————— СИСТЕМНОЕ ИЗУЧЕНИЕ АРИДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ —==———
УДК 502:061
ПАРАДИГМА ОПУСТЫНИВАНИЯ: 40 ЛЕТ РАЗВИТИЯ И ГЛОБАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ1
© 2017 г. И.С. Зонн *, Г.С. Куст ** ***, О.В. Андреева *****
*'Московский университет им. С.Ю. Витте
Россия, 115432, г. Москва, 2-й Кожуховский проезд, д.12, стр. 1. E-mail: [email protected] **Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Россия, 119992, г. Москва, Ленинские горы, д. 1.
***Институт географии Российской Академии наук E-mail: [email protected]; [email protected]
Поступила в редакцию 04.08.2016
В связи с 40-летием Конференции ООН по опустыниванию и 20-летием вступления в силу Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием (КБО ООН) дается периодизация и рассмотрены основные этапы развития международных усилий в области борьбы с опустыниванием и изменения парадигмы опустынивания. Приводится обзор инициатив КБО ООН, нуждающихся на современном этапе в серьезной научной проработке, включая активно развивающуюся концепцию нейтрального баланса деградации земель. Делается вывод о необходимости расширения мандата КБО ООН за пределы узких географических рамок аридных и засушливых регионов.
Ключевые слова: опустынивание, деградация земель, Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием, нейтральный баланс деградации земель, устойчивое землепользование, адаптация к изменениям климата.
В 2016-2017 годах исполняется две знаменательные даты, связанные с развитием концепции опустынивания: 20 лет вступления в силу КБО ООН по борьбе с опустыниванием (декабрь 1996 г.) и 40 лет проведения Конференции ООН по проблеме опустынивания (август-сентябрь 1977 г.; UN, 1977).
Проблема опустынивания возникла в основном вследствие нерационального использования и освоения природных ресурсов аридных и засушливых земель. Во многих регионах земного шара чрезмерный выпас, обезлесение, чрезмерная обработка и неудовлетворительное орошение земель ведут к их разрушению и потере биологической продуктивности. Впервые опустынивание было официально признано в числе важнейших проблем окружающей среды на Конференция ООН по проблемам окружающей человека среды в 1972 г. в Стокгольме, Швеция. Продолжительная и трагическая Судано-Сахельская засуха (перманентная катастрофа этого региона) 1968-1973 гг. в Африке и голод (погибло от 100 до 250 тыс. человек и более 1 млн. скота) подтолкнула мировое сообщество к необходимости решения проблемы опустынивания на глобальном уровне. В результате этого в 1974 г. по решению Генассамблеи ООН Программе ООН по окружающей среде (ЮНЕП) было поручено организовать и провести Конференцию ООН для обобщения и глубокого анализа негативных последствий жизнедеятельности в хрупких аридных регионах ряда стран. Комплекс этих последствий был обозначен как процесс опустынивания (Даркох, 1999).
К 1977 г. площадь земель, подверженных опустыниванию в средней и сильной степени составляла 27.1 млн. га орошаемых земель (21% их общей площади), 173.1 млн. га богарных земель (77%), 3071.6 млн. га пастбищных земель (82%; Dregne, 1984). Сегодня ситуация существенно не изменилась, а в ряде регионов мира только ухудшилась: по данным особо уязвимые засушливые
1 Работа выполнена при поддержке и в рамках НИОКР «Исследование эрозии почв и опустынивания в целях охраны почв и устойчивого использования почвенных ресурсов» (№ г.р. 116011910278 -7) и Государственного задания 0148-2014-0020 «Выявление закономерностей пространственной структуры и динамики ландшафтов под влиянием природных и антропогенных факторов для рационализации природопользования».
территории занимают 41% поверхности суши и служат местом обитания более 2.7 млрд. человек (38% от общего населения; MEA, 2005).
Что же произошло за прошедшие сорок лет? Какие выводы сделало человечество в лице своих правительств? Какие задачи, стоявшие перед наукой, были успешно решены, а что стало непреодолимой проблемой? Какие новые горизонты нуждаются в научных разработках на современном этапе мирового развития? Попробуем рассмотреть эти вопросы в их хронологическом развитии.
Становление и развитие концепции опустынивания
Этап первый (1977-1990 гг.). Становление концепции опустынивания как глобальной экологической и социально-экономической проблемы. Проблема опустынивания как новый раздел «пустыноведения» и изучения засушливых земель.
Участники Конференции ООН по проблемам опустынивания, представители 95 стран и 73 международных организаций сформулировали базовое определение опустынивания «как уменьшение или уничтожение аридных, семиаридных и некоторых субгумидных экосистем, возникающие вследствие антропогенной деятельности, что в конечном счете может привести к возникновению условий, аналогичных условиям естественной пустыни» (Толба, 1978). Влияние Конференции на развитие концепции опустынивания было колоссальным! Фактически впервые на глобальном уровне антропогенное воздействие объявлялось главной причиной и одновременно -механизмом опустынивания. Впервые было заявлено и о глобальном характере опустынивания, который был зафиксирован в представленной на конференции Мировой карте опустынивания (UNCOD, 1977) - это была первая попытка выделения не только мест, уже подверженных деградации земель, но и районов с потенциальной опасностью опустынивания (Rapp, 1986). Конференция определила климатические, экологические, социальные и технологические рамки опустынивания. Предназначение конференции состояло не только в распространении понятий об опустынивании и его экологических и социально-экономических последствиях, но и в стимулировании развития и распространения средств борьбы в тех странах, где земельные ресурсы уже подверглись или подвергаются разрушению. Это была первая революционная попытка во всемирном масштабе приступить к решению глобальной проблемы и обратить внимание мирового сообщества на расширение угрозы опустынивания. Ключевая цель глобализации проблемы опустынивания состояла в том, чтобы сгенерировать международную финансовую поддержку действий против опустынивания в развивающихся странах, особенно с недостаточными собственными ресурсами (Томас, 1999).
На конференции был принят всеобъемлющий План Действий по борьбе с опустыниванием (UN, 1977). Этот План, состоявший из 28 основных рекомендаций, сгруппированных в 9 разделов, содержал амбициозные руководящие принципы долговременной политики в борьбе с опустыниванием, рассчитанные на их применение в затронутых опустыниванием странах до 2000 г. План вобрал в себя взгляды и опыт авторитетных ученых и специалистов, значительный объем научных знаний, накопленных за предыдущие десятилетия, прежде всего в результате осуществления Программ ЮНЕСКО по изучению аридной зоны (1950-1960 гг.) и Международной биологической программы (1964-1975 гг.). Непосредственная цель Плана состояла в том, чтобы предотвратить и остановить процесс опустынивания, а там, где возможно, восстановить опустыненные земли для продуктивного использования. Стратегической целью Плана было сохранение и развитие в пределах экологических возможностей продуктивности засушливых, полузасушливых и субгумидных территорий, уязвимых для опустынивания, в целях повышения жизненного уровня их населения. Тем самым был запущен двусторонний механизм: изучения проблемы опустынивания с одной стороны, с другой - активного использования существующих способов борьбы с опустыниванием и поиск новых. Энтузиазм участников Конференции был настолько велик, что М. Толба (1978), в те годы исполнительный директор ЮНЕП, отмечал: «Мы убеждены, что опустынивание на нашей планете будет остановлено к 2000 году». Такое заявление в то время было основано на оценке накопленных научных знаний, наличии технических возможностей по борьбе с опустыниванием и оптимистических прогнозах по возможностям финансирования принятого Плана.
