатического потепления // Аридные экосистемы. - 2011. -№ 1 (46). - Т. 17. - С. 5-13.
9. Куст Г.С. Еще раз об использовании и трактовке термина «опустынивание» в России // Аридные экосистемы. - 2011. - № 4 (49). - Т. 17. - С. 5-13.
10. Орлова И.В. Опустынивание в степной зоне Алтайского края: проблемы и пути их решения // Мелиорация и водное хозяйство. - 2005. - № 1. - С. 1315.
11. Орлова И.В. Возможности внедрения методов ландшафтного планирования в российские схемы территориального планирования муниципальных районов // География и природные ресурсы. - 2014. - № 2. -С. 167-173.
12. Елизаров А.В. Экологический каркас - стратегия степного природопользования XXI века // Самарская Лука. - 2008. - № 2 (24). - Т. 17. - С. 289-317.
13. Панов В.И. Кластерно-синергетическое влагосберегающее агроприродопользование с лесофитомелиорацией // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса. - 2012. - № 2 (26). - С. 67-73.
14. Игнатов В.Г., Микрюкова М.Н. Управление экологизацией экономического развития территорий // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2013. - № 1. - С. 21-32.