Научная статья на тему 'Самораскрытие студентов с низким и высоким уровнем развития рефлексивности в адрес различных партнеров по общению'

Самораскрытие студентов с низким и высоким уровнем развития рефлексивности в адрес различных партнеров по общению Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
87
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРАСКРЫТИЕ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ / РЕФЛЕКСИЯ / РЕФЛЕКСИВНОСТЬ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Каратеев О. В.

Данная статья посвящена проблеме самораскрытия. На двух выборках студентов (с низким и высоким уровнем развития рефлексивности) исследуется объем самораскрытия в адрес различных партнеров по общению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самораскрытие студентов с низким и высоким уровнем развития рефлексивности в адрес различных партнеров по общению»

- проявление доминирования одним из супругов;

- воспитание детей;

- осуществление психотерапевтической функции;

- реализация роли «хозяина», «хозяйки»;

- значимость детей;

- лояльное отношение к браку;

- значимость сексуальной сферы семейных отношений;

- социально-психологическая адаптация;

- сексуально-поведенческая адаптация.

В целом, мужчины более адаптированы к семейной жизни, чем женщины, что можно объяснить современными тенденциями в российском обществе, а именно стремлением молодых людей к псевдоэгалитарности, при которой за женщинами кроме традиционных ролей закрепляются и мужские функции, например, материальное обеспечение семьи. В силу этого женщины менее удовлетворены супружескими отношениями и менее адаптированы к семейной жизни.

Список литературы:

1. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности. // Вопросы психологии. - 1989. - №1. - С. 92-101.

2. Волкова А.Н., Трапезникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. -1985. - №5. - С. 34-38.

3. Гендерные исследования: история, философия, образование (Коллективная монография) / Под общ. ред. Е.В. Ануфриевой, Т.П. Машихиной. -Волгоград: Изд-во ВолГМУ 2012. - С. 36-57.

4. Калмыкова Е.С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни. // Вопросы психологии. - 1983. - № 3. - С. 83-89.

5. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. -М.: Академический Проект; Киров: Константа, 2011. - 736 с.

САМОРАСКРЫТИЕ СТУДЕНТОВ С НИЗКИМ И ВЫСОКИМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНОСТИ В АДРЕС РАЗЛИЧНЫХ ПАРТНЕРОВ ПО ОБЩЕНИЮ

© Каратеев О.В.*

Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан, г. Уфа

Данная статья посвящена проблеме самораскрытия. На двух выборках студентов (с низким и высоким уровнем развития рефлексивности)

* Аспирант кафедры Менеджмента.

исследуется объем самораскрытия в адрес различных партнеров по общению.

Ключевые слова: самораскрытие, межличностное общение, рефлексия, рефлексивность, студенты.

Понятие и исследования самораскрытия возникли в 50-х годах XX века. Мы, вслед за С. Джурардом, понимаем самораскрытие как процесс сообщения другим личной информации о себе, осознанное и добровольное открытие другому человеку своего Я [7, р. 91]. Исследователи (С. Джурард, В. Дерлега, Н.В. Амяга, И.П. Шкуратова и др.) указывают на значимость самораскрытия, на его центральное положение в межличностных отношениях и важность открытости как социально-психологической черты личности. Способность к открытому общению позволяет реализовать себя в профессиональном и социальном отношении. Самораскрытие способствует самопознанию и самоопределению личности, содействует определению собственных намерений и намерений партнера по общению. В групповых отношениях самораскрытие влияет на положительные отношения в коллективе, уменьшает конфликтность, формирует чувство общности [1, 5, 6]. Таким образом, самораскрытие, открытость личности представляет ценность не только для коммуникатора, но и для реципиента, для групповых взаимоотношений.

Куда более долог век представлений о рефлексии. В имплицитном виде понимание рефлексии существует с античных времен. В нашем исследовании мы придерживаемся подхода А.В. Карпова, который понимает под рефлексией «и свойство, уникально присущее лишь человеку, и состояние осознания чего-либо, и процесс репрезентации психике своего собственного содержания» [2, с. 86]. При этом рефлексия как процесс регулирует и интегрирует другие процессы, свойства и состояния психики; рефлексия как состояние делает возможной существование психической реальности как таковой; рефлексия как свойство (рефлексивность) определяет успешность деятельности и адаптации личности [2]. Используя методику диагностики уровня рефлексивности А.В. Карпова, В.В. Пономаревой, нами были выделены две группы: высокорефлексивные (45 человек) и низкорефлексивные (53 человека) студенты, - ставшие основанием для исследования самораскрытия.

Для исследования самораскрытия нами был использован модифицированный вариант опросника С. Джурарда (адаптация И.П. Шкуратовой). Данный опросник основан на технике репертуарных решеток Дж. Келли и позволяет анализировать не только общие показатели самораскрытия, но и обращаться к частным значениям характеристик по категориям (в отношении адресата или темы самораскрытия).