Первая глобальная оценка масштабов опустынивания в целях проверки экстренных мер,
намеченных Планом действий по борьбе с опустыниванием, была проведена в 1984 г. Семилетний период показал, что процесс опустынивания не только не был предотвращен или остановлен, но и обострился на глобальном уровне, раздвинув свои границы на часть субгумидных регионов. Отмечалось, что это произошло, несмотря на продолжающиеся решительные усилия, отдельные успехи в ряде стран (включая СССР), которые вполне можно было отметить как примеры успешной деятельности на местном уровне. В целом же оценка показала, что опустыниванию подвержено 3475 млн. га или 75% всех продуктивных земель засушливых районов мира, включая 3.1 млрд. га пастбищных земель, 335 млн. га богарных и 40 млн. га орошаемых земель (МаЬЬШ;, 1984). Площади среднего и сильного опустынивания составили 2945 млн. га, что на 691 млн. га превысили эту же площадь оценки 1977 г. Было подсчитано, что в середине 80-х годов ежегодно около 21 млн. га переходило в состояние полной деградации. Это величина складывалась из ежегодной деградации 546 тыс. га орошаемых земель, 2 млн. га богарных и 17.7 млн. га пастбищ. Кроме того, 6 млн. га в год поглощается пустынями. Мероприятия и деятельность, осуществленные в этот период, не дали ощутимых результатов ни в одном регионе, подверженном опустыниванию, нигде мероприятия Плана действий не осуществились в полной мере. Резюмируя в 1984 г. итоги семилетней деятельности по реализации Плана действий, Секретариат ЮНЕП отмечал: «Намеченная Конференцией цель приостановить опустынивание к 2000 г. должна сейчас рассматриваться как нереальный рубеж» (Толба, 1985). Тогда же было озвучено предложение установить после 2000 г. дополнительный период реализации Плана действий в 10 лет.
Серьезность проблемы опустынивания как одной из причин кризисной экологической структуры в мире подчеркивалась в 1987 году в докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее», где было подчеркнуто, что опустынивание - «процесс, в силу которого засушливые и полузасушливые земли становятся экономически непродуктивными ... являет собой пример серьезной угрозы, нависшей над целостностью региональных экосистем» (Наше общее будущее, 1989, с. 115). На наших глазах совершился переход от экономической взаимозависимости стран мира к экологической взаимозависимости, произошло переплетение экологии и экономики -образование эколого-экономической сети, где опустынивание - важнейшая составляющая риска необратимого разрушения человеком окружающей среды.
В этом же докладе, предопределившем дальнейшее развитие многих современных взглядов в области окружающей среды (включая следующие этапы развития парадигмы опустынивания), была сформулирована концепция устойчивого социально-экономического развития, как процесс изменений, в котором эксплуатация ресурсов, направление капиталовложений, ориентация технического развития и институционные изменения должны находиться в гармонии; повышать ценность имеющегося и будущего потенциала, с целью удовлетворения человеческих потребностей и стремлений.
Другими словами, устойчивое развитие - это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, и сохраняет в полном объеме эту возможность для будущих поколений.
Этап второй (1990-1996 гг.). Закрепление проблемы опустынивания в международном праве на глобальном уровне. Интеграция глобальных проблем окружающей среды. Опустынивание - это проблема деградации земель. Приоритет профилактических действий. Становление КБО ООН.
Жестокие и обширные засухи, повторившиеся в 1981-1984 гг. и 1990-1991 гг. во многих странах мира, еще более усугубили ухудшающееся положение. К 1991 г. опустынивание фактически прогрессировало в не меньшей степени, чем на момент проведения Конференции 1977 г., затрагивая все континенты. В Общесистемной среднесрочной программе по окружающей среде ЮНЕП, составленной на период 1990-1995 гг. отмечалось, что «проблема опустынивания и устойчивого развития в засушливых и полузасушливых районах считается одним из величайших вызовов международному сотрудничеству и совместным действиям» (Наше общее будущее, 1989). Причинами ускорения и расширения масштабов опустынивания связывались в основном с изменениями способов землепользования, последовавшими за вступлением развивающихся стран в систему мирового хозяйства. С момента принятия Плана Действий резко возросли объемы интеграции, потребовавшие вовлечение в эксплуатацию природных и трудовых ресурсов развивающихся стран (Бабаев, Зонн, 1994). Независимая оценка Плана Действий показала, что План научно обоснован, три области его приоритетных действий (сдерживания процессов опустынивания,
обеспечение рационального и продуктивного землепользования, социально-экономическое развитие), задачи и принципы по-прежнему актуальны (Зонн, 1989). В то же время, главная задача Плана остановить процесс опустынивания к 2000 г. нереальна, и более реальным является 2020 г. (Dregne et а1., 1991; Родс, 1993)
По результатам оценки на совещании в Найроби в феврале 1990 г. была подчеркнута острая необходимость прийти к согласованному международному определению «опустынивания», ключевым термином в котором должна была стать «деградация земель» (ЦКЕР, 1990).
Практически в то же время в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН (44/172, декабрь 1989 г.) в 1990-1991 гг. ЮНЕП провела новую оценку глобальных масштабов опустынивания, составивших на момент оценки 3.6 млрд. га, или 70% всех засушливых земель на земном шаре. Подчеркивалось, что наиболее ярким следствием опустынивания, помимо быстрого обнищания широких слоев населения, является деградация 3.3 млрд. га пастбищных угодий, снижение плодородия и ухудшение структуры почвы на 47% площадей пахотных неорошаемых земель, а также на 30% орошаемых земель с высокой плотностью населения и большим сельскохозяйственным потенциалом (ЦКЕР, 1991).
В 1992 г. ЮНЕП, отмечая свое двадцатилетие, опубликовала фундаментальный отчет о своей деятельности, состоящий из четырех частей, где первая часть была посвящена основным экологическим проблемам, в которую была включена и проблема «Деградация земель», через призму которой рассматривалось опустынивание как глобальная проблема (Ц^ 1992). Вследствие этого вопрос о планировании глобальных согласованных действий по предотвращению опустынивания оказался в центре внимания самой крупной в истории Конференции ООН по окружающей среде и развитию (КОСР, 1992) «Планета Земля», проведенной в Рио-де-Жанейро, Бразилия в июне 1992 г. на высшем уровне глав государств и правительств.
КОСР приняла Повестку дня на XXI век (КОСР, 1992). Эта суперпрограмма была ориентирована на подготовку мирового сообщества к решению тех проблем, с которыми наша цивилизация столкнулась, вступая в новое столетие. Конференция на уровне глав государств и правительств констатировала, что существующая модель движения развивающихся стран по тому же пути, которым пришли к своему благополучию развитые страны, не может работать в будущем. В связи с этим была провозглашена новая модель движения вперед - необходимость перехода мирового сообщества на рельсы устойчивого развития, обеспечивающего должный баланс между решением социально-экономических проблем и сохранением окружающей среды, удовлетворения основных жизненных потребностей нынешнего поколения с сохранением таких возможностей для будущих поколений. 12 раздел Повестки «Рациональное использование уязвимых экосистем: борьба с опустыниванием и засухой» в качестве основного приоритета предусматривал осуществление профилактических мер в отношении земель, которые еще не деградировали или деградировали лишь в незначительной степени. Однако подчеркивалось, что и сильно деградированные земли нельзя оставлять без внимания. Здесь же приводилось более уточненное определение понятия опустынивания (вошедшее впоследствии в официальный текст Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием), в которое, в отличие от более раннего варианта, добавилась важная климатическая составляющая, предусматривающая борьбу с засухами.
