Научная статья на тему 'Саморазвивающая активность личности на занятиях физической культуры'

Саморазвивающая активность личности на занятиях физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Саморазвивающая активность личности на занятиях физической культуры»

САМОРАЗВИВАЮЩАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Оплетин А.А., Оплетина Н.П.

Пермская государственная академия искусства, Школа №20,

г.Пермь, Россия

Введение. В настоящее время интеграция России в мировую культуру ориентирует отечественную систему образования на поиск путей формирования культурных стратегий развития и саморазвития личности. Вступление в действие Болонского процесса призвано активизировать мобильность личности, ее развития в освоении культурных ценностей. На основе новой парадигмы и требований общества одним из приоритетных в настоящее время выступает саморазвитие личности в процессе профессиональной подготовки в условиях вузовского образования.

Педагогика меняет свои принципы и векторы обучения будущих специалистов. Вместо традиционного воздействия на личность как ведущего метода обучения выступает личностная активность студента, развитие его творческого потенциала на всех дисциплинах, в том числе и в области физической культуры. Ведущей системой становится саморазвитие и самосовершенствование с учетом индивидуальности личности и профессиональной деятельности.

Цель исследования: Разработка новой концепции в области обучения студентов творческому личностному саморазвитию как основы их профессиональной готовности к самореализации.и формирования компетенции в данной области .

Объект исследования: учебно - педагогический процесс в вузе по дисциплине «физическая культура».

Предмет исследования: процесс создания педагогической концепции саморазвивающейся личности средствами физической культуры в условиях образовательного процесса вуза.

Гипотеза: Педагогическая эффективность личностного саморазвития студентов средствами физической культуры предполагает нами стимулирование как внутреннего в виде саморазвивающей активности так и внешне педагогической поддержки, что в целом может представить новую, более эффективную педагогическую концепцию личностного саморазвития.

Новизна исследования: В представлении нетрадиционной концепции личностного саморазвития средствами физической культуры, которая отражает процесс стимулирования саморазвивающей активности личности в раскрытии сущности саморазвивающей активности как педагогической категории в модернизации программы обучения физической культуре в условиях вузовского образования основываясь на взаимодействии традиционных и нетрадиционных педагогических технологий.

Концепция саморазвивающей активности личности выступает как базовая основа саморазвития личности средствами физической культуры.

Саморазвивающей активности личности в процессе обучения физической культуре способна стимулировать коррекцию «Я концепции» по принципу равновесности физического развития и социально нравственного воспитания студентов.

Анализ литературы по проблеме раскрытия сущности активности саморазвития показал многогранность и многоаспектность данного явления, когда в соответствии с целями и задачами исследований в области психологии и педагогики активность разными авторами рассматривается в разных гранях ее проявления. В психологической литературе отмечается, что в начале 20 века в трудах отечественных ученых активность выступает в качестве психологической реальности, отражающей субъективную позицию человека с осознанием права свободного выбора, смысла и созидания (Лазурский А.Ф., Лосский Н.О., Челпанов Г.И. и др.).

В физиологическом аспекте это явление учеными рассматривалось в свете рефлективной теории И.М. Сеченова. В последующие годы категория активности определялась как способность к самоутверждению (Бернштейн Н.А., Узнадзе Д.Н. и др.). К этой характеристике прибавляется субъективность человеческой психики, отражающей ее отношения и переживания (Выгодский Л.С., Рубинштейн С.А., Мясищев В.Н. и др.). Определяется место активности в структуре личности как мера взаимодействия с окружающей действительностью (Альбуханова-Славская КА., Брушлинский А.В., Рубинштейн С.М. и др.). Внесено понятие влияния активности на видоизменение деятельности (Ананьев Б.Г., Асмолов А.Г., Петровский В.А. и др.). В своем развитии категория активности обогащается содержанием гуманистической направленности (Петровский В.А., Леонтьев Н.А. и др.).

Особое место в изучении категории активности занимает школа В.С.Мерлина. Она рассматривает активность в теории интегральной индивидуальности личности, где активность может выступать как инициирующее начало в отношениях с окружающей средой и как систематизирующая роль в образовании межуровневых связей (Вяткин Б.А., Дорфман И.Л., Мерлин В.С., Щукин М.Р. и др.). Наиболее важна для педагогических исследований интегральная характеристика активности, где каждый уровень обладает своей собственной активностью (Мерлин В.С.). Это определяет содержательную сущность того или иного вида активности: интеллектуальная активность (Богоявленская Д.Б., Лейтес Н.С. и др.); творческая активность (Матюшкин А.М., Юркевич В.С. и др.); волевая активность (Высоцкий А.И.); личностная активность (Альбуханова Славская К.А., Асмолов А.Г. и др.); коммуникативная активность (Андреева Г.М., Бодалев А.А., Петровский А.В. и др.). В педагогическом аспекте широко представлена социальная активность (Белкин А.С., Газман О.С. Семенов В.Д., Левитан Л.М., Мудрик А.В. и др.). В психологической литературе сделана попытка интегрирования отдельных видов активности в отдельный учебной блок (Волочков А.В.).

Целостная учебная активность определяется автором как системное образование, обеспечивающее определенный уровень и характер

взаимодействия личности с обучающей средой [2. с. 11]. Автор акцентирует внимание на важнейшей особенности учебной активности ее принадлежности к субъекту, определяющей способность силы самодвижения. В учебной деятельности, по мнению автора, активность интегрирует наиболее существенные ее виды - познавательную и волевую [2. с. 11]. А.В. Волочков рассматривает активность как «полигон» для самостроения личности.

