Научная статья на тему 'Управление земельными ресурсами в регионах, подверженных опустыниванию'

Управление земельными ресурсами в регионах, подверженных опустыниванию Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
119
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ОПУСТЫНИВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ / ЛАНДШАФТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАРКАС / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Етрова Н.А.

Рассмотрены основные проблемы управления земельными ресурсами регионов, территории которых подвержены процессам опустынивания. Предложены основные принципы управления в таких регионах и разработана система мероприятий, направленная на борьбу с опустыниванием земель на различных региональных уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление земельными ресурсами в регионах, подверженных опустыниванию»

УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ В РЕГИОНАХ, ПОДВЕРЖЕННЫХ ОПУСТЫНИВАНИЮ

© Петрова Н.А.1

Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва

Рассмотрены основные проблемы управления земельными ресурсами регионов, территории которых подвержены процессам опустынивания. Предложены основные принципы управления в таких регионах и разработана система мероприятий, направленная на борьбу с опустыниванием земель на различных региональных уровнях.

Ключевые слова: управление, опустынивание земель, ландшафтное планирование, экологический каркас, экологический менеджмент.

Актуальность работы обусловлена тем, что земельные ресурсы всего мира подвергаются мощному антропогенному воздействию, которое сопровождается многими негативными процессами, обусловленными дополнительным действием природных факторов. Речь идет о таком явлении, как опустынивание земель. Борьба с ним ведется уже многие десятилетия, как на национальном, так и на региональном уровнях разных стран мира.

Цель работы состоит в изучении и анализе современных научных подходов к управлению земельными ресурсами регионов, подверженных процессам опустынивания и разработке предложений и рекомендаций по совершенствованию механизма управления такими территориями.

В настоящее время большинство авторов под опустыниванием понимают деградацию земель в аридных (засушливых), семиаридных (полузасушливых) и сухих субгумидных областях, в результате действия различных факторов, включая изменения климата и деятельность человека.

Прогрессирующее опустынивание уже захватывает площадь в 3,6 млрд. га земель, что угрожает благополучию 15 % населения Земли [1].

В Российской Федерации (РФ) земли, охваченные опустыниванием, занимают в республиках Калмыкия и Дагестан, а также Астраханской, Волгоградской и Ростовской областях до 50 % территории; в Алтайском крае - до 37 %; на равнинной части Республики Тыва - до 15 % территории [2, 3]. Территории, предрасположенные к развитию опустынивания, выявлены также в Краснодарском и Ставропольском краях, республиках Хакасия и Бурятия, Воронежской, Саратовской, Курской, Самарской, Белгородской, Оренбургской, Омской, Челябинской, Новосибирской, Кемеровской и Читинской областях.

1 Соискатель.

Следует учитывать, что в результате опустынивания территорий создается множество социальных и демографических проблем не только в очагах опустынивания, но и на прилегающих территориях, а именно: неблагоприятное изменение основных сред жизнеобеспечения, приводящее к росту уровня заболеваний населения, падению урожайности сельхозкультур, продуктивности скота и другим негативным процессам.

Научно обоснованное управление территориями, подверженных опустыниванию и борьба с ним, осуществляемые на основе систематического контроля, оценки и учета состояния и динамики опустынивания земель является актуальной государственной проблемой РФ и требует своего решения, которое необходимо осуществлять как в рамках международной и специальной федеральной программ, так и в рамках региональных программ по борьбе с опустыниванием земель.

На глобальном уровне в настоящее время принята Международная «Конвенция по борьбе с опустыниванием в странах, испытывающих засуху и/или опустынивание, особенно в Африке» [4].

На федеральном и региональном уровнях РФ разработаны:

1. Федеральная целевая программа РФ по борьбе с опустыниванием.

2. Субрегиональные программы действий по борьбе с опустыниванием земель (разработанные в 1992-2002 гг.) [2, 3]. Положительное значение имела представленная программа действий по борьбе с опустыниванием в Калмыкии, Дагестане, Волгоградской, Астраханской областях, где были предложены, внедрены ряд методов и предложений, приемлемых для аридных регионов юга России [5].

В основе этих программ лежит практическое руководство по выполнению комплекса мероприятий [5]: а) создание ландшафтно-адаптированного орошаемого земледелия; б) восстановление природной растительности кормовых угодий с оптимизацией антропогенных нагрузок; в) внедрение улучшенной системы водного хозяйства; г) кооперирование животноводства и земледелия с целью организации страховых запасов для скота на периоды засухи; д) внедрение системы борьбы с эрозией почв и осуществление мер по восстановлению эродированных земель; е) развитие работ по лесоразведению и закреплению подвижных песков и др.

3. Региональная экологическая схема борьбы с опустыниванием - документ, призванный содействовать сохранению ландшафтно-экологического равновесия на территории конкретного региона и регулированию природных процессов в целях удовлетворения растущих потребностей населения [1].

Первоочередными задачами на региональном уровне являются создание государственной системы информационного обеспечения, включая картографирование и мониторинг, оценку и кадастровый учет земель, подверженных опустыниванию. Эта система должна базироваться на единой научной нормативно-методологической основе и включать систему показателей и критериев оценки состояния и динамики опустынивания земель.

На уровне муниципальных образований РФ предлагается использование более конкретных практических инструментов и методов управления территориями, способствующих борьбе с опустыниванием земель. Целесообразно их включение в схемы территориального планирования муниципальных образований РФ.

Выделим среди них наиболее эффективные, которые учитывают как экологические, так и социально-экономические аспекты управления:

1. Ландшафтное планирование - инструмент оценки земель в широком смысле этого слова, включая их геополитическое положение, стратегические перспективы использования, адаптацию требований к их использованию в соответствии с мировыми стандартами [6].