Если говорить в целом, то Повесткой дня на XXI век ставилась задача нового комплексного интегрированного подхода к решению проблемы борьбы с опустыниванием. При этом особый акцент делался на принятие мер по обеспечению устойчивого развития на уровне местных сообществ.
КОСР дала жизнь трем основным, так называемым «сестринским конвенциям РИО»: на ней была принята Рамочная Конвенция ООН об изменении климата (РКИК ООН), и Конвенции по сохранению биологического разнообразия (КБР), и одновременно было предложено разработать международную Конвенцию по борьбе с опустыниванием (полное название: Конвенция по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке; Конвенция ..., 1994). Конвенция была разработана по постановлению Генассамблеи ООН и представлена в Париже 17 июня 1994 г. для одобрения и последующей реализации, и открыта для подписания. С тех пор 17 июня считается Международным днем борьбы с опустыниванием и засухами. КБО ООН официально вступила в силу 26 декабря 1996 г, через 90 дней после ее ратификации пятьюдесятью странами мира. К 2012 г. все 194 страны ООН и Европейский Союз
ратифицировали КБО ООН.
Конвенция впервые на уровне международного соглашения представила интегрированное понимание явлений опустынивания, деградации земель и засух, а также связала их с проблемами изменения климата, потери биоразнообразия, роста нищеты, вынужденной миграции, роста опасности стихийных бедствий и истощения водных ресурсов.
Текст Конвенции официально юридически утвердил на международном уровне определение опустынивания, представляющее в некотором смысле компромисс политических взглядов и научный прагматизм: "опустынивание" означает деградацию земель в засушливых, полузасушливых и субгумидных районах в результате действия различных факторов, включая изменение климата и деятельность человека.
Конвенция в определенном смысле положила конец дискуссии об определении опустынивания, это «ООНовское» определение было включено в ее текст (Kust, 2011), что сделало его обязательным к рассмотрению и включению в свою деятельность всеми странами-участницами КБО ООН при принятии решений по борьбе с опустыниванием, оставляя при этом открытой возможность его научного обсуждения.
Кроме того, в статье 1 Конвенции содержится дополнительно ряд определений, позволяющих раскрыть содержание отдельных терминов. Важно отметить, что в России и странах бывшего СССР, несмотря на 30 лет существования КБО ООН, далеко не все из этих определений вошли в обиход и признаются научным сообществом.
"Борьба с опустыниванием" включает в себя деятельность, которая является частью комплексного развития земельных ресурсов в засушливых, полузасушливых и сухих субгумидных районах в интересах устойчивого развития и направлена на предотвращение и/или сокращение масштабов деградации земель, восстановление частично деградировавших земель, восстановление пострадавших от опустынивания земель;
"засуха" означает естественное явление, возникающее, когда количество осадков значительно ниже нормальных зафиксированных уровней, что вызывает серьезное нарушение гидрологического баланса, неблагоприятно сказывающееся на продуктивности земельных ресурсов;
"смягчение последствий засухи" подразумевает деятельность, связанную с прогнозированием засухи и направленную на снижение уязвимости общества и природных систем перед лицом засухи, поскольку это входит в рамки процесса борьбы с опустыниванием;
"земля" означает земную биопродуктивную систему, включающую в себя почву, воду, растительность, прочую биомассу, а также экологические и гидрологические процессы, происходящие внутри системы;
"деградация земель" означает снижение или потерю биологической и экономической продуктивности и сложной структуры богарных пахотных земель, орошаемых пахотных земель или пастбищ, лесов и лесистых участков в засушливых, полузасушливых и сухих субгумидных районах в результате землепользования или действия одного или нескольких процессов, в том числе связанных с деятельностью человека и структурами расселения, таких, как: ветровая и/или водная эрозия почв; ухудшение физических, химических и биологических или экономических свойств почв; долгосрочная потеря естественного растительного покрова;
"засушливые, полузасушливые и сухие субгумидные районы" - это районы, помимо полярных и субполярных, в которых отношение среднего ежегодного уровня осадков к потенциальной эватранспирации колеблется в диапазоне от 0.05 до 0.65;
"затрагиваемые районы" означают засушливые, полузасушливые и/или сухие субгумидные районы, затрагиваемые опустыниванием или находящиеся под угрозой опустынивания.
КБО ООН стала ключевым стимулом для участия гражданского общества и передачи научных знаний и технологий, и их эффективного сочетания с традиционными знаниями в области борьбы с деградацией земель (Карди, 1994). Она гармонично соединила задачи сохранения окружающей среды и устойчивое развитие, приняв на вооружение концепцию устойчивого землепользования (в других переводах с английского Sustainable Land Managеment (SLM) - устойчивого управления земельными ресурсами). Борьба с опустыниванием и стимулирование устойчивого развития тесно связаны между собой за счет социально-экономической важности земельных ресурсов и сельского хозяйства, решения проблем бедности, приводящей к переэксплуатации земель. Развитие технологий
устойчивого землепользования (УЗП), включая адаптацию к изменениям природной среды, согласно подходу WOCAT (1995) - это определенная стратегия действий, стимулирующая сберегающие мероприятия на уровне конкретных землепользователей за счет смещение акцента от борьбы с «плохим» опустыниванием/деградацией к поддержанию «хороших» практик устойчивого землепользования.
Этап третий (1997-2007 гг.). Расширение состава участников и мандата ответственности КБО ООН, становление стратегического подхода и концепции DLDD/ОДЗЗ (опустынивание -деградация земель - засухи).
Этот этап формально берет начало с момента проведения Первой Конференции Сторон КБО ООН, ее высшего органа, которая состоялась 30 лет назад в Риме (октябрь 1997 г.). Дальнейшее развитие международных действий по борьбе с опустыниванием практически целиком связано с деятельностью КБО ООН, расширением состава участников и ростом региональной спецификации. КБО ООН стала первым крупнейшим международным соглашением, чья деятельность, несмотря на глобальный охват проблемы, носит четко выраженный региональный характер, закрепленный в соответствующих приложениях КБО ООН. Действительно, на первых этапах после провозглашения КБО ООН и ратификации ее многими государствами был открыт путь для нового понимания явления опустынивания в связи с региональными особенностями его проявления, национальными традициями в области технологий природопользования, степенью экономического развития отдельных стран и регионов. В первые годы Конвенция включала 4 региональных приложения: для стран Африки, Азии, Латинской Америки и Карибского бассейна, Северного Средиземноморья. Во всех приложениях предусматривалась также возможность развития субрегиональных программ, а главным механизмом реализации целей Конвенции предусматривалась разработка Национальных Планов Действий. Тем самым достигалась главная задача - за короткий период времени привлечь к реализации КБО ООН как можно больше стран-участников, несмотря на то, что далеко не все страны в достаточно сильной степени испытывают влияние опустынивания или засух, и имеют на своей территории аридные или засушливые экосистемы. Важное значение для России, стран Восточной Европы и Конвенции в целом имела подготовка и включение в 2000 году в текст КБО ООН в качестве его неотъемлемой части пятого приложения, специально разработанного для стран Центральной и Восточной Европы по их инициативе. В состав стран этого региона после некоторой реструктуризации в настоящее время входят Армения, Азербайджан, Беларусь, Босния и Герцеговина, Болгария, Грузия, Латвия, Македония, Молдова, Россия, Румыния, Сербия, Словакия, Украина, Черногория. Пятое приложение КБО ООН придало особый стимул Конвенции, поскольку в нем подчеркнута важность проблем деградации земель за пределами сугубо засушливых территорий. Страны Центральной и Восточной Европы особенно подчеркивают опасность таких проблем деградации земель как сокращение лесов, истощение пахотных земель, ухудшение состояния почвозащитных сооружений, и многого другого, что негативно сказывается не только в аридных регионах, но и повсеместно на Земном шаре, ведя не столько к аридизации, сколько к «опустошению» земель, потере биоклиматического потенциала природных и природно-антропогенных экосистем. Российские ученые при этом особо обращают внимание на хрупкость арктических экосистем, многие из которых по иронии природы также являются аридными и семиаридными.
