Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, №2(27) 2013 _ISSN 2070 4 7
8. Kant, I. Collection of the works. - In 6 volumes, Volume 4, part 1. - Moscow, 1965. - 544 p.
9. Leibniz, G.V. New experiments on the human mind. - Moscow, 1975. - P. 204-206.
10. Socrates. Plato. Aristotle. Seneca: biographical essays, 1995. - 267 p.
11. Taranov, P. From Petrarca to Stendhal / P. Taranov, 2000. - 432 p.
12. Feuerbach, L. Selected philosophical works. - Moscow, 1975. - Volume1. - P. 203.
13. Feuerbach, L. History of philosophy: collection of works: translation from German - Moscow: Myisl, 1974. - 3rd volume.
Статья поступила в редакцию: 14.05.2013 г. УДК: 796.01
САМОРАЗВИВАЮЩАЯ АКТИВНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
А.А. Оплетин - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры Пермский научный исследовательский политехнический университет
Пермь
SELF-DEVELOPMENTAL ACTIVITY IN THE PROCESS OF PHYSICAL
TRAINING
A.A. Opletin - candidate of pedagogics, associate professor of the physical culture department Perm Scientific Research Polytechnic University
Perm
e-mail: opletin. a@yandex. ru
Ключевые слова: физическая культура, саморазвитие личности, саморазвивающая активность.
Аннотация: Формирование компетенции саморазвития на современном этапе развития образования выступает одной из наиважнейших задач самореализации личности в избранной профессии. Саморазвивающая активность выступает как базовая основа для саморазвития личности средствами физической культуры.
Keywords: physical culture, personal sell-developing, sell-developing activity.
Annotation. The formation of self-competence at the current stage of development of education has one of the most important tasks of self-fulfillment in their chosen profession. Self-development activity serves as a base for self-development by means of physical culture.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время интеграция России в мировую культуру ориентирует отечественную систему образования на поиск путей формирования культурных стратегий развития и саморазвития личности. Вступление в действие Болонского процесса призвано активизировать мобильность личности, ее развития в освоении культурных ценностей. На
основе новой парадигмы и требований общества одним из приоритетных в настоящее время выступает саморазвитие личности в процессе профессиональной подготовки в условиях вузовского образования.
Педагогика меняет свои принципы и векторы обучения будущих специалистов. Вместо традиционного воздействия на личность как ведущего метода обучения выступает личностная активность студента, развитие его творческого потенциала во всех дисциплинах, в том числе и в области физической культуры. Ведущей системой становится саморазвитие и самосовершенствование с учетом индивидуальности личности и профессиональной деятельности.
Цель исследования: разработка новой концепции в области обучения студентов творческому личностному саморазвитию как основы их профессиональной готовности к самореализации и формирования компетенции в данной области.
Объект исследования: учебно-педагогический процесс в вузе по дисциплине «Физическая культура».
Предмет исследования: процесс создания педагогической концепции саморазвивающейся личности средствами физической культуры в условиях образовательного процесса вуза.
Гипотеза: педагогическая эффективность личностного саморазвития студентов средствами физической культуры предполагает нами стимулирование как внутреннего потенциала в виде саморазвивающей активности так и внешне педагогической поддержки, что в целом может представить новую, более эффективную педагогическую концепцию личностного саморазвития.
Новизна исследования: в представлении нетрадиционной концепции личностного саморазвития средствами физической культуры, которая отражает процесс стимулирования саморазвивающей активности личности в раскрытии сущности саморазвивающей активности как педагогической категории в модернизации программы обучения физической культуре в условиях вузовского образования, основываясь на взаимодействии традиционных и нетрадиционных педагогических технологий.
Концепция саморазвивающей активности личности выступает как базовая основа саморазвития личности средствами физической культуры. Саморазвивающая активность личности в процессе обучения физической культуре способна стимулировать коррекцию «Я концепции» по принципу равновесности физического развития и социально нравственного воспитания студентов.
Анализ литературы по проблеме раскрытия сущности активности саморазвития показал многогранность и многоаспектность данного явления, когда в соответствии с целями и задачами исследований в области психологии и педагогики активность разными авторами рассматривается в разных гранях ее проявления. В психологической литературе отмечается, что в начале 20-го века в трудах отечественных ученых активность выступает в качестве психологической реальности, отражающей субъективную позицию человека с осознанием права свободного выбора, смысла и созидания (Лазурский А.Ф., Лосский Н.О., Челпанов Г.И. и др.).