Научную основу ландшафтного планирования составляют ландшафтные исследования и оценка территориальной дифференциации природно-ресурсного потенциала определенной территории. Именно масштаб административного района обеспечивает как достаточную детальность исследований ландшафтной структуры территории, так и оптимальную генерализацию результатов комплексной оценки территории. Кроме того, районный уровень обеспечивает единство и непротиворечивость в принятии управленческих решений в области рационального природопользования, так как является субъектом местного самоуправления [7].

С помощью ландшафтного планирования возможно объединение различных ведомств и политиков, принимающих решения на разных уровнях управления, а также вовлечение в процесс планирования общественности и местного населения посредством доступности и информативности разрабатываемых документов.

2. Функциональное зонирование территории - создание модели расчленения пространства по режимам использования территории. В результате выделяются зоны с различным режимом использования земельных ресурсов территории [7]: зоны с экономически целесообразным использованием, зоны использования земель в режиме сохранения, зоны экологически адаптивного использования земель и др.

3. Формирование экологического каркаса территории, то есть совокупности ее экосистем с индивидуальным режимом природопользования для каждого участка, образующих пространственно-организованную инфраструктуру, которая поддерживает экологическую стабильность территории, предотвращая потерю биоразнообразия и деградацию ландшафта [8].

Выполнение функций экологического каркаса напрямую зависит от эффективности управления. Оно включает: мониторинг, сведение информации в кадастр, анализ различных вариантов управленческих решений, прогнозирование и принятие оптимального, контроль соблюдения режимов и др.

4. Кластерно-синергетический влагосберегающий системно-целостный подход в аграрном природопользовании способствует созданию высокобио-

логизированных эколого- и эрозионно-безопасных катенных консолидированных агроэколандшафтов и бассейновых межхозяйственных агроэколандшаф-тов-агроэкополисов [9]. В основе этого подхода лежит целостная система вла-гонакопительных, влагосберегающих и гидромелиоративных мер, эффективных для предупреждения развития процессов опустынивания земель.

5. Экологический менеджмент, представляющий собой совокупность мер регулирования состояния системы в целях сохранения ее устойчивости [10].

В качестве инструментов экономического стимулирования природоохранной деятельности хозяйствующих субъектов в системе экологического менеджмента следует выделить: совершенствование региональной нормативно-правовой базы; выделение целевых кредитов, субсидий, займов на природоохранные мероприятия; финансовую поддержку малого предпринимательства, осуществляющего природоохранную деятельность; ограничение монополизма в кредитной системе; налоговые льготы, льготное кредитование экологически ориентированных видов деятельности; экологический аудит; создание научно-консультативных центров и т.д.

Для успешной реализации предложенных мероприятий система управления территориями, подверженных опустыниванию должна включать в себя:

1. Распределение полномочий между уровнями управления: федеральный, региональный и муниципальный. Интеграция действий и мероприятий, осуществляемых в рамках федеральных, региональных и отраслевых программ в регионах, подверженных опустыниванию.

2. Экологизация планирования и зонирования территорий. Защита населенных пунктов от опустынивания методами агролесомелиорации.

3. Совершенствование экономических механизмов, стимулирующих действия в области борьбы с опустыниванием и предупреждения засух. Использование механизмов платы за деградацию окружающей среды, особенно в сфере землепользования.

4. Финансирование природоохранной деятельности и компенсационные механизмы последствий опустынивания.

5. Экологическая экспертиза и механизмы экологического контроля (экологический аудит, контроль за состоянием земельных участков и др.).

6. Создание территориальных экологических фондов и фондов экологического страхования.

7. Экологизация налоговой системы.

8. Развитие системы образования, просвещения и информационного обмена.

Анализ основных подходов к управлению территориями, подверженных опустыниванию, показывает, что необходим системный подход к их реализации. Для каждой территории требуется разработка системы мероприятий, адаптированной к ее природным и социально-экономическим условиям, а также единое законодательное, финансово-кредитное и информационное

обеспечение на всех уровнях территориального управления: федеральном, региональном и муниципальном.

Список литературы:

1. Бедердинов Д.Р. Опустынивание и борьба с ним с ландшафтно-экологических позиций: автореферат дисс.... канд. геогр. наук. - М., 2001. - 25 с.

2. Субрегиональная национальная программа действий по борьбе с опустыниванием для юго-востока Европейской части Российской Федерации. - Волгоград: ВНИАЛМИ, 1999. - 314 с.

3. Субрегиональная национальная программа действий по борьбе с опустыниванием для Западной Сибири. - Волгоград, 2000. - 250 с.

4. Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием. - Женева, 1996. - 78 с.

5. Залибеков З.Г. Аридные земли мира и их динамика в условиях современного климатического потепления // Аридные экосистемы. - 2011. -№ 1 (46), Т. 17. - С. 5-13.

6. Ландшафтное планирование: инструменты и опыт применения / А.Н. Антипов, В.В. Кравченко, Ю.М. Семенов и др. - Иркутск: Изд-во Института географии СО РАН, 2005. - 165 с.

7. Орлова И.В. Методика ландшафтного планирования сельскохозяйственного природопользования // Экологический анализ региона (теория, методы, практика): сб. научных тр. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2000. -С. 225-232.

8. Елизаров А.В. Экологический каркас - стратегия степного природопользования XXI века // Самарская Лука. - 2008. - № 2 (24), Т. 17. - С. 289-317.

9. Панов В.И. Кластерно-синергетическое влагосберегающее агропри-родопользование с лесофитомелиорацией // Известия Нижневолжского аг-роуниверситетского комплекса. - 2012. - № 2 (26). - С. 67-73.

10. Игнатов В.Г., Микрюкова М.Н. Управление экологизацией экономического развития территорий // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2013. - № 1. - С. 21-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.