На этом же этапе происходило активное включение в деятельность по борьбе с опустыниванием широких политических, общественных и научных кругов, развитие межпарламентских связей. К этому времени относится «инициатива Ресифе» (ЦКССБ, 1999), обозначившая добровольные обязательства стран в определенных тематических областях, важность мобилизации финансовых ресурсов и усилий по трансферу технологий, необходимость интеграции соответствующих действий в национальные планы развития. Реформа предусмотренного КБО ООН Комитета по науке и технике и создание экспертной группы в 2001 году усилили научную составляющую в деятельности Конвенции. Ученые всегда играли значительную роль в формировании политической платформы и стратегии действий по борьбе с опустыниванием. Но на этом этапе более серьезное внимание стало отводиться многообразию проявлений опустынивания, изучению сложных взаимосвязей в природно-антропогенных системах аридных и засушливых территорий.
Полученные в этот период опыт и результаты позволили пересмотреть парадигму «опустынивания» и существенно расширить ее до понимания комплекса негативных явлений,
охваченных опустыниванием, деградацией земель и засухами (ОДЗЗ - DLDD, Desertification - Land Degradation - Droughts). Многим странам это дало возможность считать себя затронутыми проблемами, находящимися в «ведении» КБО ООН, и соответственно включиться в общий международный тренд по реализации ее задач. Такой подход оказался актуален не только для стран пятого приложения, но и для многих тропических и даже экваториальных регионов Африки, Азии, Океании, Латинской и Центральной Америки, где сведение лесов и варварские методы землепользования в сельском хозяйстве фактически превратили некогда продуктивные земли в эродированные бедленды. Даже в докладе Генерального Секретаря ООН в 2000 г. на Генассамблее о необходимости оценки экосистем на пороге тысячелетия проблема опустынивания уже не упоминалась впрямую, а упор делался на проблемы деградации земель, охрану и восстановление почвенного покрова. Во многом именно такой подход подтолкнул ООН и стороны КБО ООН к важнейшему решению о том, чтобы в 2003 году возложить на Глобальный Экологический Фонд (ГЭФ - Global Environmental Facility) функции финансового механизма осуществления КБО ООН. Одновременно в ГЭФ была учреждена новая целевая область по деградации земель, в рамках которой поддерживаются проекты по устойчивому землепользованию, выходящие за географические рамки распространения аридных и засушливых земель.
Происшедшие изменения и события закономерным образом отразились в подготовке и принятии на 8 Конференции сторон в Испании (UNCCD, 2007) Десятилетнего стратегического плана и концептуальных основ деятельности по активизации осуществления Конвенции (2008-2018 гг.). Стратегия была принята с целью формирования глобального партнерства по обращению вспять и предотвращению процесса опустынивания/деградации земель и смягчения последствий засухи с целью снижения уровня бедности и обеспечения экологической устойчивости, ибо бедность ведет к экологической деградации, которая в свою очередь приводит к еще большей бедности. Стратегия обозначила миссию КБО ООН как «обеспечение глобальной концепции для поддержки разработки и реализации национальных и региональных стратегий, программ и действий по предотвращению, сдерживанию и обращению вспять процесса опустынивания/деградации земель и смягчению последствий засухи при помощи научно-технических достижений, повышения уровня информированности общественности, определения стандартов, пропаганды и мобилизации ресурсов, способствуя тем самым снижению уровня бедности». Концептуальное расширение стратегических задач до уровня ОДЗЗ позволило создать платформу для более широких политических, общественных и научно-технических контактов, и фактически, несмотря на определенное сопротивление ряда политиков, дало возможность консолидировать глобальные усилия по борьбе с деградацией земель не только в регионах, формально ограниченных мандатом Конвенции как «аридные, семиаридные и засушливые», но и во всем мире. Неформальный лозунг действий под «флагом» Конвенции в этот период звучит как «Проявления опустынивания и деградации земель на Земле носят локальный характер, но их распространение приобретает глобальный масштаб».
Конечно же, в это время не прекращались усилия по оценке масштабов опустынивания в мире и отдельных регионах. Достаточно привести такие примеры как выход в свет Мирового атласа опустынивания (World ..., 1997), который обобщал наши знания о засушливых территориях планеты; а также оценочный доклад международной программы «Оценка экосистем на пороге тысячелетия» (MEA, 2005). В последнем бедность рассматривается как в качестве причины, так и следствия опустынивания. Наиболее медленными темпами искоренение бедности осуществляется в засушливых районах, что не только отрицательно влияет на достижение целей развития тысячелетия, но и препятствует осуществлению мероприятий по восстановлению деградированных земель. В докладе также впервые на высоком уровне констатировалось, что по мере изменения климата все новые регионы начнут подвергаться засухе, что сделает их более восприимчивыми к деградации земель, в то время как засушливые регионы станут испытывать засуху с большей частотой и интенсивностью. В разработанных четырех сценариях по возможным перспективам развития экосистем и благосостояния человека к 2050 г. отмечалось, что площадь опустынивания будет увеличиваться, хотя и разными темпами.
Как признание важности действий по борьбе с опустыниванием на рассматриваемом этапе и стимул активных действий на будущее прозвучало объявление Генассамблеей ООН 2006 года -Международным годом пустынь и борьбы с опустыниванием. Итогом прошедшего десятилетия было
заключение, сделанное на 16 сессии Комиссии ООН по устойчивому развитию в 2008 г., в котором КБО ООН назвали единственным в мире юридически обязательным, универсальным соглашением по земельным вопросам, которое систематически решает вопросы деградации земель и опустынивания, предлагает платформу для адаптации, смягчения последствий и восстановления, и поэтому может определять меры, направленные на борьбу с негативными последствиями изменения климата и сокращения биологического разнообразия. Таким образом, в глобальном аспекте КБО ООН приобрела статус основного лидера и координатора по проблемам деградации земель.
Этап четвертый (2008-2015(2018) гг.). Поиск индикаторов успешности международных усилий на глобальном уровне, интеграция с Целями Устойчивого Развития. Экологическая миграция как усилившийся негативный тренд. Экономические инициативы КБО ООН. Нейтральный баланс деградации земель - новая стратегическая идея.