В физиологическом аспекте это явление учеными рассматривалось в свете рефлективной теории И.М. Сеченова. В последующие годы категория активности определялась как способность к самоутверждению (Бернштейн Н.А., Узнадзе Д.Н. и др.). К этой характеристике прибавляется субъективность человеческой психики, отражающей ее отношения и переживания (Выгодский Л.С., Рубинштейн С.А., Мясищев В.Н. и др.). Определяется место активности в структуре личности как мера взаимодействия с окружающей действительностью (Альбуханова-Славская К.А., Брушлинский А.В., Рубинштейн С. М. и др.). Внесено понятие влияния активности на видоизменение деятельности (Ананьев Б. Г., Асмолов А.Г., Петровский В. А. и др.). В своем развитии категория активности обогащается содержанием гуманистической направленности (Петровский В.А., Леонтьев Н.А. и др.).
Особое место в изучении категории активности занимает школа В.С. Мерлина. Она рассматривает активность в теории интегральной индивидуальности личности, где активность может выступать как инициирующее начало в отношениях с окружающей средой и как систематизирующая роль в образовании межуровневых связей (Вяткин Б.А., Дорфман И.Л., Мерлин В.С., Щукин М.Р. и др.). Наиболее важна для педагогических исследований интегральная характеристика активности, где каждый уровень обладает своей собственной активностью (В. С. Мерлин ). Это определяет содержательную сущность того или иного вида активности: интеллектуальная активности (Богоявленская Д.Б., Лейтес Н.С. и др.); творческой активности (Матюшкин А.М., Юркевич В.С. и др.); волевая активность (Высоцкий А.И.); личностная активность (Альбуханова Славская К.А., Асмолов А.Г. и др.); коммуникативная активность (Андреева Г.М., Бодалев А.А., Петровский А.В. и др.). В педагогическом аспекте широко представлена социальная активность (Белкин А.С., Газман О.С., Семенов В.Д., Левитан Л.М., Мудрик А.В. и др.). В психологической литературе сделана попытка интегрирования отдельных видов активности в отдельный учебный блок (А. В. Волочков ).
Целостная учебная активность определяется автором как системное образование, обеспечивающее определенный уровень и характер взаимодействия личности с обучающей средой [2. с. 11]. Автор акцентирует внимание на важнейшей особенности учебной активности - ее принадлежности к субъекту, определяющей способность силы самодвижения. В учебной деятельности, по мнению автора, активность интегрирует наиболее существенные ее виды - познавательную и волевую [2. с.11]. А.В. Волочков рассматривает активность как «полигон» для самостроения личности.
Такой подход наиболее близок к педагогическому аспекту рассмотрения категории саморазвития личности. При этом активность в этом процессе интегрирует не только интеллектуальную, познавательную активность (по Волочкову А.В.), но и социальную (по Мудрику А.В.). Учитываются и такие особенности активности, как регуляция деятельности и мера включенности субъекта в процесс самостроения своей личности (Андреев В.И., Добрынин Н.Д., Зюбин Л.М. и др.). Изучая феномен саморазвития в педагогическом аспекте на основе указанных особенностей, мы делаем попытку условного выделения еще одного вида активности - так называемой «саморазвивающей активность», применительно к образовательной деятельности. В нашем понимании саморазвивающая активность - это системное образование, интегрирующее в себе познавательную, волевую, интеллектуальную, творческую и социальную активность. Такое системное образование способно не только обеспечить определенный уровень включенности субъекта в процесс целенаправленного самостроения личности, но и представить характер его взаимодействия с окружающей средой, проявляющийся в самопознании, самоопределении, самоактуализации в целях самореализации и самоутверждения.
Саморазвивающая активность имеет гуманистическую окрашенность. Она связана с переживанием субъекта неудовлетворительности положения в коллективе и социуме, с рефлексией по поводу соизмерения ценностей, с потоком новых средств самореализации для достижения новых ценностей и реализации их в новом опыте. Представленная саморазвивающая активность реализуется через внутренний монолог субъекта с самим собой на основе рефлексии, что выводит личность на более высокий уровень самореализации и самоутверждения, основываясь на саморегуляции и самомобилизации. Саморазвивающая активность как системное образование, представляется определенной иерархией, имеющей свою структуру. За основу предлагаемой структуры нами взята структурная модель активности А.И. Крупнова (1984) с ориентацией на структурную модель целостной учебной активности А.В. Волочкова (2002). В нашем варианте структура имеет пять подсистем, представленных следующими компонентами: мотивационно-смысловой, аффективно-чувственным, регулятивным, деятельно-динамическим и результативно-аксеологическим. Саморазвивающая активность изучалась с помощью комплекса психологических и педагогических методов. Потенциальные возможности личности, отражающие
Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, №2(27) 2013 _ISSN 2070 4 7
мотuвацuонно-смысловой компонент, представлены методом мотивационной направленности личности (1 - МС) по Л. Солнцевой и Ф. Галкину [3], фрагментами метода Р. Кетелла, F - 16, форма С: интеллект (F-B), радикализм (F-Qi) - и методом В.И. Андреева по выявлению конкуретоспособности и способности личности к саморазвитию. Владение рефлексией определялось по модернизированному варианту неоконченных предложений [1]. Представление саморазвивающей активности позволяет переводить ее из теоретического плана в практический, что особенно важно для педагогических исследований, где активность выступает как комплекс ее отдельных видов, реализуемых в образовательной деятельности, интегрируя психическую-реальность с социально-нравственной направленностью в решении педагогических задач по развитию, саморазвитию и формированию личности.