Такой подход наиболее близок к педагогическому аспекту рассмотрения категории саморазвития личности. При этом активность в этом процессе интегрирует не только интеллектуальную, познавательную активность (по Волочкову А.В.), но и социальную (по Мудрику А.В.). Учитываются и такие особенности активности как регуляция деятельности и мера включенности субъекта в процесс самостроения своей личности (Андреев В.И., Добрынин Н.Д., Зюбин Л.М. и др.). Изучая феномен саморазвития в педагогическом аспекте на основе указанных особенностей, мы делаем попытку условного выделения еще одного вида так называемую «саморазвивающую активность», применительно к образовательной деятельности. В нашем понимании саморазвивающая активность - это системное образование, интегрирующее в себе познавательную, волевую, интеллектуальную, творческую и социальную активность. Такое системное образование способно не только обеспечить определенный уровень включенности субъекта в процесс целенаправленного самостроения личности, но и представить характер его взаимодействия с окружающей средой, проявляющийся в самопознании, самоопределении, самоактуализации в целях самореализации и самоутверждения.

Саморазвивающая активность имеет гуманистическую окрашенность. Она связана с переживанием субъекта неудовлетворительностью положения в коллективе и социуме, с рефлексией по поводу соизмерения ценностей, с потоком новых средств самореализации для достижения новых ценностей и реализации их в новом опыте. Представленная саморазвивающая активность реализуется через внутренний монолог субъекта с самим собой на основе рефлексии, что выводит личность на более высокий уровень самореализации и самоутверждения, основываясь на саморегуляции и самомобилизации. Саморазвивающая активность как системное образование, представляется определенной иерархией, имеющей свою структуру.

За основу предлагаемой структуры нами взята структурная модель активности А.И. Крупнова (1984) с ориентацией на структурную модель целостной учебной активности А.В. Волочкова (2002). В нашем варианте структура имеет пять подсистем, представленных следующими компонентами: мотивационно-смысловой, аффективно -чувственный, регулятивный, деятельно -динамический и результативно-аксеологическиЙ.

Саморазвивающая активность изучалась с помощью комплекса психологических и педагогических методов. Потенциальные возможности личности, отражающие мотивационно-смысловой компонент, представлены методом мотивационной направленности личности (1 - МС) по Л. Солнцевой и Ф. Галкину [3], фрагментами метода Р. Кетелла, F - 16, форма С: интеллект (Б-B), радикализм ^ ^Г) и методом В.И. Андреева по выявлению

конкуретноспособности и способности личности к саморазвитию. Владение рефлексией определялось по модернизированному варианту неоконченных предложений [1].

Представление саморазвивающей активности позволяет переводить ее из теоретического плана в практический, что особенно важно для педагогических исследований, где активность выступает как комплекс ее отдельных видов, реализуемых в образовательной деятельности, интегрируя психическую-реальность с социально-нравственной направленностью в решении педагогических задач по развитию, саморазвитию и формированию личности. На основании полученных показателей всех компонентов структуры в уровневом измерении определяется в целом уровень саморазвивающей активности личности.(табл. 1).

Таблица 1

Определение уровня саморазвивающей активности

Компоненты структуры Уровни проявления компонентов структуры

Мотивационно -смысловой Н С С С с сС в да да да в да в в в в

Аффективно-чувственный Н Н С Н в сН с да с с да да в да да

Регтлятивный Н Н Н Н Н сН с да н да да в ДВ в в

Деятельно -динамический Н Н Н С Н сС с с да да в да в в да

Результативно -аксеологический Н Н Н Н Н сС с с да да да да в в В

Компоненты структуры Низкий (индифферентный Средний (относительный) 1 Высок (до статочный) 1 Высший (превосходный)

Уровни саморазвивающей активности

Уровень сформированности саморазвивающей активности при изучении проблемы саморазвития личности является ведущим показателем уровня саморазвития личности, но не единственным, несмотря на его комплексность. Он требует уточнения в зависимости от цели и задач исследования и характера системообразующего вида деятельности.

В данном случае аппарат диагностики изучался на материале, отражающем саморазвитие личности в образовательном процессе в области физической культуры и спорта в условиях вуза. Активное включение студентов в работу по приобщению к саморазвитию, основанное на владении ими методами физической культуры актуализировавших их «самость» и саморазвивающую активность обусловило коррекцию их личностных свойств и положительную динамику их проявления к концу экспериментальной работы. Начальный срез первый год обучения выявил низкий индифферентный уровень саморазвивающей активности (75%), средний относительный - 25%, высокий достаточный - не выявлен. Промежуточный срез второй год обучения показал 35% - низкий индифферентный, 55% - средний относительный уровень саморазвивающей активности, 10% - высокий достаточный уровень саморазвивающей активности. Третий год обучения 25% - низкий

индифферентный, 30% - средний относительный, 45% - высокий достаточный уровень саморазвивающей активности.

Заключение. При использовании компетентностного подхода физическая культура обретает свойства высокомотивированной, личностно -ориентированной деятельности, обеспечивающей максимальную востребованность личностного потенциала, признание личности и осознание ею собственной значимости в процессе саморазвития, основанной на саморазвивающейся активности.

Список использованной литературы

1. Андреев Б.И Саморазвитие творческой конкурентноспособности личности менеджера. - Казань, 1992.

2. Волочков А.Б .. Учебная активность в интегральном исследовании индивидуальности. Автореферат к. псих. н. - Пермь 2002.

3. Солнцева Л., Галкин Ф. Метод исследования личности учащихся. М., 1993.

4. Оплетин А.А.. Педагогические основы социально -нравственного саморазвития личности студента (на материале физического воспитания). Пермь, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.