Последнее десятилетие, стартуя с начала реализации Десятилетнего стратегического плана, охарактеризовалось целой серией уникальных (в том числе поисковых) инициатив в области борьбы с опустыниванием, деградацией земель и засухами. Важно отметить, что практически все эти инициативы так или иначе выходят за формальные рамки мандата Конвенции, ограниченные аридными, семиаридными и засушливыми субгумидными землями. И это правильно по существу, поскольку механизмы, подходы и технологии, разрабатываемые для «подмандатных» регионов, оказываются в не меньшей степени актуальны и эффективны в глобальном аспекте. Поэтому в последние годы все чаще звучат предложения о расширении Конвенции на другие территории, испытывающие проблемы деградации земель. Это правильно и в организационном и политическом отношениях, поскольку, только действуя наравне с другими «сестринскими» конвенциями Рио, РКИК ООН и КБР, которые имеют «глобальный мандат» и в связи с этим являются более статусными и лучше финансируются, можно решать совместные глобальные задачи КБО ООН. Подобный подход, постепенно реализуемый в последнее десятилетие, делает задачи по борьбе с опустыниванием более востребованными и понятными в разнообразных странах. Это тем более актуально, поскольку среди трех Рио-конвенций КБО ООН, несмотря на все положительные оценки ее важности и эффективности, остается «золушкой» в финансовом отношении. Соотношение глобальных средств, направленных на реализацию РКИК ООН, КБР и КБО ООН, примерно выражается формулой 100:10:1 (UNCCD, 2016). Причина этого состоит не в меньшей значимости проблемы деградации земель по сравнению с проблемами климата и биоразнообразия, а в первую очередь в том, что земля - это, как правило, собственность, недвижимый ресурс, имеющий конкретного хозяина, и не принадлежит всему человечеству так же, как климат, мировой океан или глобальное биоразнообразие. Поэтому для земель гораздо труднее декларировать и осуществлять то, что может быть сделано для общечеловеческих ресурсов.
Какие же инициативы, призванные решать указанные проблемы, характеризуют текущий десятилетний этап? К сожалению, в рамках одной журнальной статьи трудно дать всем весьма разнообразным инициативам развернутую характеристику, однако остановимся на наиболее существенных из них.
К числу первых следует, безусловно, отнести проект LADA (Land Degradation Assessment in Drylands - Оценка деградации земель в засушливых регионах), реализация которого закончилась в 2011 году (UNEP-FAO, 2011). Фактически, этот проект завершил собой серию проектов, осуществлявшихся в 90-е и 00-е годы как в глобальном масштабе, так и в отдельных регионах, ставивших задачи поиска наиболее приемлемых методов оценки и картографирования деградации земель таким образом, чтобы сделать возможным проводить адекватные сравнения состояния земель на земном шаре. В числе наиболее широко известных проектов и разработок этого рода были GLASOD (Oldeman et al., 1990), Provisional Methodology ... (1983), MEDALUS (Kosmas et al., 1999), ASSOD (Van Lynden, Oldeman, 1997), SOVEUR (Van Lynden, 1997), SEPAR (UNEP, 1994). Несмотря на то, что результаты этого проекта не стали пока международно признанными, он заложил основу для создания серии глобальных баз данных по индикаторам состояния земель, в первую очередь основанных на местных знаниях и дистанционных методах, и дал стимул новым научным исследованиям в этой области.
Другая инициатива политического характера состояла в том, что в 2007 году Генассамблея ООН провозгласила 2010-2020 гг. Десятилетием ООН, посвященным пустыням и борьбе с
опустыниванием. Генассамблея констатировала, что процесс опустынивания продолжается, несмотря на предпринятые глобальные усилия по борьбе с ним, а также отметила медленное реагирование на искоренение нищеты среди населения засушливых районов и объявила Десятилетие 2010-2020 гг. периодом согласованных глобальных действий. В ходе Десятилетия все заинтересованные стороны призваны содействовать повышению осведомленности об опустынивании, деградации земель и засухи, о способах решения этих проблем, а также содействовать реализации Десятилетней стратегии КБО ООН на 2008-2018 гг.
Осознавая важную роль борьбы с деградацией земель в искоренении бедности на планете, реализации целей Аквильской инициативы по продовольственной безопасности (1999), и одновременно находясь в поиске стимулов осуществления действий по устойчивому землепользованию (sustainable land management), КБО ООН совместно с Правительством Германии и дальнейшей поддержке ряда стран в 2010 выдвинула глобальную инициативу по повышению осведомленности в области экономических последствий деградации земель и продвижению идей устойчивого землепользования. Данная инициатива получила название Экономики Деградации Земель (Economics of Land Degradation; ELD Initiative, 2013) и предоставляет платформу для обсуждения представителями различных правительств, научных кругов, бизнес-сообщества, общественных организаций. Инициатива ELD ставит целью подчеркнуть выгоды, получаемые при использовании подходов и методов устойчивого землепользования в сочетании с природо- и энергосберегающими технологиями, безопасностью жизнедеятельности, охраной экосистемных услуг, адаптацией к климатическим изменениям, и др., и стремится к созданию системы глобального анализа экономики землепользования, создавая широкую международную научную сеть, при поддержке заинтересованных бизнес-кругов.
Существенное развитие на текущем этапе получила научная поддержка международных действий по борьбе с опустыниванием. Важнейшую роль в этом сыграли три научные конференции, организованные КБО ООН. Названия и соответствующие цели этих конференций красноречиво отражают современные тренды в научных исследованиях в данной предметной области. Первая, с названием «Биофизический и социально-экономический мониторинг и оценка опустынивания и деградации земель в поддержку принятия решений в области земле- и водопользования» прошла в 2009 году (Understanding Desertification ..., 2009) в Буэнос-Айресе (Аргентина). Вторая имела название «Экономическая оценка опустынивания, устойчивого землепользования и устойчивости аридных, семи-аридных и засушливых суб-гумидных регионов», и была организована в 2013 году (UNCCD, 2013a) в Бонне (Германия). Третья, прошедшая в 2015 году в Канкуне (Мексика) называлась «Борьба с опустыниванием, деградацией земель и засух для снижения бедности и устойчивого развития - вклад науки, технологии, традиционного знания и практик», а ее Импульсный доклад - «Изменения климата и опустынивание: прогноз, оценка и адаптация к будущим изменениям в засушливых регионах" (Reed Mark et al., 2015).
Научные инициативы не исчерпываются только поддержкой конференций. По решению Конференции сторон в 2013 году в дополнение к ранее существовавшему Комитету по науке и технологиям (реформирован в 2001 году с одновременным созданием экспертной группы) был учрежден высший экспертный орган КБО ООН - Научно-политическое взаимодействие (Science-Policy Interface, SPI), определяющий наиболее актуальные текущие задачи КБО ООН, требующие не только политического и организационного решения, но и серьезной научной проработки (UNCCD, 2013b). К числу таких задач (о них коротко ниже) в настоящее время относятся научное обеспечение достижения цели нейтрального баланса деградации земель на глобальном уровне, в отдельных странах и регионах, проблемы адаптации к изменениям климата, стимулирование развития и применения технологий по восстановлению деградированных земель. Кроме того, SPI осуществляет организационное взаимодействие с экспертными организациями других конвенций и организаций ООН, а также координирует новое издание КБО ООН «Глобальный обзор состояния земель» (Global Land Outlook).
Действия по борьбе с опустыниванием на текущем этапе тесно переплетены с международными усилиями по устойчивому развитию. При подготовке Конференции ООН по устойчивому развитию («Рио+20») Секретариат КБО ООН выпустил в 2011 г. для совещания высокого уровня Генассамблеи ООН доклад по теме «Борьба с опустыниванием, деградацией земель и засухой в
контексте устойчивого развития и искоренения нищеты» (UN, 2011). Доклад включал подробную оценку перспектив проблем опустынивания, с обоснованием необходимости выделения им приоритетного места при подготовке к Рио+20. Важное место в докладе и сопроводительных документах отводилось вопросам экологической миграции в связи с деградацией земель и климатическими изменениями, что прозвучало новым мотивом в понимании задач по борьбе с опустыниванием и ликвидации последствий деградации земель. До сих пор волны беженцев, периодически накатывающиеся на развитые страны и регионы, в основном связывались политиками и учеными с военными действиями и терроризмом. Но все больше исследователей и политиков стали обращать внимание на то, что изменения климата, усиливающие опустынивание, интенсивность и периодичность засух на деградированных землях, меняющие структуру выпадения осадков, в результате чего субтропики лишатся их большей части, приведут к тому, что сельское хозяйство в сухих субтропиках станет в значительной мере нежизнеспособным, а опустынивание распространится по низким средним широтам» (Дайер, 2011). Опустынивание, изменение климата и рост социальной напряженности может привести к тому, что к 2020 г. 60 млн. человек может мигрировать только с земель Субсахарской Африки на север Африки и в Европу, а к 2050 г. - более 200 млн. человек могут стать экологическими мигрантами. Секретариат КБО ООН отмечал, что стереотип опустынивания меняется в сторону как неудержимого монстра, который медленно уничтожает плодородные земли планеты, ее фауну и флору, а также людей (UNCCD, 2011).