На основании полученных показателей всех компонентов структуры в уровневом измерении определяется в целом уровень саморазвивающей активности личности (табл. 1).
Таблица 1
Определение уровня саморазвивающей активности
Компонент структуры Уровни проявления компонентов
1. Мотивационно смысловой Н С С С С В ДА ДА ДА В ДА В В В В В
2. Аффективно-чувственный Н Н С Н Н С С ДА С С ДА ДА ДА ДА ДА В
3. Регулятивный Н Н Н Н Н С ДА Н ДА ДА В ДВ ДВ В В В
4. Деятельно -динамический Н Н Н С С С С С ДА ДА В ДА ДА В ДА В
5. Результативно-аксеологический Н Н Н Н С С С С ДА ДА ДА ДА ДА В В В
Компоненты структуры Низкий (индифферентный Средни (относительный) высокий (д остаточный) Высший (превосходный)
Уровни саморазвивающей активности
Таблица 2
Критерии определения уровня саморазвивающей активности_
Низкий Относительный Достаточно высокий Высший
1 - 5 6 - 8 9 - 11 12 - 16
Уровень сформированности саморазвивающей активности при изучении проблемы саморазвития личности является ведущим показателем уровня саморазвития личности, но не единственным, несмотря на его комплексность. Он требует уточнения в зависимости от цели и задач исследования и характера системообразующего вида деятельности.
В данном случае аппарат диагностики изучался на материале, отражающем саморазвитие личности в образовательном процессе в области физической культуры и спорта в условиях вуза.
Активное включение студентов в работу по приобщению к саморазвитию, основанное на владении ими методами физической культуры актуализировавшими их «самость» и саморазвивающую активность обусловило коррекцию их личностных свойств и положительную динамику их проявления к концу экспериментальной работы. Начальный срез первый год обучения выявил низкий индифферентный уровень саморазвивающей активности (75%), средний относительный - 25%, высокий достаточный - не выявлен. Промежуточный срез второй год обучения показал 35% - низкий индифферентный, 55% -
средний относительный уровень саморазвивающей активности, 10% - высокий достаточный уровень саморазвивающей активности. Третий год обучения: 25% - низкий индифферентный, 30% - средний относительный, 45% - высокий достаточный уровень саморазвивающей активности.
Заключение. При использовании компетентностного подхода физическая культура обретает свойства высокомотивированной, личностно-ориентированной деятельности, обеспечивающей максимальную востребованность личностного потенциала, признание личности и осознание ею собственной значимости в процессе саморазвития, основанной на саморазвивающейся активности.
Литература
1. Андреев, Б.И. Саморазвитие творческой конкурентноспособности личности менеджера./Б.И. Андреев - Казань, 1992.
2. Волочков, А.Б. Учебная активность в интегральном исследовании индивидуальности, автореф. канд. псих. наук./А.Б. Волочков. - Пермь, 2002.
3. Солнцева, Л. Метод исследования личности учащихся./ЛСолнцева,Ф.Галкин- М., 1993.
4. Оплетин, А.А. Педагогические основы социально-нравственного саморазвития личности студента (на материале физического воспитания)/А.А. оплетин.- Пермь, 2008.
Bibliography
1. Andreev, B.I. Manager's Creative competitiveness as self-development. / B.I Andreev-Kazan,1992.
2. Volochkov, A.B. Educational activity in the integral study of individuality. Abstract of the candidate of psychology. A.B. Volochkov. - Perm, 2002.
3. Solntseva L., Galkin F. The method of students' personality study. /L. Solntseva, F.Galkin-Moscow,1993.
4. Opletin, A.A. Pedagogical basis of the student's personality social / A.A. Opletin -moral self-development. (on the material of physical education). Perm, 2008.
Статья поступила в редакцию: 14.05.2013 г.