Одной из задач нашего исследования являлся анализ объема самораскрытия студентов в зависимости от уровня развития рефлексивности,

включая и объем самораскрытия в адрес разных реципиентов. Данный вопрос является весьма важным для изучения и понимания особенностей самораскрытия и межличностного общения. В отечественной психологии он представлен немногочисленными исследованиями на различных выборках, где факторами, влияющими на объем самораскрытия являлись пол, возраст, семейное положение. В этой статье мы проведем анализ объема самораскрытия студентов в зависимости от партнера по общению, среди которых были выделены семь ролей: мать, отец, друг своего пола, друг противоположного пола, любимый человека, однокурсник (коллега) и преподаватель.

Таблица 1

Средние показатели объема самораскрытия по ролям в высокорефлексивной и низкорефлексивной выборках студентов

Роли Среднее значение объема самораскрытия

Высокорефлексивная выборка Низкорефлексивная выборка

Мать 35,9 31,4

Отец 25,4 23,0

Друг своего пола 36,2 31,9

Друг противоположного пола 28,8 23,5

Любимый человек 31,8 28,9

Однокурсник / Коллега 23,9 15,2

Преподаватель 16,1 11,6

Итак, исходя из результатов, представленных в таблице, можно заметить, что наибольшие средние значения объема самораскрытия в обеих группах студентов приходится на друга своего пола. Друг противоположного пола также находится на довольно высокой четвертой позиции по уровню откровенности с ним. (Стоит отметить, что в обеих выборках упорядочивание средних значений по ролям приводит к идентичным последовательностям.) Как указывает Т.П. Скрипкина: «Основная цель доверительно общения юношей и девушек со сверстниками - именно процесс самораскрытия» (цит. по [1, с. 124]). Кон И.С., в свою очередь, подтверждает тесную связь дружбы и самораскрытия [3].

На втором месте, совсем немного уступая другу своего пола, находится мать. Сложно переоценить роль матери в жизни человека, а потому неудивительно, что показатель объема самораскрытия в отношении матери занимает столь высокую позицию и в студенческой выборке. Однако на примере студенчества уже становится заметным увеличение самораскрытия в адрес ровесников, а не матери, и с возрастом он только увеличивается [5].

На третьей позиции находится самораскрытие любимому человеку. Майерс Д. указывает на то, что самораскрытие является одной из приятных сторон любви, при этом более откровенные друг с другом партнеры наи-

более удовлетворены своими отношениями [4]. В этом плане интересны результаты, полученные Н.В. Перепелицой. В них обращается внимание на то, что семейные испытуемые наибольшее самораскрытие проявляют именно в адрес супруга [5].

На пятом месте, как ни парадоксальна столь низкая позиция, находится отец. Однако подобное положение согласуется и с другими исследованиями. Схожие результаты, где невысок ранг самораскрытия в отношении отца, находятся и у отечественных и у американских исследователей [1, 5].

Наименьший объем самораскрытия наблюдается в адрес однокурсника и преподавателя. Причем Е.В. Зинченко указывает на то, что студенты мало раскрываются преподавателям независимо от уровня симпатии к нему, а общение зачастую носит формальный характер и ограничивается учебными вопросами [1]. Общение с однокурсником так же в основном связано с учебным процессом, но между тем не столь формализовано, как с преподавателем, а потому является более личным и объемным.

Таким образом, на основании приведенных результатов, можно прийти к выводу, что вне зависимости от уровня рефлексивности в обеих группах студентов показатели самораскрытия в отношении различных партнеров по общению ранжируются одинаковым образом. На первом месте находится друг своего пола, затем - мать, любимый человек, друг противоположного пола, отец, однокурсник и преподаватель. Вероятно, это указывает на детерминированность самораскрытия по ролевым позициям в первую очередь возрастными и культурными факторами. При этом важно заметить, что непосредственные значение среднего объема самораскрытия по отношению ко всем ролям выше в высокорефлексивной группе студентов.

Список литературы:

1. Зинченко Е.В. Самораскрытие и его обусловленность социально-психологическими и личностными факторами: дисс. ... канд. психол. наук. -Ростов-н/Д, 2000.

2. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов в деятельности. -М.: ИП РАН, 2004.

3. Кон И.С. Дружба. Этико-психологический очерк. - М.: Политиздат, 1981.

4. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1997.

5. Перепелица Н.В. Самораскрытие взрослых людей и его связь с Я-кон-цепцией: дисс. . канд. психол. наук. - Ростов-н/Д, 2003.

6. Шкуратова И.П. Мотивация самораскрытия в межличностном общении // Психологический вестник. - Ростов-н/Д: Изд-во РГУ, 1998.

7. Jourard S.M., Lasakow P. Some factors in self-disclosure // Journal of Abnormal and Social Psychology. - 1958. - Vol. 56 (1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.