Непосредственно перед Рио+20, в 2011 году 10 Конференция сторон КБО ООН принимает инновационную инициативу (Чангвонская инициатива - 2011) для продвижения стратегических целей КБО ООН (UNCCD, 2012). Эта инициатива, сформулированная как стремление к достижению «нулевой деградации земель» (zero land degradation) на глобальном уровне, стала важной вехой в формировании международного отклика на проблемы деградации земель. Конференция ООН по устойчивому развитию («Рио+20») состоялась в 2012 году ровно через двадцать лет после исторической КОСР в том же Рио-де-Жанейро. Собравшиеся на ней мировые лидеры наряду с тысячами представителей правительств, частного сектора, науки, неправительственных организаций подвели итоги двадцатилетних попыток человечества изменить традиционный тип развития на модель устойчивого развития и совместными усилиями выработали концепцию того, как можно сократить бедность, содействовать развитию социальной справедливости и обеспечить надлежащие меры по охране окружающей среды с учетом поступательных темпов роста численности населения планеты. Было единодушно принято, что основой перехода к устойчивому развитию является формирование «зеленой экономики», на смену антиэкологической модели так называемой «коричневой» экономики. По определению, данному в докладах ЮНЕП, «зеленая экономика» трактовалась как экономика, повышающая благосостояние людей и обеспечивающая социальную справедливость и при этом существенно снижающая риски для окружающей среды и перспективы ее деградации. Важные черты такой экономики - эффективное использование природных ресурсов, сохранение и увеличение природного капитала, уменьшение загрязнения, низкие углеродные выбросы, предотвращение утраты экосистемных услуг и биологического разнообразия, снижение деградации земель, рост доходов и занятости. При этом концепция «зеленой» экономики не заменяет собой концепцию устойчивого развития, а дополняет ее новым содержанием.
Конференция утвердила итоговый документ «Будущее, которое мы хотим» (UN, 2012). В нем подчеркивалось, что в переходе к «зеленой» экономике каждая страна может выбрать подход в соответствии со своими национальными планами, стратегиями и приоритетами устойчивого развития. Опустынивание, деградация земель и засухи были названы в нем проблемами глобального масштаба, которые по-прежнему представляют серьезную угрозу для достижения устойчивого развития во всех странах мира. Идея «нулевой деградации» также нашла здесь отражение «... мы будем, в контексте устойчивого развития стремиться построить такой мир, где не будет деградации земель». В более развитом виде и несколько видоизмененной формулировке («нуль-деградация» была заменена на «нейтральную деградацию») эта идея зафиксирована уже в «Целях в области устойчивого развития на период до 2030 г.» (UN, 2015) принятых странами ООН на Саммите ООН в Нью-Йорке 25 сентября 2015 года: «Цель 15. Защита и восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное лесопользование, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты
биологического разнообразия». Еще более точно концепция нейтрального баланса деградации земель (НДЗ, LDN - Land Degradation Neutrality) отражена в английском (исходном) тексте цели 15, задача 15.3: «By 2030, combat desertification, restore degraded land and soil, including land affected by desertification, drought and floods, and strive to achieve a land degradation neutral world» (авторы приводят здесь англоязычный оригинал, поскольку в официальном русском переводе точность формулировки не соблюдена).
В настоящее время активная работа международного сообщества в рамках КБО ООН и других международных организаций по развитию концепции нейтрального баланса деградации земель (НДЗ) показывает, что существовавшая до недавнего времени «классическая» парадигма опустынивания наконец-то приобретает более оформленные черты, меняясь от неопределенностей вроде «борьбы с опустыниванием» или «устойчивого землепользования» к конкретным показателям достижения НДЗ. Эти поистине революционные изменения происходят практически на наших глазах. Как же это проявляется? Коротко приведем здесь основные свидетельства.
Во-первых, КБО ООН официально назначена ООН «куратором» достижения этой цели в глобальном масштабе (Framework ..., 2016). Во-вторых, Статистическая комиссия ООН официально утвердила глобальный индикатор для мониторинга этой задачи, обязательный для мониторинга всеми странами ООН: доля деградированных земель от их общей площади (UNSD, 2016). В-третьих, КБО ООН на Конференции сторон в 2015 году приняла согласованное международное определение НДЗ: «Нейтральный баланс деградации земель - это такое состояние, при котором объем и количество земельных ресурсов, необходимых для поддержания экосистемных функций и услуг, и усиления продовольственной безопасности, остаются стабильными или же увеличиваются в конкретно определенных временных и пространственных масштабах и экосистемах» (UNCCD, 2016a). Тогда же КБО ООН утвердила минимальный набор из трех основных глобальных индикаторов достижения НДЗ и рассматривает их в качестве основных для мониторинга эффективности национальных усилий по выполнению текущего Десятилетнего стратегического плана и разрабатываемой в настоящее время будущей Стратегии КБО ООН, это: 1) состояние и изменения в наземном покрове (land cover), 2) биопродуктивность (land productivity), 3) запасы углерода в наземных и подземных системах (carbon stocks above/below ground). В-четвертых, КБО ООН при поддержке GEF и ряда стран запустила глобальный проект - «Программу установления целевых показателей достижения нейтрального баланса деградации земель на уровне стран» (UNCCD, 2016b). В настоящее время 14 пилотных стран уже установили целевые национальные показатели, а 102 страны, включая Россию, в настоящее время работают над установлением этих показателей. Очень важно при этом отметить, что НДЗ не ставится как глобальная цель, которая требует нового протокола или международного соглашения. Каждая страна может декларировать свой уровень амбиций с учетом национальной специфики, опыта, социально-экономических особенностей и традиций.
Завершая обзор текущего этапа, отметим коротко, что решение проблемы деградации земель и опустынивания не является прерогативой КБО ООН, несмотря на ее центральную координирующую роль. В последние годы особое внимание к вопросам деградации земель проявили: ФАО, учредившая в 2011 г. Глобальное Почвенное Партнерство - организацию, ставящую целью укрепить управление почвенными ресурсами на планете и гарантировать существование здоровых и продуктивных почв для будущих поколений, а также поддержание важных экосистемных услуг почв; Конвенция по биологическому разнообразию, организовавшая в рамках Межправительственной платформы по биоразнообразию и экосистемным услугам (создана в 2012 году) подготовку всеобъемлющего глобального доклада по деградации и восстановлению земель; Рамочная Конвенция ООН по изменению климата, объявившая в рамках работы Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) в 2016 году о начале подготовки Специального Доклада по изменениям климата, опустыниванию, устойчивому землепользованию, продовольственной безопасности и выбросам парниковых газов в наземных экосистемах.
