УДК 1
Трис Е.О.,
воспитатель, педагог дополнительного образования,
детский сад № 83 г.Томск
САМОРАСКРЫТИЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ Аннотация
В статье раскрыта специфика сохранения психологического здоровья в дошкольном возрасте как системного показателя, определяющего физическое, эмоциональное и социальное благополучие ребенка. Рассмотрено соотношение между психическим здоровьем и самораскрытием.
Ключевые слова:
психическое здоровье, дошкольный возраст, самораскрытие, предметно-развивающая среда.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования [1] развитие ребёнка дошкольного возраста в образовательном процессе должно обеспечивается целостным процессом социализации и индивидуализации. Стандарт выдвигает ряд требований к социально-индивидуальному развитию детей. К числу этих требований относятся: развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, формирование доверительных отношений и способности к самораскрытию; становление социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; готовности к совместной деятельности со сверстниками; уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых.
Отечественные ученые А. С. Белкин, В. В. Давыдов, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин считают, что каждый ребенок проходит огромный путь социализации развития в дошкольном возрасте, формирование духовного мира человека. Ребенок, осваивая культуру общечеловеческого опыта через межличностные отношения и общение с другими людьми. Умение ребенка общаться позволит ему в дальнейшем быть успешным, комфортно чувствовать себя в обществе. Межличностные отношения являются значимыми при формировании личности способной успешно адаптироваться в современном социокультурном пространстве [4].
Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят изменения во всех сферах: совершенствование психофизиологических функций, возникновение системы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, что естественным образом влияет на психическое здоровье.
Понятие «психическое здоровье» используется как в медицинской литературе, так и в практике. Состояние психического здоровья объясняется с точки зрения условий психосоциального развития [2].
Многие ученых занимались изучением проблемы психического здоровья: А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, И. В. Давыдова, И. В. Дубровина, А. В. Петровский.
Психическое здоровье - это не только душевное здоровье, но и, прежде всего, личностное. Оно является обязательным условием полноценного развития ребенка на протяжении всей его жизни. В дошкольном возрасте закладываются основы личности, развиваются ее главные свойства: психическое и физическое здоровье, а также нравственный и культурный потенциал. Психическое здоровье является важнейшей составной частью адаптации ребенка, а с другой - является основой развития его потенциала и жизненных сил [3].
В психологическую литературу термин психического здоровья пришел сравнительно недавно. Практически в каждом словаре отсутствует понятие «психическое здоровье». По мнению А. Г. Асмолова, психологическое здоровье - состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием
болезненных психический явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности [2].
Дошкольный возраст является ключевым в качестве закладки основных составляющих психологического здоровья взрослого человека. Поэтому важно сохранить психологического здоровья в детстве. С точки зрения ученых, предметно-развивающая среда должна формировать условия для самораскрытия каждого дошкольника и при этом способствовать сохранению психического здоровья.
Исследовательская деятельность проводилась на базе МАДОУ детский сад № 83 г. Томск среди детей старшего дошкольного возраста. Исследование состояния психического здоровья детей проводилось с помощью методики комплексной экспресс-диагностики, разработанной Р. В. Овчаровой [6], позволяющей выявить уровень психологической деформации состояния ребенка, характер дисгармоний различных сторон его жизнедеятельности, признаки и проявления нарушений его психологического здоровья.
В результате проведенного исследования были получены результаты, представленные на рисунке 1.
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
Рисунок 1 - Результаты диагностики психического состояния дошкольников по методике Р.В. Овчаровой
В результате проведенного исследования было выявлено, что среди дошкольников есть дети, которые нуждаются в коррекции психического здоровья. Данные, полученные на этапе исследования, показали, что высокие показатели выявляют группу детей, с которыми необходима работа педагогов и психологов.
Обязательным условием создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении является опора на личностно-ориентированную модель.
Цель педагога дошкольного образования - способствовать формированию ребенка как личности. Все это подразумевает решение следующих задач: формирование у ребенка доверительного отношения к миру, ощущения счастья существования (психологическое здоровье); развитие основ личности (социокультурное развитие); формирование личности ребенка в процессе сохранения психического здоровья дошкольника.
На основании анализа психолого-педагогической литературы и проведенной диагностики были сформулированы психолого-педагогические условия, обеспечивающие процесс успешного развития способности к самораскрытию у старших дошкольников. Для реализации данных условий использовались следующие инструменты: проведение специальных занятий с использованием различных игр и игровых упражнений, организация разнообразных игр, консультирование педагогов и родителей [5].
-50% 63% о 54%
-42% м ----
11 о/„ ---' 33%
17% 1 17%
л -4%- ■
Высокий Средний Низкий
□ Психологическая деформация состояния
□ Дисгармония состояния
□ Признаки нарушения психологического здоровья
В результате исследования было выявлено, что в развивающей работе необходимо использовать задания, направленные на повышение уровня самораскрытия детей дошкольного возраста с целью сохранения психического здоровья. Следует использовать игровые технологии, направленные на развитие межличностных отношений, снятие эмоционального напряжения, разрушение межличностных барьеров, создание эмоционального подъема детей с целью сплочения группы; методики релаксации (например, «В лесу» (звуки природы) - в задачи которой входит эмоциональное и мышечное расслабление, формирование благоприятного эмоционального фона группы; а также рефлексию [4].
Педагоги должны поощрять самостоятельность детей в процессе творческой и интеллектуальной работы, в процессе занятий должно сформироваться чувство защищенности, доверительного отношения к взрослому.
Результатом педагогической деятельности должны стать:
- расширение знаний детей о себе;
- улучшение понимания своего эмоционального состояния;
- владение навыками эффективного взаимодействия,
- развитие произвольности и самоконтроля.
Самораскрытие является начальным звеном и основой существования и проявления самосознания личности ребенка-дошкольника. Самораскрытие способствует формированию социального пространства личности дошкольников, что приводит к самораскрытию и сохранению психического здоровья.
Список использованной литературы:
1. ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс]. - URL-адрес: http://d25101.edu35.ru/ ourchhome/obraz-standarty/128-fgos-do (дата обращения 28.07.2023).
2. Асмолов, А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. - Москва: Издательство МГУ, 2022. - 367 с.
3. Ваторопина, С. В. Развитие креативности у детей как условие сохранения психологического здоровья / С. В. Ваторопина, М. Л. Сепп // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S9. -URL: http://e-kon-cept.ru/2017/470119.htm (дата обращения 28.07.2023).
4. Двоеглазова, М. Психолого-педагогические условия развития игры как культурной практики дошкольного детства / М. Двоеглазова // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 11. - С. 22-24.
5. Дубровина, И. В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / И. В. Дубровина. - Екатеринбург: Деловая книга, 2020. - 176 с.
6. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования / Р. В. Овчарова. - Москва: Академия, 2021. - 448 с.
© Трис Е.О., 2023