Заключение
Подводя итог нашему краткому обзору истории развития парадигмы опустынивания и соответствующих глобальных действий за последние 40 лет, мы должны с удовлетворением
отметить, что по сравнению с 70-ми годами прошлого столетия, в настоящее время все больше людей на планете осведомлены о проблеме опустынивания и деградации земель, и уже не склонны рассматривать земельные ресурсы как неистощимые природные богатства. Правительства, а тем более ученые большинства стран мира, даже тех, которые владеют богатыми запасами земельных ресурсов, включая Россию, осознают ограничения, вызванные современной экономической и экологической обстановкой, и стремятся предпринимать адекватные действия в области устойчивого землепользования, используя как новые, так и традиционные неистощительные природосберегающие технологии. Во всех принятых и действующих документах, касающихся проблемы опустынивания, содержится значительная порция «заклинаний» о том, что этот процесс надо принимать всерьез. Многие правительства и землепользователи уже следуют по этому пути. Вместе с тем, этих действий явно недостаточно, поскольку темпы и масштабы деградации земель на планете не ослабевают, и это порождает новые, ранее слабозаметные вызовы современной цивилизации, включая изменения климата, снижение объема и качества экосистемных услуг, экологическую миграцию. Как принятый сорок лет тому назад План действий, так и действующий Десятилетний стратегический план оказались и все еще оказываются менее удачными, чем требуется. Как мы можем сейчас видеть, это происходит из-за недостатка знаний в области социальных аспектов проблемы опустынивания, недостаточности политической воли, дефицита ресурсов и неуверенности в методах реализации. Опустынивание - это не линейный процесс. В любой момент небольшое изменение входных условий в хрупких природных и природно-антропогенных системах, особенно в засушливых областях Земли, может дать неожиданные последствия на выходе.
Опустынивание, как это становится сейчас совершенно очевидным, может относиться как к долгосрочным тенденциям, так и или стрессовым ситуациям, но в любом случае это ведет к подрыву потенциала экосистем и увеличивает уязвимость субъектов деятельности внутри них. Страны или регионы часто сталкиваются с многочисленными взаимосвязанными шоковыми воздействиями, приводящими к экономическим кризисам, социальным взрывам, и в конечном итоге - к политической нестабильности. Осознание политиками этих последствий опустынивания будет способствовать более активному звучанию темы деградации земель на различных международных политических, общественных и научных форумах, а значит - потребует от ученых поиска новых решений. Уже для многих становится совершенно ясно, что опустынивание - это проблема, имеющая локальные проявления, но этих проявлений стало так много, что она приобрела глобальное значение. Это верно не только для стран, непосредственно испытывающих процессы деградации природных и антропогенных наземных экосистем, но и для стран, «косвенно» с этим связанных, в первую очередь через проблемы миграции, продовольственной и санитарной безопасности. Международному сообществу стоит серьезно задуматься над необходимостью расширения мандата КБО ООН за узкие пределы, ограниченные «засушливыми и аридными регионами». Действительно, сегодня проблема опустынивания, уже давно присутствующая в зонах засушливых земель, приобретает гипертрофированные формы за счет геополитической напряженности и рисков, за счет терроризма, распространения новых болезней, обнищания населения, территориальных конфликтов, переходящих в гражданские войны. По оценкам КБО ООН (UN, 2011) 80% крупных вооруженных конфликтов во всем мире происходят именно в районах, подверженных наиболее интенсивному опустыниванию и деградации земель.
Таким образом, современный этап развития парадигмы опустынивания заканчивается, и мы вступаем в новый с целой серией инициатив, которые требуют не только организационных действий, но и серьезной научной проработки по всем фронтам: концепция НДЗ и применение ее базовых и региональных индикаторов нуждается в обосновании с учетом национальных особенностей; проблема адаптации к изменениям климата с учетом особенностей природно-антропогенных систем и специфики землепользования (так называемая проблема «land-based adaptation», не имеющая пока даже корректного перевода на русский язык) вообще не раскрыта ни в отечественной, ни в зарубежной науке; крайне скудные сведения пока имеются в области экономики деградации земель и социальных последствиях опустынивания; не раскрыты аспекты изменения качества и количества экологических услуг (экосистемных сервисов) и экологических функций при опустынивании и засухах. Все это требует активных действий и долговременных научных программ.
Выражая надежду, что эти инициативы и пожелания будут успешно реализованы в полной мере,
закончить наш обзор мы хотели бы словами из заключительного документа «Плана действий» 1977 г., в котором сорок лет назад была высказана ключевая мысль, не только актуальная и в наше время, но и приобретающая новое звучание: «опустынивание может быть остановлено, и деградированные земли улучшены в той степени, которая возможна в настоящее время. Все остальное - это воля политиков и решимость сделать это» (UN, 1977).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аквильская инициатива по продовольственной безопасности. 1999. URL: http://kremlin.ru/supplement/21 (дата обращения 21.07.2016).
Бабаев А.Г., ЗоннИ.С. 1994. Проблема опустынивания и международное сотрудничество. Ашхабад: «Ылым». 86 с. Дайер Г. 2011. Климатические войны. Москва: Астрель. 317 с.
Даркох М.Б.К. 1999. ЮНЕП (UNEP) и охрана земельных ресурсов // Опустынивание и деградация почв. Материалы
международной конференции. Москва: МГУ. С. 12-37. Зонн И.С. 1989. Стратегия системы ООН в области охраны окружающей среды, засушливых земель и опустынивания
на 1990-1995 // Проблемы освоения пустынь. № 5. С. 51-58. Карди Ф. 1994. Опустынивание - новые подходы // Проблемы освоения пустынь. № 6. С. 3-10.
Конвенция Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке. 1994. URL: http://www2.unccd.int/sites/default/files/relevant-links/2017-01/UNCCD_Convention_ENG_0.pdf (дата обращения 21.07.2016).
Наше общее будущее. 1989. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию. Москва: Прогресс. 242 с.
КОСР. 1992. Повестка дня на XXI век. Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ agenda21.shtml (дата обращения 20.07.2016).
Родс С. 1993. Переосмысление опустынивания; что мы знаем и чему мы научились? // Проблемы освоения пустынь.
№ 3. Ашхабад: «Ылым». С. 43-51. Толба М. 1978. Опустынивание - общечеловеческая проблема // Проблемы освоения пустынь. № 3. С. 7-17. Толба М. 1985. Опустынивание можно остановить // Проблемы освоения пустынь. №3. С. 10-16.
Томас Д. 1999. Опустынивание: чем определяется дискуссионность проблемы? // Опустынивание и деградация почв.
Материалы международной конференции. Москва: МГУ. С. 38-52 Dregne H., Kassas M., Rozanov B. 1991. A New Assessment of the World Status of Desertification // Desertification Control Bulletin. Vol. 19. P. 6-18.
Dregne H.E. 1984. Combating desertification: Evaluation of progress // Environmental Conservation. Vol. 11. № 2. C. 115-121.
ELD Initiative. 2013. The rewards of investing in sustainable land management. Interim Report for the Economics of Land Degradation Initiative: A global strategy for sustainable land management. URL: www.eld-initiative.org (дата обращения 22.07.2016).
Framework and Guiding Principles for a Land Degradation Indicator. 2016. 20 p. URL: http://www.unccd.int/Lists/SiteDocumentLibrary/Rio+20/LDN%202016/Framework%20and%20Guiding%20Principles %20for%20a%20Land%20Degradation%20Indicator.pdf (дата обращения 21.07.2016). Kosmas C., KirkbyM.J., Geeson N. 1999. The Medalus project. Mediterranean desertification and land use. Manual on key indicators of desertification and mapping environmentally sensitive areas to desertification. European Commission report. EUR 18882. URL: http://www.kcl.ac.uk/projects/desertlinks/downloads/ publicdownloads/ESA%20 Manual. pdf (дата обращения 21.07.2016).
Kust G.S. 2011. To the treatment and interpretation of the "desertification" term in Russia // Arid Ecosystems. Vol. 1. № 4. Р. 299-304.
Mabbutt J.A. 1984. A new global assessment of the status and trends of desertification // Environmental Conservation Vol. 11. P. 100-113.
MEA. 2005. Ecosystems and Human Well-being: Desertification Synthesis. World Resources Institute, Washington, DC. 26 p.
Oldeman L.R., HakkelingR.T A., Sombroek W.G. 1990. World Map of the Status of Human-induced Soil Degradation: An explanatory note. Wageningen, International Soil Reference and Information Centre. Nairobi. United Nations Environment Programme. 27 p. + 3 maps. Provisional methodology for desertification assessment and mapping. 1983. FAO/UNEP, Rome. 57 p. Rapp A. 1986. Introduction to soil degradation processes in drylands // Climatic Change Vol. 9. P. 19-31. Reed Mark S., Stringer Lindsay C., Amiraslani Farshad, Bernoux Martial, Bragante Daya, Centritto Mauro, De Vente Joris, Kust German et all. 2015. Climate change and desertification: Anticipating, assessing and adapting to future change in drylands. Impulse Report for the 3rd UNCCD Scientific Conference Cancun, Mexico. France: A co-edition of Agropolis International and Groupe CCEE Montpellier. 141 p. Thomas D.G., Middleton N.J. 1994. Desertification: Exploding the Myth. Chichester: John Wiley and Sons. 194 p.
UN. 1977. Draft Plan of Action to Combat Desertification // UN Conference on Desertification, Nairobi. 29 August - 9 September 1977. Document A/CONF74/LS2. UN Environment Programme. Nairobi. URL: http://www.ciesin.org/docs/002-478/002-478.html (дата обращения 21.07.2016).
UN. 1992. General Assembly official records. 47 session (A/47/25). UNEP, 1992. Report of the Governing Council on the work of its third special session. 3-5 February. URL: http://www.un.org/documents/ga/docs/55/a5525.pdf (дата обращения 21.07.2016).
UN. 2000. Report of the Secretary-General on the Work of the Organization, General Assembly. A/58/1. URL: http://unic-ir.org/publication%5Cdilogue%5Creport_of_the_secretary.htm (дата обращения 21.07.2016).
UN. 2011. Совещание высокого уровня 2011 года по борьбе с опустыниванием, деградацией земель и засухой в контексте устойчивого развития и искоренения нищеты. URL: http://www.un.org/ru/ga/desertification2011 (дата обращения 21.07.2016).
UN. 2012. Будущее, которого мы хотим. ^^^.216/^.1. URL: http:// media.rspp.ru/ document/1/0/8/08efc921 aaac7131e73e72ae5a5a1ef4.pdf (дата обращения 21.07.2016).
UN. 2015. United Nations. A/RES/70/1. General Assembly. Resolution adopted by the General Assembly. Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development. 35 p. URL: http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol= A/RES/70/1&Lang=E (дата обращения 20.07.2016).
UNCCD. 1999. Report of the Conference of the Parties on its Third Session, held in Recife from 15 to 26 November 1999, Part One: Proceedings. 32 p. URL: http://www.unccd.int/Lists/0fficialDocuments/cop3/20eng.pdf (дата обращения 21.07.2016).
UNCCD. 2007 (decision 3/C0P.8) 10-year strategic plan and framework to enhance the implementation of the UN Convention to Combat Desertification (2008-2018). URL: http://www.unccd.int/Documents/18%20C0P8.pdf (дата обращения 21.07.2016).
UNCCD. 2011. Опустынивание. Визуальный синтез. URL: http://www.cawater-
info.net/bk/water_land_resources_use/russian_ver/pdf/desertification-zoi-ru.pdf (дата обращения 21.07.2016).
UNCCD. 2012. Zero Net Land Degradation. A Sustainable Development Goal for Rio+20. Secretariat policy brief. 32 p.
UNCCD. 2013a. The Economics of Desertification, Land Degradation and Drought: Methodologies and Analysis for Decision-Making // Extended Abstracts. UNCCD 2nd Scientific Conference. 712 p.
UNCCD. 2013b. Decision 23/C0P.11. URL: http://www.ciesin.columbia.edu/repository/entri/docs/cop/ UNCCD_C0P11_dec23.pdf (дата обращения 21.07.2016).
UNCCD. 2016a. Land Degradation Neutrality: The Target Setting Programme. 20 p.
UNCCD. 2016b. CRIC 15. ICCD/CRIC(15)/5/. Report on opportunities for increased financing for the implementation of the Convention and options to track finance in the context of future UNCCD reporting. URL: http://www.unccd.int/Lists/SiteDocumentLibrary/CRIC/CRIC%2015/ICCD_CRIC(15)_L.1-1618067E.pdf (дата
обращения 21.07.2016).
UNC0D. 1977. World Desertification Map. Document A/Conf 74/2.UNEP, Nairobi. Understanding Desertification and Land Degradation Trends. 2009. Proceedings of the UNCCD First Scientific Conference, 22-24 September 2009, during the UNCCD Ninth Conference of Parties. Argentina: Buenos Aires. 170 p.
UNEP. 1990. Desertification revisited: proceedings of an Ad Hoc Consultative Meeting on the Assessment of Desertification. Nairobi, 15-17 February 1990: UNEP-DC/PAC. 330 p.
UNEP. 1991. Status of Desertification and implementation of the United Nations Plan of Action to Combat Desertification United Nations Environment Programme. Nairobi: Kenya. 88 p.
UNEP. 1992. World Atlas of Desertification. Publ. E. Arnold, London. 69 p.
UNEP. 1994. The final report on the UNEP/USSR project FP-6201-91-01-2230. Russia: Moscow. 219 p
UNEP-FA0. 2011. Land Degradation Assessment in Drylands (LADA) // NR: EP/GL0/502/GEF. Terminal Report. Rome. 39 p.
UNSD. 2016. E/CN.3/2016/2/Rev.1. Доклад Межучережденческой группы экспертов по показателям достижения целей в области устойчивого развития. URL: https://unstats.un.org/unsd/statcom/47th-session/documents/2016-2-SDGs-Rev1-R.pdf (дата обращения 21.07.2016).
Van Lynden G.W.J. 1997. Guidelines for the Assessment of Soil Degradation in Central and Eastern Europe (S0VEUR Project). Report 97/08b (revised edition), ISRIC, Wageningen. URL: http://www.isric.org (дата обращения 21.07.2016).
Van Lynden G.W.J., Oldeman L.R. 1997. Assessment of the Status of Human-induced soil degradation in South and South East Asia // International Soil Reference and Information Centre. Wageningen. 35 p. URL: http://lime.isric.nl/Docs/ASS0DEndReport.pdf (дата обращения 21.07.2016).
W0CAT. 1995. World 0verview of conservation Approaches and Technologies. Web data base. URL: https://www.wocat.net/en/about-wocat/vision-mission/sustainable-land-management (дата обращения 21.07.2016).
World Atlas of Desertification. 1997. 2nd edition. // Eds. N.J. Middleton, D.S.G. Thomas. London. 182 p.